Перейти к содержанию

Рекомендуемые сообщения

Каждая культура создает свой тип героя, свой пример для подражания.

В этом году - 250 летие со дня рождения национального героя башкир - Юлай улы Салауата. Роль данной личности в национальном самосознании башкир огромна, имя Салавата давно уже стало нарицательным, образ превратился в миф.

В данной связи хотелось бы поднять вопрос об образе героя в культуре тюркских народов, народов Евразии:

об характерных чертах, сфере деятельности и проч. Общее и особенное.

Что касается моего народа, то с раннего средневековья архетип героя складывался, по всей видимости, в рамках общестепной культуры - возник феномен т.н. "батыра" с сопутствующим кодексом чести и другими атрибутами.

Некую собственно башкирскую специфику, я нахожу в явлении "романтизации", точнее в привнесении чувственности в образ батыра-воина.

Салават не только воин, но и поэт с необыкновенно лиричными стихами. Что касается новой истории: то наряду с З.Валиди не менее популярен Шайхзада Бабич - один из наиболее ярких башкирских поэтов и деятельный участник национального движения начала XX в. Небезизвестный лидер молодежного движения 90-х также известен и как певец.

В том же что данный феномен имеет глубокие корни убеждает, скажем, сказание "Последний из Сартаева рода", где в образы Кармасана и Сармасана представляют яркие примеры обоих архетипов:

"Тынлагыз барыгыз да!

Я раскажу вам о своих детях. Их было двое. Это было два сына.

Когда родился первый, а дал ему имя - Кармасан. Второго же я назвал Сармасан, в честь брата моего отца.

Их нет теперь.

Они ушли от силы света.

Но имена их выжжены в моем сердце!

Смерть - есть чаша из которой все живущее вынуждено пить.

Иляги! Аларнын кабэрен рахматын иля тутыр!

Я скажу:

Они нисколько не походили друг на друга, хотя и были дети одной матери, имя которой было Улькун.

Старший был выше брата на полголовы и имел такие глаза, как хорошо созревшие ягоды карагата после дождя.

Он всегда был смел и отважен, как раненный беркут. Я видел после:

Барласы Тимера убили под ним коня. Уже аркан мурзы Кутлубека готовился опуститься на его шею. Но он вскочил, схватил Кутлубека и прыгнул с ним вниз со скалы в воду.

Его кистан разбивал одетые в железо головы атабеков, точно спелы орехи. За всю свою жизнь видел только шесть промахов своей стрелы. Он был егет.

Еще - Сармасан.

Эй, агайларым! Видали ли вы когда-нибудь молодую надреченую осокорь? Она стоит прямо потому, что она стройная. Айе. И если ее качает ветром, она качается мягко. Она - всегда красивая. Щупай. Вот такой же был и мой Сармасан. Он услаждал мой слух своими песнями, он хорошо умел играть на курае. Он был и певцом и храбрым яу. И это было хорошо. Я любил его. Я любил их обоих. Они были мои дети, они были славные батыры, имена их остались навечно..." Башкирские народные предания и легенды. Уфа, 2001. стр. 246-247.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Бабич был татарином. Даже его себе забрали.

Всех себе пытаются причислить. Если родился в Башкирии - то неважно, что башкир там 25%, неважно татарин или русский запишут в башкиры.

Акмуллу украли, Мустай Карим сам предал татар, Заки Валиди сам предал татар. Ведь он действительно был татарином. Но почему то на них обозлился, может некоторые татары когда он учился в Казани (почему-то он учился в Казани) не считали его за татара, говорили, что он башкир. Вот и решил раз некоторые татары его не принимали переметнуться к башкирам и стать их героем.

Салават Юлаев и тот был по матери типтяр-татарин. Его даже украли, не признаются что он наполовину татарин. Шаймиева башкиром объявляют.

Я слышал вроде Тукая хотят объявить башкиром. Кто следующий? Марджани? Муса Джалиль? Каюм Насыйри? Александр Македонский? Чингисхан?

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Уважаемая администрация форума!

Прошу пресечь провокационные высказывания, поскольку данная практика уже не смешна.

Позволю себе опубликовать одно стихотворение Ш. Бабича

"Башкортостан мухариатена каршы татарга"

Намыс менан уйнап уналмасhын,

Бикар китер hинен талашын;

Еналмасhын манге, тыйалмасhын

Ирек hойган Урал балаhын!..

hеззан тугел, башкорт урыстан да,

Етер инде, байтак кысылган...

Узе усун узе тырышканда

Таяк тыкма, булhан мосолман!..

Карак тугел hина, нафлак hатып,

Иблесанеу, янау, тарланыу.

Бер куркыткан булып, бер алдатып,

"Харап булдын!" - тиер зарланыу.

Алданыуга башкорт курсак тугел,

Тешен етмас инде терhакка!..

Безза намыс, ялкын haм ак кунел,

Мыскыл итма беззе, йаберhетма!..

"Кушыл безга, башкорт", - тиган менан

Айырылhынмы башкорт милкендан?

Йашел сапан, салма кейган менан

Тулкуллугун маглум hыртындан!..

Йаш Башкортостан. Зангар йырзар китабы. 1917-1918.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Нет уж Арсен, не затыкай мне рот.

Забирайте Мустая Карима, Заки Валиди - такие нам не нужны.

А Бабича не отдадим!

Кстати близкий друг Салавата Юлаева Канзафар Усаев тоже был татарином. Но почему-то об этом в Башкирии скромно умалчивают.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Попросите чтобы Вам перевели стихотворение если не владеете языком, потом будете юродствовать "не отдадим"

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

И как это, каким способом вдруг стали "башкирскими" и даже вошли в антологию башкирской поэзии поэты Мифтахутдин Акмулла, Гали Чокрый, Шаехзаде Бабич, писатель Мазит Гафури и даже Габдулла Тукаев, которому по приезде в Уфу не так-то просто было встретить "настоящего" башкира? Ведь все они считали себя деятелями татарской литературы и культуры, и таковыми считали их и другие на протяжении ста-двухсот лет. "Башкирским" был объявлен и выдающийся татарский ученый Риза Фахретдин. Вот так, в одночасье стала начинкой новоиспеченного пирога целая плеяда деятелей татарской культуры.

http://tatar-bashkort.narod.ru/aydhalim/04-ayhalim.htm

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Админу: предлагаю закрыть доступ на форум Шамилю II за злостный и тупой оффтоп.

О Бабиче - повторю, он по праву стоит в одном ряду с Салауатом, Караhакалом и другими героями.

Чего стоит его призыв, воплотившейся в жизнь:

Курашеп уткар кыс,ка гумерен,де (Борясь проведи короткую жизнь).

Его творения "Без узебез - башкорттар" (Мы сами - башкиры), строки из "Башкортостан" "Арысландар уз ерен залимдарзан таптатмас// Таптайым да тип атлаhа, башкорт kаны атлатмас" и др и др уже давно перешли в разряд народных. Можно кстати скачать в исполнении Карауан-сарая:

http://karavansarai.narod.ru/mp3/yirzaryby...shkortostan.mp3

достаточно яркая иллюстрация "башкорт рухы"на.

Это вам не "я помню чудное мгновенье" :)

Перевод приводимого выше стихотворения Ш. Бабича:

Татару, противнику Правительства (государства) Башкортостана.

Не ты выгадаешь играя с честью -

Впустую пройдет твоя возня;

Вовек не победишь, не подавишь

Свободу чтущего сына Урала!

Башкорт и не от вас, от русских

Хватит! Уж много был ущемлен;

Сам для себя когда стремится

Палки не ставь, коль мусульман!

Не нужно тебе, совесть продав

Сатанеть, грозить и мелочиться.

То испугать пытаясь, то обхитреть

Причитать: "Ты остался обманут!"

Чтоб обмануться башкорт не игрушка -

Не по зубам тебе плечо!..

В нас честь, в нас пламя и белая совесть -

Не пробуй задеть нас иль покоробить!..

После "присоединяйся к нам, башкорт"

Разве отличен он будет от прочего добра,

Зеленым халатом, чалмой сокрытой,

Лисостью прославленной душонки?

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Для публикации сообщений создайте учётную запись или авторизуйтесь

Вы должны быть пользователем, чтобы оставить комментарий

Создать аккаунт

Зарегистрируйте новый аккаунт в нашем сообществе. Это очень просто!

Регистрация нового пользователя

Войти

Уже есть аккаунт? Войти в систему.

Войти


×
×
  • Создать...