Jump to content



Guest Vasif Ismailoglu

Азербайджанцы

Recommended Posts

Guest Vasif Ismailoglu

Привет.

Как знаем, в генеалогии огузов имеется две стороны: правая ветвь - Бузук и левая ветвь - Учук. Имена связанные с отдельными племенами или же союзами мейду ними очень широко развиты в Азербайджане. Как знаем от епоса Деде Коркута в Азербайджане взяла вверх левое крыло Огузов. Огузами правил хан Баяндур и зятем ему был Салор Казан хан. Даже отдельно знаем еще и то что из за етого разделения между огузами были сражения. Правое крыло высказалось к етому с гневом, что и привело огузов к борьбе.

Но мы будем говорить здесь о племенах огузов связанные с Азербайджаном. С именем главного рода Баяндуров связаны такие государства как Каракоюнлу и Аккоюнлу. Как знаем ети союзы имеют особую роль в истории Азербайджана. От них начинается обединённый Азербайджан - Сафевиды прямые потомки государства Аккоюнлу. Шах Исмаил Хатаи, как знаем, внук Узун Гасан, правителья Аккоюнлу. И так где же распостранились ети рода? Где они именно живут?

Ответить на ето сложно. Но мы здесь приведём населённые пункты впрямые связанные с ними. Тогда начнём.

1. Баяндур - "будет (его земля) полна благ". Левое крыло. Род Кёк-Хана. В Азербайджане известны как племенные союзы каракоюнлу и Аккоюнлу. Впервые мы их видем в Южном Азербайджане. А потом они распостраняются до Анатолии - в такие пункты как Эрзурум, Эрзинджан и Сивас. Как отмечайет Абуль Гази Баядур хан, Аккоюнлулар, которые называли себя "счастливы"ми жили в Диярбекире. Там же они создали свое государство. А потом это государство обеденил в себе весь Азербайджан - южный и северный. Какие же населённые пункты впрямую связаны с ними?

Приметим то что первым указанþ областья. А потом названия или дистриктов, или же отдельных сёл.

-. Гёкчай - Каракоюнлу.

-. Гянджа - Каракоюнлу, Токкалар Каракоюнлу, Тап-Каракоюнлу. Я особенно хорошо знаю село Тап-Каракоюнлу. Около этого села, в селе Казахлар родилься мой отец.

-. Зангезур - села Каракоюнлу, Баяндур.

-. Куба - Баяндур.

-. Шуша - Дилагарда

-. Ленкоран - Дилагарда.

-. Джаваншир - Каракоюнлу (2), Каракоюнлу-Салвар, Караюсифли, Каравчилер Юсифли, Мирзе хан Каракоюнлу, Хан Каракоюнлу.

Мы здесь приводим только часть етих пунктов. И только в основном в Северном Азербайджане. До сих пор учёные не имеют возможность обучения туркменов в Южном Азербайджане, который находится под контролем Ирана.

2. Бичине (Бедженэ) - "да сделает доброе дело. Из левого крыла. Есть оттожение этих имён в виде Кангар, Канглы, Хангар, Канкуи, печенег.

По мнению Абуль Гази Баядур хана етноним "Кангар" связано с изобретением колеса. Телега Огузов было названо "канг"ом, так как при движении выходили звуки "канг-канг". Гасан Ата читает что, слово "ханшар" выходит от таких словосечетаний как "h'унг-угр", "h'ун-гар", "hун-азар". То можно судить что, эти племена имеют корни связаны с такимы народами как гунны, авары, угры.

Этноним "печенег" очень напоминает слово "биченег", что озночает в тюркских языках "травиное поле".

Один из ветвей этого рода очень известны в Азербайджане. Они "кара клобуклар" или "кара бёрклер", или же "карапапаклар". Или же, как они известны в Средней Азии "Какакалпаки". Какапапаклар распостранены по всему Ираку и Восточной Анатолии. В восточной Анатолии они еще известны под именем "терекеме". Род терекеме считается Азербайджанским племенем. Культура карапапаков является основным елементом в Азербайджанской культуре. Терекеме в Восточной Анатолии знаются как "азери". В соседнем регионе тоже жили карапапаги. Эти исторически Азербайджанские земли по решению Коммунистической Партии в 1920 были назначены центром Армянской Республики. А потом армяне стали выселят етих людей из своих исконных земель. Азербайджан имеет более миллиона беженцев, многие из которых являются карапапагами.

Род беджене в Азербайджане не только известны как терекеме или карапакаги. Один из славных родов из них является фамилия Кенгерли. Страший из этого рода Келбалы хан Кенгерли является первым генералом Азербайджана. В Азербайджане легендарны генералы - выходцы из этого рода под именем Нахичеванский (род Кенгерли был правителем Нахhичеванского ханатства).

Места связанные с ними:

-.Гёкчай - села Кенгерли, Карабюрк

-. Джаваншир - села Кенгерли-Ширхан, Кызыллы, Кенгерли, Салахлы-Кенгерли, Джейирли

-. Шуша - села Кенгерли (2), Кенгерли Пиргасанлы

-. Нахичеван - город Нахhичеван, села Шахтахтлы, Кенгерли (2)

-. Шемаха - Джейирли, Тезе Джейирли

-. Казах - Карапапак

Весь дистрикт Джаваншир связан с другим родом из племени беджене - Джаванширидов.

3. Бек-Дели - "да будет почтен, подобно речи великих людей" (его рода). Правое крыло. В Азербайджане известны как члены племенного союза "шахсевенлер". Этото союз имеет особую роль в истории Азербайджана. Перечислить их здес отнимет у нас большое место, чего мы здесь не сделаем.

-. Гёкчай - села Шахсевен, Бейдаллы, Мурадлы, Илхычы-Эмирдаллы, Илхычы-Нахырчы, Кара Илхычы, Леле-Ахмедлы, Ахмедлы, Текка, Чахырлы, Текле-Сефи, Текле-Мирзебаба, Текле-Муганлы

-. Джебраил - села Шахсевен, Зергер, Карадаглы, Коч-Ахмедлы, Ял-Пирахмедлы, Ахмедаллар, пир Ахмедлы, Ахмедлы (2), Ахмедагалы, Ярахмедлы, Чахрлы, Ейватлы и др.

-. Шемаха - села Гаджи Касумлу, Гаджи Кадирли, Текле-Гаджи, Меммедгусейн, Текле-Мирзебаба

-. Саляны - села Гаджи Касумлу, Полад Тугай, Хелфели, Гаджи Алмурадлы, Мурадлы, Султан-Мурадлы, Кадирли, Мур Ахмедлы, Ахмедлы, Бекдили, Чахырлы, Пир Ейватлы, Текле Мирзебаба и др.

-. Куба - села Касум Кышлагы,(2), Хелфелер, Удюг, Зергерли, Илхычы Гасан Эфенди, Илхычы Мехмедхан, Илхычы Карадаглы (2), Ахмедлы (2), Хырдаоймак и др.

-. Ленкоран - села Гюл Касумлу, Али Касумлу, Мухаммед Касумлу, Лара Касумлу, Поладлы, Хелфелер, Хелфеканлы, Хелфе Ходжа, Хелфе Юсифли, Милли Кадирли, Ахмедлы, Йеддиоймак, Чахырлы, Иналлы, Текле-Шатырлы, Текле (2), Текле-кеш,, Текле дереси, Хол-Текле (2) и др.

-. Баку - Ахмедлы (сейчас внутри города Баку), Кулам Махмудлу

-. Агдаш - Бекдилли, Карадаглы

-. Джаваншир - Поладлы, Кара Демирчи-Хеширчи, Кара демирчи, Милли, Илхычылар (3), Илхычылархана, Карадаглы, Карадаглы Керимага, Карадаглы Гёвхерага, Килйек Бойахмедлы, Кобарта Бойахмедлы, Джиловдарлы, Текле (2) и др.

-. Шуша - Поладлы, Полад Махмудлу, демирчилер, Хелфели, Хелфереддин, Илхычылар (2), Карадаглы - Верендели, Агдам-Карадаглы, Карадаглы Угурлубей, Карадаглы Керимага и др.

-. Зангезур - Демирчилер, Мурадлы, Мурадханлы (2), Молла Ахмедлы, Кобатлы.

С именем Кобатлы связана один из районов Азербайджана - Кубатлы. Под оккупацией.

-. Казах - Демирчилер, Кел Хелфели, Кадирли, Джиловдарлы

-. Гянджа - Карадаглы (2), Азер Ахмедлы, Гёранбой, Ахмедлы, Ахмедбейли, Шакирли.

Я сам вырос в районе Гёранбой.

-. Шеки - Карадаглы.

Должен сказат еще и то что, большая часть этого рода живёт в южном Азербайджане. Но как сказал раньше, мы не будем говорит о южном Азербайджане.

4. Имур - "да будет безгранично добрым и богатым". Исвестен как Имирли. Из левого крыла.

-. Саляны - Эмираллар

-. Джаваншир - Имирли, Имирлихама

-. Джебраил - Эмирваллар

5. Дукер - "ради собрания" (его рода). Известны как Дюгер. Из правого крыла.

-. Гянджа - Дюгер

6. Баят - "счастливый, милостивый". Из правого крыла. Особенно живут в южном Азербайджане. Есть сведения о том, что баяты один из основных племен в среди кызылбашей - сафевидского племенного союза. Отмечены особые пункты проживания в Мазандаране, Тегеране и в Хорасане. Все трое в Южном Азербайджане. Но должны отметить что баятþ живут от Кубы до Ирака.

-. Гёкчай - Баят-Мелик Умуд, Баят-Надýр Гузейн

-. Саляны - Баят

-. Куба - Синджан Баят, Узун Баят

-. Шемаха - Баят

-. Шуша - Баят.

7. Кайи - "крепкий". Правое крыло. В Азербайджане это племя разделилась hа несколько родов, которых можем перечислить как Каджарлар, Зулкадерлер, Чобанлар, Бахарлы, Падар, Устаджаллы, Леак, Халилли, Сорсор, Шекяк (Шакак), Оссалу, Зямгяна, Армалу и др. Были особенно сильны при сафевидах. Есть сведениян о том, что без их разрешения в Сафевидском дворе никто не мог бы решиться на что то. Реассеяны по всему Азербайджану, Ираку, Анатолию, Сирию. В Анатолии особо отмечается род Зулкадерлер.

Каджарлар: Особенно отметим следующие :

-. Гёкчай - Каджар,

-. Куба - Каджар

-. Шуша - Каджар

-. Саляны - Отуз ики

-. Гянджа - Зиядлы

-. Ленкоран - Джелаирли

Каджары взяли свое имя учителья хана Хулакидов Аргун хана, сына Сиртак Нояна Каджара.

Бахарлы: Особенно живут в южном Азербайджане - в Хорасане, Мараге. В Северном Азербайджане отметим следующие :

-. Шуша - Бахарлы (2)

-. Зангезур - Бахарлþ (2)

Зулкадерлер: Особенно сильны в Южном Азербайджане, Ираке, Анатолии, Сирии. Живут от Мосула (Ирак) до Кубы (северный Азербайджан). Основанное кhяжество ими в Диярбекире присоединилась к Оттоманскому султану Султану Селиму. В Северном Азербайджане отметим район Шамшеддина в Гянджинской территории.

Падарлар: Особенно живут в Южном Азербайджане. В Северном отметим следующие :

-. Куба - Шабран Падар, Армуд Падар

-. Гёкчай - Падар Гюлмели

-. Агдаш - Карадаглы, Падар

-. Шемаха - Падар

-. Шеки - Падар

-. Джебраил - Падар

Лек:

-. Гёкчай - Лек (2), Лек Чылпак

-. Агдаш - Леки,

-. Джаваншир - Лак, Лакилли

-. Гянджа - Лек.

Халилли:

-. Шемаха - Халилли

-. Куба - Пирхалилли

-. Гёкчай - Кубахалилли, Халилли Касумбек

-. Агдаш - Дегие Халилли,

-. Нахичеван - Халилли,

Сорсор: Или Сурсур. Особенно встречались в Ширване, Дагестане, Кубе, Живут особенно в Аксу.

-. Гёкчай - Сорсор

-. Куба - Сурсур Билиджи

-. Шемаха - Сарсур, Сур

-. Ленкеран - Соры-Соре

-. Джабраил - Сур.

Шекяки: Выходцы из Южно-Азербайджанского города Хой. Живут вплоть до Шеки.

-. Шеки - Джаферабад (2)

-. Куба - Джаферабад

-. Джабраил - Джаферабад

-. Джаваншир - Хой

8. Чибни - "всюду, где увидит врага, вступает с ним в бой". Один из самых сильных племен в Южном Азербайджане. В Ширванском ханате их встречаем под именем Ханчобаны. Где то все регионы на линии Шемаха - Агсу - Кюрдамир принадлежат им. Некоторые пункты названы их именем - Ханчобан.

Мы здесь не отметили еще и Афшаров. В етой статье была взята за основу летописи Рашид ад-Дина. В них мы видем Афшаров как отдельного рода на правой крыле, потомками Юлдуз хана. Но в Азербайджане они считаются как потомками племени Кайи.

ИСТОЧНИКИ:

1. Мухаммед Хасан Велиев (Бахарлы ), Очерк об Азербйджане, Баку, 1921.

2. Рашид-ад-дин. Сборник летописей. - М.-Л.: Изд-во АН СССР, 1952 - Т.I - Книга I - С.88

3. Махмуд Кашгарский. Диван лугат ат-Тюрк. // МИТТ, том I, С.309.

Vasif Ismailoglu MD

Share this post


Link to post
Share on other sites
Guest

Uvajaemii Vasif Ismailoglu

Ya chital chto azerbaijantsev - MUGALami zovut tolko sosedi rutul'tsi, tsahuri dagestana i avari Sheki-Zakatal'skoi zoni Azerbaijana; mojno li utverjdat' chto ryadom s nimi jivut azeri potomki mongolov? chto imeno tam oni sohranyali dolgo etnicheskoe samosoznanie? est' li ludi v Azerbaijane schitayushih sebya potomkami mongolov?

Share this post


Link to post
Share on other sites
Guest Vasif Ismailoglu

Uvazhaemy chuulu. V Azerbajdzhane zhivut mnoie iz potomkov mongolov. Uchenye znajut dazhe sjola gde oni imenno zhivut. Ob ehtom ja pisal ran'she v sekcii mongoly. Privel nekotorye iz ehtix naseljonnyx punktov. No v Azerbajdzhane nikto ne prinimaet sebja za mongola.

Delo v tom chto v Azerbajdzhane narodnosti ne-tjurskogo proisxozhdenija (ili ne rodstvennogo k tjurkam) zhivut i soxronjajut svoju celosnost' do six por. No vse tjurki assimilirovany. Vse oni sejchas vylitye oguzy. Dazhe mongoly. Ot mongol'skogo v Azerbajdzhanskom narechii ostalos' mnogoe. Narod naprimer upotrebljajet slovo "sovgat" vmesto "hediyye" kotoryj na arabskom. Ved' vse muslumane upotrebljajut slovo "hediyye". No v Azerbajdzhane raspostraneno slovo "sovgat". Konechno "hediyye" tozhe polzuetsja. No vmeste s "sovgat". Est' mnogo takix primerov.

Naprimer vse kypchaki tozhe assimilirovany. Dazhe est' utverzhdenija o tom chto tret' Azerbajdzhanskoj nacii sostoit is kypchakov (pechenegov, polovcov).

V kratce, v Azerbajdzhane zhivut potomki mongolov. No oni davno uzhe assimilirovany. I nachal ehto odin xanov - tozhe mongol po proisxozhdeniju - Kazan xan. On sam prinjal islam i vse mongoly za nim byli vynuzhdeny tozhe prinjat ehtu religiju i vsled za ehtim ischez jazyk.

S uvazheniem Vasif

Share this post


Link to post
Share on other sites
Guest kypchak

пишите кто что знает о истории и культуре этого народа.

Share this post


Link to post
Share on other sites

Прежде чем писать здесь что-либо, хотел бы уточнить, кого вы называете азербайджанцами?

Share this post


Link to post
Share on other sites
Guest kypchak

Азербайджанцы тюркоязычный народ закавказья. Относятся к огузской группе.

ну что еще добавить.... очень открытый, веселый, гостеприимный и (может мне так кажется но сколько я видел и общался с азербайджанцами) абсолютно аполитичный народ. :)

Share this post


Link to post
Share on other sites
Guest Зиядоглу

Фаррух прав. Нaдо уточнить о каких азербаиджанцах идет речь. Азербаиджанец это национальност, но не этнос. Есть тюрки, есть и не-тюрки.

Share this post


Link to post
Share on other sites

Вообще. понятие "азербайджанец" появилось в конце 30-х годов прошлого века и подразумевало тюркоязычное мусульманское население Закавказья. Следует особо отметить, что в их число входили помимо собственно азербайджанских тюрок, представители и других этносов Азербайджана, также имевшие самоназвания. В настоящее время под понятием "азербайджанец" подразумевается "происходящий из Азербайджана" (без учета националього признака). Т.е. астаринский талыш, тюрок из Гедабека и т. д. - азербайджанцы, тогда как талыш скажем, из Решта и кашкай из Кермана - нет.

Share this post


Link to post
Share on other sites
Guest kypchak

Xormatli Al Pacino gagash а kak je samonazvanie azerbaydjanzev - azeriler, azerbaycanilar?

vsegda schital azerbaydjanzev edinym etnosom, priznatsa udivlen

Share this post


Link to post
Share on other sites

Уважаемый Кыпчак!

Это самоназвание (азербайджанлы, азерилер) появилось лишь... после 1930-х годов! А до этого этносы Азербайджана называли себя, скажем, терекеме, толыш, парси, маарулал, лезгияр, курманджи и т. д.

Термин "азери" упоминавшийся в исторической хронике примененительно к Азербайджану обозначал древний язык и тогдашнее его население (Древний язык азери - северо-западный иранский язык, предок совр. талышского).

Share this post


Link to post
Share on other sites
Guest Зиядоглу
Уважаемый Кыпчак!

Это самоназвание (азербайджанлы, азерилер) появилось лишь... после 1930-х годов! А до этого этносы Азербайджана называли себя, скажем, терекеме, толыш, парси, маарулал, лезгияр, курманджи и т. д.

Термин "азери" упоминавшийся в исторической хронике примененительно к Азербайджану обозначал древний язык и тогдашнее его население (Древний язык азери - северо-западный иранский язык, предок совр. талышского).

Ну насчёт "терекеме" Фаррух конечно, загнул. По нему все азербаиджанцы вообще тюркизированные персы, парсы, талыши и так далее.. только не тюрки. Это конечно, бред.

Но Азербаиджан многоетническая страна- там живут кроме тюрков и талыши, и аварцы, и таты, и лезгины, и рутульцы, даже и грузины... И во время советского правления, чтобы избегать слова тюрк (не дай Аллах вдруг разгорится пожар пан-тюркизма) придумали советы название азербаиджанец. И понятно, что часть представителей других этносов, которые потеряли свои этнические корни сразу ухватились за это слово “азербаиджанец”. Тюрки на сегодняшный день титульная нация Азербаиджана и самая большая этногруппа в стране.

Насчёт азери-тюрков. После создания республики Турция османы перестали себя идентифицировать с “османским домом” и вернулись к своему самоназванию “тюрк”- турк. И сегодня это слово за ними резервировано. Стоит сказать тюрк, то все думают о Турции. Поетму чтобы различить в последние годы стали называть тюрков Азербаиджана азери-тюрклери.

Кстати, в Иране около 20-30 миллионов азери-тюрков, которые называют ceбя тюрками, а граждан Турций “тюркийели”. Если при них сказать “тюрк”, то они будут думать, что речь идет именно об азербаиджанцах.

Share this post


Link to post
Share on other sites

Точне говоря, тюрки Азербайджана относили себя к племенам, список которых приведен в посте Васифа Исмаилоглы. На сегодняшний разобраться, кто у нас 100% тюрк, а кто талыш не смоежт даже Шерлок Холмс.

Share this post


Link to post
Share on other sites
Guest kypchak

насколько азербайджанцы родственны туркам?

и откуда вобще турки нынешние вышли? с территории Азербайджана?

Share this post


Link to post
Share on other sites
Guest Зиядоглу
насколько азербайджанцы родственны туркам?

и откуда вобще турки нынешние вышли? с территории Азербайджана?

Азери тюрки и турки братья близнецы в полном смысле этого слова. Они потомки огузов и тех тюркских племен, которые жили до прихода селджуков.

Ещё с древних времен на Кавказе и в Анатолий осели тюркские племена.

Гути, Тугри, Турани

Гути обитали на северо-западе, Тугри на севере до северо-востока Ирана. Оба народа были этнические и родственны в отношении языка. Гути были ответственны для падения династии Аккад (около 2230 v. Хр.). После их путешествия перехода на восток, вероятно вследствии глобального нагревания и перехода персов с юга. Oба упомянутых народа появлялись позже на востоке. Гути были идентичны с Кучи, которые основывали династию Кушан. Тугри были идентичны с Туранцами, которые расставались согласно традиционным переданиям Ирана с иранцами и перекочевали на Восток

Из многих исследовании нам достаточно известно о местонахождении таких государcтв как Мидия и госудасртво Кутиев и Луллуби. Что в этих документах интересно:

1. Это документ результат иследовании иранского антрополога.

2. Указывает на союз ранных мидийцев с племенами “Кути”. Потом в истории появятся Малая и Большая Мидия (другими словами арийская и тюркская Мидия)

Государство Манна

IX веке до нашей эры создалась государство Манна в результате соединения следуйших маленьких царств: Замуа, Мазамуа, Гилзан, Аллабрия, Каралла, Меишта-Месии, Алатее, Сурикаш, Мисси, Гизлибунда, Уишдиш, Бушту, Бара-Сангибути, Зикирту, Андя. Имя Маны упоминается в ассирийских источникак впервые 843 году до нашей эры. Урартуйские источнуики упоминают её как Мана, в Библый же упоминается она как Мини.

Нам известные имена всех государей и должностей государства Манна можно объяснят только на тюркском.

Царья в Манне называли АТА- по тюркски- (отец, предводител)

Один из царей Уллусу - из слова УЛУ (великий) (сун/сын- это приставка определения)

Его сын Ерисинны- из слова ЕР (челеовек, мужчина, удалец)

Один из сатрапов его Телусини - ТЕЛЕ (один из племен тюркских, такое племя существовала и в Алтае)

Дрогой цар Уаллы или Баллы - БАЛ (по тюркски обозначает мед) Другое имя этого же царя в индо-европейском варянте Меттати (мет, мед- в индоевропейских языках МЕД)

Цар Еренсу (Иренсу)- ЕР, ЕРЕН (тюркски муж, удалец, челеовек)

Маннейские топонимы:

Уишдиш или Бишдиш- по тюркски Беш Диш, тоесть "пять зубцов" или "пять вершин". В других версях этот топоним упоминается как Уишда, Бишда:- по тюркски Беш Таy, Беш Даг, тоест Пятигорье

Ушкая- Уч Кая, тоесть три скалы. Этот топоним упоминается в старых источника как " три скалы висяший из облак”

Гизилбунда/ Гизилбуда- по Тюркски “гизил” это красное, “буда”- это холм

Источник: Кашкай С. М. “Из истрой Маннейского государства” 1977. (Отрывки из книги История)

" Азербаиджан Тарихи”. Под редакцией академика Зия Бунядова, член-корр. Т. А. Бунядова, чле-корр. А. Г. Сафарли, проф. У. Б. Юсифов, доктора наук И. Х. Нариманова.

Идем дальше... предки албаны

Имя алан впервые упоминается в источниках в I в. до н.э., но варианты названия ас встречаются намного раньше. Например, по ассирийским и другим древневосточным источникам “имя удов прослеживается с глубокой древности, а именно с III тыс. до н.э., которых можно связать с прикаспийскими удами” [Ельницкий Л.А., 1977, 4]. На основании обычного чередования звуков д-з в тюркских языках можно заключить, что название уд — это вариант этнонима уз, который, безусловно, означал тюрков (ср. ашина~асина ‘асская мать’) и означает часть тюрков, т.е. огузов (ак~уз ‘белые, благородные узы’). Общеизвестны фонетические варианты этнонима уз: уд, ус, ос, йос, яс, аш, иш и т.д.

Остается загадкой, почему асы стали затем называться аланами, почему известные нам источники отождествляют асов и алан. Об этимологии слова алан имеются различные точки зрения, но ни одна из них не пытается вывести его из слова албан. Между тем, такая попытка может быть очень плодотворной, ибо аланы жили в Кавказской Албании и до сих пор неизвестно, кто же были эти албаны. Этот народ с I в. до н.э. по VIII в. н.э. часто упоминается во многих источниках, основной его состав жил в Кавказской Албании, которая занимала территорию у Каспийского моря, севернее реки Куры. Албания примерно соответствует Ширвану.

В этом регионе в скифское и сарматское время могли жить одни из предков современных азербайджанцев, называемые алуан (алуанк). Как отмечает Ф.Мамедова, албанское самосознание жителей этих мест зафиксировано в их самоназвании алуанк с I в. до н.э. по VIII в. н.э. в пределах всей Албании, а после “падения Албанского царства, как осколочное явление, и этноним, и албанское самосознание прослеживается в IX—XIX вв. в одной из частей страны — в Арцахе” [Мамедова Фарида, 1989, 109].

По фонетическим законам тюркского языка слово алуанк могло иметь варианты алан, албан, алван. Звук к, по-видимому, является частью аффикса принадлежности -ныкы (алуанныкы — ‘люди, принадлежащие к алуанам’). Сильно редуцированное ы почти не слышится, поэтому выпало очень быстро, двойное нн со временем дает одно н, таким образом появляется слово алуанк, где звук к подвергается дальнейшему сокращению. Что касается звука у, то он здесь произносится как w, a w обычно звучит как нуль-звук, или б, или в. Так, из алуау~алwан образовались алан, албан, алван. Все они применялись активно. Вариант албан по-якутски означает ‘изворотливый, миловидный, красивый’. Если это значение сохранилось и в слове алан, то оно подтверждает правильность сообщения Аммиана Марцеллина о том, что “почти все аланы высоки ростом и красивы видом, волосы у них русоватые, взгляд, если не свиреп, то все-таки грозен” [Аммиан Марцеллин, 1908, 241].

Таким образом, аланы на Кавказе, по-видимому, первоначально были известны под этнонимом алуан, который затем получил формы алан, албан, алван.

ЗАКИЕВ. Из его книги ТАТАРЫ: Проблемы истории и языка. (Сборник статей по проблемам лингвоистории; возрождения и развития татарской нации). Казань, 1995. – С.38-57.

В свою очередь, вопpос о вpемени появления и оседания тюpок в Гpузии имеет долгую истоpию и тесно связан с теми этническими пpоцессами, что шли на Кавказе в начале I тысячелетия нашей эpы. Как известно, по крайней мере еще во II в. на Северном Кавказе появились тюркоязычные племена, прибывшие сюда из Центральной Азии и ставшие известными тогда под общим именем “гунны”. Вслед за этим началось проникновение тюркских племен на Южный Кавказ, куда они неоднократно в III в. совершали походы. Судя по источникам, в этот период наибольшую активность проявляли барсилы или басилы, которые чуть позже создали в Дагестане государство Барсилия (Берсула, Баршалия). Другая часть барсил (басил) осела на Южном Кавказе, при этом в Северном Азербайджане область их проживания именовалась в источниках Баршалия, а в Армении - Басен или Басеан (между современными городами в Турции Карс и Эрзурум). Осели барсилы и в Грузии1.

К началу IV в. гунны, усилившись за счет тюркских и древнеугорских племен Алтая и Сибири, начали свои походы в Европу и на Кавказ. Основную роль в этом военно-политическом объединении составляли древнебулгарские племена. Покорив к 70-м гг. IV в. Северный Кавказ, гунно-булгарская орда в 395 г. совершила опустошительный поход на Южный Кавказ и другие регионы Востока.

Судя по источникам, во главе этого объединения, впоследствии государства гунно-булгарских племен на Кавказе, вплоть до 60-х гг. V в. стояли оногуры. Под их началом походы здесь в тот период осуществляли также племена сарагур (или сарыгур), огур, утигур (или уди/утии), кутригур, ченов и другие племена2. При этом основным регионом их действий на Южном Кавказе были Азербайджан и Грузия.

Древнетюркские племена на Южном Кавказе в этот период появлялись не только с севера. В составе войск Сасанидского Ирана несли службу в качестве наемников среднеазиатские гунны, которые в источниках именовались эфталитами (“белые гунны”) или абдел (иногда - абдал.). В сирийском источнике V в. говорится, что Фарсман, родом ивер (грузин), служивший при дворе византийского императора Аркадия (395-408 гг.), бежал к себе на родину, где при помощи гуннов овладел престолом: “Когда он воцарился над иверами, он взял с собой белых гуннов, бывших соседями иверов”5. Другой сирийский автор Захарий Ритор (VI в.) среди древнетюркских племен на Кавказе рядом с эфталитами упоминает племя абдел, хотя на самом деле речь идет об одном и том же народе6.

В 60 гг. V в. государство оногуров распалось, а на его смену пришел новый военно-политический союз гунно-булгарских племен во главе уже с сабирами (или савирами). Последние приняли активное участие в событиях на Кавказе. В византийско-сасанидских войнах VI в., которые велись тогда в основном на территории Грузии, они попеременно поддерживали то одну, то другую сторону, что подробно описано современниками. Естественно, сабиры и другие гунно-булгарские племена не только воевали на территории Грузии, но и оседали там. В частности, византийский историк Прокопий Кесарийский (VI в.) в своем географическом описании Кавказа отмечает реку Боас - один из притоков р.Фазис (совр. Риони), вдоль берегов которого жили тогда сабиры. Свое же название река получила в честь царицы сабир Боарекс, под властью которой, как сказано в источнике, “находилось сто тысяч гуннов”7.

Наряду с ними источники сообщают и о других гунно-булгарских племенах, осевших на Южном Кавказе. Так, по сообщению армянского историка V в. Моисея Хоренского, в Армении уже упомянутая нами область Басеан “впоследствии была заселена переселенцами Вхндур (Баяндур - А.Ю.) Булгара Вунда и по имени его названа Ванандом”. А в “Армянской географии” (VII в.) указывается, что главный город области Вананд - Карс8.

Об одном из походов в Грузию в начале VI в. одиннадцати гунно-булгарских племен, среди которых на этот раз ведущую роль играло племя тубал (или тобел) сообщает современник этих событий Моисей Каланкатуйский9.

В середине VI в. союз гунно-булгарских племен во главе с сабирами рухнул под ударами авар (или абар). Но последние недолго господствовали: с 70-х гг. VI в. в судьбе народов Кавказа главную роль стал играть Тюркский каганат. Однако к концу VI. в. каганат распался и наступила эпоха хазар - знаменитого тюркского племени. К началу VII в. под властью хазар после многочисленных походов был весь Южный Кавказ, что подтверждают армянские и мусульманские источники того периода10. Впоследствии их власть несколько ослабла, но хазары по-прежнему играли большую роль в жизни народов Южного Кавказа, совершив в этом регионе с 623 по 799 гг. в ходе многочисленных войн сначала с Ираном, затем с арабами, только крупных 16 походов.

Вышеизложенные этнополитические процессы в II-VIII вв. на территории Грузии и прилегающих областях Южного Кавказа нашли свое отражение и в грузинских источниках. Самая древняя на сегодня грузинская хроника “Мокцевай Картлисай” (написана в середине VII в., отредактирована в IX в.), повествуя о событиях гуннского периода, упоминает о “свирепых племенах бунтурков, живших по течению реки Куры, в четырех городах с их предместьями”. Как далее следует из текста, эти “бунтурки” (букв. “коренные турки”), в количестве “28,000 семей” (т.е. не менее 140-170 тыс. чел.) жили в городах Саркине, Каспи, Урбниси и Одзрахе. Власть их в Грузии была столь сильна, что прибывшие позже в страну “воинственные племена хонов (гуннов - А.Ю.) испросили у владыки бунтурков место, под условием платить дань и поселились в Занаве” (населенный пункт в Месхетии, ныне село в Адигенском районе - А.Ю.). "

http://www.ca-c.org/journal/cac-02-1999/st...0_junusov.shtml

Итак ,азербаиджаские тюрки и турки Турции являются синтезом вышеназванных племен с огузами.

Share this post


Link to post
Share on other sites
Guest Shamil 2

Я так понимаю гунно-булгары вошли в состав всех западных тюрков.

Share this post


Link to post
Share on other sites
Guest Эльтебер
османы перестали себя идентифицировать с “османским домом” и вернулись к своему самоназванию “тюрк”- турк. И сегодня это слово за ними резервировано. Стоит сказать тюрк, то все думают о Турции. Поетму чтобы различить в последние годы стали называть тюрков Азербаиджана азери-тюрклери.

Это по моему давным давно принято так называть тюрков в Турции: азери турку, кыргыз турку, татар турку и т.д. , за исключением туркменов. Тому подтверждение учебники истории в турецких школах.

Кстати, в Иране около 20-30 миллионов азери-тюрков, которые называют ceбя тюрками, а граждан Турций “тюркийели”. Если при них сказать “тюрк”, то они будут думать, что речь идет именно об азербаиджанцах.

А в Средней Азии до прихода Советской власти, народ по моему говорил на языке тюрки, а национальность отожествляли с мусульманством. То есть, когда спрашивали национальность то отвечали: мусульманин. Такая же аналогия у современных евреев. Когда говорят еврей то чаще имеют ввиду национальность или этническую принадлежность, чем религию.

Я всегда думал что название "Туркие" было чисто младотюркское, а не давно разговаривал с египтянином и узнал что в Северной Африке Османскую Империю называли также Туркие. Интересно насколько это верно?

Share this post


Link to post
Share on other sites
Guest Зиядоглу
Это по моему давным давно принято так называть тюрков в Турции: азери турку, кыргыз турку, татар турку и т.д. , за исключением туркменов. Тому подтверждение учебники истории в турецких школах.

Есть такой грешок за нашими братьями турками (или я должен их назвать османами?.. гы-ы-ы-ы). Однажды в одном турецском ресторане в Европе, где мы с некоторыми людьми отлично время проводили, спросил один оз моих новых знакомых (турок) кто я по национальности. (Мы говорили все время на турецском.. ну, а я как истинный азербаиджанец как-бы не старался с ними говорить на “чисто турецском” забылся и использовал несколько азербаиджанских слов.. конечно, они были и турку понятны, но эти слова там не в обиходе) Ну, я ответил, что я азери. Он он махнул рукой и сказал турк... все турки.. и азери, и киргизы, и казахи... и конечно, мне не хотелось с ними спорить на этнолигическую тему и сказал: “конечно, мы все тюрки.. мы азери турки, а вы османлы турки”.. он обиделся. :D

Я всегда думал что название "Туркие" было чисто младотюркское, а не давно разговаривал с египтянином и узнал что в Северной Африке Османскую Империю называли также Туркие. Интересно насколько это верно?

Учитывая, что в Северной Африке говорят на арабском это неудивительно. Что для нас “стан” (кстати, от персидского слова “остан”, которое обозначает “страна” или “провинция”), то для арабов “ийе”. Из точки зрения араба в этой стране жили турки и следовательно там “Туркиййе”. Что по нашему обозначает Туркистан.

Например:

Еребиййе- Аравия-Арабистан

Эрмениййe-Армения-Эрменистан

Хиндиййe- Индия- Хиндистан

И это вошло в многие языки, даже в русский. Русские называют Italia- Италия (сами итальянцы переняли это у арабов) , Espana- Испания

На азербаиджанском Россия это Русия (Русиййе) или другими словами Русистан. Но что интерсно, в некоторых районах Азербаиджана называют Россию “Русет” “Урусет”, “Урусиет”, что очень напоминает слово “урус-ут”... Просто, интересно паралели к образования множественного числа как в слове “тюрк-ют” ;)

Share this post


Link to post
Share on other sites
На азербаиджанском Россия это Русия (Русиййе) или другими словами Русистан. Но что интерсно, в некоторых районах Азербаиджана называют Россию “Русет” “Урусет”, “Урусиет”, что очень напоминает слово “урус-ут”... Просто, интересно паралели к образования множественного числа как в слове “тюрк-ют”

На татарском Россия тоже "Русия", на башкирском почему-то "Рэсэй".

Москва - Мэскэу и мне кажется именно от татарского (зап-кипчакского) произошли европейские "Москоу" и т.п. еще со времен Золотой Орды.

Share this post


Link to post
Share on other sites
Guest Эльтебер

azerbaijan.jpg

Листал книгу "Флаги мира" и наткнулся на интересную интерпретацию флага Азербайджана.

Цвета: голубой - тюркский мир, красный - жизнь, зеленый - ислам. С этой частью все ясно.

Восемь лучей звезды символизируют восемь тюркских народов: азери, османлы, чагатайцы, татары, казахи, кыпчаки, сельджуки и туркмены.

А это очень неординарное обьяснение флага государства. Я просмотрел все флаги тюркских государств и народов и не нашел ничего похожего.

Чем обьясняется такой выбор народов на флаге? И почему другие тюрки не были включены? :D

Учитывая, что в Северной Африке говорят на арабском это неудивительно. Что для нас “стан” (кстати, от персидского слова “остан”, которое обозначает “страна” или “провинция”), то для арабов “ийе”. Из точки зрения араба в этой стране жили турки и следовательно там “Туркиййе”. Что по нашему обозначает Туркистан.

А как тогда переводится название Азер-байджан?

"Байджан" как расшифровывается?

Share this post


Link to post
Share on other sites
Guest Зиядоглу
Восемь лучей звезды символизируют восемь тюркских народов: азери, османлы, чагатайцы, татары, казахи, кыпчаки, сельджуки и туркмены.

Неправильные данные. Не знаю откуда эти данные, но восемь концов звезды обозначают восемь племен из которых был создан народ азербаиджанцы. Никаких джагатаев, татаров, османов, казахов и туркменов (да ни в обиду братьям будет сказано). Про сельджуков и кипчаков помолчу.. так как этих этносов уже нет.

Насчёт азери скажу, что я даже не знаю кого вы имеете в виду. Есть разные версии: одни говорят был такой прото-тюркский народ, от которого пошли все тюрки. Другие говорят азери вообще-то ираноязычны были, пришли “окаянные тюрки” и мы мы утром проснулись все и начали вдруг на тюркском говорить. Эти гипотезы оба из серии “мы ишем свои корни”. Но почему-то старемся искать их по модели современных национальностей. Серьезный этнологи знают, что ни одна современная нация, ни один современный народ не создавался когда-то 2000 лет тому назад. И поэтому поиски народа “азери”, который якобы жил 2000 лет тому назад напоминают старания современных этнополитологов, которые так и норовят “древними историческими данными” сделать свою нацию древней. Все современные этносы мира создавались за последнее 1000-летие.

А как тогда переводится название Азер-байджан? "Байджан" как расшифровывается?

Происхождение этнонима Азербаиджан уже намусолили все лингвисты и этнологи. Одни говорят это “огуз-ер-бай-кан” или “аз-ер-бай-кан”, то есть “высокое место мужчин азов или огузов”, другие объясняют, что “азер” это на древне-пехлевийском “огонь”, “джан”-“ган” это “страна”..“страна огней”, но со словом “бай” как-то неувязочки. А третьи утвердают, что это от имени “Атропат”, но при этом не знают личное ли это имя или все таки должность. Одним словом недорозумении много. Но также было бы наверное с многими древними этнонимами. Что означает например Кавказ? А что означает Памир? А Азов? А Израил? Или какое значение имеет слово “этруск”?

Одно ясно Азербаиджан имя географическое. И моя Родина!

И в этой стране живут многие этносы, которые состоялись не без “помощи” соседнего этноса. Я лично считаю себя тюрком, да и моей “шеджере” до триста лет назад нет других примесей, кроме бабушки чеченки. И одно ясно, что тюрки жили в этой стране рядом с другими народами многие тысячилетия (читай вышеприведенный материал) ещё до того как эту страну назвали Азербаиджаном и ещё задолго до того, как слово “тюрк” стало известным (я имею в виду тюркютов Ашины)

Share this post


Link to post
Share on other sites

на башкирском почему-то "Рэсэй"

+"ай" - способ образования имен и существительных:

атай, асай,

Катай-Кытай, Алтай, Липоксай, Хозай итд

когда был маленький, то думал, что концовка "байджан" в Азербайджане означает "богатая душа" :lol: .

Share this post


Link to post
Share on other sites
Guest Эльтебер
Все современные этносы мира создавались за последнее 1000-летие.

Это очень смелое утверждение. Я сам не историк, но все же не соглашусь с Вами. Конечно многие современные народы не являются точными копиями своих древних одноплеменников, однако, что Вы думаете о бедуинах Аравии, йеменцах, евреях, греках, персах, ну и древних тюрках, уйгурах, кыргызах и т.д.? Список просто громадный! Одним тысячилетием тут не ограничится!

Share this post


Link to post
Share on other sites
Guest Зиядоглу
на башкирском почему-то "Рэсэй"

+"ай" - способ образования имен и существительных:

атай, асай,

Катай-Кытай, Алтай, Липоксай, Хозай итд

А что означает ето "ай"? Неужели в контексте Липоксай и Китай они одинаковы

когда был маленький, то думал, что концовка "байджан" в Азербайджане означает "богатая душа" :lol: .

Когда я думал маленьким думал, что Азер ето мой друг, а джан ето душа- тоесть душевнии друг. А еше я думал, что Башкирия в Монголии.

Share this post


Link to post
Share on other sites
Guest Зиядоглу
Все современные этносы мира создавались за последнее 1000-летие.

Это очень смелое утверждение. Я сам не историк, но все же не соглашусь с Вами. Конечно многие современные народы не являются точными копиями своих древних одноплеменников, однако, что Вы думаете о бедуинах Аравии, йеменцах, евреях, греках, персах, ну и древних тюрках, уйгурах, кыргызах и т.д.? Список просто громадный! Одним тысячилетием тут не ограничится!

Дорогой Елтебер,

и я не историк, но для того, чтобы понять очевидное не нужно быть академиком. Например, вы говорите "древние тюрки". Ведь этот этнос уже как этнос исчез. Их нет. Они появились после распада последних хунно-сяньбийских держав как Хеси. И когда они уже были "древними тюрками", то тогда перестали быть хуннами и даже хунно-сяньбийцами. Они были уже новый этнос- древние тюрки. Уйгуры с ними враждовали. Но после распада державы тюркютов уйгуры создали с остатками етого этноса новую державу и новый этнос. Кто может теперь утверждать, что современные уйгуры потомки тех "древних уйгуров" или "древних тюрков"? Я например, как азербаиджанец тяжело понимаю язык казахов, киргизов и узбеков, но уйгуров понимаю без проблем. По идее и казахи, и киргизы, и узбеки географически мне ближе. Но если учитывать, то обьтоятельство, что после распада державы тюркютов многие племена двинулись на запад и смешались тамошними тюрками.

Например, иранскии шах Анушираван посылал на воыну с тюркютами свою "тюркскую конницу". Так вопрос, я потомок тех тюркютов или тех из "тюркской конницы"?

Балкары как этнос состоялись еше до того, как "древние тюркюты" состоялись. Но смешались с другими тюркскими племенами, например с бунтурки, аланы и утигуры, которые были раньше ихними врагами. Теперь балкарец чей потомок?

Также с арабами. Зияд бен Тарек, который завоевал Испанию и в честь, которого назван Гибралтар был бербером. А культуру Кордовского Халифата создали пересленцы из восточных владении халифата, тоесть тюрки и иранцы. Или во время правления халифа аль-Мумина госудасртвенными делами управляли иранцы, а армия была в руках тюрков. И все как мусульмане жили одним народом. Если сегодня принц Саудовский носут имя Турки, то неужели арабы все еще те, которые были во времена Хазрата Мухаммеда (сас) ?

Мы все потомки тех древних этносов, но никак они сами. Тоесть мы сыновья своих отцов, но мы не они

Share this post


Link to post
Share on other sites

Create an account or sign in to comment

You need to be a member in order to leave a comment

Create an account

Sign up for a new account in our community. It's easy!

Register a new account

Sign in

Already have an account? Sign in here.

Sign In Now

×
×
  • Create New...