Jump to content



АксКерБорж

Жизнь и быт казахов северо-восточного Казахстана по фотографиям 19 в. - нач. 20 в.

Recommended Posts

22.08.2021 в 13:55, Steppe Man сказал:

Спросите это у АКБ!  Он кричал у рта с пеной ,что казахи такие костюмы не носили. :D

 

Аза, кому и зачем нужно ваше цирковое выступление в теме?

Удалите все последние свои посты и фотографии, которые не имеют к данной теме ни малейшего отношения.

Немного хоть разбирайтесь в обсуждаемых темах, прежде чем в них лезть.

Qairly прав, вы уже всех достали этими своими китайскими зарисовками, уже с полмесяца с ними носитесь по всем темам.

 

Link to comment
Share on other sites

 

Из фондов музея МАЭ РАН (Кунсткамера), г. Санкт-Петербург, Российская Федерация

1929 год.

Каркаралинский уезд.

Аул Калытая Куржунова.

Название фотодокумента - Молодой человек с музыкальным инструментом домброй.

(АКБ: домбра явно восточного казахского типа, ладов всего 9, ее предназначение - аккомпанимент под песни "өлен") 

1929.jpg

 

Link to comment
Share on other sites

23.08.2021 в 20:05, Steppe Man сказал:

казахо-алтайская шапка бөрик.

563337_800.jpg

 

Откуда только находит Азбаяр все свои эти левые фотографии, совершенно не относящиеся к данной теме.

На фото либо алтаец, либо сарт. Но Азбаяра сейчас заклинило на бориках и чапанах. :D

 

Link to comment
Share on other sites

 

Из фондов музея МАЭ РАН (Кунсткамера), г. Санкт-Петербург, Российская Федерация

Фото С.М. Дудина.

Павлодарский уезд.

Баянаул.

Название фотодокумента - Сценка из свадебного обряда "Кол устатар".

 

АКБ:

Обряд "Қол ұстатар" - это когда жених дарит снохе невесты, "жеңге", подарок за то, что она соединяет руки жениха с руками невесты. 

На фото в белом жаулыке, слева, Магида Чорманова (девичья фамилия Аблаева), жена Зинды (умер в Омске в 1935 г.).

Магида Чорманова - племянница Чокана Валиханова, ее мать Бадыгуль.

Чормановы (Шормановы) из рода каржас одна из богатейших семей Баянаула.

Юзер Momyn нередко цитировал шежыре, собранные Мусой Чормановым.

Пусть поправят меня, если я что-то напутал.

1935-1899-2.jpg

 

  • Одобряю 1
Link to comment
Share on other sites

 

Из фондов музея МАЭ РАН (Кунсткамера), г. Санкт-Петербург, Российская. Федерация

Фото М.А. Круковского.

1911 - 1913 г.г.

Название фотодокумента - Киргизы Карасукской степи.

АКБ: это совсем недалеко от моей Родины, земли моих отцов и дедов (елім).

image.jpg

 

Link to comment
Share on other sites

20.12.2019 в 13:23, АксКерБорж сказал:

Из фондов МАЭ РАН (Кунсткамера), г. Санкт-Петербург, Российская Федерация.

К.В. Щенников.

1910 год.

Куклы (кууршак).

Павлодарский уезд.

Кызылагашская волость (нынче примерно Иртышский район).

SEVERO-VOSTOK---ZAULYK-KIMESEK---SENNIKO

А это наверно ругающаяся апайка судя по повязке платка и агрессивно разведенным рукам. )))

SEVERO-VOSTOK---SENNIKOV-K.V.---1910-G.- SEVERO-VOSTOK---SENNIKOV-K.V.---1910-G.-

Павлодарский уезд. Муздыкольская волость.

SEVERO-VOSTOK---SENNIKOV-K.V.---1910-G.-

Незамужняя девушка судя по количеству косичек?

SEVERO-VOSTOK---SENNIKOV-K.V.---1910-G.- SEVERO-VOSTOK---SENNIKOV-K.V.---1910-G.-

Это наверно куклы шаманки (бакъсы).

Петропавловский уезд.

SEVERO-VOSTOK---SENNIKOV-K.V.---1910-G.- 

SEVERO-VOSTOK---SENNIKOV-K.V.---1910-G.-

И конечно же казахские куклы "БАРБИ":

Невеста.

1. Петропавловский уезд.     2. Павлодарский уезд, Кызылагашская волость.

 SEVERO-VOSTOK---SENNIKOV-K.V.---1910-G.- SEVERO-VOSTOK---SENNIKOV-K.V.---1910-G.-

 

Из фондов Российского этнографического музея, г. Санкт-Петербург, Российская Федерация.

К.В. Щенников.

Нач. 20 века.

Акмолинская область.

Павлодарский уезд.

Теренгкульская волость (нынче примерно Качирский район, моя вторая Родина, где пролилась кровь из пуповины, так говорят казахи - кіндік қаны тамған туған жерім).

Подпись (ошибочная) - Кукла-юноша.

На самом деле это девичий наряд.

-QiCr6stxzZ67G311yEU-xKKpcGCpHV5lUVXEFbd

 

Link to comment
Share on other sites

 

Из фондов Российского этнографического музея, г. Санкт-Петербург, Российская Федерация.

1915 год.

Карагандинская область.

Седло (деревянный каркас с орнаментом из серебра).

(АКБ: по принятой исследователями классификации - оно было распространено в прошлом на севере, северо-востоке и востоке Казахстана - в Степном крае и на Алтае).

ZBy3lTRVVnDXQpDXsPTRm_zQsJA9BKfDamE85Rzg

 

Link to comment
Share on other sites

 

Одинокая киргизская (казахская) юрта.

Акмолинская область.

Кокшетау.

Жеребята на жеребячьей арканной коновязи (каз: желі).

ad2112b3d6db.jpg

Link to comment
Share on other sites

 

Из фондов Российского этнографического музея, г. Санкт-Петербург, Российская Федерация.

К.В. Щенников.

Нач. 20 века.

Акмолинская область.

Павлодарский уезд.

Подпись - Султан и казаки (казахи) верхом.

20.jpg

 

Link to comment
Share on other sites

 

Из фондов Российского этнографического музея, г. Санкт-Петербург, Российская Федерация.

С.М. Дудин.

1899 год.

Акмолинская область.

Павлодарский уезд.

Баянаул.

Подпись - Семья богатого казака.

image.jpg

Link to comment
Share on other sites

On 9/23/2021 at 12:10 AM, АксКерБорж said:

 

Одинокая киргизская (казахская) юрта.

Акмолинская область.

Кокшетау.

Жеребята на жеребячьей арканной коновязи (каз: желі).

ad2112b3d6db.jpg

Сдается мне это Казахское желi монгольское слово зэл. 

Link to comment
Share on other sites

  • Admin

@Steppe Man  запостите еще раз фото современников - отправлю в вечный бан. Похоже до вас туго все доходит, сколько можно уже писать об этом?

Link to comment
Share on other sites

В 02.01.2022 в 20:36, ARS сказал:

Хранитель истории казахского народа

 

В 02.01.2022 в 20:34, ARS сказал:

Хранитель истории казахского народа

 

В 02.01.2022 в 20:35, ARS сказал:

Хранитель истории казахского народа

 

По ходу это фотографии из советской Южно-Казахстанской области 1930-х годов?

И вообще-то, Думан, к историческим фото принято давать оригинальные подписи, чтобы ни у кого не было ни капли сомнения в источнике.

Тогда к чему они в этой теме, это же оффтоп?

Наверно их надо перезалить вам в более подходящую тему:

 

Link to comment
Share on other sites

В 04.01.2022 в 08:18, Boroldoi сказал:

Сдается мне это Казахское желi монгольское слово зэл. 

 

Мало что это слово из древнетюркского словаря, мало, что оно есть в современных тюркских языках, в казахском и кыргызском языках в том числе, так еще и этимология прозрачная тюркская.

Да и и вообще большинство скотоводческих терминов у монгольских народов по сути тюркские, уже много раз обсуждали с приведением кучи примеров и авторов.

Так что халхаское "зэл" это искаженное тюркское "желі" (жалы).

Вот так и сочиняем, сочиняем... :rolleyes:

 

ДТС:

image.jpg

 

Link to comment
Share on other sites

2 hours ago, АксКерБорж said:

 

Мало что это слово из древнетюркского словаря, мало, что оно есть в современных тюркских языках, в казахском и кыргызском языках в том числе, так еще и этимология прозрачная тюркская.

Да и и вообще большинство скотоводческих терминов у монгольских народов по сути тюркские, уже много раз обсуждали с приведением кучи примеров и авторов.

Так что халхаское "зэл" это искаженное тюркское "желі" (жалы).

Вот так и сочиняем, сочиняем... :rolleyes:

 

ДТС:

image.jpg

 

Надеюсь у вас всё хорошо. Также надеюсь я давал вам много повода рыскать в словарях и отвлекаться. Теперь к жели.

Тогда обьясните почему она не называется у казахов жалу. Это по какому правилу лингвистики сразу два гласных в слове изменились. 

Вообще могут гласные А и У переходить в Э и И. Я думаю нет.

А этимология как раз прозрачная я бы сказал наглядная с монгольского. Лоза стелющихся растений в монгольском тоже зэл. 

Как раз уже много раз убеждались что многие скотоводческие термины у казахов почему то с монгольского. 

 

  • Одобряю 1
Link to comment
Share on other sites

14 часов назад, Boroldoi сказал:

Тогда обьясните почему она не называется у казахов жалу. Это по какому правилу лингвистики сразу два гласных в слове изменились. 

 

Тюркские языки очень разнообразные и богатые, фонетика их тем более.

Не мне вам об этом рассказывать.

Вы хотите чтобы между казахским языком 21 века и древнетюркским языком 8 века не было никаких фонетических различий?

Да и где уверенность, что в ДТС дана 100%-ная оригинальная фонетическая транскрипция?!

Если даже внутри современных монгольских языков огромные фонетические различия!

 

14 часов назад, Boroldoi сказал:

Как раз уже много раз убеждались что многие скотоводческие термины у казахов почему то с монгольского. 

 

Это вы зачем? Хотите потроллить упрямые факты об обратном? ))

 

14 часов назад, Boroldoi сказал:

А этимология как раз прозрачная я бы сказал наглядная с монгольского. Лоза стелющихся растений в монгольском тоже зэл. 

 

Если это тюркское слово, то его этимологии с других языков, в том числе с монгольских, это будет уже народная этимология.

Логично?

 

Link to comment
Share on other sites

14 часов назад, Boroldoi сказал:

А этимология как раз прозрачная я бы сказал наглядная с монгольского. Лоза стелющихся растений в монгольском тоже зэл. 

 

Не знаю что с лозой монгольского винограда. :D

 

Но по тюркской этимологии у меня пока 2 версии (особо пока не углублялся в вопрос):

 

1) Если отталкиваться от написания в ДТС "жалу" - то вероятно от слова "жал" - конская грива.

Ведь это волосяная вервка для привязывания жеребят плетется именно из конского волоса!

 

2) Если отталкиваться от казахского произношения "желі" - то вероятно от общегнездовых слов со значением "связь, нечто связующее" (эта веревка - желі, клей - желім и т.д.).

Ведь эта веревка связывает друг с другом именно несколько жеребят.

 

Link to comment
Share on other sites

Create an account or sign in to comment

You need to be a member in order to leave a comment

Create an account

Sign up for a new account in our community. It's easy!

Register a new account

Sign in

Already have an account? Sign in here.

Sign In Now


×
×
  • Create New...