Jump to content



АксКерБорж

Жаулык-Жоолук-Йаулук-Кимешек-Элечек-Намитка - головной убор замужних женщин кочевых тюрков

Recommended Posts

9 часов назад, Kamal сказал:

Лично у нас понятно - есть кимешек для молодых, и есть для пожилых, значит, этот вид головного убора сопровождал женщин до самой смерти. В этом случае Жаулык как параллельный головной убор реально отсутствует. Ни в одной каракалпакской литературе "жаулык" не упоминается. Тем не менее, точно помню, что лично моя бабушка иногда произносила слово "жаулык" в отношении простого платка (орамал), которого накидывала на голову выходя на улицу, в то же время, этот же платок она в основном называла "орамал". Поэтому я и предполагаю, что Жаулык не конкретный головной убор. То есть, у меня вывод такой же как и у Вас. Поэтому, Вы правильно обращаетесь братским народам - а как у них?

Тут Аркук предельно ясно написал про жаулык:

16.12.2018 в 17:22, arkuk сказал:

Что бы не было на головах у женщин, всегда говорят ак жаулыкты. Здесь ак жаулык не как конкретный головной убор а всё что белое.

Share this post


Link to post
Share on other sites
Just now, Аrсен said:

Тут Аркук предельно ясно написал про жаулык:

И какой вывод для себя сделали? 

Share this post


Link to post
Share on other sites

У кыргызов, насколько мне известно, элечек это именно тюрбан из белой или черной (носили вдовы) материи.

Слово жоолук - это просто платок, в том числе и носовой платок, или платок, которым подпоясывали халат.

Share this post


Link to post
Share on other sites
54 минуты назад, Kamal сказал:

И какой вывод для себя сделали? 

Вам что сложно прочитать саму тему? Там все предельно ясно расписано и высказано. Лень все в сотый раз расписывать.

У вас каракалпаков все же странно. Вы писали ранее: кимешек одевают невесты и после рождения ребенка снимает и одевает орамал. Потом одевают когда они становятся бабушками.

Share this post


Link to post
Share on other sites
Just now, Аrсен said:

1. Вам что сложно прочитать саму тему? Там все предельно ясно расписано и высказано. Лень все в сотый раз расписывать.

2. У вас каракалпаков все же странно. Вы писали ранее: кимешек одевают невесты и после рождения ребенка снимает и одевает орамал. Потом одевают когда они становятся бабушками.

1. А другие мнения не в счет? Ради Бога, верьте в себя и думайте как хотите, но Ваше отношение к другим юзерам с позиции "сам дурак" ни к чему не приведет.

2. Никакой странности у каракалпаков нет - невесты надевали саукеле и кимешек в первый же день своего замужества. Разрешалось снять кимешек после рождения ребенка, видимо, мешал кормлению, как-никак передняя часть каракалпакского кимешека делалась из плотной материи, украшенной обильной вышивкой и разными камешками. В пожилом возрасте женщина уже надевала белый кимешек. Поверх саукеле и кимешека носили еще халат (паранджа), которого в послереволюционные годы заменили на большущий орамал, выполнявший функции халата. Что тут странного, просто, Вы пытаетесь все смешать в непонятку...

Share this post


Link to post
Share on other sites
41 минуту назад, Kamal сказал:

1. А другие мнения не в счет? Ради Бога, верьте в себя и думайте как хотите, но Ваше отношение к другим юзерам с позиции "сам дурак" ни к чему не приведет.

2. Никакой странности у каракалпаков нет - невесты надевали саукеле и кимешек в первый же день своего замужества. Разрешалось снять кимешек после рождения ребенка, видимо, мешал кормлению, как-никак передняя часть каракалпакского кимешека делалась из плотной материи, украшенной обильной вышивкой и разными камешками. В пожилом возрасте женщина уже надевала белый кимешек. Поверх саукеле и кимешека носили еще халат (паранджа), которого в послереволюционные годы заменили на большущий орамал, выполнявший функции халата. Что тут странного, просто, Вы пытаетесь все смешать в непонятку...

1) У вас, что нервы шалят? В каком месте я писал, что вы дурак? Не умеете вести дискуссию так не встревайте.

Причем тут сугубо личное мнение одного человека?! Я приводил исследования этнографов и факты других казахов юзеров с разных регионов. У нас тут только один юзер АКБ предлагает выдернутые слова из контекста.

Еще раз повторяю если вы не ленясь прочитали тему сначала до конца, у вас не было бы вопросов и лишних ваших затраченных нервов.

2) Сами же предлагаете мне учитывать мнение других выше пункт 1 и тут же яростно наскакиваете на мое мнение про кимешек каракалпаков. 

Так что кто тут чего мешает кроме вас самого никому не понятно.

Share this post


Link to post
Share on other sites
Just now, Аrсен said:

1) У вас, что нервы шалят? В каком месте я писал, что вы дурак? Не умеете вести дискуссию так не встревайте.

Причем тут сугубо личное мнение одного человека?! Я приводил исследования этнографов и факты других казахов юзеров с разных регионов. У нас тут только один юзер АКБ предлагает выдернутые слова из контекста.

Еще раз повторяю если вы не ленясь прочитали тему сначала до конца, у вас не было бы вопросов и лишних ваших затраченных нервов.

2) Сами же предлагаете мне учитывать мнение других выше пункт 1 и тут же яростно наскакиваете на мое мнение про кимешек каракалпаков. 

Так что кто тут чего мешает кроме вас самого никому не понятно.

Да, уж... Свою нервозность и несостоятельность к дискуссиям удачно перекинули на меня и думаете все так Вам и поверили?

Если это называете дискуссией, то где ответы на мои вопросы??? Я терпеливо ждал и все еще жду.

 

Share this post


Link to post
Share on other sites
4 минуты назад, Kamal сказал:

1) Да, уж... Свою нервозность и несостоятельность к дискуссиям удачно перекинули на меня и думаете все так Вам и поверили?

2) Если это называете дискуссией, то где ответы на мои вопросы??? Я терпеливо ждал и все еще жду.

 

1) Тему прочитайте ради Бога который уже раз прошу. Не нервничайте так и прошу не переходить на личность.

2) Какие именно вопросы? Все ответы вроде бы вам предоставил. 

Ну если вы просто решили потроллить то это не ко мне.

Еще раз повторяю прочитайте тему, страниц 19 всего лишь.

Share this post


Link to post
Share on other sites
Just now, Аrсен said:

1) Тему прочитайте ради Бога который уже раз прошу. Не нервничайте так и прошу не переходить на личность.

2) Какие именно вопросы? Все ответы вроде бы вам предоставил. 

Ну если вы просто решили потроллить то это не ко мне.

Еще раз повторяю прочитайте тему, страниц 19 всего лишь.

Если бы не читал эту тему, я бы не задавался бы вопросами и не мучил бы и Вас, и себя. Так что разберитесь сами.

Share this post


Link to post
Share on other sites
8 минут назад, Kamal сказал:

Если бы не читал эту тему, я бы не задавался бы вопросами и не мучил бы и Вас, и себя. Так что разберитесь сами.

:wacko:

Share this post


Link to post
Share on other sites
Just now, Аrсен said:

:wacko:

1. Что такое жаулык, когда носили и как носили, а также фото? 

2. Что такое кимешек, когда носили и как носили, а также фото?

Share this post


Link to post
Share on other sites
41 минуту назад, Kamal сказал:

1. Что такое жаулык, когда носили и как носили, а также фото? 

2. Что такое кимешек, когда носили и как носили, а также фото?

1) Жаулык 

16.12.2018 в 17:22, arkuk сказал:

Что бы не было на головах у женщин, всегда говорят ак жаулыкты. Здесь ак жаулык не как конкретный головной убор а всё что белое.

2) Кимешеки по вашим фото

20311_6250197e28025b4386ce338b0bcbe147.j Кимешек западных казахов (длинная материя)

084af44ce7e8.jpg Кимешек западных казахов покрытая поверх платком 

74fd508303d2.jpg Кимешек без платка 

 

bdb545e453c77fd3c70c5d9842ac6894.jpgКимешек южных казахов покрытая намотанным платком в виде тюрбана

 

Share this post


Link to post
Share on other sites
Just now, Аrсен said:

1) Жаулык 

2) Кимешеки по вашим фото

20311_6250197e28025b4386ce338b0bcbe147.j Кимешек западных казахов (длинная материя)

084af44ce7e8.jpg Кимешек западных казахов покрытая поверх платком 

74fd508303d2.jpg Кимешек без платка 

 

bdb545e453c77fd3c70c5d9842ac6894.jpgКимешек южных казахов покрытая намотанным платком в виде тюрбана

 

Вот, теперь наверное сами же и поняли, что жаулык и кимешек это одно и то же, а не разные головные уборы. Вы хотели доказать, что кимешек и жаулык два разных понятия, а я вычитываясь всему написанному выше никак не мог понять - куда исчезает жаулык?!

Share this post


Link to post
Share on other sites
7 минут назад, Kamal сказал:

Вот, теперь наверное сами же и поняли, что жаулык и кимешек это одно и то же, а не разные головные уборы. Вы хотели доказать, что кимешек и жаулык два разных понятия, а я вычитываясь всему написанному выше никак не мог понять - куда исчезает жаулык?!

Как может быть кимешек и жаулык одним и тем же? Кимешек - это кимешек. Жаулык - это обобщенное название к кимешеку, орамалу и шали (если шали из белого пуха). Также сам орамал иногда называют жаулыком. Но сейчас слово орамал повсеместно вытеснило жаулык из обихода.

Более подробно описывает китайский казах, где шылауыш (орамал, жаулык):

Жәди Шәкенұлы. Қытай қазақтары

Қазақ әйелдерінің кимешек шылауыштары жас кезінде, барынша ашық, әсем жібек жіптермен қанық және жиі кестеленеді. Алдымен кимешек киіледі де үстінен шекесіне шылауыш тартылады. Шылауыштың маңдайы, төбесі (тіпті етегіне дейін ) кестеленіп, маңдайына күміс салпыншақ тағылады. Кимешек шылауыштың жасауында жалпы үлгісі ұқсаса да кейбір үлкен тайпалардың (үйсін, найман, керей) әйелдерінің кимешек шылауышында айырма да болады. Үйсін әйелдері кимешектерін баспалап тігеді де, кимешегіне маңдай (шылауыш орнына) қояды. Ал керей әйелдерінің кимешегінің жағы кең тігіледі де, құлағы, самайы көрініп тұрады. Қызай әйелдерінің кимешегі көбінше кестеленіп (ішінара кануалап) тігіледі де, жағы басына лайықтап тігіліп әдетте құлағы көрінбейді. Қазақ әйелдері жасы ұлғайып кеткенде кимешек шылауыштарын шалаң кестелеп киеді. Өлімді-жітімді болған кездерінде, қызыл алалы кестелі кимешек-шылауыштарын бір жылға дейін кимей, бастарына қаралық салады. Ал күйеулері өлген әйелдер кимешек-шылауышты мүлде кестесіз (тек лайықты дәрежеде ақ, сары машина жіппен өрнектеп) киеді. Келіншектердің кимешектерінің алды көрікті, кестелі болудан сырт, оған маржандап сөлкебай тағылады. Шылауыштарының маңдайына тағатын салпыншақтары асыл меруерт маржандардан немесе күмістен жасалады. Бас киімде әсемділік әйелдердің көркін асыра түседі.

Кимешек шылауыш казахских женщин украшается узорами из шелковых ниток. На голову одевают кимешек и поверх покрывают шылауыш. Шылауыш украшается узорами и серебряным салпыншак. У разных племен кимешек шылауыш немного отличается. Уйсинские женщины прилегают кимешек очень плотно к лицу. Керейские женщины шьют кимешек свободнее и оттого уши проглядываются. Это мой перевод прошу не судить сильно ;)

 https://www.inform.kz/kz/zhadi-shakenuly-kytay-kazaktary_a2922925

Share this post


Link to post
Share on other sites

У казахов раньше когда разгорался сильный спор и мужчины хватались за ножи, то самая старшая женщина снимала платок и кидала между ними. Мужчины прекращали ссору. 

Возможно слово "жаулык" от слова "жау" - "враг".

Share this post


Link to post
Share on other sites
Just now, Аrсен said:

Как может быть кимешек и жаулык одним и тем же? Кимешек - это кимешек. Жаулык - это обобщенное название к кимешеку, орамалу и шали (если шали из белого пуха). Также сам орамал иногда называют жаулыком. Но сейчас слово орамал повсеместно вытеснило жаулык из обихода.

Ув. Аркук давно понял это, и я склонялся к этому, но первым все-таки написал он, но ув. Алматы насчет его поста выразился, что ув. Аркук не в теме и может написать что угодно, придумал какие-то штаны с шортами.... Короче, Вы с Алматы были непреклонны в своей правоте называя два разных вида головных уборов - кимешек и жаулык. А на деле, кимешек материален, он действительно есть (был), а жаулык - нематериален. Вот, что Вам требовалось понять.

Share this post


Link to post
Share on other sites
1 минуту назад, Kamal сказал:

Ув. Аркук давно понял это, и я склонялся к этому, но первым все-таки написал он, но ув. Алматы насчет его поста выразился, что ув. Аркук не в теме и может написать что угодно, придумал какие-то штаны с шортами.... Короче, Вы с Алматы были непреклонны в своей правоте называя два разных вида головных уборов - кимешек и жаулык. А на деле, кимешек материален, он действительно есть (был), а жаулык - нематериален. Вот, что Вам требовалось понять.

Жаулык теперь нематериален, а кимешек материален. Вы сами хоть поняли?

Вы тему так и не прочитали и продолжаете спор не о чем.

Share this post


Link to post
Share on other sites

На кыргызском враг - жоо, соотвественно их жаулык - жоолук.

Share this post


Link to post
Share on other sites
Just now, Аrсен said:

Жаулык теперь нематериален, а кимешек материален. Вы сами хоть поняли?

Несомненно, в каких-то регионах жаулык материален, а кимешек - нет. Я так говорю, чтоб Вам было понятно, что нет двух видов головного убора, о чем ув. АКБ писал на самой первой страничке темы:

Quote

 

У кыргызов он называется - элечек, жоолук у кыргызов, по моему, это просто платок.

Как называется он у каракалпаков я не знаю, думаю братья Kamal и Polat подскажут сами и выдадут свою информацию по ним.

У казахов есть 2 названия - кимешек и жаулыкь.

Я думаю это очередное региональное различие в лексике и терминах. Если на юге и в некоторых других областях страны его называют кимешек, то на севере это точно жаулыкь.

Отсюда многие начинают путать, что якобы это 2 разных головных убора. 

 

 

Share this post


Link to post
Share on other sites
17 минут назад, Kamal сказал:

Несомненно, в каких-то регионах жаулык материален, а кимешек - нет. Я так говорю, чтоб Вам было понятно, что нет двух видов головного убора, о чем ув. АКБ писал на самой первой страничке темы:

Это в каком регионе кимешек называют жаулыком?

Может хватит оффтопить? 

Share this post


Link to post
Share on other sites
Just now, Аrсен said:

Это в каком регионе кимешек называют жаулыком?

Может хватит оффтопить? 

Кривляться в Вашем характере, главное признали свою ошибку. Больше не смею Вас беспокоить.

  • Не согласен! 1

Share this post


Link to post
Share on other sites
Только что, Kamal сказал:

Кривляться в Вашем характере, главное признали свою ошибку. Больше не смею Вас беспокоить.

В каком месте ошибка?

Сами влезли в тему начали задавать вопросы вместо того, чтоб прочитать тему и постараться вникнуть. Да еще переходите на личность, кто вы после этого? На личность переходят слабые характером люди.

А если начали утверждать так будьте любезны подтвердить. Если не можете, то не занимайтесь оффтопом. 

Нет так нет, на нет и суда нет. 

Share this post


Link to post
Share on other sites

Его родители работали в колхозе. «Маму звали Батжан. То была женщина сильная, совершившая паломничество в Мекку и Медину. По всей очевидности, именно от нее Каскырбаю досталась прямолинейность, ведь односельчане очень ценили в ней это качество. Облачалась в казахскую национальную одежду: камзол, крепдешиновый кимешек, поверх него чалма-сәлде», – вспоминает Ханшайым-апа, супруга Каскырбая-ата.

Воспоминания супруги Каскырбая Абуова, Кокшетау

Share this post


Link to post
Share on other sites

Значительное место занимала вышивка в украшении женского и мужского национального костюма. Вышивали оборки на платьях, распашные юбки — белдемше, головные уборы: саукеле, такию, кимешек. У кимешека вышивали нащечники, затылочную часть и иногда узкую полоску на лбу.

Раимбергенов Абдрашид Искакович ОСОБЕННОСТИ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЖИЗНИ В АКТЮБИНСКОЙ ОБЛАСТИ РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН в 1920-1960 гг.

https://www.asu.ru/files/documents/00015902.pdf

Share this post


Link to post
Share on other sites

Окаймление халата, камзола-безрукавки нашивками, размещение цветных строчек, вышивок по краям выреза для головы в кимешеке — женском головном уборе в виде капюшона, со спускающимся вниз по спине треугольником.

ИЗУЧЕНИЕ ПРОБЛЕМЫ ТИПОЛОГИЗАЦИИ КАЗАХСКОГО КОСТЮМА А.К. Ережепова Павлодарский государственный университет им. С. Торайгырова

http://library.psu.kz/fulltext/bibl/b321.pdf

Share this post


Link to post
Share on other sites

Create an account or sign in to comment

You need to be a member in order to leave a comment

Create an account

Sign up for a new account in our community. It's easy!

Register a new account

Sign in

Already have an account? Sign in here.

Sign In Now

×
×
  • Create New...