Перейти к содержанию
Гость chilagun

Торгоут

Рекомендуемые сообщения

Всем привет!

Спрашивается, куда подевались эти канглы отданные Тэмугэ-отчигину? Может это именно они являются предками кангаласс-

ких родов саха, в результате враждебных отношений со стороны

джунгар-ойратов убежавшие на Среднюю Лену?

Еще что известно о гвардейцах из племени меркитов, куда они

подевались чьи они предки!

Ведь в составе ойратов были не только торгоуты, но и батуты - племя богатырей, какова их судьба?

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Ведь в составе ойратов были не только торгоуты, но и батуты - племя богатырей, какова их судьба?

батуты в результате частых войн были рассеяны и в результате перестали быть отдельным аймаком, сейчас существуют как рода в составе торгутов и дербетов (в калмыкии).

знаменитый сейчас в монголии цагаан зам из рода баатуд (багатуд).

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

O slove Torguud.

1.Turkhagud – nemnogo iskajenoe ot staromongolskogo TOGURGA(TUURGA) tsereg.Smisl slova Telohranitel’; Gvardeets(torgon, shadar tsereg),Lyudi kotorie ohranyaut svoego hozyaina ot strel vragov kak voilochnii (isgii tuurga) tuurga.

(Mongoliin nugucha tobchiyan,1990.Na staromongolskom yazike, Iz glavi tolkovaniya staromongolskih slov)

O rodovom sostave torgutov mongolii sm. Forum Mongol ovog

2.Torguud – ot slova TURKHAG – smisl slova turag,tom,bierkhuu – roslii , moguchii telom mujchini.(A.Ochir. Mongolin oiraduudin tuukhiin tovch)

что такое (isgii tuurga) tuurga? можно ли дословный перевод?

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

что такое (isgii tuurga) tuurga? можно ли дословный перевод?

eto ya pisal; oznachaet voilochnaya(isgii) stena(tuurga); yurtu nakrivayut 2 tipami voiloka odno na krishu

drugim obertivaetsya stena(karkas) vot etot voilok kotorim obertivaetsya karkas i nazivaetsya isgii tuurga

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

что такое (isgii tuurga) tuurga? можно ли дословный перевод?

Isgii tuurga - может переводится с тюркских языков как "внутренний стражник"/ телохранитель / - "ички, ичги" - внутренний, "туур, тур" - глагол "стоять".

Может этот войлочный слой был внутренним?

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Isgii tuurga - может переводится с тюркских языков как "внутренний стражник"/ телохранитель / - "ички, ичги" - внутренний, "туур, тур" - глагол "стоять".

Может этот войлочный слой был внутренним?

isgii - войлок - кидис, кийгиз, кийис

туурга - именительное, название внешнего войлочного покрытия стены юрта. Войлок четырех угольной формы.

"туур, тур" - не надо путывать и считать одинаковым длинные и короткие гласные в словах монг. и некоторых тюркских (тыва, алтай-ойрат, хакас, кыргыз напр.) языках, так как от этого смысл слова совсем изменяется.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

http://www.kyrgyz.ru/messages.shtml?200036

Ж-л Шонкар. Уфа, № 6, 1995 г.

Журнал Шонкар, республиканский, № 6 за 1995 год - был полностью посвящён исторической концепции С. А. Галлямова об индоиранском субстрате в составе современных башкир

В 14 в. до н.э., ассирийская клинопись отмечает в районе озера Урмия "турукков"... После этого, в начале 1 тыс. до н.э. урартская клинопись из Калаграна отмечает в зоне Азербайджана область, население которого по нормам урартского языка именовалась "турухи". Археолог Нариманов И.Г. археологически документировал в Азербайджане отгонное (яуляуное) скотоводство эпохи бронзы (2-1 тыс. до н.э.).

это поводу туруков, одна из версий происхождения этнонима.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

From SHM:

§ 224. Итак, он поставил нойонами-тысячниками людей, которые вместе с ним трудились и вместе созидали государство; составивши же тысячи, назначил нойонов-тысячников, сотников и десятников, составил тьмы и поставил нойонов-темников; оказав милости нойонам-темникам и тысячникам, достойным этих милостей, о чем были изданы соответствующие указы, Чингис-хан повелеть соизволил: "В прежние времена наша гвардия состояла из 80 кебтеулсунов и 70 турхах-кешиктенов. Ныне, когда я, будучи умножаем, пред лицом Вечной Небесной Силы, будучи умножаем в силах небесами и землей, направил на путь истины всеязычное государство и ввел народы под единые бразды свои, ныне и вы учреждайте для меня сменную гвардию - кешиктен-турхах, образуя оную путем отбора изо всех тысяч и доведя таковую до полного состава тьмы (10000), считая в ее составе как кебтеулов, так ихорчннов итур-хахов". К сему повелению следовал указ государя Чингис-хана относительно избрания и пополнения кешиктенов: "Объявляем во всеобщее сведение по всем тысячам о нижеследующем. При составлении для нас корпуса кешиктенов надлежит пополнять таковой сыновьями нойонов-темников, тысячников и сотников, а также сыновьями людей свободного состояния, достойных при этом состоять при нас как по своим способностям, так и по выдающейся физической силе и крепости. Сыновьям нойонов-тысячников надлежит явиться на службу не иначе, как с десятью товарищами и одним младшим братом при каждом. Сыновьям же нойонов-сотников - с пятью товарищами и одним младшим братом при каждом. Сыновей нойонов-десятников, равно и сыновей людей свободного состояния, каждого, сопровождают по одному младшему брату и по три товарища, причем все они обязаны явиться со своими средствами передвижения, коими снабжаются на местах. В товарищи к сыновьям нойонов-тысячников люди прикомандировываются на местах, по разверстке от тысяч и сотен, для той цели, чтобы усилить составляемый при нас корпус. В том размере, в каком будет нами установлено, надлежит снабжать на местах, по разверстке, отправляющихся на службу сыновей нойонов-тысячников, вне всякой зависимости от того, какую кто из них наследственную долю получил от отца своего или от того имущества и людей, какие кто из них приобрел собственными трудами. По этому же правилу, т. е. независимо от принадлежащего им лично имущества, подлежат снабжению по разверстке также и сыновья нойонов-сотников и лиц свободного состояния отправляющихся на службу также в сопровождении трех товарищей". Так гласил указ, и далее: "Нойоны-тысячники, сотники и десятники обязуются довести об этом нашем указе до всеобщего сведения. После же надлежащего обнародования сего указа все виновные в его нарушении подлежат строгой ответственности. Буде окажутся люди, проявляющие нерадение в деле пополнения состоящей при нас гвардейской стражи или даже выражающие несогласие состоять при нас, то в таковых случаях надлежит командировать к нам, вместо них, других людей, а тех подвергать правежу и ссылать с глаз долой в места отдаленные". Так повелевалось с присовокуплением: "Никоим образом не удерживать направляющихся к нам крепостных - аратов, которые хотели бы обучаться во дворце и состоять при нас".

§ 225. Во исполнение указа Чингис-хана произвели набор от тысяч отобрали также, согласно указу, сыновей сотников и десятников и откомандировали их. Раньше, как известно, было 80 человек кебтеулов - ночной стражи. Теперь их число довели до 800, а затем поведено было пополнить их до 1000. При этом поведено никому не возбранять вступления в кебтеулы. Командующим гвардейским полком кешиктенов ночной стражи был назначен Еке-Неурин. Еще прежде было набрано 400 кешиктенов-стрельцов, хорчи-кешиктен. По сформировании их, командующим стрельцами был назначен Есунтее, Чжельмеев сын, совместно с Тугаевым сыном, Букидаем. При этом было поведено: "Вместе с дневной стражей турхаутов, в каждую очередь вступают также и стрельцы-лучники в следующем порядке: в первую очередь вступает во главе своих стрельцов - Есунтее; во вторую - Бугидай; в третью - Хорхудак, и в четвертую - Лаблаха. Под своим же начальством они вводят в каждую очередь и смену турхаутов, носящих сайдаки. Отряд стрельцов пополнить до 1000 и передать под команду Есунтее".

§ 226. "Прежний отряд турхаутов, вступивший в службу вместе с чербием Оголе, пополнить до 1000 и передать под команду чербия Оголе же, из родичей Боорчу. Один тысячного состава полк торхаутов передать под команду Мухалиева родича - Буха; другую тысячу турхаутов передать под команду Алчидая, из родичей Илугая; третью - чербию Додаю; четвертую - чербию Дохолху; пятую - родичу Чжурчедая - Чанаю; шестую - Ахутаю, из родичей Алчи. В седьмой полк, из отборных богатырей, поставить командиром Архай-Хасара. Этому полку быть несменяемым, повседневным полком - гвардии турхаутов. В военное время быть ему передовым отрядом богатырей". Итак, командированные по избрадию от тысяч гвардейцы турхауты составили отряд в 8000. Ночной стражи - кебтеулов, вместе со стрельцами-лучниками, также стало 2000. И всего- - отряд в 10000 человек - тьма кешиктенов. Чингис-хан повелеть соизволил: "Наша личная охрана, усиленная до тьмы кешиктенов, будет в военное время и Главным средним полком".

§ 227. Старейшинами четырех очередей Дневной стражи турхаутов Чингис-хан назначил следующих лиц и установил следующий порядок дежурств: в первую очередь вступает со своими кешиктенами и командует ими - Буха; во вторую - Алчидай, в третью - Додай-черби и в четвертую - Дохолху-черби. По назначении старейшин очередей был назначен во всеобщее сведение следующий распорядок несения дежурной службы:

"Вступив в дежурство, дежурный начальник делает перекличку дежурным кешиктенам и сменяется затем по истечении трех суток с момента вступления в дежурство. За пропуск дежурства пропустившего оное дежурство наказывать тремя палочными ударами. Того же дежурного за вторичный пропуск дежурства наказывать семью палочными ударами. Того же дежурного за пропуск дежурства в третий раз, если при этом он был здоров и не испросил разрешения на отлучку у дежурного начальника, наказать тридцатью м семью палочными ударами и, по признании его не желающим состоять при нас, сослать в места отдаленные. Дежурные старейшины обязуются объявлять этот приказ каждой трехдневной смене. Если приказ не объявлялся, ответственность за последствия будут нести дежурные старейшины. Кешиктены же подвергаются законным взысканиям лишь в том случае, если они пропускают дежурства вопреки объявленному им приказу. Дежурные старейшины, невзирая на их старшинство, не должны учинять самовольной расправы, без особогонашего на то разрешения, над теми моими кешиктенами, которые вступили на службу одновременно со мною, с ровесниками моими по службе. О случаях предания кешиктенов суду надлежит докладывать мне. Мы сами сумеем предать казни тех, кого следует предать казни, равно как и разложить и наказать палками тех, кто заслужил палок. Те же лица, которые, уповая на свое старшинство, позволят себе пускать в ход руки или ноги, такие лица получат возмездие: за палки - палки, а за кулаки - кулаки же!"

Torguut <---> Turhaut <---> Tuurga tsereg?

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Я - из торгудского рода Дойда Багуд. Может это совпадение, но подавляющее большинство мужчин моего рода, рослые, физически сильные, выносливые, отличные спорсмены, неплохие бойцы.

А как с другими торгудами? Имею в виду не только калмыков?

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

кстати, Василий, на примере Ронина можно обнаружить смешанное тюркско-монгольское происхождение отдельных калмыцких племен. Ронин из рода Дойда Багут, т.е. тех самых батут, багатут, собственно, и наименование дойда имеет тюркскую этимологию, что-то краем уха захватил.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

кстати, Василий, на примере Ронина можно обнаружить смешанное тюркско-монгольское происхождение отдельных калмыцких племен. Ронин из рода Дойда Багут, т.е. тех самых батут, багатут, собственно, и наименование дойда имеет тюркскую этимологию, что-то краем уха захватил.

Насколько я помню, у нас был один род. Багуды. Потом, возглавлявший род, отец умер и старший сын возглавил Ики Багудов, а средний - Дойда Багудов. Завтра книгу пойду куплю, давно собирался - времени нет. "Происхождение калмыков" Авляева и "Истоки" Митирова. Там поподробнее, наверное написано. Еще могила предводителя нашего рода - возле нашего Дойда-Багудовского хурула, который мы потихоньку восстанавливаем. Его звали Дойда-аав. Это наша святыня. Когда калмыков выселяли, все снесли, и хурул. Но его могила осталась и маленький субурганчик, Зеленой Тары. Вообще, что такое Дойда я не знаю, но выясню, обязательно!

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Купил. Прочитал. Был просто поражен. Согласно этой версии, у нас протобурятское происхождение, с участием эвенков.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Купил. Прочитал. Был просто поражен. Согласно этой версии, у нас протобурятское происхождение, с участием эвенков.

а что там про цаатанов сказано?

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Протобуряты - это мы :D К тому же полутунгусы :P

А СИр - Дойду это мать-земля! Ики -два!

Батлаевцы - дойда-багуты! :D

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Протобуряты - это мы :D К тому же полутунгусы :P

А Дойду это Родина! Ики -два!

Батлаевцы - дойда-багуты! :D

Дойду - родина. Когда спрашивали откуда, отвечали из Багутов!

Авляев и Эрдниев считают их потомками баргутов, но откуда название

Батлаевская тогда? Впрочем, батуты были отдельно от багутов.

Если батуты или багатуты потомки батут-богатырей, набранных

в основном среди кереитов, то отсюда выходит, что современный

язык саха явл-ся потомком сакаитского или же кереитского!

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Дойду - родина. Когда спрашивали откуда, отвечали из Багутов!

Авляев и Эрдниев считают их потомками баргутов, но откуда название

Батлаевская тогда? Впрочем, батуты были отдельно от багутов.

Если батуты или багатуты потомки батут-богатырей, набранных

в основном среди кереитов, то отсюда выходит, что современный

язык саха явл-ся потомком сакаитского или же кереитского!

Но Авлаев выводит Дойда - родина, отчизна, на языке эвенов. А у Дойда-Багудов, Дойда - означает "старший". Потом, у него же, наш сякюсн - Мантрея, а я с детства знаю, что наш сякюсн - Мах-Гал (Махакала). Есть еще ряд несовпадений. Сижу изучаю, консультирусь, осмысливаю.

Относительно Батлаевской. В этой станице, действительно, проживали Багуды. Видимо из числа тех, кто не ушел или не смог уйти вместе с Увш-ханом. Станица эта, расположена на территории Ростовской области, то есть относится к бузавам (донским казакам-калмыкам). Отец моей матери, родом из этой станицы, но он керяд.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

а что там про цаатанов сказано?

Тебе подробно, как в книге? ;):D

Вечером отсканирую, завтра выставлю.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Так окраинные якуты - полутунгусы когда говорят про нас, Центральных саха говорят обычно,

что это люди из ДОЙДУ - т.е. из родины. ЕСли колонисты с Запада гордо говорят, что мы люди

из России, то мы говорим мы люди Дойду! :lol:

Вот такое оно тунгусское слово! :lol:

Авляев кажется при выяснении родословной багутов не заглядывал в якутский словарь, ограничился

тунгусским. Иначе бы не писал, что слово ики что означает, уже никто не помнит :lol:

А Батлай - это предок кудинских бурятов, потомков батулинцев т.е. туматов!

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Так окраинные якуты - полутунгусы когда говорят про нас, Центральных саха говорят обычно,

что это люди из ДОЙДУ - т.е. из родины. ЕСли колонисты с Запада гордо говорят, что мы люди

из России, то мы говорим мы люди Дойду! :lol:

Вот такое оно тунгусское слово! :lol:

Авляев кажется при выяснении родословной багутов не заглядывал в якутский словарь, ограничился

тунгусским. Иначе бы не писал, что слово ики что означает, уже никто не помнит :lol:

А Батлай - это предок кудинских бурятов, потомков батулинцев т.е. туматов!

Ики - по калмыцки большой. Поэтому логично говорить, что Ики-Багуды - большие багуды, а Дойда-Багуды - "Старшие" Багуды. Тем более, что Дойда-аав, почитается нами как святой. Есть его могила, мы ей поклоняемся. А кто такой Батлай, я никогда не слышал. Если у нас помнится и почитается Дойда-аав, то кто такой Батлай, никто не знает.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

а что там про цаатанов сказано?

Басанг, про цаатанов сходи по ссылке http://www.kyrgyz.ru/forum/index.php?showtopic=1496 кстати, у тувинцев должна быть какая-то информация по цаатанам, это www.tyvanet.com

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Я обязательно выясню происхождение Дойда Багудов, да и остальных Багудов. Но, в любом случае, какого бы происхождения мы бы не были - мы КАЛМЫКИ! Мы ими были, есть и будем!

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

а что там про цаатанов сказано?

ТАм сказано, что Цаатаны - это оленеводы! Вот это круто!

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Ики - по калмыцки большой. Поэтому логично говорить, что Ики-Багуды - большие багуды, а Дойда-Багуды - "Старшие" Багуды. Тем более, что Дойда-аав, почитается нами как святой. Есть его могила, мы ей поклоняемся. А кто такой Батлай, я никогда не слышал. Если у нас помнится и почитается Дойда-аав, то кто такой Батлай, никто не знает.

во первых не Дойда а Деед

во вторых Деед значит "высший" а не старший

в третьих не Багуды а Баhд, от слова Баh младший

видимо были потомки кого-то младшего брата Баhд, которые жили на возвышенной местности Деед или это название местности.

Дойда Багуд - это русифицированная версия

хальмг кел медх кергтя залу

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

во первых не Дойда а Деед

во вторых Деед значит "высший" а не старший

в третьих не Багуды а Баhд, от слова Баh младший

видимо были потомки кого-то младшего брата Баhд, которые жили на возвышенной местности Деед или это название местности.

Дойда Багуд - это русифицированная версия

хальмг кел медх кергтя залу

Знаешь, знаток калмыцкого языка, ты начинаешь надоедать. Ты своим родом занимайся, а в мой не лезь. Пусть знание калмыцкого языка у меня, может не на таком уровне как у тебя, что, думаю, временно, но консультации по вопросу происхождения названия моего рода у доктора филологических наук, стоит большего, чем мнение человека, историю изучающего по художественным книгам и сомнительным публикациям.

И не бузаву меня учить.

1. Дойда, означает "старший" только у Багудов. Бузавы, естественно, помнить об этом не могут, хотя, многие происхождение свое ведут от торгутов, в том числе и от Багудов.

3. Сходи в КИГИ РАН, не поленись, справа, как войдешь в фойе, будет маленький кабинетик, без таблички, там продают ОЧЕНЬ интересные книги. В том числе, книга Авляева, "Происхождение калмыцкого народа", где он пишет, что выводить название Багуды уменьшительным от калмыцкого "баh", является неверным. А выводит он Багудов от пробурятского племени Баргуды, с выпадением "р". Если у тебя денег нет на книгу, а стоит она 120 рублей, ты мне скажи, я её тебе подарю. Надо же тебе когда-то начать свое образование.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

И не бузаву меня учить.

чо ты против бузавов имеешь?

нынешние торгуты обрусели не меньше чем бузавы - вот и появляются манкруты

я не бузав кстати так что ты ошибся. :D

а калмыцкий подучи -пригодиться

В том числе, книга Авляева, "Происхождение калмыцкого народа", где он пишет, что выводить название Багуды уменьшительным от калмыцкого "баh", является неверным. А выводит он Багудов от пробурятского племени Баргуды, с выпадением "р". Если у тебя денег нет на книгу, а стоит она 120 рублей, ты мне скажи, я её тебе подарю. Надо же тебе когда-то начать свое образование.

да выводи хоть от Атиллы и его гуннов :D

БаргуН например - барсы-гунны, красиво ведь?

а версия "баh" -самая простая и никаких пробурятов волекать не надо.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Для публикации сообщений создайте учётную запись или авторизуйтесь

Вы должны быть пользователем, чтобы оставить комментарий

Создать аккаунт

Зарегистрируйте новый аккаунт в нашем сообществе. Это очень просто!

Регистрация нового пользователя

Войти

Уже есть аккаунт? Войти в систему.

Войти


×
×
  • Создать...