Jump to content



asan-kaygy

Казахи-5

Recommended Posts

07.08.2019 в 18:50, elimkaz сказал:

Очень интересно получается Qazaq Tore привел мнение про двух Абулхайров но не дал пояснение и источники. По этой причине пришлось изучить этот вопрос. Сабитов Ж пишет: Подводя итоги  всему вышесказанному можно предположить что  Абдулла был правителям Ташкента и братом  Кажи-султана. Видимо после смерти  Кажи-султана  в раннем возрасте  его трое детей  воспитывались  у их родного дяди Абдуллы что позволяло объявлять отцом Абулхаира - хана.   (вопросы генеалогии и хронологии правления ханов казахского ханства 17 - первой трети 18 века. раздел о Турсун хане.стр.102) 

А вот что пишет Акселеу Сейдимбек на которого ссылается Табулдин Г : Второй же Абулхаир - сын Абдуллы султана. И в устной степной  историографии и среди ученных-историков он известен как "Карт Абулхаир" - "Старец Абулхаир" . Абдулла был сыном Ташкентского хана Турсун Мухаммеда. А Турсун Мухаммед - внучатый племянником Акназар хана(по отцовской линии.). Когда Турсун Мухаммед правил Ташкентом, то вероломно нарушил клятву, и за этобыл убит своим братом Ер Есимом. Сторонник Ер Есима Маркаска - жырау говорит: "Турсун ... пусть каждого   клятвопреступника настигнет   стрела его клятвы!" . 

Есим хан убил своего младшего брата, но племянника не бросил на произвол судьбы . Он отдал малыша Абдуллу на воспитание своему сыну Жангиру. Когда ханом был Тауке. сын Жангира , то Абдулла как приемный сын Жангира. т.е. сводный брат Тауке, был ханом Старшего Жуза. у этого Абдуллы родились два сына - Абулхаир и Жолбарс . 

После смерти Абдуллы в 1721 году престол унаследовал его сын - Старец Абулхайр . Позже в годы Великого бедствия, когда Старший жуз покинул свои земли . Стариц Абулхайр использовал все свои знания и опыт в военном деле, чтобы спасти свой народ. 

Старец Абулхайр сложил голову в кровавой схватке  в 1730 г. Тело его погребено в мавзолее Ахмеда Яссави. (мир казахов.1 раздел стр.86-87.).

и вот что пишет сам Табулдин Г.  

Некоторые комментарии к приведенной схеме:

– год рождения Абдуллы принят самый минимальный – 1 год, когда его взял на воспитание Жангир в свою семью.

– год смерти Абдуллы 1719 взят из учебника истории, т.е. он прожил не менее 93 года (теоретически вполне возможно);

– Абулхаир – хан Старшего жуза в 1719-1723 гг владел г.Туркестаном. В годы великого бедствия вынужден откочевать в Бухару, а затем в Хиву;

– год рождения Абулхаира неизвестен, предположим, он родился, когда его отцу Абдулле было 25 лет, т.е. в 1657 году. Умер, как записано во всех источниках в 1730 г. Таким образом, он прожил 79 лет и свое прозвище «Старец» вполне оправдывал. А так как он погиб на поле брани с джунгарами, то похоронен в Пантеоне Казахской Славы – мавзолее Кожа Ахмета Яссави. Видимо, Абулхаир – Старец, учитывая его возраст, был военным советником или консультантом при главкоме Бугенбай – батыре; ( О династии торе - Чингизидов с 18 по 20 вв.стр.125.).

 

Получается  что Сабитов Ж объединил двух Абулхаиров и вывел их в одну семью . также я не знаю откуда взял информацию  Акселеу Сейдимбек  про Абдуллу и его сына Абулхаира. но факт в том что получается реально жило два Абулхаира . Первый был старшем  по возрасту  и после 1723 г. бежал в Бухару а затем в Хиву и умер на воине . и тут вопросов больше чем ответов.

Пишу статью копнул глубже. Все-таки действительно было два Абулхаира, только там было все немного по другому. В статье все будет

  • Одобряю 2

Share this post


Link to post
Share on other sites

Первое упоминание про Карт Абулхаира

https://kyrgyz.ru/articles/kazakh/otkuda_proizoshli_kazahi/

Только вот он идентичен известному Абулхаиру

Share this post


Link to post
Share on other sites

Любимчик Меченосца антрополог Оразак Исмагулов на 11мин 40сек)))

 

Share this post


Link to post
Share on other sites

Мундаг!  Күштә!  Күшті!  Керемет!  Здорово! 

kazah_435pics_30.jpg

 

766959660fb47a666.JPG

__01.jpg

regnum_picture_1528023751285333_normal.j

deb971f60e48ea6194222303860a69d6.jpg

regnum_picture_1528023752201146_normal.j

regnum_picture_1528023749330049_normal.j

8f347d29aaf323d9970b88bb5bf44609_L.jpg

hqdefault.jpg

4334d3ae083047dcbe9a296c7ebb6b87.jpg

  • Не согласен! 1

Share this post


Link to post
Share on other sites

Казахская свадьба от National Geographic обидела и восхитила пользователей соцсетей

 
Казахская свадьба от National Geographic обидела и восхитила пользователей соцсетей
Фото National Geographic
Казахстанских пользователей Facebook возмутила фотография "традиционной казахской свадьбы" в Монголии, опубликованная в журнале National Geographic.
Под постом National Geographic в Facebook казахстанцы оставили множество комментариев, суть которых в том, что на фотографии популярного журнала всё что угодно, только не "традиционная казахская свадьба".

"Нет, это не традиционная казахская свадьба! Приезжайте, мы вам покажем шик и блеск. И девушки наши красивее," - написал один из возмущённых пользователей.

Особенно комментаторы из Казахстана негодуют по поводу очевидной бедности торжества.

Но есть и те, кто попытался пойти против этой волны негодования, анализируя фото.

"Мы привыкли к пышным свадьбам с кортежами, залами с цветочной фотостеной и фиолетовой подсветкой. Так разве их можно назвать "традиционными казахскими свадьбами"? Там только беташар и баранья голова остались из обычаев. Может быть, наоборот, казахи в Монголии ближе к старым традициям? Конечно, Уазик с шарами и игрушкой - это больше советское наследие. Но уверена, что в ауле у них все было проведено по-старинке. Я не говорю, что современность - это плохо. Мы все развиваемся, включая нашу культуру. Но давайте искать во всем что-то красивое и ценить простоту и естественность" - призвала сограждан пользователь То Ти на своей странице в Facebook.

Девушка посетовала, что "никто из наших комментаторов не поздравил пару и не пожелал им счастья".

Между тем, отклики иностранных читателей на это фото были совершенно иными.

"Замечательно соединили традиционное и современное. Мне нравится!" - отмечали одни.

"Прелестно. И розовая игрушка привлекает взгляд в этом замечательном фото", - писали другие.

"Здорово! Мне нравится, как их руки переплетены, и как цвета их одежды сочетаются друг с другом и их окружением. Действительно, великолепное фото!", - выделяли детали третьи.

Также иностранные пользователи отмечали, "когда смотришь на это фото, хочется узнать намного больше о них". Снимок называли потрясающим и увидели в нём "настоящую жизнь".
Источник: INFORMBURO
  • Не согласен! 1

Share this post


Link to post
Share on other sites
20.05.2019 в 21:28, Kamal сказал:

 

Есть у меня дядя по линии двоюродного брата моего деда, он левый, об этом знают, ему 8 десяток пошел. Дело было так, его мать от законного мужа родила сына, затем война, муж вернулся инвалидом с тяжелой раной, прожил еще два года, родилась дочь. Послевоенное время, советская власть, но закон амангерства  еще в силе, например как рассказывали мне, в соседнем ауле тоже сикымов из другого подрода из 27 домов, вернулись с фронта всего 8 человек, но во всех домах вовремя производился ремонт, был уют, был секс и каждый 1-2 года рождались дети. (Огромное спасибо нашим предкам за этот обычай, великая слава казашкам его соблюдавшим , ибо благодаря этому закону казахи не провалились в демографическую пропасть и во время распада СССР составляли половину республики, было бы меньше не известно, чтобы сотворили русские шовинисты.) Чужим мужчинам туда вход был воспрещен. Если женщина все же уходила в чужой род, то уходила одна без детей и имущества. В большой наш аул вернулось фронтовиков по более, но на тетю внимания никто не обратил и было ей за 50. Она устроилась дояркой в русско- украинское село. У нее с кем то было, она, наверное, сама не ожидала, но забеременела. Родственники мужа выгонять ее не стали, ибо сын и дочь от брата пожалели и ей некуда было идти, ходок славянин, под венец тоже не звал. Когда дядя подрос догадались кто его отец, сын переселенцев столыпинских реформ, здоровый и мощный , ну, про которых говорят  ломает молодую березу и разгоняет толпу. Дядя в отца пошел. Один раз  не могли уехать со свадьбы родственников, машину  моего отца загородил чей то жигуль , так дядя, тогда молодой парень, в одиночку  его переставил, подходя то спереди , то сзади. Ничего казахского в его внешности не было, я и мои братья, тогда еще школьники, называли его за глаза изза похожести на актера из советского сериала «Тени исчезают в полдень» Фролом.  У него от двух жен  3 сына 2 дочери, внуки - все русоволосые и сероглазые. Несколько раз он при собрании родственников задавал наводящие вопросы про свое появление на свет , женщины говорить не хотят, убеждая его в законности, мужчин старшего поколения тоже. Вот думаю, может рассказать? Но  с другой стороны, его настоящие братья покинули Казахстан еще добрежневские времена , он их никогда не видел, где их будет искать на просторах Украины или России. Дети и внуки его обросли казахскими родственниками и считают себя сикымами.   

Так вот, наше шежире рода, ответственный за это, переписывает каждые 10-15 лет, но до сих пор имя этого дяди, не его детей и внуков в него не вносили. Был бы он от казаха, ему бы рассказали от кого он и из какого рода, и в этом роду без разговора его бы внесли в свой шежире, а ему идти некуда.

Не знаю как долго продержится такая строгость, ведь казахи уже давно оседлые, живут перемешано, а не родовыми аулами. Закона амангерства никто не придерживается, разводов много, женщина остается с ребенком, иногда дает ему свою фамилию и т.д и т.п. Пока не ушли в прошлое рода и племена, надо массово тестировать, чтобы такой ребенок мог всегда узнать кто он по происхождению

Share this post


Link to post
Share on other sites

Ув. Момын, суть Вашего рассказа понятна - "левых" среди казахов нет. Это Ваше убеждение.

По поводу самозванцев-каракалпаков, постараюсь объяснить на примере Конратов. Так вот, никакого перенимания этнонимов у каракалпаков нет, каждый конратский род и племя несут свое самоназвание, а Конраты это лишь оболочка, объединяющая всех в одну политическую линию под названием Конратцы, а такое государство реально существовало равно как и Мангытский Юрт. Это то же самое, что Казахи состоят из нескольких родов и племен, или Узбеки, которые и вовсе сложносоставной этнос. Единственное, у каракалпаков объединение произошло очень поздно, на рубеже 16-17 веков, и каждая политическая линия, которые сложились - кто при конратах, кто при мангытах, а кто при кытаях и кипчаках и т.д. - сохранили названия своих политических линий, а не этническое происхождение. Поэтому, Вы по отношению к каракалпакам можете применить "самозванцев" или еще какие-то термины, только от этого каракалпаки не утратят свою этническую сущность. К тому же, эти политонимы прибавляют исторический вес прошлому каракалпакского народа, дают подсказку о мобильности народа, и о том, что народ не сидел на одном месте, а участвовал во многих громких военно-политических событиях прошлого.  

  • Like 2
  • Одобряю 1

Share this post


Link to post
Share on other sites

 

Р.Ю. Почекаев Казахские ханы XVIII в. в борьбе за власть над Башкирией: золотоордынское наследие в новых политико-правовых реалиях

http://www.reenactor.ru/ARH/PDF/Pochekayev_02.pdf

 

Share this post


Link to post
Share on other sites

Во все времена мы недооценивали калмыков, на различных мероприятиях поднимая вопрос только об исторической войне между калмыками и казахами, и наши фильмы были только на эту тему. Кто же для нас калмыки? Говоря словами Магауина, «разве многие дочери калмыков, представителей иной для нас религии, не являются уважаемыми нами матерями»? Матери Тауке-хана, Кабанбай-батыра – дочери калмыков. Мать Шыгай-хана – Абайхан-бегим – в молодости была калмыкской красавицей. Мать Малайсары, одного из известных батыров Аблая, - тоже была калмычкой. Топыш-ханым, подарившая казахам Касыма-султана, такого же батыра, как Кенесары, также была дочерью калмыков. Бозтуган, мать Казтугана-жырау, - дочь калмыкского родоначальника. Остановимся на каждой из них...

Одна из калмыцких девушек – Абайхан-бегим. Любимая жена Жадика-султана, сына Жанибек-хана. От их брака родились Шыгай-хан и Малик-султан. Об этом в свое время писал Кадыргали Жалаир: «Во времена правления Касым-хана жил и Жадик-хан. Во время столкновения на горе Жыланды его убил один из сыновей Шыгым-мырзы. Могила его находится в Ургенчи в местечке Бакырган ата. У Жадика-хана было много жен и детей, самые известные из его сыновей – Тогым-хан, Бокей-султан, Малик-султан. Матерью последнего и была Абайхан-бегим». Это подтверждает и Мухтар Магауин: «Шыгай-хан – первенец Жадика-султана, седьмого сына Аз-Жанибека- хана. Мать его, калмычку, звали Абайхан-бегим».

У Есима-хана был сын Касым-хан, оставивший в истории известный всем свод законов. Касым родился от жены Есима-хана - калмычки Дилхаш. Дилхаш была дочерью первого калмыцкого родоначальника Хо-Урлика (Койырлыка). В 1628-1632 годах Койырлык возглавив несколько калмыцких родов, сравнял с землей Ногайскую орду и образовал ниже реки Едиль Калмыцкое ханство. Сватовство к Дилхаш-ханум, дочери Койырлыка, показало единство и взаимопомощь казахов и калмыков того времени. Говоря о Койырлыке, нельзя не сказать о Казтугане, потому что Казтуган-жырау приходится внуком с женской стороны семейству Койырлыка. Кандидат исторических наук, Владимир Тепкеев, старший научный сотрудник Исторического центра Калмыкии, относящегося к Российской Академии наук, подтверждает, что мать Казтугана-жырау – калмычка. В своем толгау (размышлении) Казтуган-жырау сам говорит, что к матери его – Бозтуган – были посланы сваты.

Сказанное им подтверждается архивными документами. Так, в 1647 году ногайские мырза и калмыцкие родоначальники создали династийный союз. В результате этого, калмыцкий хан Дайчин, сын Койырлыка, отдал замуж свою дочь за жетисанского мырзу Салтамурата Тинбайулы. А брат Дайчина, родоначальник Лузан, просватал свою дочь за Суинши Абдоллаулы. Приведя в пример данные сведения, В. Тепкеев пришел к заключению, что мать Казтугана – Бозтуган – калмычка. Кто такой родоначальник Лузан? Сын Койырлыка, один из батыров, истребивших Ногайскую орду. В 1643 году ногайская волость Жетисан была колонией Калмыкской орды. С этого времени отец Казтугана-жырау Суинши Абдоллаулы служил калмыцким ханам. В феврале 1673 года калмыкский хан Аюке (правнук Койырлыка) со своими родоначальниками встретился с правителями Астрахани и скрепил русско-калмыкский союз. Калмыки, учитывая честность ногайских мырза по отношению к русским и праведное служение царю Суинши Абдоллаулы, попросили освободить сына Суинши из заточения в дворце Аманат. По записям В.Тепкеева, этим сыном и был Казтуган. Поэтому детство Казтугана, кажется, прошло в Аманате в Астрахани. Но сведений о точном времени заточения во дворце Аманат нет.

Родоначальник Лузан – первый калмык, вошедший в состав Крымского ханства. В 1643 году он во главе 2000 калмыков и 500 ногаев напал на Крымское ханство. В 1651 году этот же Лузан тайшы во главе 15000 калмыков и ногаев ворвались в Крымское ханство, в феврале 1652 году Лузан засвидетельствовал Астрахани завоевание Крыма калмыками.

Автор «Жети жаргы» Тауке-хан, живший в одно время с Казтуганом, тоже родился от калмычки. Шакарим Кудайбердыулы об этом писал: «Аз-Тауке сын Салкама Жангира от жены-калмычки». Точнее, Тауке-хан родился от брака казаха Салкама Жангир-хана и дочери начальника калмыцкого рода хошоуыт Кунделена. Доктор исторических наук, профессор Ахмет Токтабай пишет: «старый хан Батур пришел к родоначальнику Кунделену с предложением объединиться, говоря, что дружит с Жангир-султаном и считает его своим сыном». Из этого видно, что зять родоначальника Кунделена уважает Жангира.

У калмыков до сегодняшнего времени есть словосочетание «Ахаин табун барс». В браке правителя Хошоуыта Ханай Хонгора с Ахан-хатун родилось 5 сыновей. В истории калмыков они остались как «пять барсов Ахай-ханум». Это были Байгабас-батыр, Кунделен Убаши, Гуши Номын-хан, Засакту чинг-батыр и Баян Отхон. Кунделен – второй из пяти барсов, в результате разрушительных жизненных перепитий лишился всего и уехал в Тибет. Там он состарился и умер в возрасте 120 лет.

Из истории известно, что пятый потомок Салкама Жангира – Абылай-хан имет 12 жен. Семеро из них – калмычки.

Самая известная из жен-калмычек хана – Топыш-ханым. Она была сестрой джунгарского феодала Калдана Серена, дочерью Хошу-мергена. В 1741 году джунгары взяли в плен Аблая и держали его два года. Позже Калдан Серен освободил его и выдал за Аблая сестру Топыш. Так Топыш стала пятой женой Аблая. У Топыш родились Касым и Камбар султаны. От Касыма продолжили род Саржан и Кенесары –султан. Когда Аблай скончался, преемниками на трон были выдвинуты одновременно Уали и Касым. Родившийся от калмычки Касым-султан многое в своей жизни прошел ради дела независимости казахов. И внуки Топыш-ханым сложили свои головы ради дела Независимости.

Мать одного из доверенных соратников Абылая, известного Малайсары-батыра, тоже была калмычкой. Отец Малайсары Токтауыл – богатырь, известный, как человек, поднявший верблюда и задушивший змею голыми руками. Он женился на калмычке Молдыр. Об этом писал краевед Женис Марданов: «У Токтауыла-батыра от жены-калмычки Молдыр родились Малайсары, Кайдауыл, Багыс, а от жены-казашки Алмы родились Карнак и Кобес». Малайсары и Гаухар родились от этой Молдыр.

Сестра Малайсары Гаухар – жена Кабанбай-батыра. Может быть, являясь по матери родственником калмыков, Малайсары и завершил казахско-калмыские битвы и начал устанавливать дружеские отношения между двумя ханствами, и даже пошел послом к джунгарам. Чокан Валиханов писал, что джунгарский феодал Калдан Серен дал ему титул «Тархан». Поэтому и Малайсары старался построить так называемый «золотой мост» между своими родными и родственниками матери.

Мы упомянули имя Кабанбай-батыра. Не только теща, но и мать Кабанбая-батыра были калмычками. У калмыков был батыр Босмойын, погубивший жизни большого количества казахских мужей. На средней дочери Кунбике этого Босмойына был женат Кожагул-батыр. От этого брака и родился известный Кабанбай-батыр.

У хана младшего жуза Каратай-султана, внука Абилхаир-хана, мать тоже была калмычкой. Каратай родился от брака Нуралы-султана с калмычкой по имени Рыс. К тому же, у Абилхаира-хана была жена-калмычка по имени Баян, от которой родился Шынгыс-султан. Об этом упоминал А.И.Тевкелев в совем труде «Поколенная роспись династий казахских ханов и султанов и описание родоплеменного состава трех жузов».

И.Ерофеева в своем труде «Хан Абулхаир» дает конкретные сведения: «Чингиз-султан был сыном волжской калмычки Баян (Баяны), захваченной Абулхаиром в плен, вероятно, во время его походов против калмыков в 1723-1726 годах».

Как можно забыть многих калмыкских девушек, впоследствии ставших матерями, давшими жизнь и достойно вырастившими известных казахских личностей? Значит не зря восхвалял их Бухар-жырау, говоря, «пусть жена твоя будет из калмыков, а соратник-друг - из казахов».

История останется историей, но как поколение XXI века сегодня мы наблюдаем дружеские отношения двух соседних стран, в том числе и в области образования и молодежной политики двух держав. На сегодняшний день между Калмыцким государственный университетом имени Басана Бадминовича Городовикова и университетами Казахстана, а именно ВУЗами Уральска, Атырау и Караганды заключены двусторонние договоры о сотрудничестве. Студенты из Казахстана получают прекрасное образование и имеют поддержку со стороны руководства Калмыцкого университета. Согласно двусторонним договорам между Калмыцким госуниверситетом и университетами Западного Казахстана и города Атырау по программе академической мобильности студентов в КалмГУ приезжают студенты для обучения и обмена опытом, магистранты из Казахстана в том числе проходят здесь практику. Можно сделать вывод, что тесное взаимообщение двух государств имеет положительный характер и предопределяет будущее этих отношений.

 

Сайрагүл ТУРЖАНОВА, Магистр гуманитарных наук, преподаватель Атырауского государственного университета им. Х.Досмұxамедова

  • Like 2
  • Одобряю 3

Share this post


Link to post
Share on other sites

Салкам Джангир-султан был точно женат на дочери дербетского Далай-батыра тайши, это есть в письменных источниках. А про то что его женой была еще и дочь Кунделена-тайши я в источниках не видел, но то, что Кунделен называл его сыном это правда и есть в документах.

Share this post


Link to post
Share on other sites
20.11.2019 в 10:34, Duwa-Soqor сказал:

Во все времена мы недооценивали калмыков, на различных мероприятиях поднимая вопрос только об исторической войне между калмыками и казахами, и наши фильмы были только на эту тему. Кто же для нас калмыки? Говоря словами Магауина, «разве многие дочери калмыков, представителей иной для нас религии, не являются уважаемыми нами матерями»? Матери Тауке-хана, Кабанбай-батыра – дочери калмыков. Мать Шыгай-хана – Абайхан-бегим – в молодости была калмыкской красавицей. Мать Малайсары, одного из известных батыров Аблая, - тоже была калмычкой. Топыш-ханым, подарившая казахам Касыма-султана, такого же батыра, как Кенесары, также была дочерью калмыков. Бозтуган, мать Казтугана-жырау, - дочь калмыкского родоначальника. Остановимся на каждой из них...

Одна из калмыцких девушек – Абайхан-бегим. Любимая жена Жадика-султана, сына Жанибек-хана. От их брака родились Шыгай-хан и Малик-султан. Об этом в свое время писал Кадыргали Жалаир: «Во времена правления Касым-хана жил и Жадик-хан. Во время столкновения на горе Жыланды его убил один из сыновей Шыгым-мырзы. Могила его находится в Ургенчи в местечке Бакырган ата. У Жадика-хана было много жен и детей, самые известные из его сыновей – Тогым-хан, Бокей-султан, Малик-султан. Матерью последнего и была Абайхан-бегим». Это подтверждает и Мухтар Магауин: «Шыгай-хан – первенец Жадика-султана, седьмого сына Аз-Жанибека- хана. Мать его, калмычку, звали Абайхан-бегим».

У Есима-хана был сын Касым-хан, оставивший в истории известный всем свод законов. Касым родился от жены Есима-хана - калмычки Дилхаш. Дилхаш была дочерью первого калмыцкого родоначальника Хо-Урлика (Койырлыка). В 1628-1632 годах Койырлык возглавив несколько калмыцких родов, сравнял с землей Ногайскую орду и образовал ниже реки Едиль Калмыцкое ханство. Сватовство к Дилхаш-ханум, дочери Койырлыка, показало единство и взаимопомощь казахов и калмыков того времени. Говоря о Койырлыке, нельзя не сказать о Казтугане, потому что Казтуган-жырау приходится внуком с женской стороны семейству Койырлыка. Кандидат исторических наук, Владимир Тепкеев, старший научный сотрудник Исторического центра Калмыкии, относящегося к Российской Академии наук, подтверждает, что мать Казтугана-жырау – калмычка. В своем толгау (размышлении) Казтуган-жырау сам говорит, что к матери его – Бозтуган – были посланы сваты.

Сказанное им подтверждается архивными документами. Так, в 1647 году ногайские мырза и калмыцкие родоначальники создали династийный союз. В результате этого, калмыцкий хан Дайчин, сын Койырлыка, отдал замуж свою дочь за жетисанского мырзу Салтамурата Тинбайулы. А брат Дайчина, родоначальник Лузан, просватал свою дочь за Суинши Абдоллаулы. Приведя в пример данные сведения, В. Тепкеев пришел к заключению, что мать Казтугана – Бозтуган – калмычка. Кто такой родоначальник Лузан? Сын Койырлыка, один из батыров, истребивших Ногайскую орду. В 1643 году ногайская волость Жетисан была колонией Калмыкской орды. С этого времени отец Казтугана-жырау Суинши Абдоллаулы служил калмыцким ханам. В феврале 1673 года калмыкский хан Аюке (правнук Койырлыка) со своими родоначальниками встретился с правителями Астрахани и скрепил русско-калмыкский союз. Калмыки, учитывая честность ногайских мырза по отношению к русским и праведное служение царю Суинши Абдоллаулы, попросили освободить сына Суинши из заточения в дворце Аманат. По записям В.Тепкеева, этим сыном и был Казтуган. Поэтому детство Казтугана, кажется, прошло в Аманате в Астрахани. Но сведений о точном времени заточения во дворце Аманат нет.

Родоначальник Лузан – первый калмык, вошедший в состав Крымского ханства. В 1643 году он во главе 2000 калмыков и 500 ногаев напал на Крымское ханство. В 1651 году этот же Лузан тайшы во главе 15000 калмыков и ногаев ворвались в Крымское ханство, в феврале 1652 году Лузан засвидетельствовал Астрахани завоевание Крыма калмыками.

Автор «Жети жаргы» Тауке-хан, живший в одно время с Казтуганом, тоже родился от калмычки. Шакарим Кудайбердыулы об этом писал: «Аз-Тауке сын Салкама Жангира от жены-калмычки». Точнее, Тауке-хан родился от брака казаха Салкама Жангир-хана и дочери начальника калмыцкого рода хошоуыт Кунделена. Доктор исторических наук, профессор Ахмет Токтабай пишет: «старый хан Батур пришел к родоначальнику Кунделену с предложением объединиться, говоря, что дружит с Жангир-султаном и считает его своим сыном». Из этого видно, что зять родоначальника Кунделена уважает Жангира.

У калмыков до сегодняшнего времени есть словосочетание «Ахаин табун барс». В браке правителя Хошоуыта Ханай Хонгора с Ахан-хатун родилось 5 сыновей. В истории калмыков они остались как «пять барсов Ахай-ханум». Это были Байгабас-батыр, Кунделен Убаши, Гуши Номын-хан, Засакту чинг-батыр и Баян Отхон. Кунделен – второй из пяти барсов, в результате разрушительных жизненных перепитий лишился всего и уехал в Тибет. Там он состарился и умер в возрасте 120 лет.

Из истории известно, что пятый потомок Салкама Жангира – Абылай-хан имет 12 жен. Семеро из них – калмычки.

Самая известная из жен-калмычек хана – Топыш-ханым. Она была сестрой джунгарского феодала Калдана Серена, дочерью Хошу-мергена. В 1741 году джунгары взяли в плен Аблая и держали его два года. Позже Калдан Серен освободил его и выдал за Аблая сестру Топыш. Так Топыш стала пятой женой Аблая. У Топыш родились Касым и Камбар султаны. От Касыма продолжили род Саржан и Кенесары –султан. Когда Аблай скончался, преемниками на трон были выдвинуты одновременно Уали и Касым. Родившийся от калмычки Касым-султан многое в своей жизни прошел ради дела независимости казахов. И внуки Топыш-ханым сложили свои головы ради дела Независимости.

Мать одного из доверенных соратников Абылая, известного Малайсары-батыра, тоже была калмычкой. Отец Малайсары Токтауыл – богатырь, известный, как человек, поднявший верблюда и задушивший змею голыми руками. Он женился на калмычке Молдыр. Об этом писал краевед Женис Марданов: «У Токтауыла-батыра от жены-калмычки Молдыр родились Малайсары, Кайдауыл, Багыс, а от жены-казашки Алмы родились Карнак и Кобес». Малайсары и Гаухар родились от этой Молдыр.

Сестра Малайсары Гаухар – жена Кабанбай-батыра. Может быть, являясь по матери родственником калмыков, Малайсары и завершил казахско-калмыские битвы и начал устанавливать дружеские отношения между двумя ханствами, и даже пошел послом к джунгарам. Чокан Валиханов писал, что джунгарский феодал Калдан Серен дал ему титул «Тархан». Поэтому и Малайсары старался построить так называемый «золотой мост» между своими родными и родственниками матери.

Мы упомянули имя Кабанбай-батыра. Не только теща, но и мать Кабанбая-батыра были калмычками. У калмыков был батыр Босмойын, погубивший жизни большого количества казахских мужей. На средней дочери Кунбике этого Босмойына был женат Кожагул-батыр. От этого брака и родился известный Кабанбай-батыр.

У хана младшего жуза Каратай-султана, внука Абилхаир-хана, мать тоже была калмычкой. Каратай родился от брака Нуралы-султана с калмычкой по имени Рыс. К тому же, у Абилхаира-хана была жена-калмычка по имени Баян, от которой родился Шынгыс-султан. Об этом упоминал А.И.Тевкелев в совем труде «Поколенная роспись династий казахских ханов и султанов и описание родоплеменного состава трех жузов».

И.Ерофеева в своем труде «Хан Абулхаир» дает конкретные сведения: «Чингиз-султан был сыном волжской калмычки Баян (Баяны), захваченной Абулхаиром в плен, вероятно, во время его походов против калмыков в 1723-1726 годах».

Как можно забыть многих калмыкских девушек, впоследствии ставших матерями, давшими жизнь и достойно вырастившими известных казахских личностей? Значит не зря восхвалял их Бухар-жырау, говоря, «пусть жена твоя будет из калмыков, а соратник-друг - из казахов».

История останется историей, но как поколение XXI века сегодня мы наблюдаем дружеские отношения двух соседних стран, в том числе и в области образования и молодежной политики двух держав. На сегодняшний день между Калмыцким государственный университетом имени Басана Бадминовича Городовикова и университетами Казахстана, а именно ВУЗами Уральска, Атырау и Караганды заключены двусторонние договоры о сотрудничестве. Студенты из Казахстана получают прекрасное образование и имеют поддержку со стороны руководства Калмыцкого университета. Согласно двусторонним договорам между Калмыцким госуниверситетом и университетами Западного Казахстана и города Атырау по программе академической мобильности студентов в КалмГУ приезжают студенты для обучения и обмена опытом, магистранты из Казахстана в том числе проходят здесь практику. Можно сделать вывод, что тесное взаимообщение двух государств имеет положительный характер и предопределяет будущее этих отношений.

 

Сайрагүл ТУРЖАНОВА, Магистр гуманитарных наук, преподаватель Атырауского государственного университета им. Х.Досмұxамедова

Да, смешение видно было.Атырау, это ведь рядом с нами, знаю что калмыки постоянно туда мотаются, а казахи оттуда, не знаю их сложных движений, связь с универом Атырау понятна, на машине недолго ехать, а вот связь с универом Караганды удивляет, это ведь очень далеко.Насчет далеко это имел ввиду постсоветское пространство, а так конечно у нас студенты отовсюду, из африки, афганистана и тд.

Share this post


Link to post
Share on other sites

Есть ли казахские роды и подроды ведущие свои генеалогии от калмыков по мужской линии? 

Толенгуты не в счет, так как они происходят от сословия где этническая принадлежность скорее всего не имела значения. Там могли быть и башкиры и туркмены кроме калмыков. 

Торе-толенгуты? Если это действительно потомки джунгарской знати которых приютил Аблай хан. 

 

Share this post


Link to post
Share on other sites
1 час назад, Kenan сказал:

Есть ли казахские роды и подроды ведущие свои генеалогии от калмыков по мужской линии? 

Толенгуты не в счет, так как они происходят от сословия где этническая принадлежность скорее всего не имела значения. Там могли быть и башкиры и туркмены кроме калмыков. 

Торе-толенгуты? Если это действительно потомки джунгарской знати которых приютил Аблай хан. 

 

Как понял у казахов точно нет, а вот у теленгитов точно есть калмыцкое происхождение , у 4х из 8ми теленгитов ойратская м-48

Share this post


Link to post
Share on other sites
12.12.2019 в 21:22, mechenosec сказал:

Как понял у казахов точно нет, а вот у теленгитов точно есть калмыцкое происхождение , у 4х из 8ми теленгитов ойратская м-48

Толенгиты казахский род или теленгиты народность Алтая?

Share this post


Link to post
Share on other sites
3 часа назад, Le_Raffine сказал:

Толенгиты казахский род или теленгиты народность Алтая?

У казахских.

Share this post


Link to post
Share on other sites
06.12.2019 в 18:01, Dambjaa сказал:

 

Это всё из ряда "окна Овертона". Но любимая и заезженная тема горе-патриотов про казаха ЧХ, как была на начальной стадии "Немыслимого" по теории окна Овертона, так там и останется. Эти хотелки не сбудутся, даже через 100 лет.

Share this post


Link to post
Share on other sites

Кто-нибудь сталкивался с легендами записанными и опубликованными по саниязам?

Share this post


Link to post
Share on other sites

Слушая на ютубе казахские песни именно из Китая я слышу фонетику нашего западного Казахстана. Имею ввиду про буквы Джь/дж они не говорят.  Интересно почему так ? 

 

Share this post


Link to post
Share on other sites
06.12.2019 в 23:01, Dambjaa сказал:

 

Оратор считает, что из него делают дурака... Как это можно - из дурака делать дурака? Он же уже готовый!

... 700 лет - это 7 - 8 поколений... 

... хан (имя не разобрал) - казах, его отец казах, дед казах... значит Чингисхан казах... и его предки казахи... 

 

Получается, Адам тоже казах? :ph34r:

Нормальные люди определяют наоборот: от старших к потомкам. Чингисхан монгол, его сын монгол, его внук монгол... и ваш хан - чингизид - тоже монгол.

Share this post


Link to post
Share on other sites

Create an account or sign in to comment

You need to be a member in order to leave a comment

Create an account

Sign up for a new account in our community. It's easy!

Register a new account

Sign in

Already have an account? Sign in here.

Sign In Now

×
×
  • Create New...