Jump to content



АксКерБорж

Жаулык-Жоолук-Йаулук-Кимешек-Элечек-Намитка - головной убор замужних женщин кочевых тюрков

Recommended Posts

ПУСТЯШНАЯ ТЕМА!

Одно понятно что этот головной убор происхождением из аравий, и сильно связано с ислазмом.

Поэтому было бы правильным обсуждение о том что когда тюркские женщины-кочевники стали носить этот арабский-пустынний традиционную "тюрбан" или похожую вещь.

Мое мнение после принятия "исламизм"-а, и может быть у автохтонов кто приняли "исламизм" раньше то у них была нормальная вещь. Так что для монгол-татара у его жены кипчакского такой тип головного убора уже был традиционным.

 

  • Одобряю 1

Share this post


Link to post
Share on other sites
15 минут назад, АксКерБорж сказал:

 

Такой тип кимешека в прошлом был характерен югу, юго-западу и западу Казахстана.

 

Е.Э. Бломквист. Астрахань. МАЭ (Кунсткамера):

KIMESEK---YZNYI---E.E.-BLOMKVIST---ASTRA

 

А.Л. Мелков. Узбекистан, Каракалпакия, Тамды. МАЭ Кунсткамера (емнип родина ув. Кылышбая или его сватов :)):

KIMESEK---YZNYI---A.L.-MELKOV---RODINA-K

 

В.Д. Пельц. Джизак. Кызыл-кумы.1914 год. МАЭ (Кунсткамера):

1914.jpg

 

А.Л. Кун. Туркестанский край. Вторая половина 19 века. МАЭ (Кунсткамера):

19.png

 

Н.К. Зейдлиц. Мангишлак. Вторая половина 19 века. МАЭ (Кунсткамера):

19.jpg

 

М.А. КруковскийТашкент и окрестности, 1914 год. МАЭ (Кунсткамера):

1914.jpg

 

 

Эта фотография тоже из МАЭ (Кунсткамеры).

Ф. Ордэн. На женщине тоже кимешек юго-западного типа, с "падающим" тюрбаном.

Подписи о месте съемки в музее нет, но судя по одеждам мужчин и детей это Улу джуз.

image.jpg

 

Share this post


Link to post
Share on other sites

 

С казахским кимешеком юго-западного типа рифмуется по конструкции, форме и названию по вполне естественной причине (соседство и контакты) кыргызский элечек северных кыргызов.

 

К.К. Юдахин. 1928 год. МАЭ (Кунсткамера):

1928-2.jpg

1928.jpg

 

Share this post


Link to post
Share on other sites
1 час назад, АксКерБорж сказал:

У меня есть еще более очевидное разоблачение искаженных подписей к фотографиям. Там уже не отвертеться.

Храню его на десерт, как сюрприз. ;)

 

Про это я тоже не забыл, обещания свои выполняю. -_- 

 

Share this post


Link to post
Share on other sites
2 минуты назад, АксКерБорж сказал:

 

Про это я тоже не забыл, обещания свои выполняю. -_- 

 

Опять взялся за свое, короче, АКБ не позорься ты уже. Лучше будь мужиком и хватит изворачиваться признай свою ошибку.

Эти фотки интересно соответствуют твоей "личной классификаций"? Как мы видим кимешеки очень похожи на твои трушные СВ-е :lol::

v47vU4SA9zJDbw-_DYOsSbjRes10RGlbLkClsYUQ

Портрет семьи казахов. Казахи. Казахстан, Семиреченская губ. (Семиречеснкая обл., Лепсинский уезд). 1898
Музейный номер
МАЭ № 418-6
Наименование, название
Портрет семьи казахов
Этническая принадлежность
казахи
Место создания
Казахстан, Семиреченская губ. (Семиречеснкая обл., Лепсинский уезд)
Географическая локализация места создания
Семиречье
Время создания
1898
Материал
бумажная подложка, светочувствительный слой, картон
Размер
отпечаток: длина - 14,0; ширина - 9,8; паспарту: длина - 16,4; ширина - 10,7
Собрание
Фотоколлекция
Коллекция
МАЭ № 418. Фотографии типов и сцен

096df2b3290715f31dbeb0709298ebbb.jpg

Де-Лазари Константин Николаевич. Женщины в повседневной одежде. Семиреченская губ. (Семиреченская обл., Лепсинский уезд). 1898 год
 

o9ZIpOMZhGGdZFXF5LJPF0oiaDguUriwx3QOWmCD

 

Группа у юрты. Казахи. Казахстан, Алматинская обл., Энбекши-Казахский р-он. 1930
Музейный номер
МАЭ И 1905-88
Наименование, название
Группа у юрты
Этническая принадлежность
казахи
Место создания
Казахстан, Алматинская обл., Энбекши-Казахский р-он
Географическая локализация места создания
Центральная Азия
Время создания
1930
Материал
бумажная подложка, светочувствительный слой
Собрание
Фотоколлекция
Коллекция
МАЭ И 1905. Фотографии Центрального музея народоведения по казахам
 
Yi06sdV4Us4xx0UD77VJZXqwX-mxvT_nCTeiWzLT
 

Алматинская область, колхоз имени Сталина,

женщины в кимешеках без жаулыка:

Женщины за изготовлением сыра на молочно-товарной ферме. Казахи. Казахстан (Казахская ССР). 1950
Музейный номер
МАЭ И 1434-11
Наименование, название
Женщины за изготовлением сыра на молочно-товарной ферме
Этническая принадлежность
казахи
Место создания
Казахстан (Казахская ССР)
Географическая локализация места создания
Центральная Азия
Время создания
1950
Экспедиция
Казахская экспедиция Института этнографии АН СССР (1950)
Собиратель-частное лицо
Материал
светочувствительный слой, бумажная подложка
Собрание
Фотоколлекция
Коллекция
МАЭ И 1434. Фотографии по культуре и быту казахов
o9ZIpOMZhGGdZFXF5LJPF_DKfI5KFopMfmlcIrfo
 

Жамбылская область, село Орнек

Женщина справа в кимешеке без жаулыка:

Женщины за тканьем шерсятной ткани на горизонтальном станке "урмек" Казахи. Казахстан. 1930
Музейный номер
МАЭ И 1905-42
Наименование, название
Женщины за тканьем шерсятной ткани на горизонтальном станке "урмек"
Этническая принадлежность
казахи
Место создания
Казахстан
Географическая локализация места создания
Центральная Азия
Время создания
1930
Материал
бумажная подложка, светочувствительный слой
Собрание
Фотоколлекция
Коллекция
МАЭ И 1905. Фотографии Центрального музея народоведения по казахам
 

Share this post


Link to post
Share on other sites
12 минут назад, Аrсен сказал:

Опять взялся за свое, короче, АКБ не позорься ты уже. Лучше будь мужиком и хватит изворачиваться признай свою ошибку.

Эти фотки интересно соответствуют твоей "личной классификаций"? Как мы видим кимешеки очень похожи на твои трушные СВ-е :lol::

Портрет семьи казахов. Казахи. Казахстан, Семиреченская губ. (Семиречеснкая обл., Лепсинский уезд). 1898

 

Увеличивай свой шрифт хоть до 100-го размера, этим никого не переубедишь.

Молодец что научился входить в онлайн музей МАЭ с помощью моей сегодняшней ссылки, а то мыкался по просторам интернета используя искаженные подписи. И еще. Эти 2 фотки сверху ты уже наверно по третьему кругу заливаешь, потому что ничего больше нету?

 

А опровергать я буду твой бред завтра, сейчас времени в обрез.

 

Share this post


Link to post
Share on other sites
6 минут назад, АксКерБорж сказал:

 

Увеличивай свой шрифт хоть до 100-го размера, этим никого не переубедишь.

Молодец что научился входить в онлайн музей МАЭ с помощью моей сегодняшней ссылки, а то мыкался по просторам интернета используя искаженные подписи.

А опровергать я буду твой бред завтра, сейчас времени в обрез.

 

Тебя точно не переубедишь :lol: может быть диссертацию напишешь. 

Я то в отличии от тебя отсебятину не пишу типа Жар, Сай, Жыра или тентек. Так что, АКБ, может быть ты возглавишь новый казахский "СВ трушный" народ со своим говором, кухней и кимешеками (пардон жавлуками)?

  • Не согласен! 1

Share this post


Link to post
Share on other sites
3 минуты назад, Аrсен сказал:

Тебя точно не переубедишь :lol: может быть диссертацию напишешь. 

Я то в отличии от тебя отсебятину не пишу типа Жар, Сай, Жыра или тентек. Так что, АКБ, может быть ты возглавишь новый казахский "СВ трушный" народ со своим говором, кухней?

 

С тобой сегодня все в порядке? Я не хочу быть виноватым если что.

 

Share this post


Link to post
Share on other sites
16 часов назад, АксКерБорж сказал:

 

С тобой сегодня все в порядке? Я не хочу быть виноватым если что.

 

Да, все хорошо. Что-то не так? ;)

Короче, АКБ, любой кто прочитает эту тему сначала до конца поймет несуразность и ошибочность твоего "умозаключения" про кимешек и жаулык.

Можешь продолжать оффтопить и заливать ложную информацию. Удачи!

  • Не согласен! 1

Share this post


Link to post
Share on other sites
‎15‎.‎06‎.‎2018 в 08:28, АксКерБорж сказал:

 

1) Высокий, круглый, объемный

1362318928_1310621580_odezhda-3.jpg

А что неплохо смотрится, главное чтоб женщинам нравилось:)

Share this post


Link to post
Share on other sites
13.01.2019 в 00:29, Duwa-Soqor сказал:

А что неплохо смотрится, главное чтоб женщинам нравилось:)

 

Arсен спорит со мной вовсе не из-за того, что я считаю юго-западный казахский кимешек с тюрбаном и аналогичный ему кыргызский элечек некрасивыми.

Вовсе нет! Они очень даже симпатичные. Впрочем точно также одинаково симпатичные северный и восточный жаулыки.

Суть спора совершенно в другом.

Я тщетно пытаюсь ему объяснить, что как и всё остальное в культуре казахов, женский головной убор замужних казашек отличался по регионам как по форме с конструкцей, так и по названию!

 

Share this post


Link to post
Share on other sites
11.01.2019 в 16:25, АксКерБорж сказал:

 

У меня есть еще более очевидное разоблачение искаженных подписей к фотографиям. Там уже не отвертеться.

Храню его на десерт, как сюрприз. ;)

 

 

Планировал после командировки на прошедшие выходные предоставить обещанные доказательства, но неожиданное со стороны админа (и пока не понятно за что) наказание не дали мне выполнить свое обещание.

Как говорится, лучше поздно, чем никогда.

У меня куча фактов доказывающих искаженность большинства подписей к фотографиям казахского прошлого, хранящимся в Питерском Музее антропологии и этнографии (Кунсткамере).

Причин искаженности подписей много. Ссылку на одну из причин я дам попозже. Но дело даже не в них.

В наших спорах с Arсеном дело в том, что места съемок заливаемых им фотографий под видом северного жаулыка, на самом деле это юг и запад, в частности, Семиреченская область, Лепсинский уезд, юг и запад страны, именно потому на них красуется не жаулык, а кимешек с характерным для юга и запада тюрбаном на верху.

 

Share this post


Link to post
Share on other sites

 

Итак, привожу несколько обоснований своим словам и ошибочных географических локализаций южного кимешека по фотографиям Arсена. 

Один подобный случай географического несоответствия фотографии с подписью к нему я уже привел выше (Кокчетав - Тургай), теперь другой факт (их много).

 

МАЭ РАН, экспонаты  №№ 1199-145, 1199-465, 1199-466, 1199-464,  "Сцена на съезде старшин". С.М. Дудин, 1899 год.  

 

Сотрудниками музея произведена подпись "Географическая локализация места создания - Семиречье".

В реальности же это съезд волостных старшин Павлодарского уезда, что подтверждается подписью автора на самих фотографиях.

 

Сами посудите где Павлодар, а где Семиречье, первый это Сибирь и северо-восток Казахстана, второй это юго-восток Казахстана, юг Алматинской области.

8EOZMqY2fJOZxROeF1vYiRDNo-LwyELv8hU_p8g4

8EOZMqY2fJOZxROeF1vYiT5rPbiZY2PPnyjnfOiG

8EOZMqY2fJOZxROeF1vYifPl8u78pfsFtZ7t_0ZV

8EOZMqY2fJOZxROeF1vYiaPJ7ovBZzVYivptMoYL

Share this post


Link to post
Share on other sites

 

Хорошо что на фотографиях мужчины и на их головах малахаи.

Если бы на фотографиях были бы женщины, а на их головах северные жаулыки, то Arсен опять стал бы трубить, мол смотрите, судя по подписям фотки из Семиречья, с юга, и на них не кимешеки, а жаулыки без тюрбанов! ;) :D

 

Так что, дорогой мой Arсен, в следующий раз слепо не доверяй музейным подписям, перепроверяй их для точности.

 

Кстати в теме про региональные разновидности казахских конских сёдел точно также мною опровергается залитая тобой фотка южного седла с характерной "головкой", которую ты положившись на искаженную подпись тоже решил приписать Степному краю.  

 

  • Не согласен! 1

Share this post


Link to post
Share on other sites
11.01.2019 в 17:28, enhd сказал:

ПУСТЯШНАЯ ТЕМА!

Одно понятно что этот головной убор происхождением из аравий, и сильно связано с ислазмом.

Поэтому было бы правильным обсуждение о том что когда тюркские женщины-кочевники стали носить этот арабский-пустынний традиционную "тюрбан" или похожую вещь.

Мое мнение после принятия "исламизм"-а, и может быть у автохтонов кто приняли "исламизм" раньше то у них была нормальная вещь. Так что для монгол-татара у его жены кипчакского такой тип головного убора уже был традиционным.

 

Они этот ближневосточный головной убор хотят связать с древнетюркской традицией. Типа только у них осталось.:D

  • Не согласен! 1

Share this post


Link to post
Share on other sites
15 минут назад, Karahanid сказал:

Они этот ближневосточный головной убор хотят связать с древнетюркской традицией. Типа только у них осталось.:D

прежде чем что-то писать лучше приведите доказательства, а потом хихикайте сколько душе угодно

Share this post


Link to post
Share on other sites

 

Традиционный юго-западный казахский КИМЕШЕК с тюрбаном наверху.

 

Наши дни:

2.jpg

1.jpg

 

Далее будут показаны исторические примеры этого же кимешека.

 

Share this post


Link to post
Share on other sites

Традиционный юго-западный казахский КИМЕШЕК с тюрбаном наверху.

 

Прошлое.

 

Кызыл-орда (Перовск):

5.jpg

Сырдарьинская область (Туркестанский альбом):

image.jpg

6.jpg

4-Kaz-kimeshek-007.jpg

3.jpg

4-Kaz-kimeshek-0091%20(1).jpg

9.jpg

8.jpg

91.jpg

ZAULYK---SYRDARINSKAY-OBLAST---2.jpg

Сырдарьинская область.

Ф. Ордэн, кон. 19 века.

19.jpg

Узбекистан, Каракалпакия, Тамдынский район (родина ув. Кылышбая :)).

А.Л. Мелков, 1929 год.

1929.jpg

1929-2.jpg

Джезказганский уезд, Кызыл-Кумы.

Д.Я. Пельтц. Нач. 20 века.

20-4.jpg

20-2.jpg

20-3.jpg

20-5.jpg

Кызыл-орда (Перовск).

А.С. Мелков. Первая треть 20 века.

20.jpg

Лепсинский уезд, Семиречье, 1897 год.

 1897.jpg

Алма-Ата (Верный), нач. 20 века.

7.jpg

С.М. Дудин.

Ткачиха у Алма-Атинского перевала, 1899 год.

1899.jpg

 

 

 

Share this post


Link to post
Share on other sites

Традиционный кыргызский ЭЛЕЧЕК с тюрбаном наверху.

 

Соседний Жамбылско-Алматинский один в один с кыргызским элечеком северных кыргызов.

 

Замужние женщины в элечеках, две девушки и мальчик. 1937 год. МАЭ РАН (Кунсткамера):

1937.jpg

Чуйский район, Пишпек:

image.jpg

П.М. Кошаров. Кыргызское племя Бугу. 1857 год. МАЭ РАН (Кунсткамера):

1857.jpg

Чокан Чингизочив Валиханов. Иссык-куль. Тезек торе и кыргызы. 19 век:

KIMESEK---KYRGYZSKII-I-YZNYI---SEMIRECE-

С.М. Дудин. 1899 год. МАЭ РАН (Кунсткамера):

1899.jpg

К.К. Юдахин. 1928 год. МАЭ РАН (Кунсткамера):

1928.jpg

1928-2.jpg

image.jpg

 

Share this post


Link to post
Share on other sites

 

Теперь перехожу ко второму казахскому виду рассматриваемого головного убора замужних женщин.

Традиционный восточный казахский ЖАУЛЫК (найман-меркит-керейский).

 

Наши дни.

Монголия. Баян-Өлгий аймак, Баян сум:

ZAULYK---VOSTOCNYI-NAIMAN-KEREISKII---BA

ZAULYK---VOSTOCNYI.jpg

ZAULYK---VOSTOCNYI-NAIMAN-KEREISKII---BA

 

В прошлом:

А.Л. Мелков. 1927 год. МАЭ РАН (Кунсткамера), г. Санкт-Петербург:

ZAULYK-NAIMANSKII---KAZ.-KUK-.---A.L.-ME

Н.А. Ермолин. Семипалатинск. Нач. 20 века. МАЭ РАН (Кунсткамера), г. Санкт-Петербург:

ZAULYK---VOSTOK---N.A.-ERMOLIN---SEMIPAL

Автор фото мне неизвестен. МАЭ РАН (Кунсткамера), г. Санкт-Петербург:

ZAULYK---VOSTOCNYI-NAIMAN-KEREISKII---MA

 

 

 

Share this post


Link to post
Share on other sites

 

Следующим и заключительным будет репортаж о третьем казахском виде рассматриваемого головного убора замужних женщин - 

о традиционном северо-восточном казахском белом ЖАУЛЫКе.

 

Фотографии из МАЭ РАН (Кунсткамера), г. Санкт-Петербург.

Конец 19 и начало 20 веков.

Павлодарский уезд, Баян-аул, Саумал-коль, Джасыбай, Чидерты, Каркаралинский уезд, Омск, Петропавловск, Караганды, Акмола: 

1-20.jpg

image.jpg

А.Л. Мелков. 1927 год:

1927.jpg

1927-2.jpg

1927-3.jpg

Е.И. Махов. 1950 год:

1950.jpg

1929 год:

1929.jpg

С.М. Дудин. 

1899 год.

1899-9999-1.jpg

1899.jpg

1899-2.jpg

1899-9.jpg

1899.jpg

1899-2.jpg

1899-9999-3.jpg

1899.jpg

1899-9999-2.jpg

1899.jpg

1899.jpg

М.С. Вайшле. Сушка курта:

20.jpg

20-1-1.jpg

20-1.jpg

20-3.jpg

20-2.jpg

Share this post


Link to post
Share on other sites

 

Продолжение демонстрации исторических фотографий традиционного северо-восточного казахского белого ЖАУЛЫКа.

 

Начало 20 века.

М.С. Вайшле.

МАЭ РАН (Кунсткамера). г. Санкт-Петербург.

Юрта сложенная на зимнее хранение.

ZAULYK---V-YRTY---M.S.-VAISLE---NAC.-20-

Женщина с ребенком девочкой.

SEVERO-VOSTOK---M.S.-VAISLE---PERVAY-TRE

Каркаралинский уезд.

Село Калытая Куржунова

1929 год.

Валяние войлока.

МАЭ РАН (Кунсткамера). г. Санкт-Петербург.

ZAULYK---VALYNIE-VOILOKA---KARKARALINSKI

Павлодарский уезд.

1899 год.

С.М. Дудин.

Столяр изготавливающий детали юрт и телег (женщина в белом жаулыке сидит в походном шатре "жолым уй").

МАЭ РАН (Кунсткамера). г. Санкт-Петербург.

YRTY-STOLYR---S.M-DUDIN---1899-G.---MAE-

 

Share this post


Link to post
Share on other sites

АксКерБорж , подскажите . Носят ли современные женщины , скажем ваши ровесницы, данные нац. платки , к примеру на семейных, родовых торжествах ? На сколько это для них обязательно ? Или всё-таки предпочитают обычные платки , чтобы прикрыть голову  и лицо?

Share this post


Link to post
Share on other sites
20 часов назад, Samtat сказал:

АксКерБорж , подскажите . Носят ли современные женщины , скажем ваши ровесницы, данные нац. платки , к примеру на семейных, родовых торжествах ? На сколько это для них обязательно ? Или всё-таки предпочитают обычные платки , чтобы прикрыть голову  и лицо?

 

Нет конечно, не носят. Казахи почти все порастеряли за 20 век.

Вместо того, чтобы возродить эту замечательную древнюю традицию, даже в объявленный в прошлом году "Год культурного возрождения" (Рухани жаңғыру), все женщины на торжества надевают обычные платки разных расцветок, не обязательно белые.

 

И не в угоду нашим исконным традициям, а по требованиям ислама.

 

Есть лишь одно отличие, южанки завязывают платки его по своему (скручивая концы трубочкой на лбу), северянки по своему (по обычному завязывая концы под подбородком или на затылке). 

 

Жаулыки-Кимешеки, причем без разбора их региональных разновидностей (о них никто до меня не знал, не писал и даже сейчас не подозревает, точно также как Arсен все время не хочет поверить в это :D), надевают только на театрализованное мероприятие Навруз.

Кто на что горазд. 

Но как обычно (и во всем в Казахстане) доминирует южная разновидность - Кимешек - с тюрбаном наверху. 

Северо-восточный и восточный преданы забвению, хотя ведь тоже изящные.

40708178_283818792342065_684633194318580

10890667_1531440770446411_793261863_n.jp

20160801164310.jpg

5587566654_0f810b44e6_b.jpg

5011264.jpg

X_XBKhdPULE.jpg

Даже умудряются одевать кимешек на детей, хотя он исконно головной убор замужней женщины!

50815372_2372487852769387_75296212266730

Никто ничем не интересуется, даже историей своего родного края, поэтому у нас в Павлодаре на праздник Навруз или Кымыз мурундык женщины надевают для сцены не родной местный Акж жаулык (северо-восточный вид), а юго-западный Кимешек с тюрбаном наверху:

20120407124817.jpg

2493_compressed.jpg

 

Но возможно моя тема когда-нибудь для кого-нибудь и послужит точкой для возрождения забытого убора. По крайней мере надеюсь на это.

 

  • Одобряю 1

Share this post


Link to post
Share on other sites
2 часа назад, АксКерБорж сказал:

 

Даже умудряются одевать кимешек на детей, хотя он исконно головной убор замужней женщины!

50815372_2372487852769387_75296212266730

 

это от незнания. Кимешек после рождения детей начинали носить

Share this post


Link to post
Share on other sites

Create an account or sign in to comment

You need to be a member in order to leave a comment

Create an account

Sign up for a new account in our community. It's easy!

Register a new account

Sign in

Already have an account? Sign in here.

Sign In Now

×
×
  • Create New...