Перейти к содержанию
Туран

Древние уйгуры

Рекомендуемые сообщения

3 минуты назад, Hungar сказал:

Значит 'on' по-вашему - монгольское слово 'теснина' и тюркское числительное 'десять' никак не входит в гипотезу? 

Так "он" (десять) не "онь". Тюркское "он" вообще никак не может перейти в "ой". А в тюркских палатальный апроксимант так и образуется. Например:

Proto-Turkic: *Kuńak
Altaic etymology: Altaic etymology
plus-8.png
Meaning: 1 armour 2 skin
Russian meaning: 1 панцирь 2 шкура
Karakhanid: qujaq 1, qujqa 2 (MK)
Tatar: qojqa 2
Middle Turkic: qujaq 1 (Pav. C.)
Khakassian: xujax 1, xujɣa 2
Oyrat: qujaq 1, qujqa 2
Yakut: kuj̃ax 1, kuj̃axa 2
Tuva: qujaq 1, qujɣa 2
Tofalar: quj̃aq 1
Kirghiz: qɨjaq 1, qujqa 2
Kazakh: qujqa 2
Noghai: qujqa 2
Bashkir: qojqa 2
Karakalpak: qujqa 2
6 минут назад, Hungar сказал:

Ничем не сомнительнее вашей теории. И кто говорил? У токуз огузов есть племя 'хазар', есть стеллы описывающие каганов. Даже предположительно хазарских. 

Говорили ув. Даир, Рустам. В Хунну-сюнну-2, не помните?

7 минут назад, Hungar сказал:

Как вы этимологизируете тюркский этноним 'огур'/'огуз' с точки зрения монгольского языка? Давайте конкретную этимологию.

В предыдущем не дописал: хватит одного этнонима, он же явно составной: первая часть "uń/üń" или "oń/öń" - монгольская, видимо (в тюркских, по крайней мере, ничего подобного нет, кроме серовато-коричневого).

 А "(o)g-ur" (или что-то в этом роде) - собственно уже огурское слово со значением "народ" или "племена; рода". То есть "oń-(o)g-ur" - букв. "народ теснины", "народ ущелья". 

Сразу вспоминается коридор Хэси или Ганьсуйский коридор:

"Хэси́ (кит. упр. 河西走廊, пиньинь: Hexi Zoulang, палл.: Хэси Цзоулан, то есть «коридор к западу от Реки [Хуанхэ]»), Ганьсу́ский коридо́р — горный проход, соединяющий Синьцзян-Уйгурский автономный район Китайской народной республики с её центральными провинциями. Представляет собой древний оазис, образованный цепочкой речных долин и тянущийся на протяжении около 1000 км на северо-запад от центрального Ганьсу (то есть из бассейна Хуанхэ) вдоль северо-восточных предгорий хребта Циляньшань (Наньшань). Ограничен с севера горами Бэйшань и Луншоушань. Ширина от 20 до 100 км., высота от 800 м. (на западе) до 1500 м (на востоке). Основной путь, соединяющий восточный и северо-западный районы Китая. Существование оазисов в этой узкой полосе (ширина от 20 до 100 км.) обусловлено реками, текущими с гор и затем теряющимися в пустыне Алашань (юго-западная часть Гоби). Наиболее крупные оазисы: Увэй, Чжанъе, Юймынь, Аньси."

То есть, если быть более подробным: западно-протомонг. "oń" (теснина; ущелье) + "(o)g-ur" (народ; племена; рода) => пратюрк. "uńgur" => древнетюрк. "ujgur" - "народ теснины [Хэси]. Вспомните, что в Ганьсу у нас эти самые огуры (хузце) и жили.

4 минуты назад, Hungar сказал:

Да что вы говорите.

Нет, ну ваше право, считайте как хотите. Только вот:

"Чтоб получить ясное понятие о доме Ойхор (Северные монголы произносят ойхор, и я последую их произношению, потому что оно известнее нашим монголам, известным под названием бурят)".

 
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

4 minutes ago, Shamyrat said:

Ребята да оставьте им их Чингис хана ,а то они скоро и до  туркмен доберутся чтобы сделать их монголами.

Ну имеется доказательства что предки туркменов были монголами. Это неоспоримо научно.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

7 hours ago, Ермолаев said:

Разрази меня гром, да это же бесценно! Правда по Старостину посмотрел некоторые иерогливы, по нему "уйгуры" нормально восстанавливаются как "уйгуры".

По уйгурам вот что: кажется понял, о чем ув. Игорь говорил об уйгурах в Вэй-Шу, там интересная глосса у него. Кажется, это поздний древнекит. "wǝn-ɣāt" (袁紇), который в китайской вики обозначают как "которые позже стали уйгурами". Так вот как одним местом чуял, что здесь палатальный аппроксимант появился из мягкого "n". 

То есть, этноним "ujgur" <= "uńgur" <= "u-u/оg-ur. Это одно из шести племен Гаоцзюй хуннского происхождения (в отличие от других 20). Посмотрел по Старлингу, а в пратюркском вроде ничего нет похожего. Только "oń" (серовато-коричневый), но семантика как-то сомнительна

Ну у Чэна там другая реконструкция, какого то китайского исследователя. Взял ее, а не Добровича, который почему то решил использовать реконструкцию Пуллиблэнка из 1960х.

С оногурами же здесь элементарно географически не сходится. Ну какие же уйгуры оногуры, если жили в Монголии, к северу от Толы по Суйшу? Да и язык орхоснких уйгуров был обычнотюркским, никаким не огурским. Уж не знаю, что там писал Сабиров, но первый иероглиф в варианте Суйшу 韋 что в древне-, что в среднекитайском заканчивался на й, в этом кстати и Старостин, и Бакстер-Сагар сходятся.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

4 минуты назад, Ашина Шэни сказал:

Ну у Чэна там другая реконструкция, какого то китайского исследователя. Взял ее, а не Добровича, который почему то решил использовать реконструкцию Пуллиблэнка из 1960х.

С оногурами же здесь элементарно географически не сходится. Ну какие же уйгуры оногуры, если жили в Монголии, к северу от Толы по Суйшу? Да и язык орхоснких уйгуров был обычнотюркским, никаким не огурским. Уж не знаю, что там писал Сабиров, но первый иероглиф в варианте Суйшу 韋 что в древне-, что в среднекитайском заканчивался на й, в этом кстати и Старостин, и Бакстер-Сагар сходятся.

Да не оногуры, а онь(о)гуры! Там же "n" с акутом! 

Сейчас вот только что закончил этимологизацию шести племен:

  1. Поздний древнекит.  diēk" (狄) <= класс. древнекит. "lēk" (狄) <= западно-протомонг. "geleg" (щенок; детеныш собаки). Сравните также шары-югур. "gǝlǝg" (щенок). Об этимологии этнонима см. "Этимология этнонима "Ди" с с позиций западно-протомонгольского языка".
  2. Поздний древнекит. "wǝn-ɣāt" (袁紇) <= пратюрк. "uńgаr" (народ теснины; ущелья; горной седловины) <= западно-протомонг. "oń" (теснина; ущелье; горная седловина) + пратюрк. "gаr" (народ; племена; рода) <= пратюрк. "ug-аr" (народ; племена; рода) <= пратюрк. "ug" (племя; род) + аффикс множ. числа "-аr" (аффикс множественности и собирательности). Переход анлаута "o" => "u" аналогичен переходу восточно-протомонг. "očki-n" => пратюрк. "učkun" (искра). Крайне интересный этноним, ибо, как полагаем, это закономерная предтеча более позднего древнетюрк. "ujgur" (см. "Этимология этнонима "Уйгур" с позиций западно-протомонгольского языка"). 
  3. Поздний древнекит. "gōk-lwit" (斛律) <= западно-протомонг. "kök orod" (зеленые края; люди зеленых краев) <= западно-протомонг. "kök" (синий; зеленый) + "orod" (места; земли; края; поля; пространства; страны) <= западно-протомонг. "oron" (место; земля; край; поле; пространство; страна) + аффикс множ. числа "-d" (аффикс множ. числа в словах с конечным "-n", "-l", "-r" или "-č") <= западно-протомонг. "oro-h" (входить; входить в какое-либо место; проникать; проходить) + аффикс "-n" (аффикс отглагольных существительных с отвлеченным понятием).
  4. Поздний древнекит. "kiẹ̄́-phiēj" (解批) <= западно-протомонг. "kem-ge" (край; окраина; провинция) <= западно-протомонг. "kem" (мера; пределы; рамки) + аффикс "-ge" (аффикс существительных от именных основ, обозначающих: названия прикрывающий, прикрывающих тело человека или животного; отвлеченные понятия; термины родства). 
  5. Поздний древнекит. "gā̀-kwǝ̄t" (護骨) <= западно-протомонг. "kegü-d" (степи; пустыни; люди степи или пустыни; степняки; пустынники) <= западно-протомонг. "kegür" (степь; пустыня) + аффикс множ. числа "-d" (аффикс множ. числа в словах с конечным "-n", "-l", "-r" или "-č"). Западно-протомонг. "kegür" (степь; пустыня)
  6. Поздний древнекит. "jɨ̀-ke-kɨn" (異奇斤) <= западно-протомонг. "(j)ike kir" (большой; великий горный хребет) <= западно-протомонг. "(j)ike" (большой; великий) + "kir" (край; горный хребет). Полагаем, что этноним с семантикой вида "большой горный хребет" или "великий горный хребет", видимо, указывает на локализацию сего племени в горной местности, возможно, в области Монгольского Алтая. 

Причем пратюрк. "uńgаr/ujgur" (народ теснины; ущелья; горной седловины) - прямые потомки хуцзе, кои стали вместе с хунну частью одной семьи.

  • Одобряю 1
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Just now, Ашина Шэни said:

ТАНСКИЕ ГУБЕРНАТОРЫ И ОФИЦЕРЫ ИЗ ТОКУЗ-ОГУЗСКОГО ПЛЕМЕНИ КУН

В то время как присутствие уйгуров в Хэси продолжалось лишь до 727 года, случай с племенем Хунь 渾 показывает, что вассалитет под властью Тан мог продолжаться гораздо дольше.
 Родоначальник, великий Эльтебер Хунь Атаньчжи 渾阿貪支, был назначен танским вассальным чиновником в Гаоланьчжоу 皋蘭州 в Монголии в середине седьмого века. После того, как племя мигрировало в Хэси, прямые потомки Хунь Атаньчжи наследовали титул главнокомандующего из поколения в поколение и, скорее всего, возглавляли вассальную префектуру Восточного Гаоланьчжоу, на окраине Линчжоу в Гуаньнэй. 

Правнук Хунь Атаньчжи, Хунь Шичжи 渾釋之 (716-764), служил и как главнокомандующий Гаоланьчжоу, и как высокопоставленный офицер в армии Шофана. Хунь Шичжи умер в 764 году, сражаясь с тибетцами, которые напали на Гуаньнэй. Его сын, Хунь Цзянь 渾瑊 (736-799), был очень образованным в китайской классике, но также начал следовать за своим отцом в битву в возраста одиннадцати лет. Хуньская элита Гаоланьчжоу является примером тюрко-монгольских военных аристократов, которые продемонстрировали решительную верность Тан. Их история сохранилась в исторических записях благодаря тому, что Хунь Цзянь стал известным генералом-лоялистом во время восстания Ань Лушаня.

[Skaff, Jonathan Karam. Sui-Tang China and Its Turko-Mongol Neighbors. Culture, Power and Connections, 580-800. Oxford University Press, 2012 - р.190]

 

  • Одобряю 1
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Бичурин пишет [уйгуры] " Из скота более всего распложали большеногих баранов. "

(https://scientificrussia.ru/news/rossijskie-genetiki-vyyasnili-chto-na-altae-v-drevnosti-vyrashchivali-ispolinskih-ovets) :

Российские генетики выяснили, что на Алтае в древности выращивали исполинских овец

" Для ответа на этот вопрос ученые провели раскопки в нескольких курганах времен бронзового века, которые были построены древними обитателями Алтая примерно в 2500-2000 годах до нашей эры, и попытались найти в них останки костей овец, внутри которых могли сохраниться обрывки их ДНК.

Кроме того, Тишкин и его коллеги обнаружили, что местные овцы, принадлежавшие к одной из вымерших пород, были заметно крупнее и тяжелее, чем их современные "кузины", живущие на Алтае. Почему эти животные исчезли, ученые пока не знают, но сам факт резкого уменьшения генетического разнообразия указывает на то, что и люди, и их домашние животные пережили некое катастрофическое событие, через которое прошли далеко не все породы овец. "

  • Одобряю 1
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

ВЭЙ ШОУ, ИСТОРИЯ ДИНАСТИИ ВЭЙ ,ВЭЙ ШУ,(гл. 103, л. 26а-34б)

Гаоцзюй, по-видимому, оставшаяся ветвь древних чиди. Первоначально они назывались дили, на севере их называют чилэ, а в Китае — гаоцзюй динлин (высокотележные динлины). Их язык в общем сходен с сюннуским, но иногда встречаются небольшие различия....

http://www.vostlit.info/Texts/Dokumenty/China/IV/380-400/Vejsu/text12.phtml

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

                        Поколение Уйгур

 

Слово уйгур значит союзник. Так говорят: молоко сселось, сют уйди; когда молоко сделалось айраном, то [36] части его отделены одна от другой; когда же сседаются, уйюган, сливки, сметана, то части его не отделяются одна от другой: потому уйди тоже значит, что пристал один к другому, соединился, был в союзе. Также говорят: в молитве я присоединился к имаму, имамга уйдым, т.е. когда имам садится, то и совершающий с ним молитву садится; когда он встает, то и этот встает: потому это есть союз между ними.

Сказывают, что в Монголии есть две горы, весьма высокия, которыя тянутся от востока к западу; одна из них зовется Тукрату-Бузлук, другая Ускунлук-Тикрам. Между сими двумя горами, в западной стороне Монголии, еще лежит гора Кут-таг. Среди этих гор протекает в одном месте десять рек; в другом девять – все они большия реки. На этих реках были жилища древних Уйгуров; жившие на десяти реках назывались Ун-Уйгур; жившие при девяти реках звали Тукуз-Уйгур. У них было много городов, деревень и пахотных земель: их всех было сто двадцать волостей. Но как они не избирали себе государя чтобы подчиняться его велениям, то пришли в разстроенное состояние. Однажды все они, составив сейм, на общем совете постановили: «Нас две отдельныя области; пусть каждая выберет себе начальника. Кто не будет повиноваться его слову, у того пусть он отберет имение и накажет его смертью». Посему Ун-Уйгуры поставили в своей волости начальником Мингу-таия, дав ему титул Иль-илтырь; Тукуз-Уйгуры избрали для своей волости своего начальника, назвав его Кюль-иркин. Дети их были правителями около ста лет. С тог времени Уйгура, который был правителем, называл Иль-ильтыром; а того, который был правителем у Тукуз-Уйгуров, Кюль-Иркином: так они называли своих правителей в продолжение многих лет, а после всякаго начальника называли Иди-кутом. Значение слова иди всякому известно: [37] оно значит пустил, дал, как говорят: отпусти нитку; ип ий; корова молока не держит, сыгир иди. А словом кут тюркские народы называют жизнь, счастие; они говорят кому-либо: конь твой или одежда твоя да послужит к счастию твоему, к жизни твоей – «кутлы булсын». Если ея хозяин не будет жив, то как она послужит к его благополучию? Так иди-кут значит посылающий жизнь всему народу. Около трехсот лет Уйгуры жили в оном месте; после того они пришли в разстройство, будучи уводимы в плен и в рабство. Некоторые из них остались на месте жительства; другие перешли на берега Иртыша, разделившись здесь на три общины. Одна из этих общин пришла к городу Биш-балыку и, занявшись земледелием, составила здесь хорошо устроенную державу; другая, разводя коней и овец, вела кочевую и частию оседлую жизнь вблизи Биш-балыка; третья община, при верховье Иртыша, не занимаясь ни сколько скотоводством, ловила рыбу, бобров, соболей, куниц, белок, употребляя их мясо в пищу, а шкуры на одежду себе; хороших нарядов, шелковых, бумажных, они не видали на своем веку. У них матери, кляня своих дочерей, говорили: угодить бы тебе за пастуха, у котораго лошади и овцы! станешь есть мясо, пить кумыз – злые дни выпадут на твою головушку! При Чингиз-хане у них Иди-кутом был Баурчик: он, чрез посла к Чингиз-хану, изъявил ему свою покорность и каждый год отправлял к нему дары. Когда Чингиз-хан был в походе на Мавераннагер, Иди-кут Баурчик выступил к нему с своим войском, и, соединившись с ним на дороге, оказал ему большую услугу. Между Уйгурами много было знающих Тюркский язык и грамоту, хорошо разумеющих должности дефтердарей и счетную часть в диванах. При внуках Чингиз-хановых в Мавераннагре, Хорасане и Ираке, все чиновники диванов и дефтердари были из Уйгуров. В областях Китая дети Чингиз-хана ставили [38] в диваны и в дефтердарей также Уйгуров. Огдай-хан, заступивший места отца своего Чингиз-хана, поручил управление Хорасаном, Мазандераном и Гиляном Уйгуру, который назывался Кюргюз. Он был хороший знаток счетнаго дела: управлял сбором доходов в тех трех областях, он в каждый год исправно отсылал их к Огдай-хану

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

И. В. КЮНЕР

КИТАЙСКИЕ ИЗВЕСТИЯ О НАРОДАХ

ЮЖНОЙ СИБИРИ, ЦЕНТРАЛЬНОЙ АЗИИ И ДАЛЬНЕГО ВОСТОКА

ГЛАВА I

КИТАЙСКИЕ ИЗВЕСТИЯ О НАРОДАХ ЮЖНОЙ СИБИРИ

ХОЙХУ (современное чтение Хуйхэ — уйгуры)

Хуйхэ находятся на северной границе Сйеяньто, живут близ реки Полин.

Отстоят от Чанъаня в 6900 ли. Отборного (И. Б.: строевого 3) войска 50 000 человек. Вначале имели правителя по имени Цзяньсыцзинь (И Б.: Шыгянь-Сыгинь). Когда [он] умер, сын Пуса вступил на престол. В начале годов правления Чжэньгуань (627—649) Танской династии вместе с сйеяньто все [хуйхэ] восстали против туцзюэского Сйели-катана(сыргели?) (И. Б.: Хйели-хан). Сйели послал конницу наказать их. Сразились на Тяньшане, сильно побили их, пленили подвластный им народ. [Власть] хуйхэского [правителя] с этого времени весьма пошатнулась, и потому [он] вместе со своим народом подчинился Сйеяньто. Прозвался Хосйелифа. По-прежнему отправлял посланника представлять дань китайскому двору. После поражения сйеяньтосцев хуйхэский старшина 4 Хулусылифа думиду вместе с подвластными явился во дворец, просил зачислить всех в [качестве] податного населения 5. Со времени упадка [33] туцзюэсцев государство Хуйхэ постепенно усилилось. Повелитель государства также назвался каганом. В 21 г. Чжэньгуань (647) он со своим народом [признал] подданство Китаю. В 3 г. Луншо (663) переместили Яньжаньское духуфу [наместничество] на земли хуйхэ, затем переименовали в Ханьхайское духуфу. Последнее духуфу переместили в старый город Юньчжун, изменив название на Юньчжунское духу. По-прежнему Каменистую степь считали границей; туземные округа на север от этой степи все подчинились Ханьхайскому духуфу; на юге от степи управлялись Юньчжун[ским духу]. После этого [хуйхэские] поколения 6 в походах и сражениях приобрели заслуги и из Цибэй (т. е. страны на север от Каменистой степи) переселялись на границу Ганьчжоу (один из округов в провинции Ганьсу). Поэтому в конце годов правления Тяньбао (742—756) набрали из них отборных всадников, чтобы образовать конницу корпуса Чишуй (река в провинции Шэньси). С начала годов правления Тяньбао (742—756) хуйхэский йеху (тюркское джабгу, ябгу) Ипяо Биси уничтожил Туцзюэ. Внук малого шада Усумиши-каган вскоре стал самостоятельным и сделался каганом девяти фамилий. С этого времени и поныне (т. е. во время составления «Тайпинхуаньюйцзи»: 976—984) он носил также титул кагана девяти фамилий. Поэтому переселился на юг, чтобы жить на старых землях туцзюэ, придерживаясь реки Вэнь в горах Удэцзянь (И. Б.: Удэгянь). Хотя он следовал за водою и травою (кочевал), в общем, если определить, где [находятся] эти горы по отношению к городу Чанъань, то они [лежат] прямо на запад от Китая и отстоят от Западной стены на 1700 ли. Западная стена есть Гаоцюесай (буквально: пограничный оплот Гаоцюе) Ханьской династии. На севере они отстоят на 300 ли от входа в Каменистую степь. Имеется 11 ставок поколения девяти фамилий. Каждое поколение учредило по одной ставке 7. Главный управитель находится в основном племени (цзу), выбирает людей для наблюдения, велит им охранять. Басими и Гэлолу каждое собрало одно поколение, каждое учредило по одному управителю. Всякий раз, как начинают и прекращают войну, из двух чужеземных поколений делают авангард войска.

Что касается девяти фамилий, то одно [поколение] именуется хуйхэ, другое — пугу, третье — хунь, четвертое — баигу или байегу (в тексте просто: багу), пятое — тунло, шестое— сыцзйе (И. Б.: Сыгйе), седьмое — цибиюй (И. Б.: кибиюй). Вышеупомянутые 7 поколений (бу) со времен Танской династии все стали известны в исторических повествованиях. Восьмое [34] (поколение) называется ацзйесы, девятое — тулуньшигусы. Эти две фамилии после годов правления Тяньбао (742—756) объединились с семью фамилиями.

В первый год правления Чжэньгуань (627), через принцессу Сяньань представили просьбу изменить знак хэ 8 (второй знак в их наименовании, значит: «шелк низкого качества»), на хэ 9, который означает птицу (из породы фазанов или сорок), смелую, дерущуюся до смерти. Ибо желали разукрасить обычаи храбрецов своей страны [столь же прекрасно], как перья этой птицы, Дэцзун (танский император, царствовавший в то время в Китае) согласился.

Настоящая выдержка из текста сочинения «Тайпинхуаньюйцзи» заканчивается краткой заметкой относительно местных обычаев и природы: «обычаи довольно сходны с туцзюэскими. Почва песчаная и солончаковая, имеются собачьи овцы (?), нога длиной в 5 цунь (китайский дюйм равный 3,2 см)».

 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

  • Admin
Цитата

Под 913 годом в ней сообщается, что хуйху Хочжоу (см. прим. 13) преподнес дары императору Ляо. В 917 году хуйху (не сказано какие) отправили к нему свое посольство. Другое посольство, отправленное хуйху (правителем) Бали, прибыло ко двору Ляо в 924 году, когда Абаоцзи, первый император Ляо, стоял лагерем возле древнего города хуйху (имеется в виду Каракорум; см. прим. 640).
В том же году Биликэ, один из губернаторов, назначенных Умучжу-кэханем, хуйхуским правителем Ганьчжоу, был захвачен ляосцами, после чего Абаоцзи отправил одного из своих командиров к хану (ср. эту миссию с описанием похода Елюй Даши на запад). Посольство от Умучжу-кэханя прибыло в 925 году. В 932 году асалань (правитель) хуйху (Арслан) отправил посольство с дарами. Под 970 годом сообщается, что император Ляо направил посла к асаланю хуйху. В 988 году асалань хуйху прислал дары, а в 996 году отправил посольство ко двору Ляо, прося о заключении брачного союза, но положительного решения не добился. Несколько посольств от асаланя хуйху в XI веке упоминаются в «Ляо ши» вплоть до 1053 года. 
В 1008 году кидани (то есть Ляо. – Э.Б.) изгнали хуйху из Ганьчжоу и взяли в плен их хана Елали, но впоследствии потерпели от хуйху поражение. Через 20 лет, в 1028 году, ся (тангуты. – Э.Б.), основавшие могущественную державу в нынешнем Ордосе, напали на хуйху и оккупировали Ганьчжоу, Гуачжоу, Сучжоу и другие территории хуйху. Во время правления Дао-цзуна (1055–1101) и последнего киданьского императора Тяньцзо (1101–1125) упоминаются 10 посольств хуйху ко двору Ляо.
Сменившая в 1125 году правящий дом Ляо династия Цзинь, более века управлявшая Северным Китаем, тоже принимала дипломатов хуйху. «Цзинь ши» упоминает о делегациях, отправленных в 1127 году правителем хуйху Хэли-кэханем и хуйху Холасаня. Последнее уйгурское посольство в империю Цзинь зафиксировано в 1172 году.

Асалань уйгуры - это арслан-уйгуры, они имели какую-то связь с древним тюркским родом Ашидэ, вроде считали себя потомками Тоньюкука.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

  • Admin
Цитата

Согдийские камнеписные тексты тюркской и уйгурской эпох содержат некоторые косвенные сведения, касающиеся согдийцев Танской империи и их роли в тюрко(уйгуро)-китайских отношениях. К ним относятся Бугутская надпись Первого Тюркского каганата, и согдийские надписи уйгурской эпохи – Сэврэйская билингва и Карабалгасунская трилингва. Последняя содержала тексты на трех языках – уйгурском, китайском и согдийском. Основная часть Карабалгасунской надписи была открыта экспедицией Н.М. Ядринцева в 1889 г., отдельные фрагменты согдийской версии – А. Гейкелем в 1890 г. и В.В. Радловым. Из трех частей надписи больше всего от эрозии пострадала уйгурская.
Согдийская версия надписи первоначально была принята учеными за уйгурскую, и только в 1909 г. Ф.В.К. Мюллер определил ее язык как согдийский. Первый полный перевод согдийского текста принадлежит О. Хансену [Hansen 1930]. По мнению С.Г. Кляшторного и В.А. Лившица, «от согдийской версии Карабалгасунской надписи сохранились фрагменты, составляющие в общей сложности, по-видимому, ¼ первоначального ее текста. Согдийская версия надписи отличалась некоторыми существенными деталями от китайской версии. Так, в частности, только в согдийской версии содержится точное обозначение религии Мани, принятой в 763 г. в качестве официальной религии в Уйгурском царстве» [Кляшторный-Лившиц 1979, c. 49-50]. 
Карабалгасунская надпись также рассказывает о том, как уйгурский каган во время похода в Китай познакомился с религией Света и забрал с собой в степь четырех манихеев, в отношении этнического происхождения которых нельзя сомневаться – они были согдийцами [Камалов 2001, с.194-197]. Влияние согдийцев на уйгуров проявилось не только в распространении религии Мани, но и создании уйгурского письма на основе согдийского алфавита [Ščerbak 1983].
Надпись из Сэврэя также содержит тексты на уйгурском и согдийском языках. Камень был установлен в начале 763 г. на пути возвращения войска Бёгю-кагана из Китая в степь. Плохо сохранившиеся лапидарные тексты не донесли до нас сколько-нибудь важной информации, но само наличие согдийской надписи на камне имеет большое значение: оно показывает усиление роли согдийцев в Уйгурском каганате после уйгурских походов в Китай [Кляшторный-Лившиц 1971б, с. 111]. В связи с восстанием Ань Лушаня заслуживает внимания открытый Т. Мориясу небольшой фрагмент уйгурского текста из Турфанской коллекции Берлина, упоминающий военную помощь уйгуров танскому императору [Moriyasu 2003, с. 50-51].

Камалов. Иранцы и тюрки в империи Тан.

Еще один гвоздь в гроб фейковой версии АКБ об древних уйгурах, не живших в Монголии. Аж две уйгурских надписи, причем одна из них установлен тем самым Бёгю-каганом, о котором писал Джувейни.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

07.07.2020 в 20:15, Rust сказал:

Еще один гвоздь в гроб фейковой версии АКБ об древних уйгурах, не живших в Монголии. Аж две уйгурских надписи, причем одна из них установлен тем самым Бёгю-каганом, о котором писал Джувейни.

Вы правы, манихейство в Уйгурском каганате вводил тот самый Бёгю- хаган, которого помнили и чтили уйгуры, найманы и т.д. За что в итоге и пострадал.

 На Алтае нашли порядка 200(!) наскальных надписей пастырей-манихеев, на территории Хакасии (Уйбат), Тувы целые храмовые комплексы манихеев.

В составе орхонских памятников   есть памятники касательно манихеев? 

Насколько я знаю,  таких манихейских памятников вроде не обнаружили (кроме двух упомянутых вами надписей )?

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Орхонские надписи описывают вкратце  историю тюрков, но (!):

1. Эти надписи составлены кок- тюрками, которые лишь на короткое время возродили тюркскую государственность  ашина (682-744 г.г.) благодаря  восставшему офицеру династии Тан Кутлугу - Эльтеришу-кагану и т.д..

2. Да, уйгуры (с басмылами) разрушили государство кок-тюрков (и устранили последнего кагана) и оставили свои надписи там, на Орхоне.  Но достаточно ли всего этого для размещения  столицы Уйгурского каганата в том месте? 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Для публикации сообщений создайте учётную запись или авторизуйтесь

Вы должны быть пользователем, чтобы оставить комментарий

Создать аккаунт

Зарегистрируйте новый аккаунт в нашем сообществе. Это очень просто!

Регистрация нового пользователя

Войти

Уже есть аккаунт? Войти в систему.

Войти


×
×
  • Создать...