Перейти к содержанию
АксКерБорж

Жизнь и быт казахов северо-восточного Казахстана по фотографиям 19 в. - нач. 20 в.

Рекомендуемые сообщения

14 часов назад, АксКерБорж сказал:

Хочу удивить нашу ув. Карай о продвинутости казахов.

Вы до сих пор считали, что  я столь невысокого мнения о казахах? Куклы прекрасны, но это не "за продвинутость", а "за нормальность". Странно было бы, если бы у казахов не было бы такой важной вещи!

Хотела спросить о куколках с реалистическими чертами, с косичками и т.д.  Это куклы для игры или ритуальные фигурки? Если не знаете точно, то просто Ваша версия...

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

22 часа назад, АксКерБорж сказал:

В основе казахской традиционной орнаменталистики лежит так называемый "бараний узор", который вы можете видеть еще на войлочных коврах тюрков хуннов.

А с этого места пожалуйста поподробнее.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

16 hours ago, АксКерБорж said:

Музей Петра Великого (Кунсткамера), г. Санкт-Петербург.

С.М. Дудин. 1899 год.

Войлочный ковер - Сырмакъ.

Павлодарский уезд.

1899.jpg

1899-2.jpg

Это цветки.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

8 часов назад, Карай сказал:

Хотела спросить о куколках с реалистическими чертами, с косичками и т.д.  Это куклы для игры или ритуальные фигурки? Если не знаете точно, то просто Ваша версия...

 

Для игры однозначно. Ритуальных кукол не было. 

У моей мамы на ее фотографии, где ей было около 4 - 5 лет, в руках тоже казахская кукла, только не девушка, а усатый джигит в казахском малахае:

FOTO-D.P.BAGAEVA.-G.PAVLODAR-OSEN-1928-G

 

1 час назад, Steppe Man сказал:

Это цветки.

 

Это не цветки, это узор бараний рог (кошкар муйуз), просто не все ведь женщины были художницами, поэтому не все могли выдерживать геометрию рога.

Этот вид орнамента очень древний у кочевых скотоводческих племен и народов:

«Самые древние изображения бараньих рогов сохранилось на керамике андроновской (II тыс до н.э.) и бегазы-дандыбаевской (I тыс. до н.э.) культур скифо-сакского времени VII-III в.в. до н.э.) племенных союзов  (Вишневская О.А., Итира М.И. Ранние саки Приаралья. «Проблемы скифской археологии» М.1071, с.104). К.А. Акишев, описывая комплекс Бугулы II, констатирует: «Один из найденных горшков по всему тулову был орнаментирован роговидным штампом, напоминающим элементы казахского «рогового орнамента» «кошкар мюиз». Археологические находки на территории Казахстана, Южной Сибири, Приуралья, говорят о сходности элементов культуры, в том числе и орнамента у древних племен, населявших эти районы во II и I тысячелетиях до н.э.” «Таким образом, ― как заключает С.П.Толстов и М.И.Итина, ― единый облик культуры, населявших степи Казахстана (включая Восточное Приаралье), Алтай и Южное Приуралье  может быть  связан со сходной для всех них основой― андроновской культурой» (С.П.Толстов, М.И.Итина. Саки низовьев Сырдарьи.)» 

Археологическая находка, войлочный ковер с орнаментом "бараний рог":

upload-84f43fb1-1d9e-493d-92e2-1fe507693

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Вот еще фото С.М. Дудина, 1899 год.

Настенный войлочный ковер "Түс кигіз" с орнаментом "бараний рог" (қошқар мүйіз): 

image.jpg

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

На фото К.В. Щенникова, 1910 год.

Орнамент на коврах кроила более умелая мастерица, точнее выдержавшая геометрию бараньего рога: ;)

SEVERO-VOSTOK---SENNIKOV-K.V.---1910-G.-

SEVERO-VOSTOK---SENNIKOV-K.V.---1910-G.-

 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Музей Петра Великого (Кунсткамера), г. Санкт-Петербург.

С.М. Дудин. 1899 год.

Озеро Сабындыколь (от слова "сабын" - мыло; Сабынды коль  - Мыльное, пенистое озеро).

Павлодарский уезд, Баянаул. Озеро расположено под самым боком поселка Баянаул, с южной его окраины.

Неоднократно ловил на нем рыбу. В основном в нем окунь, крупный "шабакъ", т.е. чебак (в России известный как плотва или сорога), щуки мало, карась не встречался и вовсе. 

SEVERO-VOSTOK---DUDIN-S.M.---1899-G.---S

 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

 

16 часов назад, Nurbek сказал:
20.12.2019 в 05:37, АксКерБорж сказал:

В основе казахской традиционной орнаменталистики лежит так называемый "бараний узор",

А с этого места пожалуйста поподробнее.

Об этом говорят и пишут много лет. Ну приглянулся  именно "бараний".

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

1 час назад, arkuk сказал:

 

Об этом говорят и пишут много лет. Ну приглянулся  именно "бараний".

называется "кошкар муииз"

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

7 часов назад, АксКерБорж сказал:

от слова "сабын" - мыло

мы обсуждали, откуда пришло это слово изначально (само собой, в разных языках оно могло несколько видоизмениться). Предположить, что англичане заимствовали его из казахского, как то язык не поворачивается. Равно, как и то, что казахи заимствовали это слово из молдавского. Сапун гора рядом с Севастополем - тоже такого происхождения (название дано из-за белой глины, которую там добывали и которая входила в состав мыла???). Видимо, ко всем это слово пришло из одного и того же источника. Какого???

  • Одобряю 1
  • Не согласен! 1
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

5 часов назад, arkuk сказал:

 

Об этом говорят и пишут много лет. Ну приглянулся  именно "бараний".

я имел  ввиду не эту часть текста. Меня интересовала вторая часть сказаного АКБ, про хунну.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

18 часов назад, АксКерБорж сказал:

У моей мамы на ее фотографии, где ей было около 4 - 5 лет, в руках тоже казахская кукла, только не девушка, а усатый джигит в казахском малахае:

вот это Вы меня поразили... в основном куклы изображают женщин (девушек) или младенцев (разного пола). Не могу себе представить свою реакцию в детстве, если бы мне подарили куклу - усатого дяденьку. Не потому, что плохо, я бы просто не знала, как с такой куклой играть. На "сыночка" такой джигит бы не потянул.

Сейчас, когда появился Кен, имеется в виду, что он "дружок" Барби. Да и дети изменились.

Спасибо большое за такую ин-фу.

  • Одобряю 1
  • Не согласен! 1
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

7 часов назад, Nurbek сказал:

я имел  ввиду не эту часть текста. Меня интересовала вторая часть сказаного АКБ, про хунну.

 

Артефактов тюрков хуннов дошло до наших дней очень мало, а тем более войлочные (кошмяные) изделия долго не сохраняются.

Вот мотивы "бараньгего рога" (қошқар мүйіз) на дошедшем до наших дней войлочном ковре хуннов:

24301.jpg

  • Одобряю 1
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

9 часов назад, Карай сказал:

вот это Вы меня поразили... в основном куклы изображают женщин (девушек) или младенцев (разного пола). Не могу себе представить свою реакцию в детстве, если бы мне подарили куклу - усатого дяденьку. Не потому, что плохо, я бы просто не знала, как с такой куклой играть. На "сыночка" такой джигит бы не потянул.

 

Ничего страшного в  казахских куклах джигитах или мальчиках я не вижу. Вы в детстве наверно даже с кукольными крокодилами и поросятами играли и ведь ничего? У меня в детстве был волк, как сейчас помню. :)

 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Музей Петра Великого (Кунсткамера), г. Санкт-Петербург.

К.В. Щенников. 1910 год.

Украшение для кос.

Акмолинская область, Петропавловский уезд.

SEVERO-VOSTOK---SENNIKOV-K.V.---1910-G.-

 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

20.12.2019 в 07:03, АксКерБорж сказал:

Музей Петра Великого (Кунсткамера), г. Санкт-Петербург.

К.В. Щенников. 1910 год.

Амулет - Тұмар.

Акмолинская область.

SEVERO-VOSTOK---SENNIKOV-K.V.---1910-G.-

Петропавловский уезд.

SEVERO-VOSTOK---SENNIKOV-K.V.---1910-G.-

 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Музей Петра Великого (Кунсткамера), г. Санкт-Петербург.

С.М. Дудин. 1899 год.

Школа в юрте и на открытом воздухе.

Долина нашей реки Шидерты.

SEVERO-VOSTOK---DUDIN-S.M.---1899-G.---S

SEVERO-VOSTOK---DUDIN-S.M.---1899-G.---S

 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Музей Петра Великого (Кунсткамера), МАЭ РАН, г. Санкт-Петербург.

С.М. Дудин. 1899 год.

Знаменитая на весь край Куяндинская ярмарка.

Функционировала с 1848 по 1928 годы. 

У речек Коянды (Заячья) и Талды (Ивовая) близ Каркаралы и Баянаула.

 

Торговые ряды и административные постройки.

SEVERO-VOSTOK---DUDIN-S.M.---1899-G.---K

8EOZMqY2fJOZxROeF1vYieWRDaf9DCQWg5fsmiOF

Ат базары - Конский базар:

SEVERO-VOSTOK---DUDIN-S.M.---1899-G.---K

8EOZMqY2fJOZxROeF1vYiQ62gHSwcDqCx6shcrWn

 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Описание Кояндинской (Куяндинской) ярмарки 

в сборнике "Россия. Полное географическое описание нашего отечества. С-Петербург. Изд. А.Ф. Девриена. 1903 г.

Том 18 "Киргизский край":

 

"... Ежегодно в указанное время Талдинская долина, безлюдная и молчаливая до того, оглашается шумом тысячеголосой толпы, представляющей из себя в буквальном смысле "смесь одежд и лиц, племен, наречий, состояний", кишит огромными табунами лошадей, верблюдов, баранов. Кругом шум, гам, беспрерывное движение, несмотря на изнуряющий зной и духоту июньского дня… В двух главных рядах, образующих собой длинную, широкую улицу, помещаются мануфактурные, чайные и проч. магазины, лавки со скобяным товаром, временные отделения транспортных контор и т.д. Тут же стоит небольшая часовня, в которой по праздникам совершается служба. В соседних с ними рядах помещаются ташкентцы со своими товарами (бязь, шелковые материи, ковры, сушеные фрукты и проч.), склад швейных машин Зингера, получающих за последнее время большое распространение в степи, магометанский молитвенный дом, кумысники, торговцы хлебом, торговые бани и проч.

... В конце торговых рядов расположен так  называемый "чиновничий квартал" где помещаются временные отделения Государственного банка, почтово-телеграфной конторы (в Коянды проведен телеграф), дома для приезжающих и живущих во время ярмарки чиновников Каркаралинского уездного начальника, мирового судьи, ветеринарных  и медицинских врачей, полицейских служителей и проч. Здесь же во время ярмарки происходили съезды различных должностных лиц пяти ближайших к Кояндам киргизских волостей – чрезвычайные съезды биев (народных судей), съезды выборных для решения различных  важных  исковых дел и поземельных споров, сюда же съезжались сборщики податей, взыскивающие с киргиз прямые налоги в половинном размере за текущий год. Словом, во время ярмарки Кояндинский пикет является сосредоточием всего административного управления в Каркаралинском уезде и вообще самым оживленным пунктом во всей центральной части Семипалатинской области. В общем, ярмарка занимает почти всю Талдинскую равнину (верст 11 в длину и верст 5 в ширину). Кроме постоянных зданий (деревянных или сложенных из сырцового кирпича), в которых помещаются магазины,  различные учреждения  и квартиры чиновников, во время ярмарки устраивается много временных тесовых балаганов и кибиток".

... Казалось, что вся жизнь обширного региона на этот летний ярмарочный месяц перемещалась сюда на этот пятачок земли, называемый Каркаралинской, Кояндинской или Ботовской ярмаркой в долине речушки Талды.

... Главным предметом торга был скот.

За месяц работы здесь продавали более полумиллиона баранов, до 200 тысяч голов крупного рогатого скота."

 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Музей Петра Великого (Кунсткамера), МАЭ РАН, г. Санкт-Петербург.

С.М. Дудин. 1899 год.

Юродивый (Дуана) на Куяндинской ярмарке.

1899.jpg

 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Музей Петра Великого (Кунсткамера), МАЭ РАН, г. Санкт-Петербург.

С.М. Дудин. 1899 год.

Продажа деталей юрты на Куяндинской ярмарке.

В цвете была бы вообще красота, потому что эти деревянные детали новые, рифлёные и по казахским (тюркским) древним традициям покрашены в багровый цвет.

 

Кереге сложенное и раздвинутое.

1899-2.jpg

Шанграк:

1899.jpg

 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Музей Петра Великого (Кунсткамера), МАЭ РАН, г. Санкт-Петербург.

С.М. Дудин. 1899 год.

Стрижка баранов на Куяндинской ярмарке.

1899.jpg

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

20.12.2019 в 13:23, АксКерБорж сказал:

Куклы (кууршак).

Павлодарский уезд. Кызылагашская волость (нынче примерно Иртышский район).

Даже куклы наших краев подтверждают мою региональную классификацию ак жаулыков - кимешеков. -_-

Павлодарский "ак жаулык":

SEVERO-VOSTOK---ZAULYK-KIMESEK---SENNIKO

Даже здесь на кукле видно что поверх кимешека накинут ак жаулык. 

  • Не согласен! 1
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Для публикации сообщений создайте учётную запись или авторизуйтесь

Вы должны быть пользователем, чтобы оставить комментарий

Создать аккаунт

Зарегистрируйте новый аккаунт в нашем сообществе. Это очень просто!

Регистрация нового пользователя

Войти

Уже есть аккаунт? Войти в систему.

Войти


×
×
  • Создать...