Перейти к содержанию
Peacemaker

Что за племя Баргун,Бархун?

Рекомендуемые сообщения

Quote

§ 239. В год Зайца (1207) Чжочи был послан с войском Правой руки к Лесным народам. Проводником отбыл Буха. Прежде всех явился с выражением покорности Ойратский Худуха-беки, со своими Тумен-Ойратами. Явившись, он стал провожатым у Чжочия. Проводил его к своим Тумен-Ойратам и ввел в Шпхшит. Подчинив Ойратов, Бурятов, Бархунов, Урсутов, Хабханасов, Ханхасов и Ту басов, Чжочи подступил к Тумен-Киргязам.

В ССМ -Баргун.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Quote
Багуты

Среди торгутов известно этническое подразделение багутов, которые проживают в Элисте, Лаганском и Черноземельском районах Калмыкии, Астраханской области, Синьцзян-Уйгурском автономном районе Китая. В XIX веке багуты жили также среди донских калмыков. Была даже станица Багутовская.


Известно, что при Аюке-хане Багутовский улус, по одним источникам, состоял из 5000, по другим из 6-8 тысяч кибиток. Багуты в свою очередь подразделяются на ики-багуты, дойда багуты, шарс багуты.

Родовой печатью (тамга) ики-багутов (большие, старшие багуты) служила чиндамани (жиндмн) «Драгоценность, исполняющая желания». Родовым божеством был Кегшин-Чакчу, или Чакчм. Ики-багутов также называют халувга-багут (халвhа) по имени зайсанга Халванга.

Дойда багуты (дойодские багуты) название получили по имени зайсанга Дойода, сына Даши-Дондука. Тамгой была также чиндамани. Дойда багуты поклоняются бурхану Мяядрин гегян.

Шарс багуты жили в Яндыковском улусе. По мнению Зои Содкаевны Бадмагаряевой, происходившей из этого рода, шарс багуты подразделялись на нарна шарс и манджин шарс.

Термин шарс нередко встречается в научной литературе. Так, известный монгольский ученый X. Лувсанбалдан среди джунгарских дербен-ойратов отмечает род шарс. Финский ученый Г. И. Рамстедт пишет, что в олётском языке словом «шарс» называется какой-то народ и добавляет, что шарс-махыс народ монгольского происхождения, живущий, должно быть, в Западной Европе.

В составе дербетов есть шарнуты, известные в торгутовских улусах под названием шарад, входивших в ойратский племенной союз домонгольской эпохи, основной ареал которых охватывает территорию Прибайкалья, т. е. территорию расселения ранних ойратов. Поэтому шарнуты-шарады (шарасы) встречаются в составе ойратов, бурят и калмыков, имевших в прошлом тесные этногенетические и хозяйственнокультурные связи и взаимодействия. Как видно, этноним шарс показывает их отношение к ранним ойратам.

Помимо указанных подразделений также можно назвать шин багутов, бухтын багутов и тоста багутов. Шин багуты жители населенного пункта, который так и называется - Шин багут. Это новая группа ики-багутов, переселенцев из Эркетеневского улуса в Яндыковский во времена Очки МенкоУбушаева. Они делятся на следующие кости: харнуты, эльджигуты, шарнуты, заамуты, хо-меркиты, бага-цохуры и другие. Помимо этого существует мнение, что шинбагутовцы, в основном, если не все, состоят из эркетеневцев. Историк Урюбджюр Эрдниев отмечал, что после революции на территорию Багутовского аймака прикочевали разорившиеся калмыки из Эркетеневского улуса и образовали поселение Шинэ багут.

Бухтын багуты - это также жители одноименного населенного пункта Бухта, находившегося в излучине Лаганского банка, недалеко от современной Ракуши, с которой потом слился.

Тоста багуты это жители бывшего поселка Шар Луузн Долбанского улуса, в основном выходцы из дойда багутов. Этимологию слова «багут» некоторые пытаются объяснять словом баh, что значит «малый, незначительный». Такое самоуничижительное слово вряд ли стало бы названием этноса, тем более самоназванием. К тому же численность багутов убеждает в обратном. Они наравне с цаатанами, эркетенами являются одним из крупных компонентов торгутов. Не зря существует поговорка «Эрктн, цаатн, баhуд hурвн эвтя сяяхн жирhня» «Эркетены, цаатн, багуты прекрасно, мирно живут». Они все между собой перемешались, переженились, образуя единое торгутское население. Нередко можно услышать: «Докшн барс жилтяв, дойда багут гергтяв» «Родился в год свирепого барса и жена из дойда багутов». Перемешались даже бурханы багутов и цаатанов. Известный лаганский поэт Иван Убушаев не различает их, он пишет:

Молитвы кружат над домами.
Они очистители душ.
Пусть слышат их наши бурханы
И старец Чагчав, и Аюш.

Существует склонность возводить искомый этноним к выражению «бah керяд», однако никто из исследователей это не разделяет. К тому же слово «керяд», как ведущее слово из этого сочетания, не должно было исчезнуть. Если следовать этой логике, то словосочетания «бah цоохр», «бah дервд» должны будут превратиться в слово «баhут». Поэтому эта версия, как ненаучная, отметается.

У. Эрдниев отмечает, что во времена чингисидов ойраты выставляли сорок тысяч воинов в общемонгольскую армию. Такое огромное число было под силу союзу ойратских племен, состоявших из багутов, батутов, хойтов и других.

Другой ученый Геннадий Авляев справедливо возводит багутов и их наименование к баргутам, баргу-бурятам, которые назывались «братскими калмыками», и в древние времена обитали в Прибайкалье, где также проживали предки калмыков — ойраты. Авляев утверждает, что термин «баргут» вследствие выпадения звука р в калмыцком произношении превратился в «багут». Видимо, подобно тому, как название аха-цаатановского рода «баатут» образовалось от «баатр» «богатырь», или слово «ут» произошло от «урту» «длинный, долгий». На этой основе Авляев считает, что багуты происходят от средневековых баргу-бурятов, или баргутов и являются их потомками. Далее, он вслед за «Сокровенным сказанием монголов» справедливо отмечает, что часть хори-туматов и баргутов после подавления их войсками Чингиса в 1207 году отдали под управление ойратскому тайше Хутуха-беки. С этого времени часть западных протобурятских племен оказалась под влиянием ойратов и ассимилировалась в их среде.

Николай Убушаев, доктор филологических наук

http://www.bumbinorn.ru/customs/1165135 ... 48654.html

 

  • Одобряю 1
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Монгол Улсын шүүхийн шийдвэрийн сан

www.shuukh.mn/irgenanhan/33363/view
  1.  

... 18-16 тоотод оршин суух Барнууд овогт Ренчинпүрэвийн Цэцэнгэрэл /РД75102500/ ... Хариуцагч Р.Цэцэнгэрэл шүүхэд өгсөн тайлбартаа: Ням овогтой ..

Хөвсгөл аймгийн Галт сумын бөхчүүд

mongolnaadam.mn/bd
  1.  
Барнууд овогтой С.Ганзориг Улаанбаатар хотод төрсөн. Галт сумын Рашаант багийн уугуул, 1973 оноос эхлэн үндсэн ажлаас гадуур биеийн тамир .

2016.02.04 - Монгол Улсын шүүхийн шийдвэрийн сан

shine.shuukh.mn/irgenanhan/19505/view
  1.  
... албадан хөдөлмөр хийлгэх тухай хуулийн 6 дугаар зүйлийн 6.3-т зааснаар Бархай овогт Балын Батчулуун /ОЛ63122971/-ыг албадан эмчилсүгэй. 2.

2014.04.25 - Монгол Улсын шүүхийн шийдвэрийн сан

www.shuukh.mn/irgenanhan/7687/view
  1.  

... хянан шийдвэрлэх тухай хуулийн 145-р зүйлийн 145.6-д зааснаар 1997 оны 11-р сарын 12-ны өдөр төрсөн хүү Б.Ганзоригийг Бархай овогт Батаагийн ..

 

2013.05.21 - Монгол Улсын шүүхийн шийдвэрийн сан

old.shuukh.mn/irgenanhan/59377/view
Иргэний Хэрэг Шүүхэд Хянан Шийдвэрлэх тухай хуулийн 135 дугаар зүйлийн 135.2.6- д зааснаар нэхэмжлэгч Бархад овогт Самбарьдын Баттулгыг Ховд ...
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

24 минуты назад, Peacemaker сказал:

 

У дербетов и бузавов есть и шареды-шарады, тоже думаю что багуды от баргу-бурят, хотя и баргасы ,барцхасы у нас отдельно есть

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

14 минут назад, Peacemaker сказал:

Может кыргызские баргы это баргуны?

barg.gif

Баргуны вероятно растворились без следа, многие народы так исчезли, к примеру манджуров то щас нет.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

6 minutes ago, mechenosec said:

Баргуны вероятно растворились без следа, многие народы так исчезли, к примеру манджуров то щас нет.

Думаю они шас как баргы в составе нынешних кыргызов.

Quote

Баргы, уруу

 
 

Баргы - адигине уруулук тобундагы ири уруунун бири. Генеалогиялык маалыматтар боюнча Баргы - Адигиненин улуу баласы. Оң канатка кирген баргылар кыргыз этносунун пайдубалын түптөгөн байыркы уруулардан болот. Баргу - азыркы Монголиядагы топонимикалык аталыш катары да белгилүү. Маалыматтар Ички Монголиядагы (Кытай Эл Республикасы) монголдордо «барга» аттуу ири уруу бар экендигин тастыктайт. Рашид ад-Дин (13-к.) төмөнкүдөй маалыматтарды жазат: «Кыргыз жана Кэм-Кэмжиут кошуна, жакын турган аймактар, бул жерлер бир мамлекеттин (Кыргыздар мамлекети) курамына кирет.... Кэм-Кэмжиуттун бир тарабы наймандар, андан ары Баргужин-Токум деген жерде кори, баргу, тумат, байаут уруулары жашашат, алардын айрымдары монгол тилинде сүйлөшөт. Фарси автору баргулардан Иранда (илхандардын монгол администрациясында, 13-к.) белгилүү мамлекеттик ишмерлер болгондугун жазат. Рашид ад-Дин: «Баргут, кори, төөлөс, тумат уруулары тектеш элдер, аларды Селенга дарыясынын аркы жээк тарабында жашагандыгы үчүн баргуттар, алар турган аймак ушундан улам Баргужин-Токум деп аталат», - деп жазат. Баргулар түрк (кыргыз) тилинде сүйлөгөнүн тарыхый булактагы адам аттары, алардын титулатурасы айгинелеп турары бышык. Демек, 13-к. бүгүнкү кыргыздардагы эң ири уруулар катары эсептелген найман, дөөлөс (төөлөс), баргы, баят (тейит), туума тукум (найман) ж. б. «Кыргыз өлкөсү» жайгашкан аймактарды мекендешкен, кыргыз этносунун курамына жуурулушкан. Энесай- дын чыгыш тарабындагы жайгашкан жерлер монголдордо 12-13- кк. «Баргужин-Тукум» деген ат менен белгилүү болгон. Рашид ад- Дин берген маалыматтарга караганда, баргуттар (-т монгол тилдеринде көптүк маанини аныктаган сөз жасоочу мүчө) Чыңгыз хан жана анын мураскорлоруна ак дилден кызмат өтөшкөн. Баргу, төөлөс, туматтар падышаларын «инал» деп аташары алардын те- гинин кыргыз экендигин дагы бир ирет тастыктаары ырас. Баргалжан (Баргужин) монгол тилдеринде «түнт токойлуу», «өздөштүрүлө элек тоолу аймак», токум - монг. төхүм. «төркүн», «уруулаштар», «туугандар» дегенди аныктайт. Учурда Бурятияда Баргузин аттуу аймактык-административдик бирдик бар экендиги маалым. Демек, жогорудагы маалыматтарга таянсак, этникалык аталыш- тын эзелки мааниси «токойлуу, тоолуу аймакта жашаган тектеш, уруулаш туугандар» маанисин аныктайт.

 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Только что, Peacemaker сказал:

Думаю они шас как баргы в составе нынешних кыргызов.

Тёзок все таки много, калмыцких баргасов тоже в баргуны запишем? И багудов заодно :lol:

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

И баркуй -татаров в баргунов тоже запишем..В наших краях есть халхи из рода барга.Мне всегда было не понятно как восточные буйрнурские баргуты оказались на западе Халхи.

:lol:

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

10 минут назад, Peacemaker сказал:

И баркуй -татаров в баргунов тоже запишем..В наших краях есть халхи из рода барга.Мне всегда было не понятно как восточные буйрнурские баргуты оказались на западе Халхи.

:lol:

А вот ваши барга, ведь калмыцкое баргас это множественное от барга, многие оказались в разных местах,ойраты и в Китае, в России, Монголии к примеру, удивляться тут нечему. Но и тёзок конечно много.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

халха-баргы живут восновном северных сомонах Завханского аймака.Я считаю,что они точно из лесных-баргунов в ССМ.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

23 часа назад, Peacemaker сказал:

халха-баргы живут восновном северных сомонах Завханского аймака.Я считаю,что они точно из лесных-баргунов в ССМ.

У манджуров всего 3% м-48 :lol:

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

В 7/2/2017 в 12:23, Peacemaker сказал:

И баркуй -татаров в баргунов тоже запишем..В наших краях есть халхи из рода барга.Мне всегда было не понятно как восточные буйрнурские баргуты оказались на западе Халхи.

:lol:

Что скажете что у манджуров всего 3% м-48 ?:lol:

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

35 minutes ago, mechenosec said:

Что скажете что у манджуров всего 3% м-48 ?:lol:

Думаю,что родоплеменный состав древних маньчжуров очень отличается от нынешного состава..

  • Одобряю 1
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

2 минуты назад, Peacemaker сказал:

Думаю,что родоплеменный состав древних маньчжуров очень отличается от нынешного состава..

Почему у них другой язык ?:D

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

В 02.07.2017 в 15:17 Peacemaker написал:

Думаю они шас как баргы в составе нынешних кыргызов.

 

Я тоже склоняюсь к тому, что бархун ССМ, баргут РАДа - это могулистанские барки. Сейчас имхо они в основном среди кыргызов - баргы!

Среди казахов баркы (керей напр) возможно это осколки могулистанских барки.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

В 25.02.2018 в 22:33 Zake написал:

Я тоже склоняюсь к тому, что бархун ССМ, баргут РАДа - это могулистанские барки. Сейчас имхо они в основном среди кыргызов - баргы!

Среди казахов баркы (керей напр) возможно это осколки могулистанских барки.

 

Даже территориальное расселение сходится с вашим отождествлением, ув. Zake.

И кыргызы в прошлом, и керей[т] и в прошлом и сейчас населяли Алтай и Иртыш, где и локализуются средневековые баргуты.

 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

 

ДТС:

55b39e130dd4.jpg

8d14e2b7d6c4.jpg

 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Для публикации сообщений создайте учётную запись или авторизуйтесь

Вы должны быть пользователем, чтобы оставить комментарий

Создать аккаунт

Зарегистрируйте новый аккаунт в нашем сообществе. Это очень просто!

Регистрация нового пользователя

Войти

Уже есть аккаунт? Войти в систему.

Войти


×
×
  • Создать...