Перейти к содержанию
Samtat

Жуйжуй другое название датань или таньтань

Рекомендуемые сообщения

 

ИСТОРИЯ ДИНАСТИИ СУН

ШЭНЬ ЮЭ

(гл. 95, л. 50а-51а)

Жуйжуй, другое название датань или таньтань, также отдельная ветвь сюнну. Находясь на расстоянии более 30 тыс. ли, они сносятся со столицей по Западной дороге, [их правители] [289]незаконно именуют себя великими титулами, а народ многочислен и силен. Во все сезоны года они присылают в столицу послов и соблюдают в отношении Срединного государства  правила поведения, предусмотренные для равных сторон. Все владения Западного края, такие, как Яньци (Карашар.— В. Т.), Шаньшань, Цюцы (Кучар. — В. Т.) и Гумо, а также владения вдоль Восточной дороги служат [жуйжуй] и зависят от них. У них нет городов, отнесенных внутренними и внешними стенами, и они занимаются скотоводством, переходя с места на место в поисках воды и травы. Жилищем служат войлочные палатки, которые переносятся туда, где они останавливаются.

В их землях мрачные горы, на которых в разгар лета скапливается снег, а равнины тянутся на несколько тысяч ли, [им не видно конца], как бы ни напрягали зрение. В степях нет зеленой травы, климат холодный, лошади и крупный рогатый скот жуют сухую траву и лижут снег, но от природы жирны и крепки. Управление государством просто. Нет официальных письменных документов, а для записей пользуются зарубками на дереве. В дальнейшем [жуйжуй] постепенно познакомились с письменностью, и к настоящему времени среди них много ученых.

На расстоянии свыше 1000 ли от Бэйхая [жуйжуй] граничат с динлинами. На юге часто нападают на косоплетов (династию Северная Вэй. — В. Т.}, с которыми враждуют из поколения в поколение, а поэтому двор старается держать их на привязи.

На востоке от жуйжуй лежат владения Паньпань и Чжао-чан, в 10 тыс. ли, за зыбучими песками, находится владение Сутэ (Согдиана .— В. Т.).

При императоре Тай-цзу все эти владения представляли челобитные, дань и подношения. В эру правления Да-мин (457- 464) владение Сутэ отправило послов, которые должны были поднести живого льва, не горящие в огне ткани и кровавопотных лошадей, но в пути послы столкнулись с грабителями и все потеряли.

(пер. В. С. Таскина)

http://www.vostlit.info/Texts/Dokumenty/China/VI/Sun_shu/text1.htm

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

5 минут назад, Samtat сказал:

Датань и таньтань -это татары ?

Да, ув. Самтат. А если быть точнее, то "татар" (dаtаn) и "тартар" (tаntаn), ибо конечнослоговые вонемы "р" в тот период уже передавались как "n" (нь).

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Что же получается, это одно из самых ранних упоминаний "татар" ? И как они соотносятся с шивейцами ?  Ранее не встречал такого этнонима "жуйжуй".

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Только что, Samtat сказал:

Что же получается, это одно из самых ранних упоминаний "татар" ? И как они соотносятся с шивейцами ?  Ранее не встречал такого этнонима "жуйжуй".

С шивэй, если честно, трудно соотнести. Жуаньжуани (татары/тартары) выделились из сяньби (по сути это и есть по большей части сяньбийцы). А шивэи - единоплеменники киданей (кои одно происхождения с сяньби).

Максимум, может, термином "татар"  кок-тюрки облагали какую-то подвластную часть населения, в данном случае тех, кого китайцы называли шивэй (по Ван-го-вэю, для киданей слово "татар" - уничижительное; они вместо него говорят "согпо", что тибетско-китайского происхождения).

Может, нужно этимологизировать как какое-то производное от монг. "тата" и тюрк. "тарт" (тянуть; в монг. употребляется также в значении "взимать/облагать/собирать", "мобилизовать/призывать") + тюрк. показатель множ числа "тар": в итоге монг. вариант "тат(а)тар/таттар/татар" и тюрк. вариант "тарттар/тартар" со значением "взимаемые, облагаемые, призывные" и т.д. В пользу этого может говорить то, что татары XII-XIII веков несли службу при цзиньском императоре (ср. русский термин "служивые татары"). Видимо, тогда, изначально это был социальный термин, ставший потом этнонимом.

"Жуйжуй", видимо, вонетическое сокращение от исходного этнонима. Также и "жоужоу", "жужу", "жоужань" и др. (часто с негативным значением иерогливов, что очень любили делать китайцы при записи этнонимов, имен и т.п.).

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Жуйжуй по современной транскрипции читается как некер.  Видимо нукер производное якутское нокоо парень. 

Некоторые утверждает нанаец. Посему тогда не ногаец?  Жуйжуй это ногаец а ногаец древний это почти казак 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Жуй жуй или токуз татары потом где в тюркское время попрятались?  Где располагались их кочеевья? 

В Забайкалье в Читинской области?   Токуз и отуз татары это есть шивеи.  Или попросту сибо сибирь. 

Они потомки сяньби.   Менгу шивеи прятались от тюрков в горном массиве Аргуни.  Там конному трудно 

Пройти.  В приамурье жили дагоу шивеи.  В Якутии да шивеи или большие с непонятным языком. Видимо 

тунгусия.  Южные шивеи и есть татарва славные племена с поножовщиной.  Сразу вытаскивали ножи и

Сабли и понеслась потеха.  

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

3 часа назад, Булагачин сказал:

Жуй жуй или токуз татары потом где в тюркское время попрятались?  Где располагались их кочеевья? 

В Забайкалье в Читинской области?   Токуз и отуз татары это есть шивеи.  Или попросту сибо сибирь. 

Они потомки сяньби.   Менгу шивеи прятались от тюрков в горном массиве Аргуни.  Там конному трудно 

Пройти.  В приамурье жили дагоу шивеи.  В Якутии да шивеи или большие с непонятным языком. Видимо 

тунгусия.  Южные шивеи и есть татарва славные племена с поножовщиной.  Сразу вытаскивали ножи и

Сабли и понеслась потеха.  

Внимат-но вчитываюсь в ваши сообщения, но все таки нелегко увидеть причинно-следственную связь. 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

18 hours ago, Ермолаев said:

С шивэй, если честно, трудно соотнести. Жуаньжуани (татары/тартары) выделились из сяньби (по сути это и есть по большей части сяньбийцы). А шивэи - единоплеменники киданей (кои одно происхождения с сяньби).

"Жуйжуй", видимо, вонетическое сокращение от исходного этнонима. Также и "жоужоу", "жужу", "жоужань" и др. (часто с негативным значением иерогливов, что очень любили делать китайцы при записи этнонимов, имен и т.п.).

И В А Н   Д О Б Р Е В

 

БЪЛГАРИТЕ И ВЕЛИКАТА КИТАЙСКА СТЕНА

The Huns are the immortal topic of human pioneering spirits

Хуните са безсмъртната тема на прогресивния човешки дух!

(в процес разработки)

Другото голямо и могъщо българско племе и съответно военно-племенно обединение през тази епоха на територията на Централна Азия са аварите, кит. ухуань, жуан-жуан и др. Тъкмо за това българско племе в „научната литература“ може да се попадне и на словосъчинения с не особено ясен литературно-публицистичен жанр, при който „сходството на езиците“ не играе изобщо никаква роля. Апотеозът тук е, че и това българско племе го постига напълно заслужената му съдба - да погине и да изчезне (Л. Гумилев), при това без изобщо да се държи сметка за това, че именно то, чак до средата на IХ в. ще тормози още редица други народи като согди, тюркути, перси, българи, гърци, франки и др., докато сабирите специално са жертва на една чисто „лингвистична грешка (Sic!):

These may perhaps reflect increasing penetration and admixture with Eastern Hun that is the Hsien-pi and Wu-yüan 乌桓 M. ơu-ħwan < *aħu-ħwan = Avar.

These forms imply an ethnic War or Awar which can scarcely be separated from the Ούαρ Χουννί of Theophylactus Simocatta, the Ούαρ-χώνĭτᴂ of Menander Protector and the Avars of Europe. Still earlier the same name occurs as 乌桓 M. ơu-ħwan < *aħu-ħwan, one of the two divisions of The Eastern Hu in the Han period (the other being the Hsien-pi). The phonetic identity is perfect and there are very good supporting arguments in favour of a connection between the peoples [Pulleyblank 2008, 209-259].

Let us first deal, if only briefly, with the vexed question as to whether the European Avars were identical with the East Asian Jou-jan of Chinese sources [8]. Chinese official historiography of the ancient and early medieval period used two generic designations for «barbarians» to the northwest: Hsiung-nu and Tung Hu. The Tung Hu or «Eastern barbarians» were known from the third century B.C.E., and later developed two branches: the Wu-huan, first mentioned in 78 B.C.E., and the Hsien-pi, documented from 45 C.E. Chinese historical phonology, which is now a precise and reliable discipline [9], allows us to reconstruct the ancient pronunciation of the two designations: these are *ahwar (= Avar) for the Wu-huan, and *säbir, säbär (> Sibir, hence Siberia) for the Hsien-pi [10] [Pritsak 2009, 2-3].

 

Жужа́ньский кагана́т (монг. Нирун, кит. упр. 柔然, пиньинь: Róurán, палл.: жоужань, кит. упр. 蠕蠕, пиньинь: Ruǎnruan, палл.: жуаньжуань, кит. упр. 芮芮, пиньинь: Ruòruo, палл.: жожо, кит. упр. 茹茹, пиньинь: Chuòchuo, палл.: чочо, кит. упр. 蝚蠕, пиньинь: Rúruǎn, палл.: жужуань и др.) - государство кочевых монголоязычных народов, которые господствовали в степях северного Китая в промежутке между исчезновением хунну в IV веке и подъёмом Тюркского каганата в VI веке. Религия - шаманизм. Придворный историк династии Северная Вэй сообщает, что господствующее племя представляло собой ветвь сяньби.

Распространена точка зрения, что откочевавшие в середине VI века в степи Европы авары являлись частью жужаньской конфедерации. В 402 году правитель жужаней первым среди степных народов принял титул кагана.

蠕蠕 - Жуань-жуань. Первое название, употребляемое для данного народа. Скорее всего искажённое слово, презрительная кличка, данная китайцами. - значит медленно ползти, пресмыкаться.

柔然 - Жоужань. В русском языке закрепилось старое прочтение Жужань

茹茹 - Жужу. Сокращение

芮芮 - Жоужоу. Сокращение

檀檀 - Таньтань. Употребляется крайне редко.

Другое одно имя жужанов есть «татар», также называют «тартар», (является) один из аймаков хунну. Китайским иероглифом современным произношением «датань» отмечено слово «татар», а иероглифом «таньтань» написано слово «тартар». Историки считают, что название монголов как татар (тартар) происходит от имени хаана Татар жужанов (414-429 гг). Эти две названия, Татар хаан и татар (монгол), записаны одинаковыми иероглифами. Поэтому с времен жужаньского каганата монголов стали называть монголами, татарами, татар-монголами или монгол-татарами [Жужаньский каганат 2014, 1-2].

 

Rouran (Mongolian: Нирун, Nirun; ~human's back, the name origin similar to Alan Gua's myth; Chinese: 柔然; pinyin: Róurán; literally: "soft-like"; Wade-Giles: Jou-jan), Ruru/Ruru (Chinese: 蠕蠕/茹茹; pinyin: Rúrú/Rúrú; Wade–Giles: Juan-Juan/Ju-Ju; literally: "wriggling insects/fodder"), or Tan Tan[1] (Chinese: 檀檀; pinyin: Tántán) was the name of a confederation of nomadic tribes on the northern borders of Inner China from the late 4th century until the middle 6th century.[2] It has sometimes been hypothesized that the Rouran are identical to the Eurasian Avars who later appeared in Europe.[3]

The term Rouran is a Mandarin Chinese transcription of the pronunciation of the name the confederacy used to refer to itself. Ruanruan and Ruru remained in modern usage despite once being derogatory. They derived from orders given by the Emperor Taiwu of Northern Wei (Tuoba), who waged war against the Rouran and intended to intimidate the confederacy.

The Hephthalite Empire was a vassal state to the Nirun until the beginning of the 5th century.[4]

The power of the Rouran was broken by an alliance of Göktürks, Touba's Northern Qi and Northern Zhou dynasties and tribes in Central Asia in 552.

The Rouran were a confederation led by Xianbei people who remained in the Mongolian steppes after most Xianbei migrated south to Northern China and set up various kingdoms. They were first noted as having defeated the Tiele and establishing an empire extending all the way to the Hulun, in eastern Inner Mongolia. To the west of the Rouran was a horde known in the west as the Hephthalites who originally, until the beginning of the 5th century, were a vassal horde of the Rouran.[5] According to "Book of Song" (section Joujan), "Joujan's (Rouran) another name was "Tatar" or "Tartar", and they were Xiongnu's tribe".

The Rouran controlled the area of Mongolia from the Manchurian border to Turpan and, perhaps, the east coast of Lake Balkhash, and from the Orkhon River to China Proper. Their ancestor Mugulu is said to have been originally a slave of the Tuoba tribes, situated at the north banks of Yellow River Bend. Mugulu's descendant Yujiulü Shelun is said to be the first chieftain who was able to unify the Rouran tribes and to found the power of the Rouran by defeating the Tiele and Xianbei. Shelun was also the first of the steppe peoples to adopt the title of khagan (可汗) in 402, originally a title of Xianbei nobility.

The Rouran and the Hephthalites had a falling out and problems within their confederation were encouraged by Chinese agents. In 508, the Tiele defeated the Rouran in battle. In 516, the Rouran defeated the Tiele. Within the Rouran confederation was a Turkic tribe noted in Chinese annals as the Tujue. After a marriage proposal to the Rouran was rebuffed, the Tujue joined with the Western Wei, successor state to the Northern Wei, and revolted against the Rouran. In 555, they beheaded 3,000 Rouran. Some scholars claim that the Rouran then fled west across the steppes and became the Avars, though many other scholars contest this claim.[2] The remainder of the Rouran fled into China, were absorbed into the border guards, and disappeared forever as an entity. The last Rouran khagan fled to the court of Western Wei, but at the demand of Tujue, Western Wei executed him and the nobles that accompanied him.

Asia in 400 AD, showing the Nirun Khaganate (Rouran), Tuoba's Northern Wei, Xianbei's Tuyuhun Kingdom, Southern Liang, Later Yan and Xiongnu's Üeban and Northern Liang states.

Nirun, Western Qin, Later Liang and Later Yan states 400 AD

Nirun, Tuoba's Northern Wei, Xianbei's Tuyuhun Kingdom 500 AD

Little is known of the Rouran ruling elite, which the Book of Wei cited as an offshoot of the Xianbei. The Rouran subdued modern regions of Xinjiang, Mongolia, Central Asia, and parts of Siberia and Manchuria from the late 4th century. Their frequent interventions and invasions profoundly affected neighboring countries. Though they admitted the Ashina of Göktürks into their federation, the power of the Rouran was broken by an alliance of Göktürks, the Chinese Northern Qi and Northern Zhou dynasties and tribes in Central Asia in 552. The Northern Wei, for instance, established the Six Garrisons bordering the Rouran, which later became the foci of several major mutinies in the early 6th century [Rouran Khaganate 2014, 1-3].

 

Since the Wuhuan were the other major branch of the Eastern Hu, said to be virtually identical in language and culture to the Xianbei, and since they were more familiar to the early Chinese than the Xianbei, it is worth pausing to comment briefly on early Chinese descriptions of Wuhuan culture. According to a Chinese historian who died in 266, the Wuhuan were accomplished mounted archers who lived in tents, without permanent residences, ‘‘following the water and grass with their herds’’ (), although they also practiced some agriculture. They did not have fixed family names, but took the personal names of their strongmen as their surnames (). Because the household of a newly married Wuhuan couple was established by the wife’s family, ‘‘therefore their custom was to follow the women’s plans’’ (), except in battle.25 Although these observations might all be dismissed as merely typical Chinese stereotypes concerning the nomadic ‘‘other,’’ a relatively prominent role for women would indeed later become a distinctive feature of Xianbei culture, instability in family identities helps explain a proliferation of new names for population subgroups in this era, and, of course, the Xianbei would soon distinguish themselves especially through cavalry warfare.

From among the Wuhuan who had submitted to the Han dynasty select ‘‘shock cavalry’’ (tuqi ) troops were recruited, and a substantial contingent of Wuhuan even served in the Han imperial bodyguard. As the Chinese presence along the northern frontier began to decline towards the end of the dynasty, the Han government increasingly relied upon non-Chinese peoples such as the Wuhuan for border defense.26 Non-Chinese soldiers were active in many of the warlord conflicts attending the demise of the Han dynasty, but after the greatest warlord of them all, Cao Cao (155–220), decisively defeated the Wuhuan at the battle of White Wolf Mountain (in modern Liaoning) in 207, Wuhuan identity was permanently disrupted. Large numbers of Wuhuan were relocated south onto the Central Plain, blending into the general Chinese population, while their more able-bodied men were mobilized into cavalry units in the service of Cao Cao. Those Wuhuan people who remained north of China Proper, meanwhile, were gradually absorbed into the emerging Xianbei identity.27 [Holcombe 2017, 6-7].

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Кажется Скафф считает жужаней тюрками^_^

239ecf64ee5a.jpg

[Skaff, Jonathan Karam. Sui-Tang China and Its Turko-Mongol Neighbors. Culture, Power and Connections, 580-800. Oxford University Press, 2012 - p.394]

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

В 07.03.2017 в 21:55, Samtat сказал:

Датань и таньтань -это татары ?

Кляшторный об этом писал и соглашался с тезисом

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

В 07.03.2017 в 22:12, Samtat сказал:

Что же получается, это одно из самых ранних упоминаний "татар" ? И как они соотносятся с шивейцами ?  Ранее не встречал такого этнонима "жуйжуй".

Мне кажется перевод Храпачевского о татарах там много чего интересного

  • Одобряю 1
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

20 минут назад, asan-kaygy сказал:

Мне кажется перевод Храпачевского о татарах там много чего интересного

Когда-нибудь доберусь до его книги. :) Надеюсь,что много интересного. Ранее читал его ЖЖ.

  • Одобряю 1
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

26 минут назад, asan-kaygy сказал:

Кляшторный об этом писал и соглашался с тезисом

Читал у него :

...таким именем-эпонимом для жуаньжуаней или их части и стало имя Датаня, не связанное с появившимся ранее названием государства. Реконструкцию произношения этого имени в середине I тыс. н.э. осуществил, по моей просьбе, С.Е. Яхонтов. И оказалось, что здесь мы впервые фиксируем этноним, ставший хорошо известным через два столетия после описываемых событий, ибо иероглифическое написание датань произносилось в V в. н.э. как *dadar / *tatar. Согласно тюркским памятникам 732-735 гг. (о них см. ниже) послы от otuz tatar «тридцати (племён) татар» пришли в 552 г. почтить память почившего годом ранее тюркского Бумын-кагана, победителя жуаньжуаней и нового владыки тех их племён, которые покорились Тюркскому элю. «Тридцать (племён) татар» — та самая группа племён, входивших ранее в государство жуаньжуаней, которая сплотилась в 20-е гг. V в. вокруг Датаня / Татара; эта группа племён обеспечила его победу в междоусобице, победу над другими претендентами, которых поддерживали другие племенные группировки жуаньжуаней. И, в отличие от этих других группировок, «тридцать племён» носили имя своего вождя, имя, закрепившееся как самоназвание, подобно тому, как много веков спустя стали этнонимами имена Ногая и Узбека.

  • Одобряю 2
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

В 12/3/2017 в 12:04, Samtat сказал:

Читал у него :

...таким именем-эпонимом для жуаньжуаней или их части и стало имя Датаня, не связанное с появившимся ранее названием государства. Реконструкцию произношения этого имени в середине I тыс. н.э. осуществил, по моей просьбе, С.Е. Яхонтов. И оказалось, что здесь мы впервые фиксируем этноним, ставший хорошо известным через два столетия после описываемых событий, ибо иероглифическое написание датань произносилось в V в. н.э. как *dadar / *tatar. Согласно тюркским памятникам 732-735 гг. (о них см. ниже) послы от otuz tatar «тридцати (племён) татар» пришли в 552 г. почтить память почившего годом ранее тюркского Бумын-кагана, победителя жуаньжуаней и нового владыки тех их племён, которые покорились Тюркскому элю. «Тридцать (племён) татар» — та самая группа племён, входивших ранее в государство жуаньжуаней, которая сплотилась в 20-е гг. V в. вокруг Датаня / Татара; эта группа племён обеспечила его победу в междоусобице, победу над другими претендентами, которых поддерживали другие племенные группировки жуаньжуаней. И, в отличие от этих других группировок, «тридцать племён» носили имя своего вождя, имя, закрепившееся как самоназвание, подобно тому, как много веков спустя стали этнонимами имена Ногая и Узбека.

Получается был некий вождь  Дадань/Татар? Откуда у него такие данные интересно?

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

К примеру Кюнер в комментариях пишет:

Цитата

История жужаней, записанная в китайских хрониках, неоднократно отмечает продвижение жужаней на запад и связи их с народами западной части Центральной Азии и далее на запад. Так, еще в V столетии жужаньский хан Датань, будучи разбит в 430 г. войсками северовэйского императора Тай-уди, бежал со своими сородичами и сторонниками на запад [326] (так сообщает «Шофанбэйчэн») и неизвестно куда скрылся, как говорит «Бэйши». Очевидно, жужане ушли так далеко, что китайские летописцы потеряли всякий след их.

http://www.vostlit.info/Texts/Dokumenty/China/I/Kuner/pril4.htm

Или здесь идёт повествование о Датане, ВЭЙ ШОУ ИСТОРИЯ ДИНАСТИИ ВЭЙ ВЭЙ ШУ(гл. 103, л. 1а-22а)

Цитата

Датань был сыном Пухуня, младшего дяди Шэлуня. Первоначально он управлял отдельным кочевьем в западных землях. «Он сумел приобрести симпатии народа, в результате чего население владения выдвинуло и поддержало его, дав прозвище Моуханьгэшэнгай кэхань, что на языке династии Вэй означает «победоносный» 29.

http://www.vostlit.info/Texts/Dokumenty/China/IV/380-400/Vejsu/frametext11.htm

  • Одобряю 1
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Авары дошли до Вены и повлияли на немецкий язык.

Есть ли тюркизмы в немецком ? Если бы были, то мы бы знали. У тюрок много своих стран и исследователей.

 

Имхо одно из слов "GURT"- пояс

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Похоже что татар действительно сяньби=>ширви=>шивэй. Жуаньжуань ведь были из их родов, т.е. самые первые зафиксированные татары.

Отуз и Сегиз Татары по Кляшторному осколок татар. По китайским источникам татары происходили из шивэй- видимо не просто так.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

66da2e57e5822540a0eaac0bee4c7310--gold-b

(Avar) Zamárdi-Rétiföldek, Hungary, grave Elaborate Gold Belt mount century CE) in the Animal Style (Tierstil II), a variant characteristic for the Avars.

 

аварский золотой пояс с этническим монгольским орнаментам.

  • Like 1
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

ПалеоДНк по жужаням
https://onlinelibrary.wiley.com/doi/abs/10.1002/ajpa.23491

The genome of an ancient Rouran individual reveals an important paternal lineage in the Donghu population

Jiawei Li, Ye Zhang, Yongbin Zhao, Yongzhi Chen, A. Ochir, Sarenbilige, Hong Zhu, Hui Zhou

First published: 21 April 2018
https://doi.org/10.1002/ajpa.23491

Abstract

Objectives

Following the Xiongnu and Xianbei, the Rouran Khaganate (Rouran) was the third great nomadic tribe on the Mongolian Steppe. However, few human remains from this tribe are available for archaeologists and geneticists to study, as traces of the tombs of these nomadic people have rarely been found. In 2014, the IA‐M1 remains (TL1) at the Khermen Tal site from the Rouran period were found by a Sino‐Mongolian joint archaeological team in Mongolia, providing precious material for research into the genetic imprint of the Rouran.

Materials and methods

The mtDNA hypervariable sequence I (HVS‐I) and Y‐chromosome SNPs were analyzed, and capture of the paternal non‐recombining region of the Y chromosome (NRY) and whole‐genome shotgun sequencing of TL1 were performed. The materials from three sites representing the three ancient nationalities (Donghu, Xianbei, and Shiwei) were selected for comparison with the TL1 individual.

Results

The mitochondrial haplotype of the TL1 individual was D4b1a2a1. The Y‐chromosome haplotype was C2b1a1b/F3830 (ISOGG 2015), which was the same as that of the other two ancient male nomadic samples (ZHS5 and GG3) related to the Xianbei and Shiwei, which were also detected as F3889; this haplotype was reported to be downstream of F3830 by Wei et al. (2017).

Discussion

We conclude that F3889 downstream of F3830 is an important paternal lineage of the ancient Donghu nomads. The Donghu‐Xianbei branch is expected to have made an important paternal genetic contribution to Rouran. This component of gene flow ultimately entered the gene pool of modern Mongolic‐ and Manchu‐speaking populations.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Рассказать что-либо связное об общественном строе жуаньжуаней,обосновывая каждое утверждение соответствующими текстами, невозможно. Источники лишь коротко отмечают: «Управление государством просто» [86, гл. 95, л. 50б], поэтому приходится пользоваться отдельными свидетельствами, по большей части косвенного характера, и на основании их делать те или иные выводы.

Подлинным создателем государства жуаньжуаней,включавшего в себя многочисленные племена и народы, был Шэлунь (402-410). Он впервые установил военные законы, по которым 1000 человек составляла отряд (цзюнь) во главе с начальником, а 100 человек — знамя (чуан) во главе с вождем. По этим же законам тому, кто первый врывался в ряды противника, жаловались пленные и захваченная добыча, а того, кто из трусости отступал, убивали, бросая в голову камни, или же били батогами [34, гл. 103, л. 3а].

Как видно, войско было организовано по десятеричной системе, и в этом отношении Шэлунь лишь повторил очень старые кочевые традиции. За несколько столетий до него точно такая же система организации войска существовала у сюнну, у которых во главе отрядов ставились тысячники, сотники и десятники [56, гл. 110, л. 10б], а военные законы предусматривали: «Тот, кто в сражении отрубит голову неприятелю или возьмет его в плен, жалуется одним кубком вина, ему же отдают захваченную добычу, а взятых в плен превращают в [его] рабов и рабынь» [56, гл. 110, л. 11а].

По-видимому, и вождь жуаньжуаней Шэлунь, организовавший войска по десятеричной системе, одновременно ввел феодальную собственность на пастбищные территории. Результаты не замедлили сказаться. Во всяком случае, северовэйский император Тай-цзу (386 — 409), оценивая его действия, заявил: «Ныне Шэлунь, подражая Срединному государству, установил законы, ввел правила построения воинов и стал угрожать нашим границам. Как говорят последователи даосизма, когда рождается совершенномудрый правитель, появляются крупные разбойники, и это действительно так» [34, гл. 103, л. 4б]. Весьма характерно, что Тай-цзу говорит отдельно о законах, несомненно связанных с общественной структурой, и о военной системе.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Вход в юрты у жуаньжуаней был с восточной стороны

"...Когда дочь Анагуя была выдана замуж за императора Вэнь-ди, сановники торжественно встречали ее у оз. Хэйяньчи, где произошел следующий эпизод:

«Ставя палатки,жуаньжуани обращали все двери, закрывавшиеся циновками, на восток. Фуфын-ван по имени Фу просил обратить их прямо на юг, но невеста ответила:

«Я еще не видела правителя династии Вэй и, естественно, пока являюсь жуаньжуаньской девушкой. Династия Вэй почитает южную сторону, а я — восточную»» [55, гл. 158, с. 4893]..."

  • Одобряю 1
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Для публикации сообщений создайте учётную запись или авторизуйтесь

Вы должны быть пользователем, чтобы оставить комментарий

Создать аккаунт

Зарегистрируйте новый аккаунт в нашем сообществе. Это очень просто!

Регистрация нового пользователя

Войти

Уже есть аккаунт? Войти в систему.

Войти


×
×
  • Создать...