Перейти к содержанию
Гость Эльтебер

Таласская Битва

Рекомендуемые сообщения

В 751 году китайцы были изгнаны из Средней Азии. Решающая битва произошла на Таласе. На ознакомление предоставляется описание этого события китайскими источниками.

Два текста взяты с форума All Empires:

http://mojtaba.proboards10.com/index.cgi?b...&num=1076842834

Перевод сделал мною. Привожу английские оригиналы после каждого текста

--------------

В 751 году нашей эры (на десятом году периода Тианбао династии Тан) произошло сражение на реке Талас на территории современного Кыргызстана и Казахстана. Официальной причиной для сражения послужил отказ вассала в Средней Азии, распологавшимся в Ташкенте, в повиновении китайской империи. В результате, наместник танского императора, Гао Жианжи, напал на Ташкент. Правители Ташкента попросили перемирия, на которое Жианжи в начале согласился. Однако вскоре он нарушил свои обещания и отдал город на разграбление китайской армии.

Мужчины были уведены в плен, а женшины, дети и пристарелые убиты. Ташкентский вассал был обезглавлен. Его наследник бежал и обратился за помощью к Аббаситской Империи.

Китайская разведка доложила о намерениях арабов напасть на четыре китайских округа в Жию (современный Циндзян и части Казахстана и Афганистана). Гао Жианжи решил первым напасть на арабов. Из-за политического влияния Танского Китая в Средней Азии, войска карлукских тюрков и Ферганского Ханства выступили на стороне китайской армии.

Несмотря на то что танская армия имели около 30 тысяч солдат, из которых две трети были китайцами, арабы сумели собрать 70 тысяч воинов.

Танская армия под предводительском Гао Жианжи двинулась в поход длиною более 700 китайских миль и столкнулась с арабской мусульманской армией в Таласе. Так произошла знаменитая и судьбоносная битва в истории Азии и мира.

Битва продолжалась 5 дней. Карлукские тюрки, видя что битва складывается не в пользу китайской армии, перешли на сторону арабов.

Силы Гао Жианжи подверглись атаке с друх сторон, арабами и карлукскими тюрками. Китайская армия не смогла удержать позиции и начало отступление.

Два генерала под командованием Гао Жианжи, Ли Сие и Дуан Жиуши собрали остатки своей армии и бежали в сторону Анжи, одного из округов в танском Жию. Отступающии войска ферганских союзников непреднамеренно заблокировали путь танской армии. Боясь преследования арабов, генерал Ли Сие приказал своим воискам уничтожить ферганских солдат. Сотни ферганцев были убиты перед тем как китайцы бежали.

В ходе пораженческой битвы с арабами, генерал Ли посоветовал Гао Жианжи бежать. Генерал Дуан проклял его и сказал: "Бегство из-за страха перед врагом - это трусость, спасение путем сдачи армии - неблагодеяние". Гао Жианжи все же сумел бежать с остатками армии. Арабы одержали победу над нападавшими китайцами. Почти что все танские солдаты были убиты или взяты в плен. Только небольшая группа солдат сумела бежать.

------------

Ниже привожу оригинал.

------------

The Battle of Talas according to Chinese sources

The Battle of Talas

In the year 751 AD (the tenth year of the Tianbao period of Emperor Tang Xuanzong), the battle of Talas River was fought near today's Kirghizia in Kazakhstan.

The official cause of the battle was due to the Chinese vassal of Tashkent in Central Asia not paying enough respect fit for an vassalage to the Chinese empire. As a result, the Tang Chinese Viceroy of Anxi in Central Asia, Gao Xianzhi, invaded the state of Tashkent. The Tashkent rulers pleaded for peace, to which Viceroy Gao initially agreed, but soon he went against his earlier promise and sacked the city of Tashkent by force. The city was pillaged by the Chinese army, the men were snatched away while the women, children and the elderly were killed. The king of Tashkent was also beheaded. The prince of Tashkent, who luckily got away, begged the Abbasid Dynasty of the Islamic empire for help. At this crucial time Chinese intelligence reported that the Arab Muslims intended to strike the four Chinese districts in Xiyu (in modern day Xinjiang province and parts of Kazakhstan and Afghanistan). Viceroy Gao decided to strike the Arabs first in a preliminary attack. Due to the influence of Tang China in Central Asia at the time, troops from Central Asian states that were allied to China such as the Qarluq Turks and the state of Ferghana joined the Tang Chinese forces. Altogether the Tang Chinese army and allies numbered more than 30,000 men, two-thirds of which were Chinese. The Arab army numbered about 70,000. The Tang army under the leadership of Gao Xianzhi travelled more than 700 Chinese miles and eventually it met with the Arab Muslim army at Talas. Thus a famous and important battle in Asian and world history - the battle of Talas River, took place.

The mutual struggle during the battle lasted for five days, during which the Tang Chinese ally of Qarluq Turks saw that the situation was gradually going against the Chinese army and thus defected and went over to the Arab side. Gao's forces were attacked from both sides by the Arabs and the Qarluq Turks and as a result the Chinese army could not hold on and was routed. Two generals serving under Viceroy Gao, General Li Siye and General Duan Xiushi gathered the scattered troops and escaped towards the Anxi region in Tang-controlled Xiyu. In the process of retreat troops of the Ferghana allies, who were also retreating, crowded and blocked the path of the Tang army. Concerned about the Arab forces chasing them, General Li Siye ordered his men to kill the Ferghana troops in order to get away. Hundreds of Ferghana soldiers were killed before the Tang army got away. Earlier on when the battle was being lost, General Li advised Viceroy Gao to run away. General Duan condemned him saying: "To retreat due to fear of the enemy is not courage, to save oneself by sacrificing the army is not benevolence." In the end Gao Xianzhi escaped with a few remaining troops. Thus the battle ended with a victory for the Arab Muslims over the attacking Tang Chinese. Almost all of the Tang army's 30,000 men were killed or captured and only a small minority got away.

------------------

Другой китайский источник:

Описание Таласской Битвы, написанное Жижи Тонгжияном в эпоху Северной Сонг Династии.

------------------

Гао Жианжи пленил вассала Ташкента. Наследник вассала бежал в варварские государства и распростанил слухи о неверности и жадности Жианжи. Варварские государства были недовольны этим. Под предводительством Исламской Империи они в секрете спланировали напасть на 4 округа в Жию. Узнав об этом, Жианжи напал на Исламскую Империю с 30 тысячным воиском, состоявшего как из китайских, та и не китайских солдат. Его воиска двинулись в поход длиною 700 миль и столкнулись с исламской армией у города Талас. Бой длился 5 дней в течении которых карлукские тюрки танской армии дезертировали и атаковали танские силы вместе с арабами.

Жианжи был полностью побежден. Большинство солдат погибло. Оставалось всего несколько тысяч бойцов. Правая рука Жианжи, генерал Ли Сие посоветовал ему бежать. Путь отступления был очень узок и труден. Союзнические войска ферганцев были впереди них, блокируя дорогу. Сие выдвинулся вперед и приказал уничтожить всех ферганцев на их пути. Ферганские солдаты и их кони были убиты перед тем как силы Жианжи смогли прорваться.

Офицеры и солдаты танской армии были разбросаны и не могли организоваться. Вице-генерал, Дуан Жиуши услышал клич Ли Сие. После встречи с Сие, Жиуши проклял его сказав:"Укрытие от врага и бегство - это не мужество, спасение путем отказа от армии - это не благодеяние. К твоему счастью тебе удалось бежать, но разве ты не чувствуешь вину и стыд за содеянное?" Сие поклонился и поблагодарил Дуана за возражение. После этого Сие остался позади чтобы удержать наступление вражеских войск преследовавших их. Он также собрал свои разбросанные войска перед тем как вернуться в Анжи. Все солдаты бежавшие с поля боя были прощены. После возвращения в Анжи, Сие доложил Жианжи о случившемся. Жианжи вознаградил Дуана и поставил его во главе войск в провинциальной столице и сделал его армейским судьей

Oригинал

My own English translation of this account: (Not necessarily 100% accurate )

The person that Gao Xianzhi had captured was the King of Tashkent. The Prince of Tashkent escaped away to the various barbarian states and among them he spread words about Xianzhi's unfaithfulness and greed. The various barbarian states all became very angry at this, and with the Islamic empire in the lead, they secretly planned to strike the four districts in Xiyu. After Xianzhi heard about this, he attacked the Islamic empire with an army of 30,000 men, consisting of both Chinese and non-Chinese troops. His force travelled a great distance of 700 Chinese miles before encountering the Islamic army at the city of Talas. The battle lasted for five days. During this time the Qarluq Turks in the Tang army defected and they attacked the Tang forces together with the Islamic army. Xianzhi was decisively defeated. Most of his men were lost and only a few thousand remained. Then the Right Guard General Li Siye advised Xianzhi to escape away. The retreating path was narrow and difficult to travel, and the allied Ferghana troops were in front of them, their men and horses blocking the way. Siye went ahead, and with a large club he ordered his men to kill all the obstructing Ferghana soldiers. The men and horses were all slaughtered before Xianzhi's forces could go through.

The officers and soldiers of the Tang army were all scattered around and could not find each other. Then the Vice-General Duan Xiushi of Xinyang heard the sound of Siye. After they met Xiushi condemned him, saying: "To hide from the enemy and escape away is not courage, to save oneself by abandoning the army is not benevolence. Now fortunately you have been able to escape, but do you not feel any sense of guilt and shame?" Siye bowed to Xiushi and thanked him for his rebuttal. He then stayed behind to hold off enemy troops that were running after them. He also gathered up the scattered soldiers before returning to Anxi. All the soldiers that had ran away were excused from any punishment. After returning to Anxi, Siye told Xianzhi about what happened. Xianzhi therefore rewarded Duan Xiushi, putting him in charge of various forces in the provincial capital and making him a judge in the army.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Кстати, если китайцы наградили своего побежденного генерала, то победитель китайцев и завоеватель Средней Азии арабский полководец был убит во время переворота... имя жаль забыл...

К вопросу о том. что карлуки предали китайцев, это фигня! Критически читайте китайских историков. У них все народы - это подданые Поднебесной, а если народ защищает свою независимость, то они становятся "предателями". Разве не похоже на нынешнее положение вещей в мире, где вокруг одни "террористы"??

А вообще, к чему это ты, Эльтебер?? Или карлуки - это Кыргызы были??

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

завоеватель Средней Азии арабский полководец был убит во время переворота... имя жаль забыл...

Зияд ибн Салих.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Приводятся цифры танской армии...30 тысяч воинов, из которых две трети китайцы.

Это маловероятно,т.к. на стороне танской империи воевали племена вассалы. Не могли китайцы тащить из глубины Поднебесной свои отборные войска за три девять земель в некое царство, в некое государство....Воевали в основном наемники-кочевники, а они платили номадам. Войско, выдвинувшееся из Западного края навстречу арабам, состояло в основном из местного населения (карлуки) и при нем был небольшой китайский отряд с командирами. В Танскую эпоху самый дальний китайский военный гарнизон располагался в городище Суяб (это примерно в 6 км.от современного города Токмок, Кыргызстан). Далее это войско, двигаясь на запад до Таласа, совершило переход в 700 ли.

Тогда в 751 году китайцы ушли из Западного края, но почти через тысячу лет возвратились вновь....

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

В переводе с аглоязычного форума All Empires отмечается о 5-дневном бое между арабами и китайцами. Тогда как другие источники свидетельствуют о пятидневном противостоянии противоборствующих сил, что более вероятно.

Да не могли же противники сражаться в течение светового дня, а на ночь уходить на "перекур". Как было принято в те далекие времена, воины разводили костры, при этом каждая сторона демонстируя свое численное превосходство. Вот, мол, какие мы крутые и как нас много. Резали живность, жарили мясо, занимая осадное положение. Перекрикивались между собою, друг друга матами отсылали куда по-дальше (ведь по обе стороны были тюркоязычные), показывали друг другу непристойные жесты, демонстрировали обнаженные задницы, совершали обоюдные вылазки в лагерь другой стороны, ловили лазутчиков, торговались между собой и т.д. и т.п.

И только на пятый день противостояния, карлуки находившиеся на холме, внезапно ударили в тыл китайцам, и тогда атаку с фронта начали арабы. Танская армия, неся потери, дрогнула и обратилась в бегство. Конвой Гао Сянь-чжи проложил путь среди охваченных паникой воинов и таким образом спас своего предводителя.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Выдержки из фундаментального труда Н.А.Аристова «Усуни и кыргызы или кара-кыргызы» о Таласском сражении 751 года......

«Не лишне иметь в виду, что пред появлением карлыков на Чу и Таласе китайское оружие подвергалось здесь неудачам и китайское влияние в этом крае окончательно пало. Китайский главнокомандующий западным краем Гао Сянь-чжи схватил владетеля Ши (Ташкента), обвинив его в нарушении долга вассала, и отправил его в китайскую столицу, где он предан казни. «Это произвело всеобщий ропот в западном крае. Владетелев сын ушел в Даши просить вспомогательного войска. Он осадил город Хынлос и разбил Сянь-чжи., а после поддался Даши». У Гобиля есть некоторые подробности по этому поводу: Гао-Сянь-чжи прибыл к Ши в 750 году под предлогом заключения договора и неожиданно схватил и обратил в пленника тамошнего владетеля. Он ограбил дворец и самый город. Захвачено было много превосходных музыкальных инструментов и много золота, так что драгоценными предметами нагрузилось пять или шесть верблюдов. Взято было много рабов и большое количество лошадей. В начале 751 года Гао Сянь-чжи доставил своих пленников (был ещё пленен вождь тюрской орды тукиши) в столицу Китая и сам возвратился в Аньси (Куча).

Между тем сын владетеля Ши, получив помощь от соседних государей и арабов, выступил против китайцев. Гао Сянь-чжи пошел навстречу с 60 т.ч., почти все из местного населения; у него были, однако, китайские офицеры и немного китайских солдат. Он прошел более 700 ли и армия его сильно пострадала в походе. В седьмой луне в сражении близ Тараса он был совершенно разбит и ночью бежал. Помощник его спас часть армии и прибыл с нею в Аньси».

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

А вот как Лев Гумилев красочно, в художественной форме нафантазировал про Таласское сражение....

"Второе столкновение Востока и Запада произошло в 751 г. в той же Таласской долине. Танское (китайское) войско явилось туда по мольбе жителей страны Согд в современном Узбекистане, нещадно ограбляемых арабами. Бой на равнине шел три дня и был решен тюрками-карлуками, стоявшими неподалеку и державшими нейтралитет. Подумав, карлуки решили, что китайцы все же хуже арабов, и ударили на их фланг. Китайцы побе%E

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

751 июль - Битва у реки Талласа

...Недальновидная политика Китайской империи окончательно толкнуло согдийцев в объятия арабов. Сын одного казненного князя привел на выручку мусульманский отряд Зияд ибн-Салиха. Последный присоединив к своей армии еще и своих Согдийских друзей, осадил г. Талас. Китайский полководец Гао Сянь-чжи двинулся на выручку, туда же подтянул свою конницу ябгу карлуков, вассал Китая. На стороне имперцев выступили ферганцы, кашагарцы, кучасцы - всего 30.000 человек. Число арабов и согдийцев неизвестно, но, учитывая ход событии, вероятно, их тоже было около 30.000.

Обе армии встретились у Атлаха, около р. Талас.

Ожесточенная битва продолжалась пять дней без заметного результата. Но в решительный момент карлуки ударили в тыл войска Гао Сянь-чжи, и имперцы были разбиты наголову.

Гао Сянь-чжи бежал в Китай. Однако Халифат не смог воспользоваться плодами победы. Восстание Абу-Муслима и Абуль Абаса в 750 г. против Омеидов поглотило все силы страны. Победитель при Таласе Зияд ибн-Салих оказался замешанным в одном из многочисленных заговоров и сложил свою голову на плахе. Однако поражение настолько напугало китайцев, что они отказались от мысли захватить Запад.

Кстати, про эту уникальную битву сохранились отголоски и в армянских источников. Вот, крайне занимателное, хотя и легендарное сообщение историка VIII-ого века Гевонда. Кстати, весь этот рассказ о походе Магомета против китайцев в тех же самых выражениях находится у Асогика. Интересно, что согласно этому сообщению удача была на стороне именно китайцев, что не отражает действителность, зато полностью соответствует с политической позицией авторов...

ГЕВОНД

ИСТОРИЯ ХАЛИФОВ

В то время (автор имеет ввиду начало VIII века - L) военачальник Махмет был подстрекаем против Тченов (китайцы - L). Потому он (Мухаммед ибн Марван, востикан Арминии (693-701, факт. с 699) - L) просил повелителя Исмаильтян (арабы - L) дать ему большое войско, обещаясь привесть китайского государя в повиновение. Властитель Исмаильтян собрал огромное войско в 200,000 человек и поручил ему. Махмет, с многочисленным войском вышедши из Дамаска, через Сирию, Персию и Хорасан достиг пределов китайской империи. Расположившись лагерем на берегах большой реки Ботис (таллас - L), он написал следующую грамоту царю китайскому: "Почему ты один, писал он, не повинуешься властителю нашему, имя которого приводит в трепет все народы. На кого же ты надеешься, что не покоряешься нам? Не считаешь ли ты и нас за девушек, среди которых ты, принарядившись, роскошничаешь?... Теперь же, если ты не подчинишься рабски нашему игу, знай, что опустошу землю твою и положу конец твоему владычеству. Но не будь беспечным, не медли ответом, а, как только можно, скорее дай нам знать, что ты намерен делать». Когда царь китайский, Дженбакур (по мнению армянских авторов, титул китайского императора - L) прочитал письмо, то призвал к ce6е телохранителей и сановников своих, и советовался с ними: какой написать ответ на полученное письмо. Наконец, согласились дать следующий ответ: «ужели ты славнее всех царей, которые с начала и до сих пор повелевали светом — царя вавилонскаго, который покорил вселенную, македонского, персидского? Почему же они не могли покорить царства нашего? Знай, что ты бесстыднее всякой собаки; ты дышешь только похотливостью и скверным сластолюбием. Слух о красоте моих девиц заставил тебя жертвовать собою и жизнью войска, пришедшего с тобою; будто бы не было для вас могил в Дамаске. Знай, что страна наша никому не покорялась, и я не могу согласиться на предложения твои; а если ты просишь у меня подарков, то я тебе дам их по обычаю царей и ты отправишься с миром в страну свою». Снова послал Махмед к Дженбакуру письмо, в котором писал: «дай мне 30,000 дев, тогда я отправлюсь с миром, а если не дашь — пойду на тебя войною».

Согласился царь китайский на требование его и послал к Махмету сказать, чтобы он остался в лагере своем, пока тот исполнит просьбу его. Между тем, он приказал войскам своим устроить закрытые колесницы, обитые парчею, и посадить в них отборных всадников, вооруженных с ног до головы, вместо дев, которых просил Махмед, чтобы заманить неприятелей в ловушку. Прибывши на берег реки, они расположились лагерем против войска Махмета; в колесницах поместилось 40,000 всадников, а сам Дженбакур с несколькими всадниками остался поодаль за несколько стадий и послал к военачальнику Махмету с вестью: «приди, говорит, возьми требуемых тобою 30,000 дев, которых я выбрал из всего царства моего; возьми заслуженных из войска твоего по числу дев, перейди на эту сторону реки, и я раздам девиц моих по жребию, кому какая достанется, чтобы не произошло ссоры между твоими войсками.» Вместе с той вестью послал корабли, чтобы все войска Махмета могли разом переехать. Выбранные, лучшие из всего войска, переехали реку в числе 30,000 человек (интересно, что это сообщение отражает действителную численность арабской армии - L). Едва только вступили они на противоположный берег, китайский царь приказал своим напасть на войско исмаильское и, когда началась битва, вдруг вышли и те, которые доселе скрывались в своих кибитках, окружили их и перерезали всех мечем; не спасся ни один воин даже бегством. Между тем канаты кораблей были отрезаны, чтобы уже не было никакой возможности опять переправиться на противоположный берег и спастись от преследования. Один только Махмет с несколькими всадниками, сев на коня, бросился вплавь через реку, надеясь на силу коней. Таким образом, пристыженные царем китайским, возвратились восвояси и не смели более идти войной на Китай...

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

 

Таласская битва – столкновение цивилизаций. Как мусульмане 1260 лет назад выбили из ЦентрАзии китайцев (история)

 

1 260 лет минуло со дня грандиозного сражения, происшедшего в Таласской долине (граница современных Казахстана и Кыргызстана) возле древнего города Атлах. Битва между войсками Аббасидского халифата и Тюргешского каганата с одной стороны и армией танского Китая с другой за контроль над Центральной Азией стала фактически столкновением цивилизаций. Единственное в истории арабо-китайское сражение на реке Талас произошло в 751 году и до сих пор продолжает оставаться предметом исследования, поскольку имело огромное цивилизационное значение. Причем столкновение двух культур оказало влияние не только на регион Центральной Азии, эта битва остановила экспансию танского Китая на Запад.

Арабская армия во главе с наместником Абу Муслима Абд ар-Рахман ал-Хурасани ал-Марвази (747–755) – Зийадом ибн Салихом и китайская во главе с Гао Сяньчжи четверо суток стояли друг против друга, не решаясь вступить в сражение. Полководцы вряд ли тогда догадывались, что от исхода их битвы решится вопрос, какая культура будет доминировать в Центральной Азии в течение последующих столетий – мусульманская (арабская) или дальневосточная (конфуцианская, китайская)? Сегодня мы знаем, что на исход битвы в немалой степени повлиял выбор местных народов – западных тюрков и карлуков, которые встали на сторону мусульман.

Сегодня историю Таласской битвы изучают по сохранившимся кратким сведениям в трудах средневековых мусульманских авторов – «Китаб бад ал-халк ва-т-тарих» ал-Мутаххара ибн Тахира ал-Макдиси (писал в 966 г.) и «ал-Камил фи-т-тарих» Ибн ал-Асира (умер в 1233 г.). Китайские известия по таласской теме проанализированы американским исследователем К. Бэквитом.

Примечательно, что Абу Муслим Абд ар-Рахман представлял халифат Аббасидов (749–1258), которые всего за несколько лет до начала Таласской битвы – в 749 году – пришли к власти вместо Омеййадов (660–749). До государственного переворота, приведшего к смене власти, аббасидский имам Ибрахим (умер в 749 г.) в марте 747-го послал Абу Муслима в Хорасан как своего личного представителя. Здесь Абу Муслим сумел организовать местную антиомеййадскую организацию и за месяц собрал несколько тысяч сторонников аббасидов. После ряда побед продвижение армии восставших на за­пад возглавил Кахтаба, а Абу Муслим уже из города Мерва продолжал руково­дить остальной территорией Хорасана и захватом Мавераннахра.

Важнейшим следствием государ­ственного переворота, устроенного аббасидами, стали утрата арабами приви­легированного положения, а значит, их монополии на власть, а также уравнение в правах мусульман разного этническо­го происхождения. Это в свою очередь привело к быстрой исламизации Ирана и Центральной Азии и усилению роли иранского и тюркского элементов в политической и духовной жизни халифата.

Итак, укрепившись в Мерве, наместник Аббасидов – Абу Муслим управлял восточной частью мусульманского мира (машрик) в качест­ве независимого правителя. Он старался укрепить государственность всеми мерами, подавляя противодействия сепаратистских сил. «Восточная политика» Абу Муслима в последние годы стала предметом научных исследований. За восемь лет активной религиозно-политической деятельности Абу Муслим сформировал новую форму правления, создал новую местную правящую элиту, поддержав стремления местных государственных деятелей к созданию сильной государст­венности на востоке аббасидского халифата. В качестве подтверждения сильной власти Абу Муслима можно назвать его роскошный дворец в Самарканде, обнаруженный недавно во время археологических исследований. Он предназначался для проведения официальных приемов и других государст­венных дел.

Возведение так и незаконченного дворца Акыртас на территории нашей Жамбылской области, судя по всему, так же как и строительство дворца в Самарканде, связано с «восточной политикой» Абу Муслима. Обнаруженная на территории комплекса Акыртас в 1996 году мечеть позволила опроверг­нуть версии об Акыртасе как брахманском храме или несторианском монастыре и с большей точностью определить начало строительства – не ранее середины VIII века. Фундамент, укрепленный красным песчаником, строился на века, что и позволило дворцовому зданию сохраниться до наших дней. Немецкий исследователь-искусствовед Б. Бренть­ес давно высказал мнение о том, что Акыртас строился по приказу арабского полководца Кутайбы ибн Муслима (Абу Муслима) (704–715), который все время вел завоевательные походы, а его воины жили в военных палатках (сарадик).

Дворец в Акыртасе представляет собой строение, четырехугольное в плане (205 х 185 м), выложенное из массивных блоков красного песчаника; оно состоит из четырех частей. В трех из них помещения расположены вокруг дворов, а четвертая часть территории свободна от застройки. В центре дворцового комплекса находится двор с двумя водохранилищами – хаузами. В состав комплекса Акыртас, кроме дворцового сооружения, входят загородные усадьбы, замок, парк, карьер по добыче камня, глиняный карьер и хаузы-водохранилища. На основе вышеизложенного можно утверждать, что возведение такого дворца, скорее всего, соответствовало планам «восточной политики» Абу Муслима и его союзников из местной среды.

Таласская битва и «восточная политика» Абу Муслима вошли в историю как решающий фактор в исламизации политической элиты Центральной Азии. Победа арабов оказала сильное воздействие на распространение мусульманской культуры, в первую очередь среди городского населения. Письменные источники свидетельст­вуют об увеличении числа городов в указанное время. Так, судя по древним архив­ным данным, в предгорной полосе Таласского Алатау появились города Джумушлагу и Манкент; на Средней Арыси сформировался округ Кенджида с центром в Усбаникете; в Отрарском оазисе – города Кедер, Весидж и Бурук, в округе Шавгар – Йасы, Шагильджан, Карнак, Карачук, Сауран; в низовьях Сырдарьи – Сыгнак, Дженд, Асанас, Барчкент; на северных склонах Каратау – Баладж и Берукет.

Другим последствием Таласской битвы, важным для промышленного развития нашего региона, можно считать начало производства бумаги в городе Самарканде. Секрет «бумажного мастерства» привезли китайские мастера, захваченные в плен под Таласом. Кроме этого, значимость Таласского сражения отмечают и западные исследователи, поскольку оно остановило танскую экс­пансию на Запад.

В Институте востоковедения им. Р. Сулейменова Комитета науки Министерст­ва образования и науки РК проводятся исследования по изучению истории и культуры Казахстана того времени. В рамках программы «Культурное наследие» наш институт издал две книги, посвященные эпохе «таласской битвы» – «Письменные источники по истории и культуре Алма­ты (VIII – начало XX в.)» и «Восточные источники об Алматы». Эти издания интересны тем, что в них мы включили переводы документов, имеющих отношение к истории Таласской битвы. Также этой теме посвящена докторская диссертация «Тюрки и иранцы в Танской империи (618–907 гг.)».

 

http://www.paruskg.info/2011/09/18/49729

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

"Западные записки китайского военнопленного". Свидетельство о тюргешах и арабо-китайской битве 751 года на реке Талас, изменившей ход истории в Средней Азии

https://www.academia.edu/9337922/_The_Jing_Xing_Ji_of_Du_Huan_Notes_on_the_West_by_a_Chinese_Prisoner_of_War._Harvard_Middle_Eastern_and_Islamic_Review_volume_5_1999-2000_77-102?fbclid=IwAR3o-3u6YlzBJfNPfCaUD3_hAx9s6IK4spGtGNf0kgBdhQMPHijpco9DzAk

  • Одобряю 1
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Для публикации сообщений создайте учётную запись или авторизуйтесь

Вы должны быть пользователем, чтобы оставить комментарий

Создать аккаунт

Зарегистрируйте новый аккаунт в нашем сообществе. Это очень просто!

Регистрация нового пользователя

Войти

Уже есть аккаунт? Войти в систему.

Войти


×
×
  • Создать...