Перейти к содержанию
asan-kaygy

Казахи-5

Рекомендуемые сообщения

1. Шүүгдэгч Сартуул овогт Т-ын Е-, Боржигон овогт Б-ын Б-, Бэйс овогт Ч-ын Н-, Шүхэр овогт Б-ийн Бя- нарыг Эрүүгийн хуулийн 12.1 дүгээр зүйлийн 2 дахь хэсгийн ...
-гэрч Шүхэр овогт Дээжээгийн Үржинбадам /РД:ЛЮ53030581/-ын Я:Ганбаатар нь 1977 оны 6-р сард халагдаж ирээд 7-р сард буюу наадмын дараа Сүхбаатар аймгийн ...
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Если кто то помнит, то подскажите. Я вычитал в одной книге/статье, что казахские коныраты подразделяются на Көктіңұлы и Көктеншіұлы (а не Көтенші). Забыл откуда я это вычитал.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Многие киргизцы происхождение свое выводят от Оруса (Россиян киргизцы также называют орус) 60, бывшего военачальником у нагайского хана Улянти, который жил вскоре после Тамерлановых опустошений в окрестностях рек Ори и Урала. Они говорят, что по смерти его владетеля «Орус отложась от подданства его наследников наименовался ханом и удалился с большою толпою преданных ему воинов к полудню, в сии самые степи; а потом, сделавшись независимым, силою оружия приклонял к себе множество народа из древних здешних обитателей могольского и туркского поколения 61, живших тогда малыми партиями и в несогласии друг с другом. По смерти его, начальство над подвластными ему кочевьями досталось трем сынам. [194] Раздел сей положил начало нынешним киргизским ордам, которые проименованы соответствуя старшинству братьев. Впоследствии времени, дети сих главных повелителей, сделались основателями первенствующих родов, а от потомства оных произошли в родах отделения, кои вначале составляли ничто иное, как семейства».

«Из сего видно, – продолжали они, – что все названия наши произошли от имени первых начальников семей. Природные степные жители будучи обессилены сим нашествием вступили разделено в разные народные партии, оставляя, однако ж, при себе старые свои наименования. Из таковых частей, умноженных выбегающими от порубежных земель семействами, произошли наконец обширные наши орды».

Беспрестанные войны с соседями и издревле взаимная вражда были единственным упражнением сего народа. Никакая власть не имела над ними столько силы, что могла обуздать их безмерное своевольство. От сего-то имеют они чрезвычайно много разделенных начальников и право сильного – господствующим законом. Впрочем, киргизцы сами себя называют казак, а имя киргиз-кайсак, которым называют их россияне, кажется, придано им неправильно, о чем пространнее в своем месте предложено быть иметь.

 

https://www.vostlit.info/Texts/Dokumenty/M.Asien/XIX/1800-1820/Gaverdovskij_Ja_P/text6.htm

 

что за ногайский хан Улянты?

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

9 hours ago, Jagalbay said:

Многие киргизцы происхождение свое выводят от Оруса (Россиян киргизцы также называют орус) 60, бывшего военачальником у нагайского хана Улянти, который жил вскоре после Тамерлановых опустошений в окрестностях рек Ори и Урала. Они говорят, что по смерти его владетеля «Орус отложась от подданства его наследников наименовался ханом и удалился с большою толпою преданных ему воинов к полудню, в сии самые степи; а потом, сделавшись независимым, силою оружия приклонял к себе множество народа из древних здешних обитателей могольского и туркского поколения 61, живших тогда малыми партиями и в несогласии друг с другом. По смерти его, начальство над подвластными ему кочевьями досталось трем сынам. [194] Раздел сей положил начало нынешним киргизским ордам, которые проименованы соответствуя старшинству братьев. Впоследствии времени, дети сих главных повелителей, сделались основателями первенствующих родов, а от потомства оных произошли в родах отделения, кои вначале составляли ничто иное, как семейства».

«Из сего видно, – продолжали они, – что все названия наши произошли от имени первых начальников семей. Природные степные жители будучи обессилены сим нашествием вступили разделено в разные народные партии, оставляя, однако ж, при себе старые свои наименования. Из таковых частей, умноженных выбегающими от порубежных земель семействами, произошли наконец обширные наши орды».

Беспрестанные войны с соседями и издревле взаимная вражда были единственным упражнением сего народа. Никакая власть не имела над ними столько силы, что могла обуздать их безмерное своевольство. От сего-то имеют они чрезвычайно много разделенных начальников и право сильного – господствующим законом. Впрочем, киргизцы сами себя называют казак, а имя киргиз-кайсак, которым называют их россияне, кажется, придано им неправильно, о чем пространнее в своем месте предложено быть иметь.

 

https://www.vostlit.info/Texts/Dokumenty/M.Asien/XIX/1800-1820/Gaverdovskij_Ja_P/text6.htm

 

что за ногайский хан Улянты?

наверное это кият Джир-Кутлу. сам Сабитов в другой статье пишет, что это мог быть кто угодно.

Quote

Здесь, скорее всего, события происходили следующим образом. После смерти Джанибек-хана, согласно Утемиш-хаджи, кият Мамай (племянник Исатая кията) возглавил правое крыло и ушел в Крым, а левое крыло возглавил Тенгиз-Буга, сын Джир-Кутлу, сына Исатая Кията, который оказался во владениях вдоль реки Сырдарья [12, с. 108]. По нашему мнению, здесь не был самовольный уход из-под власти Бердибек-хана. Скорее всего, Бердибек произвел некоторые перестановки, чтобы уменьшить влияние Тайдуллы и ее родственника (брата) Могул-Буги из рода Кыпчак. Видимо он назначил Мамая правителем правого крыла, а его кузена Джир-Кутлу правителем левого крыла и передал ему управление восточной частью Улуса Джучи, а также Джучидами, которые находились в его подчинении. Вскоре после этого Джир-Кутлу был убит Урусом каким-то образом. После чего недовольные центральной властью немногочисленные некоторые казаковавшие кочевники востока улуса Джучи провозгласили его ханом. Убийство произошло во время правления Бердибека и на место отца Бердибек назначил Тенгиз-Бугу. Тенгиз-Буга знал, что убийцей был Урус-хан, поэтому этот факт объясняет его садистские наклонности по отношению к Джучидам, которые находились у него в подчинении.

https://articlekz.com/article/21463

P.S. было бы забавно, если на самом деле ногайский хан Улянты - это хан Бердибек, сын Джанибека

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

поделитесь пожалуйста статьями про колонизацию (или подчинение ) Средней Орды Российской Империей между 1760-1820.

главным образом интересует почему являясь поддаными и РИ, и империи Цин одновременно, поначалу будучи полностью автономными, затем фактически стали приграничной российской губернией.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

23 минуты назад, boranbai_bi сказал:

наверное это кият Джир-Кутлу. сам Сабитов в другой статье пишет, что это мог быть кто угодно.

https://articlekz.com/article/21463

P.S. было бы забавно, если на самом деле ногайский хан Улянты - это хан Бердибек, сын Джанибека

Еще непонятно, почему Гавердовский сказал, что он жил после нападения Тимура 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

4 minutes ago, Jagalbay said:

Еще непонятно, почему Гавердовский сказал, что он жил после нападения Тимура 

это же устные предания - "самый тупой карандаш лучше самой острой памяти"

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Тартары Касачьей Орды живут в восточной части страны Каптшак между реками Джемба и Сырт, или Сыр. Они очень похожи на калмыков, своих соседей. Они среднего роста, но очень широкоплечие и приземистые, лицо широкое и плоское, цвет лица очень смуглый, маленькие черные глаза очень блестящие, разрез глаз напоминает калмыцкий. Они коротко, в четыре пальца длиной, стригут свои иссиня черные жесткие волосы и носят круглые шапки из грубого сукна или войлока черного цвета с меховой опушкой. Их одежда состоит из хлопковой (полотняной) рубашки, коротких штанов из шкуры барана и стеганой куртки на подкладке из хлопка, которую русские называют китайка. Зимой они надевают поверх своих курток длинный халат из овечьих шкур, который летом им служит матрасом. Они носят тяжелые сапоги из конской кожи, сшитые кустарно, так как каждый их шьет сам для себя. Их оружие — это сабля, лук и копье. Огнестрельное оружие до последнего времени ими почти не использовалось. Большинство женщин Касачьей орды высокие и стройные; несмотря на то, что у них круглые и плоские лица, они не выглядят некрасивыми. Их манера одеваться примерно такая же, как у калмычек, за исключением шапок, — они у их высокие и заостренные, загнутые с правой стороны, обуты они в грубые туфли без задников.

Они занимают очень хорошие земли вдоль реки Джембы и у подножья гор, которые отделяют их территорию от калмыцкой, но они не умеют их использовать, так как все они воры. Они выращивают на земле лишь то, что им необходимо для существования, а это совсем немного, особенно учитывая тот факт, что скотоводство и охота являются их основными источниками пищи, а хлеб они практически не употребляют. Они почти постоянно верхом на лошадях; если они не совершают набегов, то охотятся, оставляя женщинам и немногочисленным рабам заботу о стадах и домашнем хозяйстве. Их лошади не отличаются экстерьером, но они очень сильные и самые быстрые из всех, что имеются у тартаров к востоку от Каспийского моря. Эти народы кочуют с места на место, укрываясь в палатках или хижинах, не слишком отдаляясь от границы с калмыками и реки Джембы, чтобы всегда иметь возможность украсть. Они находятся в состоянии постоянной войны со всеми своими соседями. Узбекские тартары, которые, как и они, являются магометанами, единственные, с кем они обычно находятся в добрососедских отношениях, потому что их вынуждают к этому обстоятельства. Зимой они воруют со стороны калмыков, подданных контайжи, которые заходят туда в поисках границ Большой Бухарии и других южных территорий, а [76] с другой стороны, они доставляют немало неудобств казакам Жайыка, ногайским тартарам и калмыцким ордам, возглавляемым Аюка-ханом. Летом они часто переходят через Орлиные горы, направляясь к водам Жайыка, и совершают набеги в глубь Сибири, к западу от реки Иртыш. Поскольку эти земли возделаны лучше всех остальных в Сибири, жители вынуждены все лето выставлять охрану в деревнях и поселках вдоль рек Тобол, Ишим и Тебенда для того, чтобы суметь защититься от них в случае набега. И хотя они подвергаются часто жестокому обращению во время набегов и вполне могли бы лучше использовать свои очень плодородные земли, их неудержимо тянет разбойничать, а такой стиль жизни всегда сопровождается усталостью и опасностями. Они приводят рабов, которых продают потом в Хорезме или Большой Бухарии, где они всегда находят покупателей среди персидских, армянских, а иногда и индийских торговцев. В основном, исходя из заинтересованности в выгодной продаже, эти тартары заботятся о благосостоянии узбеков; они оставляют себе лишь необходимое их количество для ухода за скотом, а также оставляют всех русских молодых женщин и девушек, которых им удается поймать в Сибири, если только нужда не заставит их продать.

Эти тартары исповедуют магометанство, хотя у них нет ни Корана, ни мулл, ни мечетей. У них есть хан, который обычно проводит зиму в городе Ташкунте, а лето — на берегах реки Сырт и у границ с калмыками, но при этом у них есть собственные мирзы, которые пользуются реальной властью и оставляют хану весьма небольшие полномочия. Эти тартары могут собрать войско с максимальной численностью в 30 000 человек, а с каракалпаками — в 50 000 человек.

Каракалпаки, или манкаты, которые живут в западной части страны Туркестан ближе к берегам Каспийского моря, являются верными союзниками тартаров Касачьей орды и обычно вместе с ними участвуют в крупных набегах.

https://www.vostlit.info/Texts/Dokumenty/M.Asien/XVIII/1740-1760/de_Guignes/text4.phtml

 

  • Thanks 1
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

1 hour ago, Jagalbay said:

Тартары Касачьей Орды живут в восточной части страны Каптшак между реками Джемба и Сырт, или Сыр. Они очень похожи на калмыков, своих соседей. Они среднего роста, но очень широкоплечие и приземистые, лицо широкое и плоское, цвет лица очень смуглый, маленькие черные глаза очень блестящие, разрез глаз напоминает калмыцкий.

 

https://www.vostlit.info/Texts/Dokumenty/M.Asien/XVIII/1740-1760/de_Guignes/text4.phtml

 

Может они не казахи?

АКБ давно  говорил, что настоящие казашки должны выглядеть точно как эта девушка.

1427363315_926189564.jpg

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

16 часов назад, boranbai_bi сказал:

поделитесь пожалуйста статьями про колонизацию (или подчинение ) Средней Орды Российской Империей между 1760-1820.

главным образом интересует почему являясь поддаными и РИ, и империи Цин одновременно, поначалу будучи полностью автономными, затем фактически стали приграничной российской губернией.

Каракерейи принели подданство после ссоры Сыбанкул и Сарта они боролись за власть над Мурунами

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

14 часов назад, boranbai_bi сказал:

поделитесь пожалуйста статьями про колонизацию (или подчинение ) Средней Орды Российской Империей между 1760-1820.

главным образом интересует почему являясь поддаными и РИ, и империи Цин одновременно, поначалу будучи полностью автономными, затем фактически стали приграничной российской губернией.

https://www.vostlit.info/Texts/Dokumenty/M.Asien/XVIII/1740-1760/Potanin_G_N/index.htm

может здесь есть

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

  • Admin
Только что, Jagalbay сказал:

зачем эти фото постоянно постите ?

У юзера @Steppe Man  постоянная амнезия по вопросу фотоспама. Любит он постить здесь фотографии разных людей. На все мои просьбы не фотоспамить - раз за разом вновь постит фото.

Идет в бан на очередной месяц.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

16 часов назад, boranbai_bi сказал:

главным образом интересует почему являясь поддаными и РИ, и империи Цин одновременно, поначалу будучи полностью автономными, затем фактически стали приграничной российской губернией.

 

По моему и это наверно очевидно, что РИ далеко опередила Цин активизировав колонизацию всей Сибири и Средней Азии на протяжении длительного периода кон. 16 - сер. 19 в.в. Напротив империя Цин была далеко и не играла никакой роли в этих краях. А наши конечно же дали слабину с самого начала будучи недружными и погрязши в грызне между собой (кстати как и сейчас), хотя первые волны колонизаторов были малочисленными и слабыми. Поэтому легкое и быстрое завоевание малых народов на всем пространстве от Урала и Западной до Восточной Сибири и океана легко объяснимо, но понять быстрое и беспроблемное подчинение Казахской Степи мне до сих пор непонятно! По этому вопросу написано много научных статей и книг, но суть по моему до сих пор не раскрыта.

 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

4 hours ago, АксКерБорж said:

 

По моему и это наверно очевидно, что РИ далеко опередила Цин активизировав колонизацию всей Сибири и Средней Азии на протяжении длительного периода кон. 16 - сер. 19 в.в. Напротив империя Цин была далеко и не играла никакой роли в этих краях. А наши конечно же дали слабину с самого начала будучи недружными и погрязши в грызне между собой (кстати как и сейчас), хотя первые волны колонизаторов были малочисленными и слабыми. Поэтому легкое и быстрое завоевание малых народов на всем пространстве от Урала и Западной до Восточной Сибири и океана легко объяснимо, но понять быстрое и беспроблемное подчинение Казахской Степи мне до сих пор непонятно! По этому вопросу написано много научных статей и книг, но суть по моему до сих пор не раскрыта.

 

если говорить про Младшую Орду, то там все достаточно прозрачно - российские чиновники назначали ханов и боролись со старшинами силой казаков, постепенно заселяя все места возле рек и других водоемов. да и не было у Младшей Орды других сюзеренов формальных или неформальных. по крайней мере про это написано много в школьных книгах по истории Казахстана.

а вот про Среднюю Орду все рассказывается до принятия подданства империи Цин, а потом резко про реформы Сперанского, как будто в течение 60 лет ничего не происходило.

понятно постфактум, что русские преуспели больше чем китайцы, но непонятно как это происходило. какие то же контакты между цинами и казахскими элитами были, они не могли не знать про российскую экспансию.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

22 часа назад, boranbai_bi сказал:

про Среднюю Орду все рассказывается до принятия подданства империи Цин

какие то же контакты между цинами и казахскими элитами были, они не могли не знать про российскую экспансию.

 

Имхо подданства империи Цин у казахов не было, выражаясь не исторически )), на казахскую землю не ступала нога ни одного китайца вплоть 1990-х годов.

 

22 часа назад, boranbai_bi сказал:

понятно постфактум, что русские преуспели больше чем китайцы, но непонятно как это происходило.

 

По моему мнению в тех событиях всё решило извечная российская тактика "разделяй и властвуй" - быстрейшей и бескровной колонизации казахской степи помогло калмыцкое нашествие, ой, джунгарское то есть. 

 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Узнал интересную информацию про свои каин журт. Жена происходит из рода калмак подразделения сару кыргыз, которые раньше были толенгитами, но в 19 веке вошли в аргын-атыгай. Проживают компактно в Бурабае - территории ставки ханов Средней орды. Проводили исследования У ДНК - оказался ойратский М48.

Сохранилась легенда о Бике (8й дед жены по шежире, 18 век), который был бием у кыргыз. У него был брат, которому он передал бийство и ушел на "пенсию". Занимался разведением лошадей. У него был какой-то самый лучший конь, на который положил глаз его родной брат. Он потребовал его, но Бике отказался. Из-за этого конфликта он откочевал вначале на территорию Синзяна. Но братишка послал за ним и он вынужден был уйти в ставку Аблайхана. Аблай хан сказал ему, чтобы просил у одного из аргынов о выделении земли.У Аблайхана он занял какое-то почетное место, сохранились записи о его награждении орденами посланниками цинского двора. Также его конь стал предком лучших скакунов Бурабая.  Вплоть до прихода красных их род был влиятельным. Родной дедушка жены был молдой, а это одно из ветвей власти у казахов того времени. Молда, Бий, Бай. Их семья подверглась классовой репрессии. Все братья дедушки были расстреляны, а самого деда отправили на строительство Беломор канала.

Интересным из этой истории является  следующее:

1. Ойраты того времени жили среди кыргыз и занимали высокое положение.

2. Бике ушел на территорию Синзяна, которая была Джунгарией, т.е. сохранялись связи. А его брат, как к себе домой, отправлял джигитов в погоню туда же.

3. Придя к Аблайхану он занимался взаимодействием с Цинами и ойратами. Т.е. Аблайхан использовал его происхождение и связи.

4. Калмаки вполне себя комфортно чувствовали среди казахов, сохраняя название своего рода. И занимали руководящие места вплоть до революции. Хотя это могло относится только к этой семье.

  • Like 1
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

1 час назад, Bas1 сказал:

Узнал интересную информацию про свои каин журт. Жена происходит из рода калмак подразделения сару кыргыз, которые раньше были толенгитами, но в 19 веке вошли в аргын-атыгай. Проживают компактно в Бурабае - территории ставки ханов Средней орды. Проводили исследования У ДНК - оказался ойратский М48.

Сохранилась легенда о Бике (8й дед жены по шежире, 18 век), который был бием у кыргыз. У него был брат, которому он передал бийство и ушел на "пенсию". Занимался разведением лошадей. У него был какой-то самый лучший конь, на который положил глаз его родной брат. Он потребовал его, но Бике отказался. Из-за этого конфликта он откочевал вначале на территорию Синзяна. Но братишка послал за ним и он вынужден был уйти в ставку Аблайхана. Аблай хан сказал ему, чтобы просил у одного из аргынов о выделении земли.У Аблайхана он занял какое-то почетное место, сохранились записи о его награждении орденами посланниками цинского двора. Также его конь стал предком лучших скакунов Бурабая.  Вплоть до прихода красных их род был влиятельным. Родной дедушка жены был молдой, а это одно из ветвей власти у казахов того времени. Молда, Бий, Бай. Их семья подверглась классовой репрессии. Все братья дедушки были расстреляны, а самого деда отправили на строительство Беломор канала.

Интересным из этой истории является  следующее:

1. Ойраты того времени жили среди кыргыз и занимали высокое положение.

2. Бике ушел на территорию Синзяна, которая была Джунгарией, т.е. сохранялись связи. А его брат, как к себе домой, отправлял джигитов в погоню туда же.

3. Придя к Аблайхану он занимался взаимодействием с Цинами и ойратами. Т.е. Аблайхан использовал его происхождение и связи.

4. Калмаки вполне себя комфортно чувствовали среди казахов, сохраняя название своего рода. И занимали руководящие места вплоть до революции. Хотя это могло относится только к этой семье.

толенгитами были только калмак или в общем сару?

не знал, что атыгайлар живут и в Бурабай

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

5 минут назад, Jagalbay сказал:

толенгитами были только калмак или в общем сару?

не знал, что атыгайлар живут и в Бурабай

Скорее всего все вместе. Аблай сказал Бике, что земли рода аргын и только с их разрешения может взять земли. Атыгайлар там в основном. 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

1 час назад, Bas1 сказал:

Скорее всего все вместе. Аблай сказал Бике, что земли рода аргын и только с их разрешения может взять земли. Атыгайлар там в основном. 

в СКО много атыгай и карауыл

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

 

Атыгаев немало и в Омской области, но в районах на левобережье Иртыша.

А в Бурабае если не ошибаюсь не только атыгаи, но и кереи рода аксары.

Рискну заявить, что Акмола (сейчас Астана) и ее окрестности это исторические земли кереев аксары, правда с недавних пор там казахский родо-племенной интернационал. :D

 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

2 часа назад, Jagalbay сказал:

в СКО много атыгай 

 

Если вы интересуетесь атыгаями, то и у нас в области возле г. Екибастуза есть жд станция Атыгай.

Атыгаев у нас нет, поэтому любопытно откуда такое название.

 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

4 часа назад, АксКерБорж сказал:

 

Если вы интересуетесь атыгаями, то и у нас в области возле г. Екибастуза есть жд станция Атыгай.

Атыгаев у нас нет, поэтому любопытно откуда такое название.

 

у вас басентиин в основном? 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

6 часов назад, АксКерБорж сказал:

 

Атыгаев немало и в Омской области, но в районах на левобережье Иртыша.

А в Бурабае если не ошибаюсь не только атыгаи, но и кереи рода аксары.

Рискну заявить, что Акмола (сейчас Астана) и ее окрестности это исторические земли кереев аксары, правда с недавних пор там казахский родо-племенной интернационал. :D

 

нет, там аргынская земля, Караоткел - аргыны

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Для публикации сообщений создайте учётную запись или авторизуйтесь

Вы должны быть пользователем, чтобы оставить комментарий

Создать аккаунт

Зарегистрируйте новый аккаунт в нашем сообществе. Это очень просто!

Регистрация нового пользователя

Войти

Уже есть аккаунт? Войти в систему.

Войти


×
×
  • Создать...