Перейти к содержанию
АксКерБорж

Жизнь и быт казахов северо-восточного Казахстана по фотографиям 19 в. - нач. 20 в.

Рекомендуемые сообщения

11.07.2020 в 10:48, АксКерБорж сказал:

Речь там идет о названии интересного головного убора на мужчине слева - как он назывался?

image.png

 

По покрою очень удобный для здешних мест - защищает затылок, шею, плечи и грудь от снега и морозного ветра.

Своего рода более легкий прототип зимнего лисьего малахая.

Своего рода демисезонный малахай. :)

 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

6 минут назад, АксКерБорж сказал:

По покрою очень удобный для здешних мест - защищает затылок, шею, плечи и грудь от снега и морозного ветра.

Своего рода более легкий прототип лисьего малахая.

Однако видел нечто похожее из кольчужной сетки

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

31 минуту назад, buba-suba сказал:

Однако видел нечто похожее из кольчужной сетки

 

Мне он напоминает один исторический головной убор, но не могу вспомнить где я его видел.

 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

42 минуты назад, Rust сказал:

В такой шапке пел казахскую песню главный герой фильма "Алые маки Иссык-Куля":

PXbgMBoo.jpg?download=1

 

 

28 минут назад, Murat1 сказал:

В "Махабат дастаны" тоже этот головной убор присутствует

 

Это казахская кулапара, шапка от непогоды в основном. 

  • Одобряю 2
  • Не согласен! 1
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

В фильмах как раз связано с казахами. В первом видео гг пришёл, если не изменяет память, к родичам после жизни среди казахов. Во втором джигиты казахского хана изображены в этих шапках

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

 

Спасибо, ув. Рустам, Murat1 и конечно Момын! Вместе всегда легче искать ответы на вопросы, чем в одиночку.

Вот видишь, Момын-Almaty, когда ты адекватно участвуешь в исторических темах, а не в кухонных, то от тебя есть польза. ;) 

Оказывается в подписи к фотографии Дудина написано "кульпара" (күлпара). А мы с Buba-suba дочитались до "кулькца", но и ему спасибо.

 

В онлайн казахском словаре его название дано чуть не так "күләпара" (куляпара).

У башкир "куляпара" называется войлочный колпак:

tNZDg7n-n9g.jpg

  • Не согласен! 1
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

  • Admin

Кайрат - вы сами провоцируете юзера Алматы, зачем? Чтобы потом жаловаться на его сообщения? Он и Момын это разные юзера.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

21 час назад, Rust сказал:

Кайрат - вы сами провоцируете юзера Алматы, зачем? Чтобы потом жаловаться на его сообщения? Он и Момын это разные юзера.

 

Ok, Рустам, пусть будут разные. Буду обращаться к каждому нику по отдельности, не вопрос. :)

 

  • Не согласен! 1
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

 

Сибирские казахи.

Сибкрай.

Зимняя тебеневка лошадей.

Временное жилище табунщика "Джолым үй".

Конские сани табунщика.

image.jpg

 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

12.07.2020 в 16:36, Almaty сказал:

 

Это казахская кулапара, шапка от непогоды в основном. 

image.jpg 

Но написано не "кулапара". 4-я явно не "а", у 5-й нет черточки наверху как у кепе, дальше ни на "а", ни на "р" не похоже. Только последняя точно "а". :az1:

 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

42 минуты назад, Rust сказал:

Вполне подходит "кульпара".

 

Конечно кульпара по смыслу и по типу головного убора на фото.

 

16 часов назад, buba-suba сказал:

Но написано не "кулапара". 4-я явно не "а", у 5-й нет черточки наверху как у кепе, дальше ни на "а", ни на "р" не похоже. Только последняя точно "а". :az1:

 

В подписях к фотографиям в Кунсткамере много ошибок. Примеры я приводил на форуме.

Вы правы, написано не "кульпара", а похоже на "кулькара".

 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

09.04.2020 в 16:11, АксКерБорж сказал:

Музей Петра Великого (Кунсткамера), МАЭ РАН РФ, г. Санкт-Петербург.

С.М. Дудин.

Павлодарский уезд.

Баянаул.

В 1899 году Дудин С.М. называет озеро Джасыбай - по имени батыра 18 века:

 

----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

 

Но каких-то 34 года назад озеро оказывается называлось Шойынды көл (Чугунное озеро).

 

Гейнц А.К. "Киргизъ-Кайсаки".

В гостях у Мусы Шорманова.

9 августа 1865 года.

 

1) Судя по характерному постоянному темному цвету воды в озере, название Шоинды-коль (озеро Чугунное) соответствует цветовой характеристике.

 

2) Но в записках местного краеведа Машхур-Жусуп Копеева (1858 - 1931) я нашел другое объяснение, что озеро получило свое название в первой половине 18 века по брошенной джунгарами у озера чугунной посуде, котлах и пр.:

"... Шойынды көл деген көл, Жасыбайды өлтірген қалмақтардың Олжабайдан ұйлығып қашқанда, аяқ-табақ ыдыстарын бір араға үйіп-төгіп тастап кеткен жері. Сонан әркім бір нәрсе тауып алып "Шойынды көл" атанған" [Сочинения. На казахском языке. Т. 8. С. 267. Павлодар, 2006]

Перевожу:

"... Шоинды-коль получило свое название "Чугунное" потому и тогда, когда калмыки, убившие Джасыбая (АКБ: батыра) толпой убегая от Олжабая (АКБ: тоже батыра) побросали у озера свою чугунную посуду, из которой каждый взял себе по одной посуде".

 

Но в таком случае возникает логичный вопрос - почему тогда Машхур Жусуп не называет настоящего названия озера, которое существовало до названия Шоинды?

Поэтому его объяснение, мне кажется, больше "народное", мифическое. Такое часто имело место. Например, название гористой местности и самих гор Баянаул многие объясняли именем Баян батыра, хотя это не так, потому что это название калмыцкое, означающее "Байн уул" - "Богатые горы".

  

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

 

В другом томе, девятом, Машхур-Жусуп Копеев и вовсе называет это озеро "Одно озеро", то есть безымянным. Из его слов следует, что ему незнакомо другое название озера кроме "Шоинды" (Чугунное).

С. 128:

"... Баянаула тауының қалың ортасында бір көл бар".

Перевожу:

"... Среди множества гор Баянаула есть одно озеро".

 

А значит название "Шоинды" и есть изначальное. Калмыки, временно владея краем приблизительно в 1650 - 1740 годах могли называть озеро калькой на своем языке - Ширмн-нур. Могли, предполагаю конечно. )))

 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

6 часов назад, АксКерБорж сказал:

В подписях к фотографиям в Кунсткамере много ошибок. Примеры я приводил на форуме.

Вы правы, написано не "кульпара", а похоже на "кулькара".

Да, возможна ошибка. 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

12 часов назад, buba-suba сказал:

Да, возможна ошибка. 

 

А как на бурятском языке будет "Чугунное озеро"?

 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Из фондов музея МАЭ РАН (Кунсткамера), г. Санкт-Петербург, Российская Федерация.

С.М. Дудин.

1899 год.

Павлодарский уезд.

Охотник с ловчим ястребом (каз: қаршыға): 

8EOZMqY2fJOZxROeF1vYiUVR-7PTl6Z5a8f-h7tU

8EOZMqY2fJOZxROeF1vYid18rppkbxFuQ0jLCiFh

 

Прокомментирую словами известного этнографа верхнее фото, на котором у всадника охотника на поясе висит барабан - для чего использовали его казахи.

 

М.И. Красовский М.И. "Область сибирских киргизов" (Образ жизни казахов степных округов), 1868 год:

 

Жилище киргиза, при его теперешней жизни, должно удовлетворять следующим главным условиям: стоит не дорого, дешево ремонтироваться, удобно и скоро собираться, разбираться, навьючиваться на верблюда и, кроме того, обладать незначительным весом, не сноситься ветром, но, в тоже время, для выигрыша времени при складке, оно не должно слишком прочно пригвождаться к земле, вмещать в себе все необходимое для одной семьи имущество, хорошо укрывать людей зимою от стужи, снега и ветров, летом от дождя, зноя и пыли, наконец – доставлять некоторые удобства относительно внутренней меблировки, т.е. возможность удобно размещать в нем необходимую домашнюю утварь, складывать и развешивать платья и проч. Всем этим условиям как нельзя лучше удовлетворять искони веков употребляемая кочевыми жителями для жилья войлочная палатка, называемая юртою.

… в дверных углах юрты, между разным хламом, у них стоит на привязи больная скотина, телята однолетки, тохтушки, укрываемые от мороза, молодой верблюжонок. Тут же сидит на особенной подставке сокол или беркут, с навешанным на глаза кожаным колпачком. Над ним висит седло, барабан для спугивания дичи и разные другие охотничьи принадлежности, и другие вещи, как-то: узды, разные седла и арчаки, иногда хомуты и шлеи, запасные арканы, пояса всех видов, плети всевозможного устройства (нагайки или камчи) и прочее".

 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

 

Из фондов музея МАЭ РАН (Кунсткамера), г. Санкт-Петербург, Российская Федерация.

К.В. Щенников.

Нач. 20 века.

Акмолинская область.

Петропавловский уезд.

Седло, украшенное серебром и сердоликами.

Казахское седло северо-восточного типа.

md1kGr0I6GEd6NThjpTTyYB2nFwlguvJ9EX7ksbj

 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

 

Из фондов музея МАЭ РАН (Кунсткамера), г. Санкт-Петербург, Российская Федерация.

С.М. Вайшле.

Первая треть 20 века.

Павлодарский уезд.

Кора - помещение для скота из кирпича сырца во время перестилки крыши.

 

Мои пояснения на казахском языке:

Кора - это қора или мал қора, т.е. сарай для скота.

Кирпич сырец - это саман, т.е. кирпич, изготовленный путем мешения (месить) копытами лошадей или волов сырой густой приозерной липкой глины с соломой или объедками сена (қырқынды), нарезки на формы и последующей длительной сушки на открытом воздухе и солнце. 

1-20.jpg

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

 

Из фондов музея МАЭ РАН (Кунсткамера), г. Санкт-Петербург, Российская Федерация.

С.М. Вайшле.

Первая треть 20 века.

Павлодарский уезд.

Кора - помещение для скота из кирпича сырца в безлесном районе.

 

Мои пояснения на казахском языке:

Вдалеке видны сложенные кирпичи "саман".

 

Мои пояснения на казахском языке:

Слева видна калитка и жердей тала, у нас такие конструкции, такие и более крупные, для загонов и сараев скота называются "тегермек"

1-20.jpg

 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

 

Из фондов музея МАЭ РАН (Кунсткамера), г. Санкт-Петербург, Российская Федерация.

С.М. Вайшле.

Первая треть 20 века.

Павлодарский уезд.

Вид постройки оседлого середняка.

1-20.jpg

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

 

Из фондов музея МАЭ РАН (Кунсткамера), г. Санкт-Петербург, Российская Федерация.

С.М. Вайшле.

Первая треть 20 века.

Павлодарский уезд.

Край казахского кладбища (каз. яз.: Зираттың шеті). Нынче захоронения у нас кирпичные - из белого, красного, желтого силикатного кирпича.

Хорошо видна наша необъятная гладкая степь (каз. яз., севе-вост., диал.:  Қыр).

1-20.jpg

 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

 

Из фондов музея МАЭ РАН (Кунсткамера), г. Санкт-Петербург, Российская Федерация.

А.Л. Мелков.

1927 год.

Павлодарский уезд.

Кладбище в 7 ауле.

 

Это и вовсе супер фото. Седьмой аул (в оригинале - Жетінші аул) расположен сразу же за разливающейся поймой Иртыша на его правом берегу, позже переименованный в поселок Ленинский (до сих пор носит это название :angry:), железнодорожная станция там же носит название Жолкудук.

Родовые земли рода Бөрі из поколения Басентиин племени Аргын.

По имеющейся информации в ближайшие годы планируется дать населенному пункту название Казангап по имени известного правителя и бия Баянаульского внешнего округа из рода Бөрі .

 

Каждый проезжавший по автотрассе Павлодар - Астана, Павлодар - Караганды, знаком с необычным казахском кладбищем с северной стороны дороги, с множеством помпезных мавзолеев из камня, кирписа и металла.

Думаю и наш ув. админ Рустам прекрасно знает об этом казахском кладбище как часто проезжающий по этой дороге, потому что его нельзя не запомнить, других таких красивых казахских кладбищ трудно найти в Казахстане.

 

А начиналось наверно все с этого:

7-1927.jpg

 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Для публикации сообщений создайте учётную запись или авторизуйтесь

Вы должны быть пользователем, чтобы оставить комментарий

Создать аккаунт

Зарегистрируйте новый аккаунт в нашем сообществе. Это очень просто!

Регистрация нового пользователя

Войти

Уже есть аккаунт? Войти в систему.

Войти


×
×
  • Создать...