Перейти к содержанию
АксКерБорж

Жаулык-Жоолук-Йаулук-Кимешек-Элечек-Намитка - головной убор замужних женщин кочевых тюрков

Рекомендуемые сообщения

  • Admin

Каи и кияты — это совершенно разные племена.

Каепичи это часть половцев. Были каепичи у черных клобуков или нет - не знаю. Основнымии среди клобуков были торки (тюрки) и берендеи (баяндуры).

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Quote

Монгол Улсын шүүхийн шийдвэрийн сан

 
 
Иргэний хэрэг шүүхэд хянан шийдвэрлэх тухай хуулийн 135 дугаар зүйлийн 135.2.6-д зааснаар Хиа овогтой Далайн Бадамгаравыг 1977 оны 09 дүгээр ..
Quote

Монгол Улсын шүүхийн шийдвэрийн сан

 
 
... 14.1 дэхь хэсгийг баримтлан Хойдууд овогт Бадамгаравын Бадамцэцэг, Хиян овогт Бат-Эрдэнийн Өлзийжаргал нарын гэрлэлтийг цуцалсугай. 2.
Quote

2016.01.22 - Монгол Улсын шүүхийн шийдвэрийн сан

 
 
... Адуучин овогтой Жамбалын Халзанбандийг /ШБ42070112/ 209 тоот орон сууц болон ГГ-50 тоот автозогсоолын, Хиад овогтой Бадамжунайн Отгонг 

 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

9 minutes ago, Rust said:

Каи и кияты — это совершенно разные племена.

Каепичи это часть половцев. Были каепичи у черных клобуков или нет - не знаю. Основнымии среди клобуков были торки (тюрки) и берендеи (баяндуры).

Тогда придется вам обьяснить откуда у турков османов легенда Эргэнэкон!

ergenekon.jpg

000_par32997911.jpg

 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

7 minutes ago, Rust said:

Каи и кияты — это совершенно разные племена.

Каепичи это часть половцев. Были каепичи у черных клобуков или нет - не знаю. Основнымии среди клобуков были торки (тюрки) и берендеи (баяндуры).

Здесь упоминаются события до образования тюркского объединения Черных клобуков.

...Племена печенегов и огузов VIII—XI вв. были той этнической средой, в которой началось формирование собственно каракалпакской народно­сти. Однако огузы, оказав значительное влияние на этногенез каракалпа­ков, в основном вошли в состав туркменского народа. К государству огузов примыкали владения Печенежского племенного союза; восточные группы составлявших его племен были тесно связаны с огузами, входя даже частично в их государство; до конца IX в. тер­ритория печенегов простиралась от Урала, доходила до Волги и граничила с владениями мадьяров. В начале X в. огузы («узы» или «торки» русских летописей), объединившиеся с хазарами, вытеснили западную часть пече­нежских племен, хлынувших в южнорусские степи. Постепенно печенеги заняли обширные пространства юга Киевской Руси от Хазарского кага­ната до Византии. Оставшиеся на территории Приаралья восточные пече­неги, называемые в исторических источниках «тюркскими» (в отличие от западных — «хазарских»), прочно объединились с огузами и в дальней­ших исторических событиях] неизменно выступали на политической аре­не совместно с «торками» на их стороне, даже в тех случаях, когда послед­ние вступали в борьбу с родственным им западным ответвлением Печенеж­ского союза племен... (Из работ Хорезмской экспедиции во главе с Толстовым)

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

  • Admin
7 минут назад, Kamal сказал:

Здесь упоминаются события до образования тюркского объединения Черных клобуков.

...Племена печенегов и огузов VIII—XI вв. были той этнической средой, в которой началось формирование собственно каракалпакской народно­сти. Однако огузы, оказав значительное влияние на этногенез каракалпа­ков, в основном вошли в состав туркменского народа. К государству огузов примыкали владения Печенежского племенного союза; восточные группы составлявших его племен были тесно связаны с огузами, входя даже частично в их государство; до конца IX в. тер­ритория печенегов простиралась от Урала, доходила до Волги и граничила с владениями мадьяров. В начале X в. огузы («узы» или «торки» русских летописей), объединившиеся с хазарами, вытеснили западную часть пече­нежских племен, хлынувших в южнорусские степи. Постепенно печенеги заняли обширные пространства юга Киевской Руси от Хазарского кага­ната до Византии. Оставшиеся на территории Приаралья восточные пече­неги, называемые в исторических источниках «тюркскими» (в отличие от западных — «хазарских»), прочно объединились с огузами и в дальней­ших исторических событиях] неизменно выступали на политической аре­не совместно с «торками» на их стороне, даже в тех случаях, когда послед­ние вступали в борьбу с родственным им западным ответвлением Печенеж­ского союза племен... (Из работ Хорезмской экспедиции во главе с Толстовым)

А причем здесь черные клобуки?

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

1 minute ago, Rust said:

А причем здесь черные клобуки?

При последующем нашествий половцев, разрозненные тюркские племена объединились с русскими князьями для совместной защиты. Отсюда и Черные клобуки. Вы ведь, о "торках" (тюрках) пишете, которые составляли основу Черных клобуков. 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

9 hours ago, Turkmen Aday said:

Похоже Дамбиа что-то перепутал. 

Quote

Кайи, кайы или кай (туркм. gaýy) — одно из двадцати четырёх самых древних огузо-туркменских племён[1][2], из которого происходит династия османских султанов. Древняя туркменская поговорка гласит, что "во главе народа стоят кайи и баят" (туркм. Il başy - gaýy-baýat)[3].

Происхождение[править | править код]

В своем историческом труде «Родословная туркмен», хивинский хан и историк Абуль-Гази пишет, что племя кайи ведет свое происхождение от одного из 24-х внуков древнего прародителя туркмен Огуз-хана, а название племени переводится как «крепкий». В своей обширной исторической работе «Джами ат-Таварих» (Сборник летописей) государственный деятель и историк Государства Хулагуидов Фазлаллах Рашид ад-Дин также пишет, что племя Кайи происходит от старшего из 24-х внуков Огуз-хана, а название означает «могущественный».

Согласно одной из версий, название гуннского племени хайнидов происходит от названия племени кайи[4].

Из племени кайи происходил и знаменитый народный туркменский (огузский) сказитель, поэт-песенник Горкут-ата (деде Коркуд). Часть племени переселилась на территорию современной Украины, они известны в древнерусских летописях как ковуи и каепичи[5]. По  мнению известного советского и российского лингвиста и тюрколога А.В. Суперанской происхождение названия города Киев связано с племенем кайы:

«Как свидетельствуют этнографы, этнически “чистых” народов нет и не может быть. Наоборот, новые народы возникают из этнических смешений двух или нескольких народов, обычно усваивая лучшие черты каждого. Существует множество народных преданий о том, что начало какого-нибудь народа было положено двумя (или несколькими) братьями... По-видимому, нечто подобное кроется и за легендой о Кие, Щеке, Хориве и Лыбеди. Родоплеменное имя Кый (Кий) принадлежало древнейшим тюркским народам. Оно и сейчас присутствует в названиях родоплеменных структур современных тюркоязычных народов»[6].

Следует отметить, что родовые знаки династии Рюриковичей по форме напоминают тамгу племени кайи.

Представители племени кайи были основателями таких средневековых туркменских бейликов Анатолии[7] как Османский (впоследствии выросший в Османскую империю), Исфендиярогуллары и Чобаногуллары.

В Дагестане имеется два района, где проживают потомки племени кайи: Каякентский район, название которого образовано от слов «кайи» и «кент» (город, поселение), и Кайтагский район, название которого образовано от слов «кайи» и «таг» (гора).

В настоящее время, часть племени кайи входят в состав туркмен-гёкленов, проживающих в Балканском велаяте (регионе) Туркменистана, а также туркмен-баятов, проживающих в Лебапском велаяте страны.

Немецкий востоковед Йозеф Маркварт отождествлял кайи с племенем каи[8] (кай)[9], которое упоминается у Бируни и Ауфи на самом крайнем Востоке[8]. Считая кайи племенем первоначально монгольского происхождения, Маркварт приписывает монгольское происхождение также османцам[10]. Маркварт считает каи тюркизированными монголами, чем и объясняется, по его мнению, «та историческая роль, которую играли запятнанный кровью и братоубийственный род Османов и османский народ»[8].

Ряд авторов включает племя каи наряду с баяут (баят) и баяндур в число огузских племён, которые по всем данным имеют монгольское происхождение[11][12]. Другие авторы также отождествляют племена кайи и кай[13][14]. Кай (кайи) обитали ранее к востоку от енисейских киргизов[13] в окрестностях озера Байкал[14]. Как полагает Ж. М. Сабитов, передвижение кунов и каев на запад началось после крупного восстания племён цзубу против киданей в 1026—1027 гг.[9] Каи и куны, как полагают исследователи, имели татарское происхождение[15].

В. В. Бартольд полагал, что отождествление кайи и кай ошибочно. Он указывал, что у Махмуда Кашгарского среди не чисто турецких народов упоминается народ кай, а также приводится древняя форма этнонима кайи — кайиг[8] (кайыг)[16]. Как полагает Бартольд, вполне возможно, что каи были монголами. Махмуд Кашгарский упоминает их вместе с татарами и другими среди народов, говоривших на своих особых языках, хотя и знавших хорошо также и тюркский язык[8].

В свою очередь, племя кай С. М. Ахинжановым отождествляется с монголоязычными кумоси и кимаками. Доказывая свой основной тезис о тождестве кимаков и кумоси (каи), С. М. Ахинжанов приводит аналогичные мнения В. В. Григорьева, П. Пелльо, К. Г. Менгеса, В. Ф. Минорского, Г. М. Василевича и В. А. Туголукова[17][9].

 

селджуки есть сальджиуты.

  • Одобряю 1
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

2 часа назад, Steppe Man сказал:

 

селджуки есть сальджиуты.

Все теперь понятно,Қорқыт ата Қыйат. Читал эпос, в курсе. Спасибо за информацию.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

язык кай-огузов.

монгольский или тюркский?

:D

Quote
Quote
Описание племени кайтак 23

В этой местности имеется двадцатитысячное племя, называемое кайтак. Места их [расселения] — в пределах Дагестана. Иногда они приходят в города Ареш и Шеки для торговли. Это люди удивительной породы. У мужчин головы большие, как котлы, волосы копной, брови шириной в два пальца, плечи шириной в человеческий рост, грудь широкая, талия тонкая, глаза круглые, лицо красное, круглое, ляжки жирные, ступни плоские. Они — шафииты. Это рослые и крепкие люди. Когда они отправляются на арешский и шекинский базары, то спускаются с гор на равнину пешком, а там садятся на шекинские повозки; так как ни лошадь, ни мул не могут везти на себе их слоноподобные тела, в повозку запрягают специально выхоженных буйволов. На голове у них чалма. Они бреют усы, как кадии, носят длинную бороду и раскланиваются со всеми степенно, на обе стороны. Вид их очень странный. Это выходцы из огузского племени, для жителей Гиляна, Ширвана и Шемахи они — предмет насмешек.

Говор и выражения кайтаков, одной из ветвей монгольского племени 24. Мори — лошадь, аджирга — жеребец, гювен — кобыла, утган — жеребенок, кулун — жеребенок-сосунок, ну — медведь, нохай — пес, таулай — заяц, сусар — хорек, гаха — свинья, керемун — беличий мех, булаган — соболь, джумран — мышь, джейран — газель, /292/ ватан — слон, умистем — шуба из горностая, чиноа — волк, шабуласун — шакал, темеген — верблюд, лооша — мул, хуер — бык, мейгун — кошка, аххин — паук, пувасуд — вошь, кумарйага — муравей, беслыкун — крокодил, хакийе — коршун, тэгэу — курица, дакавун — кипарис, сакырджа — скворец, лачин — сокол, тильку — вино, итавун — куропатка, бюдюкчин — перепел, чиге — птенчик, чига — журавль, чакчай — степь, Сурхан — имя падишаха, шанб — кладбище, джад — противник, шанеб-бай — могильщик. Имеется еще ряд обозначений, мы ограничиваемся этими: понимающему достаточно намека. Они выходцы из монголов страны Махан, но сами — тюрки. Разговаривают по-монгольски, что у них называется «по-тюркски». За этим племенем мы наблюдали в стране Махмудабад. Отсюда мы вновь направились на север и вышли к берегу реки Гилянчай; здесь, на границе Ширванского эйялета, на берегу реки Кухиланчай, стоит огузско-туркменская деревня из шестисот домов. Следуя отсюда на север по степным местам, мы прибыли в Ниязабад.

ЭВЛИЯ ЧЕЛЕБИ

КНИГА ПУТЕШЕСТВИЙ

СЕЙАХАТНАМЕ

ЗЕМЛИ ЗАКАВКАЗЬЯ И СОПРЕДЕЛЬНЫХ ОБЛАСТЕЙ МАЛОЙ АЗИИ И ИРАНА

 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

 

Ээээ, товарищи, хорош оффтопить тему!

Какие еще каи? Для каев Zake создал специальную темы, почему бы вам писать не там?

 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

10 hours ago, Turkmen Aday said:

Все теперь понятно,Қорқыт ата Қыйат. Читал эпос, в курсе. Спасибо за информацию.

Да, Коркыт ата и у каракалпаков считается святым. Киятов было много в Муйнакском районе ККАССР, я в последний раз ездил в этот район перед тем как уехать на учебу в Москву, так что уже был в состоянии запоминать людей и с  какого роду они происходят. Самая большая знаменитость 19 века конечно же великий классик каракалпакской литературы Ажинияз Косыбай улы (1824-1878). В Конратских восстаниях 1858-59 годов (когда уже было свержено восстание Ерназара Алакоза 1855-56 годов) Ажинияз был командиром группы повстанцев. Его, несмотря на все мучения, никто не сдал хивинцам, что он был командиром, то есть, был в числе зачинщиков. Его, как "пустослова" ,так как был поэтом, выслали в Казахстан, дальше он перебрался в Татарстан, и только в 1875 году, когда правый берег Каракалпакстана стала российской территорией, вернулся на свою землю и через три года умер.  

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Quote

Коркут, Коркыт или Горкут-ата — тюркский поэт-песенник и композитор X века, выходец из степей вдоль реки Сыр-Дарья. Создатель кобыза, акын, сказитель, покровитель поэтов и музыкантов. Предания о Коркуте встречаются у тюркских народов кипчакской (казахи, каракалпаки) и особенно южной огузской ветви: туркмен, азербайджанцев и турок. У них всех практически общий народный эпос «Огуз-наме».

Quote

В 1815 году немецкий ученый Х.Ф.Диц напечатал найденный им в Дрезденской библиотеке вариант "Коргыт ата китаби", состоящий из 12 песен-сказаний.

Отрывок: "Коркут из рода Кият принадлежавшей к племенй Огуз". 

Некоторые завистливые ученые  не хотят, чтобы часть киятов переселилась на запад  до Чингисхана..

:D

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

 

Прекращайте оффтопит тему! Нарочно что ли делаете?

 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

31.03.2020 в 15:37, АксКерБорж сказал:

Уланбаторская корреспондентка, халхаска Э. Ичинхорлоо в гостях у потомков средневековых алтайских керейтов - казахской семьи из племени керей.

На бабушке традиционный керей-меркит-найманский головной убор замужних женщин "жаулык" или "ақ жаулық".

 

Монголия. Аймак Баян-Өлгий, Алтай сум.

image.jpg

 

Развитие темы показало, что у казахских найманок и кереек (меркиток в т.ч.) этот головной убор одного вида.

И что он резко отличается от аналогичного головного убора всех других казахских регионов и родоплемен.

 

Или-Казахский автономный округ Китая:

  image.jpg

 

О чем это говорит?

Да всё о том же, что наши найманы, керей и меркиты это прямые потомки тех самых средневековых найманов, керей (письм: керейтов) и меркитов!

Даже этнография нам в помощь.

 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

 

Это еще кто такие? :)

 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

 

Казашки в традиционном для той местности кимешеке пекут лепешки в печке-тандыре.

1899 год.

Ep2iBalXUBIjLIF?format=jpg&name=large

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

06.01.2019 в 15:21, АксКерБорж сказал:

Кстати моя карта распространения разновидностей казахского бешбармака по регионам, также подходит как наглядный показатель распространения разновидностей обсуждаемого старинного казахского женского головного убора. ;)

 

Коричневый цвет - примерная территория распространения северо-западного, северного, северо-восточного и восточного ЖАУЛЫКА (их 2 вида).

Зеленый и оранжевый цвет - примерная территория распространения западного, юго-западного и южного КИМЕШЕКА (их 2 вида).

KARTA.jpg

 

На средневековой миниатюре, на которой изображены татары-монголы, на женщине, доящей овцу, подобие казахского жаулыка северо-восточного образца:

image.jpg

 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

2 hours ago, АксКерБорж said:

 

На средневековой миниатюре, на которой изображены татары-монголы, на женщине, доящей овцу, подобие казахского жаулыка северо-восточного образца:

image.jpg

 

А почему ишаки и чум изображены?

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

3 минуты назад, Steppe Man сказал:

А почему ишаки изображены?

 

Это не ишак, ишаков не кормят зерном. :) Может верховой мул?

 

4 минуты назад, Steppe Man сказал:

А почему чум изображен?

 

Это не чум, это юрты, шатры и походные джолым уй.

 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Для публикации сообщений создайте учётную запись или авторизуйтесь

Вы должны быть пользователем, чтобы оставить комментарий

Создать аккаунт

Зарегистрируйте новый аккаунт в нашем сообществе. Это очень просто!

Регистрация нового пользователя

Войти

Уже есть аккаунт? Войти в систему.

Войти


×
×
  • Создать...