Jump to content



АксКерБорж

Жизнь и быт казахов северо-восточного Казахстана по фотографиям Д.П. Б

Recommended Posts

И.С. Поляков. МАЭ РАН (Кунсткамера), г. Санкт-Петербург.

1879 год.

Наши края.

Казахский аул в гладкой и ровной до горизонта степи:

V-YRTY---SEVERO-VOSTOK---I.S.-POLYKOV---

V-YRTY---SEVERO-VOSTOK---I.S.-POLYKOV---

 

Link to post
Share on other sites

С.М. Дудин. МАЭ РАН (Кунсткамера), г. Санкт-Петербург.

1899 год.

Павлодарский уезд.

Баян-аул.

Внутренний вид юрты. Гости. 

Эту фотку как-то заливал ув. Steppe Man - Peacemaker, правда тогда никто из нас не знал откуда эта фотография и кто на ней изображен. ;)

SEVERO-VOSTOK---S.M.-DUDIN---BAYNAUL---G

 

Link to post
Share on other sites

С.М. Дудин. МАЭ РАН (Кунсткамера), г. Санкт-Петербург.

1899 год.

Павлодарский уезд.

Саумал-коль, Кент, Кара-шеке, Шидерты, Баян-аул.

 

Кыстау - зимние пастбища и зимовки в естественных укрытиях от буранов и ветра:

1899-9121.jpg

1899-912.jpg

 

Байдаулетовы.

Вероятно потомки Байдаулет батыра из Аргынского рода Басентиин (Бәсеңтиін), соратника Малайсары батыра жившего приблизительно во второй половине 17 века - деда ага-султана Баян-аульского внешнего округа Казангап бия - моего прапрапрадеда по материнской линии. ;)

 

Иметь кочевому казаху в конце 19 века деревянный дом с хоз. постройками это все равно что сейчас мне иметь дворец. :)

1899.jpg

Джайляу - летние пастбища и юрты:

1899-2223.jpg

1899-222.jpg

 

Link to post
Share on other sites

С.М. Дудин. МАЭ РАН (Кунсткамера), г. Санкт-Петербург.

1899 год.

Павлодарский уезд.

Бедная невеста на коне:

SEVERO-VOSTOK---S.M.-DUDIN---1899-G.---B

Костюм бедной невесты:

SEVERO-VOSTOK---S.M.-DUDIN---1899-G.---B

 

Link to post
Share on other sites

С.М. Дудин. МАЭ РАН (Кунсткамера), г. Санкт-Петербург.

1899 год.

Павлодарский уезд.

Баян-аул.

Саумал-коль, Джасыбай.

1899-23.jpg

1899.jpg

1899.jpg

1899.jpg

1899-22.jpg

1899.jpg

1899.jpg

1899-9999-2.jpg

Дуана - юродивый, странствующий отшельник, предсказатель.

На юге - диуана.

1899.jpg

  • Одобряю 1
Link to post
Share on other sites
1 hour ago, АксКерБорж said:

С.М. Дудин. МАЭ РАН (Кунсткамера), г. Санкт-Петербург.

1899 год.

Павлодарский уезд.

Баян-аул.

Саумал-коль, Джасыбай.

1899-23.jpg

1899.jpg

1899.jpg

1899.jpg

1899-22.jpg

 

 

 

Дуана - юродивый, странствующий отшельник.

На юге - диуана.

1899.jpg

 А почему у них монгольский халат с правым бортом ?

И длинные рукава.  Для чего?

Link to post
Share on other sites

М.С. Вайшле. МАЭ РАН (Кунсткамера), г. Санкт-Петербург.

Начало 20 века.

Вероятно Баян-аул.

Дом оседло живущего казаха середняка:

20.jpg

 

Link to post
Share on other sites

С.М. Дудин. МАЭ РАН (Кунсткамера), г. Санкт-Петербург.

1899 год.

Пастбища на реке Кара-Чеку.

Женщина сбивающая кумыс:

1899-2.jpg

1899.jpg

 

Link to post
Share on other sites

М.С. Вайшле. МАЭ РАН (Кунсткамера), г. Санкт-Петербург.

Начало 20 века.

Наш край.

20-4.jpg

 

Link to post
Share on other sites

Монгольские казахи даже қи в виде башен строят))) наши лентяи просто сушат длинными колоннами

Link to post
Share on other sites
26 minutes ago, Karaganda said:

Монгольские казахи даже қи в виде башен строят))) наши лентяи просто сушат длинными колоннами

 

DrELHYBVAAAnQYd.jpg

Link to post
Share on other sites
38 минут назад, Karaganda сказал:

Монгольские казахи даже қи в виде башен строят))) наши лентяи просто сушат длинными колоннами

 

Раньше у нас тоже бараний утрамбованный за зиму "қый" в начале лета нарезали секачами и складывали для просушки и хранения такими кучами.

Прекрасное топливо, горит красными углями, золы практически нет. Если кто думает что есть запах, то его тоже нет.

Но сейчас народ обленился.

  

Link to post
Share on other sites
Только что, АксКерБорж сказал:

 

Раньше у нас тоже бараний утрамбованный за зиму "қый" в начале лета нарезали секачами и складывали для просушки и хранения такими кучами.

Прекрасно топливо.

Но сейчас народ обленился.

  

Раньше летом использовали жапа - коровьи лепешки использовали летом. Но сейчас казахи реально обленились, углем разрушают экологию

Link to post
Share on other sites

В аулах под Аягузом до сих пор так делают.

В детстве тоже такие делали.

И потом, надо различать қи и тезек. Қи это что вырезается лопаткой(в қора), чаще четырехугольной формы.

Тезек это что нагадили коровы на улице/во дворе и оно имеет круглую форму.

Link to post
Share on other sites
13 минут назад, Karaganda сказал:

Раньше летом использовали жапа - коровьи лепешки использовали летом. Но сейчас казахи реально обленились, углем разрушают экологию

Уголь у нас дорогой, пока не заменит бесплатные қи и тезек.

Link to post
Share on other sites
5 минут назад, RedTriangle сказал:

Уголь у нас дорогой, пока не заменит бесплатные қи и тезек.

Тезек - в общем продукт жизнедеятельности, не зависимости от вида животных. Коровье - жапа, мрс - кумалак тезек, ки - за зиму собравшееся или в загоне за лето собравшееся. Помню, как штыковыми лопатами ки вскапывали

Link to post
Share on other sites
58 минут назад, Karaganda сказал:

қи 

 

3 минуты назад, RedTriangle сказал:

қи 

 

Почему вы говорите "қи"?

Мне трудно это выговаривать, мне привычно говорить "қый", наверно оно от слова "нарезать".

 

6 минут назад, RedTriangle сказал:

надо различать қи и тезек.

 

Да, русское "кизяк" от нашего "тезек".

 

Link to post
Share on other sites
1 минуту назад, Karaganda сказал:

кумалак тезек

:D

 

Link to post
Share on other sites
Только что, АксКерБорж сказал:

 

 

Почему вы говорите "қи"?

Мне трудно это выговаривать, мне привычно говорить "қый", наверно оно от слова "нарезать".

 

 

Да, русское "кизяк" от нашего "тезек".

 

Просто литературно так пишется, и вроде произношение у нас между вашим и литературным произношением 

Link to post
Share on other sites
5 минут назад, АксКерБорж сказал:

Почему вы говорите "қи"?

Мне трудно это выговаривать, мне привычно говорить "қый", наверно оно от слова "нарезать".

Ну, мое произношение не қЫй, скорее қИ. Мб что-то между

Link to post
Share on other sites

Create an account or sign in to comment

You need to be a member in order to leave a comment

Create an account

Sign up for a new account in our community. It's easy!

Register a new account

Sign in

Already have an account? Sign in here.

Sign In Now




×
×
  • Create New...