Перейти к содержанию
АксКерБорж

Монгольские и Казахские способы забоя скота

Рекомендуемые сообщения

  • Admin

У нас "тёщ" - грудинку  также вырезают отдельно с шерстью, и потом жарят на открытом огне одев на вилы или палку.

  • Одобряю 1
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

1 час назад, Karaganda сказал:

Впервые такое вижу, может у нас (Караганда) забыли эту традицию из-за сдачи кожи?

 

У нас тоже не все так делают, на любителя и на желающего.

Шкура от этого особо не страдает, ведь при обычном забое разрез идет по центру грудинки, а при оставлении шкуры на грудинке разрез чуть огибает грудинку с обеих сторон.

Но вкусно это точно, пальчики оближешь. 

 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

 

А еще я подметил, что мы и монголы по разному разделываем тушу барана.

 

Например, халха-монголы делят барана иногда так:

image.jpg

 

Мы же разделываем барана полностью, на все части.

 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Тот же интересный монгольский способ, но уже без задних ног.

Если у нас каждая часть по отдельности, то у халха-монголов объединены, выражаясь по нашему - омыртқа (грудной отдел позвоночника), белдеме (поясничный отдел позвоночника), жанбас (крестец), құйрық (сальный курдюк): 

image.jpg

 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

 

Торговый ряд на главном базаре Улаанбаатара, в "Нарантуул".

Предполагаю, что халха-монголы оставляют шерсть на курдюке только у баранов для продажи, чтобы городской покупатель мог знать о масти барана.

В сельской местности бараны есть у всех и никто ни у кого не станет покупать, да и шкура всегда рядом после забоя.

2.jpg

3.jpg

 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

21 minutes ago, АксКерБорж said:

 

Торговый ряд на главном базаре Улаанбаатара, в "Нарантуул".

Предполагаю, что халха-монголы оставляют шерсть на курдюке только у баранов для продажи, чтобы городской покупатель мог знать о масти барана.

В сельской местности бараны есть у всех и никто ни у кого не станет покупать, да и шкура всегда рядом после забоя.

2.jpg

3.jpg

 

:D

Quote

Предполагаю, что халха-монголы оставляют шерсть на курдюке только у баранов для продажи, чтобы городской покупатель мог знать о масти барана.

Нет, поскольку я помню когда снимают шкуру баранов, тогда всегда оставляют кусок кожи на конце. Потом шерсть на коже сжигается раскаленным железом и т.д.

Это традиция просто.

17bef3_9__x800.jpg

DxZr2v3UwAI6pF1.jpg

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

 

Спасибо, маньчжуровед. Теперь понятно.

А для чего, с чем это связано?

 

 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

1 hour ago, АксКерБорж said:

 

Спасибо, маньчжуровед. Теперь понятно.

А для чего, с чем это связано?

Маньчжуроведом был, как я помню, один юрист из Казахстана ... :lol:  Почему вдруг других так начали называть просто не поййму.

Это традиция, наверное есть какой-то смысл, к сожалению я не знаю. У знающих надо спрашивать....

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

44 минуты назад, enhd сказал:

Маньчжуроведом был, как я помню, один юрист из Казахстана ... :lol:  Почему вдруг других так начали называть просто не поййму.

Это традиция, наверное есть какой-то смысл, к сожалению я не знаю. У знающих надо спрашивать....

 

Как аульский человек предполагаю, что курдюк со шмаленной шкурой вкуснее. У нас так делают грудинку (төстік, төс), голову и ножки барана, хотя с головы КРС и лошадей мы шкуру сдираем.

А вы как думаете, маньчжуровед-сарлаговед?

 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

image.jpg

Снимают грудинку вместе со шкурой и шмалят многие скотоводческие народы - кыргызы, казахи (у нас точно), тувинцы, монголы и т.д.

 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

 

Казахи давно мусульмане, поэтому трудно найти следы былых, домусульманских традиций, связанных с понятием "харам" (другие домусульманские традиции сохранились хорошо).

Но я все же нашел концы. ;)

У нас сохранилось выражение "қолқа үзу" со значением "свернуть шею".

Но если перевести буквально, то оно означает "надрыв аорты", "надорвать аорту".

Ведь именно путем надрыва аорты тюркские не мусульманские и монгольские народы до сих пор забивают баранов, что есть предмет данной темы.

 

Поэтому хулиганистым юзерам можно и нужно не только делать цог, но и узу. :D

 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

3 hours ago, АксКерБорж said:

 

Казахи давно мусульмане, поэтому трудно найти следы былых, домусульманских традиций, связанных с понятием "харам" (другие домусульманские традиции сохранились хорошо).

Но я все же нашел концы. ;)

У нас сохранилось выражение "қолқа үзу" со значением "свернуть шею".

Но если перевести буквально, то оно означает "надрыв аорты", "надорвать аорту".

Ведь именно путем надрыва аорты тюркские не мусульманские и монгольские народы до сих пор забивают баранов, что есть предмет данной темы.

 

Поэтому хулиганистым юзерам можно и нужно не только делать цог, но и узу. :D

 

 

Древняя огузская традиция сохранилась только у монголов.

:D

Quote

ДЕТИ ГЮН-ХАНА—САМОГО СТАРШЕГО ИЗ ВСЕХ СЫНОВЕЙ ОГУЗА-ХАНА 

1. Гайы (Кайи-Кият), т. е. могущественный; [его рода] тамга: онгон — белый сокол, доля мяса — правая лопатка. 

Представители этого этого туркменского племени стали основатели таких государств как Кимакский каганат, государство Газневидов, Османская империя. Часть племени переселилась в южно-русские степи, они известны в древнерусских летописях как каепичи и ковуи. По одной из версий, могли быть основателями г. Киев (Кайы - Киев) 

2. Баят (Байат-Баяут), т. е. богатый, полный благодати (106); [его рода] тамга: онгон — белый сокол (107), доля мяса — правая лопатка (108). 

dL.png

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

19.07.2020 в 19:28, Dambjaa сказал:

Древняя огузская традиция сохранилась только у монголов. :D  

 

Вы упустили в своем тексте самое главное, что кияты и баяуты это тюрки, а не монголы. ;)

За вашу невнимательность делаю вам цог и узу вместе.

 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

3 hours ago, АксКерБорж said:

 

Вы упустили в своем тексте самое главное, что кияты и баяуты это тюрки, а не монголы. ;)

За вашу невнимательность делаю вам цог и узу вместе.

 

Quote
Quote

Баяты (азерб. Bayatılar, туркм. Baýatlar) — древнее тюркское (огузо-туркменское [1][2]) племя , расселенное на территории Туркменистана, Азербайджана, Ирака, Ирана, Сирии и Турции[2][3]. Являются субэтнической группой азербайджанцев и туркмен[4].

Происхождение

Впервые этноним баят упоминается как огузское племя в XI веке тюркским историком Махмудом Кашгари.[5]

Баяты — тюрко-огузское племя, стоявшее вместе с племенем кайы во главе всех 24-х огузских племен — «иль баши кайы-баят». В преданиях тюркских племен происхождение этого племени возводится к Баяту — внуку Огуз-хана. В книге хана и историка Хивинского ханства Абу-ль-Гази «Родословная туркмен» значение названия племени приводится как «богатый». Баят был вторым сыном Гун-хана, который был первым сыном Огуз-хана.[6] Согласно произведению историка Государства Хулагуидов Фазлуллаха Рашид ад-Дина «Огуз-Наме» , которая является частью его обширного исторического труда Джами ат-таварих (Сборник летописей), имя баят (байат) означает «богатый, полный благодати»[7].

История

В эпоху Сефевидов представители этого племени при дворе считались родовитой аристократией,[8] которая до конца XVI века пользовалась исключительными привилегиями при шахском дворе, занимая ведущие военные и государственные должности. Слово «баят» переводится как «счастливый и полный благодати» и «богатый». Слово «баят» является множественным числом от монголо-ойратского слова "баян, байн", что означает "богатый" и известно со времен основателя империи хуннов Модэ, который в III веке до н. э. правил племенем Баян. Баяты в Азербайджане говорят на южном диалекте азербайджанского языка.[9]

Племя «Баяуты» пришло в Азербайджан в XIII столетии вместе с монгольскими завоевателями. Вначале оно поселилось в Малой Азии, где смешалось с другими сельджукскими племенами, но к концу XV — началу XVI веков влилось в племя кызылбашей и переселилось в Азербайджан. В начале XX века топоним «Баят» встречался в Азербайджане в Геокчайском уезде — Байт-Мелик-Уммуд, Баят-Кадыр-Гусейн; в Джевадском — Баят; в Кубинском — Сынджан Баят, Узун Баят; в Шемахинском — Баят; в Шушинском — Баят.[10]

Ряд авторов включает племя баяут (баят) наряду с баяндур и каи в число огузских племён, которые по всем данным имеют монгольское происхождение[11][12]. Племя баят подробно описано Рашид ад-Дином[13]. Согласно «Сборнику летописей», баяты представляли собой одно из племён в составе дарлекинов, одной из ветвей коренных монголов[14].

В настоящее время, туркмены-баяты проживают в нескольких этрапах Лебапского велаята и этрапе Магтымгулы Балканского велаята Туркменистана[15].

Quote

Баяты — тюрко-огузское племя, стоявшее вместе с племенем кайы во главе всех 24-х огузских племен — «иль баши кайы-баят»

Quote

§ 213. Потом сказал Чингис-хан Онгуру-кравчему: 'Ты ведь был со мною одним куренем. Ты, Онгур, сын Мунгету-Кияна, со своими Чаншиутами и Баяутами, да еще три Тохураута да пять Тархутов. Ты, мой Онгур,

В туман не терял ты дороги,

А в смуту был верен ты мне.

Со мною ты мокнул в ненастье,

Со мною в мороз коченел.

['В туман - не терял дороги, в схватках не отставал ты. В мокроть - мокну! вместе со мной, в стужу - мерз вместе со мной ...']

Какую же ныне награду ты хочешь?' - 'Если мне дозволено, - отвечал Онгур, - если мне дозволено выбирать, то дозволь мне собрать воедино братьев моих Баяутов, которые разбросаны и разметаны по всем концам'. - 'Хорошо - изволил он повелеть, - разрешаю тебе собрать твоих братьев Баяутов. Будь у них тысячником'. И еще сказал Чингисхан: 'Когда вы, двое моих кравчих Онгур и Бороул, так раздаете яства направо и налево, что не обнесены ни те, что сидят направо, ни те, кто сидит налево, тогда я спокоен душой и не першит у меня в горле. Теперь вы будете распределять всем пищу и в походное время. Занимая положенное вам место, внимательно наблюдайте за раздачею яств направо и налево от Великой винницы, сами же помещайтесь прямо напротив Толуна с его помощниками'. И он сам указал им место.

Баяуты родственники киятов .Так сказано в ССМ.

 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

1 час назад, Dambjaa сказал:

Баяуты родственники киятов .Так сказано в ССМ.

 

Ну правильно, ССМ, когда он еще был то ли "Алтын даптер", то ли "Чингисхан кузаур", писал ведь не монгол, а тюрк. ;)

Да и вообще баяты-баяуты тюрки, тут даже вопросов не возникает. На вскидку:

 

1) Само название баяут не монгольское, а тюркское, означает богатые.

2) Баяуты известны в истории емнип еще с 6 века, емнип у Грумм-Гржимайло.

3) В Парижской рукописи "Джами ат'Таварих" Рашид ад-Дина, на которую ссылается К. Д'Оссон (От Чингисхана до Тамерлана. Иркутск, 1937), на стр. 105 есть такие слова:

"... Племя Баяут есть одна из ветвей народа Канглы".

4) "Диван Лугат ат'Тюрк", Словарь Махмуда Кашгари:

57e08c2d432b.png

 

Про древних тюрков киянов-киятов могу тоже привести массу свидетельств. Если хотите конечно.

 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

 

Всё равно, Азбаяр, вам надо сделать цог и узу одновременно. :D

 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Глаза шире АКБ!

:lol:

Quote

Ряд авторов включает племя баяут (баят) наряду с баяндур и каи в число огузских племён, которые по всем данным имеют монгольское происхождение[11][12]. Племя баят подробно описано Рашид ад-Дином[13]. Согласно «Сборнику летописей», баяты представляли собой одно из племён в составе дарлекинов, одной из ветвей коренных монголов[14].

Quote

по всем данным имеют монгольское происхождение

Quote

по всем данным имеют монгольское происхождение

 

Quote

по всем данным имеют монгольское происхождение

https://ru.wikipedia.org/wiki/Баяты_(огузы)

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Quote

Каи — название одного из двадцати четырех племён огузов, из которого происходит династия османских султанов. У Махмуда Кашгарского приводится древняя форма — кайиг, чем опровергается предложенное Марквартом отождествление с каи, упоминаемыми Бируни и Ауфи на самом крайнем Востоке. Маркварт считает каи тюркизированными монголами, чем и объясняется, по его мнению, «та историческая роль, которую играли запятнанный кровью и братоубийственный род Османов и османский народ». Вполне возможно, что каи были монголами; Махмуд Кашгарский упоминает их вместе с татарами и другими среди народов, говоривших на своих особых языках, хотя и знавших хорошо также и тюркский язык; однако огузское племя кайиг, или кайи, несомненно не имеет ничего общего с этим народом.

Quote
hour ago, АксКерБорж said:

 

 

4) "Диван Лугат ат'Тюрк", Словарь Махмуда Кашгари:

 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

16 часов назад, Dambjaa сказал:

Ряд авторов включает племя баяут (баят) наряду с баяндур и каи в число огузских племён, которые по всем данным имеют монгольское происхождение[11][12]. Племя баят подробно описано Рашид ад-Дином[13]. Согласно «Сборнику летописей», баяты представляли собой одно из племён в составе дарлекинов, одной из ветвей коренных монголов[14].

 

Не надо мне приводить цитаты из Википедии.

Это однозначно изначально тюркское, огузское племя.

Вам, Азбаяр, за упрямство все таки надо сделать сильно и очень больно цох-дибидох и узуп-уруп! :D

 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

 

Удмурты не мусульмане, но режут барана выпуская кровь. Влияние соседей татар или башкир?

Удмурты. 

Малопургинский район.

1930 год.

Жертвоприношение бараном.

1930.jpg

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

 

Хонины нядалгаа.

Қойдың қолқасын үзу. 

Забой барана по-монгольски, надрывом аорты.

EeyI-8nUMAAVSMA?format=jpg&name=large

 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Для публикации сообщений создайте учётную запись или авторизуйтесь

Вы должны быть пользователем, чтобы оставить комментарий

Создать аккаунт

Зарегистрируйте новый аккаунт в нашем сообществе. Это очень просто!

Регистрация нового пользователя

Войти

Уже есть аккаунт? Войти в систему.

Войти


×
×
  • Создать...