Перейти к содержанию
Peacemaker

Кияты-Основатели Османской Империи

Рекомендуемые сообщения

bortecine-boz51.jpg

 

Кайи

[править | править вики-текст]
Материал из Википедии — свободной энциклопедии
 
 

Кайи — название одного из двадцати четырёх племён огузов, из которого происходит династия османских султанов. У Махмуда Кашгарского приводится древняя форма — кайиг, чем опровергается предложенное Марквартом отождествление с каи, упоминаемыми Бируни и Ауфи на самом крайнем Востоке. Маркварт считает каи тюркизированными монголами, чем и объясняется, по его мнению, «та историческая роль, которую играли запятнанный кровью и братоубийственный род Османов и османский народ». Вполне возможно, что каи были монголами; Махмуд Кашгарский упоминает их вместе с татарами и другими среди народов, говоривших на своих особых языках, хотя и знавших хорошо также и тюркский язык; однако огузское племя кайиг, или кайи, несомненно не имеет ничего общего с этим народом.

 

Основатели Османской Империи — монгольского происхождения?

Основатели Османской Империи — монгольского происхождения?

 

Эртогрул (1198 — 1281) — тюркский (представитель огузского племени каи) правитель, отец основателя Османской династии Османа I. Правил с 1227 года на территории, получившей название Османский бейлик, с центром в городе Сёгют.

Эртогрул был сыном Сулейман Шаха. А его мать - Хайма Хатан. Когда его отец умер (утонул в Евфрате), Эртогрул принял власть над подчинявшимися ему племенами кайи. Сельджукский султан Кай-Кубад I пожаловал ему удел возле Анкары.В правление Эртогрула начинается постепенное усиление кайы.После смерти Эртогрула власть перешла к его сыну, Осману I, основателю Османской династии, и первому монарху Османского государства.5f2006771788c897bbd477cdd52fba00.jpg

Эртогрул Гази (1188-1281) - один из основоположников Османской империи. Монумент расположен в Ашхабаде.

Согласно турецкой исторической традиции, часть племени кайы откочевала в Анатолию из Средней Азии, где предводители кайы некоторое время находились на службе у правителей Хорезма. Вначале тюрки-кайы избрали местом кочевья земли в районе Караджадага к западу от нынешней Анкары. Затем часть их перебралась в районы Ахлата, Эрзурума и Эрзинджана, доходя до Амасьи и Алеппо (Халеба). Некоторые кочевники племени кайы нашли себе пристанище на плодородных землях в районе Чукурова. Именно из этих мест небольшое подразделение кайы (400—500 шатров) во главе с Эртогрулом, спасаясь от набегов монголов, направилось во владения сельджукского султана Алаэддина Кейкубада I. Эртогрул обратился к нему за покровительством. Султан пожаловал Эртогрулу удж (окраинная область султаната) на землях, захваченных сельджуками у византийцев на границе с Вифинией. Эртогрул принял на себя обязательство защищать границу сельджукского государства на территории дарованного ему уджа.

Но история гласит, что каи тюркизированными монголами. Каи — название одного из двадцати четырех племён огузов, из которого происходит династия османских султанов. У Махмуда Кашгарского приводится древняя форма — кайиг, чем опровергается предложенное Марквартом отождествление с каи, упоминаемыми Бируни и Ауфи на самом крайнем Востоке. Маркварт считает каи тюркизированными монголами, чем и объясняется, по его мнению, «та историческая роль, которую играли запятнанный кровью и братоубийственный род Османов и османский народ». Вполне возможно, что каи были монголами; Махмуд Кашгарский упоминает их вместе с татарами и другими среди народов, говоривших на своих особых языках, хотя и знавших хорошо также и тюркский язык; однако огузское племя кайиг, или кайи, несомненно не имеет ничего общего с этим народом.

Сведения о жизни сына Эртогрула, Османа, давшего имя будущему государству, тоже в немалой мере легендарны. Осман родился примерно в 1258 г. в Сёгюте. Этот горный малонаселенный район был удобен кочевникам: здесь было много хороших летних пастбищ, хватало и удобных зимних кочевий.

Осман объявил свой удж самостоятельным государством, а себя — независимым владетелем. Произошло это около 1299 г., когда сельджукский султан Алаэддин Кейкубад II бежал из своей столицы, спасаясь от взбунтовавшихся подданных. Правда, став практически независимым от Сельджукского султаната, который номинально существовал до 1307 г., когда последний представитель династии румских Сельджукидов был задушен по приказу монголов, Осман признал верховную власть монгольской династии Хулагуидов и ежегодно посылал в их столицу часть дани, которую собирал с подданных.

  • Не согласен! 1
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

1 hour ago, asan-kaygy said:

лингвофричество

Quote

Вполне возможно, что каи были монголами; Махмуд Кашгарский упоминает их вместе с татарами и другими среди народов, говоривших на своих особых языках, 

Махмуд Кашгарский лингвофричеством занимался?

  • Не согласен! 1
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Нет. Это вы занимаетесь когда каев с киятами отождествляете. еще скажите что они киев основали

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

2 minutes ago, asan-kaygy said:

Нет. Это вы занимаетесь когда каев с киятами отождествляете. еще скажите что они киев основали

Кай в монгольском множественном кайят или кият.

:D

 

  • Не согласен! 1
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

1 минуту назад, Steppe Man сказал:

Кай в монгольском множественном кайят или кият.

:D

 

когда кунгираты пришли в Улус Джучи они не стали себя переименовывать в кунгиров, то же самое у мангытов, сиджиутов, сальджиутов и других. Так что ваша аналогия здесь абсолютно не уместна

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

6 minutes ago, asan-kaygy said:

когда кунгираты пришли в Улус Джучи они не стали себя переименовывать в кунгиров, то же самое у мангытов, сиджиутов, сальджиутов и других. Так что ваша аналогия здесь абсолютно не уместна

Туркменский Киян-Сельджук тоже  лингвофричество?

Quote

Киян-Сельджук. Упоми нается неоднократно как отец огузского богатыря удалого Дун- даза.

 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

А славянский Кий основатель Кийатов (Кий во множественном числе)

П.с. Прекращайте свое лингвофричество

 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

8 minutes ago, asan-kaygy said:

А славянский Кий основатель Кийатов (Кий во множественном числе)

П.с. Прекращайте свое лингвофричество

 

 

Quote

63. Yesuķai-quda, bi ene süni ĵaoudun ĵaoudulebe bi. Čağan šiŋqor naran sara qoyar-i atqun nisču ireĵu, ğar deere mino tuuba. Ene ĵaoudun-niyen ķuun-e uķulerun: Naran sara-i qaraĵu uĵekden bulee. Edoe ene šiŋqor atquĵu abčiraĵu ğar-tur mino tuuba. Čağan baouba. Yambar ele sai uĵeulumu, keeĵu, Yesuķai quda ene ĵaoudun mino čimayi ele kou-been uduritču ireķui uĵeksen aĵuu.  ĵaoudun sain ĵaoudulebe. Yaun ĵaoudun aqu? Ta, Qiyat irķen-o sulder ireĵu ĵaağaqsan aĵuu”.

 

§67. Yesuķai-Baatur ĵaura Čekčerun Šira-keere Tatar irķen qurinlan bukui-tur ĵoluğaĵu, undasču qurin-tur ano baouba. Tede Tatar tanin aĵuu. “Yesuķai Qiyan ireai!” keeet, uridano daouliqdaqsan keķelen-ben duratču, oisuladun quĵirĵu, qoro qoliĵu okčiui. ĵaura maoui otču, ğurban qonoq yabuĵu, ķer-tur iyen ķuruet maoui bolĵu,

Думаю ,учиться никогда не поздно ,чтобы не заниматься лингвофричеством!

:D

  • Не согласен! 1
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

4 часа назад, Steppe Man сказал:

 

Думаю ,учиться никогда не поздно ,чтобы не заниматься лингвофричеством!

:D

Ссылка на монгольский оригинал никак не отменяет того факта что вы лингвофричеством занимаетесь.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

16 hours ago, asan-kaygy said:

Ссылка на монгольский оригинал никак не отменяет того факта что вы лингвофричеством занимаетесь.

 

Quote

The Kayı tribe or Kai tribe (Turkish: Kayı boyu) was an Oghuz Turkic people and a sub-branch of the Bozok tribal federation. In the 11th century Mahmud al-Kashgari cited Kayı (Kayiglardir). The word kayı means "the one who has might and power by relationship".

As a Kayitag (Russified Kaitag) group (Mountain Kayi) the Kayı tribe played a prominent role in the history of the Caucasus, and now the Kayitag language is classified as one of five dialects of the Kumyk language, which for ten centuries (10–19 cc.) was a lingua franca in the North Caucasus. Kayitag principality was a leading component of the Shamkhalate of Kazi-Kumukh state on the Caspian western seaboard that in different forms lasted from the 8th to the 19th centuries. Kaitag textiles, stamped out under the Soviet rule, remain distinct in their artistry and workmanship.

According to Ottoman tradition, Osman I, founder of Ottoman Empire, was descended from the Kayı tribe.[1][2][3][4] This claim has, however, been called into serious question by many modern historians. The only evidence for the Ottomans' Kayı descent came from genealogies written during the fifteenth century, more than a hundred years after the life of Osman. More significantly, the earliest genealogies written by the Ottomans did not include any reference to Kayı descent at all, indicating that it was fabricated at a later date.[5]

 

Quote

Описание племени кайтак 23

В этой местности имеется двадцатитысячное племя, называемое кайтак. Места их [расселения] — в пределах Дагестана. Иногда они приходят в города Ареш и Шеки для торговли. Это люди удивительной породы. У мужчин головы большие, как котлы, волосы копной, брови шириной в два пальца, плечи шириной в человеческий рост, грудь широкая, талия тонкая, глаза круглые, лицо красное, круглое, ляжки жирные, ступни плоские. Они — шафииты. Это рослые и крепкие люди. Когда они отправляются на арешский и шекинский базары, то спускаются с гор на равнину пешком, а там садятся на шекинские повозки; так как ни лошадь, ни мул не могут везти на себе их слоноподобные тела, в повозку запрягают специально выхоженных буйволов. На голове у них чалма. Они бреют усы, как кадии, носят длинную бороду и раскланиваются со всеми степенно, на обе стороны. Вид их очень странный. Это выходцы из огузского племени, для жителей Гиляна, Ширвана и Шемахи они — предмет насмешек.

Говор и выражения кайтаков, одной из ветвей монгольского племени 24. Мори — лошадь, аджирга — жеребец, гювен — кобыла, утган — жеребенок, кулун — жеребенок-сосунок, ну — медведь, нохай — пес, таулай — заяц, сусар — хорек, гаха — свинья, керемун — беличий мех, булаган — соболь, джумран — мышь, джейран — газель, /292/ ватан — слон, умистем — шуба из горностая, чиноа — волк, шабуласун — шакал, темеген — верблюд, лооша — мул, хуер — бык, мейгун — кошка, аххин — паук, пувасуд — вошь, кумарйага — муравей, беслыкун — крокодил, хакийе — коршун, тэгэу — курица, дакавун — кипарис, сакырджа — скворец, лачин — сокол, тильку — вино, итавун — куропатка, бюдюкчин — перепел, чиге — птенчик, чига — журавль, чакчай — степь, Сурхан — имя падишаха, шанб — кладбище, джад — противник, шанеб-бай — могильщик. Имеется еще ряд обозначений, мы ограничиваемся этими: понимающему достаточно намека. Они выходцы из монголов страны Махан, но сами — тюрки. Разговаривают по-монгольски, что у них называется «по-тюркски». За этим племенем мы наблюдали в стране Махмудабад. Отсюда мы вновь направились на север и вышли к берегу реки Гилянчай; здесь, на границе Ширванского эйялета, на берегу реки Кухиланчай, стоит огузско-туркменская деревня из шестисот домов. Следуя отсюда на север по степным местам, мы прибыли в Ниязабад.

 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

On 5/2/2019 at 1:22 AM, asan-kaygy said:

ваши копипасты мимо кассы. Это лингвофричество

Кайтакский -что за язык?   Казахский?

Казахское торай это монголизм или тюркизм?

Quote

говор и выражения кайтаков, одной из ветвей монгольского племени 24. Мори — лошадь, аджирга — жеребец, гювен — кобыла, утган — жеребенок, кулун — жеребенок-сосунок, ну — медведь, нохай — пес, таулай — заяц, сусар — хорек, гаха — свинья, керемун — беличий мех, булаган — соболь, джумран — мышь, джейран — газель, /292/ ватан — слон, умистем — шуба из горностая, чиноа — волк, шабуласун 

IMG-2660.jpgt.png

:D

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

30.04.2019 в 18:17, Steppe Man сказал:

Кай в монгольском множественном кайят или кият.

:D

 

"...историк А. А. Шенников ......приводит письмо Шейх-Ахмеда к братьям Глинским (1501), в котором тот обращается к ним «Кияты князья Мамаевы истинные дети» (ВИКИ).

" И после Донскаго побоища Мамаев сын Мансур-Кият (Маркисуат) Князь зарубил три городы Глинеск, [да] Полдову (Полтаву), [да] Глеченицу (Глиницу) дети же Мансур-киятовы (Мансуркиатовы) меньшой сын Скидер (Скидырь) [Князь] поймал [поимав] стадо коней и верблюдов и покочевал в Перекопы, а большой сын [его] Алекса (Олеско) [Князь, а] остался на тех градех преждереченных [городех]." (ВИКИ) - это из статьи про род Глинских и его происхождение от темника Мамая.

Герб Глинских происходил от родовой тамги.

150px-POL_COA_Gli%C5%84ski.svg.png

 

Внешность Глинской Елены (матери Ивана Грозного) была воссоздана по черепу. Но никаких монголоидных черт (если верить реконструкции) там уже не прослеживается. Это абсолютно северо-европейский тип. Предположительно она была еще и с рыжими волосами.

200px-Glinskaya_reconstruction.jpg

Это все потомки киятов?

  • Не согласен! 1
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

7 hours ago, Карай said:

"...историк А. А. Шенников ......приводит письмо Шейх-Ахмеда к братьям Глинским (1501), в котором тот обращается к ним «Кияты князья Мамаевы истинные дети» (ВИКИ).

" И после Донскаго побоища Мамаев сын Мансур-Кият (Маркисуат) Князь зарубил три городы Глинеск, [да] Полдову (Полтаву), [да] Глеченицу (Глиницу) дети же Мансур-киятовы (Мансуркиатовы) меньшой сын Скидер (Скидырь) [Князь] поймал [поимав] стадо коней и верблюдов и покочевал в Перекопы, а большой сын [его] Алекса (Олеско) [Князь, а] остался на тех градех преждереченных [городех]." (ВИКИ) - это из статьи про род Глинских и его происхождение от темника Мамая.

Герб Глинских происходил от родовой тамги.

150px-POL_COA_Gli%C5%84ski.svg.png

 

Внешность Глинской Елены (матери Ивана Грозного) была воссоздана по черепу. Но никаких монголоидных черт (если верить реконструкции) там уже не прослеживается. Это абсолютно северо-европейский тип. Предположительно она была еще и с рыжими волосами.

200px-Glinskaya_reconstruction.jpg

Это все потомки киятов?

Да .

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

03.05.2019 в 22:38, asan-kaygy сказал:

Ваши кайтаки  никакого отношения не имеют к каям Турции

Разве не Қаңлы основали Османскую империю?

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

7 minutes ago, Turkmen Aday said:

Разве не Қаңлы основали Османскую империю?

Баяуты и Дуруты/дөрбеты/ правили кипчаками и кангитами.

:D

Quote

Большие споры вызывает вопрос, какая династия правила среди кипчаков.

Китайские и арабские источники свидетельствуют о том, что, скорее всего, династия кипчатских ханов происходила из племени «баяут». Так, известно, что Конан, предок кипчакских ханов, переселился на территорию Казахстана еще в начале XI века.

 

Котя́н Суто́евич (венг. Kötöny; ум. 1241, Пешт) — половецкий хан из династии Тертеровцев (Тертер-оба, Дурут), давшей известных ханов Сокала и Болуша, руководивших первыми куманскими (половецкими) походами против русских княжеств. В исторической литературе встречаются различные транскрипции его имени (Köten, Kutan, Kuthen, Kuthens, Kotyan, Kotjan, Koteny, Kötöny, Kuethan, Кутен, Хотен).

 

К настоящим монголам Рашид-ад-дин относил урианхай, кунгират, уряут, ушин, сулдус, илдуркин, баяут,кингит,  [Рашид-ад-дин, 1952 а, с. 221].

  Quote

§ 11. У старшего же брата, Дува-Сохора, было четыре сына. Тем временем старший его брат Дува-Сохор скончался. После кончины Дува-Сохора, четверо его сыновей, не признавая даже за родственника своего дядю Добун-Мергана и всячески понося его, отделились, покинули его и откочевали. Образовалось особое поколение Дорбен. Отсюда-то и пошло четвероплемение Дорбен-ирген.

 

 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Quote
Шүүгдэгч Хангин овогт Норовын Нямыг бусдыг илтэд үл хүндэтгэн, нийгмийн хэв журмыг ноцтой зөрчиж, догшин авирлаж танхайрсан гэмт хэрэг үйлдсэн ...
Дархан-Уул аймгийн Прокурорын газраас Хангин овогт Дэмэдийн Энхтайван, Барнууд овогт Гарамхандын Нэмэхжаргал нарт холбогдох хэргийг 

Монгол Улсын шүүхийн шийдвэрийн сан

 
  1.  
Translate this page
т заасныг баримтлан Хар Хангад овогт Доржсүрэнгийн Цэнд-Аюушийг 2008 оноос 2014 оны 7 дугаар сарын 27-ны өдрийг хүртэлх хугацаанд Монгол ...
... нэхэмжлэгч Боржин овогт Сүхбаатарын Баатарсүхийн нэхэмжлэлийн шаардлага 8100000 төгрөгийг хариуцагч Хангад овогт Чулуунбаатарын Ганболд ...

 халха-монгольские кангиты/канглы/.

:D

 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Вполне вероятно,что канглы  дарлекин монголы.

Quote

К настоящим монголам Рашид-ад-дин относил урианхай, кунгират, уряут, ушин, сулдус, илдуркин, баяут,кингит,  [Рашид-ад-дин, 1952 а, с. 221].

 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

3 часа назад, Steppe Man сказал:

Баяуты и Дуруты/дөрбеты/ правили кипчаками и кангитами.

:D

 

Вопрос был не в том кто кем правил, а в том что основали османскую империю Қаңлы или нет? Кто кем правил это другой вопрос. Я где-то читал что оснаватели Сельджукской и Османской династий Қаңлы.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

6 часов назад, Steppe Man сказал:

Вполне вероятно,что канглы  дарлекин монголы.

 

интересная мысль, в одном жузе с уйсунами тоже за это, трудно сказать все так запутано. Может в этих огромных степях Евразии жил один народ, разделенный влиянием Китая с одной и Исламского мира с другой. 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Для публикации сообщений создайте учётную запись или авторизуйтесь

Вы должны быть пользователем, чтобы оставить комментарий

Создать аккаунт

Зарегистрируйте новый аккаунт в нашем сообществе. Это очень просто!

Регистрация нового пользователя

Войти

Уже есть аккаунт? Войти в систему.

Войти


×
×
  • Создать...