Перейти к содержанию

Рекомендуемые сообщения

 

Потому что технология изготовления наипростейшая - вытесывается топором на глаз:

10403430_806530846064849_789352031118380

 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

 

А теперь несколько экспозиций древней маньчжурско-монгольской воловьей повозки для перевозки бревен и дров.

На которых отчетлива просматривается специфическая конструкция:

 

ba1b1fdb9c9e.jpg

f75197ac300f.jpg

29155401377d.jpg

9f3a3a994ede.jpg

 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

21 минуту назад, АксКерБорж сказал:

 

А теперь несколько экспозиций древней маньчжурско-монгольской воловьей повозки для перевозки бревен и дров.

На которых отчетлива просматривается специфическая конструкция:

 

ba1b1fdb9c9e.jpg

f75197ac300f.jpg

29155401377d.jpg

9f3a3a994ede.jpg

 

Скажите почему они не переняли у соседей-кочевников-тюрков более прогресивное? Ведь есть мнение, что предки монголов за пару столетий до периода ЧХ вышли из лесов Приамурья и в кратчайшие сроки стали гегемонами?

Почему такой консерватизм? Можете свое резюме теперь сделать? Для этого же вы трудились и тратили свою энергию?

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

1 минуту назад, Zake сказал:

Скажите почему они не переняли у соседей-кочевников-тюрков более прогресивное? Ведь есть мнение, что предки монголов за пару столетий до периода ЧХ вышли из лесов Приамурья и в кратчайшие сроки стали гегемонами?

Почему такой консерватизм? Можете резюме сделать?

 

Я думаю ответ на ваш вопрос зарыт в путанице с существующим географическим, этническим и культурным отождествлением татарских племен времен Чингизхана.

Отождествив правильно народы мы получим и ответ на ваш вопрос.

 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

В 26.11.2017 в 15:45, АксКерБорж сказал:

 

Тем имхо раскрыта и я попытаюсь обосновать свои предположения фотоматериалом из Монголии, иллюстрирующих перевозку на таких повозках бревен, для чего изначально повозка имхо и предназначалась:

 

867c3cd4e0a7.jpg

fb2c0d976a60.jpg

 

7566ebea9757.jpg

b6f01c0698cf.jpg

 

13b41f653a85.jpg

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Раньше, в Богдо-ханской Монголии, были разного рода повозки. Оказывается, хасаг тэрэг имел раньше спицевые колеса:

large.5a2d03bb7d5ff_.png.5aa1c16d9f8ca40b198e816ea97706e1.pnglarge.5a2d03bbbda96_-1.png.ca1d71aca819ef4b4ebf7304061952dc.png

А в привычную нам "допотопную" одноколку (хасаг тэрэг) запрягали и верблюдов:

large.4.png.03a369de533b43242bfa8a300554033a.png 

Но гораздо интересней вот это вид четырехколесной повозки, на которую ставилось жилище:

large.5a2d03bbf1379_.png.a28fdd934e9878ac2668313c966d9836.png

Такие же четырехколсеные повозки запечталены в XIII в.:Картинки по запросу повозки татар

 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

 

Может хватить заливать нелепые картинки 19 века с пальмами и дурацкими домами на телегах?

Мы ведь с вами обсуждали уже ее.

 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

 

Бесполезно оспаривать.

Допотопная воловья повозка маньчжуров и современных монголоязычных народов средневековым кочевым тюркам татарам  была не известна!

У татар колеса были спицевые, телеги 2-х и 4-х колесные, в телеги запрягали также лошадей, им были знакомы и сани.

Ничего из этого современным монголоязычным народам не известно, все это тюркское!

 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

25 минут назад, АксКерБорж сказал:

У татар колеса были спицевые, телеги 2-х и 4-х колесные, в телеги запрягали также лошадей, им были знакомы и сани.

Разве монголам XIII в. были известны сани? Можно процитировать?

26 минут назад, АксКерБорж сказал:

У татар колеса были спицевые, телеги 2-х и 4-х колесные! Ничего из этого современным монголоязычным народам не известно, все это тюркское

large.5a2d03bb7d5ff_.png.5aa1c16d9f8ca40b198e816ea97706e1.pnglarge.5a2d03bbbda96_-1.png.ca1d71aca819ef4b4ebf7304061952dc.png4-кол.png

Все это прекрасно было монголам известно еще в начале XX в.

 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

20 часов назад, Ермолаев сказал:

Разве монголам XIII в. были известны сани? Можно процитировать?

 

Конечно! Если хотите я могу дать ссылки на источники.

Имейте всегда в виду, что культура, традиции и обычаи, быт средневековых кочевых татар Чингизхана это по сути поздние казахские на 95% и на 5% они халха-монгольские, бурятские и калмыцкие.

 

20 часов назад, Ермолаев сказал:

Все это прекрасно было монголам известно еще в начале XX в.

 

Нет, ув. Даниил, монголоязычным народам к сожалению не известны: 4-колесные телеги, конские телеги, колеса со спицами, сани вообще и юрты на телегах, ни в 19 веке, ни в 20 веке, ни в 21 веке.

Потому что все это не монгольское, а тюрко-татарское, сохранившееся и бытующее до сегодняшнего дня.

 

И большая к вам просьба, ув. Ермолаев, не заливать впредь миниатюр, рисунков и фото 19 - 21 веков.

 

  • Одобряю 1
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

 

В 05.12.2017 в 15:42, АксКерБорж сказал:

А теперь несколько экспозиций древней маньчжурско-монгольской воловьей повозки для перевозки бревен и дров.

На которых отчетлива просматривается специфическая конструкция:

ba1b1fdb9c9e.jpg

f75197ac300f.jpg

29155401377d.jpg

9f3a3a994ede.jpg

 

2138b49b2923.jpg

80c0ecd01bff.jpg

0565d0269955.jpg

 

 

 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

17 минут назад, АксКерБорж сказал:

 

Конечно! Если хотите я могу дать ссылки на источники.

Имейте всегда в виду, что культура, традиции и обычаи, быт средневековых кочевых татар Чингизхана это по сути поздние казахские на 95% и на 5% они халха-монгольские, бурятские и калмыцкие.

 

 

Нет, ув. Даниил, монголоязычным народам к сожалению не известны: 4-колесные телеги, конские телеги, колеса со спицами, сани вообще и юрты на телегах, ни в 19 веке, ни в 20 веке, ни в 21 веке.

Потому что все это не монгольское, а тюрко-татарское, сохранившееся и бытующее до сегодняшнего дня.

 

И большая к вам просьба, ув. Ермолаев, не заливать впредь миниатюр, рисунков и фото 19 - 21 веков.

 

Вам надо было бы возобновить работу над  сравнительной таблицей по материальной/духовной культуре, обычаям, традициям и прочим аспектам жизни монголо-татар ЧХ и сегодняшних народов.

  • Одобряю 1
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

29 минут назад, Zake сказал:

Вам надо было бы возобновить работу над  сравнительной таблицей по материальной/духовной культуре, обычаям, традициям и прочим аспектам жизни монголо-татар ЧХ и сегодняшних народов.

 

Қолым тимей жүр.

 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

4 часа назад, АксКерБорж сказал:

Конечно! Если хотите я могу дать ссылки на источники.

Будьте любезны.

4 часа назад, АксКерБорж сказал:

Имейте всегда в виду, что культура, традиции и обычаи, быт средневековых кочевых татар Чингизхана это по сути поздние казахские на 95% и на 5% они халха-монгольские, бурятские и калмыцкие.

Откель такие проценты? Оттуда же, откуда и процент кереев в Синьцзяне:)?

Давайте отдельно как-нибудь подискутируем на эту тему, что было-осталось у нас, а что у нас. Дабы исключить моменты неточностей, мол, вы заявляете, что монголам неизвестна облавная охота, хотя имеются данные об обратном, причем многочисленные. Как пример.

4 часа назад, АксКерБорж сказал:

Нет, ув. Даниил, монголоязычным народам к сожалению не известны: 4-колесные телеги, конские телеги, колеса со спицами, сани вообще и юрты на телегах, ни в 19 веке, ни в 20 веке, ни в 21 веке.

Потому что все это не монгольское, а тюрко-татарское, сохранившееся и бытующее до сегодняшнего дня.

Откель такие выводы, интересно? И термин еще такой странный, "тюрки-татары".

  • Четырехколесные телеги были известны как минимум в XIX-XX в.в.:

4-кол.png

Терминология:

Цитата

Обыкновенная четырехколесная телега называется: ср. х.-монг. дөрвөн дугуйтай тэрэг (телега с четырьмя колесами), бур. ходоог тэргэ (сельская телега), баргут. дөрвөн дугуйтай зөөлөн нумтай орос тэрэг (тихая русская телега с четырьмя колесами и дугами).
КиберЛенинка: https://cyberleninka.ru/article/n/nazvaniya-traditsionnyh-izdeliy-iz-rastitelnogo-syrya-v-mongolskih-yazykah-severo-vostochnogo-areala-tsentralnoy-azii

  • Конских телег может и нет, но лошадей халха-монголы и южные монголы преспокойно впрягают и раньше впрягали именно в хасаг тэрэг. 
  •  Колеса со спицами также были известны, приводил я вам выше изображения оных в начале XX в. (обратите внимание на дно телеги - хасаг тэрэг):

large.5a2d03bb7d5ff_.png.5aa1c16d9f8ca40b198e816ea97706e1.png

  • Также терминология:
Цитата

Остановимся на названиях частей телеги. Колесо телеги называется: мввр/дугуй/хурд, бур. саха-риг/мввр/холисоо, шэн.-бур. моор, баргут. мввр, дагур. мээр. Л.Л. Викторова, полагаясь на древние письменные памятники, считает слова мевр «колесо» и мор «след от колеса» имеющими общий корень. Далее отмечает, что в тюркских языках в значении «колесо» употреблялось слово ]о\. Таким образом, по мнению Л.Л. Викторовой, в ранних монгольских и тюркских языках существовали разные слова, обозначающие колесо телеги [Викторова, 1980, с. 111].

Колесо состоит из следующих элементов:

  • металлической шины на колесах телеги (ср. х.-монг. твмор ул, бур. тумэр сухэ/шиинэ/шээни),
  • ступицы колеса (ср. х.-монг. "бул", бур. "бул", шэн.-бур. "бул", баргут. "булуу"),
  • спиц колеса (ср. х.-монг. дугуйн хигээс, бур. пайлса, шэн.-бур. пайлса, баргут. хийгээс),
  • оси колеса (ср. х.-монг. тэнхлэг/гол, бур. гол, шэн.-бур. гол, баргут. тэнгэлэг),
  • втулки колеса (ср. х.-монг. цен, бур. туулхэ),
  • чеки, которая не дает колесу соскочить с оси во время езды (х.-монг. чих, бур. тэргын голой шэхэн , баргут. чих).

Как видно, в бурятском языке употребляются слова холи-соо, шиинэ/шээни, пайлса, туулхэ, которые заимствованы из русского языка. Название втулки колеса телеги цен в современном монгольском языке заимствовано из китайского < кит. quan [МХХУТ, 1999, с. 243].

Оглобли у телеги называются: ср. х.-монг. тэрэгний арал/хелбор, бур. арал/оглеобо, шэн.-бур. арал, баргут. арал. В бурятском языке наряду со словом арал употребляется также заимствованное из русского языка слово оглеобо.

Термины - названия некоторых изделий из дерева - образованы аффиксальным способом со значением результата действия. В составных терминах в роли определяющих выступают иногда изобразительные слова.

Употребление заимствованных из тюркских, тунгусо-маньчжурских и русского языков является следствием тесного контакта монгольских народов с соседствующими народами.

КиберЛенинка: https://cyberleninka.ru/article/n/nazvaniya-traditsionnyh-izdeliy-iz-rastitelnogo-syrya-v-mongolskih-yazykah-severo-vostochnogo-areala-tsentralnoy-azii

  • сани - согласен, однако по известным причинам они отсутствовали.
  • Никак нет, такие дома на колесах документируются у шивэй:
Цитата

Ездят на запряженных крупным рогатым скотом повозках с жилищем из грубой циновки (вероятно, это кошма, неизвестная китайцам. — В. Т.), похожих на войлочные кибитки туцзюэсцев. - http://www.vostlit.info/Texts/Dokumenty/China/VII/SuiSu/text1.htm

Цитата

Ездят большей частью на повозках, запряженных крупным рогатым скотом. На повозках устроено жилище из грубой циновки. - http://www.vostlit.info/Texts/Dokumenty/China/IX/Nov_ist_Tan_1/text15.phtml

Также были такие передвижные жилища в начале XX в.:

5a2d38e5696e8_.png

large.5a2d03bbf1379_.png.a28fdd934e9878ac2668313c966d9836.png

8 часов назад, АксКерБорж сказал:

И большая к вам просьба, ув. Ермолаев, не заливать впредь миниатюр, рисунков и фото 19 - 21 веков.

Обоснуйте, почему я не должен этого делать? 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

В 12.12.2017 в 00:38, Ермолаев сказал:

Откель такие проценты? Оттуда же, откуда и процент кереев в Синьцзяне:)?

 

Если ваш сарказм по поводу слов единственного Наймана на форуме RedTriangle, то не верьте словам, в Или-Казахском автономном округе Китая действительно абсолютное большинство это племя Керей[т] с Меркитами в свое составе, Найманы там абсолютное меньшинство. Но зато Найманы в ВКО РК абсолютное большинство. Все проще паренной репы - у каждого свой исторический улус по соседству, которые для простоты понимания можно грубо разграничит казахско-китайской гос. границей.

 

А проценты 95/2 из моей темы "Сравнительная таблица традиций", для составления которой я приложил немало труда.

 

В 12.12.2017 в 00:38, Ермолаев сказал:

Откель такие выводы, интересно? И термин еще такой странный, "тюрки-татары".

Четырехколесные телеги были известны как минимум в XIX-XX в.в.:

 

Во-первых, я уже просил вас не аргументировать исторические выводы с помощью рисунков 20 века. 

Во-вторых, на вашем рисунке это китайская арба.

Монголы 4-колесных телег не знают, колес со спицами тоже не знают, конных телег тоже не знают, саней тоже не знают, юрт на телегах тоже не знают.

На ваших рисунках китайские мотивы и китайские фудутунки (деревянные будочки) для амбаней и мандаринов.

Давно уже обсудили все эти вопросы, сколько можно применять поговорку про халву? Ув. Даниил, не будьте таким упрямым, это отрицательное качество.

 

В 12.12.2017 в 00:38, Ермолаев сказал:

Будьте любезны.

 

Ув. Даниил, к сожалению я не располагаю большим свободным временем, а те моменты, когда оно появляется, я впустую трачу на отписку своим многочисленным подписчикам.

 

Вот одно из упоминаний саней у Рашид ад-Дина:

 

"... Чанэ знают в большинстве областей Туркестана и Могулистана. Особенно же о них имеют понятие в областях Баргуджин-Токум (у племен): кори, кьтпгыз, урасут, теленгут и тумат, потому что в этих областях (особенно) употребляют этот способ (передвижения)."

Пруфф:

https://www.open.kg/about-kyrgyzstan/history/historical-records/32378-sbornik-letopisey-rashid-ad-dina.html

 

Вы наверно искали русское слово "сани", поэтому и не нашли. Вам всегда надо не забывать про тюркскую лексику татар Чингизхана! ;)

 

 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

5 часов назад, АксКерБорж сказал:

А проценты 95/2 из моей темы "Сравнительная таблица традиций", для составления которой я приложил немало труда.

Так, извините, грош цена сей таблице, если вы пишите, что деревянная люлька и облавная охота, например, неизвестны монголам.

5 часов назад, АксКерБорж сказал:

Во-первых, я уже просил вас не аргументировать исторические выводы с помощью рисунков 20 века. 

А вы поясните, почему. 

6 часов назад, АксКерБорж сказал:

Во-вторых, на вашем рисунке это китайская арба.

Покажите такие же китайские телеги с чересполосным дном равно как у хасаг тэрэг.

6 часов назад, АксКерБорж сказал:

Монголы 4-колесных телег не знают, колес со спицами тоже не знают, конных телег тоже не знают, саней тоже не знают, юрт на телегах тоже не знают.

Можно как мантру уже использовать. У нас мильон и один раз повторяют "ом мани падмэ хум...", а у вас, видимо, своя религия появилась:).

Если не знали, то откуда в Богдо-ханской Монголии они? По-вашему, это все придумал Шарав?

6 часов назад, АксКерБорж сказал:

На ваших рисунках китайские мотивы и китайские фудутунки (деревянные будочки) для амбаней и мандаринов.

  Покажите аналоги того, что я вам показал. Найдите четырехколесные телеги с майханами и двухколесную телегу с хижиной на борту у китайцев или маньчжуров. Что же вы все голословите-то? 

6 часов назад, АксКерБорж сказал:

Давно уже обсудили все эти вопросы, сколько можно применять поговорку про халву? Ув. Даниил, не будьте таким упрямым, это отрицательное качество.

Вы индивидуально создали какое-то подобие исследования и нарисовали таблицу с уж очень большими ошибками по поводу монгольской культуры. Оно и понятно, в принципе.

Я же вам предлагаю на равных: вы создаете тему, пишите культурный аспект монголов XIII в. приводите его у казахов, если он есть, а я, если он есть, привожу его у монголов. Идет?

6 часов назад, АксКерБорж сказал:

Вот одно из упоминаний саней у Рашид ад-Дина:

"... Чанэ знают в большинстве областей Туркестана и Могулистана. Особенно же о них имеют понятие в областях Баргуджин-Токум (у племен): кори, кьтпгыз, урасут, теленгут и тумат, потому что в этих областях (особенно) употребляют этот способ (передвижения)."

Пруфф:

https://www.open.kg/about-kyrgyzstan/history/historical-records/32378-sbornik-letopisey-rashid-ad-dina.html

Вы наверно искали русское слово "сани", поэтому и не нашли. Вам всегда надо не забывать про тюркскую лексику татар Чингизхана! ;)

Где же ув. Зэйк с его дотошным требованием к полному цитированию. Уже не удивляюсь вашему вырыванию из контекста (кстати, слово как-бы из лексикона лесных племен):

Цитата

Они делают особые доски, которые называют чанэ 566, и на них становятся; сделавши из ремня поводья, [прикрепляют их к передним концам досок], берут в руки палку и, [скользя] по снежному покрову, упираются той палкой в землю, подобно тому как гонят по воде судно. Они так гоняются на чанэ [лыжах] по степи и равнине, по спускам и подъемам, что настигают горного быка и других животных и убивают [их]. Рядом с теми чанэ, на которых сами находятся, они тащат привязанными другие [лыжи]; на них они складывают убитую дичь. Если [даже] наложат на них две-три тысячи манов [груза] 567, то потребуется небольшое усилие, чтобы с легкостью идти по снежному насту. Если же кто-либо будет несведущий и неопытный в этом деле, то, когда он побежит, ноги его разойдутся врозь и разорвутся, особенно на спусках и при быстром разбеге. Обученный же человек бегает с великой легкостью. Никто сему не поверит, пока не увидит.

Это не сани, а лыжи, ув. Кайрат. По сему, покажите мне реальные указания на сани.

По-монгольски "цана" и в АРВМ "чана" - лыжи.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

21 minutes ago, Ермолаев said:

Так, извините, грош цена сей таблице, если вы пишите, что деревянная люлька и облавная охота, например, неизвестны монголам.

А вы поясните, почему. 

Покажите такие же китайские телеги с чересполосным дном равно как у хасаг тэрэг.

Можно как мантру уже использовать. У нас мильон и один раз повторяют "ом мани падмэ хум...", а у вас, видимо, своя религия появилась:).

Если не знали, то откуда в Богдо-ханской Монголии они? По-вашему, это все придумал Шарав?

  Покажите аналоги того, что я вам показал. Найдите четырехколесные телеги с майханами и двухколесную телегу с хижиной на борту у китайцев или маньчжуров. Что же вы все голословите-то? 

Вы индивидуально создали какое-то подобие исследования и нарисовали таблицу с уж очень большими ошибками по поводу монгольской культуры. Оно и понятно, в принципе.

Я же вам предлагаю на равных: вы создаете тему, пишите культурный аспект монголов XIII в. приводите его у казахов, если он есть, а я, если он есть, привожу его у монголов. Идет?

Где же ув. Зэйк с его дотошным требованием к полному цитированию. Уже не удивляюсь вашему вырыванию из контекста (кстати, слово как-бы из лексикона лесных племен):

Это не сани, а лыжи, ув. Кайрат. По сему, покажите мне реальные указания на сани.

По-монгольски "цана" и в АРВМ "чана" - лыжи.

Сани по по монгольски чарга.Лыжи -цана,чана.

У казахов сани-шана, а лыжи -шангыс, похож на Шангысхан..:D

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

В 13.12.2017 в 20:29, Ермолаев сказал:

Так, извините, грош цена сей таблице, если вы пишите, что деревянная люлька и облавная охота, например, неизвестны монголам.

 

Вся абсурдность вашей позиции состоит в том, что в спорах со мной вы культурные традиции тюрко-татарских племен эпохи Чингизхана преподносите всегда за халхаские традиции. Далеко и ходить не надо, по этой абсолютно ошибочной схеме вы утверждаете якобы о детской люльке и облавной охоте у халхасцев, калмыков, ойратов и бурятов.

В подобных спорах вам следует приводить наличие тех или иных традиций именно у халхасцев, калмыков, ойратов и бурятов!

Следуйте в этом мне, я ведь не подменяю казахские традиции тюрко-татарскими. ;) Я всегда в качестве аналогий татарским привожу аналогичные казахские традиции.

 

В 13.12.2017 в 20:29, Ермолаев сказал:

Можно как мантру уже использовать.

 

Про рисунки 20 века и китайскую арбу у монгольских народов без комментариев. Все уже выяснено, поговорка про халву нам с вами не нужна.

 

В 13.12.2017 в 20:29, Ермолаев сказал:

Это не сани, а лыжи, ув. Кайрат. По сему, покажите мне реальные указания на сани. 

 

Сани у тюрков и татар были. Об этом красноречиво свидетельствует русское заимствование "сани" от тюркского "шана - чана".

Надо лишь поискать их упоминания, если они сохранились конечно.

Если их не знают монголоязычные народы, то это не значит, что их не знали тюрки и тюрки татары.

 

В 13.12.2017 в 20:29, Ермолаев сказал:

По-монгольски "цана" и в АРВМ "чана" - лыжи.

 

Очередное монгольское заимствование из тюркского. Чана по-тюркски сани, а не лыжи. 

 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

В 12/13/2017 в 20:29, Ермолаев сказал:

 

Где же ув. Зэйк с его дотошным требованием к полному цитированию. Уже не удивляюсь вашему вырыванию из контекста (кстати, слово как-бы из лексикона лесных племен):

Это не сани, а лыжи, ув. Кайрат. По сему, покажите мне реальные указания на сани.

По-монгольски "цана" и в АРВМ "чана" - лыжи.

Ну а вы на что, Ермолаев? :)

Мимо вас и муха не проскочит, так что туфту на форум никто не протащит. Не переживайте! Для вас что ли большая новость, что все люди пристрастны? 

На этом форуме все цитируют и обращают внимание только на то, что им выгодно. Ну а выводы будут делать сами читатели.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

44 минуты назад, АксКерБорж сказал:

Вся абсурдность вашей позиции состоит в том, что в спорах со мной вы культурные традиции тюрко-татарских племен эпохи Чингизхана преподносите всегда за халхаские традиции. Далеко и ходить не надо, по этой абсолютно ошибочной схеме вы утверждаете якобы о детской люльке и облавной охоте у халхасцев, калмыков, ойратов и бурятов.

В подобных спорах вам следует приводить наличие тех или иных традиций именно у халхасцев, калмыков, ойратов и бурятов!

Следуйте в этом мне, я ведь не подменяю казахские традиции тюрко-татарскими. ;) Я всегда в качестве аналогий татарским привожу аналогичные казахские традиции.

Так давайте уже вы создадите эту тему. Вы думаете я про детскую люльку и облавную охоту просто так заговорил? Вот, например, Миллер (http://www.vostlit.info/Texts/rus16/Miller_8/frametext25.htm):

Цитата

У брацких как по эту, так и по ту сторону Байкала, равно как и у монголов и нерчинских тунгусов, имеется род конной охоты большими сообществами численностью от 100 до 500 человек. Они в этом случае образуют большой круг и, все время сближаясь, окружают в нем дичь, которую с легкостью и убивают. Этот род охоты называется по-русски облава. Они получают таким образом дичь как для еды, а именно маралов, изюбрей в 93, косуль, дзеренов 94, зайцев и т.д., так и пушных-волков, лисиц и т.д. Вся дичь, которая идет на еду, делится поровну между всеми участниками охоты. Так что если облава оказалась неудачной, /л. 15/ то порой каждый получает только какой-нибудь кусок мяса, но если она была удачна, то у каждого хватает еды на несколько дней. А так как они при этом не делают запасов и не заботятся о завтрашнем дне, то все, что они добывают за день, они поедают, если это оказывается возможным, той же ночью, а на следующий день снова начинают охотиться. Так они продолжают непрерывно на протяжении 8-14 дней, но не на одном месте, а постоянно перемещаясь в течение охоты с одного места на другое. На пути могут встретиться какие угодно препятствия,-густые леса, высокие горы, крутые скалы, узкие ущелья, глубокие реки и т.д.,-ничто не может удержать брацкого или монгола, когда он участвует в облаве. /л. 15 об./ Преследуя дичь, он, не задумываясь, бросается на своей лошади с большой высоты, и часто при этом наносит себе значительные повреждения, а нередко бывает и так, что некоторые на охоте и вовсе лишаются жизни. Последнее иногда случается г при облаве, когда круг тесно смыкается, и каждый думает лишь о том, чтобы уложить загнанную дичь луком и стрелами. Ибо тогда они обращают мало внимания друг на друга, и если стрела не попадает в намеченную дичь, она может иногда попасть в находящегося напротив товарища по охоте д, так что вместо дичи с места уносят мертвым его. И если на охоте случается такое е [315] несчастье, то у всех этих народов насчет этого существует суеверие, что они тотчас прекращают охоту, ибо как этот день, так и эта местность в данный момент считаются у них несчастливыми. I: Как, к примеру, при моем проезде через Верхоленск осенью 1737 г. на облаве, которую по моему побуждению устроили брацкие, произошел такой несчастный случай, вследствие которого эта охота продолжалась всего 2 дня, тогда как была рассчитана на 8 дней. :I ж Однако через пару /л. 16/ дней это развлечение опять возобновляется в соседней местности

 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

52 минуты назад, АксКерБорж сказал:

Очередное монгольское заимствование из тюркского. Чана по-тюркски сани, а не лыжи. 

Прекрасно. Значит у Рашид-ад-Дина именно монгольское слово тюркского происхождения.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Для публикации сообщений создайте учётную запись или авторизуйтесь

Вы должны быть пользователем, чтобы оставить комментарий

Создать аккаунт

Зарегистрируйте новый аккаунт в нашем сообществе. Это очень просто!

Регистрация нового пользователя

Войти

Уже есть аккаунт? Войти в систему.

Войти



×
×
  • Создать...