Перейти к содержанию
АксКерБорж

Жаулык-Жоолук-Йаулук-Кимешек-Элечек-Намитка - головной убор замужних женщин кочевых тюрков

Рекомендуемые сообщения

9 минут назад, АксКерБорж сказал:

Музей Петра Великого МАЭ РАН РФ (Кунсткамера), г. Санкт-Петербург.

Фото С.М. Дудина.

1899 год.

Павлодарский уезд.

Женщины в жаулыках, характерных для северных и северо-восточных областей Казахстана.

Как видим, нет присущих юго-западному и южному кимешеку отдельного платка, нагрудника и навершия - тюрбана.

1899.jpg

 

ЖаулыкТЫ - что означает буквально?

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

12 минут назад, АксКерБорж сказал:

Музей Петра Великого МАЭ РАН РФ (Кунсткамера), г. Санкт-Петербург.

Фото С.М. Дудина.

1899 год.

Павлодарский уезд.

Женщины в жаулыках, характерных для северных и северо-восточных областей Казахстана.

Как видим, нет присущих юго-западному и южному кимешеку отдельного платка, нагрудника и навершия - тюрбана.

 

 

АКБ ты так и не ответил, кто более умен ты или Маргулан? 

  • Не согласен! 1
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

 

4 минуты назад, mechenosec сказал:

ЖаулыкТЫ - что означает буквально?

 

Музей Петра Великого МАЭ РАН РФ (Кунсткамера), г. Санкт-Петербург.

Фото С.М. Дудина.

1899 год.

Павлодарский уезд.

Женщина в жаулыке, характерном для северных и северо-восточных областей Казахстана.

У детской колыбели (бесік):

1899.jpg

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

6 минут назад, АксКерБорж сказал:

 

 

Музей Петра Великого МАЭ РАН РФ (Кунсткамера), г. Санкт-Петербург.

Фото С.М. Дудина.

1899 год.

Павлодарский уезд.

Женщина в жаулыке, характерном для северных и северо-восточных областей Казахстана.

У детской колыбели (бесік):

1899.jpg

Я спросил в ответ на пословицу -Ак жаулыкты ангалар, с белыми платками ( белоплаточные) матери ? 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

2 минуты назад, mechenosec сказал:

Я спросил в ответ на пословицу -Ак жаулыкты ангалар, с белыми платками ( белоплаточные) матери ? 

 

Не совсем так.

"Ақ жаулықты аналар" буквально переводится как "Матери в белых жаулыках".

Платок в наших краях называется "орамал". К тому же раньше не было платков в современном их виде.

 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

4 минуты назад, АксКерБорж сказал:

 

Не совсем так.

"Ақ жаулықты аналар" буквально переводится как "Матери в белых жаулыках".

Платок в наших краях называется "орамал". К тому же раньше не было платков в современном их виде.

 

А, понял, а то звучит почти  как - Улан залаТА  хальмгуд(красно - кисточные калмыки, или калмыки с красными кистями) :D

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

10 минут назад, mechenosec сказал:

А, понял, а то звучит почти  как - Улан залаТА  хальмгуд(красно - кисточные калмыки, или калмыки с красными кистями) :D

 

Это как в споре про АлмаТЫ и АлимТА. :) Языки родственные, аффиксы имен прилагательных похожие.

Ваше "зала" (кисть, бахрома) это у нас "жалау" (флаг).

 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

09.02.2020 в 09:37, АксКерБорж сказал:

Музей Петра Великого МАЭ РАН РФ (Кунсткамера), г. Санкт-Петербург.

Фото К.Н. де Лазари.

1896 год.

Семиречье, Лепсинский уезд.

Женщина в кимешеке, характерном для южных областей Казахстана - Поколения племен Уйсун, Дулат, Жалаир.

1896.jpg

 

Пожилая казахская пара. Казахи. Казахстан, Акмолинская обл., Кокчетав (Акмолинская обл., Кокчетавский уезд). 1896 г.

 

 

09.02.2020 в 16:33, АксКерБорж сказал:

 

Эту ошибку подписи к фотографии давно разобрали.

Подписано Акмолинская область, Кокшетау. Но фактически это фото К.Н. де Лазари из Семиречья. Ни о каком "Кокшетау" в 1899 году никто не слыхивал. Да и Лазари не был в Кокшетау.

Таких ошибок подписей к музейным экспонатам Кунсткамеры не мало и все они легко объяснимы. Я приводил примеры в этой теме и в теме про Быт казахов  Северо-Восточного Казахстана. И я обосновал причины таких ошибочных подписей.

 

 

Казахская зимовка в сосновом лесу. Казахи. Казахстан, Акмолинская обл., Кокчетав (Акмолинская обл., Кокчетавский уезд). 1896 г.

 

large.1462241269_.jpg.2484109633d8fe21a0623c2d526583ee.jpg

 

 

Портрет семьи казахов. Казахи. Казахстан, Семиреченская губ. (Семиречеснкая обл., Лепсинский уезд). 1898

large.v47vU4SA9zJDbw-_DYOsSbjRes10RGlbLkClsYUQ4K1uprKVtydaKB3qIa99P1fy.jpg.b60382bd9713ed9d5e5cd0eed7ad4752.jpg

 

Женщины в повседневной одежде. Казахи. Казахстан, Семиреченская губ. (Семиречеснкая обл., Лепсинский уезд). 1898

large.v47vU4SA9zJDbw-_DYOsSRYHcUZaS5SZ2kYnzIcT5t8rjOj1Dk2tEalEV4d1EVNO.jpg.eb5902c5ca717d83e3b4596e9fff489e.jpg

 

Все эти фото сделал де-Лазари, на первых двух написано что это Кокчетав, на последних двух написано Лепсинский уезд, так оно и есть на самом деле, как бы АКБ это не нравилось! 

Если внимательно посмотреть на эти фото, становится понятно что на первых двух фотографиях виден дом из сруба, а где как не в кокшетау строить дома из сруба, а значит фото подписано верно, это действительно Кокшетау.  А на последних двух фотографиях виден дом из глиняных кирпичей, и соответственно это фото подписано правильно, это действительно лепсинский уезд.

 

  • Одобряю 1
  • Не согласен! 1
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

12 часов назад, Almaty сказал:

Павлодарские тоже! Маргулан не даст соврать! 

Конечно говорят Кимешек:

20.12.2018 в 09:43, Аrсен сказал:

Окаймление халата, камзола-безрукавки нашивками, размещение цветных строчек, вышивок по краям выреза для головы в кимешеке — женском головном уборе в виде капюшона, со спускающимся вниз по спине треугольником.

ИЗУЧЕНИЕ ПРОБЛЕМЫ ТИПОЛОГИЗАЦИИ КАЗАХСКОГО КОСТЮМА А.К. Ережепова Павлодарский государственный университет им. С. Торайгырова

http://library.psu.kz/fulltext/bibl/b321.pdf

  • Одобряю 1
  • Не согласен! 1
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Дудин четко и ясно подписал свое фото КИМЕШЕК Северо-Восточный Казахстан:

30.12.2018 в 18:59, Аrсен сказал:

Койлек и кимешек - подписано на фото:

8EOZMqY2fJOZxROeF1vYiRnU8BYjeLSrLpdoS7PR

Дудин С.М. Предметы женского костюма. Казахи. Казахстан. 1899
Музейный номер
МАЭ № 1199-282
Наименование, название
Предметы женского костюма
Этническая принадлежность
казахи
Место создания
Казахстан
Географическая локализация места создания
Северо-Восточный Казахстан
Время создания
1899
Материал
светочувствительный слой, бумажная подложка
Собрание
Фотоколлекция
Коллекция
МАЭ № 1199. Фотографии казахов
  • Одобряю 1
  • Не согласен! 1
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

7 часов назад, Steppe Man сказал:

АКБ раньше  писал,что казахи никогда не носили костюмы с длинными руковицами.

:lol:

 

large.2122034877_12.png.14ef7a5a4ff7aac40087d91f2f5b55c9.pnglarge.1298147308_1.png.8d6f982a22bff86e6e485f9ae83addba.png

Кажется эта пожилая пара фоткалась на фоне этого сруба (выделено красным). Там даже пятно на снегу такое же (выделено желтым).

  • Одобряю 1
  • Не согласен! 1
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

 

Пустые старания, дорогие мои близняшки, Almaty-Тирион и Arсен.

Уже по сотому разу обсуждаемая вами фотография однозначно из Лепсинского уезда, Семиречье. Даже в музей не ходи. )))

Доказательства вам обоим приведены. Или трудно доходит? Скорее доходит нормально, вся беда в хотелках создать холивар и спровоцировать степняка на бан? Я правильно угадал ваши редисочные планы?  ;)

 

  • Не согласен! 1
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Г. Мерцбахер.

1902 год.

Киргизы.

К слову кыргызский элечек и по форме, и по названию, что логично и естественно из-за длительного близкого соседства и контактов, полностю идентичен юго-западному и южному казахскому кимешеку.

1046437376.jpg

 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

2 часа назад, Almaty сказал:

 

large.2122034877_12.png.14ef7a5a4ff7aac40087d91f2f5b55c9.pnglarge.1298147308_1.png.8d6f982a22bff86e6e485f9ae83addba.png

Кажется эта пожилая пара фоткалась на фоне этого сруба (выделено красным). Там даже пятно на снегу такое же (выделено желтым).

Все верно: количество бревен, характерные отметины и форма бревен, солома, виньетка фотографии, подпись совпадают.

  • Не согласен! 1
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

On 2/13/2020 at 8:12 PM, Kamal said:

Если они даже и пришельцы, они смешивались с местными. Вы же не можете считать древних хорезмийцев пришельцами-кочевниками, и язык у них был далеко не тюркский. Они никуда не бежали, а смешивались внешними захватчиками, и в результате язык у них тюркский. То же самое происходило и с их ближайшими соседями, каракалпаками.

Для недовольных с этим постом посвящаю - у Хорезма было вассальное государство Кердер в дельте Амударьи, то есть в Приаралье. Существовало в 7-8 веках и 9-11 веках нашей эры. Утратило свое значение в связи с нашествием арабов, потом подняли восстание и освободились от арабского ига. Вторично утратили свое значение после поражения от кипчаков и больше не восстановились. Сейчас потомки этого государства род Кердерли в Муйтенском племени проживают среди каракалпаков, а род Кердери, входящий в состав Жети уру вошли в состав Младшего Жуза казахов. Казахский род Кердери полноценно не входит в состав казахских племен, а стоит обособленно в составе Жети уру как те же Шанышкылы в составе Старшего Жуза. А тут, мои недовольные друзья, есть много над чем подумать, изучать и т.д. Не все, что казалось бы блестит - золотом оказывается. Надо всегда ждать непредвиденного, а не ура-вперед.   

  • Одобряю 1
  • Не согласен! 1
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

23 часа назад, АксКерБорж сказал:

 

Это как в споре про АлмаТЫ и АлимТА. :) Языки родственные, аффиксы имен прилагательных похожие.

Ваше "зала" (кисть, бахрома) это у нас "жалау" (флаг).

 

Алтайская теория еще не доказана, а аффиксы да, похожи.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

5 часов назад, Аrсен сказал:

Все верно: количество бревен, характерные отметины и форма бревен, солома, виньетка фотографии, подпись совпадают.

У меня складывается впечатление что вы с АКБ стыдитесь этой пары? Да, судя по одеянию эти двое славных стариков были небогаты, ну так такие бедняки  были у всех народов, чего тут стыдиться? Это не главное, зато они вместе прожили столько лет, несмотря на нелегкую жизнь.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

11 часов назад, mechenosec сказал:

У меня складывается впечатление что вы с АКБ стыдитесь этой пары? Да, судя по одеянию эти двое славных стариков были небогаты, ну так такие бедняки  были у всех народов, чего тут стыдиться? Это не главное, зато они вместе прожили столько лет, несмотря на нелегкую жизнь.

С чего это вы так решили? 

  • Не согласен! 1
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

11 часов назад, mechenosec сказал:

У меня складывается впечатление что вы с АКБ стыдитесь этой пары? 

 

6 минут назад, Аrсен сказал:

С чего это вы так решили? 

 

Хватит оффтопить и устраивать в открытой мной теме холивар!

Это касается только троих, облюбовавших данную тему, так сказать "кимешечников" Almaty-Тириона, Arсен'а, mechenos'ца.

Если есть какие-то возражения или ноу-хау по кимешекам, то откройте свою тему и развлекайтесь там!

 

  • Не согласен! 1
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

24.01.2020 в 10:47, Таймас-2 сказал:

 

Много копий было сломано в этой теме в спорах про разные региональные формы (конструкции) и названия обсуждаемых видов казахских женских головных уборов.

После обсуждений примерная географическая картина использования разных названий выглядит примерно так (типы разных географических/родоплеменных конструкций показаны мной на карте выше будучи еще в бытность АКБ - АксКерБоржем :D):

У кыргызов – Элечек

У узбеков прошлого – Лечек

У юго-западных и южных казахов – Кимешек

У северо-восточных и восточных казахов – Ак жаулык или просто Жаулык

У северо-западных - ? затрудняюсь пока, но склоняюсь к тому (хотя не уверен), что тоже Ак жаулык или просто Жаулык

 

2.jpg

 

Возвращаясь к предмету своей темы хочу изложить еще один немаловажный нюанс, но уже современный!

Двое наших форумных алматинских знатных кимешечников, Almaty-Тирион с Arсен'ом, еще в начале открытия мной этой интересной темы в их любимом стиле проводили дни напролет в поисках любых провокаций против моей темы пытаясь найти на просторах интернета всякую чушь - рекламу, объявления, случайные постеры к статьям.

В этом ключе ими заливались современные фотографии с празднования персидского Навруза в Павлодаре и Омске с несвойственными тюрбанами на жаулыках местных женщин - участниц концертных программ, как правило, бабушек из фольклорных ансамблей.

На этом основании эти двое кимешечников курям на смех пытались тщетно доказать, что в далеком прошлом в северном и северо-восточном Казахстане казашки носили якобы южный и юго-западный кимешек с тюрбаном "күндік".

Но это конечно же совершенно не так.

Такие выводы у них от полного незнания вопроса, темы, казахской этнографии разных регионоы.

  

  • Не согласен! 1
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

 

Как показало мое развитие темы, каждому из исторических с разными родо-племенными образованиями казахских регионов характерны разные конструкции и названия рассматриваемого головного убора - смотрите выше мою карту!

 

Отвечаю на вопрос из моего поста выше - почему северные бабушки на театрализованных официальных мероприятиях от власти (если честно, то это все же не праздники от народа, внутри народа) надевают на головы не жаулыки, которые носили их бабушки и прабабушки, а шьют и надевают на головы совершенно не характерные для истории региона южные кимешеки?

Ответ прост как 5 тиынок - в отличие от наших кимешечников наши бабушки так делают не со злости, не специально, а от элементарного не знания истории вопроса о происхождении данного головного убора, потому что до меня никем данный вопрос не затрагивался и никого не интересовал.

Но мои даже поверхностные углубления в данный вопрос, как показывает данная тема, открыли всем не простую историю данных головных уборов, что они не были во всех уголках Казахстана одинаковыми и даже назывались везде по разному.

Причина, послужившая мне поводом для поднятия данного вопроса - это любознательность, потому что я давно подметил их географическое разнообразие. И только полный невежда и слепой человек может отрицать это!

 

Именно эта причина (не знание вопроса), я уверен, движет и нашими знатными двумя "тру-кимешечниками", которые пытаются открыто и нагло заткнуть мне рот делая вид, что в казахской истории и культуре всегда все было одинаковым, а потому серым, инкубаторским, без колоритных различий. Все их пакостные посты и выпады преследуют лишь одну эту цель. Цели найти истину, получить для себя новые познания их не обременяют.

 

  • Не согласен! 1
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Да, это конечно же нонсенс, порожденный не владением историей происхождения данного головного, когда наши бабушки на Навруз шьют себе и надевают не свойственные истории нашего края южные кимешеки с навершием "күндік":

1_642_01.jpg

 2018032220370957745_3.jpg

Хотя бабушки и прабабушки этих бабушек традиционно носили не кимешек, а жаулық (ақ жаулық) вот такого типа:

FOTO-D.P.BAGAEVA---BERDALINY.jpg image.jpg

 

Думаю когда-нибудь в Казахстан и к казахам наконец придут нормальные времена и не только в данном вопросе... и тогда наша культура начнет возрождаться в полном смысле этого слова. 

 

  • Не согласен! 1
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Празднование Навруза в Алматинской области, Талгар.

В отличие от Павлодара видим, что женщина надела головной убор, прямо отвечающий традициям и истории местного края - кимешек (поверх которого намотан "күндік"):

ZAULYK---KIMESEK---TALGAR.jpg image.jpg

 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Для публикации сообщений создайте учётную запись или авторизуйтесь

Вы должны быть пользователем, чтобы оставить комментарий

Создать аккаунт

Зарегистрируйте новый аккаунт в нашем сообществе. Это очень просто!

Регистрация нового пользователя

Войти

Уже есть аккаунт? Войти в систему.

Войти


×
×
  • Создать...