Перейти к содержанию
АксКерБорж

Жизнь и быт казахов северо-восточного Казахстана по фотографиям 19 в. - нач. 20 в.

Рекомендуемые сообщения

5 минут назад, Steppe Man сказал:

1d3a8aa6d59d60c5879ae9805a107639.jpg

fb61e814b6464c7fd8954879aaa1f480.jpg

Эти фото были сняты в периуд голодомора кажется? Видимо длинна рукова зависит от климата проживания, то-есть местности. На Юге и на Западе Казахстана носили короткие рукова, на Севере видимо носили длинные. Ну там и климат суровее, отморозишь если будут руки открыты.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

13 минут назад, Turkmen Aday сказал:

Эти фото были сняты в периуд голодомора кажется? Видимо длинна рукова зависит от климата проживания, то-есть местности. На Юге и на Западе Казахстана носили короткие рукова, на Севере видимо носили длинные. Ну там и климат суровее, отморозишь если будут руки открыты.

 

Верхнее фото не север, оно уже проходило "экспертизу". )))

Я считаю, что длинные рукава не связаны с климатом. У нас для защиты от трескучих морозов всегда были теплые рукавицы и до сих пор их шьют у нас из овчины и носят зимой, без них не управишься за скотом, не сможешь поить скот ледяной водой, буквально обжигающей руки.

Также как и другие северные ништяки - овечьи тулупы, тоны, лисьи малахаи/тымаки, войлочные валенки со специально подшитой двойной подошвой, войлочные чулки, штаны "ватники", утепленные "бельдыки" и прочее. 

 

  • Like 1
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

18 минут назад, Steppe Man сказал:

Что это означает?

 

Бельдік:

Короткая, но исчерпывающая справка. -_-

 

Изготовляемые вручную теплые шерстяные пояса, которые мы раньше всегда надевали зимой. В сельской местности до сих пор их одевают№

Надевают их под верхнюю одежду, но поверх штанов и рубахи.

Он широкий, примерно 25 см. На пуговицах или застежках.

Надевается на поясницу, чтобы он закрывал верхнюю часть таза, а наверху почти до "солнечного сплетения".

Он принципиально отличается от ремней и поясов, назначение которых поддержка штанов и навеска предметов и орудия.

Он предназначен исключительно сохранения здоровой поясницы.

В нем очень уютно и тепло. 

Его фото найти на просторах интернета к сожалению невозможно, как и многое из нашего северо-восточного быта, незнакомого другим регионам.

 

Название от слова "бель" - поясница.

 

Онлайн казахско-русский словарь дает совсем другие значения слову "бельдік":

1) Кожаный мужской ремень 

2) Конская седельная подпруга

 

У нас все по другому:

Обычный кожаный мужской ремень - бельбеу

Кожаный мужской ремень традиционный, с сумочками для пороха, ножа, кремня - кісе  

Конская седельная подпруга - тартпа

Утепленный широкий шерстяной пояс - бельдік

 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

9 minutes ago, АксКерБорж said:

 

Изготовляемые вручную теплые шерстяные пояса, которые мы раньше всегда надевали зимой. В сельской местности до сих пор их одевают№

Надевают их под верхнюю одежду, но поверх штанов и рубахи.

Он широкий, примерно 25 см. На пуговицах или застежках.

Надевается на поясницу, чтобы он закрывал верхнюю часть таза, а наверху почти до "солнечного сплетения".

Он принципиально отличается от ремней и поясов, назначение которых поддержка штанов и навеска предметов и орудия.

Он предназначен исключительно сохранения здоровой поясницы.

В нем очень уютно и тепло. 

От слова "бель" - поясница.

 

Онлайн казахско-русский словарь дает совсем другие значения слову "бельдік":

1) Кожаный мужской ремень 

2) Конская седельная подпруга

 

У нас все по другому:

Обычный кожаный мужской ремень - бельбеу

Кожаный мужской ремень традиционный, с сумочками для пороха, ножа, кремня - кісе  

Конская седельная подпруга - тартпа

Утепленный широкий шерстяной пояс - бельдік

 

Часто вижу ,что у казахов в древности  пояс ткановый или шёлковый.Это от монголо-татаров или калмыков ?

 

2yfUDZ3ftgjSi5uEYsm49jP345YKuR.jpg

  • Не согласен! 1
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

2 минуты назад, Steppe Man сказал:

Часто вижу ,что у казахов в древности  пояс ткановый или шёлковый.

 

Я вам про бельдік распинаюсь, а вы оказывается интересуетесь среднеазиатскими и маньчжурскими шелковыми кушаками.

 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

23 minutes ago, АксКерБорж said:

 

Я вам про бельдік распинаюсь, а вы оказывается интересуетесь среднеазиатскими и маньчжурскими шелковыми кушаками.

 

Quote

ПЭН ДА-Я, СЮЙ ТИН

КРАТКИЕ СВЕДЕНИЯ О ЧЕРНЫХ ТАТАРАХ

Государство черных татар (т. е. северного шаньюя 1) называется Великой Монголией 2. В пустыне имеется гора Мэнгушань 3, а в татарском 4 языке серебро называется мэнгу 5. Чжурчжэни 6 называли свое государство “Великой золотой династией” 7, а потому и татары называют свое государство “Великой серебряной династией” 8.

 

Я, Сюй ] Тин видел, что у них при изготовлении гу-гу каркас делается из раскрашенного дерева и обертывается красным шелком или золоченой шелковой материей, а к самой макушке прикрепляется ветка ивы или [сделанная] из железа длиной 4—5 чи 85 и обертывается темно-синим войлоком, [причем] у людей из верхов [общества] она украшается цветами из зеленых перьев зимородка 86 или [кусками] разноцветных шелковых тканей из нашего государства, а у людей из низов [общества ] — фазаньими перьями. Красивые женщины мажут лицо волчьим пометом 87.

У их верхнего платья пола запахивается направо, а борт квадратный. Раньше [оно шилось] из грубого сукна и кожи, а теперь из полотна, шелковых тканей и вышитого золотом шелка. Цвет выбирается красный, фиолетовый, пурпуровый и зеленый. Рисунки [на тканях — изображения] Солнца, Луны, дракона и феникса. [И это] без различий между благородными и подлыми.

[Я, Сюй ] Тин в свое время также изучал его (верхнее платье черных татар. — Пер.). [Оно] сшито точно как по образцу древнего шэнъ-и 88. Один только борт, как у верхнего платья даоского монаха в нашем государстве. Борт назван квадратным, потому что [он] по виду, как четырехугольник. Что касается воротничка, то китайцы [на своих халатах] делают такой же. Татарский правитель, а также чжун-шу [лин] и другие люди из высшего круга не носят [таких халатов]. На указанном [платье] по поясу сделано бесчисленное множество мелких складок. Например, на шэнь-и было только 12 полос, а у татар больше складок. Кроме того, [татары] скручивают [полоску] красного или фиолетового шелка и [перевязывают платье] поперек по талии.

 

http://www.vostlit.info/Texts/Dokumenty/China/XIII/1220-1240/Pen_Da_ja_Suj_Tin/frametext.htm

костюм черных татаров/халха-монголов/

 

:D

traditional-costumes-at-the-naadam-festi

  • Не согласен! 1
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Музей Петра Великого (Кунсткамера).

Фото С.М. Дудина, 1899 год, "Задворки юрты".

Летние пастбища у озера Саумал-коль (в Баянаульском районе Павлодарской области).

1899.jpg

 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Музей Петра Великого (Кунсткамера).

Фото С.М. Дудина, 1899 год, "Задворки юрты".

Летние пастбища у озера Саумал-коль (в Баянаульском районе Павлодарской области).

1899.jpg

 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Музей Петра Великого (Кунсткамера).

Фото С.М. Дудина, 1899 год, "Спор из-за очередных лошадей" (непонятно, то ли по результатам скачек, то ли из-за другого).

Наши края.

1899.jpg

 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

On 12/9/2019 at 8:15 PM, АксКерБорж said:

Музей Петра великого (Кунсткамера).

Фото С.М. Дудина, 1899 год, "Задворки юрты".

Летние пастбища у озера Саумал-коль (в Баянаульском районе Павлодарской области).

1899.jpg

 

АКБ.Почему в ваших краях юрты по виду низкие?  Вы раньше показали высокую конусообразную юрту и назвал настояшим казахским.

e537d892fc3c.jpg

JC01-0869.jpg?size=l

:D

 

  • Не согласен! 1
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Хочу сделать оговорку по ранее залитым и по фотографиям, которые я планирую здесь залить в дальнейшем.

 

Примерный регион, где Дудин С.М. в 1899 году запечатлел на своих уникальных фотографиях быт местных казахов, выделен мной на карте.

SEVERO-VOSTOK---VERBLYDY---DUDIN-S.M.---

SEVERO-VOSTOK---VERBLYDY---DUDIN-S.M.---

Это смежные районы современной Павлодарской области, в большей частью это современные Баянаульский и Екибастузский районы Павлодарской области - горы Баянаула, урочища Калкаман, Шоптыколь, Аккелин, Муздыколь, озера Джасыбай, Саумалколь, долины рек Шидерты, Ашысу и др.

 

И частично это современный Каркаралинский район Карагандинской области - горы Каркаралы, знаменитая в прошлом Куяндинская ярмарка, исток реки Нура, долина реки Талды, озеро Карасор и др.

 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Уютная юрта для настоящих той

Павлодар, Павлодарская область  Опубликовано с мобильного в 19:11, 25 июля 2019, Номер объявления: 257304004
850 000 тг.Договорная
 
Объявление от Частного лица
Все Продажа
Количество комнат 1
Общая площадь 1 м²
Тип дома Дом
Комиссионные Да
Площадь участка 1 сот.
Этажность дома 1
Расположение В городе
Меблирован Да
На просторах интернета есть множество подобных объявлений, но именно данное предложение уникальное благодаря следующим преимуществам

Элитная деревянная казахская 6 канатная юрта для настоящих казахских той. Юрта в полном комплекте со всеми орнаментами, узорами и деталями. Вошедший гость будет чувствовать комфорт и тепло

Также Юрта хорошо защищена от атмосферных осадков в виде дождя и снега и т.д.

Внутреннее оформление юрты в национальном стиле

Отличное соотношение цена = качество

Реальному покупателю реальный торг, звоните прямо сейчас, так как завтра возможно будет уже продана
Уютная юрта для настоящих той Павлодар - изображение 2
Уютная юрта для настоящих той Павлодар - изображение 3
Уютная юрта для настоящих той Павлодар - изображение 4
Уютная юрта для настоящих той Павлодар - изображение 5
  • Не согласен! 1
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

12.12.2019 в 18:02, АксКерБорж сказал:

Хочу сделать оговорку по ранее залитым и по фотографиям, которые я планирую здесь залить в дальнейшем.

 

Примерный регион, где Дудин С.М. в 1899 году запечатлел на своих уникальных фотографиях быт местных казахов, выделен мной на карте.

SEVERO-VOSTOK---VERBLYDY---DUDIN-S.M.---

SEVERO-VOSTOK---VERBLYDY---DUDIN-S.M.---

Это смежные районы современной Павлодарской области, в большей частью это современные Баянаульский и Екибастузский районы Павлодарской области - горы Баянаула, урочища Калкаман, Шоптыколь, Аккелин, Муздыколь, озера Джасыбай, Саумалколь, долины рек Шидерты, Ашысу и др.

 

И частично это современный Каркаралинский район Карагандинской области - горы Каркаралы, знаменитая в прошлом Куяндинская ярмарка, исток реки Нура, долина реки Талды, озеро Карасор и др.

 

 

Музей Петра Великого (Кунсткамера), г. Санкт-Петербург.

Фото С.М. Дудина. 1899 год.

Кипячение путниками чая без треноги (тагана).

У речки в окрестностях Баянаула.

1899.jpg

 

 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Музей Петра Великого (Кунсткамера), г. Санкт-Петербург.

Фото С.М. Дудина. 1899 год.

Приготовление пищи внутри юрты, но уже на треноге (тагане).

Окрестности Баянаула.

1899.jpg

 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

1 час назад, Steppe Man сказал:

Уютная юрта для настоящих той

Павлодар, Павлодарская область  Опубликовано с мобильного в 19:11, 25 июля 2019, Номер объявления: 257304004
850 000 тг.Договорная
 
Объявление от Частного лица
Все Продажа
Количество комнат 1
Общая площадь 1 м²
Тип дома Дом
Комиссионные Да
Площадь участка 1 сот.
Этажность дома 1
Расположение В городе
Меблирован Да
На просторах интернета есть множество подобных объявлений, но именно данное предложение уникальное благодаря следующим преимуществам

Элитная деревянная казахская 6 канатная юрта для настоящих казахских той. Юрта в полном комплекте со всеми орнаментами, узорами и деталями. Вошедший гость будет чувствовать комфорт и тепло

Также Юрта хорошо защищена от атмосферных осадков в виде дождя и снега и т.д.

Внутреннее оформление юрты в национальном стиле

Отличное соотношение цена = качество

Реальному покупателю реальный торг, звоните прямо сейчас, так как завтра возможно будет уже продана
Уютная юрта для настоящих той Павлодар - изображение 2
Уютная юрта для настоящих той Павлодар - изображение 3
Уютная юрта для настоящих той Павлодар - изображение 4
Уютная юрта для настоящих той Павлодар - изображение 5

Продавец-изготовитель далеко не грамотный человек в этом деле. Либо он изготавливает-продаёт конкретно монгольский гэр.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

1 minute ago, arkuk said:

Продавец-изготовитель далеко не грамотный человек в этом деле. Либо он изготавливает-продаёт конкретно монгольский гэр.

Может он из торе? Решил монгольскую юрту ставить? 

:D

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

13 часов назад, АксКерБорж сказал:

Хочу сделать оговорку по ранее залитым и по фотографиям, которые я планирую здесь залить в дальнейшем.

 

Примерный регион, где Дудин С.М. в 1899 году запечатлел на своих уникальных фотографиях быт местных казахов, выделен мной на карте.

SEVERO-VOSTOK---VERBLYDY---DUDIN-S.M.---

SEVERO-VOSTOK---VERBLYDY---DUDIN-S.M.---

Это смежные районы современной Павлодарской области, в большей частью это современные Баянаульский и Екибастузский районы Павлодарской области - горы Баянаула, урочища Калкаман, Шоптыколь, Аккелин, Муздыколь, озера Джасыбай, Саумалколь, долины рек Шидерты, Ашысу и др.

 

И частично это современный Каркаралинский район Карагандинской области - горы Каркаралы, знаменитая в прошлом Куяндинская ярмарка, исток реки Нура, долина реки Талды, озеро Карасор и др.

 

Казахская газета "Қызыл туу" (Красное знамя) на казахском языке, на латинице.

г. Новосибирск, 1933 год.

GAZETA-KYZYL-TUU---NOVOSIBIRSK-1933-GOD.

 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Музей Петра Великого (Кунсткамера), г. Санкт-Петербург.

Фото С.М. Дудина. 1899 год.

Вишневое озеро у пикета Калкоманского.

Вишневое наверно потому, что некоторые соленые озера в нашем краю приобретают розовый цвет от наличия в них рачков "Артемия салина".

Такие озера местные казахи называют "Тұз" (соляное).

А вот именно это озеро у нас называют Қалқамантұз - Калкаманское соленое озеро.

Примерно в 60 км. от Павлодара по автобану Павлодар - Астана/Караганды.

Вплоть до первой четверти 20 века там были летние пастбища моего нагашынского рода. Старики даже называли в той местности даже название то ли озера, то ли острова на озере "Кабыш арал" по имени моего деда нагашы.

SEVERO-VOSTOK--SEDLO---DUDIN-S.M.---VISN

 

Если вглядеться, то видно, что к берегу волнами прибивает кристаллы соли.

Вот если бы показать в цвете, то мы бы увидели всю красоту соляного озера - голубое небо, зеленая трава и вишнево-розовое озеро! 

 

  • Не согласен! 1
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Музей Петра Великого (Кунсткамера), г. Санкт-Петербург.

Фото С.М. Дудина. 1899 год.

Почтовая тройка.

Казах ямщик на почтовой (ямской) службе.

Везде на фотографиях казахская пусть неказистая на вид, но чрезвычайно неприхотливая выносливая лошадь.

1899.jpg

Музей Петра Великого (Кунсткамера), г. Санкт-Петербург.

Фото С.М. Дудина. 1899 год.

Тарантас и проводники.

1899.jpg

 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Музей Петра Великого (Кунсткамера), г. Санкт-Петербург.

Фото С.М. Дудина. 1899 год.

Почтовый лошади.

Наши края, окрестности Баянаула.

У нас двойку лошадей называют "парат", парат жегу - запрячь двойку лошадей. 

SEVERO-VOSTOK---DUDIN-S.M.---POCTOVYE-LO

SEVERO-VOSTOK---DUDIN-S.M.---POCTOVYE-LO

 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Музей Петра Великого (Кунсткамера), г. Санкт-Петербург.

Зарисовка А.А. Ворониной-Уткиной. 1913 год.

Каркаралинский уезд.

Надмогильные камни "Калмак-Оба".

Судя по названию это не казахские захоронения и не даже не калмыцкие (калмыки, как известно, надмогильные камни не ставили, да и в основном не хоронили в земле).

Не зная чьи это древние захоронения казахи как обычно всё приписали калмыкам (джунгарам). :)

Скорее всего это обычные древнетюркские "бабы", а может даже сохранившиеся вплоть до начала 20 века так называемые "оленные камни". 

После СССР теперь нигде не найти ни тех, ни других, ни третьих.

1913.jpg

 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Музей Петра Великого (Кунсткамера), г. Санкт-Петербург.

Фото С.М. Дудина. 1899 год.

Аул у озера Джамантуз

Горько-соленое озеро в современном Майском районе Павлодарской области, почти бывший Ядерный полигон.

SEVERO-VOSTOK---DUDIN-S.M.---1899-G.---M

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

On 12/9/2019 at 6:54 PM, Turkmen Aday said:

Эти фото были сняты в периуд голодомора кажется? Видимо длинна рукова зависит от климата проживания, то-есть местности. На Юге и на Западе Казахстана носили короткие рукова, на Севере видимо носили длинные. Ну там и климат суровее, отморозишь если будут руки открыты.

АКБ до сих пор не знает,что казахский костюм имеет длинные рукава и правый запах.. По АКБ у казахского костюма левый борт как у киданьев и джурдженьев .Даже с удивлением спросил как воевать в костюмах с длинными рукавами.

:lol:

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Для публикации сообщений создайте учётную запись или авторизуйтесь

Вы должны быть пользователем, чтобы оставить комментарий

Создать аккаунт

Зарегистрируйте новый аккаунт в нашем сообществе. Это очень просто!

Регистрация нового пользователя

Войти

Уже есть аккаунт? Войти в систему.

Войти


×
×
  • Создать...