Jump to content



Rust

Погребальные обряды кочевников Евразии

Recommended Posts

Из статьи "Формы погребения бурят" Суворовой А.С.

"...До XIX в. буряты имели обычай кремировать покойных без различия пола и возраста [16, с. 223]. С принятием буддизма, забайкальские буряты стали кремировать буддийских священнослужителей. Кремации подвергались также люди, пользующиеся особым уважением среди сородичей [15, с. 117]. В конце XIX в. у большинства предбайкальских бурят сожжение мертвых сохранялось в основном при похоронах шаманов [12, с. 92].

Обряд кремации, насколько известно, в настоящее время распространен в Эхирит-Булагатском и Ольхонском районах. Кремируют обычно шаманов, людей старше семидесяти -восьмидесяти лет [17, с. 82].

У ольхонских бурят считается, что обряд кремации сэлмэдэг предоставляет душе тысячу лет жизни (сэлмэдэг мянган наhатай). Слово сэлмэдэг образовано от слова сэлмэг - «ясный, чистый» и является однокоренным со словом сэлмэхэ - «очищать» [11, с. 29]. Описывая погребальные обряды ольхонских бурят, С.Г. Жамбалова зафиксировала информацию о сооружении сруба, который предназначался для кремации. Она пишет: «В лесу на земле устанавливают своеобразный сруб для кремации (мянган наhанай гэр). Для чего рубят чистое дерево из лиственницы или сосны. Выбирают та-

кое дерево, чтобы хорошо горело, очищают его от коры. В срубе раскладывают слой сухого хвороста, на который укладывают усопшего. Сруб поджигают пожилые мужчины, которые остаются здесь, пока не загорится хворост» [10, с. 49].

Некоторые сведения о проведении данного обряда в Эхирит-Булагатском районе имеются в рукописи Б.Бамбаева, из которой следует, что по прибытии на место кремации старики занимались брызганием вина, а молодые люди собирали дрова и, складывая их в четырехугольной форме, внутри оставляли пустое место. В нем стелили потник, на котором клали усопшего головой на северо-восток. Под голову покойного клали седло, по бокам одежду, украшения, вооружения, полозья разобранных саней или части также разобранной телеги. Сверху клали еще сухие дрова. После этого подводили огонь со стороны головы покойника. Пока огонь не дошел до головы покойного, все спешно уезжают» [ОФ ЦВРК ИМБТ СО РАН ф.11, оп. 1, д. 13, л. 35].

...

У бурят был распространен воздушный способ погребения. На то, что хоронили на аранга-сах, в частности, указывают Н.Н. Агапитов и М.Н.Хангалов. Они писали: «...сам умирающий, будь он шаман, или простой бурят - назначает

место, где его похоронить. Если же он сделать этого не успеет, то погребение производится по указанию шамана. Кладбищем шаманов служат заповедные рощи. Посреди совершенно безлесного пространства возвышаются отдельные группы деревьев, заметные издали; рощи эти бывают или на ровных местах или чаще на горах: каждый род или улус имеет свою рощу» [2, с. 56-57].

Скорее всего, воздушный способ погребения практиковался в отношении простых бурят, которые были поражены молнией. Такие люди считались избранниками неба - тэнгери, поэтому им воздаются шаманские почести при похоронах, их причисляют к шаманам, при призывании богов они получают жертву наравне с шаманами [ЦВРК ИМБТ СО РАН, ф. 36, оп. 1 д. 1022]. Потомки и сородичи человека, умершего от молнии получали шаманский корень (удха) и могли стать шаманами или шаманками, которым покровительствовал их родич [3, с. 73]. При похоронах людей, умерших от молнии, устраивали обряд нэрьер хурай, который отличался соблюдением сложных правил шаманского ритуала [11, с. 294].

О специальном способе захоронения убитых молнией свидетельствуют также косвенные данные. В документе, зафиксированного в 1883 г. в Балаганской степной думе, который направлен на борьбу с традиционным воздушным захоронением. Это сведение об убитом грозою инородце Булутского рода Отохине Онгошкине. Члены думы в целях борьбы с традиционными обычаями погребения сделали специальное распоряжение Нукутскому родовому управлению о зарытии тела инородца в землю на установленную глубину [ГАРБ, ф. 3, оп. 1, д. 1829, л. 44]."

Link to comment
Share on other sites

1 минуту назад, Дамир сказал:

Из статьи "Формы погребения бурят" Суворовой А.С.

"...До XIX в. буряты имели обычай кремировать покойных без различия пола и возраста [16, с. 223]. С принятием буддизма, забайкальские буряты стали кремировать буддийских священнослужителей. Кремации подвергались также люди, пользующиеся особым уважением среди сородичей [15, с. 117]. В конце XIX в. у большинства предбайкальских бурят сожжение мертвых сохранялось в основном при похоронах шаманов [12, с. 92].

Обряд кремации, насколько известно, в настоящее время распространен в Эхирит-Булагатском и Ольхонском районах. Кремируют обычно шаманов, людей старше семидесяти -восьмидесяти лет [17, с. 82].

У ольхонских бурят считается, что обряд кремации сэлмэдэг предоставляет душе тысячу лет жизни (сэлмэдэг мянган наhатай). Слово сэлмэдэг образовано от слова сэлмэг - «ясный, чистый» и является однокоренным со словом сэлмэхэ - «очищать» [11, с. 29]. Описывая погребальные обряды ольхонских бурят, С.Г. Жамбалова зафиксировала информацию о сооружении сруба, который предназначался для кремации. Она пишет: «В лесу на земле устанавливают своеобразный сруб для кремации (мянган наhанай гэр). Для чего рубят чистое дерево из лиственницы или сосны. Выбирают та-

кое дерево, чтобы хорошо горело, очищают его от коры. В срубе раскладывают слой сухого хвороста, на который укладывают усопшего. Сруб поджигают пожилые мужчины, которые остаются здесь, пока не загорится хворост» [10, с. 49].

Некоторые сведения о проведении данного обряда в Эхирит-Булагатском районе имеются в рукописи Б.Бамбаева, из которой следует, что по прибытии на место кремации старики занимались брызганием вина, а молодые люди собирали дрова и, складывая их в четырехугольной форме, внутри оставляли пустое место. В нем стелили потник, на котором клали усопшего головой на северо-восток. Под голову покойного клали седло, по бокам одежду, украшения, вооружения, полозья разобранных саней или части также разобранной телеги. Сверху клали еще сухие дрова. После этого подводили огонь со стороны головы покойника. Пока огонь не дошел до головы покойного, все спешно уезжают» [ОФ ЦВРК ИМБТ СО РАН ф.11, оп. 1, д. 13, л. 35].

...

У бурят был распространен воздушный способ погребения. На то, что хоронили на аранга-сах, в частности, указывают Н.Н. Агапитов и М.Н.Хангалов. Они писали: «...сам умирающий, будь он шаман, или простой бурят - назначает

место, где его похоронить. Если же он сделать этого не успеет, то погребение производится по указанию шамана. Кладбищем шаманов служат заповедные рощи. Посреди совершенно безлесного пространства возвышаются отдельные группы деревьев, заметные издали; рощи эти бывают или на ровных местах или чаще на горах: каждый род или улус имеет свою рощу» [2, с. 56-57].

Скорее всего, воздушный способ погребения практиковался в отношении простых бурят, которые были поражены молнией. Такие люди считались избранниками неба - тэнгери, поэтому им воздаются шаманские почести при похоронах, их причисляют к шаманам, при призывании богов они получают жертву наравне с шаманами [ЦВРК ИМБТ СО РАН, ф. 36, оп. 1 д. 1022]. Потомки и сородичи человека, умершего от молнии получали шаманский корень (удха) и могли стать шаманами или шаманками, которым покровительствовал их родич [3, с. 73]. При похоронах людей, умерших от молнии, устраивали обряд нэрьер хурай, который отличался соблюдением сложных правил шаманского ритуала [11, с. 294].

О специальном способе захоронения убитых молнией свидетельствуют также косвенные данные. В документе, зафиксированного в 1883 г. в Балаганской степной думе, который направлен на борьбу с традиционным воздушным захоронением. Это сведение об убитом грозою инородце Булутского рода Отохине Онгошкине. Члены думы в целях борьбы с традиционными обычаями погребения сделали специальное распоряжение Нукутскому родовому управлению о зарытии тела инородца в землю на установленную глубину [ГАРБ, ф. 3, оп. 1, д. 1829, л. 44]."

От себя добавлю, что у меня в роду кремации подвергаются мужчины, старики и женщины преклонного возраста. Тело погружают на сруб, поджигают и уходят оставляя гореть без присмотра, уходят не оборачиваясь. На следующий день кто-то не из родственников посещает это место и если остались несгоревшие фрагменты костей, то собирают их вместе и дожигают.

Link to comment
Share on other sites

3 часа назад, Дамир сказал:

От себя добавлю, что у меня в роду кремации подвергаются мужчины, старики и женщины преклонного возраста. Тело погружают на сруб, поджигают и уходят оставляя гореть без присмотра, уходят не оборачиваясь. На следующий день кто-то не из родственников посещает это место и если остались несгоревшие фрагменты костей, то собирают их вместе и дожигают.

 

Корни традиции из Тибета и тибетского буддизма?

 

Link to comment
Share on other sites

1 минуту назад, АксКерБорж сказал:

 

Корни традиции из Тибета и тибетского буддизма?

 

У нас в западной этнической Бурятии буддизм неизвестен, те дацаны, что сейчас строят, для нас скорее как в музей сходить поглазеть

Link to comment
Share on other sites

3 часа назад, Дамир сказал:

От себя добавлю, что у меня в роду кремации подвергаются мужчины, старики и женщины преклонного возраста. Тело погружают на сруб, поджигают и уходят оставляя гореть без присмотра, уходят не оборачиваясь. На следующий день кто-то не из родственников посещает это место и если остались несгоревшие фрагменты костей, то собирают их вместе и дожигают.

Хотя в этой статье пишут о трехдневном промежутке между кремацией и повторным посещением останков:

"Маловероятно, что обряд «ясу барибай» у дауров мог появиться в результате ассимиляции эвенков, поскольку обнаруживаются лингвистические и этнографические параллели, свидетельствующие об общемонгольской основе данного обряда. На первый взгляд, наиболее близкие параллели обнаруживаются в погребальной обрядности западных бурят, которые на третий день после кремации покойника проводили обряд под названием <^а барьха» (собирать кости). Собирали оставшиеся от сожжения кости, остатки от оружия и других предметов, складывали в берестяное лукошко и закапывали в землю на месте сожжения. Как отмечал М. Н. Хангалов, «это выражение сохранилось и сегодня, хотя обычай сжигать покойников уже почти совсем вывелся; так в настоящее время называют обычай поминать покойника на третий день пиром» [10, с. 185]."

"Типы захоронений и некоторые погребальные обряды как источники изучения этногенеза дауров" Цыбенов Базар Догсонович

Link to comment
Share on other sites

32 минуты назад, Дамир сказал:

У нас в западной этнической Бурятии буддизм неизвестен, те дацаны, что сейчас строят, для нас скорее как в музей сходить поглазеть

 

Буряты разве не буддисты Тибетской школы?

Если вы считаете, что ваша традиция кремации не связана с тибетским буддизмом (ламаизмом), то откуда она по вашему?

 

Link to comment
Share on other sites

3 минуты назад, АксКерБорж сказал:

Буряты разве не буддисты Тибетской школы?

Я же говорю, что вы многого о нас не знаете, но в своих постах всегда утверждаете про нас то-то и то-то.

Нет, западные буряты в дацаны ходят только на экскурсии или в поисках чуда, не считая тункинских.

9 минут назад, АксКерБорж сказал:

Если вы считаете, что ваша традиция кремации не связана с тибетским буддизмом (ламаизмом), то откуда она по вашему?

Да откуда угодно может быть, может от кыргызов времен Кыргызского каганата, может от ухуаней, может китайцев, может далекие предки были активистами экологии:D

Link to comment
Share on other sites

28.01.2021 в 14:10, Дамир сказал:

Да откуда угодно 

 

Это не ответ.

Судя по историческим документам и событиям, эта традиция из Тибета.

 

Link to comment
Share on other sites

30.01.2021 в 14:13, АксКерБорж сказал:

Судя по историческим документам и событиям, эта традиция из Тибета.

Вы и эти исторические документы не приведёте

Link to comment
Share on other sites

Create an account or sign in to comment

You need to be a member in order to leave a comment

Create an account

Sign up for a new account in our community. It's easy!

Register a new account

Sign in

Already have an account? Sign in here.

Sign In Now


×
×
  • Create New...