Перейти к содержанию
Balkin

Правильно ли указывать родовую принадлежность в паспорте?

Рекомендуемые сообщения

В 28.11.2022 в 05:51, Steppe Man сказал:

сартаульский борджигин.

 

Не удивлюсь, если появились и буриад боржигоны или буба боржигон. :D

 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

В 26.11.2022 в 19:59, АксКерБорж сказал:

 

Как становятся боржигонами (в источниках - борджигин, бурджигин).

 

Был депутатом в Их Хурале с 2004 по 2016 г.г.

 

С 2012 г. новый паспорт с указанием рода "боржигон": 

image.jpg

 

Вопрос - может ли род бесуд (бесут) быть одновременно родом борджигин?

 

 

Эти народности также состоят из двух подразделений: нируны |А 8б| в собственном смысле; их шестнадцать родов: катакин 258, салджиут 259, тайджиут, хартакан 260, сиджиут 261, чинос, который называют также нукуз 262, нуякин 263, урут 264, мангут, дурбан 265, баарин, барулас, хадаркин 266, джуръят 267, будат, дуклат 268, йисут 269, сукан 270 и кингият 271. [79]

269. В ркп. S – бисут; у Владимирцова – бесут (op. cit., стр. 87 и 109). В ркп. В – меркезы + ут; у Березина – исуп.

Как потомки Бодончара, бесуты являются и борджигинами. Не путать с КИЯТ-БОРДЖИГИНАМИ, потомками Есугея. 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

On 11/29/2022 at 8:03 PM, АксКерБорж said:

 

Не удивлюсь, если появились и буриад боржигоны или буба боржигон. :D

 

Казах борджигон уже есть. :D

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

4 часа назад, Steppe Man сказал:

Казах борджигон уже есть. :D

 

Если вы про мой ник, то у меня это другое, сокращенное от "бөрі жиен".

Потому что род моих нагашы "бөрі", а "жиен" - так казахи называют детей дочери или сестры.

;)

 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

19 минут назад, Steppe Man сказал:

жиен-зээ/монг./ очередной монголизм?

 

Это вы пользуетесь тюркским термином. ;)

ДТС:

VCeQD.jpg

 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

В 24.09.2021 в 22:42, АксКерБорж сказал:

Терентьев Владислав Игоревич, научный сотрудник Кемеровского государственного университета, (УНЦ) экомузея «Городок» (Россия, г. Кемерово).

СОВРЕМЕННЫЕ ТРАНСФОРМАЦИИ ЭТНИЧЕСКОГО САМОСОЗНАНИЯ МОНГОЛОВ.

На заре преобразований в 1991 г. президент страны П. Очирбат Указом №  115 обратился к народу Монголии с призывом возрождения и использования своей родовой принадлежности.

 

В последующем историком культуры и археологом, директором Института истории АН Монголии (1991–2001 гг.) А. Очиром в соавторстве с сотрудником Института Ж. Сэржээ были выработаны “Рекомендации по восстановлению рода (монг.овог. – В.Т.) и родословной” с составлением для каждого аймака краткого перечня родов и картографированием их распространенности по сомонам (Очир, Сэржээ 1994).

 

Подобный справочник, к примеру, для населения Ховдского аймака перечислял указания, которых нужно придерживаться, восстанавливая свой род, если человек его забыл.

 

Вот, например, наиболее радикальные рекомендации:

“можно выбрать для себя род, который больше всего вам нравится”

и

“название рода можно придумать”

 

При сочинении названия рода авторы предлагают “на основе опыта формирования рода как в Монголии, так и во всем мире руководствоваться”, во-первых, “хозяйственными или другими культурными особенностями поколения”; во-вторых, “прозвищами либо титулами, которыми привычно называют ваше семейство другие”; в-третьих, “названиями родного кочевья или одного из составляющих его топонимов”; в-четвертых, “названием своего народа”; в-пятых, “именами родственников, при условии использования притяжательного аффикса -хан, -хэн” (Очир, Сэржээ 1994: 17–18).

 

Чем была обусловлена необходимость восстановления рода?

Авторы отмечают, что это будет способствовать возрождению культуры и препятствовать кровосмешению, что в свою очередь приведет к увеличению численности населения.

Зная род и предков до девятого колена, человек будет обзаводиться большим количеством родни, это будет укреплять традиции поколения путем проведения родовых праздников (монг. ургийн баяр). У большинства людей совпадают фамилии, поэтому род поможет различать однофамильцев. Представление о родовой принадлежности помогает знать свое происхождение и происхождение своего народа, а также его связь с другими народами (Там же: 15–16).

Если подобные справочники были в широком распространении у населения (тираж “ховдского” справочника – 3000 экз.), а нам приходилось несколько раз сталкиваться с активным использованием людьми этого пособия для определения своей родовой принадлежности, то все последующие исследования родовой структуры народов Монголии вызывают у нас сомнение.

Страхи последствий несоблюдения экзогамии и желание вставить название рода в состав имени, фиксируемого в паспортах, высказывал еще академик Б. Ринчен. Со стороны этнографов Г. Цэрэнханд и Л. Билигта в адрес авторовсоставителей справочников последовала критика. При этом ученые ссылались на опрос некоторых стариков, не сумевших вспомнить ни одного из названия родов, указанных А. Очиром и Ж. Сэржээ (Bulag 2011: 63–64).

Так, люди стали получать информацию о своей родовой принадлежности из второстепенных источников.

В нашей практике встречались монголы 1920–1930 гг. рождения, не знавшие с детства не только своего

рода, но и даты рождения.

 

В новой Монголии родовое имя было закреплено путем фиксации в гражданских удостоверениях (аналог паспорта).

 

В результате восстановления названия рода в составе имени свыше 60% населения выбрали себе имя борджигин/борджигон – “золотой род” Чингисхана (Шмыт 2011).

 

В 1990-е годы такая родовая принадлежность укладывалась в идентификационную систему “борджигин = чингизид = чистый монгол = халха” (Лаказ 2005: 118).

 

Сегодня в некоторых местностях гобийских аймаков страны халха “ассоциируют себя с борджигонами, хотя прежде здесь были распространены” иные рода (Нанзатов, Содномпилова 2009: 4).

 

Именно симпатиями к личности Чингисхана и желанием с ним породниться объясняется тотальное “оборджигинивание” монголов. Важным становится вариант выбора рода по территориальному признаку, окончательно закрепляющий в массовом сознании монголов связь административно-территориальных единиц Увс и Ховдского аймаков с конкретными этническими общностями.

 

Оригинальные способы “восстановления” рода, предусматривающие возможность его сочинения/выдумывания привели к появлению в Монголии колоссального числа борджигинов – потомков “золотого рода” Чингисхана.

 

Пруф:

http://edq.kz/2021/05/09/қолдан-жасалған-шежіре-мазағы-немесе/

 

В первую очередь адресую эту статью генетикам, всерьез воспринимающих все эти "новые" родовые названия - боржигон и прочие.

 

Тот самый уважаемый экс-президент Пунсаалгийн Очирбат, автор известного указа:

1991.jpg

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Для публикации сообщений создайте учётную запись или авторизуйтесь

Вы должны быть пользователем, чтобы оставить комментарий

Создать аккаунт

Зарегистрируйте новый аккаунт в нашем сообществе. Это очень просто!

Регистрация нового пользователя

Войти

Уже есть аккаунт? Войти в систему.

Войти


×
×
  • Создать...