Jump to content



nik1

Кыргызы-2

Recommended Posts

"Туземцы раньше и теперь"Очерк В.П. Наливкина

Издание А.Л. Кирснера Ташкент Электрич. типо-лит. «Турк. Т-ва Печатного Дела» 1913 г.

 

Главнейшим отхожим промыслом киргизской бедноты издревле был извоз, транспортирование кладей на верблюдах. В этих случаях киргизы попадали в положение наемников, предлагавших свои услуги купцам сартам и татарам.

Вместе с тем, и у степных и у горных киргиз издавна имелись также и запашки, причем однако же земледелием, к которому сколько-нибудь состоятельный кочевник-скотовод не имел решительно никакой врожденной склонности, лично занимались только так называемые икинчи (пахари), обедневшие киргизы, лишившиеся при разного рода обстоятельствах своего скота, а потому не имевшие ни надобности, ни даже возможности кочевать вместе со своими более счастливыми и благополучными сородичами. Эти икинчи возделывали или свою собственную, или чужую землю, получая в последнем случае условленную часть урожая.

Запашки находились (и находятся) преимущественно при зимних стойбищах, и представляли по большей части незначительные участки в несколько десятин. Однако же редкий икинчи того времени был или становился, так сказать, вековечным пахарем. Каждый раз, когда его дела поправлялись, когда он вновь делался обладателем достаточного количества скота, он бросал землю и вновь начинал вести кочевой, исключительно скотоводческий образ жизни.

Link to comment
Share on other sites

"Туземцы раньше и теперь"Очерк В.П. Наливкина

Издание А.Л. Кирснера Ташкент Электрич. типо-лит. «Турк. Т-ва Печатного Дела» 1913 г.

 

Таким образом, в общих чертах, если не принимать во внимание период политической силы кипчаков в Фергане, не будет ошибкой сказать, что в бытовом отношении, (а равно и в численном) главнейшими группами местного населения были сарты и киргизы.

Сарт пахал землю, сеял, жал и молотил, сажал деревья, строил здания, ковал, точил, красил и ткал, выделывал кожи и торговал, выделяя на долю своей жены лишь небольшой круг чисто домашних работ.

Киргиз, наоборот, взвалив на жену и детей все бремя своего скотоводческого хозяйства до седлания и расседлывания своей лошади включительно, ел, пил, грелся на солнце, пел или слушал песни, в особенности же песни о народных героях, ездил в гости и время от времени занимался делами своего рода, участвуя в судбищах, производя кровавую месть, делая набеги на сартов и принимая участия в баранте, которая в последнее время была уже не столько профессиональным грабежом, сколько издревле облюбованным средством проявить свою удаль, размыкать накоплявшуюся от безделия потенциальную энергию души и тела.

Во время частых прежде междуусобий, а равно и во время набегов киргиз, сарт, если только он не принадлежал к числу сипа военных, по большей части прятался в джугаре или в садах, причем на киргиз смотрел как на безбожников и отчаянных головорезов, с которыми никому не справиться, ибо они не раз разбивали даже и ханские войска, несмотря на имевшиеся у них пушки. Зато каждый раз, когда нужда заставляла киргиза мирным образом приехать на базар в город или в сартовское селение, он считал себя потерянным человеком, ибо ему доставалось решительно от всех: сартовские собаки лаяли на его лохматый тумак (малахай); сартята вприпрыжку бежали за ним по улицам, распевая неприятные для него куплеты, а лавочники-сарты нагло обмеривали, обвешивали и обсчитывали его на базаре, зачастую глумясь притом и над его детским растерянным видом, и над его неотесанностью, и над его совершенным незнанием мусульманских правил общежития, и над его грубым, аляповатым выговором.

За все это киргиз искренно ненавидел и презирал сарта, считая его трусом, мошенником и выжигой, с которым нельзя иметь никакого дела, но от которого никуда не уйдешь, раз только является необходимость в каких-либо вещах, которых не могут смастерить аульные бабы.

Таким образом, туземное население страны не только было вполне однородным в этнографическом и в бытовом отношениях, но, наоборот,делилось даже на фракции или группы, из которых две главнейшие, сарты и киргизы, издавна находились в отношениях племенного антагонизма.

Link to comment
Share on other sites

"Туземцы раньше и теперь"Очерк В.П. Наливкина

Издание А.Л. Кирснера Ташкент Электрич. типо-лит. «Турк. Т-ва Печатного Дела» 1913 г.

 

По мере того как наибольшая часть сартов постепенно превратилась, в вышеуказанном отношении, в достаточно однородное и в достаточной мере наружно покорное стадо, пасомое сонмом книжников и кази-раисов, книжники стали все чаще и чаще обращать свое внимание на полудиких, невежественных, даже и с сартовской точки зрения, и, вместе с тем, весьма индифферентных к религии киргиз, бывших тогда мусульманами только по имени.

Киргиз того времени допускал некоторое влияние шариата на свою жизнь в области одной только религии, к которой он относился довольно безразлично, в большинстве случаев не зная даже тех молитв, из которых состоит обязательный для каждого мусульманина намаз. Во всех остальных случаях своей семейной, общественной и юридической жизни он, не взирая на номинальное принятие ислама, безусловно отрицая шариат, по-прежнему руководствовался адатом, народным, из поколения в поколение устно передававшимся обычаем, не имеющим ничего общего с мусульманским кодексом, ибо адат возник в ту отдаленную эпоху, когда тюрко-монголы были еще язычниками.

Такие непорядки, с мусульманской точки зрения, мозолили глаза сонму сартовских книжников, которые издавна делали попытки просветить киргиз и обратить их в истых мусульман; но попытки эти по большей части имели лишь самый незначительный успех по нижеследующим причинам.

Во-первых, вся сила общественного устройства киргиз заключалась в родовом начале, в принадлежности лица к роду, который, имея силу и обязанность защищать отдельное лицо от внешних и внутренних врагов, имел в тоже время и власть ограничивать многие личные права того же лица, почему разного рода внешние воздействия на последнее зачастую оказывались весьма затруднительными. Во-вторых, индифферентный к религии киргиз, отказываясь по большей части слушать мало интересовавшие его россказни сладко и многоречивого самозванного проповедника - сарта, в значительной мере ненавистного ему по старым бытовым счетам, - этот киргиз был в то же время груб, буен нравом и весьма склонен к кулачной расправе, а потому случалось, что, напившись бузы, он бивал надоедавших ему книжников. В-третьих, киргиз издавна был головорез и разбойник, а потому, при царившей тогда политической неурядице, всегда легко мог безнаказанно не только ограбить, но даже и убить в глухой, безлюдной степи, или в еще более глухих и мрачных горах.

Поэтому такого рода просветительные и миссионерские попытки сартовских книжников в то время по большой части оставались малоуспешными.

Немногочисленными вообще исключениями представлялись лишь те киргизские аулы, зимние стойбища которых находились в непосредственном соседстве с большими сартовскими селениями, причем некоторое, в общем все-таки довольно слабое, воздействие сартовского книжничества несколько усиливалось в случаях установления родства при посредстве браков или каких-либо исключительных, особенно тесных материальных соотношений на почве сопользования землей, совместной пастьбы скота и т. п.

Link to comment
Share on other sites

Вообще как правильно ?

Гиргиз или киргиз ? Вроде раньше другое написание было

Если 1-й, то в Джангаре были персонажи "гюргю". Шара-Гюргю что-ли. ..

.

http://www.khakasia.com/forum/index.php?threads/Фуюйские-кыргызы.133/

"...Фуюйские кыргызы называют себя "хыргыс" или "гыргыс", что в яхыковом отношении несколько отличается от самоназвания синьцзянских кыргызов "кыргыз". Тем не менее, все эти этнонимы переводятся на китайский язык как "Keerkezi" (柯尔克孜). Местные монголы называют фуюйских кыргызов "дарно ойрат", что значит "западные ойраты", а кыргызы фуюйских монголов – "джун ойрат", то есть "восточные ойраты". Фуюйские монголы происходят от западномонгольских ойратов, которые были переселены из района Кобдо в 23 год правления цинского императора Цяньлуна (1757 г.). Фуюйские же кыргызы были сосланы из Алтайско-Хангайского района в 26 год правления Цяньлуна (1761 г.) после подавления джунгар и пленения их предводителя Дабачи. До перемещения эти кыргызы находились в подчинении у впоследствии переселенных в Фуюй ойратов и проживали в то время на ойратских западных землях, поэтому и были названы "западными ойратами". Другие народы уезда Фуюй тоже приняли кыргызов за ойрат-монголов. Во времена государства Маньчжоу-го Понцы в некоторых исследовательских документах ошибочно именовали местных кыргызов "солонами". В первое время после образования КНР фуюйские кыргызы были названы по-китайски "Jierjisi" (吉尔吉斯), а затем этноним был исправлен на "Keerkezi" (柯尔克孜)..."

Link to comment
Share on other sites

http://lib7.com/aziatyy/310-kirgizu.html

"...Большинство современных ученых подвергает сомнению возможность массовых переселений енисейских киргизов в пределы Тянь-Шаня и Памиро-Алая. Исторические, антропологические, лингвистические и этнографические данные говорят о том, что основу киргизской народности, формировавшейся в XIII—XVI вв., составило местное, в том числе кар- лукско-уйгурское население, группа тюркоязычных племен, переместившихся из восточного Притяныпанья, южного Алтая, Прииртышья, а также племена монгольского и казахско-ногайского происхождения.."

Link to comment
Share on other sites

Уважаемый Рустам аке! Давно хотел Вас спросить и поинтересоваться вашим мнением относительного того,что упоминается в казахском дастане "Эр-Таргын",в "Кобланды-батыр" ,а также то-ли в крымско-татарском,то-ли в ногайском дастане упоминаются кыргызы..И на мой взгляд кыргызы которые упоминаются в Турции это кыргыз-кыпчаки..

Link to comment
Share on other sites

  • Admin

Уважаемый Рустам аке! Давно хотел Вас спросить и поинтересоваться вашим мнением относительного того,что упоминается в казахском дастане "Эр-Таргын",в "Кобланды-батыр" ,а также то-ли в крымско-татарском,то-ли в ногайском дастане упоминаются кыргызы..И на мой взгляд кыргызы которые упоминаются в Турции это кыргыз-кыпчаки..

 

Уважаемый Тыныч, надо смотреть источники и интерпретации. Недавно мне рассказали, что существует ногайский вариант эпоса "Манас", будем пытаться его найти. У казахов сам читал кажется в эпосе "Эр Кокше" как сын Эр-Кокше по имени Эр-Манас убивает кара-кыпчака Кобланды-батыра. Надо найти все эти варианты и по новой прочитать :)

Link to comment
Share on other sites

Уважаемый Тыныч, надо смотреть источники и интерпретации. Недавно мне рассказали, что существует ногайский вариант эпоса "Манас", будем пытаться его найти. У казахов сам читал кажется в эпосе "Эр Кокше" как сын Эр-Кокше по имени Эр-Манас убивает кара-кыпчака Кобланды-батыра. Надо найти все эти варианты и по новой прочитать 

Уважаемый Рустам аке!

Я имел ввиду казахскую поэму "Кобланды-батыр",где Казан-хан обращаясь к герою Кобланды-батыру из племени кара-кыпчак называет его алатауским кыргызом..Т.е. этноним "кыпчак" был как бы синонимом этнонима "кыргыз"..

В поэме "Эдиге"(крымско-татарский вариант) тоже упоминается термин "кыргызы"..Отсюда наверное и кыргызские топонимы..а дальше в Турции..

Также и в поэме "Эр-Таргын",где главный персонаж идентифицирует себя как алатауским кыргызом,бежавшим в Крым от своих..и на вопрос Акча-хана говорит "мен кыргызбын"..Мне кажется,что это кыргызы из племени кыпчак наследили в Крыму..Иначе чем объяснить кыргызские топонимы в Крыму и дальше в Турции..!?

Link to comment
Share on other sites

  • Admin

Если честно, не владел этой информацией про Кобланды-батыра, чон рахмат за уточнения!

Link to comment
Share on other sites

 

Уважаемый Тыныч, надо смотреть источники и интерпретации. Недавно мне рассказали, что существует ногайский вариант эпоса "Манас", будем пытаться его найти. У казахов сам читал кажется в эпосе "Эр Кокше" как сын Эр-Кокше по имени Эр-Манас убивает кара-кыпчака Кобланды-батыра. Надо найти все эти варианты и по новой прочитать 

Уважаемый Рустам аке!

Я имел ввиду казахскую поэму "Кобланды-батыр",где Казан-хан обращаясь к герою Кобланды-батыру из племени кара-кыпчак называет его алатауским кыргызом..Т.е. этноним "кыпчак" был как бы синонимом этнонима "кыргыз"..

 

А ссылку можно?

Link to comment
Share on other sites

А ссылку можно?

Мехмет Кылдыроглу (Этнополитические связи кыргызов и кыпчаков во второй половине IX-XVI вв.)..

Цитата " .. в эпосе Казан батыр обращается к каракипчаку Кобыланды батыру словами: "Алатаунын кыргызы, кийгенин ала кырмызы.. "("Ты кыргыз из гор Алатау, одетый в красно-белое одеяние.."). Из этого следует, что другим названием каракипчаков было кыргыз."..http://www.kyrgyz.ru/articles/kyrgyz/mehmet_kyldyroglu_etnopoliticheskie_svyazi_kyrgyzov_i_kypchakov_vo_vtoroy_polovine_ix-xvi_vv/

  • Одобряю 1
Link to comment
Share on other sites

Create an account or sign in to comment

You need to be a member in order to leave a comment

Create an account

Sign up for a new account in our community. It's easy!

Register a new account

Sign in

Already have an account? Sign in here.

Sign In Now


×
×
  • Create New...