Jump to content



АксКерБорж

Монгольские и Казахские способы забоя скота

Recommended Posts

 

Впервые обнаружил фото забоя монголами КРС, если быть точным, то бычка или тёлочки.

Видно, что при забое КРС надрез на брюшине не делали (как это делают баранам чтобы надорвать аорту).

Видно, что и горло не перерезали.

Видно, что кровь из тела еще не выпущена.

А значит забой КРС монголы делают способом "цох - соқ - соғым" :) (бьют чем-нибудь тяжелым либо по лбу, либо ножом в затылок).

image.jpg

Link to post
Share on other sites
10 часов назад, АксКерБорж сказал:

 

Впервые обнаружил фото забоя монголами КРС, если быть точным, то бычка или тёлочки.

Видно, что при забое КРС надрез на брюшине не делали (как это делают баранам чтобы надорвать аорту).

Видно, что и горло не перерезали.

Видно, что кровь из тела еще не выпущена.

А значит забой КРС монголы делают способом "цох - соқ - соғым" :) (бьют чем-нибудь тяжелым либо по лбу, либо ножом в затылок).

image.jpg

Калмыки раньше били ножом в позвонок - атлант, щас так мало кто делает, в основном делают повал и режут горло, сам так делал.

Link to post
Share on other sites
14 часов назад, mechenosec сказал:

Калмыки раньше били ножом в позвонок - атлант, щас так мало кто делает, в основном делают повал и режут горло, сам так делал.

 

Жалко наш Азбаяр и маньчжуровед-монголовед Энхдалай уроженцы и жители города, а то бы более подробно объяснили бы нам урянхайские (тувинские) и халхаские способы забоя КРС и лошадей. Молчат как шпионы. :)

 

У меня же в планах обсудить в данной теме вопрос откуда в казахском языке такие выражения как:

гл. Сою - Бить

сущ. Соғым - Забой, Убой

выраж. Қолқасын үзу - Разорвать аорту

 

Пока предполагаю, что до ислама казахи, вернее наши предки (татар-могольские и канглы-кыпчакские племена и те, что раньше их) забивали скот также, как нынче монголы - баранов разрывом аорты, а КРС и лошадей сильным ударом.

 

  • Одобряю 1
Link to post
Share on other sites
2 часа назад, АксКерБорж сказал:

 

Жалко наш Азбаяр и маньчжуровед-монголовед Энхдалай уроженцы и жители города, а то бы более подробно объяснили бы нам урянхайские (тувинские) и халхаские способы забоя КРС и лошадей. Молчат как шпионы. :)

 

У меня же в планах обсудить в данной теме вопрос откуда в казахском языке такие выражения как:

гл. Сою - Бить

сущ. Соғым - Забой

выраж. Қолқасын үзу - Разрывать аорту

 

Пока предполагаю, что до ислама казахи, вернее наши предки (татар-могольские и канглы-кыпчакские племена и те, что раньше их) забивали скот также, как нынче монголы - баранов разрывом аорты, а КРС и лошадей сильным ударом.

 

Да, обозначения прям нам говорит об этом

Мойның үзу как думаете откуда?

Link to post
Share on other sites
2 часа назад, Karaganda сказал:

Мойның үзу как думаете откуда?

 

Не знаю еще. Предполагаю, что это выражение "мойнын үзу" (свернуть шею) наши предки использовали не по отношению к забою скота, а по отношению к мужчинам врагам и предателям. :)

Также, как и другие выражения "желкесін үзу" (свернуть шею) и "омыртқасын үзу" (переломать хребет).

А вы как думаете?

 

Link to post
Share on other sites
16.09.2020 в 08:00, АксКерБорж сказал:

 

Жалко наш Азбаяр и маньчжуровед-монголовед Энхдалай уроженцы и жители города, а то бы более подробно объяснили бы нам урянхайские (тувинские) и халхаские способы забоя КРС и лошадей. Молчат как шпионы. :)

 

У меня же в планах обсудить в данной теме вопрос откуда в казахском языке такие выражения как:

гл. Сою - Бить

сущ. Соғым - Забой, Убой

выраж. Қолқасын үзу - Разорвать аорту

 

Пока предполагаю, что до ислама казахи, вернее наши предки (татар-могольские и канглы-кыпчакские племена и те, что раньше их) забивали скот также, как нынче монголы - баранов разрывом аорты, а КРС и лошадей сильным ударом.

 

Возможно и так, ваш  сою - удар , слегка похож на наш цок.

Link to post
Share on other sites
7 часов назад, mechenosec сказал:

Возможно и так, ваш  сою - удар , слегка похож на наш цок.

 

Ваш цок это очередное заимствование из тюркского.

Это казахские предки вашего цока: ;)

Соқ - бей. Соққы - удар. Соғу - бить. Соғым - забой, убой.

 

Link to post
Share on other sites
18.09.2020 в 04:21, АксКерБорж сказал:

 

Ваш цок это очередное заимствование из тюркского.

Это казахские предки вашего цока: ;)

Соқ - бей. Соққы - удар. Соғу - бить. Соғым - забой, убой.

 

Очередное перетягивание одеяло под себя, возможно это общеалтайское.

Link to post
Share on other sites
12 часов назад, mechenosec сказал:

Очередное перетягивание одеяло под себя, возможно это общеалтайское.

 

Лингвисты 21 века говорят, что существование общей алтайской семьи языков, в которую якобы входят многочисленные тюркские, монгольские, тунгусские, маньчжурские, корейский, японский, айнский, нивхский, эскимосский языки - это лишь красивая гипотеза, созданная для объяснения необъяснимых вопросов в монголоведении (!).

Имхо поэтому авторы гипотезы монголоведы, а не тюркологи или маньчжуроведы сарлаговеды:)

Потому что эта гипотеза имхо позволяла и позволяет до сих пор (собственно как и сейчас в данной теме ув. Рустамом и Владимиром) открыто отрицать фактически существовавшие исторические контакты соседних народов, этнические связи и логичные взаимные заимствования элементов культур, заменяя их объяснением якобы общим зыбким алтайским праязыком. 

 

Link to post
Share on other sites
  • Admin
3 минуты назад, АксКерБорж сказал:

 

Лингвисты 21 века говорят, что существование общей алтайской семьи языков, в которую якобы входят многочисленные тюркские, монгольские, тунгусские, маньчжурские, корейский, японский, айнский, нивхский, эскимосский языки - это лишь красивая гипотеза, созданная для объяснения необъяснимых вопросов в монголоведении (!).

Имхо поэтому авторы гипотезы монголоведы, а не тюркологи или маньчжуроведы сарлаговеды:)

Эта гипотеза позволяла и позволяет (собственно как и сейчас в данной теме) отрицать фактические контакты, этническое родство и заимствования заменяя их объяснением якобы общим зыбким алтайским праязыком. 

 

А. Дыбо это не монголовед, а как раз тюрколог. Так что не надо писать то, что не знаешь.

  • Одобряю 1
Link to post
Share on other sites
4 минуты назад, Rust сказал:

А. Дыбо это не монголовед, а как раз тюрколог. Так что не надо писать то, что не знаешь.

 

Я не пр Дыбо А.В., не про кон. 20 - нач. 21 в.в., а про монголоведов кон. 19 - нач. 20 в.в., емнип Владимирцова Б.Я. и Поппе Н.Н., когда и возникла эта гипотеза.

 

Link to post
Share on other sites
18.09.2020 в 07:21, АксКерБорж сказал:

Соқ - бей. Соққы - удар. Соғу - бить. Соғым - забой, убой.

еще Соғыс - битва, война.

Link to post
Share on other sites
16.09.2020 в 11:00, АксКерБорж сказал:

забивали скот также, как нынче монголы - баранов разрывом аорты, а КРС и лошадей сильным ударом.

русские тоже "забивают", само слово об этом говорит.

Link to post
Share on other sites
11.08.2019 в 11:20, АксКерБорж сказал:

Забой баранов по-казахски

Разделка барана по керейски

 

Link to post
Share on other sites
2 часа назад, Nurbek сказал:

еще Соғыс - битва, война.

Точно.

2 часа назад, Nurbek сказал:

русские тоже "забивают", само слово об этом говорит.

Да, по-русски: забой, убой, резать, колоть.

2 часа назад, Nurbek сказал:

Разделка барана по керейски

Интересно почему забой барана назван "по керейски"? Снимали видео вроде бы в Семиречье (Капал-Арасан).

По самому забою интересные моменты:

1) Баран не казахской породы, а советская белая тонкоруная, называемая нами "шүленкі". У нас не ценится, потому что хвостатая, без курдюка, и мясо по вкусу уступает мясу казахской породы темных мастей. 

2) Что-то дяденька поздно отрезал конечности (сирақ), даже успев посдирать кулаком шкуру с боков и спины. При этом болтаясь они марают мясо и жир.

3) Автор называет этот способ самым древним, но это не так. По способу умертвления барана это чисто исламский способ, а по способу разделки, то наверное да, скотоводческо-кочевой.

4) Поздно подвесили барана к потолку, мы подвешиваем раньше, сразу после оголения конечностей. Так гораздо удобнее и быстрее. 

5) Постоянно вырезает лимфатические узлы (без) и это правильно по-казахски, потому что они придают мясу нехороший мыльный привкус. Потом вырезал с печени желчный пузырь (өт), это тоже обязательно, потому что попади она на мясо, то оно будет горчить.

ВОПРОС - а вырезают ли халха, калмыки и буряты при забое баранов лимфоузлы?

6) Очень интересное расчленение поясничного отдела позвоночника (белдеме), на тонкие дольки. 

 

Link to post
Share on other sites
12 часов назад, АксКерБорж сказал:

 

Лингвисты 21 века говорят, что существование общей алтайской семьи языков, в которую якобы входят многочисленные тюркские, монгольские, тунгусские, маньчжурские, корейский, японский, айнский, нивхский, эскимосский языки - это лишь красивая гипотеза, созданная для объяснения необъяснимых вопросов в монголоведении (!).

Имхо поэтому авторы гипотезы монголоведы, а не тюркологи или маньчжуроведы сарлаговеды:)

Потому что эта гипотеза имхо позволяла и позволяет до сих пор (собственно как и сейчас в данной теме ув. Рустамом и Владимиром) открыто отрицать фактически существовавшие исторические контакты соседних народов, этнические связи и логичные взаимные заимствования элементов культур, заменяя их объяснением якобы общим зыбким алтайским праязыком. 

 

То есть по вашей логике мы монголы переняли термин бей - цок,  от вас тюрков,  и передали его тунгусо - манджурам? А японцам тогда, кто его передал на их острова? Мореходы ведь из нас никакие :D

Link to post
Share on other sites
6 часов назад, АксКерБорж сказал:

Точно.

Да, по-русски: забой, убой, резать, колоть.

Интересно почему забой барана назван "по керейски"? Снимали видео вроде бы в Семиречье (Капал-Арасан).

По самому забою интересные моменты:

1) Баран не казахской породы, а советская белая тонкоруная, называемая нами "шүленкі". У нас не ценится, потому что хвостатая, без курдюка, и мясо по вкусу уступает мясу казахской породы темных мастей. 

2) Что-то дяденька поздно отрезал конечности (сирақ), даже успев посдирать кулаком шкуру с боков и спины. При этом болтаясь они марают мясо и жир.

3) Автор называет этот способ самым древним, но это не так. По способу умертвления барана это чисто исламский способ, а по способу разделки, то наверное да, скотоводческо-кочевой.

4) Поздно подвесили барана к потолку, мы подвешиваем раньше, сразу после оголения конечностей. Так гораздо удобнее и быстрее. 

5) Постоянно вырезает лимфатические узлы (без) и это правильно по-казахски, потому что они придают мясу нехороший мыльный привкус. Потом вырезал с печени желчный пузырь (өт), это тоже обязательно, потому что попади она на мясо, то оно будет горчить.

ВОПРОС - а вырезают ли халха, калмыки и буряты при забое баранов лимфоузлы?

6) Очень интересное расчленение поясничного отдела позвоночника (белдеме), на тонкие дольки. 

 

Вырезаем конечно, и селезенку собакам бросаем, предварительно символически поплевав на нее. Желчный вырезать надо аккуратно, с запасом, чтобы не задеть ножом. Да, на земле сначала ноги надо вывести, сделать "обножку", потом подвешивать.

Link to post
Share on other sites
10 часов назад, АксКерБорж сказал:

Интересно почему забой барана назван "по керейски"? Снимали видео вроде бы в Семиречье (Капал-Арасан).

Это казах из Китая.

Link to post
Share on other sites
6 часов назад, Nurbek сказал:

Это казах из Китая.

Понятно.

11 часов назад, mechenosec сказал:

Мореходы ведь из нас никакие :D

Точно, из вас мореходы никакие, а вот наши предки татары побывали с военным походом и в Японии в 1274 и в 1281 годах, правда в качестве мореходов использовали местное население, как обычно в любых походах. ;)

11 часов назад, mechenosec сказал:

То есть по вашей логике мы монголы переняли термин бей - цок,  от вас тюрков,  и передали его тунгусо - манджурам? А японцам тогда, кто его передал на их острова? Мореходы ведь из нас никакие :D

Пути блуждания языковых контактов и заимствований неисповедимы.

У меня есть прекрасный пример, отвергающий гипотезу Алтайского общего праязыка и подтверждающий существование когда-то прямых контактов тюрков Алтай-Саян с японцами.

Всем известна легендарная благодатная страна Хоорай (Хонгорай) в эпосах алтай-саянских народов. 

В японском эпосе Хөөрай - неведомая страна на западе с холодными снежными зимами, земля обетованная, рай на земле.

11 часов назад, mechenosec сказал:

Вырезаем конечно, и селезенку собакам бросаем, предварительно символически поплевав на нее. Желчный вырезать надо аккуратно, с запасом, чтобы не задеть ножом. Да, на земле сначала ноги надо вывести, сделать "обножку", потом подвешивать.

Всё как у нас, мы тоже плюём на селезенку (у нас - көк ет, на юге - талақ), а потом кидаем собакам. Остальное тоже так же. 

 

Link to post
Share on other sites
  • Admin
20.09.2020 в 12:41, АксКерБорж сказал:

Я не пр Дыбо А.В., не про кон. 20 - нач. 21 в.в., а про монголоведов кон. 19 - нач. 20 в.в., емнип Владимирцова Б.Я. и Поппе Н.Н., когда и возникла эта гипотеза.

Если Владимирцев был монголоведом, то другие "основатели" алтайской теории монголоведами не ыбли.

Поливанов Е.Д. - лингвист широкого профиля, изучал японский, китайский и т.д. языки. Написал узбекскую грамматику, и множество работ по тюркским языкам.

Поппе Н.Н., наряду с большим количеством работ по монголоведению, тем не менее изучал и тюркские языки:

  • О родственных отношениях чувашского и тюркско-татарских языков. Чебоксары, (1925);
  • Учебная грамматика якутского языка. М., (1926);
  • Tatar Manual: Descriptive grammar and texts with a Tatar-English glossary. Bloomington, 1963;

Рамстед, Баскаков также были тюркологами.

Так что опять мимо.

 

Link to post
Share on other sites
7 минут назад, Rust сказал:

Если Владимирцев был монголоведом, то другие "основатели" алтайской теории монголоведами не ыбли.

Поливанов Е.Д. - лингвист широкого профиля, изучал японский, китайский и т.д. языки. Написал узбекскую грамматику, и множество работ по тюркским языкам.

Поппе Н.Н., наряду с большим количеством работ по монголоведению, тем не менее изучал и тюркские языки:

Рамстед, Баскаков также были тюркологами.

Так что опять мимо.

 

Поппе все мы знаем больше как монголоведа. Владимирцов однозначно монголовед. А Рамстед типа монголовед-тюрколог. Именно ведь они считаются основоположниками теории об единой Алтайской языковой семье или не так, ув. Рустам?

 

Link to post
Share on other sites
11 часов назад, mechenosec сказал:

Вырезаем конечно

 

Я не про селезенку и желчный пузырь спросил.

Вырезают ли калмыки, буряты, халха лимфоузлы как казахи?

 

Link to post
Share on other sites
  • Admin
3 минуты назад, АксКерБорж сказал:

 

Поппе все мы знаем больше как монголоведа. Владимирцов однозначно монголовед. А Рамстед типа монголовед-тюрколог. Именно ведь они считаются основоположниками теории об единой Алтайской языковой семье или не так, ув. Рустам?

 

Вообще-то основателем теории считается Ф.И. Табберт-Страленберг: «Предварительное сообщение о Великой Татарии и Сибирском царстве» (1726 год), «Историко-географическое описание Северной и Восточной частей Европы и Азии» (1730 год).

В число основателей теории также включают: Рамстеда Г., Котвича В., Баскакова и Старостина.

Из них только Котвич В. занимался чисто монгольскими языками.

Так что "типа" опять не сходится.

 

Link to post
Share on other sites

 

Не буду с вами спорить, я в этих вопросах дилетант, я лишь высказал свою точку зрения про "сок - цок - цох".

 

Link to post
Share on other sites

Create an account or sign in to comment

You need to be a member in order to leave a comment

Create an account

Sign up for a new account in our community. It's easy!

Register a new account

Sign in

Already have an account? Sign in here.

Sign In Now




×
×
  • Create New...