Jump to content



Guest kypchak

Кумыки (кумыклар)

Recommended Posts

Саламатсыздарбы! Меня интересует один вопрос связанный с языковым сходством кумыков и кыгызов. Да, произношение очень похоже, но почему то он "йокающий", а мы знаем , что на язык карачайцев и балкарцев джокающий. Но он менее понятен для среднстатистичного неподготовленного кыргыза нежели язык кумыков. Выходит, йокающий кумыкский ближе к кыргызскому чем джокающий карачаево-балкарский. Объясните пожалуйста... Мне очень интересно.

НЕ знаю поможет и это или нет, но приведу такой пример.

Слышал что древний кыргызский язык был языком звука "й", а современный "з".

Например, современные кыргызы произносят: "ыССык-Кёл", средневековые кыргызы произносили бы "ыЙык-кёл". Что означало бы одно: священное озеро.

В этом и разгадка названия нашего ИСсык-Куля. НИкакое оно не горячее озеро, а самое что ни на есть Святое. Потому-то и удивляются некоторые туристы: название "горячее", а похолоднее моря и океана будет.

Link to post
Share on other sites
Да я тоже обалдел от того что у вас комуз это комуз. У азербайджанцев его нет, кажется.

По каналу Культура года 3 назад транслировали отрывок театральной постановки Гамлета на кыргызском - я был поражён сходством, даже ногайских так не похожь на наш, что вобще ставит в недоумение. Что характерно

в кумыкском языке названия бытовых предметов в большинстве своём ближе к уйгурским чем к кипчакским.

У карачаевца Д. Каракетова приводится факт, что в какой-то карачаевской легенде карачаевцы названы кыргызами. Известно также что Карча-первый правитель карачаевцев был родом из золотоордынского города Кошкар (только я о таком не слыхал).

ВОзможно часть кыргызов, представители одного или нескольких сёёков (родов) ушли на Кавказ и стали жить самостоятельно.

В истории таких случаев переселения кыргызских родов не мало.

вот пример о Сельджука, основателя династии Селджукидов в Турции (взято из книги Аристова):

3 По рассказам мусульманских писателей о происхождении сельджукидов Сельджук был сын Декака, Докака или Докмака (это слово означает на тюркском языке молот и произносится как токмак); он был главою одного тюркского рода и одним из главных вождей войска местного государя по имени Богу. Последнее слово вероятно не личное, а родовое имя, то самое, которое через сто¬летие приписывается китайцами одному из тюркских старейшин, пытавшихся войти с чжурчженями в сношения против кара-киданей. Грозившая Сельджуку от этого Богу опасность, по одним вследствие опасений Богу слишком большой власти и влияния, которые приобрел Сельджук, по другим - вследствие предстоящего наказания за вторжение в гарем Богу, вынудила Сельджука бежать из своей родины за Сыр-дарью, в сопровождении небольшого числа родичей. Там Сельджук собрал около себя значительное число тюрков, с которыми впоследствии его внуки завоевали Хорасан, а потом и всю западную Азию и Мавераннагр (см. Biblioteque orientale…, 1а Науе, 1779, t.III, рр. 293, 295, а также Вамбери «История Бохары»..., 1839, т. 1, стр. 98-99. По Вамбери, стр. дядей внука Сельджука Тогрула...)

По Рашид-эддину сельджукиды происходили из племени канглы («История монголов». Введение, проф. Березина, 1858 г., стр. 30...)

По «Тарихи-Гузиде» Гамдаллаха Мустафи (<...> oг Journal asiatique, 1847, t..., 4 serie, р. 421) Сельджук был из племени кабак рода Афрасиабова; у него было четыре сына - Израиль,Михаиль, Муса-Бигу и Юнись; в году 375 (885-986 по Р.Х.) они перешли из Туркестана в Мавераннагр, по

причине недостатка пастбищ в первой из этих двух стран и утвердили свою резиденцию -

Нура Бухары и Согда самаркандского. Каба естъ имя одной из; кыргызских костей, Токмак есть имя

известной местности в кыргызской земле. Может быть Сельджук был Кыргыз рода Кааба, вынужденный бежать из опасения мести главы киргизского аймака богу, к роду же канглы стали его причислять впоследствии лишь потому, что в сборной орде и войске, которое он составил в занятой за Сыр-дарьей местности, преобладали сначала и были ближайшими сподвижниками его Канглы.

Многие турки сейчас не стесняясь говорят что и предками были кыргызы, в частности упоминают некоего Кыргыз-ата.

Link to post
Share on other sites

- один знакомый был в Турции и говорит что произношение турецкого языка в глубинке у стариков похоже на кырг яз

- ЫТЫК с якутского вроде как священное переводится

- послушал в интернете кумыкские песни, звучит как кыргызский язык южного диалекта...

- Декак, Докак, Токмак имеет отношение к городу Токмак в Кыргызстане?

Link to post
Share on other sites

Теперь буду знать о азербайджанском копузе.

В Дагестане есть также гора Каттаган-Даг, кажется это тоже имеет отношение к Средней Азии?

Link to post
Share on other sites
Теперь буду знать о азербайджанском копузе.

В Дагестане есть также гора Каттаган-Даг, кажется это тоже имеет отношение к Средней Азии?

У кыргызов есть такой род - КАТАГАН. ХАн Кошой из эпоса МАнас тоже был из рода Катаган. У казахов есть род Катаган-МАнас.

Link to post
Share on other sites
  • Admin

Токмаками или Токмоками, согласно Валиди Тогану, называли узбекско-казахские племена племена. Здесь на сайте есть статья/реферат, которая рассказывает о городе Токмак:

http://www.kyrgyz.ru/?page=53

Link to post
Share on other sites
  • Admin
У кыргызов есть такой род - КАТАГАН. ХАн Кошой из эпоса МАнас тоже был из рода Катаган. У казахов есть род Катаган-МАнас.

Кыргызские катаганы происходят из орды казахского хана Турсуна, который был убит своим соперником казахским Эшим-ханом. У кыргызов с тех времен сохранилась легенда "Эр-Эшим и Турсун-хан", рассказывающая об этом. Кстати Эшим-хан у кыргызов назывался как энчер бойлю Эр-Эшим. По преданию Эр-Эшиму помог кыргызский Туголь-бий — пишу по памяти могу ошибаться в имени :)

Как писал Абрамзон, эти катаганы были встречены кем-то в Восточном Туркестане, они практически ничем не отличались от кыргызов и помнили о своем предке Кошое, спрашивали про крепость КОшой-коргон, гда вроде бы похоронен легендарный сподвижник Манаса.

И как обычно свои "три копейки" по родству кыргызов и кыпчаков :kg1:

Академик Молдобаев писал: Любопытные сведения можно привести из рукописного варианта С. Орозбакова: сподвижник Манаса Кошой после ряда приключений в одной из местностей Алтая, повстречавшись с какими-то путниками рассказывает им свою генеалогию. Она выглядит следующим образом:

/Тёрён-эр/Каракан/Азар/Аласкан/Байгур/Кыпчак/Ёштек/Кыргыз/

(Молдобаев И. "Манас". Историко-культурный памятник кыргызов.- Бишкек, "Кыргызстан", 1995 г. - c.180)

Link to post
Share on other sites
И как обычно свои "три копейки" по родству кыргызов и кыпчаков :kg1:

Академик Молдобаев писал: Любопытные сведения можно привести из рукописного варианта С. Орозбакова: сподвижник Манаса Кошой после ряда приключений в одной из местностей Алтая, повстречавшись с какими-то путниками рассказывает им свою генеалогию. Она выглядит следующим образом:

/Тёрён-эр/Каракан/Азар/Аласкан/Байгур/Кыпчак/Ёштек/Кыргыз/

(Молдобаев И. "Манас". Историко-культурный памятник кыргызов.- Бишкек, "Кыргызстан", 1995 г. - c.180)

:-)) И Кошой и Манас, и Курманбек Салиевич, и Бекмамат Осмонов, и НУр Дос-Бол у., и т.д...

Link to post
Share on other sites
с языковым сходством кумыков и кыгызов. Да, произношение очень похоже, но почему то он "йокающий", а мы знаем , что на язык карачайцев и балкарцев джокающий. Но он менее понятен для среднстатистичного неподготовленного кыргыза нежели язык кумыков. Выходит, йокающий кумыкский ближе к кыргызскому чем джокающий карачаево-балкарский.

Й-окающий и у татар-мишар, который говорят тоже близок к кумыкскому.

современный ареал распространения татаро-мишарских аулов с севера на юг это Нижний-новгород, Рязань, Пенза, Тамбов ... (на восток -Чебоксары-Казань-Ульяновск-Уфа).

Link to post
Share on other sites

В Дагестне есть ещё такие кыпчакские топонимы как Капчыгай, Бекенес (Баканас), Таргу, Бороган, Извар, Чонка-Тау, Атлытаг, Возможно это и у вас что нибудь значит. Одним словом у нас кладезь тюркской топонимики, причём очень древней.

Link to post
Share on other sites
  • Модераторы
Кыргызские катаганы происходят из орды казахского хана Турсуна, который был убит своим соперником казахским Эшим-ханом. У кыргызов с тех времен сохранилась легенда "Эр-Эшим и Турсун-хан", рассказывающая об этом. Кстати Эшим-хан у кыргызов назывался как энчер бойлю Эр-Эшим. По преданию Эр-Эшиму помог кыргызский Туголь-бий — пишу по памяти могу ошибаться в имени :)

Как писал Абрамзон, эти катаганы были встречены кем-то в Восточном Туркестане, они практически ничем не отличались от кыргызов и помнили о своем предке Кошое, спрашивали про крепость КОшой-коргон, гда вроде бы похоронен легендарный сподвижник Манаса.

И как обычно свои "три копейки" по родству кыргызов и кыпчаков :kg1:

Академик Молдобаев писал: Любопытные сведения можно привести из рукописного варианта С. Орозбакова: сподвижник Манаса Кошой после ряда приключений в одной из местностей Алтая, повстречавшись с какими-то путниками рассказывает им свою генеалогию. Она выглядит следующим образом:

/Тёрён-эр/Каракан/Азар/Аласкан/Байгур/Кыпчак/Ёштек/Кыргыз/

(Молдобаев И. "Манас". Историко-культурный памятник кыргызов.- Бишкек, "Кыргызстан", 1995 г. - c.180)

Кошой был катаганом?

У нас Косай один из предков уаков, происхождение уак не ясно, слово уак переводят как помесь

Link to post
Share on other sites
  • Admin
:-)) И Кошой и Манас, и Курманбек Салиевич, и Бекмамат Осмонов, и НУр Дос-Бол у., и т.д...

Кара-кыргыз, Вы должны согласится, что о большом кыпчакском компоненте в составе кыргызов я писал задолго до воцарения Курманбека Салиевича :kg1: Так что не совсем понял по списку. Только привел мнение академика Молдобаева.

Link to post
Share on other sites
  • Admin
Кошой был катаганом?

У нас Косай один из предков уаков, происхождение уак не ясно, слово уак переводят как помесь

Эр-Косай - вроде есть такой эпос, в котором встречается и Эр-Манас :) Или я путаю с Эр-Кокче?

Насчет уаков я уже приводил свои выписки здесь на форуме, лучше продублирую:

Сельджукский султан Малик-шах (1072-1092) использовал ополчения туркменских племен в борьбе с египетскими халифами, непокорными арабскими феодалами, византийцами и крестоносцами. В 1072 году султан посылает туркменские ополчения во главе с Атсызом ибн Уаком ал-Хорезми для завоевания Сирии. Атсыз вторгается в Палестину, захватывает Рамлу, осаждает Иерусалим, а в 1076 году вступает в Дамаск...

Под эгидой предводителей огузов и туркмен возникли и другие самостоятельные княжества в Закавказье, Передней и Малой Азии. Вожди племени "йива" основали владения в Хое (южн. Азербайджан), Урмии, Хузестане и Иранском Курдистане.

(Агаджанов С.Г. - С.92-93)

Атсыз, по словам ибн ал-Асира, и других авторов, происходил из племени "Уак". Ф.Сюмером отмечено соответствие данного этнонима названию огузского племени "Йива, Йивак".

Племя Уак фигурирует и в труде Сибта ибн ал-Джаузи. Говоря о завоевании Палестины Атсызом, он называет его "предводителем (мукаддам) тюрок-гузов" и "Атсыз ат-туркмани, вождь племени Навакийа". Агаджанов соглашается с Ф.Сюмером и считает "навакийа" у Джаузи ошибкой переписчиков.

(Агаджанов С.Г. С.248(сноска 237))

Туркменское племя Йива является одним из ответвлений огузов. Йиваиты владели в правление халифа ал-Муктафи (1136-1160) Шахразуром, его округом и соседними крепостями в горах Ирака. Их вождем был Кыпчак ибн Арслан-Таш ат-туркмани - основатель кыпчакского Киркукского эмирата. В 1339/40 году их покоряет правитель Мосула, атабек Имад ад-Дин Занги (1127-1140).

Известны многие представители племени Йива из рода Кыпчака ибн Арслан-Таша:

у хорезмшаха служил эмир Шихаб ад-Дин Сулайман-шах ал-Йиваи, во времена халифа ал-Мустансира (1226-1242) в Киркукском эмирате правил эмир Фалак ад-Дин Абу-л-Музаффар ва Абу Харб Гази-бек ибн Кыпчак ибн Абдаллах ал-Йиваи ат-Турки.

(Комментарий З.М.Буниятова к "Сират ас-султан Джалал ад-Дин Манкбурны" ан-Насави. - М:Восточная литература РАН, 1996 - 798 с. (С.342))

У Насави: "Наконец тюрки [племени] Йива озлобили сердце султана: из-за них дороги стали небезопастными и они совершали набеги на соседствующие с ними области."

(ан-Насави. "Сират ас-султан Джалал ад-Дин Манкбурны". - М: Восточная литература РАН, 1996 - 798 с. (С.342))

У Рашид ад-Дина в списке туркменских племен упоминается племя Йива (Бую), как потомки легендарного Денгиз-хана в крыле Учуков.

(Рашид ад-Дин. С. 88)

Н. Аристов доказывает древность казахских Уаков и ведет их происхождение от незаконной жены Акжола, основателя Среднего Жуза.

(Н. Аристов. Заметки об этническом составе. - С. 97)

Валиханов Ч.Ч. "имен Уак-Кирей, сколько мне известно, нет между древними племенами монголо-тюркскими, но в киргизской поэме Эдиге в числе беков Тохтамыша есть представитель Уаков."

(Валиханов Ч.Ч. Собрание сочинений. т.I - 1961 - С.205)

Из племени Уак, как известно, происходят богатыри Ер-кокче и его сын Ер-косай, причем ишимские уаки считают Ер-кокче основателем своего рода.

Ссылаясь на "Никоновскую летопись" Чокан Чингисович устанавливает историческую достоверность существования Ер-кокче (в летописи "Кокчю") и время его гибели 1423 г.

Муканов, соглашаясь с Маргуланом А.Х., считает Уаков потомками Киреев. Согласно полевым исследованиям 1959 года, Уак считается младшим братом легендарного Кирея.

(Муканов - С.65-66)

Link to post
Share on other sites
  • Модераторы

Спасибо.

Есть и Ер-Косай и Ер-кокче.

Просто я хотел знать, в Манасе прописана ли племенная принадлежность Кошоя. Если да, то какая.

Link to post
Share on other sites
Кара-кыргыз, Вы должны согласится, что о большом кыпчакском компоненте в составе кыргызов я писал задолго до воцарения Курманбека Салиевича :kg1: Так что не совсем понял по списку. Только привел мнение академика Молдобаева.

Согласен, согласен... :kg1:

Этот список уже вся страна наизусть знает.

Просто привел для аналогии в исторической прогрессии...

Кстати, Вы не знаете кто я вляется учредителем "Общественного объединения кыпчаков Айкол Манас"? Оно появилось, насколько мне известно, в 2005 году.

Link to post
Share on other sites

Насчет имени Кокче, Кокчю:

В ССМ есть несколько людей с именем Хөхөчү: знаменитый шаман Хөхөчү, и ещё Хөхөчү-хирсан, и один агтач Хөхөчү связал и выдал Чингис хагану своего хозяина Сэнгума сына Ван хана керейтского и за это был казнен как предававший своего хозяина.

Link to post
Share on other sites
- один знакомый был в Турции и говорит что произношение турецкого языка в глубинке у стариков похоже на кырг яз

- ЫТЫК с якутского вроде как священное переводится

- послушал в интернете кумыкские песни, звучит как кыргызский язык южного диалекта...

- Декак, Докак, Токмак имеет отношение к городу Токмак в Кыргызстане?

Друг! А не скинешь линки на кумыкские песни? Я тоже слышал от друга в Ростове-на-Дону. Он изучает Кавказ и родом из Оша. Он мне так и сказал что есть много общего!

Link to post
Share on other sites
Насчет имени Кокче, Кокчю:

В ССМ есть несколько людей с именем Хөхөчү: знаменитый шаман Хөхөчү, и ещё Хөхөчү-хирсан, и один агтач Хөхөчү связал и выдал Чингис хагану своего хозяина Сэнгума сына Ван хана керейтского и за это был казнен как предававший своего хозяина.

Имя у него тоже производное от Кок. По кыргызски Кёкёчу. Чынгызкан ведь исповедовал тенгрианство. А тенгрианство с пониманим относится ко всем религиям. Отсюда и покровительство Чынгызханом всех "людей бога", всех религий.

Link to post
Share on other sites

По рассказам мусульманских писателей о происхождении сельджукидов Сельджук был сын Декака, Докака или Докмака (это слово означает на тюркском языке молот и произносится как токмак); он был главою одного тюркского рода и одним из главных вождей войска местного государя по имени Богу.

Кара-кыргызом очень верно отмечено о происхождении турков-сельджуков, многие из которых имеют корни рода БУГУ (Богу, что в переводе на русский означает "Олень"). Источник: книга Н.А.Аристова "Усуни и кыргызы или кара-кыргызы" издания Имперского Русского Географического Общества, С.-Петербург, 1893 г.

А еще турки из Анкары рассказывают, что их далекие предки являлись выходцами из древнего города Узген (Узгенд), который расположен на территории современной Ферганской долины Кыргызстана. Это свидетельствует о том, что турки-сельджуки, покорив Мавераннахр, дошли до Узгенда.

Link to post
Share on other sites
По рассказам мусульманских писателей о происхождении сельджукидов Сельджук был сын Декака, Докака или Докмака (это слово означает на тюркском языке молот и произносится как токмак); он был главою одного тюркского рода и одним из главных вождей войска местного государя по имени Богу.

Кара-кыргызом очень верно отмечено о происхождении турков-сельджуков, многие из которых имеют корни рода БУГУ (Богу, что в переводе на русский означает "Олень"). Источник: книга Н.А.Аристова "Усуни и кыргызы или кара-кыргызы" издания Имперского Русского Географического Общества, С.-Петербург, 1893 г.

А еще турки из Анкары рассказывают, что их далекие предки являлись выходцами из древнего города Узген (Узгенд), который расположен на территории современной Ферганской долины Кыргызстана. Это свидетельствует о том, что турки-сельджуки, покорив Мавераннахр, дошли до Узгенда.

Благодарю за инфо, Бугинец!

У турков до сих пор встерчаются на могилах рога оленей. Этот обычай распространен был среди кыргызов племени бугу.

Link to post
Share on other sites
  • Admin
Согласен, согласен... :kg1:

Этот список уже вся страна наизусть знает.

Просто привел для аналогии в исторической прогрессии...

Кстати, Вы не знаете кто я вляется учредителем "Общественного объединения кыпчаков Айкол Манас"? Оно появилось, насколько мне известно, в 2005 году.

К сожалению по общественному объединению "Айкол манас" мне ничего не известно, только слышал от некоторых родственников, что такое существует.

Link to post
Share on other sites
По рассказам мусульманских писателей о происхождении сельджукидов Сельджук был сын Декака, Докака или Докмака (это слово означает на тюркском языке молот и произносится как токмак); он был главою одного тюркского рода и одним из главных вождей войска местного государя по имени Богу.

Кара-кыргызом очень верно отмечено о происхождении турков-сельджуков, многие из которых имеют корни рода БУГУ (Богу, что в переводе на русский означает "Олень"). Источник: книга Н.А.Аристова "Усуни и кыргызы или кара-кыргызы" издания Имперского Русского Географического Общества, С.-Петербург, 1893 г.

ТУКМАК - колотушка, деревяный молоток

БУГА "бугай" - из обще-тюркского БУГА, БУКА, монг.БУКА, эвенк.БУКА "угез-бык, буга, самец оленя или лося". отюда и русский БУГАЙ из тюркского, и очевидно что это слово родственно БУГОР, БУКА, БУКЧА "сумка,ранец", БУКВА, БУК "какашка" и ... весьма похоже и слово БОГ ... проскакивала типа русская версия связи слова БОГ с лосем

продолжим в теме http://www.kyrgyz.ru/forum/index.php?showt...amp;#entry55562

Link to post
Share on other sites

Create an account or sign in to comment

You need to be a member in order to leave a comment

Create an account

Sign up for a new account in our community. It's easy!

Register a new account

Sign in

Already have an account? Sign in here.

Sign In Now




×
×
  • Create New...