Jump to content



Guest kypchak

Карачаево-балкарцы

Recommended Posts

Guest Керим-хан

Уважаемый Таму, Крымшамхаловы это бийский тукъум, который не входит ни в один из каумов. Получается что Крымшамхаловы, как и утверждают некоторые учёные - тукъум кумыкского происхождения. И в самом деле, в произведении Броневского если я не ошибаюсь написано, что брагунцы - вассальное кумыкам владение. Гипотезу о появлении карачаевцев и балкарцев у Эльбруса в 17 веке мы уже отбросили, если вы не обратили внимания и пришли к выводу, что предки карачаевцев и балкарцев появились на Кавказе в промежутке правление Урус-хана (когда кыйят Мамай сначала увёл правое крыло Орды в Крым) - правление Тохтамыша (когда произошла война между Золотой Ордой и Тимуром). Про четырнадцатый век написал не я, а сами карачаевцы. И в самом деле ведь в легенде "Карча - вождь свободных" описывается время вторжения Тимура в Золотую Орду и говорится что Карча вышел из Крыма как раз в эти времена. Согласно этой легенде Адурхай, Будиян, Науруз и Тырам были его соратниками. А каумы я привёл для общей информации, которая будет полезна для обсуждения этой темы. Могу привести сведения по тукъумам биев, чанка и узденов. Кстати я надеялся что вы примете более активное участие, фактически уже тема заглохла. <_<

Link to post
Share on other sites
Guest Керим-хан

Возможно, уважаемый Таму, я несколько неконкретно изложил свои взгляды на историю. Постараюсь внести ясность сейчас.

1) Карачаевцы и балкарцы это потомки золотоордынцев (а не хазар, булгар и тд). Это подтверждается языковыми данными. Булгары просто-напросто говорили на другом тюркском языке (современным потомком которого является чувашский). Хазары как считается говорили примерно на таком же языке как булгарский.

2) В Золотой Орде пределы расселения различных кочевий были строго определены, поэтому просто так на Кавказ предки карачаевцев и балкарцев попасть не могли. Как обоснованно отметил уважаемый Тетон в промежутке между походом Менгу-Тимура и временами Урус-хана - Тохтамыша, какая либо крупная миграция на Северный Кавказ весьма сомнительна.

3) В некоторых книжках пишут что "кыпчакские" предки карачаевцев и балкарцев были вытеснены из степей монголами во времена похода Бату. Это бред, потому что Бату окончательно завоевал и кыпчаков и Северный Кавказ. Бежать от него на Северный Кавказ они не могли, так как он тоже был им покорён. А как было выше отмечено, пределы кочевий в Улуг Улусе были строго регламентированы.

4) Северный Кавказ административно входил в Золотую Орду (Маджарский округ). Но снова же, хотя какие-то золотоордынцы там и селились ещё с 13 века, в общем и целом до того как кыйят Мамай увёл эли правого крыла с Волги поселение крупных массы Золотоордынцев в Маджарском округе весьма сомнительно. Большая часть населения Маджара видимо состояла всё-таки из местных жителей-кавказцев (аланов?).

5) Есть ряд северокавказских преданий, два из которых я привёл выше которые говорят о движении тюрков из Крыма в горы и которые идентифицируются с временами Мамая - Хромого Тимура.

6) Предки карачаевцев и балкарцев не сразу осели точно на современных местах обитания а пережили видимо миграцию по самому Кавказу. Согласно Клапротy, карачаевцы утверждают, что они пришли из Маджаров, которые расположены на реке Кума. J. Klaproth. Reise in den Kaukasus und nach Georgien. f. Halle-Berlin, 1812. p. 510

7) Современные тюркоязычные кумыки не тождественны древним кумыкам (населению города Кумук в Дагестане, то есть лакоязычным кази-кумукам), а переняли это название по месту обитания.

Племя кумыкское смешанное с другими народами, числом около 5000 семейств, живущих в Эндреевой, Аксае. Костеке, Кази-Юрте и в других деревнях, являются их потомками. Остаток древнего народа Туманов, жившего на правом берегу Сулака между Темур-Кули и Кум-Гурхали, где и поныне видны водопроводы и пахотные места, по пресечении рода собственного их эмира, подчинился потомкам Казаналиба, сына Султан-Бута и ныне они составляют один квартал Эндреевой деревни, называемый Туманлар.
АББАС-КУЛИ-АГА БАКИХАНОВ

ГЮЛИСТАН-И ИРАМ

Гуены и тюменцы, племена, вероятно, тюркоязычные, действительно обитали на даянон территории после монголо-татарского нашествия и были одними из основателей Эндерея, давшими свое название двум кварталам этого селения: Тюмен-аул и Гун-аул.
Гаджиева С. Ш. Кумыки, с. 193-194

Возможно что предки карачаевцев-балкарцев и кумыков пришли на Кавказ вместе (во время движения элей правого крыла с Волги при Мамае) и разделились позже. За это отвечать не могу так как малознаком с кумыкской историей, но это было-бы логично.

Link to post
Share on other sites
Guest Керим-хан

Далее вы говорите, что заимствования из осетинского в карачаево-балкарский характерны именно для 14 века. Прекрасно это свидетельствует тогда именно о том что предки карачаевцев и балкарцев впервые плотно столкнулись с осетинами имаенно в 14 веке (а не раньше) и переняли часть лексикона именно в такой форме (а не раньше и не позже). Вы попросили меня объяснить в чём сходство между крымскотатарским и карачево-балкарским. Я ответил что легче проследить в чём отличия, потому что общий весь основной фонд языка. Отличия же карачаево-балкарского в основном носят уникальный характер вызванный поздним изолированным развитем языка, то есть обычно это то что отличает карачаево-балкарский как от крымского так и от кумыкского. Крымский же 14 века это не современный крымский и он является предком целого ряда тюркских наречий (помимо самого крымскотатарского). В общем и целом эти наречия обнаруживают потрясающее сходство с карачаево-балкарским (и ещё большее с кумыкским :D ). Как правило те или иные фонетические или грамматические особенности карачаево-балкарского, которые не совпадают с крымскотатарским можно найти в других языках крымского происхождения. Вы спросили насчёт лексики, но отказались обсуждать названия дней недели. Между тем именно сами карачаевские авторы отметичают, что из тюркских языков наиболее близки к кб названия дней недели в другом языке крымского происхождения-караимском (четыре совпадают). В современном крымскотатарском подвергшемся сильному влиянию турецкого дни недели имеют огузское происхождение, то есть заимствованы позже. В том-то ведь и суть форума, что если бы я сам знал ответы на все вопросы, то мне не было бы нужды обсуждать это здесь. Я же пытаюсь привнести коллективный подход.

Link to post
Share on other sites
Guest Керим-хан
"Булгары просто-напросто говорили на другом тюркском языке..."(современным потомком которого является чувашский). - Анахронизм.
Уважаемый Тахир, на самом деле от булгарского языка остался целый ряд письменных памятников и существует вполне внятная литература по этому языку. Если не считать того что как и карачаево-балкарский этот язык-тюркский сходство на этом заканчивается. Уж от генетически очень близкого ногайского-то карачаево-балкарский отличается восьмигласным строем, а про булгарский и хазарский (относящиеся к совсем другой тюркской диалектной группе) и говорить нечего.
Link to post
Share on other sites
Guest Керим-хан
Несерьёзный разговор, тоже самое можно сказать и при сравнениии любых двух языков из северотюркской группы. Давайте поговорим о моментах, в которых ясно видна, очевидная разница карачаево-балкарского языка от всех крымскотатарских наречий, и попытка их связать, не иначе как общетюркским происхождением, абсолютно бесперспективна - сразу говорю, чтобы просто не тратить лишнее время на очевидные вопросы.
Нет никакой северотюркской группы Тахир, есть 1) кыпчакская, 2) огузская, 3)карлуско-уйгурская, 4)кыргызская (имеются ввиду фуюйские кыргызы а не кыпчакоязычые), 5)тобаская, 6)якутская и 7)булгарская. Есть целый ряд признаков по которым внутри "кыпчакских" языков сгруппированы четыре подгруппы, которые связаны с какими-то историческими фактами. Например центральная группа связана с державой Абу льХайра и выделившимся из неё Казахским ханством. Северная группа отделилась от центральной довольно поздно и это связано с тем, что на неё сильнейшее воздействие оказал булгарский (чувашский) и вызвал перестройку системы гласных. Западная группа (куда входит карачаево-балкарский) отделилась от центральной и северной чуть раньше и сохранила изначальную кыпчакскую восьмигласную систему (в то время как в центральной и северной сложилась более поздняя девятигласная система). И связано само сложение этой группы как я считаю именно с правым крылом Золотой Орды, которое кыйят Мамай увёл с Волги на Запад. Ну и наконец периферийная группа (алтайский и кыргызский разделились позже) отделилась раньше всех. Можно конечно заняться детальным рассмотрением, но на эту тему существует обширная литература и если вам хочется Тахир, вы можете изучить её самостоятельность, чтобы не попасть впросак утверждая что чёрное это белое (а в результате окажется как всегда что чёрное это и есть чёрное :D ).
Link to post
Share on other sites
Guest Керим-хан
Дорогой Керим-хан, кипчакскую иногда называют северотюркской, что по моему мнению более адекватное название.
Дорогой Тахир, есть тюркские народы живущие гораздо севернее нас (тех, кто разговаривает на "кыпчакских" языках) поэтому это название ещё менее адекватно. На самом деле более адекватным названием было бы "золотоордынская".
Link to post
Share on other sites
Guest Керим-хан

Дорогой Тахир, не знаю откуда взялось противопоставление огузских и кыпчакских, но этот термин заимствован не из лингвистической литературы, а видимо из книжек типа Мизиева и Закиева. Насчёт краха посмотрим, когда вы сможете привести рАзгрОмнЫЕ аргументы. :rolleyes: Прошу вас в третий раз привести полностью цитаты из Палласа, Данилевского и донесения кабардинских князей, на которые вы дали ссылку (не посмотрев предварительно источник), вытащенную вами из интернета по адресу:

http://brown.nord.nw.ru/susan/karachay/d_k...istianstvo.html

PS. И между прочим я вам не брат, мои братья согласно сунне мусульмане (вне зависимости от национальной принадлежности), а не джахили.

Link to post
Share on other sites
Guest Керим-хан
Тахир@4.07.2005 - 21:27 

Общая суть легенды - это рассказ о Карче, который после нападения врагов попал в плен и возвращался домой.

Керим-хан, вырванная из контекста нагло цитата:

"В далеком Крыму жил Карча беззаботно..."

которая прдолжается

В далёком Крыму жил Карча беззаботно, но стала язвить ему душу тоска по отчизне; томить стали ветры и запахи трав синих гор, будить стали ночью Карчу стоны отчих полей, одичавших без добрых семян, без людей.

Керим-хан:

Ты вырос воином настоящим и стал главою лучшей сотни стражников-телохранителей хана Аслан-Герия, потомка великих хазарских каганов». -

Здесь говорится только о периоде пленения.

Значит тут говорится только о перидоде пленения. :P Да нет Тахир, в легенде сказано что Карча вырос как обычный крымский татарин, и о том что он сын Батырбия (по словам его "отчима" аланского правителя) он узнал только при смерти своего номинального отца. Да и не было у татар того времени ещё обычая пленников в гулямы обращать. И ещё один момент вы упустили читая легенду Тахир. :D
Link to post
Share on other sites
Guest Керим-хан
Ты был не выше меча, воткнутого в землю, когда от яда стрелы уснул могучий алан Ба-тырбий и мы насыпали над ним высокий кур-гай. У этого кургана учил я тебя держать щит и владеть мечом, чтобы сила Батыр бия В'сел-илась в тебя.

Ты вырос воином настоящим и стал главою лучшей сотни стражников-телохранителей хана Аслан-Герия, потомка великих хазарских каганов».

Кровью был залит взор Батырбия, но и перед смертью он видел только одно, задел, как горит в упрямом огне и рушится белый, будто снег, город Ма-Асс, где он родился и жил бы до смерти, если бы не вынырнул однажды из-за крутых склонов его родины желтый бунчук узкоглазого хана Бату, внука Чингиза-завоевателя, поклявшегося приторочить весь мир к седлу монгольского коня. Мчались по вселенной под желтым знаменем хана тысячи диких всадников, напоив себя яростью к чужим народам и кровью напоив

чужие земли.

- Аланы! Откройте ворота,— кричали они, окружив дивный город Ма-Асс.— Мы покорили множество близких и далеких от вас племен. Храбро бились и ваши соседи, но теперь их вожди — и кипчакский Бачман, и чиркез-ский Тюкбаш, и асский Иджис — все собирают кизяк для наших костров. Смиритесь, ала-ны,— склоненную голову меч не рубит.

— Склоненную голову топчут в грязи!— 'Неслись им в ответ гневные слова вместе с тысячью длинных стрел.

Крепка была стена Ма-Асса, и высоки были его башни, звезды ночью ложились на них отдыхать, а полдневное солнце могло уходить выше их только на локоть. Но невиданное оружие было у неведомого врага: стрелы с горящими хвостами срывались с его тугих луков и несли в город пламя и чад; камни большие, как лошадиная голова, метали его деревянные чудища и разбивали вековые башни и стены Ма-Асса...

Сражались мааосцы, пока могли стоять, а когда не могли, падали непокоренные, укрывая собой свой израненный город и ненавидя врага...

К колесам походных повозок поставил Ба-ту детей аланов, приказав оставить в живых только тех, кто не выше колеса,

- К ним еще не пришла ненависть их отцов,—сказал он,— а сила и мужество к ним придут. Пали аланы, не упав передо мной ил колени, и .под пеплом будет земля их —Алания, пока буду жив я, а дети их забудут, чьи они дети, и будут служить моей славе...

Развезли монгольские седла по горам и равнинам вселенной детей непобежденных. Батырбий был ростом с меня, а я был среди тех, кто не перерос колеса, но мы были не такими уж маленькими, потому что колеса были все же большие.

Тенью стал, прахом стал Бату-хан. а земля наша и теперь под пеплом, а сами мы умираем далеко от нее, под небом Хазарии1, между водами двух морей.

На синей реке Итиль в богатом городе Сарай-Берке сидит хан Узбек, еще выше поднявший знамя Бату.

Осада Магаса очень хорошо известна из исторических источников, как и то что вырезав всё его население (никаких детей ниже колеса он не пощадил :D ) Бату приказал отрезать всем уши - в результате набралось 27 тысяч ушей. А вот сюжет про оставленных ниже колеса детей в этой легенде заимствован именно из татаро-монгольского фольклора и является позднейшим добавлением. Да и в легенде недвусмысленно говорится что Карча был современником Тохтамыша. А взятие Магаса происходило в январе 1239 года (окончательно Алания была усмирена в 1278 году), так что не тянет Карча на сына убитого аланского короля. :lol:
Link to post
Share on other sites
Guest Хамиц

Салам, уважаемые! Прошу извинить за то, что вторгаюсь в вашу дискуссию :).

Керим-хан, не могли бы вы подсказать полную этимологию "крымшамхал"? Я слышал, что в оригинале (крымско-татарском, карачаевском, кумыкском..) данный термин произносится как "къырым шаухал" или я ошибаюсь?

Тахир пишет:

общие слова с осетинами это в основном тюркские в осетинском, и пртокавказские, но не иранские.
Тахир, разве в языке карачаевцев и балкарцев нет ираноязычных слов близких к осетинским? :)

Тахир пишет:

Протокавказские - кто у кого заимствовал - это тема для отдельного разговора. Но сразу скажу, что они в у осетин в большинстве в карачаево-балкарской обработке
Надо же.. А возможно ли данное утверждение подтвердить хотя-бы парой примеров в качестве аргументов?
Link to post
Share on other sites
Guest Керим-хан

Ассалляму "алейкум уа рахматуллахи уа баракатуху, уважаемый Хамиц, большое спасибо что присоединились к обсуждению. Слово къырым буквально означает "вал, перекоп". Следовательно полное сочетание Къырым Шаухалы означает шаухал рва, перекопа. Слово же Шаухал или Шамхал (по тюркски действительно произносится Шаухал, но в письменных памятниках широко встречаются оба написания) "князь" имеет чисто дагестанское происхождение. Хотя есть у меня некоторые сомнения насчёт его этимологии но средневековые авторы её дают в одном ключе. Привожу два свидетельства письменных источников ниже.

Link to post
Share on other sites
Guest Керим-хан
Ныне падишахи живут то здесь, то в городе Тарки. Имя нынешнего падишаха этого края - Махмуд, прозвище и титул - шамкал, шамхал. По происхождению они - арабы из Сирии - Шама. Потому и называют их "шам-хал", так же как [падишаха] дома Османа зовут хункяр, Ирана - шах, крымских ханов - гирей. А падишахов [страны] Узбекской называют хан, хакан, падишахов Индии - хакан, Йемена - таба, халифов Египта - азиз. У каждого падишаха имеется какой-нибудь титул. Ну, а этих падишахов Дагестана зовут шамхал. Ибо исход их и происхождение от сирийцев.
Эвлия Челеби

Книга Путешествия

Link to post
Share on other sites
Guest Керим-хан

В русском документе, составленном в 1728 г., так определяется термин шамхал:

Сиё слово... взято из арапского языка. Когда арапы Сирию и другие около лежащие провинции под себя побрали и главную столицу имели в Дамаске, распространили оные свою силу и по вестовой стороне Каспийского моря и привели под свою власть... между тем и Тарху, в которой город всегда из Дамаска присылалось знатнейшего для содержания. И понеже Дамаска по-арапски и по-турецки называется шам-ахал... то из сих слов стало сиё слово шамхал, яко из Дамаска присланной начальной, и с того времени доныне в обычае осталося
(История, география и этнография Дагестана XVIII-XIX вв. Архивные материалы. М., 1958, с.72).
Link to post
Share on other sites
Guest Керим-хан

Само слово Шам شام, территория современных Сирии, Ливана, Палестины, Израиля и Иордании, буквально по арабски означает "левая сторона", в противовес Йемену, что означает по арабски "правая сторона".

Link to post
Share on other sites
Guest Керим-хан
[...] В Дагестане главенствующего князя кумыков и всей приморской равнины величают шаухалом (шамхалом). Шаухалы (шамхалы), по их преданиям (как они сами рассказывают), как и крымские ханы, происходят из древнего, но единого с ними корня. Своим происхождением они гордятся. [...]

[...] Есть еще один князь у кумыков, его называют "крым-шаухал", как и у крымских ханов -"калгай-солтан". Когда умирает шаухал, ему наследует этот крым-шаухал, а крым-шаухалом же становится уже другой из князей (биев). Шаухалы (шамхалы) роднятся (выдают своих дочерей) лишь с потомками Великого Уцмия Кара-Кайтагского и Кази-Кумукских ханов. Словом, эти три князя признают себя равнородными, женятся и выдают своих дочерей детям друг друга. Других же, сколь бы богатыми и влиятельными они не были, эти князья не признают, и дочерей своих им не выдают. Однако сами они часто женятся на дочереях не равных себе, но дети, родившиеся от таких браков считаются неравнородными и не могут наследовать. Сына шаухала, родившегося от неравного брака, они называют "женге" ("ченке") [...].

[...] Престолонаследование у кумыкских князей происходит следующим образом. Они также, подобно аджамским шахам, совершающим перед восхождением на трон паломничество к мавзолею Шейха Сефи в Эрдебиле и выполняющим обряд "привязывания меча к поясу ", следуя древним обычаям своих предков, отправляются в Кази-Кумук, в место, называемое Шинид (Дженд). Здесь на собрании князей и происходит избрание нового шаухала. Здесь на избираемого шаухала должны попасть золотым яблокам, только после этого его облачают в дорогой халат (чепкен) из меха или другого материала. После этого избранный шаухал возвращается в свою резиденцию в Тарках и вступает в исполнение своих высоких полномочий. По этой причине кази-кумукские бийи (князья) очень любят поговаривать: "Пока на нашем собрании на шаухала не попадет золотое яблоко, он не облачится в шаухальский халат, он не может считаться шаухалом [...]

[...] Лезгины и все другие племена в своей совокупности подчиняются шаухалам. Когда их безопасность оказывается под угрозой, под знамя шаухала собирается армия из ста тысяч всадников и пеших. Это известный факт. В иные же времена войска остаются на своих местах.

Шаухалу Тарковскому в Эндирее и Аксае колбегами, т.е. военными наместниками, служат все князья. Численность их в общей сложности составляет пятьдесят.

Шаухал управляет всем своим народом лишь в условиях войны, в мирных же обстоятельствах народ управляется кадиями и картами. Во время военных походов шаухал ведает жизнью и смертью всех себе подвластных, может по своему усмотрению казнить и миловать любого.

До перехода шаухалов в русское подданство иранские шахи платили им жалованье "тавлык" - "тысяч тюменей". И сами шаухалы брали с горцев за использование зимних их пастбищ на берегу Хазара дань в размере одной овцы с каждого из ста баранов.

Рисале-и Ахвал-и Дагыстан

Мехмет-Эфенди

Link to post
Share on other sites
Guest Керим-хан
После поражения Миран-Шаха от Ак Коюнлу кумыки получили свою независимость, избрали себе хана из роди Чин-гиззана, которого величали по-своему "шаухал".

Halim Gerey Soltan. Gulbin-i-Hanan. XVII y.

(Ahmet Cevdet. Kirim ve Kafkas Tarihcesi // Emel, № 221. Temmuz-Agustot. 1997.S.28)

Link to post
Share on other sites
Guest Керим-хан
Воцарение моих предков Шамхалов в Дагестане состоялось после 1258 года.

Али Кули Хан Валех Дагестани.

(Риез аш-Шуара. 1756 г. Фотокопия. ИР АН Уз.СССР)

Link to post
Share on other sites
Guest Керим-хан
Шамхал был не потомком Аббаса Хамзата, а был тюрком, прибывшим со своими сподвижниками. После него шамхальство передавалось по наследству... в 634 г. хиджры (1239-1240) монголо-татары отстранили правящую династию, а правителем назначили своего ставленника вновь с титулом шамхал... . "Новый" шамхал происходил из рода Чингиз-Хана, и с этого времени установилась власть татарских шамхалов.

Али Каяев.

Link to post
Share on other sites
Guest Керим-хан
Роды кумыкских князей почитаются после кабардинских за знатнейших между горскими народами. Из оных избираемы были шамхалы... Кумыки, чаятельно, род свой вели от Кыпчакских колен или Золотой Орды.

Семен Броневский. Новейшие географические и исторические известия о Кавказе. М. 1823, С. 191,202.

Link to post
Share on other sites
Guest Керим-хан

Однако если взять древнедагестанские летописи, то мы внезапно обнаружим что там написание титула другое и оно производится от личного имени человека.

Самым старшим из правителей всего Дагестана является Шахбал, сын Абдаллаха. И приказал [Абу Муслим], чтоб ему (т.е. Шахбалу) были подвластны [все вилайеты] вплоть до границ Гюрджистана (Каз.: "Пусть Масум, Эмир-Хамза и народы всего Дагестана от Гюрджистана до Дешт-и Кыпчака повинуются и будут подвластны Шахбалу — правителю Кумука". Далее добавлено: "Теперь шамхал — правитель Тарху, он из династии того Шахбала" (с.545; см.также с.557-559)).

[Абу Муслим] приказал, чтобы Кайтак и правитель Табарсарана Мухаммед Масум платили ежегодно [налог]. Этот установленный налог (салйане) использовать не [лично] для себя, а на исполнение службы. Сами же они [лично] не должны вмешиваться в харадж.

И на [население] Гюбечи установил харадж, [который оно должно платить] ежегодно правителю Дербенда 181.

Остальные, кроме этих стран (улке), вилайеты на этой границе: Хамри, Кюре 182, Ахти 183, Рутул 184, Зейхур 185 - они подвластны Кумуку. [Территория] от...( Одно слово в тексте неясно (Т.з.худжи?)) до Ихрана [и] та сторона вплоть до Гюрджистана /л.15б/ принадлежат Шахбалу. [Абу Муслим] отдал в [их] руки документ (сенед) и этот документ вручил Шахбалу. И сказал он, [что] Авар также принадлежит Шахбалу.

Было установлено: харадж отдавать Шахбалу. Абу Муслим не предписал Шахбалу давать жалованье (улуфа) правителю Дербенда. Он предписал [Шахбалу] брать харадж с упомянутых вилайетов, [расположенных вплоть] до Гюрджистана. А правителю Дербенда [он] приказал брать харадж с Кайтака, Табарсарана и Гюбечи; полученный с этих трех областей харадж разделить между дербендскими газиями и их детьми. И чтоб не брали сверх [35] [назначенного]. Если же преступят справедливость и возьмут налоги (рюсум) 186 больше, чем в старые времена, то дербендские газии должны низложить того.

Если против Шахбала придет какой-либо неприятель со [стороны] Авара или из другой стороны, то, когда Шахбал будет собирать войска, на помощь пусть придут с войском Кайтака его правитель Хамза и с войском Табарсарана - Мухаммед Масум и пусть [они] участвуют в войске Шахбала.

Если [они] допустят неисполнение, то правитель Дербенда насильно пошлет войска Кайтака и Табарсарана вместе с [их] правителями. /л.16а/ Но Абу Муслим не дал разрешения отправлять войска из Дербенда для Шахбала. Он приказал, чтобы войска Дербенда были заняты охраной [самого] Дербенда. И кто станет правителем Баб ал-абваба, пусть тот совершает свою пятничную молитву в мечети

ДЕРБЕНД-НАМЕ
Link to post
Share on other sites
Guest Керим-хан

И в самом деле написание этого слова встречается со значительными разночтениями.

Шамхал (шавкал, шахмал, шевкал)- титул тарковских феодальных владетелей.
Краткий словарь малоизвестных слов

БРОНЕВСКИЙ, С. М.

Историческия выписки

Link to post
Share on other sites
Guest Керим-хан
Происхождение названия шамхала

Достоинство шамхальское есть важнейшее в Дагестане; а в областях заключающихся между Тереком и Курою, почиталось вторым после царя грузинскаго. Историческия известия, согласно с преданиями народными, утверждают, что первые шамхалы посталены были от аравитян, что сходствует с толкованием, помещённым у Гербера о значении слова шамхал; ибо восточные писатели называют город Дамаск Шам, а хал на арабском языке значит князя, владельца, следовательно, слово шамхал перевесть можно дамаскинский владелец. Но Реинкс, основываясь на дербентской истории, в рукописи им найденной, выводит название шамхала от аравскаго полководца Шах Баала.

С.М. Броневский

Новейшия известия о Кавказе.

Link to post
Share on other sites
Guest Керим-хан
В год 6834 (1326) ...

В том же году Александру Михайловичу было дано княжение, и он пришел из Орды и сел на великокняжеский престол. Потом, немного дней спустя, из-за умножения наших грехов, когда бог позволил дьяволу вложить в сердце безбожных татар злую мысль, сказали они своему беззаконному царю: "Если не погубишь князя Александра и всех князей русских, то не получишь власти над ними". Тогда беззаконный и проклятый зачинатель всего зла Шевкал, разоритель христианства, отверз свои скверные уста и начал говорить, наученный диаволом: "Государь царь, если ты мне велишь, я пойду на Русь, разорю христианство, убью их князя, а княгиню и детей приведу к тебе". И царь веле ему так сотворить.

Беззаконный же Шевкал, разоритель христианства, пошел на Русь со многами татарами, и пришел в Тверь, и выгнал великого князя с его двора, а сам поселился на великокняжеском дворе, исполненный гордости и ярости. И сотворил великое гонение на христиан - насилие, грабеж, избиение и поругание. Люди же городские, постоянно оскорбляемые нехристями, много раз жаловались великому князю, прося оборонить их. Он же, видя озлобление своих людей и не имея возможности их оборонить, велел им терпеть. Но тверичи не терпели, а ждали удобного времени.

И случилось так, что 15 августа, ранним утром, когда собирается торг, некий диакон-тверянин, - прозвище ему Дудко, - повел кобылицу, молодую и очень тучную, напоить водой к Волге. Татары же, уввдев ее, отняли. Диакон же очень огорчился и стал вопить: "Люди тверские, не выдавайте!"

И началась между ними драка. Татары же, надеясь на свою власть, пустили в ход мечи, и тотчас сбежались люди, и началось возмущение. И ударили во все колокола, стали вечем, и восстал город, и сразу же собрался весь народ. И возник мятеж, и кликнули тверичи и стали избивать татар, где кого поймают, пока не убили самого Шевкала. Убивали же всех подряд, не оставили и вестника, кроме пастухов, пасших на поле стада коней. Те взяли лучших жеребцов и быстро бежали в Москву, а оттуда в Орду, и там возвестили о кончине Шевкала.... Убит же был Шевкал в 6835 (1327) году. И, услышав об этом, беззаконный царь зимой послал рать на Русскую землю - пять темников, а воевода у них Федорчук, и убили они множество людей, а иных взяли в плен; а Тверь и все тверские города предали огню. Великий же князь Александр, чтобы не терпеть безбожных преследований, оставив русский великокняжеский престол и все свои наследственные владения, ушел во Псков с княгиней и детьми своими и остался в Пскове.

Памятники литературы Древней Руси. XIV - середина XV века / Пер. Я.С. Лурье. М„ 1981. С. 62-65.

Link to post
Share on other sites
Guest Керим-хан
Осетины и сваны и поныне называют балкарцев осами, овсами...
А подтверждение этих слов где оно? Сомнительное утверждение шарлатана Марра? Есть немало описаний Кавказа 18-19 века, но там чётко почему-то написано что все грузины называют осами осетин, а никак не карачаевцев и балкарцев. Более того это утверждение просто-напросто абсурдно, потому что Осетия (страна осов по грузински) частично входит в Грузию, а в какие-то исторические периоды и большая часть Осетии подчинялась Грузинскому царству.
Все эти факты говорят о преемственности кобанской, аланской и балкарской культур.
А вот тут вы прямо революцию в археологии делаете, если учесть что Кобанская культура это археологическая культура древних вайнахов-аборигенная на Кавказе, аланская - культура выходцев из степей, которые аборигенами Кавказа не были, а вдобавок ещё приплетается и балкарская, которую археологи чётко дифференцируют от аланской. :lol:
Link to post
Share on other sites
Guest Керим-хан

Тахир, не стоит сумятицу вносить, вы привели утверждение что сваны называют карачаево-балкарцев осетинами. :rolleyes: Цагарели написал например что мингрелы карачаевцев зовут аланами, Абаев написал что осетины балкарцев называли ассон. Вы приведите-ка свидетельства того что сваны карачаевских татар осетинами называют (из уст самих сванов). :D А как они осетин-то (которые живут веками на территории Грузии и называтся там именно так) тогда называют? ;)

Link to post
Share on other sites

Create an account or sign in to comment

You need to be a member in order to leave a comment

Create an account

Sign up for a new account in our community. It's easy!

Register a new account

Sign in

Already have an account? Sign in here.

Sign In Now




×
×
  • Create New...