Jump to content



АксКерБорж

Жаулык-Жоолук-Йаулук-Кимешек-Элечек-Намитка - головной убор замужних женщин кочевых тюрков

Recommended Posts

Только что, utah сказал:

Т. е. эти авторы и их труд /в частности, та информация, которая касается терминологии, определений - что есть кимешек и что есть жаулык?/, для Вас не авторитетный источник? Вы не согласны с их полевыми исследованиями и выводами?

 

Для него даже его земляк Маргулан никто, а Вы про какую то Захарову.....

  • Не согласен! 1

Share this post


Link to post
Share on other sites
4 минуты назад, utah сказал:

Т. е. эти авторы и их труд /в частности, та информация, которая касается терминологии, определений - что есть кимешек и что есть жаулык?/, для Вас не авторитетный источник? Вы не согласны с их полевыми исследованиями и выводами?

 

Не согласен.

1) Их информация противоречит изложенному мной материалу.

2) Они исследовали головные уборы в целом, жаулык-кимешек у них лишь часть проекта.

3) Что уж говорить, если у них не упомянут степной, северный вид жаулыка?!

 

Share this post


Link to post
Share on other sites
2 минуты назад, Almaty сказал:

:lol::lol::lol: Может книгу напишешь? Конечно про свое село! :lol:

 

Закусывай. Для кого старался Arсен рекламируя обкуренное дымом копченное мясо?

 

  • Не согласен! 1

Share this post


Link to post
Share on other sites
Только что, АксКерБорж сказал:

 

Закусывай. Для кого старался Arсен рекламируя обкуренное дымом копченное мясо?

 

Не один южный юзер этого форума ни словом не говорил о том что делал когда то он или его родственники копченое мясо. Но зато два юзера непосредственно с твоего региона прекрасно знакомы с этим делом! Так что приятного аппетита! :lol:

  • Не согласен! 1

Share this post


Link to post
Share on other sites
4 минуты назад, АксКерБорж сказал:

 

Не согласен.

1) Их информация противоречит изложенному мной материалу.

2) Они исследовали головные уборы в целом, жаулык-кимешек у них лишь часть проекта.

 

А ты конечно исследовал эту тему глубже них :lol: Как говорил Асан книгу напиши! :lol:

  • Не согласен! 1

Share this post


Link to post
Share on other sites
11 минут назад, Almaty сказал:

Не один южный юзер этого форума ни словом не говорил о том что делал когда то он или его родственники копченое мясо. Но зато два юзера непосредственно с твоего региона прекрасно знакомы с этим делом! Так что приятного аппетита! :lol:

А ты конечно исследовал эту тему глубже них :lol: Как говорил Асан книгу напиши! :lol:

 

Здесь пишут, что в Младшем и Старшем джузах этот головной убор назывался - КИМЕШЕК,

в Среднем джузе - ЖАУЛЫК:

 

"... Че­рез год мо­ло­дая на­де­ва­ла бе­лый хлоп­ча­то­бу­маж­ный убор (ки­ме­шек, у К. Сред­не­го жу­за – жау­лык), род ка­пю­шо­на с вы­ре­зом для ли­ца, за­кры­ваю­ще­го грудь, пле­чи и спи­ну; по­верх не­го на­вёр­ты­ва­ли тюр­бан или пла­ток."

Пруфф:

https://bigenc.ru/ethnology/text/2032907

 

Share this post


Link to post
Share on other sites
4 минуты назад, АксКерБорж сказал:

 

Здесь пишут, что в Младшем и Старшем джузах этот головной убор назывался - КИМЕШЕК,

в Среднем джузе - ЖАУЛЫК:

 

"... Че­рез год мо­ло­дая на­де­ва­ла бе­лый хлоп­ча­то­бу­маж­ный убор (ки­ме­шек, у К. Сред­не­го жу­за – жау­лык), род ка­пю­шо­на с вы­ре­зом для ли­ца, за­кры­ваю­ще­го грудь, пле­чи и спи­ну; по­верх не­го на­вёр­ты­ва­ли тюр­бан или пла­ток."

Пруфф:

https://bigenc.ru/ethnology/text/2032907

 

Это еще один аргумент (к выше упоямянутым) не обольщатся выводами Захаровой и Ходжаевой.

 

Ну значит Маргулан никто в этом вопросе да? :lol: Он же южанин

  • Не согласен! 1

Share this post


Link to post
Share on other sites

 

1) Это еще один аргумент (к выше упоямянутым) не обольщатся выводами Захаровой и Ходжаевой.

 

2) Кстати тип, форма обсуждаемого головного убора запада и юга Казахстана, соответственно, Младшего и Старшего джузов, в корне отличается от головного убора северной и восточной части Казахстана (Среднего джуза). 

И не только отличается название, в Младшем и Старшем джузе - кимешек, у Среднего джуза - джаулык.

Но отличается и форма, в Младшем и Старшем джузе - обязательно присутствует тюрбан, в Среднем джузе его нет.

 

Share this post


Link to post
Share on other sites

 

Северный Казахстан:

 

"... Голова женщины украшена кимешеком. После рождения первого ребенка женщины приходили в дом к роженице и надевали ей его на голову.

В северных областях его называют "жаулык салды"

 

Пруфф:

http://www.voxpopuli.kz/history/800-kak-vyglyadeli-nashi-predki-100-let-nazad.html

https://kk.wikipedia.org/wiki/Кимешек_кигізу

 

  • Не согласен! 1

Share this post


Link to post
Share on other sites

 

Тюрки Северного Кавказа

"... в южном Дагестане - головным платком явлукъ."

 

Пруфф:

http://navruzovplanet.ucoz.ru/publ/1-1-0-16

 

Share this post


Link to post
Share on other sites

 

Татары Крыма:

 

"... Поверх фески одевался тонкий длинный шарф белого цвета (баш марама) из самотканной кисеи, вышитый по краям. Насчитывается огромное количество женских головных уборов, их разнообразие поражает. Кроме фески и марамы распространенными были большой шерстяной платок (шал), легкий тонкий платок (чембер), цветной узорчатый платок (баш явлукъ)

 

Пруфф:

http://www.qirimtatar.org/crimeantatars/culture/item/1107-traditsionnaya-odezhda-krimskich-tatar.html

 

Share this post


Link to post
Share on other sites

Что за клоунаду тут устроил наш знаток всего и вся.

Жаулык - это платок.

Сам же предоставляет перевод Жаулыка как платок и тут же пишет про кимешек ;)

  • Одобряю 1
  • Не согласен! 1

Share this post


Link to post
Share on other sites
19 минут назад, АксКерБорж сказал:

 

1) Это еще один аргумент (к выше упоямянутым) не обольщатся выводами Захаровой и Ходжаевой.

 

2) Кстати тип, форма обсуждаемого головного убора запада и юга Казахстана, соответственно, Младшего и Старшего джузов, в корне отличается от головного убора северной и восточной части Казахстана (Среднего джуза). 

И не только отличается название, в Младшем и Старшем джузе - кимешек, у Среднего джуза - джаулык.

Но отличается и форма, в Младшем и Старшем джузе - обязательно присутствует тюрбан, в Среднем джузе его нет.

 

Гавердовский пишет о "джаулуке" в Младшем жузеhttp://www.vostlit.info/Texts/Dokumenty/M.Asien/XIX/1800-1820/Gaverdovskij_Ja_P/text2.htm

"...Для головного убора киргизки берут четыре и пять аршин тафты 36 или кисеи, называемой у их особенно урпяк, и сею сначала накрывают себе голову подобно как шалью, потом надевают стеганную на хлопчатой бумаге или войлочную шапку, которая будучи вышиною до восьми вершков, фигуру имеет подобную отрезанному конусу, но несколько к верху сдавленную. Верх шапки сей обвивают они узким до поларшина и в 3 аршина длиною куском кисеи же (Сие полотенце бывает более другого цвета от урпяка. На прилагаемом при сем рисунке литера Аизображает замужних женщин, а В – девок (см. рис. 4)), тафты или парчи; сию обвивку, вместе с шапкою, называют джаулук..."

  • Одобряю 1

Share this post


Link to post
Share on other sites

Костюм

Это система предметов и элементов одежды, обуви и аксессуаров, указывающая на социальную, общественную и этническую принадлежность человека, его пол, возраст, профессию. Костюм включает одежду, обувь, головной убор, украшения, дополнительные детали. 
Традиционная мужская одежда казахов состоит из рубахи, штанов и бешмета – узкой наплечной одежды до колен со стоячим воротником. Верхняя одежда – халат (шапан); у богатых казахов халат был из бархата и расшит золотом или галуном; иногда оторочен мехом. Непременная часть мужской одежды – кожаный пояс. Головной убор мужчин – тюбетейка, поверх нее одевали или войлочную шляпу с разрезными отгибающимися полями, или башлык, или шапку в виде колпака мехом внутрь с отгибающимися наружу полями, или тымак – зимнюю шапку, подбитую мехом, с широкими полями, спускающимися на шею и плечи.
Традиционная женская одежда – рубаха-платье, штаны, хлопчато-бумажное платье – темное или белое у пожилых и цветное у молодых, безрукавка. У молодых женщин - нагрудник из сукна и других тканей, расшитый нитками, галуном и разнообразными украшениями. Женские головные уборы различались в зависимости от племенной принадлежности, возраста и семейного положения. Характерен свадебный убор (саукеле) – высокий колпак из красного сукна или бархата, часто богато украшенный подвесками, бусами и цепочками, у замужних женщин кимешек - род капюшона из белой хлопчато-бумажной, реже шелковой ткани, закрывающий голову, плечи, грудь и спину, с вырезом для лица, поверх капюшона надевался белый чурбан. Женщины носили серебряные, медные и стеклянные украшения: серьги, бусы, браслеты, кольца и др.
http://russia.yaxy.ru/rus_etnografia/base/174.html 
http://wellconstruction.ru/dizayn/ponyatie-kostyuma-v-kompozitsii-odezhdyi 
© Музей истории и культуры народов Сибири и Дальнего Востока СО РАН. © ЗАО "КАМИС" (www.kamis.ru)

Share this post


Link to post
Share on other sites
1 минуту назад, Zake сказал:

Гавердовский пишет о "джаулуке" в Младшем жузеhttp://www.vostlit.info/Texts/Dokumenty/M.Asien/XIX/1800-1820/Gaverdovskij_Ja_P/text2.htm

сию обвивку, вместе с шапкою, называют джаулук..."

 

Совершенно верно, ув. Zake.

Как показывают приводимые ссылки, в разных джузах и регионах Казахстана, а также у разных тюркских народов, один и тот же женский головной убор имел разные названия и разные формы:

С тюрбаном и без.

Кимешек-элечек и джаулык-яулук.

 

Share this post


Link to post
Share on other sites
10 минут назад, Аrсен сказал:

кимешек 

 

Эти двое зациклились на южном названии "кимешек" копипастя сюда википедийную чушь и пытаясь игнорировать приводимые мной очевидные ссылки, что это далеко не так, что головной убор был разных названий и разных форм.

Все культурные наши отличия зависели как всегда от региона обитания того или иного племени/джуза!!!

 

Зря эти двое постоянно игнорируют мои точные заметки по поводу региональных отличий.

Мои темы и посты показали, что это можно примерить ко всем сторонами казахской этнографии!!!

- к конским седлам.

- к домбре.

- к одежде.

- к юрте.

- к породам скота.

- к терминологии и фонетике.

- к обычаям.

- к блюдам.

- к именам личным.

- и т.д. и т.п.

 

Я ведь изначально неспроста открыл эту тему. Наивные эти двое думали что я любитель платков. :lol:

Нет, дорогие мои, эта тема лишь одна страница из большой моей темы про региональные различия! ;)

 

  • Не согласен! 1

Share this post


Link to post
Share on other sites
3 минуты назад, АксКерБорж сказал:

 

Эти двое зациклились на южном названии "кимешек" копипастя сюда википедийную чушь и пытаясь игнорировать приводимые мной очевидные ссылки, что это далеко не так, что головной убор был разных названий и разных форм.

Все культурные наши отличия зависели как всегда от региона обитания того или иного племени/джуза!!!

 

Зря эти двое постоянно игнорируют мои точные заметки по поводу региональных отличий.

Мои темы и посты показали, что это можно примерить ко всем сторонами казахской этнографии!!!

- к конским седлам.

- к домбре.

- к одежде.

- к блюдам.

- и т.д. и т.п.

 

Я ведь изначально неспроста открыл эту тему. Наивные эти двое думали что я любитель платков. :lol:

Нет, дорогие мои, эта тема лишь одна страница из большой моей темы про региональные различия! ;)

 

Ага мы так и поняли, что вы любитель жаулыка :lol:

Который не может отличить платок - жаулык от кимешека ;) 

  • Не согласен! 1

Share this post


Link to post
Share on other sites
Только что, Аrсен сказал:

Что за клоунаду тут устроил наш знаток всего и вся. Жаулык - это платок. Сам же предоставляет перевод Жаулыка как платок и тут же пишет про кимешек ;)

:lol: Который не может отличить платок - жаулык от кимешека ;) 

 

Все гораздо проще Арсенчик, ты со своим напарником упрямые завистники, это со стороны видно невооруженным глазом. 

Я ведь не зря вчера подметил, что для тебя и твоего напарника в качестве доказательства хоть живых Гейнса, Гавердовского и наших бабушек из 19 века приведи в тему, бесполезно. Упрямство непоколебимо. Поэтому про игнорирование приводимых ссылок и цитат я вообще молчу.

 

  • Не согласен! 1

Share this post


Link to post
Share on other sites
21.06.2018 в 09:57, AynurAskar сказал:

Не припомню, чтобы кто-нибудь на Севере его жаулык называл. Даже мои родственники из ауыла всегда говорили кимешек.

Айнур из Баянаула пишет ;)

  • Не согласен! 1

Share this post


Link to post
Share on other sites

 

На фото Керей-Меркит-Найманский джаулык.

 

Вероятно джаулык замужних женщин монгол-татарских племен времен Чингизхана был именно таким и никаким другим!

 

a9aaf5f4d479.jpg

3eaec94b11f9.jpg

 

  • Не согласен! 1

Share this post


Link to post
Share on other sites

Теперь привожу, что же пишет китайский казах про кимешек (кереев и найманов, кстати и про уйсинов). 

АКБ-ный любимый жаулык китайские керей-меркит (у казахов разве есть меркиты?)-найманы не знают :lol:

Жәди Шәкенұлы. Қытай қазақтары

Қазақ әйелдерінің кимешек шылауыштары жас кезінде, барынша ашық, әсем жібек жіптермен қанық және жиі кестеленеді. Алдымен кимешек киіледі де үстінен шекесіне шылауыш тартылады. Шылауыштың маңдайы, төбесі (тіпті етегіне дейін ) кестеленіп, маңдайына күміс салпыншақ тағылады. Кимешек шылауыштың жасауында жалпы үлгісі ұқсаса да кейбір үлкен тайпалардың (үйсін, найман, керей) әйелдерінің кимешек шылауышында айырма да болады. Үйсін әйелдері кимешектерін баспалап тігеді де, кимешегіне маңдай (шылауыш орнына) қояды. Ал керей әйелдерінің кимешегінің жағы кең тігіледі де, құлағы, самайы көрініп тұрады. Қызай әйелдерінің кимешегі көбінше кестеленіп (ішінара кануалап) тігіледі де, жағы басына лайықтап тігіліп әдетте құлағы көрінбейді. Қазақ әйелдері жасы ұлғайып кеткенде кимешек шылауыштарын шалаң кестелеп киеді. Өлімді-жітімді болған кездерінде, қызыл алалы кестелі кимешек-шылауыштарын бір жылға дейін кимей, бастарына қаралық салады. Ал күйеулері өлген әйелдер кимешек-шылауышты мүлде кестесіз (тек лайықты дәрежеде ақ, сары машина жіппен өрнектеп) киеді. Келіншектердің кимешектерінің алды көрікті, кестелі болудан сырт, оған маржандап сөлкебай тағылады. Шылауыштарының маңдайына тағатын салпыншақтары асыл меруерт маржандардан немесе күмістен жасалады. Бас киімде әсемділік әйелдердің көркін асыра түседі.

Кимешек шылауыш казахских женщин украшается узорами из шелковых ниток. На голову одевают кимешек и поверх покрывают шылауыш. Шылауыш украшается узорами и серебряным салпыншак. У разных племен кимешек шылауыш немного отличается. Уйсинские женщины прилегают кимешек очень плотно к лицу. Керейские женщины шьют кимешек свободнее и оттого уши проглядываются. Это мой перевод прошу не судить сильно ;)

https://www.inform.kz/kz/zhadi-shakenuly-kytay-kazaktary_a2922925

  • Одобряю 1
  • Не согласен! 1

Share this post


Link to post
Share on other sites

Здесь пишут, что в Младшем и Старшем джузах этот головной убор назывался - КИМЕШЕК,

 

в Среднем джузе - ЖАУЛЫК:

"... Че­рез год мо­ло­дая на­де­ва­ла бе­лый хлоп­ча­то­бу­маж­ный убор (ки­ме­шек, у К. Сред­не­го жу­за – жау­лык), род ка­пю­шо­на с вы­ре­зом для ли­ца, за­кры­ваю­ще­го грудь, пле­чи и спи­ну; по­верх не­го на­вёр­ты­ва­ли тюр­бан или пла­ток."

Пруфф:

https://bigenc.ru/ethnology/text/2032907

 

Казахи северо-запада (Яик, Эмба, Оренбург) - жаулық:

Майк Йогансен (1896 - 1937):

http://fb5.online/b/644311/read

"... Джавлук – жіночий головний убір."

 

Северный Казахстан:

"... Голова женщины украшена кимешеком. После рождения первого ребенка женщины приходили в дом к роженице и надевали ей его на голову.

В северных областях его называют "жаулык салды"

Пруфф:

http://www.voxpopuli.kz/history/800-kak-vyglyadeli-nashi-predki-100-let-nazad.html

https://kk.wikipedia.org/wiki/Кимешек_кигізу

 

02.09.2018 в 18:43, Аrсен сказал:

Айнур из Баянаула пишет ;)

 

Казахи Павлодарской области, Баян-аул - жаулық:

А.К. Гейнс. Дневник 1865 года. Путешествие по киргизским степям.

https://rus-turk.livejournal.com/284960.html

"... рассказ киргиза Алданазара Баян-Аульского округа.

... Алданазар продал в Павлодаре четыре барана по 6 р. асс. и по 2 р. сер. На сапоги семейству купил целую красную кожу за 5 баранов, из которой вышло всем по одной паре сапог. На сугум заколол 10 баранов и 3 лошадей. Снятые с них овчины и кожи продал в Павлодаре, первые по 1 р. 50 к. и 1 р. 40 к. асс., кожи же по 4 руб. асс. штука. Там же продал кошму за 5 руб. асс. и 10 баранов. На вырученные деньги купил бязи на джавлуки (головная повязка) жене и матери так, чтобы вышло по две джавлуки на каждую женщину. Каждая джавлука стоит один баран и на нее идет четыре кары, или ряда. Купил три саранжевые халата, стоющие каждый от 8 р. асс. до 3 р. сер., и детям сшил халаты из особенно купленной саранжи. Всем сделал кунны (теплые халаты на бараньей джебаге) на саранжевой покрышке. На каждого это стоило в Павлодаре около 1 р. сер."

 

Казахи Юго-Западной Сибири (и Северо-Восточного Казахстана) - жаулық:

Ш.М. Ибрагимов "Этнографические очерки киргизского народа":

"... В приданое невесте готовят следующие вещи: 1) остроконечный праздничный головной убор, называется саукеле... 2) кибитка из белых кошем, обшитых внутри в разных местах черным и красным сукном. 3) кровать. 4) лошадь с женским седлом; на лошадь навешивают бубенчик, а седло богато украшается. 5) ковры, халаты и верблюды.

... Предварительно на нее надевают джавлук (будничный головной убор)."

 

  • Не согласен! 1

Share this post


Link to post
Share on other sites
02.09.2018 в 19:35, Аrсен сказал:

 

у казахов разве есть меркиты?

 

 

Ты бы лучше на историческом форуме историей занялся, чем платками, бешбармаками, куурдаками и баурсаками, тогда бы узнал, что меркит это обычное казахское племя испокон веков ближайший сосед и союзник племени керей на Алтае, с единой крестовой тамгой.

 

  • Не согласен! 1

Share this post


Link to post
Share on other sites
36 minutes ago, АксКерБорж said:

 

Ты бы лучше на историческом форуме историей занялся, чем платками, бешбармаками, куурдаками и баурсаками, тогда бы узнал, что меркит это обычное казахское племя испокон веков ближайший сосед и союзник племени керей на Алтае, с единой крестовой тамгой.

 

Может ваши мэркиты осколки отступавших мэркитов Тохтобеки к кипчакам в 13 веке? 

Share this post


Link to post
Share on other sites
3 минуты назад, Steppe Man сказал:

Может ваши мэркиты осколки отступавших мэркитов Тохтобеки к кипчакам в 13 веке? 

 

Согласно китайской хронике в переводе Романа Храпачевского на запад к кыпчаками от Чингизхана бежало не всё племя, а сам последний хан меркитов Ходу.

Автор утверждает, что кыпчакский Инасы-хан в переписке с Чингизханом отказался выдать его Чингизхану

А само племя как обитало на Иртыше и Алтае, так и поныне там проживает.

 

Share this post


Link to post
Share on other sites

Create an account or sign in to comment

You need to be a member in order to leave a comment

Create an account

Sign up for a new account in our community. It's easy!

Register a new account

Sign in

Already have an account? Sign in here.

Sign In Now

×
×
  • Create New...