Перейти к содержанию
nik1

Кыргызы-2

Рекомендуемые сообщения

Что то чую они являются потомками монгольских хиргисов судя тому что где эти местности. :rolleyes:

Ну,если я не ошибаюсь,к монгольским хиргисам можно предположительно соотнести только эрзинских кыргысов.. :)

  • Не согласен! 1
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Значит уйгуры=кыргызы ? А киргизы думают что родня на Енисее ?

Почему вы решили,что такие великие ученые историки как : Миллер,Фишшер,Бартольд,Радлов,Бутанаев,Худяков и мн.др.,кто выдвинул и дальше развил енисейскую гипотезу - являются киргизами?

Есть у меня такая гипотеза, но вопрос не ко мне.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Есть у меня такая гипотеза, но вопрос не ко мне.

А к кому в таком случае?

Ваши ведь слова - "А киргизы думают.."!?

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

"Уйгур күрүнези үезинде уйгурларның боттарындан шериг тура халыышкыны болган. Ол үеде уйгурларның шериглерин “каргыстар” деп адаар турган. Каргыстар дээрге шагдаалар, шериг херекселдиг шериг улузу боор турган, база каргыс баштаңчыларлыг (регулярная армия). Уйгур күрүнениң хааннары шивээлерде олуруп турар боор, а каргыс шериглери ховуларда, янзы бүрү черлерде чоруп чоруур. Каргыстарың уйгур хааннарынга удур тура халышкаш, шивээлерге турган улузун шуптузун буза шаапкаштың, адак сөөлүнде уйгур хаанны Тере-Хөлдүң ортулук ортузунда шивээзинге чылча шаап каан (Пор-Бажың шивээзи)" (с. 38-39)

АДЫГ-ТҮЛҮШ Допчуң-оол оглу Кара-оол

(Допчун-оол Кара-оол Тюлюшевич).

СКИФ ХҮН ТҮРК УРАНХАЙНЫҢ ХУУЛГААЗЫН ТЫВАЛАРЫ (Тываның Дээди камының хуулгаазын кам көрүжү). – Кызыл: “Адыг-Ээрен” камнары , 2014. – 224 а.

АДЫГ-ТУЛУШ Кара-оол Допчун-оол оглу

(Допчун-оол Кара-оол Тюлюшевич).

МИСТИЧЕСКИЕ ТУВИНЦЫ – СКИФЫ, ХУННЫ, ТЮРКИ УРАНХАЯ (мистические шаманские видения Верховного шамана Тувы). На тувинском языке. – Кызыл: шаманы “Адыг-Ээрен” (Дух Медведя), 2014. – 224 с.

Перевод содержания:

Во время Уйгурского государства произошло восстание их собственных военных. В то время военных людей уйгуров звали "каргыстар". Каргыстар - это милиционеры, с военной амуницией военные люди были, со своими военачальниками (регулярная армия). Ханы Уйгурского государства сидели в крепостях, а каргыс войско в полях, в разнообразных местах ходило. Каргысы, восстав против своих уйгурских ханов, всех бывших в крепостях людей свергли, в конце концов уйгурского хана уничтожили на крепости посредине острова на озере Тере-Холь (крепость Пор-Бажын).

Значит уйгуры=кыргызы ? А киргизы думают что родня на Енисее ?
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

  • Admin

 

Самое первое тюркское слово, зафиксированное в источниках это кыргызское слово "ай"  - луна. К слову вроде примерно 3 век до н.э.

Уважаемый Рустам аке , а на каком основании Вы делаете это утверждение?И можно в таком случае ознакомиться с источником и резюмированием,что это первое тюркское слово?Буду очень признателен!

 

 

Ув. Тыныч, это "История династии Тан" в описании времен хунну:

 

Владение Хагас некогда составляло западные пределы хуннов. Хунны покорившегося им китайского полководца Ли Лин возвели в достоинство западного Чжуки-князя, а другого китайского же полководца Вей Люй поставили государем у динлинов. Впоследствии Чжичжи Шаньюй, покорив Гяньгунь, утвердил здесь свое пребывание, в 7000 ли от орды восточного Шаньюя на запад, в 5000 от Чешы на север; почему владетели сей страны впоследствии ошибочно Хягас и называли Гйегу и Гйегйесы. Народонаселение простиралось до нескольких сот тысяч; строевого войска 80000. Прямо на юго-восток до хойхуской [уйгурской - С.У.] орды считалось 3000 ли, на юг - до гор Таньмань [Танну-Ола - С.У.]. Почва летом болотиста; зимою большие снега. Жители вообще рослы, с рыжими волосами, с румяным лицом и голубыми глазами. Черные волосы считались нехорошим признаком, а жители с карими глазами считались потомками Ли Лин. Мужчин было менее, нежели женщин. Мужчины носили кольца в ушах. Они горды и стойки. Храбрые из них татуируют руки себе, а женщины, - по выходе замуж, татуируют себе шею. Оба пола живут не раздельно, и посему много распутства. Первый месяц в году называют Маоши ай. Ай - значит месяц. Три месяца составляют четверть года. Годы считаются двенадцатью знаками: напр., год в знаке Инь называют годом тигра. Атмосфера наиболее холодная; даже большие реки до половины промерзают. Сеют просо, ячмень, пшеницу и гималайский ячмень. Муку мелют ручными мельницами; хлеб сеют в третьей, а убирают в девятой луне. Вино квасят из каши. Нет ни плодов древесных ни овоща огородного. Лошади плотны и рослы. Лучшими считаются, которые сильно дерутся. Есть верблюды и коровы; но более коров и овец.

 

http://www.kyrgyz.ru/articles/kyrgyz/kitayskie_pismennye_istochniki_o_drevnih_kyrgyzah/

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

 

 

"Уйгур күрүнези үезинде уйгурларның боттарындан шериг тура халыышкыны болган. Ол үеде уйгурларның шериглерин “каргыстар” деп адаар турган. Каргыстар дээрге шагдаалар, шериг херекселдиг шериг улузу боор турган, база каргыс баштаңчыларлыг (регулярная армия). Уйгур күрүнениң хааннары шивээлерде олуруп турар боор, а каргыс шериглери ховуларда, янзы бүрү черлерде чоруп чоруур. Каргыстарың уйгур хааннарынга удур тура халышкаш, шивээлерге турган улузун шуптузун буза шаапкаштың, адак сөөлүнде уйгур хаанны Тере-Хөлдүң ортулук ортузунда шивээзинге чылча шаап каан (Пор-Бажың шивээзи)" (с. 38-39)

АДЫГ-ТҮЛҮШ Допчуң-оол оглу Кара-оол

(Допчун-оол Кара-оол Тюлюшевич).

СКИФ ХҮН ТҮРК УРАНХАЙНЫҢ ХУУЛГААЗЫН ТЫВАЛАРЫ (Тываның Дээди камының хуулгаазын кам көрүжү). – Кызыл: “Адыг-Ээрен” камнары , 2014. – 224 а.

АДЫГ-ТУЛУШ Кара-оол Допчун-оол оглу

(Допчун-оол Кара-оол Тюлюшевич).

МИСТИЧЕСКИЕ ТУВИНЦЫ – СКИФЫ, ХУННЫ, ТЮРКИ УРАНХАЯ (мистические шаманские видения Верховного шамана Тувы). На тувинском языке. – Кызыл: шаманы “Адыг-Ээрен” (Дух Медведя), 2014. – 224 с.

Перевод содержания:

Во время Уйгурского государства произошло восстание их собственных военных. В то время военных людей уйгуров звали "каргыстар". Каргыстар - это милиционеры, с военной амуницией военные люди были, со своими военачальниками (регулярная армия). Ханы Уйгурского государства сидели в крепостях, а каргыс войско в полях, в разнообразных местах ходило. Каргысы, восстав против своих уйгурских ханов, всех бывших в крепостях людей свергли, в конце концов уйгурского хана уничтожили на крепости посредине острова на озере Тере-Холь (крепость Пор-Бажын).

Значит уйгуры=кыргызы ? А киргизы думают что родня на Енисее ?

 

Тюрки, уйгуры, кыргызы - политонимы, люди одни и те же ведь оставались. 

Что, когда Тюркский каганат пал, все его жители исчезли, а на обезлюдевшие земли пришли совсем другие народы?

когда Уйгурский каганат пал, все его жители исчезли, а на обезлюдевшие земли пришли совсем другие народы?

когда Кыргызский каганат пал, все его жители исчезли, а на обезлюдевшие земли пришли совсем другие народы?

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

  • Admin

 

nootelepat — в 1399 году внук Тимура по имени Искандер без разрешения высочайшего деда совершил поход на восток - во владения джете. Там он захватил ряд городов и по итогам похода послал деду в подарок девушек - в числе которых были и кыргызки. Отмечу - это к востоку от владений тимуридов, куда они совершали военные походы (порядка десяти походов вплоть до Иртыша). Как мог Тимур поселить захваченных им кара-татаров в чужих владениях? При то, что Тимур разбил Баязида Йилдырыма тремя годами позднее в 1402 году? 

 

Джэтэ-Шаар — похоже Вы спутали с государством Йетти шаар, основанное выходцем из Коканда Якуб-беком. Шаар/шахар - это "город".

 

 

Я очень хорошо знаю историю Тимура ! Но чтобы самому не напрягаться, сочиняя ответ--просто процитирую Википедию :

7080-е XIV века амир Тимур-Ленг совершил около десятка грабительных набегов на Могулистан. В 13711372 годах он лично выступил в поход на Могулистан, дойдя до Сегиз-Игача в Приисык-кулье, захватил большое количество пленных и добычу, после чего вернулся обратно. В 1375 году Тимур-Ленг дошёл до Или, через Сайрам, Таласскую долину вглубь Семиречья. В 1377 году войсками Тимура был дважды разбит амир Камар ад-Дин: первый раз в предгорье Каратау; второй — в Боомском ущелье, на пути из Чуйской долины к озеру Иссык-Куль.

К концу 80-х годов сложился политический союз правителей Могулистана с Белой Ордой против Тимура. В результате изнурительной борьбы с агрессией Тимура Могулистан распался на уделы. Хан Могулистана Хизр-Ходжа (13891399) вынужден был признать себя вассалом Тимура."

 

ТАКИМ ОБРАЗОМ : в результате многочисленных ОПУСТОШИТЕЛЬНЫХ походов и угона пленных--земли между Балхашом и Иссык-Кулем наверняка ОБЕЗЛЮДЕЛИ. И в ВАССАЛЬНОМ Могулистане--Тимур мог поселить кого угодно и где угодно !

Ну а про разбойников-джете, обитавших в тех землях--даже фантаст Иван Ефремов написал в своём рассказе "Белый рог" :

…Всей этой областью владел могучий и храбрый хан. Его кочевой народ обладал многочисленными стадами, постоянно умножавшимися благодаря удачным набегам на соседей. Однажды хан предпринял с большим отрядом далекое путешествие и дошел до Таласа. Недалеко от древних стен Садыр-Кургана хан наткнулся на целую орду свирепых джете. Завязался кровопролитный бой. Джете были разбиты и бежали. Хану досталась богатая добыча. Но больше всего радовался хан одной из пленниц, женщине необыкновенной красоты, возлюбленной побежденного предводителя. Она была похищена джете в Ферганской долине, на пути из какой-то далекой страны к своему отцу, служившему при дворе могущественного кокандского повелителя. Ее красота, совсем иная, чем у здешних женщин, околдовывала и зажигала сердца мужчин. Хан привез пленницу к родным горам, и здесь она, по древнему обычаю, стала любимой наложницей его и двух его старших сыновей. КОНЕЦ ЦИТАТЫ

Ну а если делать ссылку по-серьёзнее, то вот :

 Чете (Джете). Это название персоязычные авторы Шараф ад-Дин Али Йазди ("Зафар-наме"), Мухаммад Хайдар (в "Тарих-и Рашиди") и др. упоминают как синоним названия "Могулистан" (государства на территории Юго-Восточного Казахстана и Киргизии в XIV — нач. XVI в.) (см. коммент. 9, гл.З. 4.II). Этим пренебрежительным именем ("разбойники", "скитальцы") называли могулов осевшие в Мавераннахре (см. коммент. 47, разд.II. Ч.1) чагатаи (тюркские и тюрко-монгольские племена, называвшиеся так по имени бывшего правителя улуса Чагатая) за то, что те (т. е. могулы) сохраняли кочевой, "разбойничий" образ жизни.   http://www.kyrgyz.ru/articles/kazakh/eduard_hurshudyan_ob_almaty_i_probleme_vokrug_nee/11/

 

 

Хех, Вы меня рассмешили. "Я хорошо знаю историю Тимура!... но... просто процитирую Википедию" :)

 

Вы читаете то, что Вам пишут? Включите на крайний случай телепатию :)

 

В 1399 году в Восточном Туркестане уже проживали какие-то кыргызы, у которых и были захвачены девушки, подаренные Тимуру. В 1402 году Тимур разбил Баязета, и, по Вашему, пленив кыргызов, поселил их в Восточном Туркестане? Тогда как кыргызы оказались там до переселения?

 

Про джете не надо мне объяснять. Культурное противостояние караунасов и джете мне хорошо известны.

 

И специально для Вас процитирую слова замечательного историка Султанова про термин "джете":

 

 

Оно впервые встречается, как установил В. В. Бартольд, в «Мулхакат ас-сурах» Джамала Карши (сочинение закончено между 1302–1306 гг.); там, без указания года, говорится о том, что Кашгар подвергся нашествию джете.

 

Что получается? Джете упоминаются в Вост. Туркестане еще в начале 14 века. Т.е. до того, как их туда якобы в начале 15 века поселил Тимур.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Ув. Тыныч, это "История династии Тан" в описании времен хунну:

Насколько мне известно,к власти,представители династии Тан пришли намного позже III в. д.н.э.?

Или события описываемые в извлечении описывают III в.д.н.э.,а само извлечение было написано в эпоху Тан?

Неужели это было первое тюркское слово?

 

В "Истории человечества, том III, под редакцией Херрманн Й.,Цюрхер Э." пишется : Цитата "..Вероятно,тюркские народы появились на территории горной страны Алтай в далеком прошлом.Свидетельства об их существовании впервые зафиксированы в Китае,на территории сюнну,в районе Гаочана было обнаружено захоронение,датируемое 422 г. нашей эры,в котором найдено,вероятно,первое слово на тюркском языке (киши - "человек"),записанное согдийским письмом."

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

"В 1965 году мой отец Иргит Бадра работал директором Эйлиг-Хемской восьмилетней школы Улуг-Хемского района. Я тогда учился в шестом классе...

Как правило, в семьях муж из рода кыргыс, а жена – тюлюш, или наоборот. Я много раз слышал, что они [кыргызы - Туран] пришли сюда из-за Саян: из Краснотуранска и Минусинска, их стойбища располагались по поймам рек Туба, Тес, Чайык, Соолбас-Кем и так до впадения реки Абакан в Енисей. Испокон веков они ездили друг к другу в гости, проводили большие совместные праздники и считались хаасуутскими татарами. Но в 1756 году маньчжурско-китайские войска в 300 тысяч сабель вероломно напали на урянхайцев, вырезали полтора миллиона человек, остальных поработили. Хан урянхайцев из рода кыргыс Номчу оглу Иренек погиб смертью храбрых на берегу озера Тюлюш-Холь (Алтай) [Телецкое озеро] в боях с маньчжурскими полчищами. Вместе с мужем с оружием в руках погибла и его любимая жена Урума, тувинка из рода тюлюш. Оставшиеся в живых войска отступили в Астрахань и Семипалатинск. Спасшихся татар назвали хакасами, приняли в состав великой России..." (с.55)


Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Скончался Алмаз Алдашев. Иманды болсын.


Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

 

Скончался Алмаз Алдашев. Иманды болсын.

 

Ум мани бад ме хум, сайн төрлөө олох болтугай.

 

Перевод:

Ом-мане-падме-хум, пусть найдет хорошего перевоплощения своего (в следующей жизни).

 

Не знаю этого человека, но почитав инфо по линку думаю что он был хорошим человеком и принадлежал в объективный ученый мир.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

 

"В 1965 году мой отец Иргит Бадра работал директором Эйлиг-Хемской восьмилетней школы Улуг-Хемского района. Я тогда учился в шестом классе...
Как правило, в семьях муж из рода кыргыс, а жена – тюлюш, или наоборот. Я много раз слышал, что они [кыргызы - Туран] пришли сюда из-за Саян: из Краснотуранска и Минусинска, их стойбища располагались по поймам рек Туба, Тес, Чайык, Соолбас-Кем и так до впадения реки Абакан в Енисей. Испокон веков они ездили друг к другу в гости, проводили большие совместные праздники и считались хаасуутскими татарами. Но в 1756 году маньчжурско-китайские войска в 300 тысяч сабель вероломно напали на урянхайцев, вырезали полтора миллиона человек, остальных поработили. Хан урянхайцев из рода кыргыс Номчу оглу Иренек погиб смертью храбрых на берегу озера Тюлюш-Холь (Алтай) [Телецкое озеро] в боях с маньчжурскими полчищами. Вместе с мужем с оружием в руках погибла и его любимая жена Урума, тувинка из рода тюлюш. Оставшиеся в живых войска отступили в Астрахань и Семипалатинск. Спасшихся татар назвали хакасами, приняли в состав великой России..." (с.55)

 

 параграф созданным воображением тувинского народа ((

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

в 1756 году маньчжурско-китайские войска в 300 тысяч
300 ?  у маньчжуров была постоянная кавалерия из 40 тысячи ,( Восемь знамён ) ,  в которой умеренной доли держались монгольские народы :южные халха, ойраты ,тумэты, джалайты,  горлосы, ордосцы,  джаруты, узумчины и тд ,

After the Jin Empire was destroyed by the Mongols in 1234, they withdrew back to Manchuria and returned later with the rejoined forces from the Mongols to establish the last dynasty of the Qing (1644–1912) in China under the new ethnonym of Manchu, or "Man Zu" in Chinese.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

У Мергена все уйгуры, и ойраты и теперь кыргызы.

http://www.rfh.ru/downloads/Books/154193053.pdf

С.26

"...Мысль о связи ойрад и огуз была поддержана В.И. Рассадиным, но не путем возведения к форме oγiz, а через *ogir к **oγïr, после того, как на определенной стадии развития древнемонгольского языка древние гласные *ï и *i совпали в одном i. В процессе исторического развития звукового строя монгольских языков комплекс ogi, закономерно развился после палатализации интервокального -g΄- в комплексы oyi, что получило фиксацию в старомонгольской письменности. Под архетипом **oγïr, он предполагает фонетический вариант древнего тюркского этнонима oγur - ротацирующего варианта древнего тюркского слова oγuz (племя, объединение племен), в основе которого, А.Н. Кононов (1958, с. 82-84) выделил корень oγ (oq), означающий «род; племя», снабженный показателем множественного числа -(u)z. Словоформы oγur//oγuz впоследствии стали употребляться в качестве этнонимов, причем oγur – тюрками с ротацирующим языком, а oγuz – с зетацирующим. По мнению Рассадина этноним огур (~угур), характерный для древнего булгарского ареала мог дать название уйгур: ой (долина, степь) + огур (~угур), т.е. (степные огуры или угуры).

Племена, же обитавшие в горной местности, могли получить название кыргыз, т.е. кыр (горный хребет) + огыз (фонетический вариант этнонима огуз).

Резюмируя, известный компартивист пишет: «…вполне реальными представляются не только варианты огур // огуз, но и огыр // огыз. Вариант огыр, попав на монгольскую почву в глубокой древности при омонголивании некоторых тюркских племен, по всей вероятности кыпчакского ареала, закономерно развился, получив монгольский показатель множественности

-(a)d, в oyirad, давшее в современном монгольском языке ойрд, в калмыцком - өөрд. Другой же вариант – огур – прослеживается в старомонгольском письменном языке в составном этнониме our mongγol, соответствующем современному монгольскому оор монгол, означающему ‘подлинный монгол, настоящий монгол’. Здесь комплекс огу- закономерно дал долгий гласный оо» (Рассадин, 2004)..."

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

 

У Мергена все уйгуры, и ойраты и теперь кыргызы.

http://www.rfh.ru/downloads/Books/154193053.pdf

С.26

"...Мысль о связи ойрад и огуз была поддержана В.И. Рассадиным, но не путем возведения к форме oγiz, а через *ogir к **oγïr, после того, как на определенной стадии развития древнемонгольского языка древние гласные *ï и *i совпали в одном i. В процессе исторического развития звукового строя монгольских языков комплекс ogi, закономерно развился после палатализации интервокального -g΄- в комплексы oyi, что получило фиксацию в старомонгольской письменности. Под архетипом **oγïr, он предполагает фонетический вариант древнего тюркского этнонима oγur - ротацирующего варианта древнего тюркского слова oγuz (племя, объединение племен), в основе которого, А.Н. Кононов (1958, с. 82-84) выделил корень oγ (oq), означающий «род; племя», снабженный показателем множественного числа -(u)z. Словоформы oγur//oγuz впоследствии стали употребляться в качестве этнонимов, причем oγur – тюрками с ротацирующим языком, а oγuz – с зетацирующим. По мнению Рассадина этноним огур (~угур), характерный для древнего булгарского ареала мог дать название уйгур: ой (долина, степь) + огур (~угур), т.е. (степные огуры или угуры).

Племена, же обитавшие в горной местности, могли получить название кыргыз, т.е. кыр (горный хребет) + огыз (фонетический вариант этнонима огуз).

Резюмируя, известный компартивист пишет: «…вполне реальными представляются не только варианты огур // огуз, но и огыр // огыз. Вариант огыр, попав на монгольскую почву в глубокой древности при омонголивании некоторых тюркских племен, по всей вероятности кыпчакского ареала, закономерно развился, получив монгольский показатель множественности

-(a)d, в oyirad, давшее в современном монгольском языке ойрд, в калмыцком - өөрд. Другой же вариант – огур – прослеживается в старомонгольском письменном языке в составном этнониме our mongγol, соответствующем современному монгольскому оор монгол, означающему ‘подлинный монгол, настоящий монгол’. Здесь комплекс огу- закономерно дал долгий гласный оо» (Рассадин, 2004)..."

 

лесные огузы))

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Интересно почему у каракиргизов была приставка "кара" ?

Были ли у киргизов предпочтения черной масти лошадей ?

Приставка "кара" обозначает то, что у кыргызов не было "белой кости" — чингизидов (у казахов торё), сейидов (потомков пророка) или хожа (потомков арабов времен мусульманской экспансии). У кыргызов не было ханов, была кочевая демократия, точнее часто никто не подчинялся никому.
В ССМ упоминаются 3 киргисских нойона Эди, Инал и Алдиер, имеют ли они отношение к тянь-шанским ?

(К примеру у ойрат.Худуки-бэки два сына Иналчи и Торелчи).

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

В ССМ упоминаются 3 киргисских нойона Эди, Инал и Алдиер, имеют ли они отношение к тянь-шанским ?

(К примеру у ойрат.Худуки-бэки два сына Иналчи и Торелчи).

Насколько я знаю, - "Инал" это титул у предводителей кыргызов в эпоху Чингисхана..

В РаД-е упоминается,если не ошибаюсь,только Эди-инал и Урус-инал..А что за Алдиер?И где именно в ССМ упоминается?Можно пожалуйста ссылочку?

  • Не согласен! 1
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Интересно почему у каракиргизов была приставка "кара" ?

Были ли у киргизов предпочтения черной масти лошадей ?

Приставка "кара" обозначает то, что у кыргызов не было "белой кости" — чингизидов (у казахов торё), сейидов (потомков пророка) или хожа (потомков арабов времен мусульманской экспансии). У кыргызов не было ханов, была кочевая демократия, точнее часто никто не подчинялся никому.
В ССМ упоминаются 3 киргисских нойона Эди, Инал и Алдиер, имеют ли они отношение к тянь-шанским ?

(К примеру у ойрат.Худуки-бэки два сына Иналчи и Торелчи).

Вопрос созрел после прочтения монографии С.Хойта.

Что интересно этот факт трактуется по-разному:

http://www.vostlit.info/Texts/rus16/Rasidaddin_2/kniga2/frametext7.html

"...Чингиз-хан отправил к киргизским эмирам и начальникам [хаким] двух послов, имя одного из них Алтан, а другого Бура. Сначала они прибыли в область, название которой ….., 1026 а тамошнего эмира называли ….. 1027 После того они [прибыли] в другую область, название которой Еди-Урун, 1028 а тамошнего эмира называли Урус-Инал. Оба эти эмира оказали полный почет упомянутым послам и, послав вместе с ними своих двух послов, имя одного [из которых] Илик-Тимур, а другого Аткирак, 1029 отправили обратно с белым соколом [сункур-и сапид] и подчинились Чингиз-хану. И все!.."

Тогда как там-же в комментариях:

http://www.vostlit.info/Texts/rus16/Rasidaddin_2/kniga2/primtext7.phtml

"...1028. Так у Березина, что значит «семь мест»; в тексте А – ити-афрун; I, В – ~ -афзун; Б – ииди-аурун. А.А. Семенов предлагает чтение Emu (Еди)-мурэн – семь рек. Ср. здесь и ниже текст Сокр. Сказ., § 239 – «... тогда к Джочи явились киргизские нойоны Еди, Инал, Алдиэр и Олэбэк-дигин. Они выразили покорность и били государю челом белыми кречетами...»; С. Ч., стр. 180 (кит. текст, л.72 resto)..."

У С.Хойта 3 киргис.нойона, м.б. этот сюжет он взял у Х.Окады ?

Непонятная история.....

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

  • Admin

 

"В 1965 году мой отец Иргит Бадра работал директором Эйлиг-Хемской восьмилетней школы Улуг-Хемского района. Я тогда учился в шестом классе...
Как правило, в семьях муж из рода кыргыс, а жена – тюлюш, или наоборот. Я много раз слышал, что они [кыргызы - Туран] пришли сюда из-за Саян: из Краснотуранска и Минусинска, их стойбища располагались по поймам рек Туба, Тес, Чайык, Соолбас-Кем и так до впадения реки Абакан в Енисей. Испокон веков они ездили друг к другу в гости, проводили большие совместные праздники и считались хаасуутскими татарами. Но в 1756 году маньчжурско-китайские войска в 300 тысяч сабель вероломно напали на урянхайцев, вырезали полтора миллиона человек, остальных поработили. Хан урянхайцев из рода кыргыс Номчу оглу Иренек погиб смертью храбрых на берегу озера Тюлюш-Холь (Алтай) [Телецкое озеро] в боях с маньчжурскими полчищами. Вместе с мужем с оружием в руках погибла и его любимая жена Урума, тувинка из рода тюлюш. Оставшиеся в живых войска отступили в Астрахань и Семипалатинск. Спасшихся татар назвали хакасами, приняли в состав великой России..." (с.55)

 

 

Иренек и его сын Номчы были енисейскими кыргызами, не "урянхайцами из рода кыргыс".

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

 

 

"В 1965 году мой отец Иргит Бадра работал директором Эйлиг-Хемской восьмилетней школы Улуг-Хемского района. Я тогда учился в шестом классе...
Как правило, в семьях муж из рода кыргыс, а жена – тюлюш, или наоборот. Я много раз слышал, что они [кыргызы - Туран] пришли сюда из-за Саян: из Краснотуранска и Минусинска, их стойбища располагались по поймам рек Туба, Тес, Чайык, Соолбас-Кем и так до впадения реки Абакан в Енисей. Испокон веков они ездили друг к другу в гости, проводили большие совместные праздники и считались хаасуутскими татарами. Но в 1756 году маньчжурско-китайские войска в 300 тысяч сабель вероломно напали на урянхайцев, вырезали полтора миллиона человек, остальных поработили. Хан урянхайцев из рода кыргыс Номчу оглу Иренек погиб смертью храбрых на берегу озера Тюлюш-Холь (Алтай) [Телецкое озеро] в боях с маньчжурскими полчищами. Вместе с мужем с оружием в руках погибла и его любимая жена Урума, тувинка из рода тюлюш. Оставшиеся в живых войска отступили в Астрахань и Семипалатинск. Спасшихся татар назвали хакасами, приняли в состав великой России..." (с.55)

 

 

Иренек и его сын Номчы были енисейскими кыргызами, не "урянхайцами из рода кыргыс".

 

Уранхай - это территории современных Тувы, Алтая, Хакасии, Кемеровской и Иркутской области, зап. Бурятии, Северной - Западной Монголии, СУАО Китая, Восточного Казахстана до оз Балгаш-Хөл

У вас в постах красной нитью проходит мысль о том, что ен.кыргызы - это как бы неприкосновенная каста из другой планеты, они жили там, на Енисее сами по себе, ни с кем не смешивались, пришли из ниоткуда и ушли в никуда. 

Во всяком случае, складывается такое общее впечатление. Уж извините, если не прав.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Туран,

извиняюсь, но не слышал чтобы топоним был так широк. Хотел было про дату спросить, но вижу дату 1756 г.

Получается Уранхай=Джунгария ?

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Туран,

извиняюсь, но не слышал чтобы топоним был так широк. Хотел было про дату спросить, но вижу дату 1756 г.

Получается Уранхай=Джунгария ?

Уранхай - не государство в полном смысле этого слова, поэтому не было "пропиярено" по всем канонам медиа-жанра. Наши предки избегали создавать лишающую свободу человека государственную систему, жили не по закону, а по совести. Уранхай - "эл без хаана", уранхайцы - "свои, близкие люди". Уранхай существовал в сознании народа и в периоды настоящей государственности (той же Джунгарии)

 

Топонимы Уранхай есть в Восточном Саяне (притоки Уды), Восточном Казахстане (три или четыре), Монгольском и Китайском Алтае...

 

 

 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Иренек и его сын Номчы были енисейскими кыргызами, не "урянхайцами из рода кыргыс".

Уважаемый Рустам аке , в приведеном уважаемым Тураном статье,скорее всего говорится о тезке кыргызского князя Иренеке..Так как в статье говорится об урянхайце Номчу оглу Иренек(т.е.Иренек сын Номчу) и дата 1756 г.

Тогда как кыргызский князь Иренек : во-первых,сын Ишея,внук Номчи , во-вторых,кыргызский князь Иренек умер в 1687 г.

  • Не согласен! 1
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Для публикации сообщений создайте учётную запись или авторизуйтесь

Вы должны быть пользователем, чтобы оставить комментарий

Создать аккаунт

Зарегистрируйте новый аккаунт в нашем сообществе. Это очень просто!

Регистрация нового пользователя

Войти

Уже есть аккаунт? Войти в систему.

Войти


×
×
  • Создать...