Jump to content



Recommended Posts

Жуны (кит. трад. , пиньинь: Róng, палл.: жун — букв. воинственное племя) — китайское название племён, обитавших вдоль северных и северо-западных границ империи Чжоу (1123—254-е годы до н.э.). Традиционно рассматриваются как протомонгольские и прототангутские племена.

Расселение[править | править код]

Кочевники, населявшие Центральную Азию в VIIVI веках до н.э., именуются Сыма Цянем жунами или ди (бэйди). Позднее их стали называть ху (букв. чужестранный, варварский)[1].

Жуны занимали территорию, весьма однородную по ландшафту и монолитную: на северо-западе они населяли оазис Хами[2], где граничили с индоевропейскими чешисцами, обитавшими в Турфане; на юго-западе они владели берегами озера Лобнор и Черчен-Дарьи, примыкая к Хотану и горам Алтынтага, где кочевали тибетцы — жокянь (или эрркян); жунам принадлежало также плоскогорье Цайдам, а родственные им племена ди жили в северной Сычуани[3].

Главная масса жунских племен группировалась в Северном Китае. В провинции Хэбэй жили племена: бэйжун (они же шаньжун), цзяши (ответвление племени чиди), сяньлюй, фэй и гу (ответвления племени байди), учжун. Общее их название было — бэйди. На западе жили племена, получившие общее название жунди. Они обитали среди китайского населения, не смешиваясь с ним, в провинциях: Шэньси — дажуны, лижуны, цюаньжуны; Ганьсу — сяожуны; Хэнани и Шаньси — маожуны, байди, чиди, цянцзюжуны, луши, люсюй и дочэнь[4]. К жунскому племени принадлежали кочевые племена лэуфань и баянь. Лэуфань вначале проживали в Шаньси (в области современной Тайюань)[5], но позже переселились в Ордос[3]. Лэуфань слились с хуннами во II в. до н.э. Икюйские жуны обитали между Хуанхэ и Вэй, севернее устья Вэй[6]. Также упоминаются следующие этнические названия: сижуны, юаньжуны[7], цзянжуны, лежуны, гуаньжуны[8].

Этническая принадлежность[править | править код]

Жуны традиционно рассматриваются как протомонгольские и прототангутские племена[9][10][11][12][8].

Жуны — предки хунну и монголов[править | править код]

Согласно Д.Д. Дондоковой, жуны делились на цюань-жунов и шань-жунов. Шань-жуны ею названы предками дун-ху, несомненно, генетически связанными с монгольской этнической общностью[9]. По Л.Н. Гумилёву, шаньжуны (горные жуны) — самое восточное племя жунов, обитавшее на склонах Хингана и Иньшаня. Шаньжуны слились частью с восточными монголами — дунху, частью — с хуннами. Не менее интенсивно сливались они с китайцами, а на западе — с тибетцами[13]. Цюаньжуны — название одного из северо-западных племен. Они назывались также цюаньи или куньи (хуньи). Упоминаются в Хань шу, в Чжу-шу цзи нянь и других древних книгах[14].

Согласно Н.Я. Бичурину, шань-жуны — название монгольского поколения, до II в. до н.э. обитавшего на землях, занимаемых ныне аймаками аохань, наймань и корцинь во Внутренней Монголии[15]. Янь Шы-гу, живший в VII веке[16], писал, что поколения шань-жунов и дун-ху были предками древних монголов ухуаньцев и сяньби[17][10]. П.Б. Коновалов в трактовке Бортэ-Чино, легендарного предка монголов, как сына тибетского правителя усматривает древние генетические связи предков монголов с племенами жун, часть которых явилась и предками тибетских племен[11]. Л.Л. Викторова в числе племен и народов генетически связанных с монголами упоминает цюань-жунов, шань-жунов, бэйди и дунху[12].

Сыма Цянь отождествляет хуннов с шань-жунами[10]. Жунов и ди (бэйди) шанцы и чжоусцы называли общим именем жунди, а также гуйфан, хуньи, цюаньи, цюаньжун, сюньюй, сяньюн. После периода Чжаньго их также называли ху и сюнну (хунну)[18].

В.Ш. Бембеев отмечал языковые сходства и общность обычаев у бэйди, протомонголов дунху, хунну и тугю[19]. Б.Р. Зориктуев также отождествляет бэйди с предками монголов и бурят, отмеченных в монгольских летописях как «бэда, бэди, бида»[20].

Ван Го-вэй (1877—1927 гг.) на основе анализа надписей на бронзе, а также структуры иероглифов, в результате фонетических изысканий и сопоставления полученных данных с материалами различных источников пришел к выводу, что встречающиеся в источниках племенные названия гуйфан, хуньи, сюньюй, сяньюнь, жун, ди (бэйди) и ху обозначали один и тот же народ, вошедший позднее в историю под именем сюнну[21]. Достаточно убедительно разработанная теория Ван Го-вэя нашла сторонников среди большинства китайских историков. Таким образом, сюнну были издавна известны в Китае под paзличными названиями. На стыке династий Шан и Чжоу они носили названия: гуйфан, хуньи или сюньюй, при династии Чжоу — сяньюнь, в начале периода Чуньцю — жун, а затем ди. Начиная с периода Чжань-го их называли ху или сюнну[22].

В дальнейшем ряд исследователей также поддержали данную теорию, считая, что племена, входившие в общность сяньюнь[23], чуньвэй (шуньвэй)[24], хуньи[22][25], цюаньи[18], сюньюй, жун, шань-жун[26], цюань-жун, гуйфан, бэйди (ди)[27], представляли собой предков хунну. Согласно Н.Я. Бичурину, хуньюй, хяньюнь и хунну — три разные названия одному и тому же народу, известному ныне под названием монголов[28].

Жуны — предки тангутов[править | править код]

Западные жуны (сижуны) стали предками тангутов. Согласно Л.Н. Гумилёву, после поражения от китайцев жуны слились с кочевыми тибетцами-дансянами; из этого слияния возникли тангуты[6]. Как считают некоторые ученые, цюаньжуны в Период Сражающихся царств говорили на тибето-бирманских языках[29][30].

Согласно Г.Е. Грумм-Гржимайло, «тангуты — народ, возникший из смешения ди и цянов (тибетцев)»[31]. Дисцы и тангуты были полукочевыми и земледельческими племенами. Предполагается, что народность байма, подгруппа тибетцев, проживающая в настоящее время на юго-востоке провинции Ганьсу и северо-западе провинции Сычуань, происходит от этих племён ди.

В этническом формировании западных жунов и тангутов прослеживается смешение монголоидных и европеоидных черт. По всей вероятности, данный факт объясняется индоарийскими миграциями. Тангуты, которые ответвились от жунов[32][33], были исконным монголоидным народом, как и другие тибето-бирманские народы, при этом, согласно некоторым источникам, в них прослеживаются европеоидные черты. Н.М. Пржевальский писал, что тангуты отчасти напоминают цыган[34]. О смешении монголоидных и европеоидных черт у тангутов также пишут Г.Е. Грумм-Гржимайло[35], П.К. Козлов[36], В.А. Обручев[37].

Древний китайский источник «История гаочэ» (VI в.) сообщает, что чиди — предки динлинов, в период Вёсен и Осеней (722 г. до н.э. — 481 г. до н.э) были в Северо-Западном Китае. Но учёные не нашли археологических доказательств миграции чиди в Сибирь. Племена чиди, возможно, были в составе племенного союза ди — потомков древних жунов[38]. Янь Шигу (VII в.) в своих комментариях использовал слова жун и ху как собирательное название воинственных племён и причислял усуней к жунским народам[39].

 

https://ru.wikipedia.org/wiki/Жун

Link to comment
Share on other sites

Я не понял, что нужно обсуждать у Жуннов, так как приведена общая информация из справочников и первоисточников и в ней нет противоречий. 

Если были хотя бы некоторые сведения по генетике Жаннов и Монголов, можно было бы генетическое родство Жуннов,.Монголов  или Тангутов.

Также нет информации о языковых совпадениях современных народов и Жуннов, можно было бы  анализировать языковую принадлежность Жуннов.и кто потомки Жуннов.

Nurlan51

 Вставить медиа

Link to comment
Share on other sites

02.03.2019 в 00:12, Nurlan51 сказал:

Я не понял, что нужно обсуждать у Жуннов, так как приведена общая информация из справочников и первоисточников и в ней нет противоречий. 

Если были хотя бы некоторые сведения по генетике Жаннов и Монголов, можно было бы генетическое родство Жуннов,.Монголов  или Тангутов.

Также нет информации о языковых совпадениях современных народов и Жуннов, можно было бы  анализировать языковую принадлежность Жуннов.и кто потомки Жуннов.

Nurlan51

 Вставить медиа

У Лоуфаней в Китае гаплогруппа C3. Лоуфани часть жунов. 

Link to comment
Share on other sites

Есть работа китайского учёного на эту тему. Когда впервые открыл, то там была карта настолько далеко на юг были распространены жуны. Китаец выделяет 2 пояса инородцев: 1-й пояс составляли жуны, которые антропологически близки к китайцам, 2-й пояс составляли люди, принадлежавшие скифо-сибирскому миру, северные монголоиды. Затем в период расширения китайских царств все 2 пояса были ассимилированы. Работа была на английском языке. 

Тот электронный ресурс, который впервые открыл стал просить 30 евро за статью. Сегодня оплатил, но статья всё равно недоступна. На другом сайте имеется возможность непосредственно просить автора поделиться статьёй.

Статья, которую перевёл гугл-транслитом с английского языка, называется: Структура археологических культур в северном Китае в период Восточного Чжоу до династии Цинь - также на взаимодействиях между этническими группами Жун, Ди и Ху и Центральными равнинами.

1) https://www.degruyter.com/view/journals/char/16/1/article-p178.xml#j_char-2016-0017_fig_001_w2aab2b8d309b1b7b1ab1ab2b3Aa. Эта первая ссылка, которую сперва прочитал, но позже стал просить денег.

2) https://www.researchgate.net/publication/310592831_The_pattern_of_archaeological_cultures_in_northern_China_during_the_Eastern_Zhou_Period_to_the_Qin_Dynasty_-_also_on_the_interactions_among_the_Rong_Di_and_Hu_ethnic_groups_and_the_Central_Plains. Вторая ссылка, где можно попросить статью у автора.

 

 

Link to comment
Share on other sites

Create an account or sign in to comment

You need to be a member in order to leave a comment

Create an account

Sign up for a new account in our community. It's easy!

Register a new account

Sign in

Already have an account? Sign in here.

Sign In Now


×
×
  • Create New...