Jump to content



АксКерБорж

Жаулык-Жоолук-Йаулук-Кимешек-Элечек-Намитка - головной убор замужних женщин кочевых тюрков

Recommended Posts

Хотя мы ушли в оффтоп, но Алихана Букейханова я считаю нашим, т.е. карагандинским)) не деля на регионы, ну как Акб все, что ниже Каркаралы считает югом, я вас Кайрат и подловил. давайте в нормальное русло переведем разговор, без приколов и подколов

Share this post


Link to post
Share on other sites
20 минут назад, Karaganda сказал:

в 70 км от юга нашего района, а кыр мы просто называем безсопочную степь и без деревьев и другой кустарной растительности. Так что по вашей классификации он южанин, так как актогайский))) Шах и мат АКБ

Все верно он родился в Актогайском районе (раньше как Токраунская волость, хотя современный Актогайский район намного больше по территории)

%D0%9A%D0%B0%D1%80%D1%82%D0%B0_%D0%B2%D0

  • Не согласен! 1

Share this post


Link to post
Share on other sites
1 час назад, Karaganda сказал:

АКБ мырза, у нас жаулык - это белый платок. То есть различают кимешек и жаулык

В этой теме все прекрасно раскрыто расписано, что кимешек, а что жаулык. Он все носится со своей мантрой - Жаулык во всех темах с завидным упорством подписывая все фотографии, как будто бы от этого кимешек станет жаулыком ;)

  • Не согласен! 1

Share this post


Link to post
Share on other sites
8 minutes ago, Аrсен said:

 Токраунская волость, 

 

Что означает токраун в казахском?

Share this post


Link to post
Share on other sites
2 минуты назад, Steppe Man сказал:

Что означает токраун в казахском?

застой, останавливаться, прекращение 

Share this post


Link to post
Share on other sites
16 minutes ago, Karaganda said:

застой, останавливаться, прекращение 

по монгольски тогтох.

Share this post


Link to post
Share on other sites

Тайнопись каракалпакского узора на киймешеке. 

http://sanat.orexca.com/2008-rus/2008-2-2/takauzo/

Каракалпакский орнамент - ценнейший исторический материал, сохранивший свою древнейшую первооснову, важнейший источник изучения этногенеза и этнической истории создавшего его народа. Вот почему его еще называют “изобразительным фольклором”. Одной из важнейших причин орнаментальной природы каракалпакского искусства является мировоззрение полукочевого этноса, жившего в климатических условиях сурового ландшафта степей. Величие человека для кочевника проявляется в умении созерцать, по-своему постигать Вселенную и окружающий мир. Условный язык орнамента в обобщенной форме позволял утверждать жизнь во всем ее богатстве и разнообразии. Орнамент наиболее древний способ художественного моделирования мира. Для кочевника он содержит информацию, исходившую из мифологии этноса, его генеалогии, устройства мира, систем оберегов и т. д. Именно поэтому большинство предметов, окружавших каракалпаков, украшено художественными элементами, насыщено традиционной символикой.

Будучи специфическим видом изобразительного искусства, орнамент в условно-символической форме отражает важнейшие для человека идеи и реалии бытия, в нем концентрируются представления об окружающей действительности наряду с магическими, тотемическими и космогоническими представлениями. Орнамент помогал человеку утвердить и сохранить почитание своего рода, его генеалогию и традиции. Вместе с тем он был наделен защитными функциями – функциями оберега. Орнаментальное искусство, издревле неразрывно связанное с бытом каракалпаков, требует его рассмотрения во взаимосвязи с предметами материальной культуры. Строгие линии знаков и символов вмещают в себя целый мир ярких образов, связанных с реальным миром. Наряду с магическо-охранной функцией орнаментальное искусство выполняет не менее важную эстетическую роль.

Наиболее удобным и емким материалом для изучения каракалпакской орнаментальной системы являются образцы традиционных каракалпакских свадебных платьев-накидок – киймешеков, которые по форме в развернутом виде представляют собой ромб – древнейший со времен энеолита “универсальный символ плодородия и чадородия, неразрывно связанный с представлениями о Матери-Прародительнице, которая мыслилась и как Мать-Природа, и как Великая Женщина-Мать, и, следовательно, как перво-предок”(1,с. 67).

Соотнесение ромба с образом Матери-Прародительницы косвенно подтверждает редчайший экземпляр каракалпакской куклы (рис. 1) из коллекции Российского этнографического музея в Санкт-Петербурге (Инв. № 23884). На кукле – платье с продольными полосами и цветами, красная накидка, на голове – свадебный головной убор – саукеле. Лицо тоже выполнено в виде ромба из цветных пересекающихся шелковых нитей белого, синего, бордового и желтого цветов.

Символика ромба как маркера идеи плодородия трактуется на основании его формы – равнобедренных треугольников (рис. 2). Навершие одного из них обращено вверх, что является небесным символом, символом мужского начала, навершие другого обращено вниз – это земной символ, символ женского начала. Союз противоположностей, мужского и женского, небесного и земного, объединяет два мира, создает семью. Таким образом, уже сама форма ритуального свадебного платья киймешека – это симбиоз фигур (треугольника и ромба) с их древнейшей семантикой, Сотни исследованных кызыл киймешеков и их составных частей -кызыл-киймешеков алды из частных заний Каракалпакстана, Узбекистана, Турции, Франции, США помогли автору этих строк выявить следующие особенности вышивки на них: в дизайне центральной широкой полосы кызыл-киймешек – алды-орта кара (доел. – среднее черное) используется двенадцать основных видов узоров. Думается, что каждый из проанализированных видов узоров на орта-кара принадлежал одному из каракалпакских племен с учетом того, что количество основных видов узоров -12 – совпадает с количеством тоже 12 каракалпакских племен: кыят, ашамаилы, колдаулы, костамгалы, балгалы, кандекли, карамойын, мюйтен, кытай, кыпшак, кенегес, мангыт. Т. А. Жданко отмечала: “В прошлом орнамент каракалпакских каршынов (ковровых сумок. – И. Б.) в искусстве ковроткачества был отличен у каждого племени, подобно тому, как это было у туркмен” (2, с. 380), где каждая из групп традиционных гелей указывала на племенную принадлежность текинцев, салоров, сарыков, йомудов, эрсаринцев, човдуров или игдыров. Тот же принцип, видимо, соблюдался и в каракалпакской вышивке. Более того, для девушки-каракалпачки не было более удобной и значимой ситуации, чем в день ее свадьбы подчеркнуть свою принадлежность к определенному роду посредством орнамента на ее одежде.

Предположим, что в прошлом свадебный ритуал у каракалпаков был, наверняка, максимально приближен к обычаям того или иного племени (3, с. 53). Вот почему достаточно оправдано будет мнение о том, что свадебный наряд невесты расшивался узорами, характерными именно для ее рода.

Автором настоящей статьи было выделено 12 устойчивых видов орнамента на орта кара: 1) шубал нагыс (ползущий орнамент); 2) кауаша или ерик гуль (цветок хлопчатника или урюка); 3) токалак муйиз (обрубленный рог) в ромбовидной сетке; 4) сегиз или он еки муйиз (восемь или двенадцать рогов); 5) хорасаны муйиз (хорасанские рога); 6) айыл нагыс (орнамент подпруги) с элементами “штак” (бляха); 7) ортангы кара с орнаментом “ползущая змея”; 8) калта гуль (узор для кармана); 9) ит табан (след собаки); 10) токалак муйиз (обрубленный рог) с элементами ит табан (след собаки); 11) туйе табан (след верблюда) пока известен лишь один экземпляр; 12) колтыкша муйиз (угловой, для подмышки).

В свое время известный исследователь каракалпакской вышивки А. Алламуратов выделил 4 основных типа кызыл киймешек алды в соответствии с композиционным решением центральной узорной полосы орта кара (4, с. 50-51). На наш взгляд, деление на двенадцать основных типов узоров полосы орта кара в каракалпакских кызыл киймешеках, более полно и более точно отражает количество первостепенных типов узоров в этом виде одежды.

Существование в узорах племенных различий подтверждают и данные научной литературы. Так, анализируя полевые материалы 1950-х гг. и сообщения информаторов, Н. П. Лобачева отмечала, что у мюйтенов рисунок вышивки якобы всегда был один и тот же и срединная полоса на алды шире, чем у других групп каракалпаков (5, с. 56). Сделанные нами многочисленные замеры орта кара (по ширине) на кызыл киймешек алды, свидетельствуют о том, что наиболее подходящими типами орнаментальных полос мюйтенов могли бы быть полосы со следующими типами узоров (рис. 3): ортангы кара ширина до 9 см (а), шубал нагыс – ширина до 10 см (б), кауаша, или ерик гуль – ширина до 10 см (в). При этом полосы с узором кауаша, или ерик гуль чаще, чем остальные, имеют ширину до 10 см. Свидетельство И. В. Савицкого о том, что “вышивка стана по ромбовидной сетке была особенно распространена у каракалпаков-мюйтенов” (б, с. 172), приводит нас к выводу о принадлежности узора кауаша или ерик гуль каракалпакскому племени мюйтен, Не менее интересно и следующее наблюдение: орнаментация кызыл киймешека алды выстраивается, как правило, по определенной схеме, соотносящейся с “Мировым Древом”, которое по вертикали соотносится с числом 3 “триада” – образ абсолютного совершенства, динамического процесса, предполагающего возникновение, развитие и завершение.

В результате орнамент нижних частей киймешека (рис. 4) включает в себя изображение существ, связанных с подземным (хтоническим) миром -лягушки, змеи, пауки, скорпионы, но чаще – мотивы воды, зооморфные и растительные, т. е. знаки-символы, связанные с земной сферой существования. Эти же мотивы украшают и боковые части кызыл киймешека алды. Разнообразные орнаменталвные фигуры, покрывающие верхнюю частв платья-накидки, в основе своей имеют крестообразную форму, что связывает их с космогоническими знаками-символами (с небесной сферой существования). Центральной же (или промежуточной) частью между “земной” и “небесной” сферами является полоса орта кара, которая по форме схожа, по нашему мнению, с бесиком – старинной каракалпакской колыбелью.

И хотя по форме варианты полосы орта кара имеют незначительные различия, тем не менее в них прослеживается сходство со схематичным изображением колыбели (рис.5). Данное предположение может быть подкреплено сведениями о том, что каракалпакский свадебный обряд “кокмар” (голубое небо) связан с голубым быком – тотемом мужчин (7, с. 9), одновременно голубой и синий цвет (цвета небесной сферы) ассоциировались у каракалпаков с женским началом (8, с. 9). С другой стороны, “земное” животное коза – “сыйнак ылак” (9, с. 9) связано с женским тотемом, что приводит нас к выводу о единении мужского и женского начал как в верхних (небесных слоях), так и в схеме “земля небо”, а бесик – логическая связь между ними. Таким образом, расположенный на орта кара-полосе, несущей информацию о родовой принадлежности невесты, – бесик является символом рождения будущего поколения данного рода.

В узорах на кызыл киймешеках алды встречаются и изображения самой женщины – невесты, жены, подчеркивающие ее социальный статус (10). Так, на красном фоне одного из киймешеков под орта кара располагаются два ряда элементов в виде стилизованных женских фигурок с широкими бедрами и с закручивающимися в виде спиралек ручками. Стилизованные головы имеют форму капельки и расположены четко по центру. Судя по тому, что на условно изображенной одежде женских фигурок нижнего ряда отсутствует вертикальный разрез на груди (он делался только на платьях женщин и кормящих матерей), вышитые элементы изображают молодых девушек (разрез на платьях незамужних девушек делался горизонтально вдоль плеча). Женские фигуры второго ряда перевернуты в обратную сторону, тем самым символизируя ее изменившийся после замужества статус и образ жизни. Вертикальный разрез на груди их платья уже наличествует и тем самым вызывает ассоциацию с образом Женщины-Матери, Женщины-Кормилицы, а каплевидный элемент в перевернутом виде уже воспринимается как появляющийся на свет плод – новорожденный.

Анализируя семантику орнаментальных мотивов в искусстве каракалпаков, следует отметить, что практически все они выполняли защитные функции, которыми были наделены определенные виды птиц, животных, растения, геометрические фигуры. Орнаментальные мотивы обладают высокой степенью выразительности, они органично вплетаются в общую образную канву орнаментальных предметов и отражают исторически сложившийся потенциал местных традиций. Посредством орнаментики передается своеобразие эстетических и мировоззренческих взглядов этноса, органично взаимодействующего с окружающей природой и научившегося трансформировать особое мироощущение в мир знаков и образов.

Ирина Богословская

 

Share this post


Link to post
Share on other sites
19 часов назад, Karaganda сказал:

в 70 км от юга нашего района, а кыр мы просто называем безсопочную степь и без деревьев и другой кустарной растительности. Так что по вашей классификации он южанин, так как актогайский))) Шах и мат АКБ

и успокойтесь, я вас уже жестко подловил)))

Хотя мы ушли в оффтоп, но Алихана Букейханова я считаю нашим, т.е. карагандинским)) не деля на регионы, ну как Акб все, что ниже Каркаралы считает югом, я вас Кайрат и подловил. давайте в нормальное русло переведем разговор, без приколов и подколов

 

Хех, на лету переобулись? :) То каждый день спорили со мной, что вся казахская степь называется Сарыарка и отрицали слово Қыр, а теперь пошли на уступки как я привел слова настоящего каркаралинца Алихана Букейханова.

 

Если хотите знать, то одним из замечательных трудов каркарлинца Алихана Букейханова был этнографический обзор "Киргизы. Павлодарский уезд". У меня есть эта книга. И в ней не найдешь ни одного слова или обычая, которые вы постоянно преподносите как северо-восточные.

 

  • Не согласен! 1

Share this post


Link to post
Share on other sites
11 минут назад, АксКерБорж сказал:

 

Хех, на лету переобулись? :) То каждый день спорили со мной, что вся казахская степь называется Сарыарка и отрицали слово Қыр, а теперь пошли на уступки как я привел слова настоящего каркаралинца Алихана Букейханова.

 

Если хотите знать, то одним из замечательных трудов каркарлинца Алихана Букейханова был этнографический обзор "Киргизы. Павлодарский уезд". У меня есть эта книга. И в ней не найдешь ни одного слова или обычая, которые вы постоянно преподносите как северо-восточные.

 

Не переобуваюсь, а доказал, что вы просто гуглите, не разбираясь ни в чем карагандинском. Он актогаец, а актогай был в составе Каркаралинского уезда)) так что в вашей классификации он - южанин

Share this post


Link to post
Share on other sites
5 минут назад, Karaganda сказал:

Не переобуваюсь, а доказал, что вы просто гуглите, не разбираясь ни в чем карагандинском. Он актогаец, а актогай был в составе Каркаралинского уезда)) так что в вашей классификации он - южанин

 

1) Одним из замечательных трудов истинного каркарлинца Алихана Букейханова был этнографический обзор "Киргизы. Павлодарский уезд". У меня есть эта книга. И в ней не найдешь ни одного слова или обычая, которые вы постоянно преподносите как северо-восточные, но по сути все они чисто южные.

 

2) И все же очень непривычна для меня северянина ваша речь - ет турау, жапырақтап, жел қаққан, телшік, табан, қос қазы, астау, тентек, орындық, шегу, сары арқа, тасаттық и т.д. и т.п.  Совершенно не знаете соғымного северного қуурдақа в собственном мясном соку, не знаете северных тонких шелпеков и т.д. и т.п.

Бьюсь об заклад, что 95% из 100% вы уроженец юга, а не нашего Каркаралинска.

 

  • Не согласен! 1

Share this post


Link to post
Share on other sites
1 минуту назад, АксКерБорж сказал:

 

1) Одним из замечательных трудов истинного каркарлинца Алихана Букейханова был этнографический обзор "Киргизы. Павлодарский уезд". У меня есть эта книга. И в ней не найдешь ни одного слова или обычая, которые вы постоянно преподносите как северо-восточные, но по сути все они чисто южные.

 

2) И все же очень непривычная для меня северянина ваша речь - ет турау, жапырақтап, жел қаққан, телшік, табан, қос қазы, астау, тентек, орындық, сары арқа, тасаттық и т.д. и т.п.  Совершенно не знаете соғымного северного қуурдақа в собственном мясном соку, не знаете северных тонких шелпеков и т.д. и т.п.

Бьюсь об заклад, что 95% из 100% вы уроженец юга, а не нашего Каркаралинска.

 

Ахахах. Упрямый вы) смешно так. Я вам ничего доказывать не намерен. Вас наверное южане сильно обидели. Мне все равно, казах керей, аргын, дулат или алимулы. Главное, чтоб человек нормальный был. А по вам видно, что вы довольно русифицированный человек и регионалист и трайбалист 

Share this post


Link to post
Share on other sites
2 минуты назад, Karaganda сказал:

Вас наверное южане сильно обидели.

вы довольно русифицированный человек и регионалист и трайбалист 

 

Только и знаете что переходить на личность собеседника. Не хорошо.

Ладно, хватит отвлекаться о темы, с вашего позволения я продолжу ее.

 

Share this post


Link to post
Share on other sites

Слово Кыр нигде я не отрицал

Share this post


Link to post
Share on other sites
17.06.2018 в 16:47, Аrсен сказал:

Костюмы замужних казашек (Семиречье, С.М.Дудин, 1907 г.)

a56a170b3b4a99a2fb934c143ff035ba.jpg

 

Мной разоблачен очередной обман "правдолюба" Arсена:

 

- фото у него залито в зеркальном виде.

- подпись фотографа скрыта.

- указана неверная дата съемки 1907 год, на самом деле правильно 1899 год.

- подписано Семиречье (юго-восток), на самом деле это летние пастбища на озере Саумал-коль в Баян-ауле, Павлодарский уезд (северо-восток).

ZAULYK---SEVERO-VOSTOK---DUDIN---NA-VRAN

1) Доказательства по подписи к музейному экспонату:
МАЭ № 1199-185
Географическая локализация места создания - Саумал-куль (оз.)
Время создания - 1899
 
2) Доказательства по женщине слева.

Справа невеста:

ZAULYK---SEVERO-VOSTOK---DUDIN---NA-VRAN

Здесь невеста внутри юрты:

SEVERO-VOSTOK---S.M.-DUDIN---1899-G.---B

А здесь невеста верхом на лошади:

SEVERO-VOSTOK---S.M.-DUDIN---1899-G.---B

3) Доказательства по женщине справа.

Здесь она позирует одна:

SEVERO-VOSTOK---ZAULYK---DUDIN---VERBLYD 

4) Доказательства по женщине слева.

Здесь она стоит справа:

8EOZMqY2fJOZxROeF1vYifX6TK9Xi2RlaDQkMKNN

подпись к музейному экспонату:
№ 1199-186
Географическая локализация места создания - Саумал-куль (оз.)
Время создания - 1899

 

  • Не согласен! 1

Share this post


Link to post
Share on other sites

Традиционный юго-западный казахский КИМЕШЕК  (и смежный с ним кыргызский Элечек) с тюрбаном наверху.

 

Еще несколько исторических фотографий.

3.jpg

2.jpg

5.jpg

4.jpg

image.jpg

image.jpg

В. Ордэн. Казахи окрестностей Ташкента и Туркестана. Нач. 20 века:

19.jpg

Сырдарья в районе Кызыл-Орды. А.Л. Мелков, 1927 год:

1927.jpg

Уличные типы Чимкента. К.П. фон Кауфман. Вторая половина 19 века:

19.jpg

Yi06sdV4Us4xx0UD77VJZcxXcfIW4dAz9EjMwTwd

Казахи Жамбылской области (Аулие-Ата):

image.jpg

Джамбулская область. 1950 год. Е.И. Махова:

1950.jpg

Казахи Алматинской области.

Джайляу на Алматинском перевале:

image.jpg

KIMESEK---TIPY-AZII.jpg

 

Share this post


Link to post
Share on other sites

Теперь традиционный северо-восточный казахский АҚ ЖАУЛЫҚ без тюрбана наверху.

 

Автор не известен. Нач. 20 века. Музей МАЭ РАН (Кунсткамера), г. Санкт-Петербург:

20-1.jpg

М.С. Вайшле. Нач. 20 века. Музей МАЭ РАН (Кунсткамера), г. Санкт-Петербург:

20-2.jpg

1932.jpg

П.С. Лейбин. Доение овец. Нач. 20 века. Музей МАЭ РАН (Кунсткамера), г. Санкт-Петербург:

20.jpg

 

С.М. Дудин. 1899 год. Музей МАЭ РАН (Кунсткамера), г. Санкт-Петербург:

image.jpg

3.jpg

6.jpg

5.jpg

image.jpg

image.jpg

image.jpg

А.А. Воронина-Уткина. Нач. 20 века. Музей МАЭ РАН (Кунсткамера), г. Санкт-Петербург:

20-2.jpg

20-2.jpg

20-1.jpg

 

Share this post


Link to post
Share on other sites

Приграничье Павлодарского и Каркаралинского уездов.

 

М.С. Вайшле. Нач. 20 века. Музей МАЭ РАН (Кунсткамера), г. Санкт-Петербург:

20-5.jpg

20-4.jpg

20.jpg

С.М. Дудин. 1899 год. Музей МАЭ РАН (Кунсткамера), г. Санкт-Петербург:

image.jpg

image.jpg

image.jpg

2.jpg

 

Продолжение следует.

 

Share this post


Link to post
Share on other sites
3 часа назад, АксКерБорж сказал:

Приграничье Павлодарского и Каркаралинского уездов.

 

С.М. Дудин. 1899 год. Музей МАЭ РАН (Кунсткамера), г. Санкт-Петербург:

image.jpg

2.jpg

 

Продолжение следует.

 

Ты вообще читаешь, что сам заливаешь?

Здесь под фото, что подписано - Кимешек или жаулык? ;) Что же ты не подписал - типа Настоящий северный Жаулык? У вас же там этого слово не знают  и не знали с твоих слов - Кимечек!

  • Не согласен! 1

Share this post


Link to post
Share on other sites
1 час назад, Аrсен сказал:

Ты вообще читаешь, что сам заливаешь?

Здесь под фото, что подписано - Кимешек или жаулык? ;) Что же ты не подписал - типа Настоящий северный Жаулык? У вас же там этого слово не знают  и не знали с твоих слов - Кимечек!

 

Объясняю любителю юго-западного названия "кимешек" и ненавистнику северо-восточного названия "ак жаулык".

 

Автор подписей к фотографиям С.М. Дудина неизвестен - то ли это он сам, то ли это его попутчик, то ли это сотрудник музея в царском Санкт-Петербурге, то ли это сотрудник музея в советском Ленинграде.

Одно можно сказать с уверенностью, что автор подписей к фотографиям не казах, это точно.

Поэтому ссылаться на подписи как минимум несерьезно.

 

Я залил на форуме  массу его фотографий и не всегда подписи к ним соответствуют реальности нашего края. Пример на вскидку.

На фотографиях к сундукам имеются подписи "кебеже", в реальности же в нашей области сундук называют "әбдірә". Кто автор подписи "кебеже" бір құдай біледі (одному богу известно).

Другой пример это подпись к среднеазиатским кувшинам для омовения "кумган", хотя здесь у нас все говорят "қуман".

Ошибок в подписях масса. Шест для отлова лошадей "курук" подписан "уйрук", Павлодар подписан как Семиречье, Семиречье как Кокшетау и т.д. и т.п.

 

  • Не согласен! 1

Share this post


Link to post
Share on other sites
4 часа назад, АксКерБорж сказал:

Приграничье Павлодарского и Каркаралинского уездов.

С.М. Дудин. 1899 год. Музей МАЭ РАН (Кунсткамера), г. Санкт-Петербург:

Продолжение следует.

 

1899-9999-2.jpg

 

  • Не согласен! 1

Share this post


Link to post
Share on other sites
21 час назад, Аrсен сказал:

Ты вообще читаешь, что сам заливаешь?

Здесь под фото, что подписано - Кимешек или жаулык? ;) Что же ты не подписал - типа Настоящий северный Жаулык? У вас же там этого слово не знают  и не знали с твоих слов - Кимечек!

 

Вот еще одна ошибка. 

Фото сделано С.М. Дудиным на джайляу Мусы Шорманова у озера Саумал-коль, что за нашим Баян-аулом, а кто-то как ты приписал - Семиречье: 

 

Подпись к оцифрованной фотографии подтверждает это:

SEVERO-VOSTOK---ZAULYK---DUDIN---VERBLYDY---SAUMAL-KOL-NO-OSIBOCNO-PODPISANO-SEMIRECE

SEVERO-VOSTOK---ZAULYK---DUDIN---VERBLYD

 

  • Не согласен! 1

Share this post


Link to post
Share on other sites
3 часа назад, АксКерБорж сказал:

 

Объясняю любителю юго-западного названия "кимешек" и ненавистнику северо-восточного названия "ак жаулык".

 

Автор подписей к фотографиям С.М. Дудина неизвестен - то ли это он сам, то ли это его попутчик, то ли это сотрудник музея в царском Санкт-Петербурге, то ли это сотрудник музея в советском Ленинграде.

Одно можно сказать с уверенностью, что автор подписей к фотографиям не казах, это точно.

Поэтому ссылаться на подписи как минимум несерьезно.

 

Я залил на форуме  массу его фотографий и не всегда подписи к ним соответствуют реальности нашего края. Пример на вскидку.

На фотографиях к сундукам имеются подписи "кебеже", в реальности же в нашей области сундук называют "әбдірә". Кто автор подписи "кебеже" бір құдай біледі (одному богу известно).

Другой пример это подпись к среднеазиатским кувшинам для омовения "кумган", хотя здесь у нас все говорят "қуман".

Ошибок в подписях масса. Шест для отлова лошадей "курук" подписан "уйрук", Павлодар подписан как Семиречье, Семиречье как Кокшетау и т.д. и т.п.

 

Надо же наверное попутчик был из Алматы ;) 

Share this post


Link to post
Share on other sites

Традиционный северо-восточный казахский АҚ ЖАУЛЫҚ без тюрбана наверху.

Продолжение исторической фотоподборки по северо-востоку страны.

 

С.М. Дудин. Музей МАЭ РАН (Кунсткамера). г. Санкт-Петербург.

 

Женщина у колыбели. Саумал-коль, приграничье Каркаралинского и Павлодарского уездов:

image.jpg

Витьё аркана. Саумал-коль, приграничье Каркаралинского и Павлодарского уездов:

image.jpg

Казачка. Окрестности Каркаралинска:

2.jpg

 

Продолжение следует.

 

Share this post


Link to post
Share on other sites

С.М. Дудин. Музей МАЭ РАН (Кунсткамера). г. Санкт-Петербург.

1899 год.

Семья богатого казаха (случайно это не Абай в молодости?):

image.jpg

Это кажется 1950 год, окрестности Караганды:

1899-1950.jpg

Автор не указан. МАЭ РАН (Кунсткамера), Санкт-Петербург.

Караганды.

1932 год.

Торговки на базаре:

1932.jpg

 

Продолжение следует.

 

Share this post


Link to post
Share on other sites

А.А. Воронина-Уткина. Музей МАЭ РАН (Кунсткамера), Санкт-Петербург.

Нач. 20 века.

20-2.jpg

20-1.jpg

20-1.jpg

 

Продолжение о северо-восточном "АҚ ЖАУЛЫҚ" следует.

 

Share this post


Link to post
Share on other sites

Create an account or sign in to comment

You need to be a member in order to leave a comment

Create an account

Sign up for a new account in our community. It's easy!

Register a new account

Sign in

Already have an account? Sign in here.

Sign In Now

×
×
  • Create New...