Перейти к содержанию
nik1

Кыргызы-2

Рекомендуемые сообщения

  • Admin

Ув. Тыныч, давно уже хочу подготовить отдельную статью по этому вопросу. Были наметки, постараюсь понемногу развернуть статью. Позже дам факты.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

 

Ув. Тыныч. Я не уверен в том, что Мухаммад-кыргыз был тем же человеком, что и Тагай-бий.

Уваж. Рустам аке!А на чем обоснованы ваши сомнения?Возможно я и не прав..Кстати,Бектемир тоже высказался насчет этого сомнения..Но его доводы были малоубедительны..Если честно,то детально и подробно я не изучал эту тему..Мухаммад Кыргыз в основном встречается у Мухаммеда Хайдара..Но некоторые историки(Б.Солтоноев,Т.Чоротегин и др.) считают Мухаммада Кыргыза и Тагай бия(из Кыргызской санжыра) одним и тем же человеком..и что после принятии Ислама,он принял новое имя Мухаммад Кыргыз..Хотя Мухаммед Хайдар считал,что он непрерывно сражался с мусульманами и доставил немного хлопот им..

Здесь есть статья про него : http://kghistory.akipress.org/unews/un_post:1650

 

Мухамед-кыргыз жил на стыке 15-16 вв. А в сочинении 16 в. МАДЖМУ АТ-ТАВАРИХ http://www.vostlit.info/Texts/rus4/Ahsikendi/pred.phtmlприводится санджыра  где  упоминаются кыргызы и левого и правого крыла, и ичкилики. Вряд ли за какие-то 50 лет потомки Мухамед- кыргыза настолько размножились:

"У Тагай-бахадура было шесть сыновей, приведя их к стопам святого Мир Джалила Мауланы А'зама, попросил [его] помолиться. Сейид оказал им милость — помолился; за сыновей Тагай-бахадура — Кулана , Гылджыра, Богостона, Кара Чоро, Саяка [и] Доолоса — /л. 134а/ помолился — шесть племен стало: от Кулана [племя] йадгар произошло, от Гылджыра [племя] буги  произошло, от Богостона [племя] солто  произошло, от Кара Чоро...  саяк произошло."

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

  • Admin

Ув. Бектемир2 - спасибо за пояснения.

 

Действительно во времена жизни Мухаммеда-кыргыза кыргызские племена были уже достаточно сильны и многочисленны: заняли Тянь-Шань (в результате оттуда откочевали собственно моголы), они приняли своим ханом могольского Султан-Халиля, потом успешно поддержали ханские притязания его брата Султан-Саида. В пике своего могущества Мухаммед-кыргыз в 1514 году совершает набеги на Туркестан, Сайрам и Ташкент. Он берет в плен узбекского царевича Абдуллу (сына самаркандского хана Кучкунчи), потом отпускает его.

 

Основная часть "Маджму ат-Таварих" была написана между 1503 – 1514 годами, по легенде: "...Потом приехали, признав (Мир Джалила) своим наставником, и стали его приверженцами сыновья Отуз Огула: Адине, Мунгкуш, Кара Багыш, Тагай". 

 

Т.е. здесь думаю однозначно перечисление кыргызских племен в лице их "первопредков". Не думаю, что это реальные лица, это своеобразное объяснение дуальной на тот момент родо-племенной структуры кыргызского эля.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

 

Основная часть "Маджму ат-Таварих" была написана между 1503 – 1514 годами, по легенде: "...Потом приехали, признав (Мир Джалила) своим наставником, и стали его приверженцами сыновья Отуз Огула: Адине, Мунгкуш, Кара Багыш, Тагай". 

 

Т.е. здесь думаю однозначно перечисление кыргызских племен в лице их "первопредков". Не думаю, что это реальные лица, это своеобразное объяснение дуальной на тот момент родо-племенной структуры кыргызского эля.

По приведенной в этом сочинении легенде ,насколько я понимаю речь идет о событиях 11-12 вв . А к 15 в. эта племенная структура вполне уже сложилась и мало изменилась за последние 500 лет. Из чего можно сделать вывод, что нынешняя родо-племенная структура сложилась задолго до Мухамед-кыргыза.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Ув. Тыныч, давно уже хочу подготовить отдельную статью по этому вопросу. Были наметки, постараюсь понемногу развернуть статью. Позже дам факты.

Полагаю,что представители кыргызов,и я в том числе - были бы ОЧЕНЬ признательны этой(да и вообще касающихся любых статей о кыргызах)работе :qyrgyz_new:

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Согласно санжыра приведенном  САЙФ АД-ДИН АХСИКЕНДИ «МАДЖМУ АТ-ТАВАРИХ» http://www.vostlit.info/Texts/rus4/Ahsikendi/frametext.htm кыргызы правого и левого крыла, а также моголы происходят от одного предка Ана-л-хакк  :
“Ак Огул ибн Боз-оглан ибн Коктемиш ибн Долон ибн Дамбур 43 ибн Гази-бий ибн Сара-бий ибн Сангин-бий ибн Кафланг-бий ибн Шукур-бий ибн Мары-бий ибн Темин-бий ибн Арслан-бий ибн Темиш-бий ибн Шахфур-бий ибн Кули-бий ибн Арсланг-бий ибн Гуз-хан ибн Лур-хан ибн Ана-л-хакк.
Происхождение Ку Огула Сол 44: Ку Огул ибн Сар(ы) Буга-бий ибн Лаклак-бий ибн Атан-бий ибн Абул-бий ибн Кувай-бий ибн Кункайды-бий ибн На'аш (?) ибн Кендже Мурад ибн Бай-Мухаммад ибн [208] Сары-Мухаммад ибн Суйундук-бий ибн Назар-бий Джарам-бай ибн Михран ибн Нури ибн Кемин-бий ибн Дарвиш-бий ибн Му'нин-бий ибн ...-бий 45 ибн Доуле-бий ибн Гузз ад-Дин Клыч ибн Лур-бузург ибн Ана-л-хакк.
/л. 133б/ После этого, сев на коней, в путь отправились, прибыли в местность Салус-бека Бул(а)гачи. Прислуживая с шестью сыновьями гостю, Бул(а)гачи попросил его помолиться. Святой Мир Джалил Маулана А'зам, милостиво взирая на сыновей Бул(а)гачи, помолился: шесть племен стало — бостон, теит, джоо кисек, деелес, хыдыршах, кангды.
Выступив затем из дома Бул(а)гачи, прибыли в местность Отуз Огула, остановились в доме Тагай-бахадура. Сыновья Отуз Огула — Адине, Мунгкуш, Кара Батыш [и] Тагай-бахадур несметные яства выставили 47.
У Тагай-бахадура было шесть сыновей, приведя их к стопам святого Мир Джалила Мауланы А'зама, попросил [его] помолиться. Сейид оказал им милость — помолился; за сыновей Тагай-бахадура — Кулана 48, Гылджыра, Богостона, Кара Чоро, Саяка [и] Доолоса — /л. 134а/ помолился — шесть племен стало: от Кулана [племя] йадгар 49 произошло, от Гылджыра [племя] буги 50 произошло, от Богостона [племя] солто 51 произошло, от Кара Чоро... 52 саяк произошло.
Выступив из жилища Тагая, достигли местности Ку Огула и вступили [в нее]. Ку Огул с шестью сыновьями прибыл, испросил у него молитву. [209] Сыновья Ку Огула — Басыз, Кушчи, Мундуз, Чонг Багыш, Сару (у) [и] Сунджек Хытай-бахадур — остановились в жилище Лалым Кушчи. Все [они] вышли для встречи, [затем с гостем] вошли в жилище Лалым Кушчи. Буркутчи, Кепекчи [и] Кушчи — все прислуживали. Помолился .[Мир Джалил] за шестерых сыновей Ку Огула — стало шесть племен.
л. 154б/ Предки моголов: от Ана-л-хакка Лур-хан произошел, от него (Лур-хана) Гуз-хан произошел, от него (Гуз-хана) — Арсланг-бий, от него — Ахмад-бек, от него — Кули-бий, от него — Турды-бий, от него Ак-Туг (по прозванию Онг-хан), от него — Мары-бий, от него — Доуле-бий, от него — Атан бий, от него — Кул-Джугач-тюря произошел, от него — Инга-тюря Бай-Мурад Черик произошел.
У Инга-тюри были [два сына]: Ахмад-бек и Мухаммад-бек (по прозванию Кок-Буга), от него (Ахмад-бека) Лаклак-бий произошел, от Кок-Буги Мирак произошел, от него (Мирака) — Ходжа Мурад-Ата, от него — Атам-Тай, от него — Кувай, от него — Кункаш, от него — Накаш(?), [210] от него — Тува-бий, от него — Коп-Суйак(?), от него (Коп-Суйака) Сейид Гази произошел. /л. 155а/ У него (Сейида Гази) был один сын Кувай Буваке Даваттбай. Предки Бай Могола: произошли от одного сына Атан-бия — [от] Чолак Тукиме(?) Кире.”

Сноска 23. Ана-л-хакк — имя или прозвище легендарного прародителя киргизов (см. ниже, стр. 207-208; ср. стр. 209), известное по бытующим до последнего времени устным народным преданиям. Это имя происходит от распространенного суфийского выражения ана-л-хакк, связанного с Мансуром ал-Халладжем (858-922), казненным в Багдаде.

 

Возможно этот суфийhttp://duhovniypoisk.com/meditation/halladz.phpи есть легендарный предок кыргызов и моголов . От него и пошло наверное традиция носить остроконечную шляпу  :qyrgyz_new:

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Тувинцы из племени Кыргыз

 

 

Кыргыз.Рассмотрим теперь расселение племенной группы кыргыз,находившейся в составе Салчакского и Бэйсэ(Бээзи)хошунов,в которых они объединялись в самостоятельные сумоны под собственным самоназванием.В 1913 г. сумон Кыргыз в Салчакском хошуне,кочевавший по южную сторону Восточного Танну-Ола,насчитывал 1200-1500 человек(ГАИО,ф. 25,д.89,л.59.).Точные границы сумона Кыргыз по южную сторону хребта Восточного Танну-Ола описаны в литературе прошлого столетия
следующим образом:от р. Солчер на западе до рек Тарис и Термис,впадающих в Тельгир-Морин,между хребтом Танну-Ола и степями правобережья р. Тес,где находились
пограничные караулы (Г.Н.Потанин,Очерки Северо-Западной Монголии,т. II,стр.8.).Пикет Дзиндзилик,в районе которого обитали тувинцы,называвшие себя танну-тувасы,находился в середине данного сумона на р.Тес.Этот пикет входил в группу караулов Самагалтай,Эрзин и др.,составлявших так называемый четвертый участок(По списку пяти участков монгольской пикетной линии).В сумоне Кыргыс Бэйсэ-хошуна официально числилось 307 юрт(В.И.Д улов,Пережитки общинно-родового строя., стр. 60.) Катанов встречал кыргызов Бэйсэ-хошуна по р.Чаа-Холю,Шаган-Арыгу,Эйлихему,Чадану,Бом-Хемчику и Улуг-Хему(Н.Катанов,Опыт исследования урянхайского языка, Казань,1903, стр.285).Отмечен род(«кость»)кыргыз и в Хотогойтском хошуне Биширилты вана вместе с «костями» мингат,хертек,иркит(Г.Н.Потанин ,Очерк СевероЗападной Монголии,т.II,стр.25.).Наличие среди тувинцев особой родо-племенной группы,именующей себя кыргыз, представляет большой исторический интерес, как и наличие группы уйгур и уйгур-ондар.Появление этнонима кыргыз,как известно,относится к глубокой древности.Этот термин начинает встречаться в китайских летописях еще в последние века до нашей эры.В период VI—VIII вв.енисейские киргизы образуют небольшое государство по северную сторону Саян,в Минусинской котловине,которое в IX в. временно усиливается до такой степени,что выходит из своих границ на юг за Саяны и побеждает уйгуров.В современной Туве находится много археологических памятников средневековья енисейских киргизов,свидетельствующих об их расселении на этой территории.Киргизам приписываются и так называемые енисейские надписи тюркского рунического письма,абсолютное большинство которых сосредоточено и обнаружено в Туве(«История Тувы»,т.I,гл.IV и V.).Поэтому группа тувинцев с самоназванием кыргыз может быть потомками средневековых енисейских киргизов.Правда,тувинские кыргызы могли появиться здесь и позднее,именно в XVII или XVIII в.Тогда они могут быть потомками енисейских киргизов,кочевавших в это время феодальными улусами в Минусинской котловине,в частности по рекам Июсам, и быть данниками Алтын-ханов и джунгарских князей и могли попасть в Туву во время насильственного переселения енисейских киргизов в Джунгарию в самом начале XVIII в. Такое предположение высказал еще В. Радлов(«Aus Sibirien», Bd I, Leipzig, 1884, стр. 221), и мы не только поддержали, но и аргументировали его предположение(Л.П.Потапов, Социалистическое переустройство культуры и быта тувинцев,- «Советская этнография», 1953, № 2, стр. 77, 79.).

Наиболее слабым местом нашей гипотезы было отсутствие доказательства, что маршрут переселенных в Джунгарию киргизов проходил через хребет Восточный Танну-Ола, по южную сторону которого сосредоточены тувинцы-кыргыз. В начале XVIII в., после поражения и смерти джунгарского хана Галдана, когда цинская династия отторгла и подчинила себе Халху и Джунгария потеряла земли на восток от Монгольского Алтая, в том числе Юго-Восточную Туву, переселение енисейских киргизов через южную Туву было невозможно. Их могли увести только через Западную Туву, но тогда появление среди южных тувинцев группы кыргыз трудно мотивировать.Тем не менее мы находим возможным остаться в этом вопросе на прежней позиции, но с таким важным уточнением:группа кыргызов на юге Тувы оказалась в результате разгрома енисейских киргизов Алтын-ханом в 1663 г., когда он появился в Минусинской котловине. Летом 1664 г., возвращаясь к себе за Саяны, он увел с собой многих пленных киргизов с семьями. Потомки этих уведенных киргизов до настоящего времени живут среди тувинцев, полностью с ними слились как в отношении языка, так культуры и быта, но сохранили свое наименование «кыргыз»(Л.П.Потапов,Происхождение и формирование хакасской народности,стр.43.). Есть мнение о происхождении тувинской группы кыргыз, относящее их появление к завоеванию Тувы кыргызами, т. е. к IX—X вв.(С.И.Вайнштейн,Об исторических границах расселения кыргызов в Южной Сибири, стр. 218—219.).В настоящее время большинство тувинцев-кыргыз проживает также в Эрзинском районе, входит в состав трех колхозов,расположенных по рекам Эрзину и Нарыну. По р.Эрзину, в колхозе «Морен», по данным 1961 г., из общей численности населения около 500 человек кыргыз насчитывалось 478 человек. По той же реке, ниже по течению, находится колхоз «Кызыл сылдыс» («Красная звезда»), в котором из 753 колхозников 512 человек - из группы кыргыз (остальные принадлежат к группе соян). Наконец, в колхозе «Путь к коммунизму», по р. Нарын, кыргыз насчитывается 564 человека,т. е. почти 50% населения данного колхоза. Маленькая группа кыргыз имеется и в четвертом колхозе Эрзинского района,«Новый путь» (на правом берегу р. Тес, поселок Кок-даш),численностью всего лишь в 37 человек. Из всех родо-племенных групп Эрзинского района кыргызы самые многочисленные.Исходя из того, что основная масса группы кыргыз, обитающей по обе стороны хребта Восточный Танну-Ола, появилась здесь в 60-х годах XVII в., мы можем констатировать,что кыргызы этого района, особенно Эрзинского, живут здесь со времени поселения безвыездно, о чем говорят некоторые этнографические факты. Мы имеем в виду наличие у группы кыргыз Эрзинского района так называемых священных гор(Ыдык-таг), почитаемых только данной группой. Поскольку мы уже касались вопроса о происхождении культа гор как культа, отражающего родовую собственность па землю (на охотничьи угодья, пастбища и кочевья), то культ гор, который мы нашли у группы кыргыз, рассматриваем как доказательство относительной давности их проживания здесь. Со временем некоторые местные горы они стали считать своими родовыми почитаемыми святынями, например священную гору Хайырхан. Она находится на правом берегу Эрзина,в 7-8 км выше впадения в него р. Морен, и еще теперь почитается священной. Нам рассказывали, что даже теперь некоторые колхозницы утром, после дойки коров, кропят (несколько
капель) в сторону Хайырхана молоком свежего удоя,отдавая дань древней традиции, когда это было обязательно.На этой горе ламы сравнительно недавно (уже после Народной революции) устраивали для группы кыргыз общественные моления - оваа. Кыргызы-шаманисты обращались также к своей почитаемой горе с молениями о благополучной жизни и удаче, принося ей в жертву свежее молоко. У качикских кыргызов такой родовой и почитаемой горой была гора Бурун-Хан. Перед каждой едой ежедневно обычно семья угощала свою гору, бросая в ее сторону кусочки пищи, брызгая чай,со словами: «Во время еды, во время сна (ночью), Бурун-Хан, спаси нас». На этой горе кыргызы поставили свое оваа и раз в год собирались сюда для общего моления.Ныне кыргызы проживают и в Каа-Хемском районе Тувы,по северную сторону хребта Восточного Танну-Ола, в районе оз. Тере-Холь, по рекам Балыктыг-Хем, Кундус, в бассейне верхнего течения р. Бурень. Что касается группы кыргыз, составлявшей сумон в Бэйсэ-хошуне, то о ней нам также удалось собрать некоторый полевой материал в бывшем Сут-Хольском районе, ныне Дзун-Хемчикском. Здесь нам сообщили,что группа кыргыз составляла не только сумон упомянутого хошуна, но и арбан Кыргыс, входивший в сумон Ондар.Так было (по уверению бывшего хошунного писаря Эртне, относящего
себя к группе кыргыз) уже после создания Тувинской Народной Республики.Арбан Кыргыс состоял из потомков поселившихся в Сут-Хольском районе в середине XVIII в. кыргызов, прикочевавших сюда будто бы с юга, из Эрзинского района. Относительно этого тувинцы Сут-Хольского района сохранили ряд преданий.В одном из них говорится, что их предком был старик по имени Дешкен, который пришел на р. Верхний Ишкин пешком из Эрзина, ведя в поводу верблюда, на котором было навьючено все его скудное имущество. Здесь Дешкен женился и обзавелся скотом. У него родилось три сына : Аскак Тергин (старший), Дамбый и Тогустеи. Младший из сыновей Дешкена, Тогустей, стал богачом, и у него в свою очередь родилось пять сыновей. Они также были богатыми людьми,а некоторые из них при помощи богатства получили должности чиновников чангы. Имена этих сыновей: Сенгин-чангы(он отличался крайней жестокостью как чиновник), Балчый,Маскыр-чангы, Чамзы и Сурун-Тузлакчи.Чтобы определить примерно, когда жил старик Дешкен,нужно исходить из такого факта: отец здравствующего в 1960 г. шестидесятилетнего тувинца-колхозника по имени Кок-Кыс, принадлежащего к группе кыргыз,был работником у Сурун-Тузлакчи - внука Дешкена. Значит, старик Дешкен пришел в Сут-Холь с Эрзина примерно в половине XVIII в. Сурун-Тузлакчи, как и его братья, был богатым человеком,и у него было много скота: 370 голов только одних дойных коров, до 1,5 тыс. голов овец и 20 голов верблюдов. Он пытался разводить также оленей, купив в Тодже стадо в 30 голов, но олени в поисках корма разбежались по Саянским горам, одичали и постепенно были перебиты охотинками-тувинцами. Отец Суруна Тузлакчи (Тогустей) был еще более богатым. Его летние кочевья находились в местности Коже и Чеедэ, а зимние в Таигколектиг, в верховьях Усту-Ишкина.В его табунах паслось около 2 тыс. лошадей, до 1,5 тыс. голов крупного рогатого скота, до 3 тыс. голов овец и до 300 голов коз. Все бедняки Сут-Хольского района работали на эту
богатую семью.По другому преданию, предки кыргызов, которых звали Устуг, Хоодай и Серен-Дешкен, пришли на Ишкин из Эрзина.Последний прикочевал сюда на верблюде, но под конец своей жизни вернулся в Эрзин, так как на Ишкине было трудно держать верблюдов. Все перечисленные пришельцы здесь разбогатели, а Устуг и Хоодай получили чин чангы.Первый из них именовался Устуг Кара-чангы, второй - Хоодай-чангы.Чиновники-кыргызы угнетали местное население и заставляли его работать на себя и не только пасти скот или сеять просо, но и охотиться. Они принуждали рядовых охотников-тувинцев устраивать облавы на маралов и козуль, а добычу забирали себе. Несмотря на разницу в деталях, оба предания одинаково говорят о приходе на Хемчик кыргыз из Эрзина,о прибытии их сюда с верблюдами и сохраняют личное имя одного из первых переселенцев. Несомненно, переселение хотя бы и маленькой группы кыргыз из Эрзина на Хемчик могло быть только до захвата Тувы богдыханом.

 

Потапов А.П. Очерки народного быта тувинцев. М.: Наука, 1969. 404 с.

  • Одобряю 1
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

 

Тыныш-у:

 

У каких сегодняшних родов тяньшаньских кыргызов имеется традиция татуирования тела, лица и ношения серьги?

Или хотя бы осталось какие-то предания об этом?

 

Из этого будем очень скрупулезно сделать вывод что они потомки настоящих древних киргизов.

Уважаемый ндс,

 

Насчет татуировки тела и лица - ответить сложно,т.к. это сугубо личное дело каждого индивида..В столице(Бишкек) иногда встречал молодых людей и с тату и с серьгой..Но мне кажется,что это веяние моды,нежели дань традиции..Насчет предании об этом(татуировки тела,лица и ношении серьги) не слышал..

И это не удивительно,т.к. в Исламе наколки(тату) запрещены..Во времена правления Мухаммед Кыргыза(Тагай-бий)с 1508-1533 гг. Ислам прочно обосновалось среди кыргызов..

 

P.S. Кстати вас ждет еще вопрос в теме "Руника возникла у киргизов",где вы утверждаете,что все надписи написаны на тыва языке..

 

Тыныш-у:

Очень скрупулезное мнение но более прадивее чем всякие гениальные продумки АКБ.

 

Насчет сегодняшних тяньшяньских кыргызов:

 

Адыгине - Адыг эне (медведь бабушка)

Джору -

Баргы - баргуты (монголы)

Бёрю - чиносы (монголы)

Кара багыш - черный лось (из лесных тюрков)

Пайгут - баягуд (монголы) на тюркском обычно баяттар или паяттар

Ават -

Монгуш - тувинцы в основном

жагалмай - крест на монгольском (может из древних несториан монголов)

кош тамга - хос тамга (видимо поздний искусственный род)

монгол - здесь нечего сказать

Отуз уул

кушчу - шибагучи (подразделение созданное из лесних тюрков и ойротов Чингис хаганом и ещё есть калучи - халиучин, булгачи - булугачин)

мундуз - ил тувинцев и алтайских тюрков

басыз -

Ичкилик - внутренние

кесек - из названия ясно что они каша из разных народов/племен

теит -

найманы - из каракитайцев или киданьского корня

кыргыз-кыпчак  - кыргызы которые слились в кыпчак

чон багыш - большие лоси (из лесных племен)

дёёлес - телесцы то есть алтайские тюрки

сарт-кыпчак - кипчаки

 

 

А из древних киргизов сохранился род "чон кыргыз" как я думаю.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

  • Admin

Ув. енхд - есть такая теория, что названия народа в большинстве своем встречаются на окраинах территории проживания народа. Т.е. "Чон кыргыз", или "большие кыргызы" - название родовой единицы жившей скорее всего на периферии среди других народов. Внутри народа зачем называться его именем?

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Тыныш-у:

 

Очень скрупулезное мнение но более прадивее чем всякие гениальные продумки АКБ.

 

Насчет сегодняшних тяньшяньских кыргызов:

 

А из древних киргизов сохранился род "чон кыргыз" как я думаю.

 

ндс-у : Скурпулезную работу проделали,но должен огорчить вас,что это называется "гениальные продумки ндс-а" как вы сами выразились.. :D:lol:

Как я вам уже говорил,если хотите узнать прошлое монголов и тюрков,то обязательно изучайте историю кыргызов,там вы наткнетесь на них..Когда цивилизованные(по отношении к хунну)кыргызы упоминаются в китайских источниках,не то чтобы в помине,но также и не пахло монголами(полиэтноним появился во времена ЧХ) и тюрками(542г.Н,Э,)..Я уже не говорю об ойратах(которые появились недавно,по историческим меркам)..Насчет "чон кыргыз" надеюсь поняли..И вообще монголы и ойраты-это кыргызы впоследствие омонголенные мохэ..И не надо искать свои корни среди манчжур и тюрок или где-то в др.сфере..Изучайте историю кыргызов и тогда уж наткнетесь на свои корни... :D  :lol:

Да ещё более становится ясным,что ойраты и монголы - это кыргызы рассеянные среди других народов совсем забывшие свою корень и язык.Доказательство немножко позже(после вас)

Но сохранили очень много кыргызских слов+топонимов+родов+руника+памятники(кыргызуур и др.).. :qyrgyz_new:

Ребята ойраты и монголы,вы же кыргызы забывшие свой язык.. http://forum-eurasica.ru/index.php?/topic/5053-drevniaia-igra-tiurkskikh-plemen-v-barani-alchiki/?view=findpost&p=181851

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

 

 

Тыныш-у:

 

У каких сегодняшних родов тяньшаньских кыргызов имеется традиция татуирования тела, лица и ношения серьги?

Или хотя бы осталось какие-то предания об этом?

 

Из этого будем очень скрупулезно сделать вывод что они потомки настоящих древних киргизов.

Уважаемый ндс,

 

Насчет татуировки тела и лица - ответить сложно,т.к. это сугубо личное дело каждого индивида..В столице(Бишкек) иногда встречал молодых людей и с тату и с серьгой..Но мне кажется,что это веяние моды,нежели дань традиции..Насчет предании об этом(татуировки тела,лица и ношении серьги) не слышал..

И это не удивительно,т.к. в Исламе наколки(тату) запрещены..Во времена правления Мухаммед Кыргыза(Тагай-бий)с 1508-1533 гг. Ислам прочно обосновалось среди кыргызов..

 

P.S. Кстати вас ждет еще вопрос в теме "Руника возникла у киргизов",где вы утверждаете,что все надписи написаны на тыва языке..

 

Тыныш-у:

Очень скрупулезное мнение но более прадивее чем всякие гениальные продумки АКБ.

 

Насчет сегодняшних тяньшяньских кыргызов:

 

Адыгине - Адыг эне (медведь бабушка)

Джору -

Баргы - баргуты (монголы)

Бёрю - чиносы (монголы)

Кара багыш - черный лось (из лесных тюрков)

Пайгут - баягуд (монголы) на тюркском обычно баяттар или паяттар

Ават -

Монгуш - тувинцы в основном

жагалмай - крест на монгольском (может из древних несториан монголов)

кош тамга - хос тамга (видимо поздний искусственный род)

монгол - здесь нечего сказать

Отуз уул

кушчу - шибагучи (подразделение созданное из лесних тюрков и ойротов Чингис хаганом и ещё есть калучи - халиучин, булгачи - булугачин)

мундуз - ил тувинцев и алтайских тюрков

басыз -

Ичкилик - внутренние

кесек - из названия ясно что они каша из разных народов/племен

теит -

найманы - из каракитайцев или киданьского корня

кыргыз-кыпчак  - кыргызы которые слились в кыпчак

чон багыш - большие лоси (из лесных племен)

дёёлес - телесцы то есть алтайские тюрки

сарт-кыпчак - кипчаки

 

 

А из древних киргизов сохранился род "чон кыргыз" как я думаю.

 

 

 

 

Тыныш-у:

 

Очень скрупулезное мнение но более прадивее чем всякие гениальные продумки АКБ.

 

Насчет сегодняшних тяньшяньских кыргызов:

 

А из древних киргизов сохранился род "чон кыргыз" как я думаю.

 

ндс-у : Скурпулезную работу проделали,но должен огорчить вас,что это называется "гениальные продумки ндс-а" как вы сами выразились.. :D:lol:

Как я вам уже говорил,если хотите узнать прошлое монголов и тюрков,то обязательно изучайте историю кыргызов,там вы наткнетесь на них..Когда цивилизованные(по отношении к хунну)кыргызы упоминаются в китайских источниках,не то чтобы в помине,но также и не пахло монголами(полиэтноним появился во времена ЧХ) и тюрками(542г.Н,Э,)..Я уже не говорю об ойратах(которые появились недавно,по историческим меркам)..Насчет "чон кыргыз" надеюсь поняли..И вообще монголы и ойраты-это кыргызы впоследствие омонголенные мохэ..И не надо искать свои корни среди манчжур и тюрок или где-то в др.сфере..Изучайте историю кыргызов и тогда уж наткнетесь на свои корни... :D  :lol:

Да ещё более становится ясным,что ойраты и монголы - это кыргызы рассеянные среди других народов совсем забывшие свою корень и язык.

Но сохранили очень много кыргызских слов+топонимов+родов+руника+памятники(кыргызуур и др.).. :qyrgyz_new:

Ребята ойраты и монголы,вы же кыргызы забывшие свой язык.. http://forum-eurasica.ru/index.php?/topic/5053-drevniaia-igra-tiurkskikh-plemen-v-barani-alchiki/?view=findpost&p=181851

 

я бы еще добавил, что так называемый древнемонгольский ( на котором разговаривал Чингиз хан и его моголы) больше похож на современный   кыргызский , нежели на современный монгольский.

  • Одобряю 1
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

 

Уважаемый ндс,

 

Очень скрупулезное мнение но более прадивее чем всякие гениальные продумки АКБ.

 

Вам нравится такое имя и не нравятся мои?  :lol:

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Вам нравится такое имя и не нравятся мои?  :lol:

Уважаемый АксКерБорж,написав ндс-я имел ввиду ендха,который все время искажает почему-то мое имя..Не могу только понять,намеренно или нет..А веду я с ним диалог по его тактике и манере..Здесь,думаю,ничего удивительного нет.. :) Можно сказать его-же методом..

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Да я просто шучу с ним.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Вам нравится такое имя и не нравятся мои? :lol:

Уважаемый АксКерБорж,написав ндс-я имел ввиду ендха,который все время искажает почему-то мое имя..Не могу только понять,намеренно или нет..А веду я с ним диалог по его тактике и манере..Здесь,думаю,ничего удивительного нет.. :) Можно сказать его-же методом..
Мне нравится Тыныш - вдох, это же жизнь. А тыныч?? не понимаю.
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

 

найманы - из каракитайцев или киданьского корня

 

 

 Кыргызские и казахские найманы из рода каракереи видимо киданьцы.Вполне вероятно ,что кидани делились на кара керей и аксары керей.  В Монголий есть  племена "хар гэрүүд" и "цагаан гэрүүд"..

:D

Настояшие найманы с R1a в Монголий.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

 

 

найманы - из каракитайцев или киданьского корня

 

 

 Кыргызские и казахские найманы из рода каракереи видимо киданьцы.Вполне вероятно ,что кидани делились на кара керей и аксары керей. :D

 

Настояшие найманы с R1a в Монголий.

 

А что монгольские найманы имеют  R1a?

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

 

 

 

найманы - из каракитайцев или киданьского корня

 

 

 Кыргызские и казахские найманы из рода каракереи видимо киданьцы.Вполне вероятно ,что кидани делились на кара керей и аксары керей. :D

 

Настояшие найманы с R1a в Монголий.

 

А что монгольские найманы имеют  R1a?

 

Да.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

 

 

 

 

найманы - из каракитайцев или киданьского корня

 

 

 Кыргызские и казахские найманы из рода каракереи видимо киданьцы.Вполне вероятно ,что кидани делились на кара керей и аксары керей. :D

 

Настояшие найманы с R1a в Монголий.

 

А что монгольские найманы имеют  R1a?

 

Да.

 

Значит они тоже имеют кыргызские корни.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

 

 

 

 

 

найманы - из каракитайцев или киданьского корня

 

 

 Кыргызские и казахские найманы из рода каракереи видимо киданьцы.Вполне вероятно ,что кидани делились на кара керей и аксары керей. :D

 

Настояшие найманы с R1a в Монголий.

 

А что монгольские найманы имеют  R1a?

 

Да.

 

Значит они тоже имеют кыргызские корни.

 

 

 

Я считаю,что настояшие кыргызы N1c.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

 

 

найманы - из каракитайцев или киданьского корня

 

 Кыргызские и казахские найманы из рода каракереи видимо киданьцы.Вполне вероятно ,что кидани делились на кара керей и аксары керей.  В Монголий есть  племена "хар гэрүүд" и "цагаан гэрүүд".. 

Настояшие найманы с R1a в Монголий.

 

Средневековые авторы и очевидцы не путали  каракитаев с найманами как вы.  ;)

 

Хайдар Дулати в своем "Та'рих-и Рашиди" четко их разделяет: "Когда [Кучлук] прочно утвердился во владениях карахитаев, то он  несколько раз ходил войной на [гурхана] до Ханбалика, и, наконец, внезапно застал его врасплох на месте охоты и убил" 

 

Четко разделяет их и Ибн ал-Асир, что в Мугулистан (истинную средневековую Монголию) на смену каракитаям из пределов Чина сперва пришли татары-найманы во главе с Кушлук-ханом, а за ними пришли татары Чингизхана. Или что "они напали на них (на каракитаев) со своим царем Кушлу-ханом".

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

 

 

 

 

 

 

найманы - из каракитайцев или киданьского корня

 

 

 Кыргызские и казахские найманы из рода каракереи видимо киданьцы.Вполне вероятно ,что кидани делились на кара керей и аксары керей. :D

 

Настояшие найманы с R1a в Монголий.

 

А что монгольские найманы имеют  R1a?

 

Да.

 

Значит они тоже имеют кыргызские корни.

 

 

 

Я считаю,что настояшие кыргызы N1c.

 

А они где настоящие кыргызы?

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Для публикации сообщений создайте учётную запись или авторизуйтесь

Вы должны быть пользователем, чтобы оставить комментарий

Создать аккаунт

Зарегистрируйте новый аккаунт в нашем сообществе. Это очень просто!

Регистрация нового пользователя

Войти

Уже есть аккаунт? Войти в систему.

Войти


×
×
  • Создать...