Jump to content



Kamal

О чем писали поэты 18 - начала 20 вв

Recommended Posts

В данной теме хотелось бы провести краткий анализ творчества поэтов и понять реальную социально-бытовую ситуацию народов Евразии.

Например, все каракалпакские поэты этого периода до единого были борцами за свободу угнетенного трудового народа. Некоторые сами принимали активное участие в восстаниях, а поэт Ажинияз лично возглавлял отряд повстанцев. В основном все поэты в своих стихах призывали народ к борьбе против произвола - это помимо прочих произведений самая главная тематика каракалпакских поэтов того периода. 

В общем изучая их творчество можно понять, какая тяжелая была жизнь каракалпаков в этот период. 

 

http://jaslar.narod.ru/library_cult4.html

 

 Многие свидетельства духовной жизни каракалпаков ранних периодов не сохранились, а то, что дошло до наших дней, изучено недостаточно полно. Пока же имена авторов, имеющих непосредственное отношение к каракалпакской народной литературе, относятся к 14-16 вв. 

В ногайском союзе (14-16 вв.) жили и творили такие поэты и сказители, как Соппаслы сыпыра жрау (15 в.), Асан-кайгы(15 в.), Жиренше (15 в.), Ормамбет (16 в.) и другие. Они стояли у истоков письменных литератур каракалпаков, казахов, ногаев — народов, происходивших от племен Ногайского политического объединения. В среде каракалпакского народа и поныне широко бытуют сказания, легенды, песни, созданные этими сказителями. 
В упорной борьбе каракалпаков против жестокого ига хивинских ханов в 18- первой половине 19 века выдвинулись замечательные народные поэты — Жиен-жрау, Кунходжа, Ажинияз, Бердах, Отеш. Они бичевали в своих песнях и поэмах ханов-угнетателей, каракалпакских феодалов и их слуг — представителей мусульманского духовенства, воспевали героев освободительной борьбы, призывали народ к единению. 
Крупнейший представитель каракалпакской литературы 18 в., поэт и сказитель Жиен-жрау обличал жестокую политику хивинских ханов, каракалпакских биев и ишанов. Преследуемый хивинскими властями, он вынужден был покинуть Хорезм и уехать в Туркестан. До конца дней своих прожил среди бухарских каракалпаков, в районе Нураты. Многие ученые (В. Жирмунский, Н. Давкараев, И. Сагитов, С. Камалов, Л. Климович и др.) указывают на участие Жиен-жрау в создании эпоса «Сорок девушек». Все прогрессивные каракалпакские поэты 19- начале 20 в. считали его отцом каракалпакской поэзии. 
Другой известный поэт — Кунходжа (Джиемурат, 1799-1880) — истинно народный поэт. В своих произведениях («Чабаны», «Жнецы», «Белый камыш» и др.) он, отобразив тяжелое положение трудового народа под властью эксплуататоров, вскрыл классовые противоречия («Не забуду», «Ну и верблюд», «С народом«, „Мой сын“, „Байский сын“ и др.) и гневно заклеймил представителей господствующих классов. 
Ажинияз, сын Косыбая (1824-1878) — ещё одна крупная и своеобразная творческая фигура. Будучи выходцем из обеспеченной семьи, Ажинияз получил образование в медресе, овладел несколькими языками, хорошо историю и фольклор, был знаком с восточной лирикой, побывал далеко за пределами каракалпакских земель, учил детей в казахских степях. 
Ажинияз обогатил и разнообразил каракалпакское стихосложение, поднял его на новую ступень. В тематике его произведений, наряду с лирическими, большое место социальные мотивы. Так, в ставшей широко популярной поэме „Бозатау“, он описывает антихивинское восстание каракалпаков1858-1859 гг. Кроме создания оригинальных произведений, Ажинияз занимался переводом на каракалпакский язык сочинений Махтумкули. 
Бердах (Бердимурат), сын Кагабая (1827-1900) — Наиболее выдающийся представитель каракалпакской классической литературы. Для каракалпаков он то же, что Пушкин для русского народа, Шевченко — для украинского, Руставели — грузинского, Навои — для узбекского, Абай — для казахского, Махтумкули — для туркменского. В многочисленных лирических произведениях, поэмах Бердах хорошо отразил социальную жизнь каракалпакского народа в 18-19 вв. Как поэт-демократ он оценивал события и общественные отношения своего времени с прогрессивных позиций, проводил в своих произведениях идеи гуманизма, справедливости, патриотизма. 
Через все творчество Бердаха проходит тема угнетенного народа. В стихотворениях „Не было никогда“, „Налог“, „В нынешнем году“, „Моя жизнь“ и многих других поэт показывает тяжелую участь простых тружеников, произвол баев и феодалов. В стихотворениях „Лучше“, „Кажется“, „Налог“, в поэме „Царь-самодур“ и других произведениях он гневно бичует эксплуататоров, осуждает социальное неравенство, общество, порождающее деспотизм и тиранию богачей. Поэт призывал передовых членов общества бороться за счастье народа („Для народа“, „Мне нужны…“ и др.). В исторических поэмах „Амангельды“, 
„Ерназар-бий“ Бердах воспевал героизм тех, кто восстал против хивинской власти. В этих произведениях он дал оценку многим событиям прошлого, поэтому ни одно поколение историков не проходит мимо творчества Бердаха. 
Поэт срывал маску со служителей культа, которые при помощи религии обманывали и эксплуатировали народ („Лучше“, „Кажется“ и др.). Бердах воспевал труд („Лучше“), выступал в защиту женщин („Невестка“, „Не задумывайся“), призывал молодежь любить Родину, овладевать знаниями („Сыну“, „Не будь глупцом“). 
В своих поэтических произведениях Бердах поднимался до больших философских обобщений: будучи свидетелем темноты и бесправия трудового народа, мечтал о его счастье, о „справедливой эпохе“, воспевал народных героев, направлял острие своей поэзии против эксплуататоров. Однако в силу общественно-экономических условий того времени Бердах не видел революционных путей освобождения трудящихся, чем объясняется стихийность его протеста против социального неравенства. Воззвание к помощи бога („Помоги нам“), поиски лучшей доли для народа („Я искал“), мечта о справедливом правителе „Мне нужны…“), разочарование в идее „справедливого царя“ („С тех пор как существует мир, не было справедливого царя“), призыв к уничтожению эксплуататоров (» Царь-самодур») — вот мотивы, звучащие в произведениях Бердаха. Он стоял выше идеи «справедливого царя» и ниже понимания идеи революционного преобразования общества, но в одно верил без колебания — в справедливость борьбы народа за свое освобождение. 
Широта тематики, совершенство поэтической формы, а главное — острая идейная направленность, народность, правдивость и гуманизм делают творения Бердаха бессмертными. Отеш, сын Алшынбая (1828-1902), оставил небольшое поэтическое наследие, но сила его сатиры, направленной против эксплуататоров, в защиту обиженных и угнетенных («Шерменде», «Похож», «Нуратдин» и др.) ставит его в один ряд с лучшими представителями дореволюционной каракалпакской поэзии. Идейные и художественные традиции своих предшественников — Жиен-жрау, Кунходжи, Ажинияза, Бердаха и других продолжил Омар, сын Сугиримбета (1879-1922). Почти всю жизнь он был наемным работником-издольщиком (кунликши) и испытал на себе все тяготы бесправия и угнетения, что нашло отражение в его творчестве. Так, в стихотворениях «Бекпан», «Есть у них». «Не могу молчать» вскрваются классовые противоречия, а в стихотворении «Покажу вам» («Берермен») звучит призыв отомстить эксплуататорам трудящихся. «Отомщу за тех, кто подвергнут мучениям и издевательствам, за несправедливость, за эксплуатацию бедных, сирот, поиздеваюсь над паразитами, над теми, кто сейчас издевается над ними», — писал поэт. Классовый подход к явлениям общественной жизни, защита интересов угнетенных в творчестве Омара поднялись на ещё более высокую ступень. Своеобразно творчество Сарыбая (19 век) — первого каракалпакского баснописца. Умело используя фольклорные традиции ( сказки, басни, легенды, аллегории и т. д.), поэт образно рисует тяжелую участь бедняков («Диалог поэта и воробья», «Спор с летучей мышью»). Например, в легенде о судьбе летучей мыши (царь Соломон приказал ободрать перья всем птицам, и первой жертвой была летучая мышь) он иносказательно показывает судьбу обездоленного народа, терпящего произвол власть имущих.

Share this post


Link to post
Share on other sites

Узбекский взгляд на каракалпакскую поэзию 18 - первой половины 19 вв. Вопрос: почему до первой половины 19 века, а не 18-19 вв? Наверное, есть какой-то политический смысл, потому что, творческий подъем Ажинияза, Бердаха и др. начинается с 50-х годов 19 века. 

 

http://testhistory.ru/history.php?id=his_2_113

 

Каракалпакская письменная литература в XVIII — первой половине XIX вв.  

Начиная с XVIII века начинает формироваться и развиваться каракалпакская письменная литература. В XVIII — первой половине XIX века жил и творил ряд каракалпакских литераторов, их имена известны и сегодня.

Один из них Джиен Джиров (1730-1784). Он прославился как бахши и в то же время писал стихи. В своих произведениях «Эй, джигиты, джигиты», «До свидания, друзья», «В сердце моем раны», «Отдай верблюда!» он критиковал несправедливость, существовавшую в обществе. Джиен Джиров также был мастером юмористических и сатирических стихов.

Каракалпаки — свободолюбивый народ. Поэтому они вели постоянную освободительную борьбу за независимость. Известно, что в битве против казахского хана Абулхайра каракалпаки потерпели поражение. В результате этого поражения они подверглись репрессиям. В частности, присырдарьинские каракалпаки покинули свои обжитые места. Часть из них уехала в сторону Ташкента (на берега Чирчика), другая часть через Кызылкумы ушла в Хорезм (на южные берега Аральского моря). Свидетель этих переселений Джиен Джиров написал поэму «Народ скиталец», в которой отразилась одна из тяжелых страниц истории каракалпаков. Он талантливо исполнял дастаны «Алпамыш», «Кирк киз», «Кублон», «Курбонбек».

Еще один известный представитель каракалпакской литературы — Кунходжа Ибрагим (1799-1880). Вся его жизнь прошла в нужде. Широко известны были в народе его стихи «Пастухи», «Косильщики», «Белые камыши». В них поэт отразил тяжелую жизнь каракалпакского народа под игом хивинского хана. В стихах «Вместе с народом», «Байский сын», «Мой ребенок» он раскрывал лживую сущность правителей, а в произведениях «Не забуду» и «Ты верблюд» высмеивает хивинского хана.

Share this post


Link to post
Share on other sites

Уважаемые форумчане! Данная тема должна быть очень познавательной и интересной для любителей литературы и поэзии народов. Ведь мы ничего не знаем о творческих людях этого периода. Общее наше понятие локализуется только теми общеизвестными классиками - Пушкин, Лермонтов, Абай, Шевченко, Мактумкули... Из каракалпакских классиков более или менее известен только Бердах (везде упоминают его имя, когда речь идет о литераторах дореволюционного периода). А ведь непризнанные классики (имеется ввиду, вечно остающиеся в тени), их творения, тоже часть нематериальной культурной ценности народов. Когда узнаешь имена, то можно будет и с творчеством ознакомиться, то есть, тем самым можно обогатить свой круг знаний, ведь каждый человек, каждый классик сам по себе уникален.

В теме хотелось бы обсудить краткий обзор о творческих личностях указанного периода, их основную тематику, биографию и т.д. Можно разместить пару строчек из их произведений. Как уже отмечал выше, основная тематика каракалпакских классиков - это борьба за справедливость, ни один наш классик не удостоился славы и почета при жизни, наоборот, жили в нищете, вечно преследовались властями, были сосланы, сидели в тюрьмах, но только горячая любовь к ним со стороны простого народа и спасала их от казни. Всенародный гнев пугал и ханов, и прочих лизоблюдов.

Share this post


Link to post
Share on other sites

Create an account or sign in to comment

You need to be a member in order to leave a comment

Create an account

Sign up for a new account in our community. It's easy!

Register a new account

Sign in

Already have an account? Sign in here.

Sign In Now

×
×
  • Create New...