Перейти к содержанию
Kamal

О чем писали поэты 18 - начала 20 вв

Рекомендуемые сообщения

В данной теме хотелось бы провести краткий анализ творчества поэтов и понять реальную социально-бытовую ситуацию народов Евразии.

Например, все каракалпакские поэты этого периода до единого были борцами за свободу угнетенного трудового народа. Некоторые сами принимали активное участие в восстаниях, а поэт Ажинияз лично возглавлял отряд повстанцев. В основном все поэты в своих стихах призывали народ к борьбе против произвола - это помимо прочих произведений самая главная тематика каракалпакских поэтов того периода. 

В общем изучая их творчество можно понять, какая тяжелая была жизнь каракалпаков в этот период. 

 

http://jaslar.narod.ru/library_cult4.html

 

 Многие свидетельства духовной жизни каракалпаков ранних периодов не сохранились, а то, что дошло до наших дней, изучено недостаточно полно. Пока же имена авторов, имеющих непосредственное отношение к каракалпакской народной литературе, относятся к 14-16 вв. 

В ногайском союзе (14-16 вв.) жили и творили такие поэты и сказители, как Соппаслы сыпыра жрау (15 в.), Асан-кайгы(15 в.), Жиренше (15 в.), Ормамбет (16 в.) и другие. Они стояли у истоков письменных литератур каракалпаков, казахов, ногаев — народов, происходивших от племен Ногайского политического объединения. В среде каракалпакского народа и поныне широко бытуют сказания, легенды, песни, созданные этими сказителями. 
В упорной борьбе каракалпаков против жестокого ига хивинских ханов в 18- первой половине 19 века выдвинулись замечательные народные поэты — Жиен-жрау, Кунходжа, Ажинияз, Бердах, Отеш. Они бичевали в своих песнях и поэмах ханов-угнетателей, каракалпакских феодалов и их слуг — представителей мусульманского духовенства, воспевали героев освободительной борьбы, призывали народ к единению. 
Крупнейший представитель каракалпакской литературы 18 в., поэт и сказитель Жиен-жрау обличал жестокую политику хивинских ханов, каракалпакских биев и ишанов. Преследуемый хивинскими властями, он вынужден был покинуть Хорезм и уехать в Туркестан. До конца дней своих прожил среди бухарских каракалпаков, в районе Нураты. Многие ученые (В. Жирмунский, Н. Давкараев, И. Сагитов, С. Камалов, Л. Климович и др.) указывают на участие Жиен-жрау в создании эпоса «Сорок девушек». Все прогрессивные каракалпакские поэты 19- начале 20 в. считали его отцом каракалпакской поэзии. 
Другой известный поэт — Кунходжа (Джиемурат, 1799-1880) — истинно народный поэт. В своих произведениях («Чабаны», «Жнецы», «Белый камыш» и др.) он, отобразив тяжелое положение трудового народа под властью эксплуататоров, вскрыл классовые противоречия («Не забуду», «Ну и верблюд», «С народом«, „Мой сын“, „Байский сын“ и др.) и гневно заклеймил представителей господствующих классов. 
Ажинияз, сын Косыбая (1824-1878) — ещё одна крупная и своеобразная творческая фигура. Будучи выходцем из обеспеченной семьи, Ажинияз получил образование в медресе, овладел несколькими языками, хорошо историю и фольклор, был знаком с восточной лирикой, побывал далеко за пределами каракалпакских земель, учил детей в казахских степях. 
Ажинияз обогатил и разнообразил каракалпакское стихосложение, поднял его на новую ступень. В тематике его произведений, наряду с лирическими, большое место социальные мотивы. Так, в ставшей широко популярной поэме „Бозатау“, он описывает антихивинское восстание каракалпаков1858-1859 гг. Кроме создания оригинальных произведений, Ажинияз занимался переводом на каракалпакский язык сочинений Махтумкули. 
Бердах (Бердимурат), сын Кагабая (1827-1900) — Наиболее выдающийся представитель каракалпакской классической литературы. Для каракалпаков он то же, что Пушкин для русского народа, Шевченко — для украинского, Руставели — грузинского, Навои — для узбекского, Абай — для казахского, Махтумкули — для туркменского. В многочисленных лирических произведениях, поэмах Бердах хорошо отразил социальную жизнь каракалпакского народа в 18-19 вв. Как поэт-демократ он оценивал события и общественные отношения своего времени с прогрессивных позиций, проводил в своих произведениях идеи гуманизма, справедливости, патриотизма. 
Через все творчество Бердаха проходит тема угнетенного народа. В стихотворениях „Не было никогда“, „Налог“, „В нынешнем году“, „Моя жизнь“ и многих других поэт показывает тяжелую участь простых тружеников, произвол баев и феодалов. В стихотворениях „Лучше“, „Кажется“, „Налог“, в поэме „Царь-самодур“ и других произведениях он гневно бичует эксплуататоров, осуждает социальное неравенство, общество, порождающее деспотизм и тиранию богачей. Поэт призывал передовых членов общества бороться за счастье народа („Для народа“, „Мне нужны…“ и др.). В исторических поэмах „Амангельды“, 
„Ерназар-бий“ Бердах воспевал героизм тех, кто восстал против хивинской власти. В этих произведениях он дал оценку многим событиям прошлого, поэтому ни одно поколение историков не проходит мимо творчества Бердаха. 
Поэт срывал маску со служителей культа, которые при помощи религии обманывали и эксплуатировали народ („Лучше“, „Кажется“ и др.). Бердах воспевал труд („Лучше“), выступал в защиту женщин („Невестка“, „Не задумывайся“), призывал молодежь любить Родину, овладевать знаниями („Сыну“, „Не будь глупцом“). 
В своих поэтических произведениях Бердах поднимался до больших философских обобщений: будучи свидетелем темноты и бесправия трудового народа, мечтал о его счастье, о „справедливой эпохе“, воспевал народных героев, направлял острие своей поэзии против эксплуататоров. Однако в силу общественно-экономических условий того времени Бердах не видел революционных путей освобождения трудящихся, чем объясняется стихийность его протеста против социального неравенства. Воззвание к помощи бога („Помоги нам“), поиски лучшей доли для народа („Я искал“), мечта о справедливом правителе „Мне нужны…“), разочарование в идее „справедливого царя“ („С тех пор как существует мир, не было справедливого царя“), призыв к уничтожению эксплуататоров (» Царь-самодур») — вот мотивы, звучащие в произведениях Бердаха. Он стоял выше идеи «справедливого царя» и ниже понимания идеи революционного преобразования общества, но в одно верил без колебания — в справедливость борьбы народа за свое освобождение. 
Широта тематики, совершенство поэтической формы, а главное — острая идейная направленность, народность, правдивость и гуманизм делают творения Бердаха бессмертными. Отеш, сын Алшынбая (1828-1902), оставил небольшое поэтическое наследие, но сила его сатиры, направленной против эксплуататоров, в защиту обиженных и угнетенных («Шерменде», «Похож», «Нуратдин» и др.) ставит его в один ряд с лучшими представителями дореволюционной каракалпакской поэзии. Идейные и художественные традиции своих предшественников — Жиен-жрау, Кунходжи, Ажинияза, Бердаха и других продолжил Омар, сын Сугиримбета (1879-1922). Почти всю жизнь он был наемным работником-издольщиком (кунликши) и испытал на себе все тяготы бесправия и угнетения, что нашло отражение в его творчестве. Так, в стихотворениях «Бекпан», «Есть у них». «Не могу молчать» вскрваются классовые противоречия, а в стихотворении «Покажу вам» («Берермен») звучит призыв отомстить эксплуататорам трудящихся. «Отомщу за тех, кто подвергнут мучениям и издевательствам, за несправедливость, за эксплуатацию бедных, сирот, поиздеваюсь над паразитами, над теми, кто сейчас издевается над ними», — писал поэт. Классовый подход к явлениям общественной жизни, защита интересов угнетенных в творчестве Омара поднялись на ещё более высокую ступень. Своеобразно творчество Сарыбая (19 век) — первого каракалпакского баснописца. Умело используя фольклорные традиции ( сказки, басни, легенды, аллегории и т. д.), поэт образно рисует тяжелую участь бедняков («Диалог поэта и воробья», «Спор с летучей мышью»). Например, в легенде о судьбе летучей мыши (царь Соломон приказал ободрать перья всем птицам, и первой жертвой была летучая мышь) он иносказательно показывает судьбу обездоленного народа, терпящего произвол власть имущих.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Узбекский взгляд на каракалпакскую поэзию 18 - первой половины 19 вв. Вопрос: почему до первой половины 19 века, а не 18-19 вв? Наверное, есть какой-то политический смысл, потому что, творческий подъем Ажинияза, Бердаха и др. начинается с 50-х годов 19 века. 

 

http://testhistory.ru/history.php?id=his_2_113

 

Каракалпакская письменная литература в XVIII — первой половине XIX вв.  

Начиная с XVIII века начинает формироваться и развиваться каракалпакская письменная литература. В XVIII — первой половине XIX века жил и творил ряд каракалпакских литераторов, их имена известны и сегодня.

Один из них Джиен Джиров (1730-1784). Он прославился как бахши и в то же время писал стихи. В своих произведениях «Эй, джигиты, джигиты», «До свидания, друзья», «В сердце моем раны», «Отдай верблюда!» он критиковал несправедливость, существовавшую в обществе. Джиен Джиров также был мастером юмористических и сатирических стихов.

Каракалпаки — свободолюбивый народ. Поэтому они вели постоянную освободительную борьбу за независимость. Известно, что в битве против казахского хана Абулхайра каракалпаки потерпели поражение. В результате этого поражения они подверглись репрессиям. В частности, присырдарьинские каракалпаки покинули свои обжитые места. Часть из них уехала в сторону Ташкента (на берега Чирчика), другая часть через Кызылкумы ушла в Хорезм (на южные берега Аральского моря). Свидетель этих переселений Джиен Джиров написал поэму «Народ скиталец», в которой отразилась одна из тяжелых страниц истории каракалпаков. Он талантливо исполнял дастаны «Алпамыш», «Кирк киз», «Кублон», «Курбонбек».

Еще один известный представитель каракалпакской литературы — Кунходжа Ибрагим (1799-1880). Вся его жизнь прошла в нужде. Широко известны были в народе его стихи «Пастухи», «Косильщики», «Белые камыши». В них поэт отразил тяжелую жизнь каракалпакского народа под игом хивинского хана. В стихах «Вместе с народом», «Байский сын», «Мой ребенок» он раскрывал лживую сущность правителей, а в произведениях «Не забуду» и «Ты верблюд» высмеивает хивинского хана.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Уважаемые форумчане! Данная тема должна быть очень познавательной и интересной для любителей литературы и поэзии народов. Ведь мы ничего не знаем о творческих людях этого периода. Общее наше понятие локализуется только теми общеизвестными классиками - Пушкин, Лермонтов, Абай, Шевченко, Мактумкули... Из каракалпакских классиков более или менее известен только Бердах (везде упоминают его имя, когда речь идет о литераторах дореволюционного периода). А ведь непризнанные классики (имеется ввиду, вечно остающиеся в тени), их творения, тоже часть нематериальной культурной ценности народов. Когда узнаешь имена, то можно будет и с творчеством ознакомиться, то есть, тем самым можно обогатить свой круг знаний, ведь каждый человек, каждый классик сам по себе уникален.

В теме хотелось бы обсудить краткий обзор о творческих личностях указанного периода, их основную тематику, биографию и т.д. Можно разместить пару строчек из их произведений. Как уже отмечал выше, основная тематика каракалпакских классиков - это борьба за справедливость, ни один наш классик не удостоился славы и почета при жизни, наоборот, жили в нищете, вечно преследовались властями, были сосланы, сидели в тюрьмах, но только горячая любовь к ним со стороны простого народа и спасала их от казни. Всенародный гнев пугал и ханов, и прочих лизоблюдов.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Для публикации сообщений создайте учётную запись или авторизуйтесь

Вы должны быть пользователем, чтобы оставить комментарий

Создать аккаунт

Зарегистрируйте новый аккаунт в нашем сообществе. Это очень просто!

Регистрация нового пользователя

Войти

Уже есть аккаунт? Войти в систему.

Войти


×
×
  • Создать...