Перейти к содержанию
Туран

Монголия в XXI веке: исторические корни современности

Рекомендуемые сообщения

10 минут назад, Эр-Суге сказал:

ну пусть будет болтугай, вот и давайте, объясните откуда такое слово.

А зачем, чтобы влезть в ненужную по факту спор? ))

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

34 минуты назад, Ермолаев сказал:

В смысле "болтугай" - "да будет так, пусть будет"?

Правильно.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

4 минуты назад, Эр-Суге сказал:

Цель брат, что мы и вы коренные жители этих мест, наш язык рождался в этих местах, старомонгольский (смешанный Тюрко-Монгольский). Позже из этого языка вы перешли на среднемонгольский устный, скорей всего на язык южных монголов. У Владимирцева ясно написано, внимательно его прочитайте!

вот то, что ты сейчас написал и есть самый настоящий бред. если слово "бред" режет слух, то поправлюсь на " искажение".

 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

2 минуты назад, Тулга сказал:

Вы дали мне задание? ))))  Помнится как я и вы переводили простоватенький текст со старомонгольского (обращение Дэй сэчэна Есуухэй багатуру) на русский. И как мне помнится вы были довольно самоуверенны, меня хватило того раза .... )))))))))))))))

Зачем вокруг да около бегать, вас просят одно слово болтугай  разобрать, не стоит убегать в сторону. Я прямолинеен, вот и дайте! 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

17 минут назад, Uighur сказал:

Это реально дабл фольк-хистори. 

Ув. Эр Суге и ув. Туран, считайте как угодно, но уйгур не трогайте. Они тут не при чем совсем. И в ваших монголизмах в тувинском не виноваты. 

Не буду трогать если почитаете, что тут написано? Это уйгурский текст, ваш родной между прочим. Докажите что вы Уйгур, если нет, тогда вы никакой не уйгур! И укажите разницу числительного от древнетюркского языка Коктюрков!

1. alaqsantoroz qan saqïšï mïng

2. biš yüz altmïš tört tabgač

3. saqïšï ud yïl aram ay

4. yigirmikä bu ordu igäzi

5. yawnan köm[ä]k[k]ä sänggüm yetmiš

6. bir yašïnta t[ä]ngri yarlïg-ï bütürdi

7. bu bäg-nïng özüti t[ä]ngri mänggü

8. wïšdmaq-ta ornadmaqï bolzu[n]

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

4 минуты назад, Эр-Суге сказал:

Зачем вокруг да около бегать, вас просят одно слово болтугай  разобрать, не стоит убегать в сторону. Я прямолинеен, вот и дайте! 

Вам же, ув. Ермолаев 44 минуту тому назад наглядно перевел .... . 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

1 минуту назад, Тулга сказал:

Вам же, ув. Ермолаев 44 минуту тому назад наглядно перевел .... . 

Не перевод, а морфологию дайте!

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

1 час назад, Uighur сказал:

Это реально дабл фольк-хистори. 

Ув. Эр Суге и ув. Туран, считайте как угодно, но уйгур не трогайте. Они тут не при чем совсем. И в ваших монголизмах в тувинском не виноваты. 

Орхон, да и вообще Хангай, главным образом северный Хангай, не опустевал, не мог опустеть, потому что это противно природе кочевников, потому что там благодатные места для выращивания скота - почти безлесные горные луга-пастбища, обилие речек и рек, дожди, малоснежная зима, Хангай изъездил вдоль и поперек, все своими глазами видел

кидани если и видели что-то опустевшее, то только там, где были руины, оставшиеся после кыргызов, бывшей уйгурской крепости-города и его окрестности, а это в масштабах Хангая пшик.

уйгур (орхонских) мы будем трогать, они и их история связаны с нашей историей,

современным уйгурам-форумчанам похоже осталось от них только имя

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

7 часов назад, Туран сказал:

Орхон, да и вообще Хангай, главным образом северный Хангай, не опустевал, не мог опустеть, потому что это противно природе кочевников, потому что там благодатные места для выращивания скота - почти безлесные горные луга-пастбища, обилие речек и рек, дожди, малоснежная зима, Хангай изъездил вдоль и поперек, все своими глазами видел

кидани если и видели что-то опустевшее, то только там, где были руины, оставшиеся после кыргызов, бывшей уйгурской крепости-города и его окрестности, а это в масштабах Хангая пшик.

уйгур (орхонских) мы будем трогать, они и их история связаны с нашей историей,

современным уйгурам-форумчанам похоже осталось от них только имя

Уважаемый Туран,

Ну и что тогда кидани эти благодатные земли себе не забрали? Они же победили там цзубу (токуз огузов), взяли земли кровью. 

Зачем они, шли в военный поход и после завоевания, эти земли уйгурам-Идыкутам в Турфане хотели отдать/вернуть? А Идыкуты почему отказались? Да потому что Монголия по климатическим условиям уступает Тариму. И ни киданям, ни уйгурам она уже не была нужна даже даром, судя по историческим очеркам. Ашина Шени, ссылаясь на американского учённого говорит, что тогда в Монголии засушливый, мерзкий климат начался. В общем, земля не сахар. Абаоцзы на зря туда пошёл. 

Часть уйгур после Кыргыз бежала в Ганьсу, часть в Тарим. В Ганьсю уйгуры организовали своё княжество, которое в последствие завоевали миняги и табгачи и основали Тангут. В Тариме уйгуры заселились в города к родственным тюркам и столицу назначили в Турфане.

Из прежних уйгур на Орхоне остались токуз огузы. После исхода знати они стали называться белыми татарами. Онгуты, писавшие уйгурским письмом - это тоже уйгуры. 

В Туве токуз огузов не было. Онгутов тем более. Единственное на что вы можете претендовать - это некое тюркское племя Тоба, именнем которого названа Тува :) 

Но в Туве в отличие от Турфана и внутренней монголии (онгутов) никто больше на древне-уйгурском не писал после падения каганата. Есть ли какие-нибудь стеллы на уйгурском в Туве после 10-11 века. Правовые документы? Деловые переписки? Монеты?

Странно получается мой дорогой адаш,  настоящие уйгуры - тувинцы разучились писать на уйгурском сразу после 10 века (ни одного текста нет). А не настоящие уйгуры - Тазики, почему-то писали и говорили на древнеуйгурском вплоть до 15 века в Тариме, пока не перешли на арабику и не приняли Ислам. Ещё и монголам письменность успели передать, чертяки. 

Монголам Чингисхана, видимо, надо было к тувинцам обращаться в 13 веке за письменностью, а не к Турфанцам. Ну и что не обратились? Куда делась ваша высокая тувинская культура? Почему у уйгуров-Тазиков письменность взяли? Почему их брали на высокие должности? Почему они занимали такое хорошее положение в МИ? Почему Абаоцзы предложил Монголию Тазикам-Идыкутам? Почему не мифическим Тоба из Тувы?

Выходит, что после падения Империи, уйгуров особо в Туве и не было. Язык то остался(имперское наследие), какое-то небольшое племя Тоба осталось, а аборигенное население кето-самодийское и угро-финнское составляло численное большинство. А потом и монгольское прибавилось. Что и говорит нам ДНК и ваши монголизмы.

Так что зря вы, адаши, меряетесь у кого длиннее. Вы в заведомо проигрышной позиции находитесь.

Прямые наследники древних уйгур - это ассимилированные монголами и ханьцами сары-югуры в их тюркоязычной части в Гансю, и современные уйгуры, носящие данный этноним.

 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

4 часа назад, Uighur сказал:

Уважаемый Туран,

Ну и что тогда кидани эти благодатные земли себе не забрали? Они же победили там цзубу (токуз огузов), взяли земли кровью. 

Зачем они, шли в военный поход и после завоевания, эти земли уйгурам-Идыкутам в Турфане хотели отдать/вернуть? А Идыкуты почему отказались? Да потому что Монголия по климатическим условиям уступает Тариму. И ни киданям, ни уйгурам она уже не была нужна даже даром, судя по историческим очеркам. Ашина Шени, ссылаясь на американского учённого говорит, что тогда в Монголии засушливый, мерзкий климат начался. В общем, земля не сахар. Абаоцзы на зря туда пошёл. 

Часть уйгур после Кыргыз бежала в Ганьсу, часть в Тарим. В Ганьсю уйгуры организовали своё княжество, которое в последствие завоевали миняги и табгачи и основали Тангут. В Тариме уйгуры заселились в города к родственным тюркам и столицу назначили в Турфане.

Из прежних уйгур на Орхоне остались токуз огузы. После исхода знати они стали называться белыми татарами. Онгуты, писавшие уйгурским письмом - это тоже уйгуры. 

В Туве токуз огузов не было. Онгутов тем более. Единственное на что вы можете претендовать - это некое тюркское племя Тоба, именнем которого названа Тува :) 

Но в Туве в отличие от Турфана и внутренней монголии (онгутов) никто больше на древне-уйгурском не писал после падения каганата. Есть ли какие-нибудь стеллы на уйгурском в Туве после 10-11 века. Правовые документы? Деловые переписки? Монеты?

Странно получается мой дорогой адаш,  настоящие уйгуры - тувинцы разучились писать на уйгурском сразу после 10 века (ни одного текста нет). А не настоящие уйгуры - Тазики, почему-то писали и говорили на древнеуйгурском вплоть до 15 века в Тариме, пока не перешли на арабику и не приняли Ислам. Ещё и монголам письменность успели передать, чертяки. 

Монголам Чингисхана, видимо, надо было к тувинцам обращаться в 13 веке за письменностью, а не к Турфанцам. Ну и что не обратились? Куда делась ваша высокая тувинская культура? Почему у уйгуров-Тазиков письменность взяли? Почему их брали на высокие должности? Почему они занимали такое хорошее положение в МИ? Почему Абаоцзы предложил Монголию Тазикам-Идыкутам? Почему не мифическим Тоба из Тувы?

Выходит, что после падения Империи, уйгуров особо в Туве и не было. Язык то остался(имперское наследие), какое-то небольшое племя Тоба осталось, а аборигенное население кето-самодийское и угро-финнское составляло численное большинство. А потом и монгольское прибавилось. Что и говорит нам ДНК и ваши монголизмы.

Так что зря вы, адаши, меряетесь у кого длиннее. Вы в заведомо проигрышной позиции находитесь.

Прямые наследники древних уйгур - это ассимилированные монголами и ханьцами сары-югуры в их тюркоязычной части в Гансю, и современные уйгуры, носящие данный этноним.

 

Можно хоть сколько философствовать (мечтать), но я вам дал текст, вот доказывайте что вы истинный уйгур. Почитайте, если знакомы со своим языком. Если хорошо знаете, там увидите разницу в числительных древними Тюрками.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

19 часов назад, Эр-Суге сказал:

Не перевод, а морфологию дайте!

Полагаю, что дело так обстоит:

"Болтугай" (да будет, пусть будет) образовалось путем прибавления к основе "боло-" (быть, находиться и т.д.), а точнее к одной из ворм его будущего времени вида "боль" (будет!), слововормы "-тугай" (да):

large.58aac8139841c_.png

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

В 19.02.2017 в 22:17, Эр-Суге сказал:

1. alaqsantoroz qan saqïšï mïng

2. biš yüz altmïš tört tabgač

3. saqïšï ud yïl aram ay

4. yigirmikä bu ordu igäzi

5. yawnan köm[ä]k[k]ä sänggüm yetmiš

6. bir yašïnta t[ä]ngri yarlïg-ï bütürdi

7. bu bäg-nïng özüti t[ä]ngri mänggü

8. wïšdmaq-ta ornadmaqï bolzu[n]

Александороз хаан санаашкыны муң  беш чус алдан дөрт, Табгач санаашкыны үгер чыл бир ай чээрбиде бо орду идегели йауман Көмекке сеңгум? чеден бир харлыында, теңри чарлыгы бүдүрдү. Бо бегниң амызы (өз-жизнь) Теңри чыргалаңда оранаткан болзун. По Тувински)

Интересно, для нас өз-это аорта, и для того чтоб убить барана, мы разрывает аорту-өзүн. Как бы разрываем жизнь. 

Перевод на Русский: Летоисчисление короля Александра тысяча пятьсот шестьдесят четвертого, летоисчисление по Табгачскому, год быка первого месяца двадцатого, опора этого дворца Йаунам Көмекке Сеңгүм семьдесят первом в возрасте, выполнил указ Тенгри. Пусть жизнь этого бека обретет пристанище в раю вечного неба!

Великий Уйгур, вот так надо читать язык предков!

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Ц.Элбэгдорж: Ученые совершили подвиг ради монгольской нации

По инициативе президента Монголии и при поддержке Администрации президента Монголии, Министерства образования, науки и спорта и Национального совета монголоведения, Институт  монголоведения Национального университета Монголии и факультет истории реализовали проект, выпустив 5 томов книги “Древняя история Монголии”.

Сегодня состоялась презентация этой книги в гражданском зале при президенте Монголии. С этого времени 5 томов книги “Древняя история Монголии” готовы к распространению среди граждан Монголии.

Книга описывает становление государства, его историю с V-IV веков до н.э. до XII века нашей эры и историю императоров.

Президент Монголии поблагодарил ученых во главе с доктором и главой факультета истории Национального университета Монголии П.Дэлгэржаргалом.
Он сказал, что кропотливый труд ученых – создателей этой книги – настоящий подвиг, совершенный ими ради монгольской нации.

Первый том называется “Хүннү”. Его авторы - доктор П.Дэлгэржаргал и доктор З.Батсайхан.
Второй том - “Сяньби”. Автор - доктор П.Дэлгэржаргал.
Третий том - “Жужан”. Авторы - доктор С.Өлзийбаяр и доктор А.Энхбат.
Четвертый том называется “Тюрки и уйгуры”. Его авторы - доктор Б.Батсүрэн и докторант Мөнхтулга.
Пятый том “Государства кочевников Центральной Азии” создан доктором Б.Батсүрэном, доктором Б.Чинзоригом и доктором Э.Жигмэддоржем.

6341a03ed5e50bc26b4378355f5f70cc.JPG

на тувинском наверное так будет - Моолдуң эртенги төөгүзү

Ц.Элбэгдорж: Ученые совершили подвиг ради монгольской нации

преобладает молодежь

http://asiarussia.ru/news/15312/

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Для публикации сообщений создайте учётную запись или авторизуйтесь

Вы должны быть пользователем, чтобы оставить комментарий

Создать аккаунт

Зарегистрируйте новый аккаунт в нашем сообществе. Это очень просто!

Регистрация нового пользователя

Войти

Уже есть аккаунт? Войти в систему.

Войти


×
×
  • Создать...