Jump to content



Peacemaker

Цаатаны-тюрки.

Recommended Posts

 

Очень жаль, но мой друг Азбаяр точно заболел. Осеннее обострение.

Два раза в год, весной и осенью бурлит кровь далеких предков, пришедших из лесов Приамурья, гены ведь не картошка, не выкинешь в окошко.

Отсюда обострение тяги к культуре предков - к чумам, оленям, лыжам и прочему.

 

Link to comment
Share on other sites

на видео где цаатаны поют на своем языке, они уже выговаривают этот халхасский "Л", уже видать сильное влияние монгольского языка.

Цаатаны очень близки к Тувинцам-тоджинцам, те тоже себя называют "Туха", очень близкое к Цаатанскому "Духа", оба народа в основном оленеводы и живут в очень похожих чумах

Урц похоже на якутское Ураса - летняя крытая берестой коническое строение, богатые якуты ставили Могол-ураса, огромного размера, люди победнее, ставили поменьше и покрывали его корой дерева.

если в интернете посмотреть, то такие жилища якутов, цаатанов, алтайцев и тувинцев тоджинцев, очень похожи.

вот алтайцы

Altais.jpg.439bdc90e2702440d995f975a1b5b7de.jpg

тоже алтайцы

569483189_2.jpg.6e02700a1f6124e2e68300867d7e15f5.jpg

Вот якутская ураса

963390485_1.jpg.93eff6ad2078ff75e113c083dc478836.jpg

это уже тувинцы тоджинцы

1719323677_.jpg.1936df925750a5b3ecf256f5855bb768.jpg

 

Вот это якутская могол-ураса, летнее жилище, более богатых якутов

288763299_.jpg.6a93431e632c754a7f879be5848b4b00.jpg

Edited by skurri
Link to comment
Share on other sites

8 hours ago, skurri said:

на видео где цаатаны поют на своем языке, они уже выговаривают этот халхасский "Л", уже видать сильное влияние монгольского языка.

Цаатаны очень близки к Тувинцам-тоджинцам, те тоже себя называют "Туха", очень близкое к Цаатанскому "Духа", оба народа в основном оленеводы и живут в очень похожих чумах

Урц похоже на якутское Ураса - летняя крытая берестой коническое строение, богатые якуты ставили Могол-ураса, огромного размера, люди победнее, ставили поменьше и покрывали его корой дерева.

если в интернете посмотреть, то такие жилища якутов, цаатанов, алтайцев и тувинцев тоджинцев, очень похожи.

вот алтайцы

Altais.jpg.439bdc90e2702440d995f975a1b5b7de.jpg

тоже алтайцы

569483189_2.jpg.6e02700a1f6124e2e68300867d7e15f5.jpg

Вот якутская ураса

963390485_1.jpg.93eff6ad2078ff75e113c083dc478836.jpg

это уже тувинцы тоджинцы

1719323677_.jpg.1936df925750a5b3ecf256f5855bb768.jpg

 

Вот это якутская могол-ураса, летнее жилище, более богатых якутов

288763299_.jpg.6a93431e632c754a7f879be5848b4b00.jpg

Шесты из какого вида дерева делается?

Внутренней стороне под покрытием сколько шестей обычно бывает?

Во время кочевки повозят всех шестей или некоторых просто выбрасывают и заново приготовляют на новом месте?

Это просто вопрос из интереса, чтобы получить более ознакомление о "урц"-ах.  Сам я не видел такое жилище и не знаком.

Link to comment
Share on other sites

Цитата

Глава IX ЖИЛИЩЕ ТУВИНЦЕВ

Сведения, содержащиеся в работах исследователей Тувы по жилищу тувинцев, не дают точного представления о том, какого типа жилище бытовало у различных по характеру промыслов групп тувинцев. Некоторые исследователи считали характерным жилищем для всех тувинцев круглую войлочную юрту, другие раличали жилище скотоводов-тувинцев — войлочную юрту — и жилище охотников-оленеводов — берестяной, шкурный конусообразный чум. Г.П. Сафьянов, например, считал, что войлочная юрта появилась у тувинцев совсем недавно, в середине XIX в., а до этого у всех тувинцев жилищем служил чум. Все эти разногласия зависели от того, какую группу тувинцев посещал и изучал исследователь. Неверным было лишь широкое отнесение того или другого типа жилища на все группы тувинцев. Помимо этого недостатка, в работах прежних исследователей Тувы описания жилищ были слишком общи, ограничивались упоминанием материала, из которого изготавлялось жилище, и определением конструкции. Материалы, собранные Саяно-Алтайской экспедицией, позволяют восполнить эти пробелы. До социалистической реконструкции экономики Тувы среди населения преобладали в быту старые типы жилищ. Они сохранились и в настоящее время в глубинных колхозах, где строителсьтво колхозых поселков еще не завершено, а также повсюду в Туве в качестве временных летних жилищ работников животноводческих ферм и т.п. Это обстоятельство позволяет и в настоящее время детально изучать старые типы жилищ тувинцев [прим. 1]. Общий термин для жилища — «öҕ» (древнетюркское ÿҕ). Конусообразный чум, крытый берестой (летом), шкурами (зимой), называют «алаж öҕ», что русскими переозвучено в алачик (аланчик). Термин этот составной, из двух слов: «алажи» — «жердь» (основа жилища) и «öҕ» — «жилище». Конусообразный чум, крытый корой лиственницы, называют «чадыр öҕ», или просто «чадыр»231, или с указанием материала покрытия — «тот чаңды чадыр öҕ» — «корой лиственницы крытое жилище». «Чадыр» называют также временные шалаши, устраиваемые охотниками или пастухами. 231 «Чадыр» в значении «палатка» имеется в древнетюркском.

Войлочная юрта называется «кидис öҕ» — «войлочное жилище». Корьевые многоугольные жилища называются «тот чаңды öҕ» — «корьевое лиственничное жилище». Иногда указывается в названиях количество стенок в таком жилище, например, «алтыханныҕ чаңды öҕ» — «шестистороннее корьевое жилище» и т.п. Изредка встречающиеся в Туве многоугольные бревенчатые срубные жилища называются «няшь öг» — «деревянное жилище». «Пажиң» называют только избу русского или алтайского типа. Имеется еще термин для одного типа жилища — «пöдей öҕ». Это жилище представляет собой не определенный тип, а разные вариации войлочной юрты. Оно встречается и у монголов как временное жилье («обохой») (Позднеев, 1896, с. 355). В Туве, по словам стариков, это бедняцкое жилище скотоводов. Встречается на юго-востоке. Конусообразный чум — характерное жилище оленеводов, горных охотников — отмечен на этих территориях старинными летописями. О них упоминают китайские летописцы и более поздние арабские авторы. Он сохранился до начала 50-х гг. нашего [XX] века и сейчас бытует как жилище оленных пастухов при колхозных стадах в Тоджинском районе и на юго-востоке Каа-хемского района. Берестяной чум — «алаж öҕ» — легкое переносное жилище, хорошо приспособленное для перекочевок в тяжелых условиях горной тайги. Состоит такое жилище из жердяной основы и покрышек, летом — из берестяных, зимой — из шкур крупных копытных — оленя, лося, марала. При сооружении «алаж öҕ» сначала ставят 3 основные жерди «алажи». Эти 3 жерди иногда бывают связаны верхушками вместе, и в связанном виде их поднимают и расставляют как треногу. Если же имеется под руками (как рассказывали нам оленеводы) дерево с прочной развилкой на вершине, то ставят сперва [сначала] такое дерево, а в развилку вставляют вторую и третью жерди

И в том и в другом случае 3 основные жерди неглубоко вкапывают в землю. В отличие от тувинцев-оленеводов, оленеводы-камасинцы, жившие также в чумах по соседству с первыми, для основных жердей остова выбирали всегда «длинные палки, имеющие на концах развилки» (Потапов, 1947, с. 60)236. К основным жердям тувинцы прислоняют верхушками все другие шесты чума. Их в земле не укрепляют. Для среднего чума берется 16–20 легких жердей. В плане такие жилища были круглыми. Средний диаметр площади равнялся — 3–4 м. Шесты не скрепляли кольцом, как это делали камасинцы, кеты и др. Остов чума покрывали летом берестяными полотнищами, которые привязывались к жердям. Сверху снаружи полотнища прижимались другими менее длинными жердями и обвязывались двумя длинными перекрещивающимися веревками. Полотнища бересты — «тиски» («тос» — оленьщики Öдугена, «тöшь» — Параан Чооду, «тöс» — Кол) — кладут рядами (обычно 4 ряда); средние и нижние полотнища имеют длину 5 м 20 см, ширину — около 1 м (95–100 см). Верхние полотнища короче. Каждое полотнище имеет на концах вязки, которыми привязывается к жердям. Бересту для покрышек чума собирают поздней весной. Варят в котлах, как все наши северные оленеводы. Затем куски вываренной бересты сшивают шерстяными нитками «хой туг» (или нитками из конского волоса). Сшивают 3 полосы в ширину. Сшитое полотнище окантовывают поперечной полосой бересты, которую пришивают жильными нитками («сир»). Окантовку производят для того, чтобы полотнища не рвались по волокну. При перекочевках оленеводы перевозят только покрышки, остовы или делают на месте стоянки заново, или используют старые свои или оставленные другими оленеводами. Брошенный остов чума считается ничьим и может быть использован кем угодно. Зимой чум покрывают шкурами копытных с подстриженной шерстью, сшитыми в 2 широкие трапециевидные полотнища. На покрышки употребляют также шкуры горных козлов. Входное отверстие («эжик») зимой закрывают полотнищем из шкур зверей, летом — куском бересты или шкурой оленя, куском брезента, перекинутым на поперечной палке, укрепленной над входом. Отверстие для выхода дыма («тÿндÿк») прикрывается днем не полностью, а лишь со стороны ветра (для регулирования тяги), ночью — полностью куском бересты (летом), шкурой (зимой). Очаг устраивается посредине чума. Котел подвешивается на крюк («ильчирбэ») на цепи («пашьпа»), спускающейся с одной из основных 236 Также и у кетов, по нашим наблюдениям 1925–1928 гг. и новым материалам Е.А. Алексеенко ([экспедиция] 1956 г.). Традиция выбирать для основных жердей шесты с развилкой бытует у групп оленеводов Тоджи, кочевавших по южным и западным склонам Саян, и вовсе исчезла у групп, имевших корьевые чумы.

Иногда котел ставят на трехногий металлический таган («ожÿк»), под которым разводят огонь. Иногда огонь в костре поддерживают следующим образом. Большое сухое бревно кладут через вход до места очага, где разведен костер. Конец бревна около костра загорается и тлеет все время. По мере сгорания бревно подвигают в очаг. Таким образом, от этого тлеющего бревна в любую минуту можно разжечь костер. Бревно в то же время служит заслоном очагу. Обычно такое бревно загораживает и вход.

http://www.kunstkamera.ru/files/lib/978-5-02-038280-0/978-5-02-038280-0_14.pdf

Вот тут в pdf формате, прекрасно описан чум тоджинцев, и другое жилище тувинцев, можете почитать на досуге))) он скорее всего на 100% подходит и к Цаатанской Урц, тёмным выделил ответы на ваши вопросы.

якуты в отличие от тех же тоджинцев или цаатанов, не строили разборную урасу, они всегда строили стационарную, из-за обилия дерева в таёжных районах якутии, также использовали в основном лиственницу, хотя все конечно используют те деревья что растут в обилии в их регионе, в той же степи монголии, казахстана, в тундре эвенки, эвены используют разборные юрты в виду дефицита дерева, якуты ставили на местах летних откочевок тоже юрты-балаган, урасу, все стационарное, там же и оставалось, туда переезжали со всем скарбом, летом, потом зимой обратно в зимние балаганы-юрты

Богатые якуты ставили Могол-ураса, она делалась из 15-20 жердей, которые на верху опирались на круглый обруч из дерева, как на верхушке войлочной юрты, сверху покрывали березовой корой, которую перед этим вываривали, потом сшивали вместе, и сверху тоже подпирали, тонкими жердями лиственницы (титирик) , она не разбиралась, ставилась на века))) использовалась только как летнее жилье, в жару в высокой огромной урасе было прохладно, люди победнее ставили из коры дерева, поменьше урасу.

интересно что у якутов такое жилище называется "Ураса" что близко к бурято-сойотской, хонгодорской "Уурса, "Уурс" которые в свою очередь близки к Цаатанской "Урц"

а тувинско-тоджинское алажа - дом, легкое переносное жилище, созвучно с якутским аласа - дом, жилище, усадьба

Link to comment
Share on other sites

Hamid-Sardar-Afkhamis-Photographs-10.jpg

82641257_198439824633839_305691572136050

Dosjan @ guest house in Tsagaan nuur

 

Reindeer people are Tuvan people who have been living northern end of Khuvsgul lake, on both  sides of Russian Mongolian border. Speaks tuvan language which is from Turkic language group. As i am kazakh and i speak turkish languages, it was possible for me to understand much of their talks.  Just for an example, the numbers were exactly the same with kazakh and turkish, in their language.

Later on the way when we were talking with Haltar. we found out that the leader Ganba is a shaman boo.  Shaman boo is the one who can get in to the trans and communicate with the ancestors of the tribe and get information from them.  They are also fortune teller.

We have suggested our trip itinerary with these people here and got agreed on plans.

Every thing was perfect!

have just arrived back to the Haltar’s guest house!

https://www.kazakhtour.com/the-last-reindeer-or-tsaatan-people-of-mongolia/

 

Link to comment
Share on other sites

 

Монгольские цаатаны оленеводы:

415ab056c3073c792e705570fa88d1f6-full.jp

Монгольские цаатаны охотники:

eaabdbc28635b90c7a8b8cc7738f969e-full.jp

 

Link to comment
Share on other sites

3 hours ago, АксКерБорж said:

 

Монгольские цаатаны оленеводы:

415ab056c3073c792e705570fa88d1f6-full.jp

Монгольские цаатаны охотники:

eaabdbc28635b90c7a8b8cc7738f969e-full.jp

 

АКБ .У цаатанов кыпчакский диалект?  Выше на фото казах из КЗ ?

 

Link to comment
Share on other sites

1 час назад, Steppe Man сказал:

АКБ .У цаатанов кыпчакский диалект?

Сойото-Цаатанская группа тюркских языков.

Edited by Qairly
Не уверен, в близости этих языков
Link to comment
Share on other sites

1 hour ago, АксКерБорж said:

 

1) Спроси у кыпшаковеда, он должен знать по своей профессии.

2) На этой фотке думана наверху?

1509000333_17.jpg

Нет, это казах из Монголии. 

думан умный, поэтому троллит своих же казахов заливая их здесь под видом цаатанов.

 

Казах из КЗ изучает культуру и язык своих предков-цаатанов.

83073848_195472228301182_595410354171805

82641257_198439824633839_305691572136050

 

Link to comment
Share on other sites

2 минуты назад, Steppe Man сказал:

Казах из КЗ изучает культуру и язык своих предков-цаатанов.

 

Цаатаны это один из яснов калмыков, но никак не ру казахов)

Link to comment
Share on other sites

4 minutes ago, Qairly said:

Цаатаны это один из яснов калмыков, но никак не ру казахов)

А почему вы казахи грубо отталкиваете  от себя свойх  братьев тюрков - цаатанов, алтайцев и якутов? 

 

 

  • Не согласен! 1
Link to comment
Share on other sites

Только что, Steppe Man сказал:

А почему вы казахи грубо отталкиваете  свойх  братьев тюрков - цаатанов, алтайцев и якутов? 

Они братья, но никак нам не предки. 

Link to comment
Share on other sites

Create an account or sign in to comment

You need to be a member in order to leave a comment

Create an account

Sign up for a new account in our community. It's easy!

Register a new account

Sign in

Already have an account? Sign in here.

Sign In Now


×
×
  • Create New...