Перейти к содержанию
АксКерБорж

Жизнь и быт казахов северо-восточного Казахстана по фотографиям 19 в. - нач. 20 в.

Рекомендуемые сообщения

9 minutes ago, АксКерБорж said:

 

 Так называют казахи, а монголы называют совсем по другому. 

 

 

Это только  в вашей голове-монголы называют  по другому. 

 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

С.М. Дудин. 1899 год. МАЭ РАН (Кунсткамера), Санкт-Петербург.

Саумал-коль (думаю это летние пастбища в районе нашего Баян-аула).

Домбрашы.

DOMBRA---S.M.-DUDIN---DOBMRACI--SAUMAL-K

 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

С.М. Дудин. 1899 год. МАЭ РАН (Кунсткамера), Санкт-Петербург.

Стирка белья (женщина в традиционном жаулыке северо-восточного типа): 

ZAULYK---S.M.-DUDIN---1899-G.---MAE-RAN-

 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

55 минут назад, АксКерБорж сказал:

С.М. Дудин. 1899 год. МАЭ РАН (Кунсткамера), Санкт-Петербург.

Павлодарский уезд.

Женщина в традиционном жаулыке северо-восточного типа.

ZAULYK---SEVERO-VOSTOK---S.M.-DUDIN---18  ZAULYK---S.M.-DUDIN---1899-G.---MAE-RAN-

 

нижняя часть юрты покрыта чием.

ты утверждал, что так делают только южные казахи 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

43 минуты назад, Steppe Man сказал:

можете привести ваши примеры с переводом на русский?

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Здесь ведь точно монгольские числительные идут в казахском языке

Құнажын, дөнежін для самок.

Құнан, дөнен для самцов.

Используются исключительно для обозначение возраст лошадей и КРС.

Почему домонгольские, тюркские названия вышли из оборота, если монголы были каплей в океане тюрков? 

  • Одобряю 1
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Интересно, можно ли объяснить происхождение терминов құлын, жабағы, и тай для лошадей с монгольского языка

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Посмотрел кыргызские термины. Там есть слово құнан, но на дөнен говорят бышты.

https://sputnik.kg/society/20160908/1029084943.html

Что интересно, и казахи и кыргызы пишут құнажын это не совсем трехлетка, а которая чуть старше двух лет, а дөнежін чуть старше трех.

Может быть здесь идет восточное исчисление возраста, которая присутствует и у монголов, где начало отсчета идет с момента зачатия. Тогда сходится.

  • Одобряю 1
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

53 minutes ago, RedTriangle said:

Здесь ведь точно монгольские числительные идут в казахском языке

Құнажын, дөнежін для самок.

Құнан, дөнен для самцов.

Используются исключительно для обозначение возраст лошадей и КРС.

Почему домонгольские, тюркские названия вышли из оборота, если монголы были каплей в океане тюрков? 

Монгольские числительные идут в казахском языке найман,долоод (дулат).

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

57 minutes ago, RedTriangle said:

 

 у монголов, где начало отсчета идет с момента зачатия. Тогда сходится.

У нас называют это хий нас.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

  • Admin
20 часов назад, АксКерБорж сказал:

Вспомните хотя бы Зуева, который считал язык татарских племен тюркским, причем родственным языкам так называемой кыпчакской группы.

Вы не попутали монголов с моголами относительно Зуева?

Относительно локализации ЧХ в ВКО - это полный бред, как и локализация там же тюрков, уйгуров и т.д.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

18 часов назад, RedTriangle сказал:

Здесь ведь точно монгольские числительные идут в казахском языке

Құнажын, дөнежін для самок.

Құнан, дөнен для самцов.

Используются исключительно для обозначение возраст лошадей и КРС.

Почему домонгольские, тюркские названия вышли из оборота, если монголы были каплей в океане тюрков? 

Почему если не были каплей в тюркском океане, сохранились только названия для 3х леток и 4х леток на монгольском в океане кыпчакского языка? Может потому что и были каплей? 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

17 часов назад, Steppe Man сказал:

Монгольские числительные идут в казахском языке найман,долоод (дулат).

Бесполезно, там и другие этнонимы  с тюркского  не переводятся, и окончания не переводятся ,только ведь хрен им докажешь :( 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

19 hours ago, RedTriangle said:

 

Что интересно, и казахи и кыргызы пишут құнажын это не совсем трехлетка, а которая чуть старше двух лет, а дөнежін чуть старше трех.

Может быть здесь идет восточное исчисление возраста, которая присутствует и у монголов, где начало отсчета идет с момента зачатия. Тогда сходится.

Все правильно.

в монгольском

3-хлетка шүдлэн

4-хлетка хязаалан

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

36 minutes ago, mechenosec said:

Почему если не были каплей в тюркском океане, сохранились только названия для 3х леток и 4х леток на монгольском в океане кыпчакского языка? Может потому что и были каплей? 

Это наследие монгольских предков Золотой Орды казахам.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

8 минут назад, Steppe Man сказал:

Это наследие монгольских предков Золотой Орды казахам.

Согласен, но этих монгольских предков было мало, аристократия.Потому и терминов монгольских мало  В  основном они потомки кыпчаков.Потому и язык большинства, то есть -Кыпчаков.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Только что, mechenosec сказал:

Согласен, но этих монгольских предков было мало, аристократия.Потому и терминов монгольских мало  В  основном они потомки кыпчаков.

Меченосец, зачем вам на всех кидаться и переубеждать?

Посчитали ведь сколько пришельцев могли перекочевать во время монголов за счет изменений монголоидности.

Мягко говоря совсем не капля.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

10 минут назад, RedTriangle сказал:

Меченосец, зачем вам на всех кидаться и переубеждать?

Посчитали ведь сколько пришельцев могли перекочевать во время монголов за счет изменений монголоидности.

Мягко говоря совсем не капля.

Зачем всем доказывать? Пытаюсь донести истину, да и знаете , как то не очень приятно ,когда воруют твою великую историю  завоеваний, которой  мало какой народ  , кроме монголов вообще гордиться .Да и вы ведь сам тут выкладывали про передачу на TV про наглое воровство . Насчёт монголоидности ? Честно говоря не особо верю. Войско у Батыя конечно было немалое, об этом все пишут, никто не смог оказать достойное сопротивление как джурджэни. Но тут есть две тонкости, Гуюк и Мунке увели самих монголов в метрополию, понимаете? Вспомните к какой группе языков относится ваш язык? Догадываетесь что за войско было у Батыя?  

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

 

С.М Дудин. 1899 год. МАЭ РАН (Кунсткамера), Санкт-Петербург.

Павлодарский уезд.

Табакерка (из рога, у нас ее называют "Мүйіз шақша", на юге страны имхо - "Темекі сауыт").

 

У нас дома раньше была такая, правда чуть другой формы. Она была для насвая. 

SEVERO-VOSTOK---S.M-DUDIN---TABAKERKA-MU

 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

30.01.2019 в 16:02, АксКерБорж сказал:

К.В. Щенников. До 1910 года. МАЭ РАН (Кунсткамера), Санкт-Петербург.

Нагайка (қамшы - для понукания лошадей пр езде верхом).

Павлодарский уезд, Теренгкульская волость (на правом берегу Иртыша, нынче Качирский район, моя вторая родина ;)).

SEVERO-VOSTOK---K.V.-SENNIKOV---PAVLODAR

 

К.В. Щенников. До 1910 года. МАЭ РАН (Кунсткамера), Санкт-Петербург.

Табакерка (из рога, у нас ее называют "Мүйіз шақша", на юге страны имхо - "Темекі сауыт").

Павлодарский уезд, Муздыкульская волость (на правом берегу Иртыша на границе с Омской и Новосибирской областями РФ, моя истинная родина, біздің ел ;)).

 

Вот именно такой формы у нас дома когда-то и была табакерка из бычьего рога:

SEVERO-VOSTOK---K.V.-SENNIKOV---TABAKERK

1910-1.jpg

 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

 

С.М Дудин. 1899 год. МАЭ РАН (Кунсткамера), Санкт-Петербург.

Павлодарский уезд.

Баян-аул.

Озеро Джасыбай.

Кумысчи- серебряк (по-казахски "Күмісші", а то "Кумысчи" звучит как изготовитель кумыса :)).

 

1899.jpg

 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

М.С. Вайшле. Первая треть 20 века. МАЭ РАН (Кунсткамера), Санкт-Петербург.

Павлодарский уезд.

Борьба (по-казахски "күрөс", пишется "күрес:)).

20.jpg

Юрта, сложенная на зимнее хранение:

20-3.jpg

Сушка курта:

20.jpg

Везде женщины в традиционном белом жаулыке северо-восточного типа (без тюрбана).

 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

 

Юрты нашего края.

 

Начало 20 века.

Павлодарский уезд Семипалатинской области.

Фото К.В. Щенникова.

МАЭ РАН (Кунсткамера), г. Санкт-Петербург.

V-YRTY---SEVERO-VOSTOK---K.V.-SENNIKOV--

1899 год.

Павлодарский уезд Семипалатинской области. Саумал-коль.

Фото С.М. Дудина.

МАЭ РАН (Кунсткамера), г. Санкт-Петербург.

SEVERO-VOSTOK---S.M.-DUDIN---SAUMAL-KOL-

Начало 20 века.

Павлодарский уезд Семипалатинской области.

Фото К.В. Щенникова.

МАЭ РАН (Кунсткамера), г. Санкт-Петербург.

V-YRTY---SEVERO-VOSTOK---K.V.-SENNIKOV--

А это группа статистиков и казаков (казахов) возле этой юрты.

Начало 20 века.

Павлодарский уезд Семипалатинской области.

Фото К.В. Щенникова.

МАЭ РАН (Кунсткамера), г. Санкт-Петербург.

SEVERO-VOSTOK---K.V.-SENNIKOV---STATISTI

 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Султан с женами и дочерьми (мне кажется старшую жену "бәйбіше" можно отличить по возрасту и традиционному северо-восточному белому жаулыку).

Начало 20 века.

Петропавловский уезд.

Фото К.В. Щенникова.

МАЭ РАН (Кунсткамера), г. Санкт-Петербург.

ZAULYK---SEVERO-VOSTOK---K.V.-SENNIKOV--

 

  • Like 1
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Для публикации сообщений создайте учётную запись или авторизуйтесь

Вы должны быть пользователем, чтобы оставить комментарий

Создать аккаунт

Зарегистрируйте новый аккаунт в нашем сообществе. Это очень просто!

Регистрация нового пользователя

Войти

Уже есть аккаунт? Войти в систему.

Войти


×
×
  • Создать...