Jump to content



Guest kypchak

Кумыки (кумыклар)

Recommended Posts

Guest kypchak

один из тюркских народов кавказа. говорят казахский очень схож с кумыкским.

Link to post
Share on other sites
Guest kypchak

Шамиль 2 знаешь сайты какие нибудь кумыкские ? почитать историю , сравнить произношение

Link to post
Share on other sites
Guest Керим-хан

В принципе все, кто выразил своё мнение отчасти правы. Кумыкский действительно занимает своего рода пограничное положение. Но на самом деле если строго по научному кумыкский входит в западную подгруппу так называемых "кыпчакских" языков. С ним в этой подгруппе вместе карачаевский, балкарский, крымскотатарский (степные и горные говоры), языки крымчаков и караёв (крымских евреев) и кыпчакские диалекты урумского (языка крымских греков). В то же время ряд признаков объединяет его и с центральной "кыпчакской" диалектной группой, куда входят разные ногайские диалекты, казахский, каракалпакский и язык алабугатких татар.

Link to post
Share on other sites
Guest Керим-хан
В 1012 (1604) г. Султан-Бут 101 привел 13 тысяч черкесов, которые были подкреплены крымскими татарами и Гирен-хан, Шамхалом, сыном Чубана-шамхала и, соединившись с дагестанцами, он напал на все три укрепления. Русские гарнизоны после упорной защиты принуждены были сдаться, доверяя слову неприятеля, который обещал дать им свободный пропуск в Россию. Но когда черкесы, вопреки своему слову хотели взять их в плен, то русские стали упорно защищаться и все погибли. Гарнизон крепости Койсу, узнав об участи своих товарищей, сжег крепость и возвратился в Россию 102. После этого Султан-Бут со своим племенем переселился в Эндрееву деревню. Все нынешние кумыкские эмиры т.е. князья, происходят от его двух сыновей Айтамура и Казаналиба. 103 Племя кумыкское смешанное с другими народами, числом около 5000 семейств, живущих в Эндреевой, Аксае. Костеке, Кази-Юрте и в других деревнях, являются их потомками. Остаток древнего народа Туманов, жившего на правом берегу Сулака между Темур-Кули и Кум-Гурхали, где и поныне видны водопроводы и пахотные места, по пресечении рода собственного их эмира, подчинился потомкам Казаналиба, сына Султан-Бута и ныне они составляют один квартал Эндреевой деревни, называемый Туманлар
АББАС-КУЛИ-АГА БАКИХАНОВ

ГЮЛИСТАН-И ИРАМ

Link to post
Share on other sites
Guest Керим-хан
Известен и ареал исторического расселения гюенов. По преданиям кумыкских гюенов, их предки первоначально населяли земли между Чир-юртом и Гамри с центром в Ихране. По сведениям "Дербенд-наме", Мухаммада Аваби Акташи, "в крепости Ихран восседал сепахсалар Исфендияра, сделав (золотой) трон. Поэтому (правителя) Ихрана называют Владельцем трона (Сахиб-ас-серир)".

У тимуровских историков Йеэди и Шами в описании племен северокавказского крыла Золотой Орды упоминается племя эргувен (эр-гуен?), которое также вполне можно отождествить с кумыкскими гюенами. "В период нашествия татаро-монгол и Тимура гуены занимали предгорную полосу и составляли многочисленное племя и имели своих князей - писал кавказский этнограф В. Вейденбаум. - Они не отличались от кумыков ни своей наружностью, ни своим языком, ни верою, ни обычаями". Кумыкский писатель-историк Б.Атаев, основываясь на местные источники, уточняет, что гюены в период войн Тимура и Тохтамыша расселяли Салатавию. Им здесь принадлежали населенные пункты Алмак (город), Гуни, Гертме, Козтала, Инче, или Индже, Хубар, Буртунай. Как правильно указывал Н. Семенов, "некогда многочисленное племя гуенов имело своих представителей во многих селениях плоскости (Кумыкской - К.А.) и считало себя аборигенами страны".

Память о гюенах живет исторически не только в фольклоре и топонимике кумыков, но и других народов. В "Дербенд-наме" между Анжи и Балхом (Эндиреем) упоминается крепость Куйван, отождествляемый учеными с гюен. На кумыкской равнине были известны многочисленные населенные пункты и крепости: Гюен-кала, Гюен-авлак (Гюен-поле), Гюен-сызак (Гюенсая тропа), Гюен-аул, Гюен-тала, Гюен-отар (Шихалиев с. 38), в песнях воспеваются "гюенские луга". Эвлия Челеби в своем "Сияхат-наме" описывает кумыкский город на Сулаке - Коюн-кала (очевидно, иск. от гюен). Умму Камал (ХV в.), известный всему мусульманскому миру великий гюен, вышел оттуда. Известен этот этнотопоним и казахскому эпосу "Эр-Таргын", в котором упоминаются "обильные травою и водою предкавказские степи, называемые "Киян-Тюз". О гюенах ("кугенах" сообщает и "Книга Большому чертежу" (ХVIII в.), размещающая их "в горах по Тереку (Арак-тау? - К.А.) и по рекам иным". Гюены оставили своего влияния и на других этносах Кавказа. По сведениям Д. Шейх-Али, к этому "наидревнейшему в этих краях племени" гюенов восходят корни рода Гунай в Чечне. У кабардинцев также имелся род Куэн. Эту же фамилию носят некоторые лакские и аварские семьи.

В ХIХ в., по свидетельству Д.-М. Шейх-Али, гуенам принадлежали "превосходные земли не в дальнем расстоянии от Андреева (кум. Эндирей.-авт) и по берегу Сулака, выше Темир-аула". В Эндирее имелся Гуен-аул (квартал). Аул Гуни, Гун-тала (ныне Казбековский район РД), Гюен-кала - одно из старинных названий кумыкского нас. пункта Эндирея. Район Гудермеса у кумыков назывался "Земля гунов".

К. Алиев

Тайны кумыкской этнонимики

Link to post
Share on other sites
Guest Керим-хан
По преданиям кумыкских тюменов и гюенов, "их предки первоначально населяли земли между Чир-юртом и Гамри с центром в Ихране - Чирюрте". "...Туманлар можно считать за остатки народа туманшахов, поселенного Ануширваном. - писал А.-К. Бакиханов. - Зона их обитания простирается от правого берега Койсу до Темир-кую. Они обитают здесь изначально".

В. Н. Татищев еще в ХVIII в. считал тюменцев куманами, т.е. половцами. В ХV -ХVI вв. известностью пользовалось Тюменское княжество в низовьях р. Терек. В 1401 г. в Тюмени (Thuma) упоминается кафедра католических епископов. А.-К. Бакиханов писал, что владение Туман-шаха в VIII в. находилось там, где "владение Шамхальское, нижняя часть Уцмиева". С этим был согласен и Н.С. Семенов. По Семенову, тюменьцы были первым народом, поселившимся выше Эндирея по р. Акташ (Чумлу). Известно, что Чир-юрт в древние времена назывался еще Кель-бахом, а еще древнее Играном и "некогда принадлежал хазарам и сильному народу тюмен". Тюменам в ХIХ в. принадлежало также урочище Бурунчак за Сулаком. Согласно преданиям, тюменцы своей первоначальной родиной считали место на правой стороне Сулака между селениями Темир-кую и Кумторкала.

К. Алиев

Тайны кумыкской этнонимики

Link to post
Share on other sites
Guest abscento

я лично абсолютно не понимаю, ни карачаев ни кумыков, ни тд

sorry im not speak on kumyks

only kazaks, english or russian

Link to post
Share on other sites
я лично абсолютно не понимаю, ни карачаев ни кумыков, ни тд

sorry im not speak on kumyks

only kazaks, english or russian

Зуб даю ;) кумыкский здорово похож на уйгурский и казахский...моим ушам свидетелей не надо :D

Link to post
Share on other sites

Салам алейкум. Хочу открыть тему по истории своего маленького народа, надеюсь наша история интересная для всех тюрок. Мы считаем частью тюркского мира. к сожалению большие народы о нас забывают и не пишут о нас в книгах по истории тюрок. Здесь много полезной инфы о нас http://www.kumukia.ru/modules.php?name=Pages&cid=2

Link to post
Share on other sites

В Кумыкии есть несколько топонимов так или иначе связанных с киргизами. Это во первых река Манас (Карабудахкентский район Дагестана), хребет Каркар (Каркаром звали отца Манаса), Кыргызбулак в селении Таргу (над Махачкалой), Кыргыз кабурлары (Могилы киргизов) в Буйнакском районе.

Link to post
Share on other sites
А можно подробнее по каждому пункту?

Манас - это река. См сыылки для сомневающихся http://www.dgu.ru/biomus/red/savka.html

http://www.for.kg/goid.php?id=43647

Есть также селения Манасаул, Манаскент, ЖД станция Манас http://www.gdevagon.ru/scripts/info/statio...&stid=54370. Личное имя Манас, фамилия Манасовы.

Хребет Каркар в Буйнакском районе Дагестане

Смотрите по карте, он не но обозначен, но он между Буйнакском и селением Кака-Шура.

http://maps.yandex.ru/map.xml?mapID=2100&a...=&res=exact

На карте есть Манаскент.

На Каркаре по кумыкскому преданию похоронен сын Тамерлана, но имени его в предании не упомянуто.

Насчёт кыргыз кабурлары согласно мемтному преданию в них похоронены солдаты Тамерлана.

Кыргызбулак обычно связывают с кырк кыз, сорок девушек, но это слишком упрощённая этимология.

Кстати хребет Каркар есть и в Азербайджане.

http://veskavkaz.narod.ru/lib/malkavkaz/index11.html

Link to post
Share on other sites
Сомневаюсь что кыргызы там массово были. Наверное кыпчаки.

Мне интересно был ли среди кыпчаков род (урукъ) кыргыз (уйгуры точно были, среди кумыков и ногайцев есть потомки кыпчакского рода уйгур). Но что интересно кумыкский язык больше схожь по звучанию с кыргызским чем с казахским. На Каталонской карте 1362 г. на Тереко обозначены Бечене и Мундусы ( у кумыков есть род Манташ/Мантас).

Link to post
Share on other sites
  • Admin

По хребту Каркар не знал, спасибо за информацию.

В составе кыргызских кыпчаков нет рода "кыргыз", вообще в составе современных кыргызов мне встречался лишь род "чон кыргыз" (большой кыргыз), как считается по санжыре принадлежащий теитам.

Действительно кумыкский язык очень схож именно с кыргызским, судя по песням из "Ютуба" некоторые фразы вообще звучат один в один :)

Род "бечене" и племя "мундус" встречается и у кыргызов (также у южных алтайцев).

Судя по всему на Кавказе оказались те племена, которые входили в состав кимакской области Каркар(а)хан, из которых потом сформировались современные кыргызы, отсюда схожесть языков и культуры.

Еще в армии был немало удивлен тому, что у кумыков нац. инструментов является "комуз", один из друзей даже показывал и читал мне письмо матери - язык очень похож, тот же знакомый кумык среди нас кыргызов спокойно понимал нашу речь.

Link to post
Share on other sites
По хребту Каркар не знал, спасибо за информацию.

Раньше кстати был также хутор Каркар-къотан, ныне упразднённый.

В составе кыргызских кыпчаков нет рода "кыргыз", вообще в составе современных кыргызов мне встречался лишь род "чон кыргыз" (большой кыргыз), как считается по санжыре принадлежащий теитам.

Действительно кумыкский язык очень схож именно с кыргызским, судя по песням из "Ютуба" некоторые фразы вообще звучат один в один :)

Род "бечене" и племя "мундус" встречается и у кыргызов (также у южных алтайцев).

У нас ещё два села раньше было Кангалы в Буйнакском районе, но их стёрли с земли и карты при ликвидации "нерентабельных"

населённых пунктов.

Судя по всему на Кавказе оказались те племена, которые входили в состав кимакской области Каркар(а)хан, из которых потом сформировались современные кыргызы, отсюда схожесть языков и культуры.

Может быть.

Еще в армии был немало удивлен тому, что у кумыков нац. инструментов является "комуз", один из друзей даже показывал и читал мне письмо матери - язык очень похож, тот же знакомый кумык среди нас кыргызов спокойно понимал нашу речь.

Да я тоже обалдел от того что у вас комуз это комуз. У азербайджанцев его нет, кажется.

По каналу Культура года 3 назад транслировали отрывок театральной постановки Гамлета на кыргызском - я был поражён сходством, даже ногайских так не похожь на наш, что вобще ставит в недоумение. Что характерно

в кумыкском языке названия бытовых предметов в большинстве своём ближе к уйгурским чем к кипчакским.

У карачаевца Д. Каракетова приводится факт, что в какой-то карачаевской легенде карачаевцы названы кыргызами. Известно также что Карча-первый правитель карачаевцев был родом из золотоордынского города Кошкар (только я о таком не слыхал).

  • Одобряю 1
Link to post
Share on other sites
Guest Зиядоглу
Да я тоже обалдел от того что у вас комуз это комуз. У азербайджанцев его нет, кажется.

Как нет? Есть! Копуз называется

Link to post
Share on other sites

Было племя Гаргар в Кавказской Албании, и копуз, или гопуз, был у Деде Горгуда - героя национального эпоса огузов - азербайджанцев. Но в современном Азербайджане на нем не играют, насколько мне известно.

Link to post
Share on other sites
Было племя Гаргар в Кавказской Албании, и копуз, или гопуз, был у Деде Горгуда - героя национального эпоса огузов - азербайджанцев. Но в современном Азербайджане на нем не играют, насколько мне известно.

:ost1: Уважаемая Beyim ханум!

Как я знаю, вообще то "гаргар" это одно из названий "албанцев / агванцев".

Его истолковывали по разному : "40 огур/ кырк-огур", или же калька общеизвестной

др.тюркской этноназвания типа "огузогуры"(огурогур"). Между прочим один из толкований

этнонима "киргиз/кыргыз", это "40 огуз", т.е. союз- "40 племен"

"Огуз" и "Огур" это одно и тоже (тюркская ротация р~з), озночает просто "племена" или

"племенной союз, федерация". См. (сообщения №2 и №3):

http://www.kyrgyz.ru/forum/index.php?showt...amp;#entry54535

А "гопуз" то жива в украинских легендах. "Кобзарь" -- исполнитель на инструменте "кобз"

Это я у Мэнгэса читал.

С уважением, Oquzer...

Link to post
Share on other sites

Саламатсыздарбы! Меня интересует один вопрос связанный с языковым сходством кумыков и кыгызов. Да, произношение очень похоже, но почему то он "йокающий", а мы знаем , что на язык карачайцев и балкарцев джокающий. Но он менее понятен для среднстатистичного неподготовленного кыргыза нежели язык кумыков. Выходит, йокающий кумыкский ближе к кыргызскому чем джокающий карачаево-балкарский. Объясните пожалуйста... Мне очень интересно.

Link to post
Share on other sites

Очень интересное сообщение.

Для проведения параллели приведу пример кыргызов дошедших до Турции и воевавших там на стороне турков.

В 1331 году по инициативе Султана Орхана (второй правитель Османского государства (1326—1359)) после захвата города Изник (греч. Никея, недалеко от города Бурса в Турции) был воздвигнут мавзолей в честь воинов-кыргызов, участвовавших и погибших в осаде города. Просто так тогда мавзолей не ставили: наши показали себя отличными воинами. (http://www.haberler.com/bursa-kirgizlar-turbesi-restore-edildi-haberi/)

Мавзолей называется Kyrgyz Turbesi, что переводится как "Кыргыз кумбозу" ("Гробница кыргызов"). Из-за отсутствия подробных исторических документов в позднее время в местном народе начали возникать другие представления о созданном мавзолее и его названии: Hacı Camadan (Джамадан Хаджи), Camasa, Kırk Kızlar (40 девушек), Reyhan (Базилик), Yedi Kardeşler (семь братьев)

Несколько лет назад там поставили очень впечатляющий бронзовый памятник. В марте этого года муниципалитет города Изник провел восстановительные работы. Если окажетесь в тех местах найдите возможность посетить этот мавзолей и почтить память наших предков-героев.

"Десять веков назад, пройдя не одну тысячу километров сложного пути через чужие земли, кыргызские степные рыцари вступили - вместе с прибывшими затем турецкими аскерами - в бой за крепость Изник. Победа досталась ценой жизни кыргызского воинства. В память и в благодарность за их ратные подвиги турками воздвигнут величественный гумбез"

Link to post
Share on other sites

Create an account or sign in to comment

You need to be a member in order to leave a comment

Create an account

Sign up for a new account in our community. It's easy!

Register a new account

Sign in

Already have an account? Sign in here.

Sign In Now




×
×
  • Create New...