Перейти к содержанию
АксКерБорж

Жаулык-Жоолук-Йаулук-Кимешек-Элечек-Намитка - головной убор замужних женщин кочевых тюрков

Рекомендуемые сообщения

17 часов назад, Rust сказал:

Нашел статью на казахском языке про кимешек, просьба перевести фрагменты.

https://yadi.sk/i/ABYVodgMQWlJ0Q

Постарался перевести, прошу строго не судить ;)

1) Кимешектің пішілуі мен тігілуі. Кимешектің басқа оралатын жаулық шылауыштардан негізгі айырмашылығы – тігіліп істелетіндігінде. Архетипі, шаршы матаны диагоналы бойымен екі бүктеп тігіп, беттің орнын ойып шығарылған «капюшон» тəрізді жасалған болуы керек. 

Главное отличие кимешека от накручивающего (покрывающего) голову жаулыка и шылауыша – в том что они шьются. Из материи сложенным в два раза по диагонали вырезается отверстие для лица и вышивается в форме капюшона.

2) Орама кимешек Солтүстік Қазақстанда, Ақмоланың батысында жəне Оңстүстік пен Сыр бойында кең таралған. 

Орама кимешек распространен на Северном Казахстане, к западу от Акмолы, в Южных регионах и вдоль Сырдарьи.


3) Бүрмелі кимекшектің ең кең таралған жері – Сыр өңірі [3; 15, с.216-225]. 

Бурмели кимешек широко распространен в Сырдарьинском регионе.


4) Кимешек төбесінен, жоғарғы бөлігінен «күндік» қызметін атқаратын жаулық оралған. Күндік бөлігінің қызметі басты қыста суықтан қорғау, жазда ыстықты өткізбеу болып саналады. Бұл қыста суық, жазды аптап ыстықтан қорғаған. Кимешектің сыртынан тартатын жаулық шылауыш, шаршы деп аталған. 

Поверх кимешека одевается жаулык «Кундик». Кундик бережет голову зимой от холода летом от жары. Жаулыки одеваемый поверх кимешека называются также как шылауыш и шаршы.

5) Кимешектің қазақ рулары мен тайпаларының өзгеше болуына байланысты, əртүрлі үлгілері болады. Кимешектің Қазақстанда бұрама жаулық, иекше атаулары кездеседi [3; 15, с.216-225]. 

У разных казахских племён встречаются различные кимешеки. Также встречались такие названия как бурама жаулык (Мангышлак, Арсен) и иекше.

6) Солтүстік Батыс Қазақстанда (Орал жəне Торғай облыстары) төменгі жаулық үшбұрыштан бүктетіліп, шаршы матадан ғана тұрған. Оны басына тартып, шеттерін кеуде тұстан айқастырған, не желке жағына жіберген. Қазақстанның басқа аймақтарында төменгі баскиім ретінде бет шығатындай алды ашық, иық, кеудені бірдей жауып, арт жағы үшбұрыштанып арқаны жауып, төмен қарай құйрығы жіңішкеленіп кететін кимешек киген [2; 15]. 

В Северо-Западном Казахстане (Уральская и Тургайская области) нижнее покрывало представляло собой сложенное треугольником квадратное полотнище, которое накидывали на голову, перекрещивая концы па груди или закидывая их за плечи. На остальной территории Казахстана и качестве нижнего убора служил кимешек -- капюшон с вырезом для лица, который, закрывая плечи, грудь, сзади углом спускался по спине, образуя сужающийся книзу «хвост» (куйрук).  (это не мой перевод нашел в нете).

  • Не согласен! 1
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

17 часов назад, Rust сказал:

Нашел статью на казахском языке про кимешек, просьба перевести фрагменты.

https://yadi.sk/i/ABYVodgMQWlJ0Q

 

 

Кстати в этой статье кстати из Павлодара очень хорошо все расписано - https://studydoc.ru/doc/708044/istoriya-kazahskogo-kostyuma---pavlodarskij-gosudarstvennyj

  • Не согласен! 1
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

  • Admin
15 часов назад, Аrсен сказал:

Главное отличие кимешека от накручивающего (покрывающего) голову жаулыка и шылауыша – в том что они шьются. Из материи сложенным в два раза по диагонали вырезается отверстие для лица и вышивается в форме капюшона.

Т.е. жаулык и кимешек это разные вещи, просто в ВК просто изменилось наименование кимешека на жаулык? 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

47 минут назад, Rust сказал:

Т.е. жаулык и кимешек это разные вещи, просто в ВК просто изменилось наименование кимешека на жаулык? 

Нет, только в Западном Казахстане (Мангышлак) кимешека не было они одевали платки (жаулыки) обматывали длинной материей шею и голову.

А где вы прочитали, что в ВК?

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

  • Admin
2 минуты назад, Аrсен сказал:

Нет, только в Западном Казахстане (Мангышлак) кимешека не было они одевали платки (жаулыки) обматывали длинной материей шею и голову.

А где вы прочитали, что в ВК?

Ранее АКБ приводил данные, что у них использовался термин жаулык.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

17 минут назад, Rust сказал:

Ранее АКБ приводил данные, что у них использовался термин жаулык.

Данные он никакие не приводил. Просто вырванные из контекста отрывки в его стиле.

Так же его землячка Айнур подтверждала, он также обвинил ее во лжи. 

Я уже приводил, что китайские и монгольские казахи называют жаулык. Да и Дудин описывал головные уборы казашек СВ и четко называл кимешек (собственноручно подписал свое фото).

8EOZMqY2fJOZxROeF1vYiRnU8BYjeLSrLpdoS7PR

Дудин С.М. Предметы женского костюма. Казахи. Казахстан. 1899
Музейный номер
МАЭ № 1199-282
Наименование, название
Предметы женского костюма
Этническая принадлежность
казахи
Место создания
Казахстан
Географическая локализация места создания
Северо-Восточный Казахстан
Время создания
1899
Материал
светочувствительный слой, бумажная подложка
Собрание
Фотоколлекция
Коллекция
МАЭ № 1199. Фотографии казахов
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

05.01.2019 в 00:47, Rust сказал:

Вам Арсен привел ссылку на монографию Стасевича, вы его как обычно высокомерно обозвали рефератом. НЕ много на себя берете?

 

Он не монографию привел, а привел не соответствующие действительности подписи к историческим фотографиям из МАЭ.

Так что я ничего на себя не беру. Прошу вас писать вежливо.

 

  • Не согласен! 1
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

2 часа назад, Аrсен сказал:

Данные он никакие не приводил. Просто вырванные из контекста отрывки в его стиле.

 

Ужас до чего ты упрямый.

 

Тебе их привести повторно что ли? Пожалуйста только некоторые из них:

 

 

В центре, на юге и западе страны этот головной убор назывался - КИМЕШЕК, на севере, северо-востоке и востоке - ЖАУЛЫК.

 

Джавлук — закрытый головной убор из бязи для женщин.

 

ЖАУЛЫ́К  -  Белый платок, головной убор женщины (киргизки) в отличие от цветных (красных) платков, которые носят девушки.

(Тургайская газета. 1902 г. № 180)

 

Жаулык (джаблук, джавлук) - полотенце на голове киргизки.

(Оренбургская епархия. 1903 г. № 18. С. 631).

 

 

"ЧЕЛАУЧ — женская прическа Казачек. Четыре косички сплетались в одну косу, которая укладывалась вокруг головы и покрывалась повязкой или широкой лентой; из-под ленты на виски падали подвески-чикилики".

(Казачий словарь-справочник. США. 1970 г.)

Археолог С. А. Плетнёва говорит, что такая повязка из фаты называется у кочевых народов словом "ЖАУЛЫК

(МИА 62)

 

Одежда женщин состояла из длинных сосборенных юбок и камзолов-безрукавок. Праздничные камзолы украшались бляшками из металла или монетами из серебра. Все замужние женщины носили жаулык — одежду в виде длинной кофты вместе с головным покрытием. Изготавливалась она обязательно из белого материала. 

(Казахи Омской области)

 

 

В приданое невесте готовят следующие вещи: 1) остроконечный праздничный головной убор, называется саукеле... 2) кибитка из белых кошем, обшитых внутри в разных местах черным и красным сукном. 3) кровать. 4) лошадь с женским седлом; на лошадь навешивают бубенчик, а седло богато украшается. 5) ковры, халаты и верблюды. Предварительно на нее надевают джавлук (будничный головной убор).

(Ш.М. Ибрагимов "Этнографические очерки киргизского народа")

 

Джавлук - женский головной убор.

(Г.Н. Потанин, 172)

 

Джаулык – головной убор замужних женщины. Делается исключительно из белой ткани. 

(ҚКБС, 1935: 33)

 

Jаjлыk  головной плотокъ женщинъ.

(В.В. Радлов)

 

 

Выяснилось, что это неправда, они называют его также, как казахи на севере и северо-востоке страны - ЖАУЛЫК.

 

"... А на голову надевает головной убор замужней женщины, носящий совершенно новое обозначение ее социального положения, - кимешек или жаулык, как называют его найманы и кереи.

(Восточно-Казахстанский областной архитектурно-этнографический и природно-ландшафтный музей-заповедник. Отдел казахской этнографии.)

 

 

"... С появлением первенца женщина носила особый головной убор, состоявший из нижней части, одеваемой непосредственно на голову и верхней – в форме тюрбана или чалмы. Обе части обязательно делали из белой ткани. В большей части Казахстана женщины Среднего и Старшего жузов на голову надевали камешек, плотно облегающий голову и закрывающий шею, грудь, плечи и спину. В Среднем жузе его называли «жаулык», а в Восточном Казахстане он известен только под этим наименованием".

(1. Казахская энциклопедия; 2. Учебно-методическое пособие по казахской этнологии.)

 

 

А.П. Таженова  "Этнотрадиционные особенности эволюции формирования казахской национальной одежды":

 

"... Женский головной убор состоял из двух: нижней (кимешек), надеваемый на голову, и верхней – в виде тюрбана, наматываемый поверх нижней части убора. Обе части головного убора делались обязательно из белой ткани. Кимешек – наиболее распространенное название головного убора.

У казахов среднего жуза его называли жаулык, а в Восточном Казахстане, у киреев и найманов, он был известен только под последним названием.

 

В теперешней Чимкентской области кимешек нередко еще называют «иекше».

 

Казахи проживавшие на территории современной Кустанайской и Актюбинской областей не имели кимешек. В этих местностях казашки непосредственно на голову надевали сложенный по диагонали квадратный белый платок, концы которого перекрещивали на груди. Этот платок называли жаулык."

 

  • Не согласен! 1
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

 

5 часов назад, АксКерБорж сказал:

 

В центре, на юге и западе страны этот головной убор назывался - КИМЕШЕК, на севере, северо-востоке и востоке - ЖАУЛЫК.

 

 

Кстати моя карта распространения разновидностей казахского бешбармака по регионам, также подходит как наглядный показатель распространения разновидностей обсуждаемого старинного казахского женского головного убора. ;)

 

Коричневый цвет - примерная территория распространения северо-западного, северного, северо-восточного и восточного ЖАУЛЫКА (их 2 вида).

Зеленый и оранжевый цвет - примерная территория распространения западного, юго-западного и южного КИМЕШЕКА (их 2 вида).

 

KARTA.jpg

 

 

  • Не согласен! 2
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

8 часов назад, АксКерБорж сказал:

В большей части Казахстана женщины Среднего и Старшего жузов на голову надевали камешек, плотно облегающий голову и закрывающий шею, грудь, плечи и спину. 

та-дааааааам!!!!!!!!

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

  • Admin
8 часов назад, АксКерБорж сказал:

ЖАУЛЫ́К  -  Белый платок, головной убор женщины (киргизки) в отличие от цветных (красных) платков, которые носят девушки.

(Тургайская газета. 1902 г. № 180)

Как тогда называется красный платок девушки?

  • Одобряю 1
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

  • Admin
8 часов назад, АксКерБорж сказал:

Он не монографию привел, а привел не соответствующие действительности подписи к историческим фотографиям из МАЭ.

Так что я ничего на себя не беру. Прошу вас писать вежливо.

Он привел монографию Стасевича. Которую вы назвали рефератом.

Цитата

Вот этот рефератик с искаженными подписями:

http://www.kunstkamera.ru/files/lib/978-5-02-038260-2/978-5-02-038260-2_ill.pdf

А это более объективная подпись к фото:

http://www.np.kz/research/5097-polonez_lazari.html

 

Предупреждал же я этого Arсена сколько раз, что рыскания по просторам интернета в поисках нужных созвучных слов, ценников, объявлений, OLX и рекламы до добра не доведут. Только можно оплошаться курам на смех. :P

Откройте "рефератик" с типа искаженными подписями и внизу на каждой странице ссылка на оригинал, и это - монография Стасевича.

Так что вы берете на себя слишком много, даже в показаниях путаетесь.

И всем здесь понятно, что очередные великие гипотезы это просто бред непрофильного фольк-историка, юриста по образованию.  Причем не первого и не последнего. Теперь историей занялись все кому не лень.

Поэтому совет, прежде чем много на себя брать, как типа специалист, внимательно изучайте ссылки, которые вам предоставляют.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

14 часов назад, Rust сказал:

Как тогда называется красный платок девушки?

 

Не интересовался этим, наверно орамал (платок).

 

  • Не согласен! 1
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

14 часов назад, Rust сказал:

очередные великие гипотезы это просто бред непрофильного фольк-историка, юриста по образованию.  

 

Я уже который раз прошу вас не переходить на мою личность! Админа на вас нет. ;)

Вы тем самым даете пример юзерам.

Теперь касательно профессий форумчан.

Здесь на форуме практически 95% это не историки, "разоблачитель жаулыков", который и ведет основные здесь баталии, тоже не историк, а лишь активный пользователь интернета и поисковиков.

А те единицы историков, которые есть и были на форуме, если честно не порадовали никого ничем интересным, например, какими-то новыми открытиями или сенсациями. Переписывание одного и того же на протяжении десятилетий, из одного научного труда в другой.

 

  • Не согласен! 1
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

17 минут назад, АксКерБорж сказал:

Я уже который раз прошу вас не переходить на мою личность! Админа на вас нет. ;)

Вы тем самым даете пример юзерам.

Теперь касательно профессий форумчан.

Здесь на форуме практически 95% это не историки, "разоблачитель жаулыков", который и ведет основные здесь баталии, тоже не историк, а лишь активный пользователь интернета и поисковиков.

А те единицы историков, которые есть и были на форуме, если честно не порадовали никого ничем интересным, какими-либо коткрытиями.

Ты у нас конечно "историк" 

  • Не согласен! 1
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

37 минут назад, Аrсен сказал:

Ты у нас конечно "историк" 

 

Нет, я не историк и я этого не скрываю как ты. Но по тебе как бы ты это не скрывал, все равно видно, что ты далек от истории. ;)

 

  • Не согласен! 1
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

2 часа назад, АксКерБорж сказал:

Нет, я не историк и я этого не скрываю как ты. Но по тебе все равно видно, что ты далек от истории.;)

О я уже с твоей подачи историк, да еще об этом скрываю :wacko: Чего там еще на придумаешь?

  • Не согласен! 1
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

21 час назад, АксКерБорж сказал:

Кстати моя карта распространения разновидностей казахского бешбармака по регионам, также подходит как наглядный показатель распространения разновидностей обсуждаемого старинного казахского женского головного убора. ;)

 

Коричневый цвет - примерная территория распространения северо-западного, северного, северо-восточного и восточного ЖАУЛЫКА (их 2 вида).

Зеленый и оранжевый цвет - примерная территория распространения западного, юго-западного и южного КИМЕШЕКА (их 2 вида).

 

KARTA.jpg

 

Кажется фотография Жюль Легра "Дойка кобылиц".

На женщине характерный для Степного края белый жаулык:

SEVERO-VOSTOK---GRUPPA-KIRGIZ-V-OKRESTNO

 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

06.01.2019 в 22:34, Rust сказал:

Откройте "рефератик" с типа искаженными подписями и внизу на каждой странице ссылка на оригинал, и это - монография Стасевича.

Так что вы берете на себя слишком много, даже в показаниях путаетесь.

 

Вы с Arсеном все же не правы! 

 

И я вам это сейчас докажу. Мне для этого понадобилось время.

Я не стану опровергать другие искаженные подписи Arсена к историческим фотографиям, которые он допускал раньше здесь и в других темах. Сейчас сугубо по залитой им фотографии жаулыка с тюрбаном наверху якобы из Кокчетава, с северных областей.

 

Экспонат Музея антропологии и этнографии в СПб (Кунсткамеры) в коллекции фотографий с оригинальным музейным номером 423-11 подписан двояко - "Акмолинская область, Кокчетав" и "Акмолинская и Тургайская области".

 

Такой путаницы и искажений в подписях к фотографиям очень много, я ниже покажу вам еще пару примеров. И даже такие, когда музейная подпись в корне отличается от оригинальной подписи на самой фотографии!!! Питерские музейные сотрудники видимо не сильно обращали на них внимание, да и не сильно отличали разные регионы Казахстана.

 

Поэтому в таких непонятных ситуациях конечно лучший выход это наличие на самой фотографии подписи фотографа. Но к сожалению на обсуждаемой фотографии К.Н. де Лазари 1896 года подпись о месте съемки ничего не говорит "Группа женщин".

 

Музейные сотрудники этот экспонат снабдили 2-мя подписями: "Акмолинская область, Кокчетав" и "Акмолинская и Тургайская области".

 

Нам не остается ничего кроме того, что подключить имеющиеся этнографические данные о типах, видах и формах обсуждаемого женского головного убора. 

Судя по их форме на фотографии, это явно не север, не северо-восток и не восток Казахстана, где бытовали другие свои формы головного убора, жаулыка.

Судя по их форме на фото, это явно запад, юг, а точнее юго-запад Казахстана, где бытовал кимешек с намотанным наверху тюрбаном, наклоненным чуть в сторону, "падающим".

 

Теперь переходим к анализу 2-х подписей. Можно с уверенностью предположить, что:

 

1) Первая подпись "Акмолинская область, Кокчетав" - это либо место печати фотографии, либо просто ошибка.

2) Вторая подпись "Тургайская область" - это явное место съемки фотографии.

 

Поэтому можно констатировать, что на женщинах не северный жаулык (это не казашки Кокшетау) и не восточный "керей-найманский" жаулык (не казашки Китая) как дважды подписывал это фото Arсен скопировав подпись из монографии Стасевича, а это очевидно Тургайская область, то есть географически это почти Арал и Сырдарья.

 

Все сходится, в этом регионе как раз и бытовал кимешек именно такой формы!

 

К тому же я взял фото не из монографии Стасевича, а нашел оригинал из коллекций МАЭ.  

12d8b08024a816c15.jpg

 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

15 минут назад, АксКерБорж сказал:

 

Такой путаницы и искажений в подписях к фотографиям очень много, я ниже покажу вам еще пару примеров. И даже такие, когда музейная подпись в корне отличается от оригинальной подписи на самой фотографии!!! Питерские музейные сотрудники видимо не сильно обращали на них внимание, да и не сильно отличали разные регионы Казахстана.

 

 

Такие примеры искаженных подписей к историческим фотографиям МАЭ (по казахам) будут даны мной позже, как выкрою для этого время.

 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

  • Admin

АКБ, во-первых, все же нужно аккуратней выдавать эпитеты на монографии историков. А сразу "рефератик". Это я про вашу манию величия.

Во-вторых, все ваши возражения можно охарактеризовать вашей же фразой:

16 минут назад, АксКерБорж сказал:

Нам не остается ничего кроме того, что подключить имеющиеся этнографические данные о типах, видах и формах обсуждаемого женского головного убора. 

Судя по их форме на фотографии, это явно не север, не северо-восток и не восток Казахстана, где бытовали другие свои формы головного убора, жаулыка.

Судя по их форме на фото, это явно запад, юг, а точнее юго-запад Казахстана, где бытовал кимешек с намотанным наверху тюрбаном, наклоненным чуть в сторону, "падающим".

Т.е. для доказательств используете свои же гипотезы? Я правильно понимаю?

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

13 минут назад, Rust сказал:

АКБ, во-первых, все же нужно аккуратней выдавать эпитеты на монографии историков. А сразу "рефератик". Это я про вашу манию величия.

По ссылке я не видел что это монография Стасевича. С чего бы я оскорблил совершенно незнакомого мне исследователя? Я профессионалов всегда уважаю и никогда не допускаю в их адрес нелестных слов, как это любят некоторые форумчане. Мои слова касались исключительно искаженности подписей к фотографиям. Рефератиком я назвал приведенную коротенькую ссылку на набор фотографий без автора.

13 минут назад, Rust сказал:

Т.е. для доказательств используете свои же гипотезы? Я правильно понимаю?

Не торопите события, Рустам!

Доказательства будут, они у меня уже есть, просто мне нужно время, чтобы их опубликовать.

 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Скорее всего нужно будет время подделать подписи, подменить тексты или вырвать отдельные фразы из контекста! Это уже не в первой ;)

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

  • Admin
3 минуты назад, АксКерБорж сказал:

По ссылке я не видел что это монография Стасевича. С чего бы я оскорблил совершенно незнакомого мне исследователя? Я профессионалов всегда уважаю и никогда не допускаю в их адрес нелестных слов, как это любят некоторые форумчане. Мои слова касались исключительно искаженности подписей к фотографиям. Рефератиком я назвал приведенную коротенькую ссылку на набор фотографий без автора.

Т.е. просто нажать на ссылку внизу страницы не судьба? И сразу же "рефератик"?

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Для публикации сообщений создайте учётную запись или авторизуйтесь

Вы должны быть пользователем, чтобы оставить комментарий

Создать аккаунт

Зарегистрируйте новый аккаунт в нашем сообществе. Это очень просто!

Регистрация нового пользователя

Войти

Уже есть аккаунт? Войти в систему.

Войти


×
×
  • Создать...