Перейти к содержанию
Гость Anonymous

Жалаиры-Джалаиры-Jalair

Рекомендуемые сообщения

Более того среди жалаиров кроме потомков каракалпакских жалаиров живут также потомки каракалпакских кенегесов и мангытов, в составе подразделения бирманак.

Они себя жалайрами называют?

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

990420.jpg

 

Л.Пүрэвдорж -халха-джалайр , монгольский писатель военной истории Монголии,выпускник военной академии Советского Союза,

родился в Шарга сомоне Гоби-Алтайского аймака..

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

монголы говорят о себе "улаан залаат хёх монгол".

Я слышал что число красных ниток красной кисти "улаан залаа" строго фиксированы, что связан с 40 и 4 или что то другое. Кто нибудь знает более подробно?

Красная кисточка (зала) у нас у каждого хори тумата.

0018d8xh.jpg81b99616c6.jpgIMG_4590.JPG

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Не отходя от кассы сразу посчитаю родословную джамухи и чингисхана. Получается что разделение их идет от Бодончар Монхог. Джамуха идет от линии старшего сына Бодончар ---- Зажиртая, а Чингис идет по линии 3 сына Бодончар ---  Хабича Багатура.

 

Джамуха - Хара Хатаган - Бурибэлцеру  - Тугудэй - Зажиртай - Бодончар Монхог.

 

Тэмуджин -Есугэй - Бардан Багатур - Хабул хан - Дамбинай Сэсэн - Байшинхор Догжин - Хайту - Хачи хулэг - Манан Тодон - Хачиба багатур -Бодончар Монхог 

 

Сравнение дает некоторую укороченость колен по линии Джамухи. Возможно некоторые предки Джамухи не перечислены.

Но факт родства неоспорим.

 

Источник Сайшиял "Сказание о Чингисхане" стр 408.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Джамуха не джалаир, он джат (чужак, приемыш).

Уважаемый Стас! Если переводить по моему надо перевод производить в той языковой среде где они получили имена. По монгольски Джа -звучит как малый (маленький, меньший) алаир - алэр(род иркутских бурят). Также в иркутской области, в усть ордынском национальном бурятском округе расположен ЗАЛАРИнский район. В монголоязычии джа и за имеют одинаковый смысл но разделены географией. Джа говорят монголы и калмыки. жа, за говорят восточные буряты.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

  • Модераторы

Ну, вот в той языковой среде 12 века и определено, кто джат, а кто джалаир. Перевод и вовсе не нужен.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Большинство монгольских катагинов считают ,что Джамуха из катагинов..

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

JadranJalair.

Jamukha nash chelovek.

Слышал что Джамуха джалаир. Не поверил. А оказывается так. Приветствую тебя.

Отправной точкой моих рассуждений был данный пост. Уважаемый Стас, возможно Вы и правы. Мне надо покопаться у китайского монгола Сайшиял по вопросу происхождения Джамухи. Если Вы правы то мои извинения. Вместе с этим монголы говорят что он хатакин. Вообщем посмотрю.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Джамуха не джалаир, он джат (чужак, приемыш).

Слава богу книга под рукой. Нашел в 3 разделе под названием -"Время возмужания Чингисхана и обретения сил" . В 18 пункте -"Что за человек Джамуха?" стр.66

Читаем:-"Когда ТЕмучину было 11 лет, он приобрел "побратима". Имя его Джамуха, был известен как "Сэсэн" (мудрый). Он происходил из знати племени ЗАДАРАН..

  Племя задаран ещё называют Зажиратай.

 

В данной ситуации более правильным будет вариант Asan -kaygy.

 

Уважаемый Стас Вы правы в другом: -"Раньше дед десятого  колена Бодонар Мунхаг в одном из боев пленил беременную женщину, сделал её приемной женой. Сыну, родившемуся от той женщины, как человеку из чужого рода, дали имя Зажиратай. Потомки Зажиратая стали племенем задаран. "Зада" обозначает чужой.

 

Немного я прав соеденив его по линии Мунхуг с Чингисханом.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

  • Модераторы

Джат и джаджират, а не зад и зажиртай, принятые в русскоязычной лит-ре названия. Так что тут оффтоп.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Джат и джаджират, а не зад и зажиртай, принятые в русскоязычной лит-ре названия. Так что тут оффтоп.

Ну наверное здесь он выложил просто монгольское принятое название или выражение.

Например в монгольском  можно:

мангут и мангудай

ойрот и ойродой, ойрадай

жалайр и жалайдай

жажирад и жажирадай

баарин и бааридай

барулас и баруладай

онход и онхудай

хиргис и кэргидэй

боржигин и боржигидай

и т.д., т.п. :)

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Я знаю, но товарищ не понимает.

Ха, ха ....

Конечно кроме меня здесь тусуются много товарищей.

 

И лично я сравниваю нашего Хун-а из солнечной Бурятии с давним другом великим Маг-ом из не менее солнечного Азербайджана. :)  Вообщем шутка конечно.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Я знаю, но товарищ не понимает.

Если Вы обо мне, то говорю что я выложил как было написано в книге. А книга написана людьми из той же среды где жили Чингисхан и Джамуха, где джа читается как ЖА или ЗА 

Например ДЖУНГАР  у нас читается ЗУН ГАР в переводе обозначающее ПРАВОЕ КРЫЛО.

 

Сайшиял - монгол китайский с ХУХ ХОТО, видимо надо говорить с Дотор Монголии.

Очир НОрполов - известны бурятский писатель и переводчик, хорошо знавший монгольский язык и старомонгольскую писменность.

 

 

 

Отправлено 17 Июнь 2013 - 12:03"Он же Джаджират был"  от asan-kaygy соответствует ЗАжиратай от Сайшиял.

 

Данное утверждение из поста 1495 прямо говорит о том что ХУН прекрасно понимает что Уважаемый Стас и другие пользуются не оригинальными терминами, а терминами подверженными переводу специалистами не монголами. Об этом предупреждал в посте 1490

 

А Вы выдали только определение ДЖАТ - который переводится как "не главный , меньший"

 

 

  • Не согласен! 1
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Здесь возникает вопрос как будет правильней:

 

1 вариант. Когда пользуешься общепринятыми терминами, которыми пользуются учёные.

 2 вариант. Когда используешь термин в оригинальном звучании. (как сделал ХУН)

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Я знаю, но товарищ не понимает.

Если Вы обо мне, то говорю что я выложил как было написано в книге. А книга написана людьми из той же среды где жили Чингисхан и Джамуха, где джа читается как ЖА или ЗА 

Например ДЖУНГАР  у нас читается ЗУН ГАР в переводе обозначающее ПРАВОЕ КРЫЛО.

 

Сайшиял - монгол китайский с ХУХ ХОТО, видимо надо говорить с Дотор Монголии.

Очир НОрполов - известны бурятский писатель и переводчик, хорошо знавший монгольский язык и старомонгольскую писменность.

 

Я знаю, но товарищ не понимает.

Если Вы обо мне, то говорю что я выложил как было написано в книге. А книга написана людьми из той же среды где жили Чингисхан и Джамуха, где джа читается как ЖА или ЗА 

Например ДЖУНГАР  у нас читается ЗУН ГАР в переводе обозначающее ПРАВОЕ КРЫЛО.

 

Сайшиял - монгол китайский с ХУХ ХОТО, видимо надо говорить с Дотор Монголии.

Очир НОрполов - известны бурятский писатель и переводчик, хорошо знавший монгольский язык и старомонгольскую писменность.

 

Я знаю, но товарищ не понимает.

Если Вы обо мне, то говорю что я выложил как было написано в книге. А книга написана людьми из той же среды где жили Чингисхан и Джамуха, где джа читается как ЖА или ЗА 

Например ДЖУНГАР  у нас читается ЗУН ГАР в переводе обозначающее ПРАВОЕ КРЫЛО.

 

Сайшиял - монгол китайский с ХУХ ХОТО, видимо надо говорить с Дотор Монголии.

Очир НОрполов - известны бурятский писатель и переводчик, хорошо знавший монгольский язык и старомонгольскую писменность.

Дорогой бурятский МАГ меня впрям убивает то что у вас читается ЗУН ГАР как ПРАВОЕ КРЫЛО. :lol:

 

И я также поддерживаю ваше старание разьяснить все звучащее на ухо из точки зрения бурятского языка, т.е. зачем отставать от интересных направлений науки или научной толкований.

 

Так поддержать, сейчас Вам надо искать более сущное подтверждение что Адам и Ева из монгольских народов, потому что эти двое оплот единоверцев.

Если Вы что то находите, то это означает что то революционное.

  • Одобряю 2
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

 

Я знаю, но товарищ не понимает.

Если Вы обо мне, то говорю что я выложил как было написано в книге. А книга написана людьми из той же среды где жили Чингисхан и Джамуха, где джа читается как ЖА или ЗА 

Например ДЖУНГАР  у нас читается ЗУН ГАР в переводе обозначающее ПРАВОЕ КРЫЛО.

 

Сайшиял - монгол китайский с ХУХ ХОТО, видимо надо говорить с Дотор Монголии.

Очир НОрполов - известны бурятский писатель и переводчик, хорошо знавший монгольский язык и старомонгольскую писменность.

 

Я знаю, но товарищ не понимает.

Если Вы обо мне, то говорю что я выложил как было написано в книге. А книга написана людьми из той же среды где жили Чингисхан и Джамуха, где джа читается как ЖА или ЗА 

Например ДЖУНГАР  у нас читается ЗУН ГАР в переводе обозначающее ПРАВОЕ КРЫЛО.

 

Сайшиял - монгол китайский с ХУХ ХОТО, видимо надо говорить с Дотор Монголии.

Очир НОрполов - известны бурятский писатель и переводчик, хорошо знавший монгольский язык и старомонгольскую писменность.

 

Я знаю, но товарищ не понимает.

Если Вы обо мне, то говорю что я выложил как было написано в книге. А книга написана людьми из той же среды где жили Чингисхан и Джамуха, где джа читается как ЖА или ЗА 

Например ДЖУНГАР  у нас читается ЗУН ГАР в переводе обозначающее ПРАВОЕ КРЫЛО.

 

Сайшиял - монгол китайский с ХУХ ХОТО, видимо надо говорить с Дотор Монголии.

Очир НОрполов - известны бурятский писатель и переводчик, хорошо знавший монгольский язык и старомонгольскую писменность.

Дорогой бурятский МАГ меня впрям убивает то что у вас читается ЗУН ГАР как ПРАВОЕ КРЫЛО. :lol:

 

И я также поддерживаю ваше старание разьяснить все звучащее на ухо из точки зрения бурятского языка, т.е. зачем отставать от интересных направлений науки или научной толкований.

 

Так поддержать, сейчас Вам надо искать более сущное подтверждение что Адам и Ева из монгольских народов, потому что эти двое оплот единоверцев.

Если Вы что то находите, то это означает что то революционное.

 

Уважаемый , перед Вами не военный стратег могу и что то не так выстрелить. Обращаюсь к Вам как к знатоку дайте пожста правильное определение. У меня кажется сено и солома, правое и левое перепуталось. Монгольские народы всегда  определяли направление стоя лицом на Юг по этой причине ЗУН ГАр это ЛЕВАЯ РУКА и естественно ЛЕВОЕ КРЫЛО. Под прессингом Уважаемого Стаса приходится волноваться из за этого основное внимание было направлено на  ДЖ и Ж,З а не остальной шлейф инфо.

 

Высказывания с точки пункта наблюдения истории - с бурятской колокольни по моему вещь правильная потому что чем дальше тем уверенность становится крепче, что мои предки, видимо иногда, были в гуше событий в делах братских народов: монголов, казахов, киргизов и т.д. Видимо список можно продолжить. Суть моих инфо не являются враждебными к перечисленным народам, но что поделаешь когда говоришь то что не согласуется с национальной исторической идеологией. Моя сущность это сплошная безграмотность В Вашей среде с некоторыми извилинами логического направления с МУН ГОЛьским направлением, а не МАГическим, хотя в буддийской КНИГЕ СУДЕБ прямо черным по белому было написано ЗАНИМАЛСЯ НАМТАРом, будет заниматься тем же, многое прояснит забытое. Вы понимаете наверное о чём  говорю.

 

Про христианство и Адам , Еву думаю, что теория была создана на базе более ранних  человеческих знаний системазированные  сторониками христианства. Видимо раньше чем будизм и другие религии было единое подобие религии.

 

По натуре я скорее консерватор а не революционер. Не сторонник того чтобы ломать то что сделано и строить новое на базе сломанного.

Стою за то чтобы открывать законсервированное.

  • Не согласен! 1
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Шарав Балдуугийн
80f20b19.jpg  
 
Шарав Балдуугийн Шарав (прозвище Марзан, т. е. «шутник») Балдуугийн (1869‒1939), первый монгольский живописец, обратившийся к современным сюжетам. Создатель монгольской художественной школы, соединившей традиции ламаистской миниатюры и китайской живописи с элементами западноевропейского искусства (использование светотени и т.д.). Неистощимая наблюдательность, смелая фантазия, чувство юмора, острая сатиричность Ш. отразились в больших картинах-панно («События одного дня», «Праздник изобилия», обе ‒ Музей изобразит. искусств МНР, Улан-Батор), этнографически точных рисунках, иллюстрациях, политических плакатах. Писал портреты («В. И. Ленин», 1922, Музей изобразит. искусств МНР, Улан-Батор).

Он из джалайров.

 

showimage_php.jpg

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Джалаиры к Российским монголам никакого отношения не имеют. 

Только к степным тюркам и халха монголам.  :D

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

 

КАК ЖАЛАИРЫ ОКАЗАЛИСЬ В КАЗАХСКОМ УЛЫ-ЖУЗЕ И ПОЧЕМУ ЗАНИМАЮТ ТАМ САМОЕ ПОЧЕТНОЕ МЕСТО

Erden Zikr Почему "монгольское" племя жалайыр вошло в Великий жуз, который состоит из древних племен усуней и кангюй, в то время, когда другие "монголы" - найманы, кереи, коныраты, меркиты - вошли в Средний?

Ілияс Қайғы Хранителем древнего учения "Жасау-ізі" был советник Чингисхана Ман, имевший титул Төбе-би, прямой потомок легенданого Ақ-арыса, из племенного объединения Үш-бу (кит. Сюйбу, Цзюбу), племя Үйсын, род Ұзын-сақал, подрод Ыба-Райым (монг. Баарин). Он считается праотцом всех современных ақ-арысовцев (Ұлы жүз). Его сыновья - Майқы би (монг. Мохоба, кит. Мэгэду, перс. Байку), Қойылдар (монг. Хуилдар), Қоғам и Мүкірейіл (монг.-кит. Мухали гован). По казахскому шежіре все племена Ұлы жүза ведут родословие от них, поскольку они их в свое время возглавили, что, разумеется, не означает их буквального "отцовства" в биологическом смысле. Возглавленные ими по распоряжению Чингисхана племена существовали веками раньше и до них. Қойылдар спас жизнь Теміршыну во время битвы его с объединенными силами Жаумуқара (монг.-кит. Джамуха) и Ван-хана. Майқы-би был прикомандирован Чингисханом к улусу Жошы (рус.-перс. Джучи) и помог старшему сыну кагана создать Алаш-орду, мирным дипломатическим путем приведя к присяге основную массу племен Дешт-и-Кипчака, бывших ранее вассалами династии Хорезм-шахов, после разгрома их сеньора Мухаммеда. О нем казахи говорят: "Түгел сөздің түбі бір, түп атасы - Майқы би". Қоғам, прикомандированный к улусу Жағатая (рус.-перс. Чагатай), возглавил хорезмийцев-қаңғлы. Мүкірейіл же еще задолго до Хорезмийской кампании, в 1206 г. по поручению Чингисхана возглавил племенное объединение Жалайыр, составлявшее ядро южной группы войск, и завоевал для Чингисхана Китай. При окончательном распределении казахских племен по жузам в эпоху "трех биев" (Төле, Айтеке и Қазыбека) разумеется все племена, возглавляемые ру-аксакалами, потомками Уйсына Тобе-бия, были объединены территориально в один жуз - военно-политический и хозяйственно-экономический племенной союз, объединенный легендарной генеалогией. Жалаиры, которых возглавлял в славных походах Мүкірейіл и его потомки - в том числе. Хранителем учения "Жасау-ізі" после Тобе-бия стал его сын Майкы-би, затем правнук Майкы-бия Байдибек-бий, советник Тамерлана, затем - Толе-би. Согласно этого учения, предком Чингисхана в 36-м колене был Таң-хан из Сары-жалаиров. Его потомок Сары-күшүк и был тем самым легендарно-мифологическим "лучом света, превращавшимся в рыжеволосого голубоглазого мужчину", который оплодотворял вдову Борджигинов Алуан-құба (монг.-кит. Алан Гоа), праматерь монголов. Туранские бии, в отличие от простолюдинов, в баснях про "непорочное зачатие" не нуждались, поскольку сами их сочиняли, используя образно-символический, иносказательный "билердің қызыл тілі". Поэтому именно жалаиры и стали среди всех ақарысовских племен "төр-ағасы", т.е. "старшими на почетном месте", ведь Шыңғыс-хан происходил якобы от жалаирского Тан-хана, т.е. по легенде был прямым наследником кок-тюрка Бумын-кагана, основателя Тюркского каганата (территория совр. Монголии), а тот, в свою очередь - потомком Алп-Арыс-бия (согд. Афрасиаб), внука Ара, праправнука Аза, наследника Кибиря, старшего сына праматери турано-арийской расы Алп-Бір-Ана. Тем самым обосновывалась легитимность его политической власти над всеми турано-арийскими народами Евразии - феномен, который блестящий историк и лингвист-тюрколог Вениамин Юдин назвал "Чингизизм" («Орды: Белая, Синяя, Серая, Золотая...» (Казахстан, Средняя и Центральная Азия в XVI—XVIII вв.), Алма-Ата, 1983). Подробнее см. Мухамед-Халел Сулейманов "Реконструированные фрагменты учения Жасау-ізі" в книге "Эра Чингисхана в истории Казахской Нации", Алматы, 2009.

Данные генетики, кстати, пока не подтверждают легендарной генеалогии Кагана, т.к. арийская гаплогруппа R1a1, присутствующая у казахских жалаиров сары-күшүков, не соответствует чисто "монгольской" гаплогруппе С3с большинства казахских торе-чингизидов-джучидов, хотя и наблюдается у двоих человек, причисляющих себя к "төре". Опять же встает вопрос - является ли Джучи биологическим сыном Чингисхана? Как бы то ни было, военно-политическое и экономическое руководство разношерстными и разноязыкими племенами потомками Верховного судьи и главного идеолога Монгольской империи Мана Тобе-бия сплотило их в один Великий жуз после распада Империи. Так жалаиры, благодаря назначению уйсуна Мухали-гована их нояном, в итоге оказались в казахском Ұлы-жүзе, хотя и в меньшинстве. Большинство их осталось "на ПМЖ" в Китае, Иране и др. территориях. А политическое легендирование генеалогии Кагана Вселенной с целью легитимизации его власти над народами Евразии привело к тому, что племя Жалаир стало традиционно доминировать по принципу "аға-іні" в иерархии межплеменных взаимоотношений в казахском Ұлы жүзе.

https://www.facebook.com/permalink.php?id=277162112346183&story_fbid=441665995895793

 

Скорее всего это очередной фольк

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

990420.jpg

 

Л.Пүрэвдорж -халха-джалайр , монгольский писатель военной истории Монголии,выпускник военной академии Советского Союза,

родился в Шарга сомоне Гоби-Алтайского аймака..

протестируйте хотя бы два-три монгольских жалаира

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Для публикации сообщений создайте учётную запись или авторизуйтесь

Вы должны быть пользователем, чтобы оставить комментарий

Создать аккаунт

Зарегистрируйте новый аккаунт в нашем сообществе. Это очень просто!

Регистрация нового пользователя

Войти

Уже есть аккаунт? Войти в систему.

Войти


×
×
  • Создать...