Перейти к содержанию
Барак

Венгры - мадьяры , кто они ?

Рекомендуемые сообщения

«По словам Махмуда ибн Вали (среднеазиатского автора XVII века. — И.А.), в войске Абу-л-Хайр-хана были ополчения племен уйратов (ойратов. — И.А.), маджаров и кипчаков»44 .

44. Ахмедов Б.А. Государство кочевых узбеков. М., 1965. С. 16.

В принципе весь цитируемый текст смахивает на механически составленную подборку без малейшей попытки анализа, но я тут нашёл-таки моменты на которые раньше не обращал внимания. Вообще автор цитируемого отрывка весьма вольно обращается со ссылками и на самом деле в доступном в интернете тексте сочинения Махмуда ибн Вали я ничего про ополчения ойратов, маджаров и кипчаков не нашёл (вроде просматривал внимательно :unsure: ), но оный автор действительно упоминает одно лицо происходящее из эля маджар:
Мнение благородством [подобного] солнцу [Абу-л-Хайр-хана] бросило луч повеления, чтобы шахзаде Кучкунчи отправился вперед в качестве манглая вместе с Эмир Йулдуз-тарханом, Хасан-бек ойратом, Джалал-огланом, Сатилмиш найманом, Са'ид-бек конгратом, Тимур маджаром, Ташбек кипчаком и некоторыми другими [лицами] из эмиров и баскаков.
БАХР АЛ-АСРАР ФИ МАНАКИБ АЛ-АХЙАР
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

  • Модераторы
Каждый человек думает,как ему хочется.Давайте без оскорблений.Мне 60 лет и на своем веку много повидала и услышала от своих предков.Когда насильно народ записали в хакасы в начале 20 века ,отобрали его родовую территорию,согнали на берег реки Абакан.Это было уничтожение народа, и это подтверждают многие документы, ученые.Нужно уважать чужое мнение и маленько знать историю хакасского народа,откуда произошло слово "хакас",был ли такой народ в 17 -19 веках,где это в истории записано?Если койбалы были рабами,так почему у них земли в 16-17в.в. , назывались в исторических документах "Койбальская землица",затем "Койбальская степная дума " и т.д.Не будем ссылаться на Кастрена,есть и другие источники :Н.Ф.Катанов,В.Я.Бутанаев.
1. Койбалов насильно "записали"? Тогда и сагайцев и качинцев. И эти народы тоже были "уничтожены"? Не знаю ни одного хакасского ученого, считавшего, что койбалы были уничтожены. Они ассимилировались русскими и качинцами. Последние довольно серьезно их прессинговали.

2. Койбалы не были рабами, а были кыштымами - данниками енисейских кыргызов, позже - ясачными инородцами России, среди них Кастрен встретил потомков полона (ясыря), говоривших на каком-то самодийском языке. Но! Не на фино-угорском ведь?

3. Во время переписи спрашивают не под дулом пистолета. Меня не спрашивали - я сам пошел и записался. Сколько в переписи 2002 года выявлено людей считающих, что они принадлежат к "народу койбал"?

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

«По словам Махмуда ибн Вали (среднеазиатского автора XVII века. — И.А.), в войске Абу-л-Хайр-хана были ополчения племен уйратов (ойратов. — И.А.), маджаров и кипчаков»44 .

44. Ахмедов Б.А. Государство кочевых узбеков. М., 1965. С. 16.

В принципе весь цитируемый текст смахивает на механически составленную подборку без малейшей попытки анализа, но я тут нашёл-таки моменты на которые раньше не обращал внимания. Вообще автор цитируемого отрывка весьма вольно обращается со ссылками и на самом деле в доступном в интернете тексте сочинения Махмуда ибн Вали я ничего про ополчения ойратов, маджаров и кипчаков не нашёл (вроде просматривал внимательно :unsure: ), но оный автор действительно упоминает одно лицо происходящее из эля маджар:

Мнение благородством [подобного] солнцу [Абу-л-Хайр-хана] бросило луч повеления, чтобы шахзаде Кучкунчи отправился вперед в качестве манглая вместе с Эмир Йулдуз-тарханом, Хасан-бек ойратом, Джалал-огланом, Сатилмиш найманом, Са'ид-бек конгратом, Тимур маджаром, Ташбек кипчаком и некоторыми другими [лицами] из эмиров и баскаков.

БАХР АЛ-АСРАР ФИ МАНАКИБ АЛ-АХЙАР

А там же есть "ойрат"-ы, т.е. Хасан-бек ойрат.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

2. Никаких достоверных данных о нетюркской речи койбал нет. Кастрен что-то брякнул. Но он и тувинцев считал самоедами.
Дорогой Станислав, Вы безусловно один из самых эрудированных пользователей форума, но тут Вы ошибаетесь. Первоисточник мнения о "самоедском языке койбалов" не Кастрен. Иоганн-Готлиб Георги отнеся в своей книге койбалов к самоедам, так прокомментировал это утверждение: "Судя по согласию различных общего языка наречий и по сходству вида и жития, должно почитать, кроме настоящих самоядских колен, некоторые к отякам причисленные поколения и разные небольшие красноярские остатки народов, о коих упомянуто в описании татарских народов, как-то: коибал, маторов, тубинцев, камачинцев, каракассов и саятов, единоплеменными семояди по их происхождению". Георги сам работал в Сибири с "физической экспедицией" 1768-74 годов, сначала под началом Фалька, а потом и самого Палласа, но в данном случае он руководствуется не собственными исследованиями, а как он пишет рядом словарями составленными Миллером, в которых якобы и содержится материал на основании которого им была проведена "языковая классификация" сибирских народов. Естественно, что данное утверждение не выдерживает критики, так как к "семояди" им отнесены и вполне тюркские народы тубинцев и карагассов, а например чуваши в книге отнесены к "финским народам". К сожалению с "лингвистическим творчеством" Миллера незнаком и не могу привести ссылку на эти словари. Но многие представления о лингвистической классификации народов предложенной Георги продержались в российской науке и после Кастрена - вплоть до конца 19 века.
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

  • Модераторы

Я бы сказал, что держатся и теперь. :) Его кредо - предвзятость. Катанов кастреновщину уже потом докторской в 1600 стр. додавливал.

Эти искатели финнов в ЦА постарались, конечно. Им надо быть признательными за собранные материалы по тюркской лексике и, конечно, альбому "Надписи Енисея", без которого Томсен бы не расшифровал рунику.

Про "самоедкость" не знаю. Вот вроде бы получается такая схема по горно-лесным народам Саяно-Алтая: обозначение одного аймака или улуса уточняется (лесной или степной, лыжный или конный). Причем, вероятно, с древности: лесные и степные урянхайцы, поколение лыжных тукюе и т.п. Это какой-то симбиоз, возможно, по схеме - сеньор - вассал. Кыргыз - кыштым.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Г.Ф.Миллер в "Истории Сибири" писал,что "после этого служивые люди направились дальше и вскоре,хотя и по другому пути,дошли по реки Енисея,имея в виду обложить ясаком народы,которые до того были совершенно неизвестны.Имена народов служивые люди слышали от кыргызов. Это были - маты,маторцы,туба или тубинцы,десары или есары..."..Племя мадор состояла из родов,я например из рода Койбал, соок ханг,фамилия Кочелорова.В исторических документах сказано,что"койбалы еще в 19 веке называли себя туба(дубо),а соседние племена называли их модар или матор.Род койбал назван по имени князца Койбала,который возглавлял маторов в половине 17 века и судя по ясачным книгам,самая большая группа маторов и в 90-х годах17 века этих маторов возглавляли сыновья Койбала:Серен и Тебюга,впоследствии Серен основал улус Корнатский,что в Красноярском уезде,затем вошедший в Удинские земли,а Тебюге -улус Таражаков,что расположен на территории юга Красноярского края и Хакасии.Частица этого народа сохранилась на территории Хакасии,в Бейском районе.Н.Ф.Катанов,хакасский ученый писал,что "инородцы Койбальской думы составились,главным образом,из племен угро-финских и,попавшие между тюрскими,быстро утратили свой язык и усвоили тюркский...Как пишут ученые,что "исчезнувшие народы говорили на языках самодийской группы,образующих вместе с языками финно-угорской группы уральскую языковую группу".В настоящее время койбальский,маторский языки считается вымершими.Но иссследователю Гр.Спасскому посчастливилось общаться 1806 году с последним из рода койбал,знавшим свой язык и отметил,что сравнивая с хакасским языком,это совершенно разные языки.Он составил словарь языка койбальского и маторского,.Например: береза- кую(маторский),кола(койбальский),койву(финский),куэ(марийский),кэль(манси),келу(

мокша),килей(эрзя).

день добрый, koibalka,

вот читаю Аристова....

это не про ваших? :rolleyes: рад если помог...

Аристов Н.А. "Заметки об этническом составе тюркских племен и народностей и сведения об их численности"

Текст статьи подготовлен в pdf-формате размером 12,9 Мбайт. Оригинальная статья опубликована в журнале "Живая старина", выпуск III-IV, 1896 г.

http://www.art-kaz.ru/images/Aristov_1896_150dpi.pdf

стр. 347 ? ПЕРВЫЙ АБЗАЦ

"из трёх улусов камасинцев, обитающих в южной части речной области Канны, во времена Кастрена один состоял из качинских татар, другой из самоедов, сохранявших ещё свой язык (кости МАДОР, богоме (?), байга, …ег (?) и села, из которых первые три встречаются и у КОЙБАЛОВ),…."

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Британцы - саксонцы, т.е. сыны саков. У Тюрка отец Сак (Исак, Скак). Т.е. у британцев и тюрков один отец Сак, т.е. по тюркски "бiр ата"

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Британцы - саксонцы, т.е. сыны саков. У Тюрка отец Сак (Исак, Скак). Т.е. у британцев и тюрков один отец Сак, т.е. по тюркски "бiр ата"

Уважаемый Ерлан,

Ваши шутки по поводу Саксонцев и Саков или Британцы и Бир Ата совершенно детские

можно было бы промолчать и не отвечать на вашу реплику, но дело в том что Вы своими необоснованными репликами снижаете уровень данного форума. Поверьте что на форуме собрались очень серьезная публика и если Вы шутите то пишите шу-чу. Если честно то лично я читая участников форума узнаю очень много интересного что следует еще прочитать так как я этого не знал. Простите за вынужденную натацию в Ваш адрес.

Вообще о том, что Венгры ищут свои корни факт просто замечательный в этом они похожи на казахов всегда ищущих своих родственников. Название их народа которым они так гордятся

Мадьяр, как пишет Мухамед Халел Сулейменов происходит от тюркского кагана Моде по китйским источникам или Огуз хан по персидским источникам, по казахски Мади-Ар, или Ариец Мади. Это был величайший завоеватель всех времен и народов. Его империя простиралась от Средиземного моря до Тихого океана, а правил он во втором веке до нашей эры.

Слово Ариец я употребил не случайно, так как в те времена это слово имело только морально психологическую нагрузку, а не рассово-антропологическую, языковую. Ариец это аристократ духа Ар-ис, Воин готовый умереть за честь своего народа.

Потомки этого великого нашего предка сохранились только у Венгров и Аргынов.

Потомки Мади-Ара попали к Аргынам именно в кипчакское время

Безусловно я согласен нынешние венгры это наши родственники по крови но не по языку.

Кипчакский Хан Котян в 1240 году бежал в Венгрию и король Бела принял его вместе с его народом. В 1242 году Бату начал преследовать своего врага Котяна и выдвинул свои войска в западную Европу. По пути в Венгрию 50 тысячное войско Бату наголову разбило 100 тысячное войско объединеных рыцарей Европы. Европа содрогнулась. Преследование Котяна окончились на Балканах у берегов Адреатического моря в Дубровнице. Батый получил известие о кончине Кагана и вынужден был вернуться в Каракорум на курылтай. Военная компания была свернута.

После этого Западная Европа и Папа римский стали откупаться перед Батыем послав посольство и шпионов: Рубрука и Плано Карпини, так как опасались вторичного вторжения.

С Уважением,

Nurlan5

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Кит c ДНК-тестом представителя Койбалов (Мадоров) на пути в ФТДНА. Проверка цепочки венгерские Мадьяры - казахские Мадьяры - Койбалы (Мадоры) гаплогруппы G.

Если все пройдет нормально, то будет и следующий Койбал (благодаря Койбалке из сайта Eurasica).

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

"Большой курултай Тюрко-гуннского мира" состоялся 6-8 августа 2010 в Венгрии, в урочище Бугац области Киш Куншаг, что означает Малая Кумания - самой западной кипчакской территории.

4877165970_42616937b2.jpg

Венгерский кун - потомок куманов-кипчаков.

Коротенький фоторепортаж с курултая

Официальный сайт курултая (мадьярский язык)

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Интересно,что венгры назвали свой танк выпущенный в 1940г. "Туран" в честь исторической Родины.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

"Большой курултай Тюрко-гуннского мира" состоялся 6-8 августа 2010 в Венгрии, в урочище Бугац области Киш Куншаг

Там немало вещи из Монголии, юрта,малахай,одежда сапоги,лук...

Вобщем они несовсем кипчаки ,есть и монгольские роды у них.Возможно они были бежавшими кипчаками Котян хана,к ним позже присоединились остатки армии Субедея после битвы на Шайо.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Там немало вещи из Монголии, юрта,малахай,одежда сапоги,лук...

Вобщем они несовсем кипчаки ,есть и монгольские роды у них.Возможно они были бежавшими кипчаками Котян хана,к ним позже присоединились остатки армии Субедея после битвы на Шайо.

если позволите, то продолжу: воинственность, волк-тотем, лошадь, домбра, конина, баранина, кошма, казан, бешбармак, пояс, байтерек, жыр и т.д.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

В принципе , известно , что русские казаки в походе 1849 г. ( подавление венгерской революции ) также называли венгров башкирами , но , думаю , следует делать некоторую скидку на не особую разборчивость русских в этнонимах и последующем отнесении того или иного народа к той или иной языковой семье . Здесь можно вспомнить и о тех же казахах ( по существу - КАЗАКАХ ) , именуемых в разное время русскими " кайсаками ", " киргизами " и т.д. :D

Потом , не известно какие именно башкирские роды встретили те же венгерские монахи , какого они были происхождения ? Тюркского или финно-угорского ?

Я , в принципе , не настаиваю на обязательном родстве казахов с венграми :D , думаю и те и другие спокойно обойдутся и без вновь обретенных " родственников " ;) , но статья , приведенная мной , является все же современным венгерским взглядом на этот вопрос .

Да и сохранившиеся в Венгрии области , населенные потомками кипчаков ( Киши Кунзаг , например :D ) , получивших пристанище у венгров.

P.S. Если бы кто-нибудь из башкирских участников форума прокомментировал эту статью ( по возможности без ухода в " арийскую " и " финнскую " версии происхождения ) , то было бы более познавательно.

В сети , конечно , много " фольк-исторических " работ о башкирах , но не всем им верится..

:D

Имя "Унгария" представляет (вероятно) изкаженое произношение на "Оногурия/Оногондурия" - средневековное наменование етой области; заб: наименование обалсти произходит из имени праболгарское племе, а та област (до вторжению,и миграии маджаров здесъ) била част болгарской державе.

Интересно, то что древнеунгарское (древнемаджарское) наименование для Дунайских болгар - является "нандор (Nándor)" (изкаженое "оногондур"). Ето преобладаещее мнение в Унгарии, в Росийской историгарфию (смотритре тоже коментари Минорсково о Персийской Географию).Многие считают что (Минорский и другие) что "Нандор Фехервар"(сейчас сербская столица Белгород)- означает "Белой город Нандоров (Onogundur~ Nándor)" ("Алба Булгарика" - как он познат в средневековие)

http://www.kroraina.com/hudud/hud_53_c.html

http://mek.niif.hu/03400/03407/html/62.html

"

Judging from river-names and archaeological finds, at the time of the Hungarian Conquest, a population that spoke a Slavic language and had a Slavic material culture could be found where the mountains met the plains and in most other regions of Transylvania. By that time, three great Slavic language-groups had emerged — the eastern (Russian), western (Polish, Czech-Moravian, Wendish-Sorbian), and the southern (Bulgar, Serbo-Croatian, Slovene). Hungarian settlers encountered all of the linguistically-differentiated Slav groups, except for the Serbs, who still lived in {1-358.} isolation from the Hungarians, and the Elbe Slavs. The Hungarians called these people by their own names, and in accordance with their current political status: Orosz (Russian), Lengyel (Pole), Cseh (Czech), Marуt (Moravian), Nбndor or Lбndor (Onogundur Turkic names for Bulgaro-Slavs), and Horvбt (Croat). Such names figure among the 10th–13th century toponyms in several regions of Hungary (e.g. Orosz, Oroszi), where they identify the presence among the Hungarians of a residual ethnic settlement."

http://tuvalu.santafe.edu/events/workshops/images/0/0d/MigratoryMech.pdf

** The Ravenna anonymous author (between the VIIth and VIIIth centuries)

mentions the country Onoghoria to the North from the Maeotis - the Sea of Azov

(Podosiniv 2002. Pp. 192, 251-252); V.P.Shusharin thought that there the first

contacts between the Bulgars-Onoghurs and the Magyars-Ugrians took place, and

since then the Magyars had called the Bulgars the Nandor, while the Slavs had named

the Magyars after their country Onoghoria and from this term an ethnicon the Ugrians

developed in Proto-Slavic language (cf. Róna-Nas 1999. 282-287).

------

Венгерская Хронология:

The Charpatian basin in the 9th century, according to written sources and archaeological founds (Magyar Kódex, 1. The world of the Arpadians, 18. p., Budapest, 1999, Kossuth Publ.)

South of the Voividina, there lived the Timocans, and west from their terr. between Drava and Sava was Sclavonia. In the terr. of the later Bánát there is written: "Vulga(ro)rum Fines."

862. The first hungarian army in the Charpatian basin

895-896: all Hungarians in the C. basin.

900: left banks of the Middle-Danube: hungarian territory.

932/34: according to Masudi the hungarians of the south by the Danube see the bulgars on the other riverside. There was a bulgarian "land" (He thought probably on Bulgarian Belgrad, in hungarian: Onogundur~ Nándor Fehérvár (Bulgarian white castle). "They are more bulgarians, than hungarians, but the hungarians are stronger."

Pannonia Sirmiensis became probably part of the Gyepü, the hungarian frontier (uninhabitated area).

http://www.protobulgarians.com/ungari1.jpg

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Энциклопедия Брокгауза Ф.А. и Ефрона И.А. (1890 - 1916гг.)

Мадьяры — господствующее племя в Транслейтанской части Австро-Венгерской монархии (Королевство Венгрия). Главная масса этого племени живет в Средней Венгрии, по обоим берегам Дуная и Тисы; на З. их поселения доходят почти до самой границы королевства; в восточной части Трансильвании живут также принадлежащие к этому племени секлеры (см.). Общее число представителей мадьярского племени (1890) доходит в землях венгерской короны до 7426730, что составляет 42,80% общей суммы населения. По областям это число распределяется так: на Венгрию с Трансильванией приходится 7356874 ч. (48,61% всего населения), на одну Венгрию — 6658929 (51,69%), Трансильванию отдельно — 697945 (31%), Реку (Fiume, город и область) — 1062 (3,94%), Хорватию и Славонию — 68794 (3,15%). Кроме того, Мадьяры живут еще в Буковине (1890 г. — 81 3 9 ч.) и в Румынии. Все эти цифры несомненно гораздо выше действительности, потому что народные переписи ведутся пристрастно: при общем приеме всех народных переписей в Австро-Венгрии отмечают не народность, а разговорный язык, в Венгрии в число Мадьяры (т. е. вернее — признающих своим родным или разговорным языком мадьярский язык) попадают все желающие считаться мадьярами (см. Мадьяроны). Иногда занесение в число людей немадьярского происхождения совершается и без их ведома, порой даже и против их воли. Католиков между Мадьяры около 55%, евангеликов — гельветического исповедания 30%, лютеранского 4%. К греческому исповеданию принадлежат преимущественно омадьярившиеся и забывшие свой язык и национальность русские. Сравнительно-лингвистические исследования привели к призванию финского или, точнее, восточно-финского (финно-уральского) происхождения Мадьяры (о языке Мадьяры см. Венгерский язык). Некоторые ученые (напр. Вамбери) готовы считать Мадьяры, их язык и древнюю культуру результатом смешения финно-угорских элементов с турецко-татарскими (V àmbéry, "Die primitive Cultur des tü rko-tatar. Volkes auf Grund sprachl. Forschungen", Лпц., 1879) или принятия турецким племенем (торкским или хазаро-торкским), покорившим финское племя, финского языка (Куник, "Ученые зап. Акад. наук", т. III, 1855, стр. 728-729). Сохранившиеся в мадьярских хрониках воспоминания о Великой Угрии где-то на Востоке очень рано (еще в XIII в.) побудили Мадьяры искать в этом направлении свою родину и своих языческих родичей. Начались путешествия (преимущественно монахов), в результате которых получилось установление того факта, что в Волжской Болгарии живет народ, говорящий на понятном для Мадьяры языке. Эти путешествия не прекращались до позднейшего времени, и многие мадьярские ученые давно уже пришли к убеждению в родстве Мадьяры с некоторыми финно-уральскими племенами. Но это мнение встречало сильный отпор со стороны поборников других теорий (напр. о происхождении Мадьяры от гуннов Аттилы, о турецко-татарской народности Мадьяры), и только в последнее время, преимущественно на основании филологического анализа мадьярского языка, установлено с достаточной твердостью, что прародина Мадьяры лежит вдали от Северного океана, к Ю. от остальных югорцев, первоначальная территория которых лежала по обеим сторонам р. Иртыша, от pp. Печоры, Камы и среднего течения Волги на З. до р. Оби и верхнего течения Яика на В., почти от 56° до 67° с. ш. В этой Югории, Югарии или Югорской земле мадьяры жили на Ю. и Ю.В., в непосредственном соседстве с тюркскими народностями. Мадьярами (Magyar) издавна себя называл сам народ, а уграми (, оугри; польская форма — венгры, Węgry) прозывали их, кажется, искони славяне (русские), от которых уже заимствовали это имя и западные народы. Латинский и германский Запад стал называть их Ungri, Ungari, Hungari, Onogari, а византийцы — Τούρκοι, рядом с гораздо менее употребительным Ούγγροι (также Ούννοι). Оба названия — Мадьяры и венгров или угров — стараются объяснить теперь на основании финских наречий. Для Magyar получается значение "дитя земли" или "горец" (т. е. житель Уральского хребта). Имя угры бесспорно находится в непосредственном родстве с нашей "Югрою" и "югричами" наших летописей, т. е. предками вогулов, остяков и др. Зыряне и до сих пор называюсь вотяков и остяков J ö gras, мн. число J ö grajass. Кроме собственно Мадьяры, в состав нынешнего мадьярского народа вошли слившиеся с ним куманы, половцы, печенеги, языги и др., прежде кочевавшие в южно-русских степях и затем или приставшие на пути к проходившей мадьярской орде, или же перешедшие в образовавшееся мадьярское королевство и получившие от венгерских королей земли для поселения. Мадьярский язык не имеет сколько-нибудь значительных диалектических разновидностей: только по произношению и по некоторым провинциализмам разговорной речи различаются палоцы (мадярск. P àlò cz, мн. ч. Paloczok, половцы русских летописей), в комитатах Неоградском, Гевешском, Боршодском и Гёмерском, и собственно куманы (мад. Kun), в равнине. Мадьяры в Венгрии живут главным образом в Великой венгерской равнине, тянущейся от Пешта до границ Трансильвании и от Токая до Белграда и носящей название Alf ö ld ("низменность"), в отличие от прикарпатских областей на севере Венгрии, которые называются "возвышенностью" (Felf ö ld). Громадные пространства земли, имеющие совершенно степной характер и носящие название пуст (puszta; ср. русское пустыня, пустошь), только отчасти распаханы под посевы, частью же представляют богатые пастбища, на которых пасутся громадные стада крупного и мелкого рогатого скота, свиней, табуны полудиких лошадей, под надзором полукочевых пастухов. Мадьярский крестьянин страстно любит свою "пусту" и неохотно расстается с ней надолго. Недаром ей посвящены мадьярскими поэтами такие высокопоэтические произведения, как Kis-Kuns à g (Малая Кумания) Петёфи или его же поэмы "A puszta Telen" ("Степь зимою") и "A G òlya" ("Журавль"). Важную черту в характере Мадьяры составляет национальная гордость, обусловливающая собой высокомерное отношение к другим народностям; напр. о своих ближайших соседях — словаках Мадьяры говорит: "Kasa nem etel, T ò t nem ember" ("Каша не еда, словак не человек"). Во всей фигуре и в выражении лица мадьярского крестьянина проглядывает чувство собственного достоинства и спокойствие, не позволяя даже и подозревать, какую буйную энергию способен он проявить во время возбуждения. Мадьяры — большие любители танцев; простой народ танцует почти исключительно чардаш (cz àrdà s). Эти танцы сопровождаются музыкой (скрипкой), но музыкантами бывают обыкновенно цыгане; сами Мадьяры музыкой не занимаются; только пастухи играют порой на особого рода свирели (tilinka). Костюм мадьярского крестьянина состоит из узкой холщовой рубахи, с широкими рукавами и белых холщовых штанов немного ниже колен; на ногах высокие сапоги, часто со шпорами, на голове широкополая поярковая шляпа. По праздникам к этому прибавляется куртка (преимущественно синего сукна) и длинные, очень узкие штаны, заправленные в сапоги. Щеголи шляпу свою украшают по праздникам цветами. Женский наряд состоит из рубахи с широкими рукавами и юбки с передником; на плечах нередко платок, на ногах русские сапоги, тоже нередко со шпорами, как у мужчин. Волосы у девушек заплетаются в одну косу и украшаются лентами; у женщин голова покрывается косынкой. Верхней одеждою для мжч. и жнщ. служит короткий овчинный тулуп, расшитый шелком и цветными нитками; в сильные холода надевают длинную овчинную шубу. Отдельные части костюма мужского и женского меняются, смотря по местности. Мадьярские жилища отличаются однообразием: дом выходит на улицу двумя окнами; под ними устроена скамья, "носительница слов", на которой собираются кумушки посплетничать. Дома большей частью одноэтажные, с высокой, покрытой камышом, соломой или гонтом кровлей. Стены домов всегда выбелены; некоторые части окрашены в яркие цвета (зеленый, голубой, темно-красный). Полы в домах глинобитные. Вообще в отношении костюма и жилища Мадьяры имеют много общего с соседями, такими же обитателями степи, напр. валахами и даже молдаванами. Мадьярские семьи редко бывают многочисленны, а часто и вовсе бездетны; в таком случае Мадьяры иногда покупают себе мальчика у какого-нибудь бродячего словака или же принимают в семью вывозимых правительственными комиссарами из Сев. Венгрии сирот, преимущественно тоже словаков.

Литература. Hunfalvy, "Etnographie von Ungarn"; "Die ungarische Sprachwissenschaft"; Fessler, "Die Geschichte d. Ungarn u. ihrer Landsassen" (Лпц., 1816); Европеус, "Об угорском народе, обитавшем в средней и сев. России" ("Ж. Мадьяры Н. Пр.", 1874); "К вопросу о народах, обитавших в средн. и сев. России до прибытия туда славян" ("Ж. Мадьяры Н. Пр.", июль, 1866); V àmbéry, "Die primitive Cultur des türko- tatar. Volkes auf Gr.-sprachl. Forschungen" (Лпц., 1879); Jerney, "Keleti utaz àsa a'magyarok öshelyeinek kinyomozàsa vé get. 1844-1835" (Пешт, 1851); Toldy, "Culturzust ände der Ungern vor d. Annahme des Christenthums" (1850); Földvàry, "Les ancêtres d'Attila, é tude historique sur les races scytiques" (П., 1875); Cassel, "Magyar. Alterth ü m." (Берлин, 1848); Auguste de G é rando, "De l'origine des Hongrois" (Париж, 1844); Mailath, "Gesch. d. Magyaren" (1852); Грот, "Моравия и мадьяры" (СПб., 1881); Петерсен, "Венгрия и ее жители" (русский перевод СПб. 1883); Bergner, "Ungarn. Land und Leute" ("Woerl's Reisehandb ücher", 1888).

Ир. П.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

ну судя по раскопкам прошлого года тюркский компонент в их этногенезе присутствует

посмотрим, что покажет этот археологический сезон

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Ferenc Cser - Roots of the hungarian origin

http://www.hungarianhistory.com/lib/cser/rootsls.pdf

Деяния венгров венгерского анонима на английском языке - http://194.66.92.239/prospect/GestaHungarorum.pdf

Существуют также венгерский, украинский и испанский перевод этой хроники.

Болгарский перевод - Анонимен автор - Деяние на унгариците

http://bulgari-istoria-2010.com/booksBG/GESTA_HU.pdf

О этнонимах остяк и вогул в статье В. Бушакова http://yakovchuk.by.ru/ostyak.PDF

О этнонимах манси и мадьяр -

http://yakovchuk.by.ru/bashqort.pdf

Статья Иштвана Зимоньи - http://www.tataroved.ru/publicat/fu_4.pdf

Статья Габора Дьёни - http://www.tataroved.ru/publicat/fu_9.pdf.

Кумеков Булат - Казахи и венгры: общие исторические корни

http://kumukia.ru/modules.php?name=Pages&p...owpage&pid=9388

Иванов В.А. Древние угры-мадьяры в Восточной Европе. Уфа, 1999.

http://suraman.narod.ru/ugor-magyar.htm

Иванов В.А. В поисках легендарной страны Мадьяр - http://soraman.livejournal.com/4894.html

Немет Ю.Ф. - ВЕНГЕРСКИЕ ПЛЕМЕНА В СОСТАВЕ БАШКИРСКОГО НАРОДА

http://soraman.livejournal.com/5576.html

Немет Ю.Ф. Теория о едином происхождении венгров и башкир - http://soraman.livejournal.com/5160.html

The Origins of the Hungarian People - http://mek.oszk.hu/01900/01993/html/index1.html

A History of Hungary By Peter F. Sugar, Péter Hanák - http://books.google.com/books?id=SKwmGQCT0...epage&q&f=false

Tapani Salminen - Problems in the taxonomy of the Uralic languages in the light of modern comparative studies

http://www.helsinki.fi/~tasalmin/kuzn.html

Denis Sinor - The Outlines of Hungarian Prehistory

http://www.kroraina.com/hungar/ds_ohp.html

И. В. Антонов - СТРАНА БАШКИР И ЕЕ СООТНОШЕНИЕ С ВЕЛИКОЙ ВЕНГРИЕЙ

http://www.lib.csu.ru/vch/216/003.pdf

И. В. Антонов - БАШКИРЫ И БАШКОРТОСТАН В ПИСЬМЕННЫХ ИСТОЧНИКАХ

ХIII-XIV ВВ.

http://kraeved.opck.org/biblioteka/bashkor...shkortostan.pdf

И. В. Антонов - Древние угры в этногенезе башкир и других народов Урало-Поволжья

http://vatandash.ru/index.php?article=1693

Сведения венгерских источников переведены В. Шушариным в книге

Шушарин В.П. Ранний этап этнической истории венгров. — М.: РОССПЭН,1997. -512 с.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

О сибирских родственниках и предках венгров:

Викторова В.Д. Древние угры в лесах Урала (страницы ранней истории манси) / В.Д. Викторова; Институт истории и археологии УрО РАН, Свердловский областной краеведческий музей, Департамент культуры и искусства ХМАО - Югры. - Екатеринбург: Издательство КВАДРАТ, 2008. - 208 с, ил.

http://www.yamalarchaeology.ru/modules.php?op=modload&name=books&file=index&req=view_cat&cid=1&min=10&orderby=titleA&show=5

До последнего времени о территории формирования этноса манси существовали только догадки этнографов, заставших этот народ в таежном крае Западной Сибири на реках Конде и Северной Сосьве. Однако мифы и предания манси повествуют о южной прародине и сказочных богатырях-всадниках. В предложенной монографии на основе археологических материалов лесной полосы Урала IV—XIII веков, с широким применением материала полностью раскопанного Ликинского могильника бассейна реки Лозьвы воспроизводится начальный этап сложения народа манси.

Напольских В. В.- Географическая привязка и этноязыковая идентификация летописной Югры http://www.udmurtology.narod.ru/pdf/library/napolskikh/jugra.pdf

Напольских В. В.- Пермско-угорские взаимоотношения по данным языка и проблема границ угорского участия в этнической истории Предуралья - http://www.molgen.org/molgenfiles/Napolskich/Napolskich_Perm_Ugrian_VAU.pdf

Статья Беговатова - http://www.tataroved.ru/publicat/fu_3.pdf

Книга о сибирских уграх Угорское наследие - http://www.sati.archaeology.nsc.ru/Museums/Ugrian/

В.Н. Чернецов, В.И. Мошинская. В поисках древней родины угорских народов - http://www.yamalarchaeology.ru/index.php?m...page&pageid=187

Могильников В. - Обменно-торговые связи Руси и Югры - http://www.tobolsk-expedition.ru/author/mo...nnie_svjazi.pdf

Ф.X. Арсланова - К вопросу о связях племён Павлодарского Прииртышья с населением Западной Сибири (VII-XI вв.).

http://kronk.narod.ru/library/arslanova-fh-1983.htm

Этнокультурная панорама жизни обских угров: культурологический аспект

http://www.dissercat.com/content/etnokultu...icheskii-aspekt

Казаков Е.П. Волжские болгары, угры и финны: проблемы взаимодействия. - Казань: Институт истории АН РТ, 2007 - 208 с: ил.

http://www.yamalarchaeology.ru/modules.php?op=modload&name=books&file=index&req=view_cat&cid=1&min=15&orderby=titleA&show=5

Монография является первым фундаментальным исследованием, в основном на археологическом материале, вопросов взаимоотношения волжских болгар с окружающим их огромным финно-угорским миром. Освещены новые моменты тесного, зависящего от многих причин (политических, экономических, культурных и др.), взаимодействия тюркоязычного и финно-угорского населения IX-XIV вв. в Волго-Уральском регионе. В процессе таких контактов формировались многие этнокультурные черты современных народов края.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

HÓMAN BÁLINT MUNKÁI - MAGYAR TÖRTÉNET. Budapest, 1928

http://mek.niif.hu/07100/07139/html/0002/index.html

HÓMAN BÁLINT MUNKÁI - A MAGYAR HÚN-HAGYOMÁNY ÉS HÚN-MONDA

http://mek.niif.hu/07100/07139/html/0007/index.html

HÓMAN BÁLINT MUNKÁI - ŐSEMBEREK – ŐSMAGYAROK

http://mek.niif.hu/07100/07139/html/0011/index.html

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Harmatta, János (1997). Iráni nyelvek hatása az ősmagyar nyelvre (The Influence of Iranian Languages on the Ancient Hungarian Language) /In: Honfoglalás és nyelvészet ("The Occupation of Our county" and Linguistics)/

http://webshop.animare.hu/honfoglalas+es+nyelveszet+83813.html

Kristó, Gyula (1993). A Kárpát-medence és a magyarság régmultja (1301-ig) (The ancient history of the Carpathian Basin and the Hungarians - till 1301)

http://www.antikvarium.hu/ant/book.php?ID=39250

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Шушарин В.П. Ранний этап этнической истории венгров. — М.: РОССПЭН,1997. -512 с.

http://book.libertorrent.com/viewtopic.php?t=20626

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Antal Bartha - Hungarian society in the 9th and 10th centuries

http://books.google.co.uk/books?id=iX_RAAAAMAAJ&q=inauthor:%22Antal+Bartha%22&dq=inauthor:%22Antal+Bartha%22&hl=ru&sa=X&ei=XCQcT7vXKIT04QSsroTqAQ&ved=0CC4Q6AEwAA

Révész, László (02.2008). A Felső-Tisza-vidék honfoglalás kori temetői. História (Magazine of História).

http://www.historia.hu/

Révész, László (20.12.2010). Hunok, Avarok, Magyarok (Huns, Avars, Magyars)

http://www.hitelfolyoirat.hu/dl/pdf/20110202-11330.pdf

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Для публикации сообщений создайте учётную запись или авторизуйтесь

Вы должны быть пользователем, чтобы оставить комментарий

Создать аккаунт

Зарегистрируйте новый аккаунт в нашем сообществе. Это очень просто!

Регистрация нового пользователя

Войти

Уже есть аккаунт? Войти в систему.

Войти


×
×
  • Создать...