Перейти к содержанию
Le_Raffine

Воровство казахской истории

Рекомендуемые сообщения

Абулхайр 

В 1457 году Абулхайр потерпел под Сыгнаком жестокое поражение от ойратов под предводительством Уз Тимур тайши, вторгшегося в пределы Юго-Восточного и Южного Казахстана и заключил с ними мир на унизительных для себя условиях. Битва войск Абулхайра и калмыков (ойратов) во главе с Уз Тимур тайши произошла около Кок-Кашана, в окрестностях Сыгнака, в 1457 году, по словам Масуда бен Османи Кухистани[12].

 

Причина поражения Абулхайра от калмыков заключается главным образом во внутренней слабости его государства. Постоянные династийные распри и междоусобицы Чингизидов, сепаратизм кочевой знати родов и племён, обострение противоречий между феодальной верхушкой и массами рядовых кочевников и полукочевников, внутренние и внешние войны привели государство в состояние полной расшатанности и развала.

После этого поражения в середине XV века часть кочевого народа во главе с тукай-тимуридами потомками хана Барака Жанибеком и Кереем отложились от Абулхайра, перешла в Моголистан и стала обживать земли в поймах рек Шу и Козы-Баши где и основали Казахское ханство[3].

Среди аргынов существует предание, что самыми приближёнными лицами Абулхайра были Кобланды-батыр из рода кара-кыпчак и Даирходжа, прозванный Ак-Жолом, из рода аргын. Соперничество их окончилось убиением Даирходжи (Ак-Жола) кыпчаком Кобланды. Аргыны потребовали от Абулхайра выдачи Кобланды; хан отказал в их просьбе. Тогда аргыны (и Кереи) во главе с султанами Жанибеком и Кереем оставили Абулхайра и ушли на восток[13].

Ойраты

раВ правление Уч-Тэмура велась война против Могулистана и Узбекского ханства. В 1457 году Уч-Тэмур совершил завоевательный поход и разгромил шибанида Абулхайр-хана под Сыгнаком. после поражения Абулхайр был вынужден отступить и укрыться за стенами Сыгнака. Ойраты решили не штурмовать столицу, они подвергли разрушению и грабежу Ташкент, Туркестан и Шахрух с прилегающими территориями и взяли в плен много людей. Возвращаясь обратно, Уч-Тэмур-тайши предложил Абулхаиру заключить мирный договор и выдвинул унизительные условия. Из-за своего поражения Абулхаир был вынужден бросить разграбленные города Туркестана и отступить в Дешт-и-Кыпчак. В 1460 году он вернулся в Присырдарью. После поражения в той битве Абулхаир установил жесткий порядок в своих владениях.

 

 

Казахское ханство

 

Придя к власти в Узбекском ханстве, Абулхайр-хан начал проводить политику реформ и централизации власти. Недовольные жёсткой политикой Абулхайра, часть племён во главе с султанами Жанибеком и Кереем вынуждена была откочевать в западный Могулистан, правитель которого, Эсен-Буга, видел в казахах противовес Абулхайру. После смерти Эсен-Буги в 1462 году позиции Керея и Жанибека усилились[5].

Сведения о численности сторонников Керея и Жанибека разнятся. Как пишет доктор исторических наук Р. Бариев, в Могулистан переселилась в лучшем случае треть от всех племён кочевников Ханства Абулхайра. По другим сведениям, в 1450-х — 1470-х годах 200 тысяч человек, откочевав из ханства Абулхаира, собрались на единой территории под властью Керея и Жанибека[8].

 

 

 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

В 1457 году начались военные действие с ойратами . В 1462 году после смерти Эсен Буги позиция Керея и Джанибека усилились .

При нападении на Абулхаира  ойратами Моголистан  моголы на какой стороне были ? Принимали они участие какое нибудь с какой нибудь из сторон ? 

 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Кодан тайши

 

Кодан тайши - известный акын и бий. Являлся одним из тех, кто стоял у истоков образования Казахского ханства. Акыны племени аргын считают, что он является их предком.

Бухар-Жырау воспевал: «Если спросить все нас, мы дети Котанбая, потомки аргынов. Во главе с Караходжа. Он всех нас благословил». ему вторил Котеш-акын: «Наш предок акын Котан, Он по стихам стоял над всеми».

Согласно шежере, Кобланды-батыр убил сына Кодан-тайши Дайыркожу по прозвищу Акжол-бий примерно в 1456−1459 годах, что стало поводом для отделения племени аргынов от хана кочевых узбеков Абулхаира и переселения племени в Жетысу. Разбитый горем отец Котан-бий в память о своем погибшем сыне написал песнь-жоктау, которая стала культурным наследием.

Согласно известному современному историку Жаксылыку Сабитову Кодан-тайши являлся ближайшим соратником и главным советником хана Ак-орды Урус-хана.

А также согласно Сабитову "Аргын" это имя его отца,потомки которого носят одноименное название.

В трудах Машкур Жусупа, Шокана Валиханова, Шакарима, Г. Н. Потанина встречаются сведения о Кодан-тайши.

Считается прародителем крупнейшего племени казахов Аргын.

Согласно шежире Кодан-тайши является долгожителем и прожил примерно 100-110 лет

https://ru.m.wikipedia.org/wiki/Кодан-тайши

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Тайши

 

Тайши (монг. тайш, бур. тайшаа; также тайша; таищи, таиши) — у монгольских народов вождь, старейшина более или менее обширной родовой группы. Подобно ханам и хунтайджи, тайши у ойратов причислялись к категории старших владельцев, но занимали несколько подчинённое положение.

 

 

ИсторияПравить

Изначально титул тайши приобретался племенными вождями, не принадлежащими к потомкам Чингисхана, но имеющих жену из рода Борджигин,[1] в противовес титулу тайджи, который носили все потомки Хубилая. Титул наследовался старшим сыном либо старейшим в роду. Вместе с званием к наследнику переходило управление родовым улусом. Если старшая линия тайши вымирала, то место её занимал старейший родич из ближайшей родовой ветви; улус последнего в таком случае переходил к третьей родовой ветви. Младшие сыновья тайши получали в удел небольшие улусы, признавая главенство старших в роде, и платили им дань, определённую либо символическую.

Не принадлежа к числу чингисидов, тайши не имели права на занятие общемонгольского престола, однако в 1453 году Эсэн-тайши узурпировал титул Великого хана Северной Юань. Тайши Хо-Урлюк является основателем самостоятельного государства торгоутов — Калмыцкого ханства.

У калмыков тайши были обязаны помогать нойонaм во время войны, а в мирное время участвовать в княжеском совете, за что они получали ежегодно по сотне баранов. У бурят звание тайши было мало распространено в период их вхождения в состав России, однако впоследствии с созданием степных дум и ведомств получило применение, но с существенными ограничениями компетенции тайшей. Со второй половины XIX века бурятские тайши стали избираться: сначала пожизненно, затем сроком на 3 года; при этом происхождению уделялось небольшое внимание. Тайши избирались общедумским сугланом, то есть собранием представителей от всей думы или ведомства, и утверждались в этой должности иркутским генерал-губернатором.

https://ru.m.wikipedia.org/wiki/Тайши

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

22 минуты назад, Niki сказал:

Тайшы Кодана кто называл так  ?  Тайшы это титул у казахов ?

 

Котан, Котанбай - казахское имя, происходит от "қотан" - окруженное кольцом место для ночевки овец и коз возле аула. Вероятно, это синоним термина "курень" (күрен).

От него, имхо, происходит современное халха-монгольское "хот" - населенный пункт, город, и калмыцкое "хотон" - аул.

 

Тайша (хотя почему-то принято писать - тайынша) - телочка или бычок ближе к 2 годам. :)

 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

12 часов назад, АксКерБорж сказал:

 

Котан, Котанбай - казахское имя, происходит от "қотан" - окруженное кольцом место для ночевки овец и коз возле аула. Вероятно, это синоним термина "курень" (күрен).

От него, имхо, происходит современное халха-монгольское "хот" - населенный пункт, город, и калмыцкое "хотон" - аул.

 

Тайша (хотя почему-то принято писать - тайынша) - телочка или бычок ближе к 2 годам. :)

 

а не может быть, что тайынша это монголизм, как кунан, донен?

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

15 часов назад, Jagalbay сказал:

а не может быть, что тайынша это монголизм, как кунан, донен?

 

Не думаю, чтобы исконные скотоводы использовали бы чуть ли не самую главную и важную скотоводческую терминологию, а именно, поло-возрастную терминологию для скота, в заимствованном из других языков виде.

 

15 часов назад, Jagalbay сказал:

а не может быть, что тайынша это монголизм, как кунан, донен?

 

Монгольские юзеры, как правило, всегда пытаются назвать эту тюркскую/казахскую терминологию - 2 (тай), 3 (құнан), 4 (дөнен), 5 (бесті) - монгольской, не раз имели место споры по этому поводу, чаще всех на них претендовал наш урянхайский друг Энхд. :)

Но, во-первых, монгольские числительные, которые могли быть их основой, совершено другие - 2 (хоёр), 3 (гурван/гурав), 4 (дөрвөн/дөрөв), 5 (тав/таван).

Во-вторых, в монгольских языках есть своя поло-возрастная терминология для скота, отличная от тюркской - 2 (даага, сарваа), 3 (шүдлэн), 4 (хязаалан), 5 (соёолон).

 

Может быть у кого-то есть другие мнения на этот счет, не знаю. Я высказал сугубо свое личное мнение.

 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

1 час назад, АксКерБорж сказал:

 

Не думаю, чтобы исконные скотоводы использовали бы чуть ли не самую главную и важную скотоводческую терминологию, а именно, поло-возрастную терминологию для скота, в заимствованном из других языков виде.

 

 

Монгольские юзеры, как правило, всегда пытаются назвать эту тюркскую/казахскую терминологию - 2 (тай), 3 (құнан), 4 (дөнен), 5 (бесті) - монгольской, не раз имели место споры по этому поводу, чаще всех на них претендовал наш урянхайский друг Энхд. :)

Но, во-первых, монгольские числительные, которые могли быть их основой, совершено другие - 2 (хоёр), 3 (гурван), 4 (дөрвөн), 5 (таван).

Во-вторых, в монгольских языках есть своя поло-возрастная терминология для скота, отличная от тюркской - 2 (даага, сарваа), 3 (шүдлэн), 4 (хязаалан), 5 (соёолон).

 

Может быть у кого-то есть другие мнения на этот счет, не знаю. Я высказал сугубо свое личное мнение.

 

 я читал, что у монгол гунан и дөнен к КРС применяют

гу(нан) - корень от слова гу(рав) - числительное "три" на монг. языке
дє(нэн) - корень от слова дє(рєв) - числительное "четыре" на монг. языке

  • Одобряю 1
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

10 минут назад, Jagalbay сказал:

 я читал, что у монгол гунан и дөнен к КРС применяют

 

Покажите где.

 

10 минут назад, Jagalbay сказал:

гу(нан) - корень от слова гу(рав) - числительное "три" на монг. языке
дє(нэн) - корень от слова дє(рєв) - числительное "четыре" на монг. языке

 

1) Вы уверены, что в монгольских числительных 2 (хоёр), 3 (гурван), 4 (дөрвөн), 5 (таван) корни, соответственно, хо-, гу-, дө-, та-

Вопрос интересный, надо будет глубже покопаться.

 

2) Вы считаете, что казахи должны были поло-возрастные категории связывать строго на числительных -  1 (бірден или бірді), 2 (екіден или еккі), 3 (үштен или үшті), 4 (төрттен или төртті) как и существующий термин 5-летка (бесті)?

 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Только что, АксКерБорж сказал:

 

Покажите где.

 

 

1) Вы уверены, что в монгольских числительных 2 (хоёр), 3 (гурван), 4 (дөрвөн), 5 (таван) корни, соответственно, хо-, гу-, дө-, та- ? 

2) Вы считаете, что казахи должны были поло-возрастные категории связывать строго на числительных -  1 (бірден или бірді), 2 (екіден или еккі), 3 (үштен или үшті), 4 (төрттен или төртті) как и существующий термин 5-летка (бесті)?

 

Не помню, вроде бы на лингвофоруме

Еще нашел это

Один  из  древних  аффиксов,  образовывавших  порядковые  числительные, — 
аффикс  -či (<*ti).  В  современном монгольском  языке  сохранились  слова,  образованные 
при  помощи  данной  формы,  утратившие  значение  порядкового  числительного  и 
перешедшие в разряд имен существительных: ач ‘внук’, жич ‘правнук’, гуч ‘праправнук’ 
и т.д. Если сравнить их с корнями количественных числительных, то корень *a- из ači мы 
находим  в  слове  анх ‘самый  первый’;  *жи- —  в  числительном  žirin ‘два’  из «Тайной 
истории  монголов»,  а  также  в  словах  из  современного  монгольского  жигүүр ‘крылья’, 
живэр ‘усы’; *гу- — в гурав ‘три’, гуна ‘трехлетний самец’, гунж ‘корова-трехлетка’, гуч 
‘тридцать’. Таким образом, присоединяя суффикс *-či к корню *a- получаем слово ачи со 
значением ‘первое поколение’, к *жи- — ‘второе поколение’, к *гу- — ‘третье поколение’. 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

1 минуту назад, Jagalbay сказал:

*гу- — в гурав ‘три’, гуна ‘трехлетний самец’, гунж ‘корова-трехлетка’, гуч 
‘тридцать’.

Видите, гурав 3, гуч уже 30, корень гу

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

1 час назад, Jagalbay сказал:

Видите, гурав 3, гуч уже 30, корень гу

 

Лично мое мнение, что корень монгольского числительного 3 не "гу", а "гур" (отсюда формы - гурав, гурван, гурбан и другие). То же самое я думаю и про числительное 4, что корень не "дө", а "дөр" (отсюда формы - дөрвөн, дөрөв и другие и это даже согласуется с аналогичным числительным в тюркских языках - төр/т).

А если это так, то связи между казахскими/тюркскими поло-возрастными терминами "кунан" и "донен" с монгольскими числительными не усматривается.

И вы как-то уже второй раз избегаете комментариев по поводу другого монгольского числительного 2 (хоёр), почему тогда его казахи не заимствовали, а говорим "тай"?

 

И вообще, касательно корней монгольских числительных хотелось бы услышать мнение тех, кто владеет монгольскими языками, желательно чтобы человек имел навыки в монголоведении, был языковедом.

 

1 час назад, Джагалбайлы сказал:

Гунж на құнажын похоже Хотя есть еще құнан-бұқа

 

Аффикс "шын, шін, жын, жін" в казахском языке иногда означает женский род у животных, у зверей, у скота. Например, құнажын (предстельная тёлка), өлекшін (волчица) и др.

 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

2 часа назад, Jagalbay сказал:

Видите, гурав 3, гуч уже 30, корень гу

 

2 часа назад, Jagalbay сказал:

Один  из  древних  аффиксов,  образовывавших  порядковые  числительные, — 
аффикс  -či (<*ti).  

 

Аффикс "чи", правильнее "ч", как ни странно, есть только в двух числительных, в 30 (гуч) и 40 (дөч), в которых, может быть, "р" выпала по правилам монгольской фонетики.

То есть отсутствие в числительных 30 и 40 "р" не значит, что корень числительных 3 и 4 это, соответственно, "гу" и "дө".

 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

19 минут назад, АксКерБорж сказал:

Аффикс "шын, шін, жын, жін" в казахском языке иногда означает женский род у животных, у зверей, у скота. Например, құнажын (предстельная тёлка), өлекшін (волчица) и др.

 

Это и есть тот самый древнетюркский аффикс феминности "чин" о котором писал РАД в разделе о татарах.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

3 минуты назад, Zake сказал:

Это и есть тот самый древнетюркский аффикс феминности "чин" о котором писал РАД в разделе о татарах.

 

Да.

 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

8 минут назад, АксКерБорж сказал:

 

 

Аффикс "чи", правильнее "ч", как ни странно, есть только в двух числительных, в 30 (гуч) и 40 (дөч), в которых, может быть, "р" выпала по правилам монгольской фонетики.

То есть отсутствие в числительных 30 и 40 "р" не значит, что корень числительных 3 и 4 это, соответственно, "гу" и "дө".

 

вам виднее, вы же монгольский лучше знаете. чем Болд

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

2 часа назад, Jagalbay сказал:

гунж ‘корова-трехлетка’

 

Не знаю про корову-трехлетку :), но в монгольском языке

гүнж - это принцесса,

Барби гүнж - принцесса Барби.

Выходит Барби құнажын? :D Дичь.

1557926788-66156737.jpg

 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

10 минут назад, Jagalbay сказал:

вам виднее, вы же монгольский лучше знаете. чем Болд

 

Так это же вы блеснули знанием монгольских числительных и рассекли живые монгольские числительные 3 (гурван/гурав) и 4 (дөрвөн/дөрөв) на нужные вам части заполучив усеченные корни "гу" и "дө", чтобы подогнать их под казахские "құнан" и "дөнен":

2 часа назад, Jagalbay сказал:

 я читал, что у монгол гунан и дөнен к КРС применяют

гу(нан) - корень от слова гу(рав) - числительное "три" на монг. языке
дє(нэн) - корень от слова дє(рєв) - числительное "четыре" на монг. языке

:D

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

9 часов назад, АксКерБорж сказал:

 

Так это же вы блеснули знанием монгольских числительных и рассекли живые монгольские числительные 3 (гурван/гурав) и 4 (дөрвөн/дөрөв) на нужные вам части заполучив усеченные корни "гу" и "дө", чтобы подогнать их под казахские "құнан" и "дөнен":

:D

Это не я, это цитаты с лингвофорума, лол

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Для публикации сообщений создайте учётную запись или авторизуйтесь

Вы должны быть пользователем, чтобы оставить комментарий

Создать аккаунт

Зарегистрируйте новый аккаунт в нашем сообществе. Это очень просто!

Регистрация нового пользователя

Войти

Уже есть аккаунт? Войти в систему.

Войти



×
×
  • Создать...