Перейти к содержанию
Курсант

Таджики

Рекомендуемые сообщения

ТАДЖИКИ А.Д. ГРЕБЕНКИНА. РУССКИЙ ТУРКЕСТАН. 1872 г.:

"Племя таджикское, если можно так выразится, безлично, или лучше сказать: заметно выражает в себе типы всех племен населяющих его народностей. Помесь называемая таджиками, отражает в себе типы: узбекский, татарский, еврейский, цыганский, даже славянский, арабский, персидский, индийский и у нее только одно общее – это духовная сторона. Однако, не смотря на все вышесказанное, при достаточно внимательном наблюдении таджиков долины округа, они могут быт отнесены к двумя, весьма характерным группам. В одной из них преобладает кровь узбекская; в другой кровь остальных народностей Средней Азии. Кроме того, одна группа отличается от других языком и местом жительства, т.е. первая группа живет по преимуществу в деревнях и говорит преимущественно на узбекском языке, вторая же имеет местом своего жительства преимущественно города и говорит преимущественно на персидском наречии. Таджики второй группы – цвет населения округа. Еврейский и персидский черти преобладают в этой группе, особенно в Самарканде, так как в Самарканде много евреев и персиян, с которыми таджики весьма охотно вступают в брак. Кроме того, молодые евреи, в следствие особых причин, в прежнее время добровольно или принуждению, обращались в мусульманство, причисляя себя к таджикскому племени. Еврей мусульманин сам себя называет таджиком. Также называют его и прочие мусульмане. Горожане, как более богатые, держали рабов и рабынь из персиян, что само собою, оставляло заметные следы в нарождающимся поколении персидской крови. Родившийся от рабыни и таджика, если хочет отец, причисляется к семе и становится таджиком. Индийцы, как известно, проживают в округе без жен и женится не имеют права; такое безбрачное положение индийцев, живущих обыкновенно в сред таджикского населения, тоже не осталось без естественных последствий. Если еще прибавит, что откровенные таджики не стесняя говорят, что они не знают, которые из детей жен принадлежат им, то станет ясным, почему таджикский тип заключает в себе отпечаток всех народностей, среди которых они живут. В Катта-Кургане и его окрестностях много арабов, что и отразилось на катта-курганских таджиках. В Пеншанбе есть евреи и это тоже не прошло бесследно для пеншамбинского таджика. Ургутский таджик обновляется преимущественно кровью галча, что выразилось в его резких, энергических чертах и сильном сложенным. Из сказанного о второй группе таджиков Зеравшанского округа, из представленного выше очерка типа, не следует заключать, что в нем вовсе незаметна кровь узбека. Таджики этой группы в большинстве случаев не свободны от этой примеси, но она так сказать, только проглядывает, составляет побочную, а не характерную черту ее типа. Совершенно не то мы видим в первой группе. Членов ее составляет по преимуществу таджики деревень, окруженных узбекскими деревнями. Эти таджики вполне поглощены узбекской средой. Они слились с узбеками земледельцами и главным занятием самих их служит земледелие. Первый берет себе в жены дочь второго и обратно. Кровь монгольская. Как кровь сильнейшего народа, стала на столько преобладающей над арийской в этой группе что нужно много наблюдательности, чтобы отличить такого таджики от узбека. Как упомянута нами выше, по лицу, таджики первой группы – те же узбеки, только в них смягчено угловатое. Резкое очертание лица узбека и он перешло в более мягкое, скулы у них не так выдаются, глаза немного косо вставленные и больше, нос более прямой и лучшей, на европейца, – формы. Мы, описывая таджиков, разделили их на две группы, и это деление на совсем произвольное. По крайней мере характерны особы каждой из них до того резко отличаются между собою, что нет места мысли о них смешивания. Есть ли чистый таджик? Что такое таджик? – В Средней Азии происходит борьба, главным образом, между двумя племенами: арийским и монгольским и в этой борьба за тип высказывается вся органическая жизнь Средней Азии. Борьба это особую породу людей, в которой будут соединены физическая и духовная особенности обоих реагентов. Масса и цельность на стороне узбеков, развитие – на противной стороне. Поэтому нам кажется, что чисто физическая свойство нового типа, свойства линий и размеров, будут, как оно уже есть и теперь, где соединение произошло, сильно напоминать монголов, духовная же сторона более склонится на сторон у арийского племени, за которым давность духовного развития. По нашим собственным, шестилетним наблюдениям, физическая сторона таджики через-чур слаба, неустойчива. От помеси таджика с другою народностью всегда является индивидуум с чертами этого второго элемента смеси. Для нас это служит признаком, что теперешний таджик Средней Азии (долин, а не гор) уже много принял в себя чуждой его коренному племени кров, что чистого таджика в долинах Средней Азии нет. Это наше мнение. Что такое таджик? Этот вопрос мы оставим вопросом".

В.И. КУШЕЛЕВСКИЙ. ФЕРГАНА. 1891 г.:

"Таджики, обитающие в Ферганской долине, уже утратили в значительной степени чистоту своего типа, в сравнении с своими сородичами – горцами. Антропологические признаки таджиков долинных указывают на явную примесь в них крови тюрко-монгольской, что выражается большим приближением их к типу брахицефалическому, а также и более квадратным строением лица. В весьма немногих местах, ближе к горам, сохранился более или менее неприкосновенным первобытный тип жителей, говорящих на персидском наречии. Жители последнего в особенности, в силу своей отдаленности и изолированности, не подчинились смешению в такой степени, как это происходило в центральных частях долины. Они чистые таджики, говорят исключительно по-таджикски, т.е. наречем чистого персидского языка. Они короткоголовы, высокого роста, с правильными чертами лица, совершенно арийского типа. На южных отрогах и склонах Памира обитает в незначительном числе арийское племя, а именно – таджики, сохранившее вполне свой тип".

ОЧЕРКИ ФЕРГАНСКОЙ ДОЛИНЫ. А.Ф. МИДДЕНДОРФ. 1882 г.:

"Гальча, или горные таджики, которых мы встречаем даже в самых неприступных горных долинах на юге Ферганской котловины. Так как этот горный народ бесспорно иранского происхождения, говорить на древнеперсидском языке, не понимая турецкого, чем следовательно, и обнаруживает свою чистоту. Гальча можно считать чистейшим типом древнеиранских аборигенов, которые укрылись от турецко-монгольских степных орд в неприступных горных высотах до Когистана. Уже с самого начала они обращали на себя внимание мрачною, сосредоточенною внешностью, что, по всей вероятности, объясняется их изолированным, уединенным образом жизни. Подложить резко отличать гальча от таджиков низменностей. Г. Уйфальви часто видел между гальча каштаново-коричневых, белокурых – еще чаще, нежели среди таджиков, иногда – же красноколосых. Нос тоже более красивой формы нежели у таджиков. В виду почти преобладание белокурого элемента среди гальча, а также прочих отличи их от таджиков, значительно подрывается допущение, будто гальча представляют чистейшей тип древне-иранцев. Как-бы то не было, таджики представляют совершенно определенный, прочно установившейся тип. Таджики (долинные ли вообще или самаркандские в особенности) – помесь персидской, арабской, узбекской, еврейской и даже киргизской кровей, и чем таджик знатнее и богаче, темь более персидской и еврейской крови в его жилах".

В. И. МАСАЛЬСКИЙ. ТУРКЕСТАНСКИЙ КРАЙ. 1913 г.:

"Под именем таджиков объединяется обыкновенно все оседлое население горного Туркестана, не принадлежащее к тюркской народности и говорящее на различных местных наречиях персидского языка. Происхождение этого населения и его этнически состав далеко, однако, неоднородны. К таджикам должны быть отнесены, прежде всего, потомки древних иранских аборигенов страны, которые в наиболее чистом виде сохранились лишь в трудно доступных горных областях Бухары (Каратыгин, Дарваза и друг.) и в верховьях Зеравшана. Эти горные таджики, известные в Туркестане под названьем гальча, т.е. горцев, по физическому типу, обычаям и языку заметно отличаются от остальных своих собратьев, населяющих межгорная долины и предгорья и заключающих более или менее значительную примесь тюркских и иных элементов. У многих из них выделяются величиной и толщиной уши, нос и губы, что указывает на примесь тюркской крови. Встречается также тип, напоминающей семитов, с большими черными миндалевидными глазами, орлиным носом и длинной черной, как смоль, бородой, вьющейся по краям. Отурчение таджиков, происходившее в течение ряда веков, продолжается и в настоящее время, проявляясь с особой силой в городах или же там, где остатки таджиков разбросаны островками среди тюркского населения".

С.П.ПОЛЯКОВ. ИСТОРИЧЕСКАЯ ЭТНОГРАФИЯ СРЕДНЕЙ АЗИИ И КАЗАХСТАНА:

"Таджикское население гор находилось в известной изоляции не только от тюрко-язычных, но и от таджикоязычных равнинных групп. Последние в большей мере, нежели горцы, соприкасались не только тюрко-язычными земледельцами, но и с оседавшими кочевниками. Эти "степняки" в заметной мере передали равнинным таджикоязычным группам монголоидные черты. Таджики, расселенные в горах, в большей мере сохранили древний европеоидный антропологический тип. Новейший антропологические исследования таджиков констатируют чрезвычайное многообразие компонентов, которые явились слагаемыми таджикского народа. Они фиксируют одновременно и чрезвычайно древние черты европеоидов и сравнительно недавно сформировавшиеся антропологические типы. Это хорошо видно на примере Северного Таджикистана, где на небольшой территории выделяются, по крайней мере, три довольно различных между собой антропологических типа. В горных районах, особенно на юге современного Таджикистана и в его центральной части, культурный облик населения был несколько иным. Здесь был меньший контакт с крупными земледельческими и культурными центрами Средней Азии и значительно более низкий уровень развития товарно-денежных отношений. Замкнутость, натуральность хозяйства определяли и замкнутость собственно этнических процессов. Как следствие – особый образ жизни, отличающий горцев не только от равнинных таджиков, но и одну от другой группы горных таджиков. Большое значение, как ранее отмечалось, имели географические условия, которые сильно ограничивали контакты между отдельными группами. К XIX в., по этнографическим и антропологическим данным, можно выделить южных и северных таджиков. Кроме языковых особенностей сложилось особенности в материальной культуре. Северных таджиков (включая Самарканд и Бухару с прилегающими районами) называют равнинными, а таджиков Восточной Бухары – горными. Наряду со стиранием различий, существовавших между таджикскими группами, шел процесс отаджичивания тюркоязычного населения. В северных районах этот процесс проходил преимущественно в городах, где таджики всегда составляли большинство. На юге Таджикистана отаджичивалось древнее тюркоязычное население – карлуки, "тюрки" (без какой-либо другой племенной принадлежности) и другие "древние" узбекские племена. Процесс шел параллельно с оседанием и переходом к земледелию кочевников-скотоводов".

СТЕЛЛА ГУБАЕВА. ЭТНИЧЕСКИЕ ПРОЦЕССЫ НА РУБЕЖЕ XIX-XX вв.:

"Таджикский народ в процессе своего многовекового развития не остался неизменным, а качественно менялся. Исфаринские же таджики, свидетельствуют авторы, представляют собой сплав равнинных таджиков Ферганы и горных таджиков из Верховного Зеравшана и Каратегина. Кроме того, в их состав входят частично узбеки и, в меньшей степени, киргизы. А таджиков из селения Аваль, которые в основном являются потомками каратегинцев, и вовсе в народе называют "хашаки" (буквально "несортовой"), так как они давно уже начали смешиваться с узбеками и, значит, потерял свою чистоту

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

0-11f238-c7ad0fb9-orig.jpg

Таджики на пол стелят скатерть под названием «достархан». Большую роль в застольях играет чай. Наливает его самый младший мужчина. Пьют, как принято, из пиалы, которую нужно брать только правой рукой, а левую держать на правой части груди.

Интересный факт — первую пиалу любого напитка разливающий наливает не кому-то, а себе. Все это лишь обычай, чтобы окружающие убедились, что в напитке нет яда. В обычной повседневной жизни первым еду берет старший из семьи, но когда в доме гость — эта честь предоставляется гостю.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

0-11f239-f430dac5-orig.jpg

Сидят таджики на полу, застеленном красивыми коврами и матрасами, набитыми ватой или хлопком, которые называются курпачами. По их правилам нельзя сидеть с вытянутыми вперед или в сторону ногами. Лежать тоже неприлично.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Пост про современную официальную историографию и идеологию Таджикистана.

1. Историография «басмачества» в советский период (как и во всех странах ЦА) следовала за линией компартии. Таджикистан не стал следовать примеру соседних стран, где «басмачи» официально признаны были борцами за независимость и национальную свободу (Узбекистан). В Кыргызстане роль «басмачества» оценивается больше положительно чем негативно. Вот статья https://kghistory.akipress.org/unews/un_post:7665.  В Таджикистане борьба с «басмачеством» рассматривается как национальная борьба таджиков и Красной Армии против тюркского засилья.  

2. Таджикская гражданская война в 90-х была по сути субэтническим конфликтом, столкнувшим различные историко-культурные области Таджикистана друг против друга (националисты против исламистов). Победили националисты во главе с Рахмоном. Консолидация таджиков вокруг этно-центрической идеологии стала приоритетом режима Рахмона. Государственная идеология стремится внушить национальную гордость, апеллируя к культурной исключительности нации и сопоставляя ее с опасными варварскими тюркскими народами.

3. Историческая основа этой идентичности состояла из двух мифов: о происхождении таджиков от индоиранских народов, населявших Среднюю Азии; и о «золотом веке» во времена правления Саманидов в IX– X веках н.э. Кстати, практика бача-бази зародилась именно в этот период и является культурным наследием предков совр. таджиков. 

4. Рахмон: «реальными национальными героями наряду с Исмаилом Самани являются ранние советские таджикские лидеры, боровшиеся против пантюркизма». Таджикский академик Шакури: «после революции 1917 года тюркизация таджиков стала расти в геометрической прогрессии, и это позволило пантюркистам прийти во власть […], и Советское государство тайно сговорилось с ними в этой работе. Российские колонизаторы считали тюркизацию населения выгодной, потому что таджики были более устойчивыми в своей исламской вере, и большинство улемов были таджиками». 

6. По Шакури Бухарский эмират, был насквозь таджикским государством: «таджики доминировали во всех сферах социальной, культурной и экономической жизни, и эта национальность пользовалась всеобщим уважением. Стратегия возрождения былой таджикской национальной славы предусматривает тесный союз с Ираном и Афганистаном, который он назвал «Большим Хорасаном».

7. Таджикские историки: «Изгнание таджиков со стороны тюркских кочевников в недоступные горные местности привело к изоляции и отделению друг от друга. Таджики не имели важнейшего элемента национального единства: общей территории. Российское завоевание положило конец физическому уничтожению таджиков, но не предоставило им равные возможности с узбекскими угнетателями, оставив последних в доминирующем положении».

6. «Басмачи были батальонами смерти великого пантюркисткого заговора, который объединил традиционные элементы (эмир Бухарский), c международными агентами (Энвер-паша) и, самое главное, с коммунистами, узбекскими по национальности, которые снискали расположение молодого и неопытного советского режима».

7.  «После обретения независимости таджики должны полагаться только на себя, чтобы выжить среди океана враждебных тюрок. Россия является единственным фактором ограничения агрессивных узбеков и их пантюркистких сторонников». «В действительности басмачи были неграмотными, жадными, убийцами, ворами, безнравственными и греховными людьми, которые вели себя бесчеловечно. Без Советского Союза мы были бы порабощены тюрками». 

8. «Командующие басмачей были османскими турецкими чиновниками и среднеазиатскими тюрками, которые взялись за оружие по единственной причине создания тюркского государства». «Важно подчеркнуть, что большинство басмачей были кулябскими и гиссарскими локайцами (одно из тюркских племен)» во главе с Ибрагим-беком, «конокрадом и бандитом». 

9. «Произошли бы какие-то положительные изменения в жизни таджиков, если бы они [басмачи] победили? Никогда. Таджики вернулись бы снова к старым порядкам и средневековому невежеству и оставались бы в неволе, под хомутом тюркской расы».

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

 

В армии музыкальные ребята узбеки пели вечерами в казарме песню на фарси "Эй, санам!" (Эй, красавица!).

Пели часто, поэтому я запомнил несколько слов из песни - Махарам бинози, мози бобози, эй, санам! Диляра бинози махарами нози, эй, санам! Как-то так. :)

Думаю слова песни поймет и таджик, и афганец, и иранец, и даже часть узбеков и кыргызов, кто соседи таджиков.

 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Среди таджиков встречаются множество весьма монголоидных типажей. Это узбекский или чагатайский пласт ассимилированных кочевников? Интересно уделялось ли этому вопросу какое-то внимание. 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

On 5/7/2021 at 10:19 PM, Samatq said:

9. «Произошли бы какие-то положительные изменения в жизни таджиков, если бы они [басмачи] победили? Никогда. Таджики вернулись бы снова к старым порядкам и средневековому невежеству и оставались бы в неволе, под хомутом тюркской расы».

   

Таджикский «дӯст» - друг.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

8 hours ago, Rust said:

Это арабизм.

                                   Хинди  शजर (shajar) – дерево.

                                   Арабский  شجرة (shajara) /дерево/

 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

On 11/23/2022 at 8:46 PM, bulgarin said:

                                   Хинди  शजर (shajar) – дерево.

 

                                   Арабский  شجرة (shajara) /дерево/

 

 

 

Под властью мусульман в индийские языки вошли арабизмы (и персизмы). 
 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Хинди दोस्त (dost) – друг.

    Арабский صديق (sadiq) – друг.

 

    Хинди शजरा (shajara) – 1) генеалогическое дерево 2) план земельных владений деревни.

    Арабский شجرة النسب (shajarat alnasab) генеалогическое дерево.

 

   Имя Хан является популярным в Индии, в отличие от арабских стран.

 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

On 11/28/2022 at 11:14 PM, bulgarin said:

Хинди दोस्त (dost) – друг.

Узбекский «дўст» – друг, приятель. Однако букву «т», в данном слове и в подобных случаях, узбеки не произносят. Почему?

Чувашский (православные) «тус» - друг, приятель, товарищ.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

On 12/1/2022 at 3:15 PM, bulgarin said:

Узбекский «дўст» – друг, приятель. Однако букву «т», в данном слове и в подобных случаях, узбеки не произносят. Почему?

Чувашский (православные) «тус» - друг, приятель, товарищ.

Персидский  دوست (dust) – друг.

Турецкий «dost» - друг, поклонник. Турки, таджики, пуштуны, азербайджанцы, персы букву «t», в отличие от узбеков, произносят.

Уйгурский «дос(т)» - друг, подруга. В уйгурском языке, видимо, имеют хождение два варианта. В уйгурском словаре это слово приписали иранцам.

Казахский «дос» - друг. Почему казахи «играют» на стороне чувашей, а не на стороне персов с турками?

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

52 минуты назад, bulgarin сказал:

Персидский  دوست (dust) – друг.

 

Турецкий «dost» - друг, поклонник. Турки, таджики, пуштуны, азербайджанцы, персы букву «t», в отличие от узбеков, произносят.

 

Уйгурский «дос(т)» - друг, подруга. В уйгурском языке, видимо, имеют хождение два варианта. В уйгурском словаре это слово приписали иранцам.

 

Казахский «дос» - друг.

Почему казахи «играют» на стороне чувашей, а не на стороне персов с турками?

 

Посмотрите словари.

Казахи  играют на стороне татаров, каракалпаков, кыргызов и т.д.

https://translate.academic.ru/дус/tt/ru/

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

3 hours ago, Zake said:

Посмотрите словари. Казахи  играют на стороне татаров, каракалпаков, кыргызов и т.д.

 

    Спасибо за поддержку. Не татаров, а татар.  Я спросил: почему?

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

11 минут назад, bulgarin сказал:

  1.   Спасибо за поддержку. Не татаров, а татар. 

2. Я спросил: почему?

1. Да, правильно. В ед. числе же татарин, а не татар. 

2. Не знаю, могу только предположить. Заимствованное слово же. Чем дальше от носителей, тем больше искажений. 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Для публикации сообщений создайте учётную запись или авторизуйтесь

Вы должны быть пользователем, чтобы оставить комментарий

Создать аккаунт

Зарегистрируйте новый аккаунт в нашем сообществе. Это очень просто!

Регистрация нового пользователя

Войти

Уже есть аккаунт? Войти в систему.

Войти


×
×
  • Создать...