Jump to content



Турист

КАЗАХИ - 4

Recommended Posts

22 минуты назад, кылышбай сказал:

там же:

asan-kaygy 05/07/16:  Топ-5 казахских племен по численности на конец 19-начало 20 века по оценкам Масанова Н.Э. 1. Алшин (Байулы+Алимулы)=750-900 тысяч 2. Уйсун (Дулат, албан, Суан, Сргелы и т.д.)=515-545 тысяч 3. Аргын 450-500 тысяч. 4. Найман 400 тысяч 5. Кыпшак 160-170 Отдельно стоит считать Жетиру (хотя это 7 разных родов)=250-280 тысяч

Не понимаю казахстанских историков, зачем вспоминать именно эти данные, ведь после этих данных был голод 30-х годов, где наиболее пострадали именно казахи севера, запада и востока Казахстана, наименее казахи юга, так как были знакомы более менее с земледелием, нежели 100 % номады севера, запада и востока. 

Share this post


Link to post
Share on other sites
2 часа назад, кылышбай сказал:

1. казахов на юге больше, но там ведь много и родов. дулаты и коныраты имхо самые многочисленные (хотя сейчас уже тяжело точно посчитать численность каждого рода, но прикинуть можно). а коныраты всю историю обитая на Сырдарье тем не менее относятся к Среднему жузу

2. в Астане Старший и Средний жузы, а Младших думаю не так много

3. можно назвать тройку лидеров по количеству - Аргыны, Найманы и Дулаты (если не считать за роды Алшынов и Уйсынов и считать подроды Байулы, Алимулы и Жетыру отдельно)

вложил старый график из другой темы. тут я брал с учетом казахов за пределами РК

 

b1e2a6eb16f7.jpg

Цифры взятые с потолка!  Например Аргыны 2 млн 188 тыс,  если учесть что в 6 областях где находятся исторические земли Среднего Жуза всех казахов насчитывается - 2 млн. 834 тыс человек, по данным последней переписи. А ведь там живут те же Найманы, Кереи и др.  Так что ориентироваться на данные начала 20 века ИМХО в корне неверно! 

Дулатов  и коныратов на юге ИМХО 80 на 20 %. Даже 20 % для коныратов мне кажется через чур много. Если брать в расчет выходцев ЮКО спортсменов, артистов и политиков чьи родословные более менее известны, то коныратов там практически нет, знаю только боксера Саттарханова и Рахата Алиева. 

Share this post


Link to post
Share on other sites
50 минут назад, кылышбай сказал:

3. родо-племенным разделеним казахов в РУ. в Ташкенской области в основном живут представители родов канглы и шанышкылы, в Навоийской области - алимулы

3. соотношением по количеству найманов и кереев в Китае, пока не нашел точных данных. взял найманов в два раза больше чем кереев

Не знал что в Узбекистане живут Канлы. По моему в ташкентской области большинство казахов это шанышкылы и дулаты. 

В Китае однозначно кереев больше всех! 

А в общем мне кажется если брать только терр. Казахстана то на первом месте это однозначно Дулаты, потом Найманы и после них Аргыны. 

А если брать всех казахов то после Дулатов вторыми будут Кереи. 

Share this post


Link to post
Share on other sites
2 часа назад, Almaty сказал:

1. Не знал что в Узбекистане живут Канлы. По моему в ташкентской области большинство казахов это шанышкылы и дулаты. 

2. В Китае однозначно кереев больше всех! 

3. А в общем мне кажется если брать только терр. Казахстана то на первом месте это однозначно Дулаты, потом Найманы и после них Аргыны. 

4. А если брать всех казахов то после Дулатов вторыми будут Кереи. 

1. гегемония дулатов в Ташкенте была во времена Толе-би. в конце 18 в. власть в Ташкенте захватил Юнус-ходжа, которого активно поддерживали шанышкылы и канглы. я лично знаю о расселении подрода Жаныс (Дулат) только в Бостандыкском районе

2. если есть данные, подтверждающие это - скиньте, поддкорректирую график. в Синьцзян переселялись найманы, кереи, уаки. в бассейне Или были албаны и суаны. позже часть кереев оттуда ушла в Баян-Улгии (Монголия). в Кош-Агаче емнип найманы и кереи. они скорее всего выходцы из Синьцзяна или Баян-Улгии

3. дулаты с аргынами точно разделят первые две строчки потому что отсекается большая часть найманов.

4. в Китае и Монголии кереев много, но в той же Монголии проживает всего 100 тыс. казахов и не все из них кереи. соотношение двух крупнейших групп в Китае (найманов и кереев) я так нигде и не нашел, но учитывая что найманов во всех источниках всегда было гораздо больше чем кереев это соотношение можно экстраполировать и сюда

2 часа назад, Almaty сказал:

Цифры взятые с потолка!  Например Аргыны 2 млн 188 тыс,  если учесть что в 6 областях где находятся исторические земли Среднего Жуза всех казахов насчитывается - 2 млн. 834 тыс человек, по данным последней переписи. А ведь там живут те же Найманы, Кереи и др.  Так что ориентироваться на данные начала 20 века ИМХО в корне неверно! 

Дулатов  и коныратов на юге ИМХО 80 на 20 %. Даже 20 % для коныратов мне кажется через чур много. Если брать в расчет выходцев ЮКО спортсменов, артистов и политиков чьи родословные более менее известны, то коныратов там практически нет, знаю только боксера Саттарханова и Рахата Алиева. 

см. примечание где написано откуда данные. если владеете другой информацией - поделитесь. график "живой", можно, даже нужно, корректировать

- аргыны живут и в РФ

- ареал расселения коныратов - Шардаринский район и сельские округи ЮКО к северу от нее - одни из самых густонаселенных районов РК. плюс к ним примыкают разделенные границей ареалы расселения коныратов в Сырдарьинской, Джизакской и Ташкентской областях РУ

3 часа назад, Almaty сказал:

Не понимаю казахстанских историков, зачем вспоминать именно эти данные, ведь после этих данных был голод 30-х годов, где наиболее пострадали именно казахи севера, запада и востока Казахстана, наименее казахи юга, так как были знакомы более менее с земледелием, нежели 100 % номады севера, запада и востока. 

согласен: после тех данных переписи были голод, война. на форуме это часто обсуждалось, но к сожалению других нет. но вы также учитывайте следующее:

- голод затронул и юг Казахстана (могу судить по прадедам с обоих сторон - Сарыагаш и Аулие-Ата (ныне Тараз)), где несмотря на близость земледельческих районов, основная масса населения все еще вела кочевой и полукочевой образ жизни

Цитата

Более всего пострадали казахи востока республики. Потери составили здесь 379,4 тысячи человек или 64,5% от численности этноса в 1930 году. В данном регионе наблюдалась наиболее значительная миграция, в первую очередь в пограничные районы Российской Федерации и Китая. Более половины представителей этноса было потеряно в Северном Казахстане - 410,1 тысячи человек или 52,3%. Западный Казахстан потерял 394,7 тысячи казахов или 45,0% этноса, Южный - 632,7 тысячи или 42,9%. Наименьшие потери были в Центральном Казахстане - 22,5 тысячи человек или 15,6% этноса данного региона.

А.Н. Алексеенко , "Население Казахстана в 1926-1939 годах"  Ред. В.Н. Владимиров Барнаул 2000

- сейчас в РФ, КНР и Монголии проживает около 2 миллионов казахов. не считая тех, кто откочевал в Китай в 19 в., большая волна миграции в Сибирь и Синьцзян в 30-х была именно из Северного и Восточного Казахстана. эти миграции позже продолжились и после 40-х годов. но уже в меньших мастабах

- по численности казахов юга было всегда меньше всех т.к. ареал расселения был в разы меньше чем на севере и западе. об этом много написано у российских этнографов, историков и т.д.

Цитата

«Большая орда киргизская содержит в себе от 500 до 600 000, Средняя – до 1 360 000, Меньшая – около 1 100 000, а все три – от 2500000 до 3000000 душ обоего пола» Левшин А.И. Описание киргиз-казачьих, или киргиз-кайсацких, орд и степей.

 - рост рождаемости на юге - это тенденция последнего столетия когда площадь кочевий уже не имел значения

Share this post


Link to post
Share on other sites
10 минут назад, кылышбай сказал:

2. если есть данные, подтверждающие это - скиньте, поддкорректирую график. в Синьцзян переселялись найманы, кереи, уаки. в бассейне Или были албаны и суаны. позже часть кереев оттуда ушла в Баян-Улгии (Монголия). в Кош-Агаче емнип найманы и кереи. они скорее всего выходцы из Синьцзяна или Баян-Улгии

В Китае бываю очень часто и большую часть поездок провожу в Урумчи, и ради интереса конечно узнаю у местных казахов кто они, так вот по их словам там больше всех кереев. Да я и сам не разу не видел там ни Албана ни Суана, двух трех найман видел, а остальные человек 100 и даже более были кереями. 

Share this post


Link to post
Share on other sites
16 минут назад, кылышбай сказал:

см. примечание где написано откуда данные. если владеете другой информацией - поделитесь. график "живой", можн,. даже нужно, корректировать

- аргыны живут и в РФ

- ареал расселения коныратов - Шардаринский район и сельские округи ЮКО к северу от нее - одни из самых густонаселенных районов РК. плюс к ним примыкают разделенные границей ареалы расселения коныратов в Сырдарьинской, Джизакской и Ташкентской областях РУ

Точных данных нет, я просто сопоставил данные переписи исторических земель среднего жуза, а там казахов живет 2,8 млн человек, а аргынов в Вашей таблице 2,1 млн человек, ну просто никак такого быть не может, даже если посчитать всех казахов РФ как аргынов, хотя в РФ большинство казахов живет в оренбургской и астраханской областях, которые в свою очередь граничат с землями младшего жуза. 

По казахам ЮКО конечно нет никаких данных, поэтому там все догадки. Но я в свою очередь как выше отписался, просто считал по знаменитостям, политикам и спортсменам родословные которых можно найти в сети. 

В Узбекистане очень много дулатов, там к примеру похоронен Шымыр ата, ясное дело, коль похоронен такой большой человек, то и его потомки там живут в большом количестве, так же Толе би там похоронен, и его потомки там значит в большом количестве. И если с этой стороны границы живут миллионы дулатов то логично что и с той стороны границы их так же много. Но количество конечно уже никогда не узнать. 

 

Share this post


Link to post
Share on other sites
42 минуты назад, кылышбай сказал:

 

согласен: после тех данных переписи были голод, война. на форуме это часто обсуждалось, но к сожалению других нет. но вы также учитывайте следующее:

- голод затронул и Юг Казахстана, где несмотря на близость земледельческих районов, основная масса населения все еще вела кочевой и полукочевой образ жизни

- сейчас в РФ, КНР и Монголии проживает около 2 миллионов казахов. не считая тех, кто откочевал в Китай в 19 в., большая волна миграции в Сибирь и Синьцзян в 30-х была именно из Северного и Восточного Казахстана. эти миграции позже продолжились и после 40-х годов. но уже в меньших мастабах

- по численности казахов юга было всегда меньше всех т.к. ареал расселения был в разы меньше чем на севере и западе. об этом много написано у российских этнографов, историков и т.д.

 

 

 - рост рождаемости на юге - это тенденция последнего столетия когда площадь кочевий уже не имел значения

Меня вот что больше всего заинтересовало:

1. На юге погибло 632 тыс человек или 42 % этноса данного региона. - значит там жило  1,504 млн человек. 

2. На востоке погибло 379 тыс или 64%. - 592 тыс

3. На западе погибло 394 тыс или 45% - 875 тыс

4. На севере погибло 410 тыс или 52% - 788 тыс

5 В Ц. Каз. погибло 22 тыс или 15 %  - 146 тыс. 

Значит казахов на юге жило 1,504 млн человек, на севере - 1,526 млн человек, и на западе 875 тыс человек. 

После была война, где по моему непосредственно граничащий с "линией фронта" младший жуз в процентном отношении потерял больше всех, потом граничащая непосредственно с РФ - средний жуз, и менее всех ИМХО - старший жуз. 

И вот исходя из этих данных и после бума рождаемости на юге, можно предположить что более всех из казахских родов это Дулаты, населяющие в принципе весь юг. 

Share this post


Link to post
Share on other sites
1 час назад, кылышбай сказал:

- по численности казахов юга было всегда меньше всех т.к. ареал расселения был в разы меньше чем на севере и западе. об этом много написано у российских этнографов, историков и т.д.

Это заблуждение ссылаться на ареал расселения. Далеко даже за примером ходить не надо, стоит только поехать на машине из Алматы в Астану и из той же Алматы в Чимкент. В первом случае если вы проехав 200 - 300 км (условно) встретите хоть один аул, то это хорошо. Во втором случае дорога до Чимкента это просто одно мучение, за поселком начинается другой поселок в котором стоит гаишник с радаром, и так на протяжении всего пути. Так что огромные терр. Среднего Жуза, Младшего Жуза и маленькие  Старшего Жуза,  это сродни сравнению Австралии и Канады с одной стороны и Бангладеш. с другой )))) 

По сути центральный Казахстан, если посмотреть на карту это пустынное место, Караганда, Темиртау, Джезказган появились позже. Если к примеру ехать из Актобе на юг, то пальцев одной руки хватит посчитать встречающиеся по пути поселки, и только возле Туркистана начинается по сути "жизнь", которая длится до Талдыкургана. После Талдыкургана опять тишина, которая прерывается только возле Алаколя (Аягоз, Учарал, Сарканд, хотя даже между этими поселками многие европейские страны легко поместятся) потом опять тишина до Усть Каменогорска и Семипалатинска. 

По сути все казахи жили как и все нормальные народы возле воды, вдоль иртыша, на или, возле Алаколя, вдоль сырдарьи, вдоль урала и более менее малые группы казахов возле каких нибудь мелких озер и ручейков и всё, остальная же часть была не обжитой! 

Share this post


Link to post
Share on other sites

Много Тайджи среди казахов ?

http://bibliotekar.kz/chitat-knigu-onlain-istoricheskie-sudby-/rasshirenie-areala-rasprostranenija-kaza.html

Мансур Тайджи на могиле своего отца Хусаина Тайджи на кладбище
«Селюры Кары Шайттер Кабрыстан» в Стамбуле (Турция). 28 октября 1996 г. Фото автора

Share this post


Link to post
Share on other sites

Не много.. Как понял из текста это фамилия такая.

Share this post


Link to post
Share on other sites

А по-моему тайджи это титул, который еще при маньчжурах его предки или он сам получили.

Share this post


Link to post
Share on other sites

Слишком круто для простого казаха.

Типичный пример похожей фамилии Тайчибеков, без ов он был бы просто Тайчибек

Share this post


Link to post
Share on other sites

Теоретически титул мог превратиться в фамилию, тем более после переезда в Турцию.

Share this post


Link to post
Share on other sites
1 минуту назад, Le_Raffine сказал:

Теоретически титул мог превратиться в фамилию, тем более после переезда в Турцию.

Получается это "знатный джунгар" ?

Share this post


Link to post
Share on other sites
Только что, Турист сказал:

Получается это "знатный джунгар" ?

А почему не маньчжур? Хотя насчет титула это мое предположение. Давали ли тайджи казахам не знаю. Но, например, ваны из казахов были.

Share this post


Link to post
Share on other sites
2 часа назад, Le_Raffine сказал:

Теоретически титул мог превратиться в фамилию, тем более после переезда в Турцию.

вряд ли такой титул могли дать казахам в 19 веке.

Share this post


Link to post
Share on other sites

Этимология "казак"

В сети появилось много экспертов по этимологии "калмак", предлагают даже вместо национальной формы "хальмг" в русском написании использовать "калмак".

Вчера обратился к KAMALу с просьбой: А переводится "калмак"(из его же цитаты) как "остаток" ?

Kamal знаток 3-Х тюркских языков естественно не ответил.

Известно что "До 1936 года в справочных изданиях можно также встретить термин киргиз-казак" (?)

Мой перевод с кыргыского :

"кырк" - "стричь" + "гыс" = КыркГЫС "не стриженный, не бритый"

Получается, что "кыркгыс-казак" можно перевести как "Нестриженный (небритый) казак (!)"

В частности, были могольские, ногайские, дештские, кызылбашские казаки, а также «казаки эмира Танбала», «наши казаки» (слова Бабура), «шибан-казаки»... 
Надо полагать, что употребление автором «Тарих-и Рашиди» парного термина «узбеки-казаки» связано именно с этим обстоятельством, и ему было хорошо известно значение слова «казак», которое служило и для обозначения казаков (казахов) как уже вполне обособившейся к его времени (начало 1530-х годов) этнической общности, и для обозначения разного рода вольниц, к какой бы народности они ни принадлежали. Так что, употребляя парный термин, Мирза Хайдар как бы подчеркивал, напоминал своим читателям, что казаки Гирея и Джанибека и их потомство являются выходцами именно из Узбекского улуса. 

Таджикский : http://sahifa.tj/tadzhiksko_russkij.aspx?slovo=ҳисса

"ҳиссаги" - "долевой";

"ҳисса" - 

часть, доля, пай, вклад; ~и бузург львиная доля; ~и нутк грам. часть речи; ~ аз кисса небольшая часть чего-л., незначительная доля целого; ~ гузоштан а) внести вклад; б) вкладывать пай 

 

 

1. Можно перевести "узбек-казак" как "от узбеков доля (часть; долевой)" ?

2. Где в новом ДТС есть "казак" ?

Я не нашел. 

3. Можете дать перевод "казак" ?

4. Лингвофрик Турист или сотни (тысячи) ученых писавших про "вольных, гусей, бродяг" ?

Share this post


Link to post
Share on other sites

Есть тут Администрация, доктора и другие которые могли бы "осаживать"  псевдоземляков. Но ощущение, что псевдоземляки рабртают по заданию, используя "троллинговую тактику" чтобы "расшевелить" народ и прежде монголоязычных и "поймать рыбку".

 

Много вопросов были "отправлены мной в небытие", но хотелось бы чтобы вы хотя бы со своим этнонимом разобрались и набравшист мужества ответили общественности. 

 

Если есть соображения по "калмак", то буду рад прочесть )))

Share this post


Link to post
Share on other sites
8 minutes ago, Турист said:

Вчера обратился к KAMALу с просьбой: А переводится "калмак"(из его же цитаты) как "остаток" ?

Kamal знаток 3-Х тюркских языков естественно не ответил.

Прошу прощения, видимо пропустил.

Калмак - дословно переводится "остаться", например, "мен Нокисте калмакпан / калмакшыман" (хочу остаться в Нукусе). "Остаток" - на каракалпакский переводится как "калдык", если остался где-то - "калдым", если кто-то где-то остался - "калган", остался без ничего - "куры калдым" и т.д.

А если обратиться к происхождению слова "калмак" как прозвище или этноним, то немножко затруднительно. Если это прозвище появилось внешне, то есть, от других лиц по отношению к тем, кто не принял ислам, то сами носители этого прозвища продолжали бы называть себя тем, кем они и являются. Но наличие рода "калмак" в среде многих народов говорит о том, что такой этноним все же был. Так что, Вы преувеличиваете мои способности, ясного ответа по этому поводу я дать не могу.

  • Одобряю 1

Share this post


Link to post
Share on other sites
27 минут назад, Турист сказал:

"кырк" - "стричь" + "гыс" = КыркГЫС "не стриженный, не бритый"

Получается, что "кыркгыс-казак" можно перевести как "Нестриженный (небритый) казак (!)"

 

Нельзя, да и зачем? =)

 

32 минуты назад, Турист сказал:

1. Можно перевести "узбек-казак" как "от узбеков доля (часть; долевой)" ?

Нет. Ниже прочтите статью.

 

 

34 минуты назад, Турист сказал:

3. Можете дать перевод "казак" ?

 

Турсун Султанов, доктор исторических наук. Кто такие казахи

казаки  Казак — тюркское слово. Его исходная форма именно такая: два увулярных к начальный и конечный, —  ,к а з а ,к. Со времени выхода известной книги А. Левшина о казахах (1832)в трудах некоторых ученых распространено утверждение о том, что в «Шах-наме» великого персидского поэта Фирдоуси (рубеж X—XI столетий), в разделе о Рустаме якобы говорится о казахах и ханах казахских. Однако cодержание бессмертного творения хорошо известно ориенталистам, и там нет ни слова о слове «казак». Как показали многолетние исследования ведущего востоковеда Республики Казахстан Б. Е. Кумекова, нет упоминания термина «казак» и в сочинениях ранних арабских авторов. В мусульманских письменных источниках мы встречаем его в анонимном тюрко-арабском словаре, составленном, вероятно, в Египте, известном по рукописи 1245 года и изданном М. Хоутсмом в Лейдене в 1894-м, со значением «бездомный», «бесприютный», «скиталец», «изгнанник».

В исторической литературе существуют самые разнообразные толкования происхождения слова «казак». Одни выводили его из тюркских глаголов каз — «рыть», кез — «скитаться», кач — «бежать, спасаться»; другие создали невероятную этимологию этого слова от каз — «гусь» и ак — «белый»; есть исследователи, которые считают возможным выводить слово «казак» из монгольского термина касактэргэн, обозначающего род повозки. Некоторые авторы связывают термин «казак» с названием древнего кавказского племени или объединения племен касог; однако такого рода гипотеза, по мнению В. В. Бартольда, «едва ли приемлема для историка».
Таким образом, надежного этимологического объяснения слова «казак» пока еще нет. Но каково бы ни было происхождение этого слова, несомненно то, что первоначально оно имело нарицательное значение, в смысле — свободный, бездомный, скиталец, изгнанник, а также человек удалой, храбрый. Не имея, таким образом, ни политического значения, ни этнического содержания, слово «казак» обозначало всякого вольного человека, отколовшегося от своего народа и племени, своего сеньора и законного государя и принужденного вести жизнь искателя приключений. Кстати сказать, отсюда это тюркское слово и в русском языке. Казаками на Руси звали людей без определенных занятий, а также вольнонаемных батраков. Хотя слово «казак» зарегистрировано на севере Руси с конца XIV века, все же первоначальной родиной русского казачества историки признают южные окраины Руси, смежные с Кипчакской степью, условия которых придавали этой вольнице характер военного общества.


Иными словами, исходное значение термина казак социальное: это состояние, положение, статус некоего лица, известного коллектива в каждый данный момент по отношению к правителю, обществу, государству. Так, изгой, который бродит по разным местам, прокармливая себя мечом своим, — казак; человек, который пускается в дальний и опасный путь один, без товарищей, — казак; удалой молодец, по выражению Бабура, «неутомимо, с отвагой угоняющий табуны врага», — тоже казак. Людей, ведших какое-то время образ жизни казака, по необходимости или по доброй воле, всегда было немало. Этому способствовали как тогдашние будничные условия жизни, так, в частности, и то обстоятельство, что по понятиям того времени, как передает автор «Тарих-и Рашиди» Мирза Хайдар, считалось даже похвальным, чтобы мужчины в молодости провели некоторое время, подвергая себя опасности, в уединении, в пустыне, в горах или лесах, на расстоянии одного или двух месяцев пути от обитаемых мест, питаясь мясом дичи и одеваясь в шкуры убитых ими зверей.
Казаком мог стать любой человек, будь он тюрок или перс, рядовой кочевник-скотовод или принц крови в десятом поколении. Некоторое время казаками были, например, старший сын Токтамыш-хана Джалал ад-Дин, основатель государства «кочевых узбеков» Шибанид Абу-л-Хайр-хан, его внук Мухаммад Шейбани, Чагатаиды Вайс и Саид. Султан Хусайн, владевший саблей как никто другой из Тимуридов, провел в «казачестве» не один месяц. Бабур вспоминал в своих знаменитых «Записках», как он «во время казачества» решил направиться из горной страны Масча к Султан Махмуд-хану. Важно отметить, что человек, сделавшийся казаком, мог перестать быть таковым и вернуться в прежнее состояние, в свое общество, как это и произошло со всеми перечисленными выше казаками из тогдашнего высшего света. Султан Хусайн и Султан Саид позднее стали государями каждый в своей стране; Мухаммад Шейбани и Захир ад-Дин Бабур — каждый из них основал новое государство.
Таким образом, в те далекие времена казаками становились, делались. Для обозначения образа жизни казака в ираноязычных и тюркоязычных источниках образовано существительное казаклык — «казакование», «казачество», «скитальчество», «вольность», а также глагол казакламак — «скитаться», «вольничать». Понятие «во времена казачества» обычно передается, соответственно: казаклыкдаказаклыкларда (в тюркоязычных источниках) и дар аййам-и казак(и),муддат-и казак (в ираноязычных источниках).
Понятно, что образ жизни казака скромный. Отсюда и слово казакане, «по-казацки», «скромно», образованное от тюркского казак с присоединением персидского окончания —ане. Вот пример употребления этого редкого слова в тексте средневекового источника. Чагатаид Султан Ахмад был настоящим сыном степей, вел суровый образ жизни. Бабур описывает «жилище» Султана Ахмада во время похода против эмира Танбала в 1502 году так. Когда наш автор прибыл к Султану, тот взял его за руку и ввел в свой «маленький шатер». «Так как Султан Ахмад вырос на окраинных землях, — замечает Бабур, — то палатка и обстановка, в которой он жил, были скромными, казацкими (казакане). Дыни, виноград, принадлежности конской сбруи — все лежало тут же в палатке, где он жил».
Казак не всегда проводил свое «казакование» в полном одиночестве. Человек, пожелавший разделить с вольным казаком его непредсказуемую судьбу, становился ему казакдашем. Слово казакдаш (образовано по известному образцу: йолдаш — «спутник», аркадаш — «товарищ», аулдаш — «земляк», ватандаш — «соотечественник») встретилось мне только в сочинении ал-Хаджжа Абд ал-Гаффара Кирими «Умдат ат-таварих» и в «Книге путешествий» османского автора XVII века Эвлия Челеби при описании им Крымского ханства. Любопытный термин! Но я не знаю, как толково перевести его на русский язык.
Существовали даже «общества казаков», джамаат-и казак, по выражению средневековых мусульманских авторов. Подобные коллективы возникали в разное время, в разных местах и по разным причинам. Временами, пишет историк XV века Абд ар-Раззак Самарканди, «некоторые из войска узбекского, сделавшись казаками», приходили в Мазандеран (1440—1444) и, устроив везде грабеж, уходили назад. Иногда «общество казаков» состояло из спасшегося бегством претендента на престол и его преданных сторонников, которые вдали от городов и