Jump to content



АксКерБорж

Жизнь и быт казахов северо-восточного Казахстана по фотографиям Д.П. Б

Recommended Posts

 

Из фондов музея МАЭ РАН (Кунсткамера), г. Санкт-Петербург, Российская Федерация.

А.Л. Мелков.

1927 год.

Павлодарский уезд.

Кладбище в 7 ауле.

 

Это и вовсе супер фото. Седьмой аул (в оригинале - Жетінші аул) расположен сразу же за разливающейся поймой Иртыша на его правом берегу, позже переименованный в поселок Ленинский (до сих пор носит это название :angry:), железнодорожная станция там же носит название Жолкудук.

Родовые земли рода Бөрі из поколения Басентиин племени Аргын.

По имеющейся информации в ближайшие годы планируется дать населенному пункту название Казангап по имени известного правителя и бия Баянаульского внешнего округа из рода Бөрі .

 

Каждый проезжавший по автотрассе Павлодар - Астана, Павлодар - Караганды, знаком с необычным казахском кладбищем с северной стороны дороги, с множеством помпезных мавзолеев из камня, кирписа и металла.

Думаю и наш ув. админ Рустам прекрасно знает об этом казахском кладбище как часто проезжающий по этой дороге, потому что его нельзя не запомнить, других таких красивых казахских кладбищ трудно найти в Казахстане.

 

А начиналось наверно все с этого:

7-1927.jpg

 

Link to post
Share on other sites

 

Из фондов музея МАЭ РАН (Кунсткамера), г. Санкт-Петербург, Российская Федерация.

К.В. Щенников.

Нач. 20 века.

Петропавловский уезд.

Застежка, деталь с петлей. Металл, сердолик.

Каз. яз.: Ілгек.

Судя по форме сердоликов (сердечки), не совпадающих с ложем, в которые они оправлены, а также отверстиями в них, использованы сердолики из какого-то другого украшения.

20.jpg

 

Link to post
Share on other sites

 

Из фондов музея МАЭ РАН (Кунсткамера), г. Санкт-Петербург, Российская Федерация.

К.В. Щенников.

Нач. 20 века.

Петропавловский уезд.

Перстень женский.

Каз. яз.: 

рег. Сақина (в наших краях)

рег: Жүзік (в других краях)

20-1.jpg

 

  • Не согласен! 1
Link to post
Share on other sites

 

Тот же перстень с лицевой стороны.

Камень кажется сердолик, а может быть агат?

20-2.jpg

Link to post
Share on other sites

 

Увеличу подсветку: ;)

20-3.jpg

 

Link to post
Share on other sites

 

Фотка не в тему.

Наш халхаский братец Азбаяр часто подражает казахстанским троллям, облюбовавшим эту тему - думану арс, арс ену и алматы-момыну.

А зря.

 

  • Не согласен! 1
Link to post
Share on other sites

А теперь в тему. ;)

 

Из фондов музея МАЭ РАН (Кунсткамера), г. Санкт-Петербург, Российская Федерация.

С.М. Дудин.

1899 год.

Павлодарский уезд.

Кочевка небогатых казахов на лошадях:

image.jpg

 

Это не случайный и не простой повтор фотографии. Да, я это фото заливал в самом начале темы, но ошибся подписав его автором павлодарского фотографа начала 20 века Д.П. Багаева.

За что приношу свои извинения.

 

Link to post
Share on other sites
01.01.2020 в 11:09, АксКерБорж сказал:

Музей Петра Великого (Кунсткамера), МАЭ РАН, г. Санкт-Петербург.

С.М. Дудин.

1899 год.

Павлодарский уезд.

Казахский юрточный стол - Он совершенно не изменился в наших краях по сей день.

1.jpg

image.jpg

 

В наших краях мы называем этот традиционный деревянный стол "Дөңгөлөк стөл" (букв: круглый стол). Некоторые изредка называют его также "Төмен стөл" (букв: низкий стол).

Он различается только диаметрами столешницы, в зависимости сколько человек может поместиться вокруг него.

С размером стола напрямую связан размер, диаметр блюда (чаши) с бешбармаком.

Соответственно, столы и блюда с мясом бывают примерно такие - на 8, 10, 12 человек.

Такие столы в наше время есть уже не  у всех, поэтому можно часто видеть как их берут друг у друга. Если видишь, что кто-то несет на плечах такой стол, то значит намечается проведение какого-нибудь мероприятия - конак, катым, ас, кудалык или др.

2.jpg

  4.jpg

Обычно такие столы любая семья хранит стоя как на фото, чтобы не занимали много места в ненужное время: 

152.jpg

Link to post
Share on other sites
06.08.2020 в 14:20, АксКерБорж сказал:

Такие столы в наше время есть уже не  у всех, поэтому можно часто видеть как их берут друг у друга. Если видишь, что кто-то несет на плечах такой стол, то значит намечается проведение какого-нибудь мероприятия - конак, катым, ас, кудалык или др. 

 

Можно видеть как их иногда несут, не только в аулах, но и в городах:

3.jpg

 

Причина проста:

1) Это наша древнейшая традиция сидеть за трапезой на земле в юрте, на кошмах.  

2) Традиционное отсутствие испокон веков понятия "стул" как вида мебели в юрте.

 

Поэтому наши казахи (взрослые и старого поколения) не могут сидеть за высокими современными столами, на стульях, а предпочитают сидеть как и их отцы, деды и далекие предки на войлочных коврах на земле в юрте, вернее сейчас уже на полу.

Поэтому эти наши столы верой и правдой служат нам по сей день!

Скажу по секрету, у меня у самого есть такой. И мне очень нравится сидеть именно так. -_-

 

  • Одобряю 1
Link to post
Share on other sites

 

С. И. Руденко описал обряд, связанный с первым привязыванием жеребят у северо-восточных казахов.

По его наблюдениям, после натягивания веревок привязи между кольями, желі (собственно привязь), гриву жеребенка и кобылицы (иногда и жеребца) обливают айраном.

Около привязи едят ірімшік (творог) с молоком. Затем приглашенных угощают мясом, причем ритуальным блюдом и здесь было блюдо из прямой кишки лошади (АКБ: қарта).

 

Плетенный тонкий волосяной аркан для привязывания жеребят:

Древнетюркский язык: 

37.jpg

Халхаский язык - зэл

Казахский язык - желі

17.jpg

43ffa40f13b5.jpg

 

Link to post
Share on other sites

 

Скала в окрестностях озера Жасыбай (в прошлом - Шоинды көл).

Павлодарская область.

Баянаул.

Кемпір тас.

image.jpg

 

Слегка похожая скала, тоже в форме человеческой головы.

Монголия.

Хэнтий аймаг.

Окрестности монастыря Балдан бэрээвэн.

image.jpg

 

Link to post
Share on other sites
3 часа назад, АксКерБорж сказал:

 

Скала в окрестностях озера Жасыбай (в прошлом - Шоинды көл).

Павлодарская область.

Баянаул.

Кемпір тас.

image.jpg

 

Слегка похожая скала, тоже в форме человеческой головы.

Монголия.

Хэнтий аймаг.

Окрестности монастыря Балдан бэрээвэн.

image.jpg

 

Это что, Титаны?  :D

Link to post
Share on other sites
On 8/6/2020 at 2:20 PM, АксКерБорж said:

 

В наших краях мы называем этот традиционный деревянный стол "Дөңгөлөк стөл" (букв: круглый стол). Некоторые изредка называют его также "Төмен стөл" (букв: низкий стол).

Он различается только диаметрами столешницы, в зависимости сколько человек может поместиться вокруг него.

С размером стола напрямую связан размер, диаметр блюда (чаши) с бешбармаком.

Соответственно, столы и блюда с мясом бывают примерно такие - на 8, 10, 12 человек.

Такие столы в наше время есть уже не  у всех, поэтому можно часто видеть как их берут друг у друга. Если видишь, что кто-то несет на плечах такой стол, то значит намечается проведение какого-нибудь мероприятия - конак, катым, ас, кудалык или др.

2.jpg

  4.jpg

 

Кыргызы в селах тоже за таким столом сидят на табуретках или на полу. у бабушки в деревне был точной такой же стол.

Link to post
Share on other sites
10 часов назад, buba-suba сказал:

Это что, Титаны?  :D

 

Гранитные скалы необычных форм. Как называется скала в Хэнтий аймаге Монголии я не знаю, но наша называется в народе "Кемпір тас" - голова старухи, букв. "каменная старуха".

 

4 часа назад, Samatq сказал:

Кыргызы в селах тоже за таким столом сидят на табуретках или на полу. у бабушки в деревне был точной такой же стол.

 

Тоже круглые?

 

Link to post
Share on other sites
21 minutes ago, АксКерБорж said:

Тоже круглые?

Да, сидеть на углу это же из разряда культурно-обусловленного синдрома (этнический психоз) как у монголов которые грозы боялись.:asker28it:

Link to post
Share on other sites
6 часов назад, Samatq сказал:

Да, сидеть на углу это же из разряда культурно-обусловленного синдрома (этнический психоз) как у монголов которые грозы боялись.:asker28it:

 

Спросил, потому что на юге Казахстана часто бывают и прямоугольные, вдруг и у вас они такие же.

 

Link to post
Share on other sites

Топчанные столы же прямоугольные. Влияние братьев узбеков

Link to post
Share on other sites
17 часов назад, Samatq сказал:

Топчанные столы же прямоугольные. Влияние братьев узбеков

 

Я об обычных столах, не о тапчанных.

 

Link to post
Share on other sites
11 hours ago, АксКерБорж said:

 

Я об обычных столах, не о тапчанных.

 

Я про культурное влияние оседлых народов:ozbek:

Link to post
Share on other sites
21.07.2016 в 19:05, АксКерБорж сказал:

Д.П. Багаев.

В юрте Мусы Шорманова, разливающего кумыс:

Баянаул, Муса Шорманов ага-султан Баянаульского  внешнего округа, этнограф из рода Қаржас племени Арғын, приходится нагашы - дядей по матери Чокану Чингизовичу Уалиханову.

dba2d88594d3.jpg

Оцифровка, можно увидеть цвета ковра и посуды:

image.jpg

 

Link to post
Share on other sites
14.07.2020 в 16:13, АксКерБорж сказал:

В 1865 году озеро называлось Шойынды көл (Чугунное озеро).

Гейнс А.К. "Киргизъ-Кайсаки".

В гостях у Мусы Шорманова.

9 августа 1865 года.

Музей Петра Великого (Кунсткамера), МАЭ РАН РФ, г. Санкт-Петербург.

----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

Музей Петра Великого (Кунсткамера), МАЭ РАН РФ, г. Санкт-Петербург.

С.М. Дудин.

Павлодарский уезд.

Баянаул.

В 1899 году Дудин С.М. называет озеро Джасыбай - по имени батыра 18 века:

 

На уникальной карте 1890 года озеро отмечено как Джасыбай:

А значит смена названия озера произошла примерно в промежутке 1865 и 1890 годов.

Ответ на вопрос почему произошла смена названия озера надеюсь дадут наши будущие исследователи или краеведы.

19.jpg

 

Link to post
Share on other sites

 

Думан, это русские переселенцы?

 

Link to post
Share on other sites

Create an account or sign in to comment

You need to be a member in order to leave a comment

Create an account

Sign up for a new account in our community. It's easy!

Register a new account

Sign in

Already have an account? Sign in here.

Sign In Now




×
×
  • Create New...