Jump to content



nik1

Кыргызы-2

Recommended Posts

  • Admin

Глянул сборник. Странно вообще, что кыргызский историк А. Абдыкалыков и хакасский историк В. Бутанаев определили в этом фрагменте казахов. Вот там же указатель

Y6vlBUb7.jpg?download=1

ссылка именно на ту страницу.

Причем сами же пишут о том, что к 1701 году все ен. кыргызы были угнаны в Ургу на реку Или.

Цитата

В 1701 г. казаки, посланные из Кузнецка в Хакасию воеводе Б. Синявину докладывали: «Где прежде сего в Кыргызской землице кыргызы и кыргызские киштымы кочевья своими в которых урочищами живали, и на тех де жилищах кыргыз никого не нашли: все забраны к контайше с женами, и с детьми и с киштымами».

 

Link to comment
Share on other sites

  • Admin
47 минут назад, цеванрабдан сказал:

волюнтаристский вывод у Сапаралиева)

это известный в ойратской истории эпизод, когда маньжурский Иньжэн в союзе с названным сыном Бошокту и хошутскими молодыми нойонами разгромили ставку чоросов и хойтов. почему чоросы поставили на сбор албана енисейских кыргызов и южных алтайцев тоже известно.

Там он вообще непонятно написал, начал с цинов, а закончил почему-то бурутами.

Вот пример участия теперь уже бурутов в походах джунгар в Болор:

gYCb6JWT.jpg?download=1

 

 

 

Link to comment
Share on other sites

58 минут назад, Rust сказал:

Интересно кем был этот киргиз-калмак Чирикчи? Ен. кыргызом или тянь-шанским?

Про киргиз-калмаков что-то Валиханов писал. Постараюсь найти.

 

2 часа назад, Rust сказал:

Причем сами же пишут о том, что к 1701 году все ен. кыргызы были угнаны в Ургу на реку Или.

А урга в документе за 1707 г. была на Или?

2 часа назад, Rust сказал:

Глянул сборник. Странно вообще, что кыргызский историк А. Абдыкалыков и хакасский историк В. Бутанаев определили в этом фрагменте казахов. Вот там же указатель

Видимо потому что есть в том же сборнике такой документ за 1688 год. И в нем бруты и бруцкие люди это казахи.

 

1688 г. ОТПИСКА КУЗНЕЦКОГО ВОЕВОДЫ В СИБИРСКИЙ ПРИКАЗ О ВНУТРЕННЕМ ПОЛОЖЕНИИ КЫРГЫЗОВ И О СМЕРТИ ЕРЕНАКА.

Великим государям царям и великим князям Ионну Алексеевичу, Петру Алексеевичу и великой государни благоверной царевне и великой княжне Софии Алексеевне всея великия и малыя и белыя Росии самодержцем холоп ваш Ивашка Конищев челом бьет. По вашему великих государей указу по грамоте и по накази зелено мне, холопу вашему, будучи в Кузнецком от китайских, и от мугальских, и от кыргыских людей жит с великим береженьем и проведывать всяких воинских вестей домогаяч как мочно всякими мерами на крепко. А с ыноземцы всех земел ссоры и задоров чинить не велено. А что в Кузнецком от каких воинских людей будет чинитца и к вам великим государям, к Москве, велено мне писать. И по вашему великих государей указу посылал я, холоп ваш, в розные землицы и в ясачные волости для проведывания весть, и вашего великих государей ясачного збору, кузнецких служилых людей. А в которые землицы и волости ково имяны служилых людей посылал в котором году и месяце и числе и которых землиц в Кузнецкой посланцы приходили, и что кузнецкие посылщики в вестях и посланцы в речах своих передо мною сказали и тому стати под сею отпискою.

Послал я, холоп Ваш, к вам, великим государям, к Москве, кузнецких пеших казаков с атаманов с Михайлом Поповым июля в 14 день. А отписку и статьи велел подать в Сибирском приказе вашему великих государей боярину, князю Ивану Борисовичу Репнину с товарыщи.

В прошлом, государи, во 1687 году августа в 8 день посылал я, холоп ваш, проезжую станицу ваш Киштымскую и в Тогольскую волости для проведывания вестей конных казаков Ивашка Бедарева с товарыщи.

И в нынешнем, государи, во 1687 году сентября в 2 день Ивашке Бедарев с товарыщи приехав в Кузнецкой переломною, холопом вашим, в вестях сказали: белых де калмыков [193] князем Табунко и Косоконко-Матур кочуют возле Оби реки, па за речной стороне, по Шалмону речке со всеми своими улусными людьми, а Баштукан живет в Саянских горах.

Да в прошлом же, государи, во 1687 году августа в 8 день посылал я, холоп ваш, кс Кузнецкой в Кыргыскую землицу конного казака Овдюшку Сметанникова да калмыцкого языка толмача Якушка Турузуна для проведываня вестей.

И в нынешнем, государи, во 1687 году сентября в 8 день Овдюшка Сметанников и Якушко Турузун пришед в Кузнецкой в Приказной избе передо мною, холопом вашим, в вестях сказали: были де они в дальних Сагаях у ясаула Рузачка. И он де, Рузачко, сказывал им, что кыргыского княжца Таин-Иркина мать поехала ис Кыргыс в Алтырской улус к Ераначку Ишееву. А кыргыские улусные люди стоят в зборе на Обакане реке. И на Кемчике, а жены их и дети и кашевые люди сошли в крепкие места в леса и в горы, а в Кыргызах до никово нет и итти, им не велел. Да к тому ж до ясаулу при них приходили кыргызы и сказывали им тех речи, что и ясаул им сказал. Да они же де кыргызы им сказывали, что Боштукан хочет итти войною на желтые мугалы.

Да в нынешнем, государи, во 1687 году сентября в 22 день посылал я, холоп наш, не Кузнецкого в Катунскую волость для проведывания вестей пеших казаков десятника Мишку Лутчева. И приехав в Кузнецкой он, Мишка, передо мною, холопом вашим, в Приказной избе в вестях сказал: ясачные де татары Изчанко Исбеков да Мышки Чирин с товарищи скалывали ему: приезжал де к ним Черной колмак Ямзы и шпорил, что нынешнего году кыргыского княжца Таин-Иркин сын Магытко алман с них будет брат соболми на Бошту-хана. Приказывал он им, чтоб Магытку алману соболми не давали, а велел им о том вест послать ко мне, холопу вашему, в Кузнецкой.

Да октября, государи, в 2 день в Кузнецкой, в Приказную избу, абинской служилой татарин Куррегечко Адияков принес деревцо, а на нем сил лошадиных волосов, а в силу повешено деревцо вместо человека, А передо мною, холопом шипим, он, татарин, сказал: принес де к нему то деревцо верхотомской ясачной татарин Алычак, а сказал, что то деревне послал Таин-Иркин сын Магытко и велел говорит абинским служилым татарам, чтоб они дали на Бошту-кана алман по пяти соболей с человека. А будет не дадут и он де так [194] и их всех перевешает как и деревцо в силу. А тот де он, Магитко, на Мрасе у Мустукая Зерчина на Семетинов.

И октября ж, государи, в 3 день посылал я, холоп ваш, из Кузнецкого сына боярского Андрея Буяновского да с ним городового толмачем Якова Савинова с служилыми людьми двадцать человек. А велел во Мраских волостях ево Магытки съехав говорить ему для чево он в ваши государевы ясачные волости приезжая ясачных людей разоряет и грабить, алман соболми на Бошту-кана емлют. А будет он, Магытко, учинитца не послушен велел их переймав привести в Кузнецкой, проведав подлинно будет нет с ним заводных больших людей. А будет большие люди обявятца велел писать в Кузнецкой к себе с нарочным гонцом. И Андрей Буяновский с товарыщи приехав в Кузнецкой передо мною, холопом вашим, сказали Магытко де во Мраских волостях был и пошол в Кондомские волости; в Шоры, вверх по Кондоме реке и им де за ним, Магытком, в те волости ехат было не мочно; конного проезду и водяного пути нет.

Да ноября, государи, в 2 день в Кузнецкой, в Приказную избу, пришел конной казак Микитка Полов передо мною, холопом вашим извещал словесно: приходил де к нему в деревню Борсоякова улуса татарин Шипияк а сказывал ему: послали де ево борсояцкие улусные люди Чебак с товарыщи в Кузнецкой. А велели известить мне: кыргыские де люди на Катуне ходя берет на Бошту-кана алман соболми и ясачных людей разоряют, бьют и грабять.

И того ж, государи, числа посылал я, холоп ваши, из Кузнецкого сына боярского Самойла Ботвинку, да с ним конных казаков десятника Ивана Тихонова с товарыщи десят человек, а велел им в Кондомских волостях и на Катуне проведав кыргыских людей, будет они алман соболми берут, переймав привести их в Кузнецкой.

И Самойло Ботвинка с товарыщи приехав в Кузнецкой, передо мною холопом вашим, сказали: что они, Магытко и кыргыских людей, в ясачных волостях нигде не изъехали. До их приезду взяв Четиберской, Сенодевеской волостей алман собольми ушли в Елейскую и в Суерскую волости. И за ними де ехать им стало не мочно, кони пристали, а лыж взять было не где, а снеги великие.

Да ноября, государи, в 7 день извещал мне холопу вашему, словесно Мраские волости ясачной татарин Щебагал [195] Санадагачев: Тасин де Иркин сын Магытко пришол во Мраские полости, ясачных людей разоряет и алман собольми на Бошту-кана емлет. А с ними де калмыков человек с тридцать и тех де волостей ясачные люди послали ево в Кузнецкой с тем известить мне.

И ноября ж, государи, в 8 день посылал я, холоп ваш, ис Кузнецкого сына боярского Максима Грожевского да пеших казаков атамана Михайла Попова, да конных казаков пятидесятника Григоря Корнилова, да с ними конных и пеших казаков сто пятьдесят человек со всея лыжбою ни конях, и на лыжах с нартами. И велел по тому ж проведать про него, Магытка с товарыщи, подлинно. Будет он ясачных людей разоряет и алман собольми емлют, велел переймав привести и Кузнецкой и за боем. А ясачным людем приказать на крепко, чтоб они отнюд алману на Бошту-кана собольми не давали. И ходили они, Максим с товарыщи, две недели.

И ноября, государи, в 22 день Максим с товарыщи приехал в Кузнецкой. Передо мною, холопом вашим, сказали: Магытка де с товарыщи в тех волостях они не изъехали. Послыша их, ушли в Кыргызы, а с собою они в те, волости для прокормления в зиму себе сто овец пригонали и те овцы потали с собою назад.

Да мая в 29 день извещал мне, холопу вашему, конных казаков десятник Андрей Попов: посылал де он ис Кузнецкого в Тогальскую волость для проведывания вестей. И то тульской де ясачной татарин Аредак сказывал ему бруцкие люди пришед с княжцом Иртаем Кокеня Матура побили и улус ево совсем разорили. Да приходили ж де от Бошту-кана княжцу Табунку посланцы и прощали у нево на помоч людей и он им в людех отказал, а Бошту-кан де от брутов сидит досаде.

Да мая ж, государи, в 30 день приезжал в Кузнецкой от кыргыского княжца Таин-Ирки посланец Утячек. А передо мною, холопом вашим, сказал: прислал де ево в Кузнецкой кыргыской князец Таин-Ирка спрошав о вашем великих госудирей многолетнем здоровье, а про Бошту-кана сказал, что он бьетца де с Очиркем Саин-ханом, с мугальским царем, а хто ково побил про то он ничево не сказал.

Да марта государи, в 1 день в Кузнецком в Приказной избе переде мною, холеном вашим, кыргыской закладчик Мойнак Клеев в вестях сказал: алтырской де князец Ереначко со всеми своими улусными людьми и мугальской с Ачирой [196] Саин-хан пошли на помоч к Бошту-кану со многими людьми тысеч со сто, а ево де, Бошту-кана, воюют бруцкие люди. И сентября де в последних числех на Октябе реке, в верховье Чюлышмана, был бой; кыргыской князец Ереначко и с сыном убит. А с ними побито человек с триста да калмаков и соян побито тысеч с шесть. А на бою от Бошту-кана были тайши Ейзен, а Бошту-кан с Тоухаром в бою у прошали сроку до весны и ныне стоят в зборе. А кыргыской князец Таин-Ирка з достальными кыргызы пошол к Бошту-капу. А Чюлышман, государи, река впала Телеское озеро, большая река, с Том реку есть.

Да в нынешнем ж, государи, во 1687 году в розных месяцех и числех посылал я, холоп ваш, на Телецкое озеро зимным путем для вашего великих государей ясачного збору сына боярского Максима Грожевского, да с ним шесть человек служилых людей. А на Кондому атамана Федора Кузьмина, а с ним служилых людей тринадцать человек. На Мрасу пеших казаков атамана Михайла Попова, а с ним служилых людей десять человек.

И Максим Грожевской, Федор Кузьмин и Михайло Попов пришед в Кузнецкой, в Приказной избе, передо мною, холопом вашим, в вестях своих сказали:

Мугальской де Ачирой Саин-хан пришел со многими людьми черных калмыков повоевать и побить. А кыргыской князец Ериначко с сыном и со многими людьми побиты. А бой де был у них в верховье Чулушмана, а от Телецкого озера до тех месть, где бой был, верст с пол третя ста, а от Кузнецкого до Телецкого озера вереть с четыре ста.

Да марта, государи, в 10 день посылал я, холоп ваш, не Кузнецкого в Керсагальскую волость сына боярского Максима Грожевского, а с ним служилых людей четырех человек для ясачного ж збору и проведованя вестей и велел им итти и к Матуру-тайше.

И мая, государи, в 1 день сын боярской Максим Грожевской да Кирюшка Заболоцкий с товарищи пришед в Кузнецкой в Приказной избе передо мною, холопом вашим, в вестях сказали: посылал де он, Максим, ис Керсагальсково волости к Матур-тайше ево, Кирюшку Заблоцкого, будто для выкупу ис полону дочери ево, Киркиной. А перед сего он, Кирка, у него, Матура. выкупил из полону жену и дочь свою. А другая дочь ево не выкуплена и за другую де дочь свою он, Кирка, [197] половину окупу улусному матурову человеку дал. И с Матуром тайшою он, Кирюшка, виделся и жил, четыре дня. И Матур де ему, Кирюшке, достальной окуп принести велел и дочь ево отдать хотел. И говорил Матур ему, чтоб ис Кузнецкого воеводы присылали к нему послов. А он де, Матур, по-прежнему своему шертованя ни какие шатости и задоров с вашими государскими людьми чинить не будет. А про мугальского хана сказал, что Бошту-кан с ним помирился до травы, а как трава поспеет и у них де меж собою бой будет. А какие вести у него, Матура, в пред будут и он де в Кузнецкой ведомость будет посылать. Да им ж де, Максиму с товарищи, улусные люди сказывали, что мугальской хан со всеми улусными людьми и со всем кочевьем стал в тех местах, где бой был. А Бошту-кан с Тоухаром сошлись в месте и отступили проч к черни и стоят в крепких местах. А черных де калмаков, и саянов, и кыргыз, побито тысеч с пять, а мугал тысячи з две.

Да июня, государи, в 10 день послал я, холоп Ваш, из Кузнецкого в белые колмыки, к княжцу Табунку, конных казаков Овдюшку Сметаникова да Ивашка Беларева с товарыщи шесть человек. А в Кыргызы, к княжцу Таин-Ирке конных казаков десятника Федку Тихонова с товарыщи трех человек. А велел их княжной и улусных людей их призывать под вашу великих государей самодержавную высокую руку в печное подданство ласкою и приветом, и обнадеживать их вашею великих государей премногою милостью жалованьем и обережю. И говорить, чтоб они вам великим государям ясак е себя дали по лисице с лука. А как они, княжцы и улусные их люди, под вашею великих государей высокою рукою в печном подданстве быть похотят и ясак вам великим государям с себя и аманат дадут, велел их привести к шерти, что им быть под вашею государскою высокою рукою в вечном подданстве и ясак давать по вся годы и аманаты в Кузнецкой присылать .

А будет они, княжцы и улусные люди их, под вашею великих государей высокою рукою в вечном подданстве быть не похотять и ясаку не дадуть и Табунку велел я говорить чтоб он присылал ко мне, в Кузнецкой, от себя послов для всякого договора. А Таин-Ирке велел говорить, чтоб он ваши великих государей, ясачные волости преже вашего государево ясачного збору кыргыских людей не посылал и алману [198] на Бошту-кана собольми имать и ясачных людей разорят не велел. А будет он учнеть б пред также, и я, холоп ваш, велел кузнецким служилым людям тех иво посыльщиков (перехватив) привести в Кузнецкой и держат до ваших великих государей указу. А как Кузнецкие посыльщики ис Калмык и из Кыргыз в Кузнецкой будут и что каких вестей передо мною скажут к вам, великим государям, к Москве я, холоп ваш, и что впред каких; вестей будет писать стану.

А в Кыргыской, государи, землице ныне служилых людей малолюдство, все побиты, а з достальными людьми Таин-Ирка пошел к Бошту-кану.

А в вашей великих государей грамоте к воеводе Петру Дубровскому в Кузнецкой писано: ис Кузнецкого, государи, в Кыргызы сухим путем подле Томи реки служилым людем конным и пешим итти мочно, дорога хороша, и крутых речек нет. А в малых судах связав по два судна и в такарские обласах водяным путем до Сагай мочно пушки и хлебные запасы Томю рекою проводить. А ходу от Кузнецкого до Сагай водяным путем неделя, а от Сагай сухим путем черес лес до Кыргыс два дни ходу. А в Сагаех, государи, блиско Томи реки для обережи и запасов земляной городок построить и в городке людей оставить. А к кузнецким, государи, служилым людем буде итти в Кыргызы надобно в прибавку конных и пеших с пять сот человек. А без прибавочных людей итти не мощно. А в Кузнецком, государи, всяких служилых людей ис казачьими детьми будет человек с пять сот и те скудны, без подможных денег итти не мочно.

А томским, государи, и красноярским служилым людем конным и пешим итти в Кыргызы надобно з две тысечи человек. И теми людьми смирить кыргыз будет мочно. А итти им подле Абакану реки вверх, а кузнецким служилым людем подле Абакану вниз итти. А сходитца им с томскими и с красноярскими служилыми людьми будет во Алтысарах. А малыми, государи, людьми кыргыз смирить не мочно, люд боевоя и Бошту-кан проведав выручку пришлет тот час. А на Абакане, государи, пристойно для всякие обережи и запасов поставить острежек и посадить людей.

Да что, государи, в нынешнем во 1687 году посылал я, холоп ваш, ис Кузнецкого в ваши государевы ясачные волости служилых людей для обережи ясачных людей и перед прежними, государи, годами ныне вашего великих государей [199] ясаку собольми и всяким зверем собрано с прибылю.

А ныне, государи, для проведываня прямых вестей посылаю я, холоп наш, проезжие станицы по переменам в Киргизы, В белые калмыки, в Керсагал.

ЦГАДА, т. 214. Сибирский приказ, стб. 1071, ч. 1. л. 64-75

 

 

Link to comment
Share on other sites

  • Admin
20 часов назад, Le_Raffine сказал:

Про киргиз-калмаков что-то Валиханов писал. Постараюсь найти.

Нашел там далее, это похоже енисейский кыргыз.

Link to comment
Share on other sites

  • Admin
20 часов назад, Le_Raffine сказал:

А урга в документе за 1707 г. была на Или?

Видимо потому что есть в том же сборнике такой документ за 1688 год. И в нем бруты и бруцкие люди это казахи.

Да, урга была уже на реке Или.

Странно вообще, во всех документах бруты, буруты это кыргызы. Названы из-за нахождения ранее в ойратской орде, потом покинув ее. Отсюда и "изменившие" букв. "повернувшие".

Link to comment
Share on other sites

  • Admin
20 часов назад, цеванрабдан сказал:

маркетинг, упаковка в яркий фантик из-за отсутствия шоколада внутри. " все они были уничтожены кыргызами" - фантик, а внутри банальное массовое убийство своих же кыргызов и других тюркоязычных. 

по ходу уже кыргыз тяньшаньский калмыцкого происхождения, по имени Воин.

Я не буду упоминать банальные убийства своих же ойратов другими ойратами, или резню кыргызов и казахов ойратами и наоборот и т.д. Время было такое. Вообще подобная оценка событий - это какой-то юношеский максимализм. Кыргызы тяньшанские калмыцкого происхождения очень большая редкость. 

Link to comment
Share on other sites

  • Admin
33 минуты назад, цеванрабдан сказал:

да не нагнетайте). выше я сам написал о резне ойратов ойратами, и ни никаких эмоций. у вас в школе учат 300 летнему противостоянию джунгарам начиная с токмокских кыргызов, у соседей в школе учат 200 летней партизанской войне, и, я уже неоднократно отвечал, что без напрягов признаю за новую реальность ваши варианты и трактовку истории в собственных странах, вам своих патриотов надо растить, это ежу понятно. но и мы обязаны знать, что дословно находится в умах сотен среднеазиатских студентов, обучающихся в Калмыцком университете. к слову, умные в большинстве своем молодые люди, абсолютно без догматичности, типичные студиозы 21 века.

Это был ожидаемый ответ на вашу реплику выше, про "обертку, шорколад и банальное массовое (!) убийство". Относительно 300-летнего противостояния - так и было. Как была и массовая откочевка кыргызов на юг - в Ферганскую долину и далее в Афганистан. Как и то, что практически весь кыргызский эпический материал - это как раз противостояние калмыкам. В то же время есть много фактов союзничества и общей истории. И здесь для меня нет здесь каких-то оценочных вариантов, такое было время.

Link to comment
Share on other sites

  • Admin
4 минуты назад, цеванрабдан сказал:

да. от них как раз 300 лет до падения Джунгарии. из выживших 2/3 кыргызов ушли в Моголистан, 1/3 влилась в состав чоросов. 

Можно подробнее. Токмаком именовали Дешт-и Кыпчак, его жителей токмаками. Но это не кыргызы. Про выживших честно не понял.

Вообще уточните как пор вашему мнению протекала история кыргызов и ойратов?

Link to comment
Share on other sites

35 минут назад, цеванрабдан сказал:

убеждать не собираюсь. попозже все равно сотру пост, это к тому что информативную часть постов я с некоторых пор стираю, так что ничего личного.

токмоки это кыргызы, бесспорно. есть две трактовки этой ожесточенной и кровопролитной войны - ойратская и североюаньская (халхасская). но обе версии описывают события непосредственно связанные с племенами в этимологии которых имя кыргыз.

для североюаньцев это чисто межкыргызский конфликт, закончивший притязания на династию по линии Угечи кашка и Эсэня. для ойратов это межкыргызкая усобица с вовлечением общих союзников чоросов на сторону меньшей по численности и более обделенной китайскими благами группировки кыргызов. фактически, по Бичурину наступило 150летнее молчание калмаков.

совместная история кыргызов и ойрат, однозначно, даже частично не раскрыта от слова совсем. наверное, нет необходимости ни для нашего социума ни для экономики.

можно об этом по-подробнее. Здесь казахские юзеры приводили данные, что раньше казахи кыргызов называли калмаками. Возможно это связано с "совместной историей" ойратов и кыргызов. Да и внешне мы больше похожи на калмыков нежели на казахов:) ИМХО.

Link to comment
Share on other sites

  • Admin
1 час назад, цеванрабдан сказал:

убеждать не собираюсь. попозже все равно сотру пост, это к тому что информативную часть постов я с некоторых пор стираю, так что ничего личного.

токмоки это кыргызы, бесспорно. есть две трактовки этой ожесточенной и кровопролитной войны - ойратская и североюаньская (халхасская). но обе версии описывают события непосредственно связанные с племенами в этимологии которых имя кыргыз.

для североюаньцев это чисто межкыргызский конфликт, закончивший притязания на династию по линии Угечи кашка и Эсэня. для ойратов это межкыргызкая усобица с вовлечением общих союзников чоросов на сторону меньшей по численности и более обделенной китайскими благами группировки кыргызов. фактически, по Бичурину наступило 150летнее молчание калмаков.

совместная история кыргызов и ойрат, однозначно, даже частично не раскрыта от слова совсем. наверное, нет необходимости ни для нашего социума ни для экономики.

А зачем писать - если потом стирать? Что за "обидки" такие?

По токмакам — ИМХО это не кыргызы.

Цитата

Харагуцаг, единственный законный наследник монгольского престола, после смерти отца - Агбарджина-джинонга, и своего дяди Шиошитэй-багатура, в 1452 году бежит во владение Токмак. "Арутан топчи" сообщает: "Харгучаг, сын Агбарджина, узнав о смерти Шиошитэя, бежал к Тангмукам, но там был убит." 
Он прибывает в Токмок и селится в пограничном кочевье у Ак Мункэ Баяна. Брат последнего по имени Ванши-Мункэ, узнав о благородном происхождении Харагуцага, убивает царевича. В отмеску ойраты под главенством тестя царевича Эсэн-хана разоряют кочевье токмокцев и убивают братьев. (с. 56)
По мнению Г. Гомбоева государство Токмак принадлежало народу кыпчак. Известно, что кыпчаки в XV веке населяли земли в истоках Иртыша. По данным Лубсан-Данзана, "страной кыпчаков и Токмоком" владели потомки Джучи. Об этом же сообщает и сочинение "Болор Эрихэ" Рашипунцуга.

 плюс

Цитата

Упоминается в "Анониме Искандара", написанном Муин ад-Дином Натанзи в 816 г.х. (1413/1414 год): "рассказ о том, как пришли токмакские войска в Мавераннахр по наущению Камар ад-Дина, и о смуте, что возникла в Узгенде от могольских действий... Когда Камар ад-Дин, не достигнув желаемого в Моголистане, присоединился к Токтамышу, после того как токмакское войско, как прежде упомянуто бежало вдоль берега Куры перед победоносными воинами (Тимура)." 

т.е. это степняки Дешт-и Кыпчака.

Относительно Угэчи-кашка действительно это была разборка, но не внутри кыргызов, а внутри ойратов..

Link to comment
Share on other sites

  • Admin
6 минут назад, цеванрабдан сказал:

от какого события и года кыргызские историки берут начало 300 летнего сопротивления, не с фонаря же дату называют,как казахские.

В каких именно учебниках пишут про 300 лет противостояния, вы с ордынским игом России не попутали? :)

Link to comment
Share on other sites

  • Admin
11 минут назад, Тирион сказал:

))) ну ну, как всегда - ничего кроме нытья)

есть что сказать по теме?

Link to comment
Share on other sites

8 минут назад, Rust сказал:

есть что сказать по теме?

Сказано было другими юзерами, и не один раз, повторяться не буду. Останавливайте зачинщиков "холивара".

Link to comment
Share on other sites

  • Admin
37 минут назад, Тирион сказал:

Сказано было другими юзерами, и не один раз, повторяться не буду. Останавливайте зачинщиков "холивара".

Я спросил у него - где он увидел эту информацию. Вы могли спросить то-же самое относительно казахов, однако предпочли перейти на личности "нытье" и т.д. 

Link to comment
Share on other sites

4 минуты назад, Rust сказал:

Я спросил у него - где он увидел эту информацию. Вы могли спросить то-же самое относительно казахов, однако предпочли перейти на личности "нытье" и т.д. 

Мы сейчас уходим в словесную эквилибристику...он обвинил казахских историков в том, что они называют даты с фонаря, да и вообще по поводу/без изливается желчью, после этого вы хотите нормальных дискуссий? Не проще ли сразу останавливать таких юзеров, без оглядки на национальность?

  • Одобряю 1
Link to comment
Share on other sites

Интересующимся историей "Чирикчи" посвещается. Черикчи бий Темир уулу был бием из кыргызского рода Сарбагыш. Его отец Темир был "дипломатом" у Галдан Церена в Ферганской долине, отец "регулировал" отношения джунгаров между кыргызами и кокондцами. В последнем успешном походе джунгаров в Фергану джунгарская верхушка поставила его сына Черикчи правителем Ферганы как своего человека. Но Черикчи надежду не оправдал, когда Джунгарское ханство ослабло Черикчи возглавил Тогуз-Тороузское направление кыргызов по освобождению захваченных земель. Черикчи является одним из трех человек кыргызской делегации, удостоившихся приема императора Цянлуна после разгрома джунгаров. При этом известно, что вместо Черикчи должен был поехать в Пекин другой бий, однако Черикчи включил "дипломатический" талант, подкупил представителя императора в кыргызах.  Однако "джунгарское" прошлое все таки сказывалось в карьере Черикчи, всегда приходилось быть в тени сарбагышских манапов Маматкула, а потом Эсенгула. Умер Черикчи в 1785 году.

Link to comment
Share on other sites

В фондах Кунсткамеры я наткнувшись на  это фото честно офигел, 100 лет назад и такой изящный и удобный женский косметический набор, опередивший время. Кажется серебро.

 

Музей Петра Великого, МАЭ РАН РФ, г. Санкт-Петербург.

Стасевич И.В.

1930-ые годы.

Кыргызы.

Чуйская область.

Украшение на камзол - Зубочистка, ухочистка, щипчики, шильце.

Слово на арабице я прочитал как "ОЗАҚ" - что это, имя хозяйки набора или что?

1930.jpg

Link to comment
Share on other sites

  • Admin
Цитата

Если к этому добавим, что в составе западной группировки монгольских племен – ойратов также, повидимому, насчитывалось сорок племен (ср. «Образцы народной литературы монгольских племен» А. Позднеева, СПб., 1880, стр. 135), то для нас станет понятным, что деление на сорок племен у киргизов не было простой случайностью и восходит, по всей вероятности, к тому отдаленному времени, когда киргизские племена вместе с предками монголов переживали общий процесс этногенеза. Вполне возможно допустить, что в основе этого деления на сорок племен лежали социально-политические факторы и, в частности, существовавшие в древности формы военной организации. В связи с этим заслуживает внимания та крупная роль, которая отводится в киргизском эпосе дружине богатыря Манаса, состоящей из 40 витязей (кырк чоро), большинство которых, по эпосу, являются одновременно предводителями племен и родов.
С. М. Абрамзон. К семантике киргизских этнонимов //

О связях кыргызов с ойратами.

Link to comment
Share on other sites

5 часов назад, Rust сказал:

О связях кыргызов с ойратами.

Думаю это военно- административное деление.  В Джунгарии все делилось на -  40 ( Дечн) , у алтайцев например на - Дючины, которые подчинялись своим зайсангам. В эту брехню что пишут казахские юзеры не верьте , алтайские зайсанги принимали участие в госсовете у хунтайджи, чужих туда не пускали. Чужаки  сидели за пределами юрты.

Link to comment
Share on other sites

Create an account or sign in to comment

You need to be a member in order to leave a comment

Create an account

Sign up for a new account in our community. It's easy!

Register a new account

Sign in

Already have an account? Sign in here.

Sign In Now


×
×
  • Create New...