Перейти к содержанию
Гость Anonymous

Жалаиры-Джалаиры-Jalair

Рекомендуемые сообщения

Тогда, скорее всего речь идет об Аргун-Ака, усыновленного Каданом-жалаиром, который купил его не помню у кого за бедро говядины, он по мнению некоторых аргынов является их прародителем. Из какого рода происходит он сам не помню. Кто-то приводил сведения о том, что у многих аргынов гены кавказские, если я не ошибаюсь, Вы азербайджанец, Зиядоглу???

Да, я тюрок из Азербайджана, каджар, род Зиядоглу

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

  • Модераторы

В Летописях РАД

Аргун ага то ойрат.

Ноуруз его потомок принял ислам и от них династия чобанидов. Последнего чобанида, Мелика Ашрафа, кажись Золотоордынский Джанибек прикончил.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Потомок Аргын-аги - Кодан. Его сын - Даиркожа (Акжол). От старшей его жены- Каракожа. От младшей-Суюндик. От Суюндика - Сарыжетим и Шакшак. Их потомки - в Младшем жузе. Называются токал-аргыны. От старшей жены Каракожи - Мейрам. От его младшей жены Момын - Карасофы, Кенжесофы, Байсетин. От старшей жены Мейрама - Куандык, Суюндик, Бегендик, Шегендик. От младшей - Болат. От Куандыка четверо сыновей - Алтай, Карпык, Темиш, Барушы. У Суюндика трое своих сыновей-Жанболды, Колболды, Орманшы и усыновленный - Каржас. Потомки этих четверых назывались тортаул (четыре аула). Сын Бегендика-Козган, сын Шегендика - Каксал. От Болата - Майхы и Бошан и два приемных сына-Жалыкпас, Камбар. Потомкии этих четверых-зовутся каракесеками У вышеназванного Карасофы, что родился от младшей жены Каракожи, было два сына-Атыгай и Караул. У Байсетина было три сына - Айтей, Байымбет, Жанай. У Кенжесофы было два сына - Канжыгалы и Тобыкты Эти семеро в народе получили прозвище по имени своей бабушки Жеты Момын ("Семеро от Момын"). От него Ерсетек и Даулетек. Даулетеку как-то на большом тое случилось сторожить казаны с толстой палкой в руке. За это его прозвали Жуан Таяк ("Толстая палка"). Отсюда и получили свое наименование его потомки-Жуантаяки. Трое сыновей было у него-Байгара, Байшора, Жиеншора. Последний был человеком образованным, за что хотели прозвать его Хафизом, но опять же из-за трудного произношения стали звать Абызом. От Байгары - Архар и Бокен. От Байшоры - Шагырбугы. От него - Кудайкул, Кожагул, Андагул. У Андагула от жены-кипчачки - Батбанак. Его сын - Карабатыр. От вышеупомянутого Абыза (Жиеншоры) - Абдал, Жумык, Абле, Шаршак. От Абдала - Ескене. От Жумыка - Нарымбет и Жиенбет. У Ескене было три сына - Таниркулы, Жумас, Бектас. От Нарымбета - Отегул, Бердибай, Отебай. От Отегула - Толебай, Корпе. От Жиенбета - Кульсары, Токсан. От Толебая пятеро - Кожагельды, Кара, Кожамбет, Жангожа, Айтхожа От Кульсары - Кудайсугир, Берсугир. От Токсана- Жаныбек и Тогузак.

От старшего сына вышеупомянутого Тобыкты Ерсетека - Мусабай, Кокше, Дадан. От дочери Мусабая, отданной замуж за уйсуна - Кулык. И еще Даулетек, которого прозвали Жуантаяком - младший сын Тобыкты - вот эти пятеро зовутся Бес жан Мусабай. От Кокше-Топыш и Томан. У Топыша двoe-Башы, Шобан. У Томана-Каракошек, Балтай. От Шобана шестеро - Надир, Берет, Алим, Жасыбай, Карабакан, Турабай.

От Дадана-Есенбакты, Даулетбакты, Аксак. У Есенбака двое-Манас и Танас. У Манаса трое-Баэаркул, Кенжебарак, Токал. У Даулетбакты - Айбеске, Калдау. Все они зовутся Дадан Тобыкты.

От вышеупомянутого бия Мусабая - Толенкожа, Суйырбас. Этого Толенкожу кто-то из аргынов прозвал Жаман Тобыкты, и все потомки его носили это имя жамантобыктинцев. От Толенкожи- Баянай, Шегир. От Баяная-Еспентай и Елебай. Сын Еспентая - Токебай. Сын Елебая - Могал. От Могала Жокен. У него было четыре сына - Таз, Нурке, Бирке, Ожар. У вышеназванного Шегира сын Байбол, от дочери, отданной в кипчакский род, внук Жузбейнет. От Бай-бола Боранши. От него Есболат, Альмембет, Айгана, Абыл и приемный сын Касым. Есболат усыновил Кайыпберды. От него Кошкар, Сенгир, Богей, Текзан. От Альмембета - Кадир, Топек. От Айганы - Игилик, Ораз.

У вышеупомянутого Мусабая еще от одного его сына Суирбаса трое - Али, Сары, Кожаберген. От Али- Орыс, Каржау. У Сары от старшей жены - Мамбетай, Умбетай, от Конырбике, дочери Турсын-хана, Мамбет-софы, Кишик. В народе его звали Кошек. От Кожабергена - Бекпембет, Жапал. От Мамбетая - Таниберды, Тасболат, Байгазы. У Таниберды от старшей жены - Базар, Сагындык. От другой - Шакар. От младшей Коспай, Толек.

От Мамбетсофы - Боранай, Кабас. От Бораная - Жумагул, Кожан. От Жумагула шестеро - Мамай, Мырза, Баян, Боген, Ырысбай, Манай. Вот этот самый батыр Мамай и привел род тобыкты из орских лесов к подножию Чингисских гор.

От вышеназванного Кишика от старшей жены - Санмурат, Беимбет. От младшей - Анет, Айтек. Этот Анет и есть тот самый Анет-баба, прозванный так за участие в составлении знаменитого свода законов - Жеты Жарга ("семь установлений"), один из семи биев (составителей), который в девяносто семь лет из-за немощи cвоей был оставлен на горе Каратау, когда казахи в год Великого бедствия ("Актабан-шубырынды") оставили берега Сырдарьи. От Санмурата - Байгара, Кулгара, Агыбай. От Байгары - Конысбай, Кенбай, Аршабай. Сын Кулгары Жанбай. Сын Атыгая Бугыбай, от него - Байтобет, Сокырша. Сын вышеупомянутого Беимбета Танатар. От него трое - Сак, Тогалак, Сакулык. У Сака было пятеро сыновей - Алимбет, Жолымбет, Есенгельды, Жаркын, Сазан, а также рожденный от дочери его внук керей - Шекы. У Тогалака было семь сыновей - Есен, Аман, Енсе, Балта, Тойте, Койгельды, Тайсоймас и два приемных сына - Серкебай, Усен. От Усена - Болатбай

У вышеназванного Анет-бабы пятеро сыновей от старшей жены, все погибли в сражении с калмаками. О тех кто остался там кроме них, у меня сведений нет. Сюда же были доставлены в бесиках (колыбельных люльках) дети Байболата, одного из тех пяти от первой жены,- Балуан и Бакай. От Балуана потомков нет. От Бака трое - Курманбай, Жарылган, Токкожа. От Курманбая - Байимбет, от него Толакбай. От Жарылгапа - Шангырбай, Сасыкбай. От Сасыкбая - Отыншы, Kepeйбай. От Шангырбая - Карабас, Жортабай. От Токкожи Кобеген. Сын его Дуйсенбай ныне жив. Остальные все живут в Белагаше. От одной из жен Анет-бабы был сы Жаубасар, от него - Отегул, Ман. От Отегула - Журынбай, Токбан, Сыдык. От Мана - Акбай, Туяк. О младшей жены Анет-бабы - Есболат, Шака. От Есболата - Байгел, Шабан. Шака имел трех сыновей - Айтуара, Тауке, Бостана.

У вышеназванного Айтека от старшей жены - Олжабай, от младшей - Байторе, Калкаман. Калкаман этот похитил дочь Манбетая Мамыр, бежал с ней, но был пойман и приговорен к казни "ок байлау". Отделавшись ранением в бедро, Калкаман в обиде на Анет-бабу откочевал в области Бухары. По слухам, род его продолжился (потомки его поныне живут там). Брат его Байторе, известный под именем Бакен, оставил потомство, которое нынче насчитывает около ста юрт. От Байторе - Шоткара, Досак, Отеген, Байдаулет. От Шоткары - Байсары, Мангыт, Байше и внуки от дочерей-Татибай, Жаназай. Приемный сын - Жамбы. От Досака - Татиш, Сандык. От Отегена - Кунтуган, Сары и внук от дочери Байгутты. У Байдаулета было двое сыновей - Бактыбай, Тойгулы и приемные - Мурасыл, Есенбек.

И все же вернемся к Жалаирам.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Потомок Аргын-аги - Кодан. Его сын - Даиркожа (Акжол). От старшей его жены- Каракожа. От младшей-Суюндик. От Суюндика - Сарыжетим и Шакшак. Их потомки - в Младшем жузе. Называются токал-аргыны. От старшей жены Каракожи - Мейрам. От его младшей жены Момын - Карасофы, Кенжесофы, Байсетин. От старшей жены Мейрама - Куандык, Суюндик, Бегендик, Шегендик. От младшей - Болат. От Куандыка четверо сыновей - Алтай, Карпык, Темиш, Барушы. У Суюндика трое своих сыновей-Жанболды, Колболды, Орманшы и усыновленный - Каржас. Потомки этих четверых назывались тортаул (четыре аула). Сын Бегендика-Козган, сын Шегендика - Каксал. От Болата - Майхы и Бошан и два приемных сына-Жалыкпас, Камбар. Потомкии этих четверых-зовутся каракесеками У вышеназванного Карасофы, что родился от младшей жены Каракожи, было два сына-Атыгай и Караул. У Байсетина было три сына - Айтей, Байымбет, Жанай. У Кенжесофы было два сына - Канжыгалы и Тобыкты Эти семеро в народе получили прозвище по имени своей бабушки Жеты Момын ("Семеро от Момын"). От него Ерсетек и Даулетек. Даулетеку как-то на большом тое случилось сторожить казаны с толстой палкой в руке. За это его прозвали Жуан Таяк ("Толстая палка"). Отсюда и получили свое наименование его потомки-Жуантаяки. Трое сыновей было у него-Байгара, Байшора, Жиеншора. Последний был человеком образованным, за что хотели прозвать его Хафизом, но опять же из-за трудного произношения стали звать Абызом. От Байгары - Архар и Бокен. От Байшоры - Шагырбугы. От него - Кудайкул, Кожагул, Андагул. У Андагула от жены-кипчачки - Батбанак. Его сын - Карабатыр. От вышеупомянутого Абыза (Жиеншоры) - Абдал, Жумык, Абле, Шаршак. От Абдала - Ескене. От Жумыка - Нарымбет и Жиенбет. У Ескене было три сына - Таниркулы, Жумас, Бектас. От Нарымбета - Отегул, Бердибай, Отебай. От Отегула - Толебай, Корпе. От Жиенбета - Кульсары, Токсан. От Толебая пятеро - Кожагельды, Кара, Кожамбет, Жангожа, Айтхожа От Кульсары - Кудайсугир, Берсугир. От Токсана- Жаныбек и Тогузак.

От старшего сына вышеупомянутого Тобыкты Ерсетека - Мусабай, Кокше, Дадан. От дочери Мусабая, отданной замуж за уйсуна - Кулык. И еще Даулетек, которого прозвали Жуантаяком - младший сын Тобыкты - вот эти пятеро зовутся Бес жан Мусабай. От Кокше-Топыш и Томан. У Топыша двoe-Башы, Шобан. У Томана-Каракошек, Балтай. От Шобана шестеро - Надир, Берет, Алим, Жасыбай, Карабакан, Турабай.

От Дадана-Есенбакты, Даулетбакты, Аксак. У Есенбака двое-Манас и Танас. У Манаса трое-Баэаркул, Кенжебарак, Токал. У Даулетбакты - Айбеске, Калдау. Все они зовутся Дадан Тобыкты.

От вышеупомянутого бия Мусабая - Толенкожа, Суйырбас. Этого Толенкожу кто-то из аргынов прозвал Жаман Тобыкты, и все потомки его носили это имя жамантобыктинцев. От Толенкожи- Баянай, Шегир. От Баяная-Еспентай и Елебай. Сын Еспентая - Токебай. Сын Елебая - Могал. От Могала Жокен. У него было четыре сына - Таз, Нурке, Бирке, Ожар. У вышеназванного Шегира сын Байбол, от дочери, отданной в кипчакский род, внук Жузбейнет. От Бай-бола Боранши. От него Есболат, Альмембет, Айгана, Абыл и приемный сын Касым. Есболат усыновил Кайыпберды. От него Кошкар, Сенгир, Богей, Текзан. От Альмембета - Кадир, Топек. От Айганы - Игилик, Ораз.

У вышеупомянутого Мусабая еще от одного его сына Суирбаса трое - Али, Сары, Кожаберген. От Али- Орыс, Каржау. У Сары от старшей жены - Мамбетай, Умбетай, от Конырбике, дочери Турсын-хана, Мамбет-софы, Кишик. В народе его звали Кошек. От Кожабергена - Бекпембет, Жапал. От Мамбетая - Таниберды, Тасболат, Байгазы. У Таниберды от старшей жены - Базар, Сагындык. От другой - Шакар. От младшей Коспай, Толек.

От Мамбетсофы - Боранай, Кабас. От Бораная - Жумагул, Кожан. От Жумагула шестеро - Мамай, Мырза, Баян, Боген, Ырысбай, Манай. Вот этот самый батыр Мамай и привел род тобыкты из орских лесов к подножию Чингисских гор.

От вышеназванного Кишика от старшей жены - Санмурат, Беимбет. От младшей - Анет, Айтек. Этот Анет и есть тот самый Анет-баба, прозванный так за участие в составлении знаменитого свода законов - Жеты Жарга ("семь установлений"), один из семи биев (составителей), который в девяносто семь лет из-за немощи cвоей был оставлен на горе Каратау, когда казахи в год Великого бедствия ("Актабан-шубырынды") оставили берега Сырдарьи. От Санмурата - Байгара, Кулгара, Агыбай. От Байгары - Конысбай, Кенбай, Аршабай. Сын Кулгары Жанбай. Сын Атыгая Бугыбай, от него - Байтобет, Сокырша. Сын вышеупомянутого Беимбета Танатар. От него трое - Сак, Тогалак, Сакулык. У Сака было пятеро сыновей - Алимбет, Жолымбет, Есенгельды, Жаркын, Сазан, а также рожденный от дочери его внук керей - Шекы. У Тогалака было семь сыновей - Есен, Аман, Енсе, Балта, Тойте, Койгельды, Тайсоймас и два приемных сына - Серкебай, Усен. От Усена - Болатбай

У вышеназванного Анет-бабы пятеро сыновей от старшей жены, все погибли в сражении с калмаками. О тех кто остался там кроме них, у меня сведений нет. Сюда же были доставлены в бесиках (колыбельных люльках) дети Байболата, одного из тех пяти от первой жены,- Балуан и Бакай. От Балуана потомков нет. От Бака трое - Курманбай, Жарылган, Токкожа. От Курманбая - Байимбет, от него Толакбай. От Жарылгапа - Шангырбай, Сасыкбай. От Сасыкбая - Отыншы, Kepeйбай. От Шангырбая - Карабас, Жортабай. От Токкожи Кобеген. Сын его Дуйсенбай ныне жив. Остальные все живут в Белагаше. От одной из жен Анет-бабы был сы Жаубасар, от него - Отегул, Ман. От Отегула - Журынбай, Токбан, Сыдык. От Мана - Акбай, Туяк. О младшей жены Анет-бабы - Есболат, Шака. От Есболата - Байгел, Шабан. Шака имел трех сыновей - Айтуара, Тауке, Бостана.

У вышеназванного Айтека от старшей жены - Олжабай, от младшей - Байторе, Калкаман. Калкаман этот похитил дочь Манбетая Мамыр, бежал с ней, но был пойман и приговорен к казни "ок байлау". Отделавшись ранением в бедро, Калкаман в обиде на Анет-бабу откочевал в области Бухары. По слухам, род его продолжился (потомки его поныне живут там). Брат его Байторе, известный под именем Бакен, оставил потомство, которое нынче насчитывает около ста юрт. От Байторе - Шоткара, Досак, Отеген, Байдаулет. От Шоткары - Байсары, Мангыт, Байше и внуки от дочерей-Татибай, Жаназай. Приемный сын - Жамбы. От Досака - Татиш, Сандык. От Отегена - Кунтуган, Сары и внук от дочери Байгутты. У Байдаулета было двое сыновей - Бактыбай, Тойгулы и приемные - Мурасыл, Есенбек.

И все же вернемся к Жалаирам.

Арсеке, не знаю как насчет -ага, но правильнее будет звучать имя предка аргынов как Қотан или Қотанбай (вспомните половецкого Котяна), но никак не Кодан. Байсетин тоже правильно звучит Бәсеңтиін на русском Тихая белка.

Далее про аргынов: родословная их легко передается словами: "Бес Мейрам, Жеті Момын, Екі Шекті", т.е. аргыны состояли, по крайне мере в 18 веке, из подгрупп: 5 родов Мейрамов, 7 родов Момынов, 2 родов Шекті.

Здесь я как-то приводил слова из письма моего предка по материнской линиии аға-сұлтана Баянаульского внешнего округа Қазанғапа би своему другу Саққұлақ би в стихах (это приблизительно 1825 г.):

Орта жүз: Арғын, Қыпшақ, Қонырат, Найман,

Төртеуі туған екен Қотан байдан.

«Бес Мейрам», «Жеті Момын», «Екі шекті»,

Арғынның қай қатынынан қанат жайған?

Ошбай, Жаубасарлар кірме болса,

Керей, Уақ бұл жаққа келді қайдан?

«Ел жаманы Тарақты», оның өзі,

«Сегіз ноқта ағасы» боп Қоныраттан.

Адамды адастырмай шындықты айтсаң,

Біз түгіл ұрпақтарға тиер пайдаң.

Қаржастың түбі «Шикі Сарт» дейді ғой,

Сағеке, бастаңызшы осы жайдан…

Так вот:

5 Мейрамов: Қуандық, Сүйіндік, Бегендік, Шегендік, Қаракесек.

7 Момынов: Бәсеңтиін, Атығай, Тобықты, Қанжығалы, Қарауыл, Шақщақ, Сарыжетім

2 Шекті: Жоғарғы шекті, Төменгі шекті.

В частности у нас, где аргыны считаются (после изгнания жунгар) абсолютным большинством или около 80-90% всех казаков, компактно проживают из выше перечисленных в основном:

Из группы "5": Бегендык, Суйиндик и Каракесеки. Из группы "7": Басентиин и Канжыгалы.

От Даулетека включительно вы Арсеке углубились только непосредственно в род Великого Абая - Тобыкты (Семей).

Могу сказать, что к примеру, атыгаи проживают в Кокшетауской и СКО.

Насчет кавказского прошлого аргынов так не считаю. Во времена Улуг улуса (Золотой Орды) аргыны бывали в Крымском ханстве и близ в степях да и только, по-моему.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Насчет кавказского прошлого аргынов так не считаю. Во времена Улуг улуса (Золотой Орды) аргыны бывали в Крымском ханстве и близ в степях да и только, по-моему.

Про кавказские гены говорил, если мне память не изменяет Асан Кайгы. Надо у него спросить. Если это так, то может аргыны потомки кавказцев захваченных в плен Субудаем и Джебе? Нигде не написано, что брали пленных, но может некоторое количество детей-мальчиков взяли с собой в разрушенных кавказских селениях - таке было в обячаях воинов Чингис Кагана. Также в Летописях РАДа описан случай когда каган, кажется Угэдэй, не помню кто точно, пытался получить потомство от перса-борца, "подставив" ему девушку-монголку, хотя не пишется о том, была ли попытка удачной.:)

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

:) и еще раз :)

Аргыны никогда не были 80 или 90% всех казахов!!!!!!! Вы что такое пишите?????????????

Южный Казахстан - Албаны, ысты, шапырашты,коныраты итд№

Восточный Казахстан - 95% Найманы и 5% Кереи с Аргынами

Центральный Казахстан - 60% Аргыны и 40% остальные

Западный Казахстан - Младший жуз

Северяне - Старший жуз.

Интересно как могли аргыны так разростись??? Во времена Шынгыс хана были два могущественных государства - Кереиты и Найманы...про аргынов там вообще никто и не говорил.

Давайте с казах.ру потянем сюда казахов?

Вы либо слишком молодой...либо не знаю даже что....

Полная деза!

Это АксКерБорж пишет о своем регионе, я так понимаю.

Кроме того, аргыны хоть и многочисленны, но не многочисленнее найманов. ИМХО.

Аргыны существовали и во времена Чингисхана, у РАДа упоминается род аргунон.

Здесь тема про жалаиров, но аргынов пообсуждать тоже можно, Аргун-ака был усыновлен жалаирами, воспитан в их семье и, я так понимаю, благодаря им стал известынм нояном.

Кроме того, по некоторым известиям о происхождении ТАРАКТЫ они происходят от некоего воина жалаира, который то-ли погиб или просто бросил девушку аргынку и она родила мальчика, от которого пошли таракты, которых так прозвали из-за тамги жалаиров и назначили, якобы род Таракты нокта-ага Орта жуза из-за его происхождения от жалаира-представителя нокта-ага Улы жуза и всех казахов вообще по совместительству.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Мужики, сразу предупреждаю, если будете разводить здесь трайбализм и выяснять кто круче - тему закрою

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Все нормально, просто если потянуть сюда народ с казах.ру, они так зажгут, что мало не покажется. :)

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Нояну и Жалаиру:

1. Аргыны действительно основное большинство в Кереку или в СЗК, см: Муканова и Вострова, такая картина и сейчас наблюдается отчетливо и устойчиво.

2. Найманов здесь практически нет.

3. Жалаиров тем паче.

4. А Коныратов вообще нет, хотя номинально они и входят в Орта жуз.

Даю поверхностный родовой расклад области(навскидку из повседневной и долголетней практики):

- Аргынские роды и подраздедления - 80-90%

- Уаки порядка 10-15%

- Кыпшаки не более 3-5%

- Кереи не более 3-5%

- Все другие волей судеб оказавшиеся по службе или пр. в нашем краю :D к примеру был моим шефом и жалаир - выходец из Талдыка, рассказывавший мне байку про то, что в голодные годы съели одного наймана, а может я и путаю, он они, а те того съели других, шутка.

Жалко, но перепись казаков по родам не проводится, хотя полагаю нам нужна! Последние данные - это сведения Великого наймана Мухамеджана Тынышбаева на начало 20 века.

Повторюсь, аргыны к Кавказу не имеют никакого отношения. Они оттуда же, из степей Монголии, но пришли сюда раньше волны переселений при ВХ!

Отдельно касательно таракты - естественно они не аргыны, у них и тамга другая, схожая с тамгой ВХ - ГРЕБЕНЬ, что наталкивает на многие выводы, однако...

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

АН-2 Forever :D

Можно поинтересоваться что за регион СЗК? Северо-Западный Казахстан? и что за ВХ?

Почему Таракты не аргыны? Мой друг таракты-аргын и он с Тургая откуда и Маргулан Сейсембаев (хозяин Альянс Банка), правда мне говорили что Маргулан найман или нет?

Вы правы, я ошибся, должно было быть СВК (сев-вост. Каз). ВХ - Великий хан, Чынгыс, как принято здесь.

По поводу таракты все таки склоняюсь в сторону позднего вхождения их в аргынское племя.

Из приведенной мной выше выдержки из письма нач. 19 века, ясно, что писал знающий вопрос родословных, более того в нем конкретно указано, что таракты ведут свое происхождение от коныратов. Если тамга всех аргынов "00" коз тамга, то у таракты абсолютно не схожая гребень/тарак.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Всю обширную территорию от реки Каратал, что впадает в Балхаш или, иначе, Море-озеро, до СырДарьи и Чирчика занимают роды канлы и дулат. Эти дулаты ведут свой род от чуйских племен. Дальние предки их - каракиргизы. Они пришли в западный Алатау за 150 лет до Р. X. На земли юго-западнее дулатов пришли племена канлы, в том числе одна из ветвей - шанышкылы. Самый многочисленный род в Старшем жузе - дулаты. В него входят роды - ботбай, шымыр, сикым, жаныс, албан, суан. Из албанов: кызыл борик, коныp борик, айтбозим, сегиз сары, курман, алжан, кыстык. Да в верховьях р. Или на севере живет род древних уйсынов - сарыуйсын. В него входят роды: куттымбет, жанай, жолай, талай, жандосай, кулеке, кырык. Другой многочисленный род в Старшем жузе после дулата - жалаир. В него входят роды: андас, мырза, карашапан, оракты, акбуйым, калпе, сыпатай, арык тыным, сиырши, байшегир, балгалы, кайшылы, кушик. Род кушик, возможно, потомки нашего Калкамана, потому как есть мнение, что они не жалаирцы. Жалаир в древние времена был род могучий и знатный. Объединив многие племена тюрков, они образовали целое государство. Роды Старшего жуза - шапырашты, ысты - жили вокруг Алматы. Роды сыргели и ошакты - ближе к СырДарье. Эти четыре рода из тайфы канлы.

А как в состав племени жалаир попали такие рода мырза, карашапан и калпе? Сохранились какие нибудь исторические сведения?

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Арсеке, не знаю как насчет -ага, но правильнее будет звучать имя предка аргынов как Қотан или Қотанбай (вспомните половецкого Котяна), но никак не Кодан. Байсетин тоже правильно звучит Бәсеңтиін на русском Тихая белка.

Далее про аргынов: родословная их легко передается словами: "Бес Мейрам, Жеті Момын, Екі Шекті", т.е. аргыны состояли, по крайне мере в 18 веке, из подгрупп: 5 родов Мейрамов, 7 родов Момынов, 2 родов Шекті.

Здесь я как-то приводил слова из письма моего предка по материнской линиии аға-сұлтана Баянаульского внешнего округа Қазанғапа би своему другу Саққұлақ би в стихах (это приблизительно 1825 г.):

Орта жүз: Арғын, Қыпшақ, Қонырат, Найман,

Төртеуі туған екен Қотан байдан.

«Бес Мейрам», «Жеті Момын», «Екі шекті»,

Арғынның қай қатынынан қанат жайған?

Ошбай, Жаубасарлар кірме болса,

Керей, Уақ бұл жаққа келді қайдан?

«Ел жаманы Тарақты», оның өзі,

«Сегіз ноқта ағасы» боп Қоныраттан.

Адамды адастырмай шындықты айтсаң,

Біз түгіл ұрпақтарға тиер пайдаң.

Қаржастың түбі «Шикі Сарт» дейді ғой,

Сағеке, бастаңызшы осы жайдан…

Так вот:

5 Мейрамов: Қуандық, Сүйіндік, Бегендік, Шегендік, Қаракесек.

7 Момынов: Бәсеңтиін, Атығай, Тобықты, Қанжығалы, Қарауыл, Шақщақ, Сарыжетім

2 Шекті: Жоғарғы шекті, Төменгі шекті.

В частности у нас, где аргыны считаются (после изгнания жунгар) абсолютным большинством или около 80-90% всех казаков, компактно проживают из выше перечисленных в основном:

Из группы "5": Бегендык, Суйиндик и Каракесеки. Из группы "7": Басентиин и Канжыгалы.

От Даулетека включительно вы Арсеке углубились только непосредственно в род Великого Абая - Тобыкты (Семей).

Могу сказать, что к примеру, атыгаи проживают в Кокшетауской и СКО.

Насчет кавказского прошлого аргынов так не считаю. Во времена Улуг улуса (Золотой Орды) аргыны бывали в Крымском ханстве и близ в степях да и только, по-моему.

Да, я извиняюсь с именем Басентийн, моя ошибка :unsure:

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

А как в состав племени жалаир попали такие рода мырза, карашапан и калпе? Сохранились какие нибудь исторические сведения?

Мырза - Байдек, Аман, Алике

Карашапан - Танирберген, Боташы, Калмамбет, Айткул, Кентай, Куат, Еспен, Даулет

Сыпатай - Калпе, Акбуйым.

Хотя я не уверен, нужно будет посмотреть Шежире. Как они попали тоже не знаю. Почему такой вопрос?

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Привожу ссылку на шовинистическую статью написанную на сайте russians.kz в целом про пропорцию родов пишут правду...а остальное чисто "урусские комплексы"

Средний жуз не только самый многочисленный, но и занимает большую территорию: Север, Восток и Центральный Казахстан. В силу этого, он менее консолидирован по сравнению со Старшим жузом. Из-за весомого присутствия русского населения в Костанайской, Акмолинской, Павлодарской и Восточно-Казахстанской областях в нем, по сравнению со Старшим жузом, менее проявляется межродовое разделение. Если, из крупных родов Среднего жуза, аргыны занимают кресла руководителей, то самый многочисленный казахский род найман несоизмеримо с его численностью, не представлен на властном Олимпе Казахстана.

Младший жуз, особенно адайцы, с территории которого добываются нефть и газ, считают себя несправедливо обделенными в распределении богатств. Они “подозревают” Старший и Средний жузы в сговоре и узурпации власти. Хотя, надо сказать, что Младший жуз в лице актюбинцев достаточно широко представлен во властных структурах.

http://www.russians.kz/politics/print:page,1,994256-kazakhi-i-nekazakhi.-itogi-vosemnadcati-let.html

Из найман на верху по-моему только Даулет Турлыханов и то спортсмен....по-моему он ушел из политики и сейчас является Вице-Президентом Всемирной Ассоциации Борьбы FILA

Жалаир,

я слышал что в Талдыкургане у найманов и жалаиров даже могилы отдельные...Неужели такая сильная вражда?

Размер территориия каждого жуза обусловлен численностью, так я думаю.

Среди власть придержащих, к сожеалению, много поборников трайбализма и это от недалекого ума.

Найманов очень не мало вовластных структурах среднего звена, ообенно в Восточном Казахстане, Жезказганской обл. и некоторых гос. органах, в частности в прокуратуре, а среднее звено во многом определяет и корректирует политику верхнего звена власти, потому что находится у самых "кормушек". Кроме того, найманов немало среди преступных авторитетов, так что говорить, что найманы совсем уж "не при делах" нельзя.

А вражда в Талдыкоргане где как. Где-то на уровне шуток-прибауток, где-то тихо-подковерно. Говорят вражда идет уже давно, со времен вступления Сташего жуза в подданство России.В некоторых аулах компактного проживания жалаиров и найманов, где представлен только один род - найманы или жалаиры уже делятся между собой - это тоже не от большого ума. В общем желание делится и искать врагов среди чужой нации, народе или чужом роде - это первое что приходит на ум недалеким людям ищущим причины собственной социальной неустроенности и жизненного аутсайдерства.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

АН-2 Forever :D

Можно поинтересоваться что за регион СЗК? Северо-Западный Казахстан? и что за ВХ?

Почему Таракты не аргыны? Мой друг таракты-аргын и он с Тургая откуда и Маргулан Сейсембаев (хозяин Альянс Банка), правда мне говорили что Маргулан найман или нет?

Вот Вам карта расселения Казахских родов и племен http://www.elim.kz/files.php кликните на карту расселения казахских племен.

Там действительно Аргынский цвет преобладает, но:

1. Карта была сделана давно и обозначает расселение Казахских племен в конце 19-го и в начале 20-го века, т.е. уже целый век прошел...

2. Аргынский цвет преобладет, потому что Караганда - 2-й город по величине после Алматы, но численность намного меньше. На 1 января 2002г. население города составляло 425 тысяч человек и кстати я вовсе не верю что целая Караганда заселена одними только Аргынами, там к 1934 году пропорция следующая была русские - 46,9%, казахи - 32,6%, украинцы - 7,2%, немцы - 3,1%, другие национальности - 10,8%. Работаю в Астане, поэтому часто имею дело с северянами и выходцами из центрального КЗ, в частности двое из 6-х знакомых Карагандинцев Адайцы...а вот я ездил на Алакуль через ВК там сплошь найманы уже внутри наймана делятся и дерутся :)

Я сейчас также в Астане и действительно заметил, что в Карганде много адайцев. Как они туда попали даже не представляю.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Караганды - место кочевок двух аргынских родов - сармантай, а название второго я не помню. Когда я там жил большинство населения было европейским.

Например, из 28 человек в классе нас было 4 казахов из разных родов. Адайцев не встречал, но мы тогда и не задумывались особо над родовой принадлежностью.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Что касается раздельных кладбищ в районе талдыка, то подтверждаю. так повелось издревле. и даже у нас рядом с аулом отдельно сыпатаи и отдельно мырза. мало того, наши сыпатаи тоже разделились на еще несколько:марка, ак марка и т.д. У каждого рода свое место. так легче искать и всегда знаешь что вокруг лежат все родственники. думаю это нормально и никакого трайбализма в этом нет. конечно в городах это соблюсти сейчас не возможно, а в аулах я это встречал почти везде

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Что касается раздельных кладбищ в районе талдыка, то подтверждаю. так повелось издревле. и даже у нас рядом с аулом отдельно сыпатаи и отдельно мырза. мало того, наши сыпатаи тоже разделились на еще несколько:марка, ак марка и т.д. У каждого рода свое место. так легче искать и всегда знаешь что вокруг лежат все родственники. думаю это нормально и никакого трайбализма в этом нет. конечно в городах это соблюсти сейчас не возможно, а в аулах я это встречал почти везде

Тоже слышал о таком, но моя душа против, у нас такого вовсе нет, если предложить к примеру, старики отвергнут как святотатство. Полагаю, что это остатки доисламских наших верований, т.к. один общий зират ныне объединяет усопших одной верой и не более того. Тогда как христианские, где хоронят не только русских, у нас называют мола...

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Все нормально, просто если потянуть сюда народ с казах.ру, они так зажгут, что мало не покажется. :)

Не надо. Не превращайте этот форум на элистинский. Итак уже заходить все меньше желания.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Не надо. Не превращайте этот форум на элистинский. Итак уже заходить все меньше желания.

Так и я призвал не тянуть сюда молодежь. Бороться с трайбализмом буду беспощадно! :angry:

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Потомок Аргын-аги - Кодан.

Поправочка, Аргун-ака ойрат был тезкой прародителю Аргынов Аргыну.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Про кавказские гены говорил, если мне память не изменяет Асан Кайгы. Надо у него спросить. Если это так, то может аргыны потомки кавказцев захваченных в плен Субудаем и Джебе?

Аргыны не кавказцы, действительно гаплогруппа G считается кавказской, но это не означает что все ее обладатели вышли из Кавказа.

Аргыны вполне могут быть потомками алан и сарматов, которых причясляют к обладателям гаплогруппы G

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

АН-2 Forever :D

Можно поинтересоваться что за регион СЗК? Северо-Западный Казахстан? и что за ВХ?

Почему Таракты не аргыны? Мой друг таракты-аргын и он с Тургая откуда и Маргулан Сейсембаев (хозяин Альянс Банка), правда мне говорили что Маргулан найман или нет?

Таракты аргыны по матери, они жиены (сыновья дочери) Каракесеку вроде бы.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Для публикации сообщений создайте учётную запись или авторизуйтесь

Вы должны быть пользователем, чтобы оставить комментарий

Создать аккаунт

Зарегистрируйте новый аккаунт в нашем сообществе. Это очень просто!

Регистрация нового пользователя

Войти

Уже есть аккаунт? Войти в систему.

Войти


×
×
  • Создать...