Перейти к содержанию
Peacemaker

Кергуд.Гирют.Гэргүүд,Гэрүүд

Рекомендуемые сообщения

15 hours ago, enhd said:

Неудачный перевод на русский.

Должно быть " Керүгский Шакишин приехал рассмотрев  (разведав обстановку) по верху Шып."

То есть никаких там "кергуды" нету.

На текстах Орхонских стелл суффикс "-ün" соответствует монгольскому "-ун" или современному "-ын, -ийн", что доказывает влияние монгольского языка того времени.

Кто такие керүгы?

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

1 час назад, Peacemaker сказал:

Кто такие керүгы?

 

Это основа спортивного таэквондо. :)

 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

8 hours ago, Peacemaker said:

Значит они были в составе огузов?

Тебе виднее. :qazaq1:

А насчет меня, я не знаю.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

54 minutes ago, enhd said:

Тебе виднее. :qazaq1:

А насчет меня, я не знаю.

В составе огузов были кияты,баяты и гэргуты. И еше кто?

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

On 11/7/2016 at 11:23 PM, Peacemaker said:

chinggiswax_11.jpg

Фото 12 / 17   ЗЭВ. Из рода Бэсуд. Уникальный и легендарный полководец Зэв, был одним из верных четырех собак Чингис хана.Выставка восковых фигур. Театральный музей. Улан-Батор.

https://legendtour.ru/rus/mongolia/ulaanbaatar/chinggiswax.shtml

У современных кыргызов есть такая тамга?

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

название гэруд в единственном числе.

 

2014.11.18 - Монгол Улсын шүүхийн шийдвэрийн сан

www.shuukh.mn/irgenanhan/24299/view
Гэр бүлийн тухай хуулийн 14 дүгээр зүйлийн 14.1 дэх хэсэгт зааснаар Шарнууд овогт Б Я , Хар гэр овогт Б Д нарын гэрлэлтийг цуцалсугай. 2. Гэр бүлийн ...
Гэр бүлийн тухай Монгол Улсын хуулийн 14 дүгээр зүйлийн 14.1 дэх хэсэгт зааснаар Агтын цагаан гэр овогт Э С , Хулууд овогт Н ийн Г нарын гэрлэлтийг ...
Гэр бүлийн тухай хуулийн 14 дүгээр зүйлийн 14.1 дэх хэсэгт зааснаар Цагаан гэр овогт Ч Э , Адуучин овогт Г А нарын гэрлэлтийг цуцалсугай. 2.

2014.11.27 - Монгол Улсын шүүхийн шийдвэрийн сан

www.shuukh.mn/irgenanhan/24267/view
Гэр бүлийн тухай Монгол Улсын хуулийн 14 дүгээр зүйлийн 14.1 дэх хэсэгт зааснаар Цагаан гэр овогт Пүрэвдоржийн Мөнхжаргал, Их цагаан гэр овогт ...

1. Гэр бүлийн тухай хуулийн 14 дүгээр зүйлийн 14.1 дэх хэсэгт зааснаар Өөлд овогт Д Л, Хар гэр овогт Н О нарын гэрлэлтийг цуцалсугай. 2. Гэр бүлийн .

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

On 6/5/2017 at 10:43 PM, Peacemaker said:

У современных кыргызов есть такая тамга?

gerwwd.png

родовая тамга Джебе ноиона.

 

Письмо-орнамент кыргызов

https://kghistory.akipress.org/unews/un_post:1969

  • Не согласен! 1
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Quote

1. Гэр бүлийн тухай хуулийн 38 дугаар зүйлийн 38.1, 40 дүгээр зүйлийн 40.1.1, 40.1.2 дахь хэсэгт заасныг баримтлан 2015 оны 02 дугаар сарын 04-ний өдөр төрсөн, ИЦ15220424 төрсний бүртгэлийн дугаартай, охин Хөл аваач овогт Наранжаргалын Сайханжаргалыг 11 нас хүртэл тухайн бүс нутагт тогтоогдсон амьжиргааны доод түвшингийн 50 хувиар, 11 наснаас 16 нас,  суралцаж байгаа бол 18 нас хүртэл нь тухайн бүс нутагт тогтоогдсон амьжиргааны доод түвшингийн хэмжээгээр сар бүр тэтгэлэг гаргуулж, эцэг Агьтын цагаан гэрүүд овогт Гэндэнжавын Дагвасүмбэрэлээр тэжээн тэтгүүлсүгэй. 

http://shuukh.mn/irgenanhan/42685/view

Гэр бүлийн тухай Монгол Улсын хуулийн 14 дүгээр зүйлийн 14.1 дэх хэсэгт зааснаар Агтын цагаан гэр овогт Э С , Хулууд овогт Н ийн Г нарын гэрлэлтийг ...
Шүүгдэгч Монгол Улсын иргэн Агтын цагаан гэр овогт Эрдэнэбатын Батчулуун, 1982 оны 04 дүгээр сарын 25-ны өдөр Завхан төрсөн, 32 настай, эрэгтэй, ...
Агтын цагаан гэр овогт Мөнхбатын М.Лг хүний эрүүл мэндэд хөнгөн хохирол санаатай учруулсан гэмт хэрэг үйлдсэн гэм буруутайд тооцсугай. 2.

 

агьтын или агтын цагаан гэрүүд-ак цагаан гэрүүд-белые кыргызы.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

22.10.2016 в 20:48, Tynych сказал:

Все известные монголоведы и авторитетные историkи уже давно подтвердили,что Kергуды - это и есть kыргызы..И ни одного опровергающего доkазательства от kаkого нибудь историkа на сегодняшний день не имеем..

Тольkо лишь неkоторые высkазывания от неkих любителей историkов панмонголистов не имеющие под собой основание..

Цитата

У Доа Сохора были четыре сына: 1. Доной — родоначальник поколения Огулет или Елет; 2. Докчин — родоначальник поколения Багатут или Батут; 3. Емнек — родоначальник поколения Хойт и 4. Ерке — родоначальник поколения Кергут

 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

11 минут назад, ARS сказал:

У Доа Сохора были четыре сына: 1. Доной — родоначальник поколения Огулет или Елет; 2. Докчин — родоначальник поколения Багатут или Батут; 3. Емнек — родоначальник поколения Хойт и 4. Ерке — родоначальник поколения Кергут

 

Где это вы накопали? Какой источник?

В ССМ, у РАДа, у Джувейни такого нет и в помине.

Или в кружке тёзковедов сегодня вам раздали методички? :)

 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

  • Admin
5 часов назад, АксКерБорж сказал:

Где это вы накопали? Какой источник?

В ССМ, у РАДа, у Джувейни такого нет и в помине.

Или в кружке тёзковедов сегодня вам раздали методички? :)

Это 4 легендарных ойратских племени.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Quote

Сайн ноён хан аймгийн эетэй засгийн хошууны үүсгэл, нутаг дэвсгэр:   Суут Богд Чингис Тэмүжин хааны арван дөрөвдүгээр үеийн үр Батмөнх Даян хаан хөвгүүддээ нутаг дэвсгэрээ хуваан өмчлөн захируулахад отгон хөвгүүн Гэрсэнзэд Халх түмэн ногджээ. Гэрсэнзийн эцэг нь алтан ургийн боржигин овогт хаан, эх нь Жалайр аймгийн хатан байсан тул Монголын түүхийн сурвалж бичгүүдэд түүнийг Гэрсэнз жалайр хун тайж хэмээн тэмдэглэдэг. Гэрсэнз 1513 онд төрж, 1549 онд 36 настайдаа нас нөгчжээ. Гэрсэнзийн үед Халхын нутаг дэвсгэр нь зүүн зүг Хянганы нуруунаас баруун зүг Алтай уул, өмнө зүг элсэн говиос хойд зүг Орос улсын хил хүрч байв. Гэрсэнзийг нас нөгчсөний дараа түүний их хатан Хатунгай Халхыг долоон хөвгүүнд нь хуваан захируулснаар “Халх долоон хошуу” үүсчээ. Халхыг хуваан захируулахад гуравдугаар хөвгүүн Онохуйд Горлос, Хэрэгүүд отог ногджээ. Горлос нь язгуурын монголчуудын Дарлигины бүлэгт багтаж байсан эртний аймаг. ХII зууны үед Горлос нь Хянганы нуруугаар нутаглаж, Хамаг Монголын Хадаан баатар, Хотула хаан нарын эзэмшил байгаад 1203 онд Тэмүүжиний эрхшээлд орсон.

  1206 онд Их монгол Улс байгуулагдахад Горлос нь Өүлэн эх, Хавт Хасарын эзэмшилд очиж, зарим нь баруун тийш нүүдэллэж Узбекийн холбоонд багтсан. Өүлэн эхийн эзэмшилд очсон Горлос нар нь Монголын хаадын үр хойчист захирагдан явсаар ХҮI зууны дундуур Халхын долоон отгийн бүрэлдэхүүнд багтаж, ХҮII зууны сүүл үеэс Хэрэгүүд нарын хамт Түшээт хан аймгийн бүрдүүлжээ. ХҮI –ХҮII зууны үед Горлосын гол хэсэг нь Хангайн нуруунаас Хэрлэн гол хүртэл Орхон, Туулын бэлчирээр нутаглаж байсан. Хавт Хасарын эзэмшилд очсон Горлос нар нь түүний удмын ноёдод захирагдаж явсаар Өвөр монголын Жиримийн чуулганы Горлос хоёр хошуу болсон.  Хэрэгүүд нь Хиргис гаралтай эртний овог. Енисей мөрний эхэн урсгалаар нутаглаж явсан Хиргис нар нь IХ зууны дунд үед Монгол нутагт түрэн орж ирж төр улс байгуулан 50 орчим жил монгол нутагт ноёрхож байсан. ХIII зууны эхээр Хиргис нар монголын эзэнт гүрний захиргаанд орж, хожим хэдэн зуун жил болоход халхжиж ХҮI зуунд Хэрэгүүд нь Ар халхын 13 отгийн нэг болсон. Ар Халхын долоон хошуу нь дотроо баруун, зүүн гар болон хуваагддаг. Зүүн гар нь Гэрсэнзийн гуравдугаар хөвгүүн Онохуй үйзэн, дөрөвдүгээр хөвгүүн Аминдурал, тавдугаар хөвгүүн Дарь нарын эзэмшлээс бүрдэнэ. Дарь тайж үргүй тул түүний хувь эзэмшил Аминдуралд шилжжээ. Зүүн гарын нутаг дэвсгэр нь Хангайн уулсаас Халх гол хүртэлх нутгийг хамарч Онохуй үйзэн, Аминдурал нарын эзэмшил нутаг нь Хэрлэн голоор зааглагдаж байв. Онохуй үйзэн ноёны орд өргөө нь Туул гол, Эрдэнэзуу орчмын газарт байрлаж байжээ.

      Онохуй үйзэн ноёны дөрөвдүгээр хөвгүүн нь Түмэнхан Хөндлөн ноён болно. Түмэнхан хөндлөн ноёны арван гурван хөвгүүдийн Харъяат нар нь Сайн ноён хан аймгийн эх үүсвэрийг тавьжээ. Түмэнхан ноён, түүний хөвгүүдийн орд өргөө нь Онгийн голын Гуюрихын газарт байжээ.

Хошууны угсаа залгамжилсан ноёд

  1. Цэдэнгийн Зэнэмэд /Жалайр хунтайж/ 1709-1724 он
  2. Зэнэмэдийн Тэгш /Таваг засаг/ 1724-1750 он
  3. Тэгшийн Убаш /Чин бишрэлт засаг/ 1750-1788 он
  4. Убашийн Бодьсүрэн /Бодь засаг/ 1789-1804 он
  5. Убашийн Гомбодорж /Го засаг/ 1805-1843 он
  6. Гомбодоржийн Галсандорж /Га засаг/ 1843-1850 он
  7. Гомбодоржийн Жанчивдорж /төр бариагүй/ 1851
  8. Жанчивдоржийн Ринчиндорж /Эрдэнэ засаг/ 1852-1859 он
  9. Ринчиндоржийн Даянжалбуу /Дархан гүн/ 1897-1916 он
  10. Даянжалбуугийн Ванчиннамжил /Сайн дурын засаг/ 1916-1918 он
  11. Жамсрангийн Намсрайжав /Даринчулуун/ 1918-1924 он

 

%D0%90%D1%80%D1%85%D0%B0%D0%BD%D0%B3%D0%

 

https://mn.wikipedia.org/wiki/Жаргалант_сум_(Архангай)#/media/Файл:Архангай_Жаргалант.PNG

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

  

26.10.2016 в 01:52, reicheOnkel сказал:

Повторяю старые посты.

Якоб Шмидт выдающийся монголист своего времени впервые перевел Эрдэнийн тобчи на европейский язык. К сожалению у него в распоряжении был текст с опиской. Это стало известно позже, когда по мере развития монголоведения в различных странах и накопления большого количества текстов в том числе разных вариантов Эрдэнийн тобчи.

То что Шмидт прочитал кергуд на самом деле в других вариантах того же Эрдэнийн тобчи пишется кэрэнүгүд. Тут -нүгүд один из многих показателей множественного числа в старомонгольском письменности. в современном истяжался межвокальный -г- и превратился в -нууд,-нүүд. Т.е. логичное прочтение этого названия кэр[э]нүүд. Вот те части.

...

24v26 mergen aq-a degü qoyar buyu : Duu-a soqor-un köbegün

 

24v27 anu Tonoi Doγsin : Emlig Erke kemekün ber Oyirad

24v28  Ögeled. Baγatud . Qoyid . Kerenügüd . dörben oboγ-tan

 

24v29 bolbai :

 

... 

51v15 aca törögsen . Samur günji-yi oggün : čingsang bolγaju :

51v16 dörben Oyirad-i medegüljüküi : tendeče Oyirad

51v17 kerenügüd-ün Ügeči qašq-a kemekü: ene qaγan joli ügei

51v18 törü-yi bayiγulun : degüü-yügen Qarγucuγ qong tayiji-

51v19 yi alaγad : beri-yügen Qong γoo-a biiji-yi abču

51v20 qatun bolγan : yosun ügei jasaγ-i yabuγulun : tüsimel

51v21 minu Quuqai-yi biiji-de qaγurtaju alaγad: ičegsen-

51v22 ečegen noyan-i inu namayi amidu bögetele : minu qaraču

51v23 Batula-dur dörben-i medegülüm kemen : masida kilinglen

(Saγan Sečen. Erdeni-yin Tobči. (‘Precious Summary’). A Mongolian Chronicle of 1662. I, The Urga text transcribed and edited by M. Gō, I. de Rachewiltz, J. R. Krueger and B. Ulaan. Faculty of Asian Studies. The Australian National University, 1990. p.p., 47, 101)


А вот как это было у Шмидта, т.е. в том тексте который он использовал.

http://s010.radikal.ru/i312/1610/93/cc14a3b0ddf3.jpg

http://s017.radikal.ru/i406/1610/73/c36d9cd9cb15.jpg

http://s019.radikal.ru/i623/1610/2b/2c29ee14cd1c.jpg

А потом это подхватил Владимирцов: " ... Можно отметить, что за период монгольской империи, по-видимому, много иноплеменных групп омонголилось. Действительно, среди монгольских племен мы находим несколько таких, какие носят имена, под которыми известны были чуждые монголам народы, или даже вероисповедания. Так, нам известны, например, следующие племена и поколения: 1) Asud (Asüd), т.е. асы или аланы, принадлежавшие к правому крылу монгольского народа, см. S.S., 144, 152, 168, 200, 204; A.t, 80, 94; Горский. Начало и первые дела, с. 103; 2) Erkegüd, т.е. «христиане», вошедшие в состав халхасов («История Радлова», 234) и уджумчинов (Гомбожав. Там же, 14Ь); 3) Kergüd, т.е. «киргизы», см. S.S., 56, 142; «История Радлова», 222, 234, 239; надпись на Cagän baiishing (см.: Huth. Die Inschriften, с. 36); они входили в состав ойратов и халхасов; 4) Sartagul, т.е. «сарты, хорезмийцы, среднеазиатские мусульмане (тюрки и иранцы)» вошли в состав халхасов и до сих пор сохранились под этим названием, как население одного западно-халхаского хошуна, см. S.S., 168 (174); A.t., 66, 85; «История Радлова», 222; Гомбожав. Там же, 48; 5) Tanggud т.e. «тангуты», вошли в состав халхасов (Гомбожав. Там же, 47; Позднеев. Эрдэнийн эрихэ, с. 96), уратов (S.S., 206), ордосов (Потанин. Тангутско-Тибетская окраина. Т. I, с. 103); следует вспомнить слова Рашид ад-дина о тангутах (I, 122-123), откуда Чингисом было приведено много пленников, часть которых впоследствии стала монгольскими ноянами-беками." ()

Но беда в том что, как я уже сказал во всех остальных списках это название пишется kerenügüd. Да и у ойратов они так и назывались кэрнүд. Позже в джунгарский период они отмечаются в составе хойтов.

http://s017.radikal.ru/i401/1610/58/928ed11a9742.jpg 

Т.е. не было у ойратов никаких кергудов, а были кэрнүүд-ы. Были ли кэрнүүд-ы в составе ойратов кыргызами по происхождению, я не могу сказать. Так как Шмидта и Владимирцова предположения строились только на созвучие "кергуд" с кыргызами. Т.е. они посчитали что керг- это корень, очевидно предполагая что этноним кыргыз монголами было принято как кыргы-с, т.е. множественное число кырг-ов. В случае же с этнонимом кэрнүүд такое предположить затруднительно. Надо будет объяснить куда исчез -г?

Теперь о том что Владимирцов предположил что в составе халха есть "кергуд"-ы. История Радлова которого цитирует Владимирцов это Шара туджи. И вот как это часть выглядит в транскрипции А.Д.Цендиной. 

noγunuqu üijeng-dü
kerüd γorlos qoyar-i

Но как известно в старомонгольском звуки k и g передается одинаково и это этноним выглядит так ᠭᠡᠷᠦᠳ . Поэтому можно и транскрибировать как kerüd и gerüd если не знать как это название произносится в живой речи.

А в живой речи халха-монголов, этот этноним произносится как гэрүүд. А в 1618 году русские казаки зафиксировали это же название как Гирют, что приведено в первом посте Писмейкера. Являются ли эти гэрүүд-ы потомками кыргызов? Чем же обосновывается такое предположение?

Ответ прост ничем, кроме предположении Шмидта и Владимирцова, построенные на одном дефектном списке Эрдэнийн тобчи.

В этом нет вины Шмидта и Владимирцова. Просто в то время не было достаточного количества списков этого источника, чтобы всесторонне текстологически исследовать, сравнить и выявить исходную форму. А то что остальные повторили вслед за ними и развили эту тему в совсем другую сторону другой вопрос.

Здравствуйте всем,

Интересные информация, @reicheOnkel! Меня эта тема также интересует.

Я вижу в Киргүд/Кергүд очевидно просто иное множественное число, которым было воспринято слово Киргис, ну или как в современном монгольском - Хиргис, где множественные суффикс +с и +үүд обменялись подобно Чонос и Чонод - "волки".

Но если говорить о Керенүгүд, то значит основа слова была бы "Кере", что связывало бы их с Кереитами, откуда видимо одна версия в интренете, видимо основанная лишь на таком лингвистическом анализе. Но не думаю что у Ойртав или Монголов была бы какая либо нужда превращать всем известное Керейд в Керенүгүд - это два разных племени.

Насчёт Герүүдов, предоствленном в переводе А.Д.Цендиной, Керенүгүд никак бы не мог превратиться в Герүүд, значит минимум одна версия не верна. При этом Киргүд мог бы превратиться в Гирүүд выпаданием "г".

22.10.2016 в 08:36, Peacemaker сказал:

Халхыг хуваан захируулахад гуравдугаар хөвгүүн Онохуйд Горлос, Хэрэгүүд отог ногджээ.

Здесь, как японял упоминаются Горлосы и Хэрэгүүды в одном отоке, в том же отоке в других ресурсах Херегүүд называются "Хиргис": 12 хүрээ Халх-Монголчууд - #AsuultSambar 

Можно и другие данные привести, но пока что остановляюсь на этом.

Пока что, кажется, информация больше склоняется к тому что под Киргүд подразумевались Кыргвзы.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Кергуды или гэруды не сомненно кыргызы,не керей или керейты. Названия хиргис и хэргүд/гэрүүд/ оба в монгольском множественном / с , д-т/.

полководец Джебе нойон был из кергудов.т.е .из кыргызов. Керейты восточный народ,которые вышли из Амура ,Аргуни/Эргенекон/ и Хингана.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

2 часа назад, Steppe Man сказал:

полководец Джебе нойон был из кергудов.т.е .из кыргызов. Керейты восточный народ,которые вышли из Амура ,Аргуни/Эргенекон/ и Хингана.

 

Бред.

 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

4 часа назад, Steppe Man сказал:

Кергуды или гэруды не сомненно кыргызы,не керей или керейты. Названия хиргис и хэргүд/гэрүүд/ оба в монгольском множественном / с , д-т/.

Согласен с вами. Плюс много других данных про то как у кыргызов использовался титул "кашка", каковым является Угечи Кашка.

"По эту сторону Кашгарии обитает племя, носящее название кыргыз. Они — кочевники и родственны моголам, /л. 22а/ Это многочисленное племя. У них нет хана, а есть только беки, которых называют кашка 19." СЕЙФИ ЧЕЛЕБИ->ИСТОРИЯ->ПУБЛИКАЦИЯ 2008 Г.->ТЕКСТ (vostlit.info)

Многие бийи Хонгорайских кыргызов тоже имели титул кашка.

"Сагайцы и кызыльцы считали качинцев выходцами из страны Торбет" - Качинцы — Википедия (wikipedia.org)

Eurasica.Ru - Евразийский исторический сервер - Генеалогия - Хакасские сеоки XIX века - Здесь множество племён Хакасов-Качинцев с названиями Кыргыз, Кашка (Хасха), Пүрүт (Бурут/Бүрүд), даже есть подразделение Ойрат Кыргыз. То есть многие из этих Кыргызский племён пришли (обратно) из Северо-Западной Монголии, где и было ядро Ойратов. В Кыргызских сказаниях и выражениях эноним "Ойрат" используется в положительном смысле ("ойроттон озгон" - "бесподобный", букв. "опередивший ойратов") и в смысле "народные массы".

Так что и исторические данные склоняют в эту сторону.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

4 часа назад, Steppe Man сказал:

полководец Джебе нойон был из кергудов.т.е .из кыргызов. Керейты восточный народ,которые вышли из Амура ,Аргуни/Эргенекон/ и Хингана.

Но про вот это не знаю. Тут мне кажется выводы делать просто на его имени "киргутай" нельзя.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Для публикации сообщений создайте учётную запись или авторизуйтесь

Вы должны быть пользователем, чтобы оставить комментарий

Создать аккаунт

Зарегистрируйте новый аккаунт в нашем сообществе. Это очень просто!

Регистрация нового пользователя

Войти

Уже есть аккаунт? Войти в систему.

Войти



×
×
  • Создать...