Перейти к содержанию
nik1

Кыргызы-2

Рекомендуемые сообщения

Азербайджанцы Нахичвани тоже наверное оманьчжурилис со своим инициальным "ц" - цай.

 

про азербайджанский не в курсе, но где они, где маньчжуры?

сейчас во всех языках ЦА есть буква Ц, но эти все слова не исконные, а новые, типа "цирк", "циркуль"

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

 

 

 

вообще в старомонгольском нет характерного для маньчжурского буквы - Ц

Когда же тогда оманчжурились волжск.калмыки ?

до 17 века времени было предостаточно

Я не историк, какой манчжурский каганат или ханство надо изучать ?

 

 

думаю тунгусо-маньчжурские племена

к тому же ЧХ что был калмыком?

тунгусо-маньчжуры тоже могли быть в составе его империи 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

вообще в старомонгольском нет характерного для маньчжурского буквы - Ц

Когда же тогда оманчжурились волжск.калмыки ?
до 17 века времени было предостаточно
Я не историк, какой манчжурский каганат или ханство надо изучать ?

думаю тунгусо-маньчжурские племена

Какие племена считаются тунгусо-манчжурскими ? Татары ?

По вашему зап.монгол. племена должны быть вассальными от них (чтобы перенять язык)?

Перешли ли старшежузевцы на зап.монгольский ?

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Ну что ж,  по этому слову, я обратился к ДТС, и был прав в понимании этого слова. Чече на нашем языке имеет вот такие смыслы:

-полный набор,

-достаточно,

-все на месте и т.д. 

И слово Чечен я дал полное понимания этого слова на Тувинском языке т.е достаточно знающий и обладающим языком человек. Ниже скриншот с ДТС

3vyH_5T5-yw.jpg

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Азербайджанцы Нахичвани тоже наверное оманьчжурилис со своим инициальным "ц" - цай.

Татары Мещеры и сибирские татары, у карачаев или балкар тоже имеется подобное произношение. :)

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

  • Модераторы

вообще в старомонгольском нет характерного для маньчжурского буквы - Ц

Знаток Вы наш! Как раз в маньчжурском этого звука нет. Есть только в заимствованиях из китайского.

Ц есть в халхаском и ойратском нет его в чахарском то есть у южных монголов. Ц и З считаются влиянием ойратского на халхаский.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

  • Admin

 

Азербайджанцы Нахичвани тоже наверное оманьчжурилис со своим инициальным "ц" - цай.

Татары Мещеры и сибирские татары, у карачаев или балкар тоже имеется подобное произношение. :)

 

 

Точно, в сибирско-татарском идет переход "ч" в "ц". Как поясняет рейчеОнкел в маньчжурском инициального "ц" нет. Вот такие вот "знатоки" типа сакена в большим апломбом рассуждают о тех вещах, в которых ничего не понимают.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

  • Admin

Что связывает слова Чечен и Чечек, Ув. Руст?

 

Ув. Эр-Суге, слово "чечек" является тюркским по происхождению, однако лингвисты считают, что в тувинский, и некоторые кыпчакские языки оно попало возвратом из монгольского.

 

Связи между чечек и чечен - не вижу.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

 

 

Гэруды по моему не кыргызы. Это Владимирцов предположил а все последовали за ним.

Чечен ноян в записке Петлина, халхаский князь, предок Сайн-ноенов, Тумэнхэн, в титуле которого был еще и эпитет sečen noyan.

На территории Сайн ноёнхана живут не гэруды ,именно хиргисы по сей день.Так что эти гирюты есть нынешние хиргисы Баянхонгорского аймака.Гэрут такое название встречается обычно среди ойратов.
Там же параллельно находятся и гэруды и хиргисы.

Гэрүүд, хар гэрүүд, цагаан гэрүүд.

 

 

Кроме гэрүүд есть еше гэрэгүүд..

Кто они ? Кыргызы или кырки?

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

 

 

Азербайджанцы Нахичвани тоже наверное оманьчжурилис со своим инициальным "ц" - цай.

Татары Мещеры и сибирские татары, у карачаев или балкар тоже имеется подобное произношение. :)

 

 

Точно, в сибирско-татарском идет переход "ч" в "ц". Как поясняет рейчеОнкел в маньчжурском инициального "ц" нет. Вот такие вот "знатоки" типа сакена в большим апломбом рассуждают о тех вещах, в которых ничего не понимают.

 

 

видя вашу радость, подумал скорее кыргыз халха бир туган

 

что все что пишет рейчеОнкел это истина последней инстанции?

 

если послушать его бурята, то оказывается нет такого народа "Халха", он вообще несколько миллионный народ спустил до племени.

 

в такое не удобное положение поставил халхасца Peacemaker что который день думает, как бы выкрутиться.

 

по букве "Ц", ведь суть-то вопроса не меняется, нет в старомонгольском буквы "Ц", по крайнее мере не попадалось, а нынешнее халхаский это сплошное цокание.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

  • Модераторы

Повторюсь, звук ц и дз в халхаском диалекте считается влиянием ойратского. Вообще халха-монголы больше остальных общались и воевали и ассимилировали ойратов в послеюаньский период в конце концов вытеснив их из центральной и западной Монголии, где они укрепились было в юаньский период. Большинство восточных монголов вообще не цокают и дзокают. Видимо это особенность таки присуща сибирским тюркам которые тесно контактировали в свою очередь с ойратами.

Есть труды Тодаевой о монгольском языке в КНР, ищущий человек давно нашел бы. 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

  • Модераторы

 

 

 

Гэруды по моему не кыргызы. Это Владимирцов предположил а все последовали за ним.

Чечен ноян в записке Петлина, халхаский князь, предок Сайн-ноенов, Тумэнхэн, в титуле которого был еще и эпитет sečen noyan.

На территории Сайн ноёнхана живут не гэруды ,именно хиргисы по сей день.Так что эти гирюты есть нынешние хиргисы Баянхонгорского аймака.Гэрут такое название встречается обычно среди ойратов.
Там же параллельно находятся и гэруды и хиргисы.

Гэрүүд, хар гэрүүд, цагаан гэрүүд.

 

 

Кроме гэрүүд есть еше гэрэгүүд..

Кто они ? Кыргызы или кырки?

 

гэргүүд? Никогда не встречал живых представителей такого этнонима. Это как я понимаю неудачное прочтение этого этнонима в источниках.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

  • Admin

 

 

 

Азербайджанцы Нахичвани тоже наверное оманьчжурилис со своим инициальным "ц" - цай.

Татары Мещеры и сибирские татары, у карачаев или балкар тоже имеется подобное произношение. :)

 

 

Точно, в сибирско-татарском идет переход "ч" в "ц". Как поясняет рейчеОнкел в маньчжурском инициального "ц" нет. Вот такие вот "знатоки" типа сакена в большим апломбом рассуждают о тех вещах, в которых ничего не понимают.

 

 

видя вашу радость, подумал скорее кыргыз халха бир туган

 

что все что пишет рейчеОнкел это истина последней инстанции?

 

если послушать его бурята, то оказывается нет такого народа "Халха", он вообще несколько миллионный народ спустил до племени.

 

в такое не удобное положение поставил халхасца Peacemaker что который день думает, как бы выкрутиться.

 

по букве "Ц", ведь суть-то вопроса не меняется, нет в старомонгольском буквы "Ц", по крайнее мере не попадалось, а нынешнее халхаский это сплошное цокание.

 

 

Я всегда стараюсь писать по существу, без скидок на тууганчылык. Здесь мы выясняем истину, а не кичимся родством между теми или иными народами.

 

Как только начинается припирание фактами, начинаются переходы на личность и обвинения в потакании монголам и т.д.

 

Еще раз повторюсь уже в который раз. Нет плохих наций, есть плохие люди. Монголов, как и казахов, считаю родственниками, правда дальними.

 

И не буду подыгрывать новым грамотеям, которые лишь на основании каких-либо поверхностных знаний, пытаются опровергнуть научные авторитеты.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

 

 

 

 

Гэруды по моему не кыргызы. Это Владимирцов предположил а все последовали за ним.

Чечен ноян в записке Петлина, халхаский князь, предок Сайн-ноенов, Тумэнхэн, в титуле которого был еще и эпитет sečen noyan.

На территории Сайн ноёнхана живут не гэруды ,именно хиргисы по сей день.Так что эти гирюты есть нынешние хиргисы Баянхонгорского аймака.Гэрут такое название встречается обычно среди ойратов.
Там же параллельно находятся и гэруды и хиргисы.

Гэрүүд, хар гэрүүд, цагаан гэрүүд.

 

Кроме гэрүүд есть еше гэрэгүүд..

Кто они ? Кыргызы или кырки?

 

гэргүүд? Никогда не встречал живых представителей такого этнонима. Это как я понимаю неудачное прочтение этого этнонима в источниках.

 

 

А я встречал..

 

 

 

2014.10.16 - Монгол Улсын шүүхийн шийдвэрийн сан
shuukh.mn/irgenanhan/20658/view - Перевести эту страницу
Иргэний хэрэг шүүхэд хянан шийдвэрлэх тухай хуулийн 135.2.4 дэх хэсэгт зааснаар Хэргүүд овогт Цэвэлийн Сумъяа /РД:КЕ64091008/ нь Өмнөговь ...
Монгол Улсын шүүхийн шийдвэрийн сан
shuukh.mn/irgenanhan/23063/view - Перевести эту страницу
Гэр бүлийн тухай хуулийн 14 дүгээр зүйлийн 14.1-д заасныг баримтлан Хэргүүд овогт Бадарчингийн Галхүү, Аюур овогт Мижиддоржийн Бямбасүрэн ...
Монгол Улсын шүүхийн шийдвэрийн сан
shuukh.mn/irgenanhan/27523/view - Перевести эту страницу
Иргэний хэрэг шүүхэд хянан шийдвэрлэх тухай хуулийн 135 дугаар зүйлийн 135.2.6 дахь хэсэгт зааснаар Хэргүүд овогт Цэенхоролын Батсайханыг 1980 ...
Монгол Улсын шүүхийн шийдвэрийн сан - Нүүр хуудас
old.shuukh.mn/irgenanhan/71195/view - Перевести эту страницу
... төрийн хилс хэрэгт хэлмэгдэгч Орги овогт Жанцанд ногдох нөхөх олговорт 1.000.000 / нэг сая / төгрөгийг гаргуулж түүний ач охин болох Хэргүүд овогт ..
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

  • Модераторы

Гэруды по моему не кыргызы. Это Владимирцов предположил а все последовали за ним.

Чечен ноян в записке Петлина, халхаский князь, предок Сайн-ноенов, Тумэнхэн, в титуле которого был еще и эпитет sečen noyan.

На территории Сайн ноёнхана живут не гэруды ,именно хиргисы по сей день.Так что эти гирюты есть нынешние хиргисы Баянхонгорского аймака.Гэрут такое название встречается обычно среди ойратов.
Там же параллельно находятся и гэруды и хиргисы.

Гэрүүд, хар гэрүүд, цагаан гэрүүд.

Кроме гэрүүд есть еше гэрэгүүд..

Кто они ? Кыргызы или кырки?

гэргүүд? Никогда не встречал живых представителей такого этнонима. Это как я понимаю неудачное прочтение этого этнонима в источниках.

А я встречал..

2014.10.16 - Монгол Улсын шүүхийн шийдвэрийн сан

shuukh.mn/irgenanhan/20658/view - Перевести эту страницуИргэний хэрэг шүүхэд хянан шийдвэрлэх тухай хуулийн 135.2.4 дэх хэсэгт зааснаар Хэргүүд овогт Цэвэлийн Сумъяа /РД:КЕ64091008/ нь Өмнөговь ...

Монгол Улсын шүүхийн шийдвэрийн сан

shuukh.mn/irgenanhan/23063/view - Перевести эту страницуГэр бүлийн тухай хуулийн 14 дүгээр зүйлийн 14.1-д заасныг баримтлан Хэргүүд овогт Бадарчингийн Галхүү, Аюур овогт Мижиддоржийн Бямбасүрэн ...

Монгол Улсын шүүхийн шийдвэрийн сан

shuukh.mn/irgenanhan/27523/view - Перевести эту страницуИргэний хэрэг шүүхэд хянан шийдвэрлэх тухай хуулийн 135 дугаар зүйлийн 135.2.6 дахь хэсэгт зааснаар Хэргүүд овогт Цэенхоролын Батсайханыг 1980 ...

Монгол Улсын шүүхийн шийдвэрийн сан - Нүүр хуудас

old.shuukh.mn/irgenanhan/71195/view - Перевести эту страницу... төрийн хилс хэрэгт хэлмэгдэгч Орги овогт Жанцанд ногдох нөхөх олговорт 1.000.000 / нэг сая / төгрөгийг гаргуулж түүний ач охин болох Хэргүүд овогт ..

Очень сомневаюсь что эти люди осознанно восстановили свой род. Этнографы не зафиксировали не хэргуудов не гэргуудов.
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Значит этнографы не ехали на далекие края..Поленились.Или их автоматически причислили к хиргисам.

Эти хэргуды в основном проживают в западных сомонах Южно-гобийского аймака...

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

http://kronk.spb.ru/library/klashtorny-sg-1959.htm

"...возможно предложить следующий перевод надписи: «(1) Убив (стрелой) в Уйгурской земле Яглакар-хана, я (сюда) пришел. (2) Я сын кыргызский. Я — Бойла Кутлуг ярган. (3) Я — приказный (bujuruq) правителя (ögä) Кутлуг бага таркана. (4) Молва обо мне достигла (стран) солнечного восхода и заката (5) Я был богат. У меня было десять аилов, мой скот был неисчислим. (6) Моих младших братьев было семь, моих сыновей было трое, моих дочерей — три. Своим сыновьям я дал дома (хозяйства), (7) своих дочерей выдал (замуж) без выкупа. Моему наставнику (в вере) я дал сто мужей и стоянку. (8) Я видел детей своих сыновей и дочерей. Теперь я умер. (9) Мой сын, будь среди мужей как мой наставник (в вере)! Служи хану! Будь мужествен! (10) Мой старший сын ушёл (в поход?), (11) [его] я не видел (перед смертью)... сын...».

Предложенный перевод позволяет утверждать, что надпись принадлежит одному из участников кыргызского завоевания Монголии и отражает события, связанные с созданием монголо-сибирского Кыргызского государства..."

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

http://kronk.spb.ru/library/klashtorny-sg-1959.htm#_n26

"...Почти вековая борьба с уйгурскими каганами содействовала возникновению закреплённого династийными браками военно-политического союза кыргызов с традиционными врагами уйгуров карлуками. В руках карлуков находился также и основной торговый путь из долины Енисея в Среднюю Азию, пролегавший через территорию Семиречья. [45] Военно-политические и экономические связи между кыргызами и карлуками содействовали культурному взаимовлиянию. [46]..."

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

http://kronk.spb.ru/library/bernshtam-an-1946.htm

"...Здесь у меня берутся тюркоязычные памятники приблизительно с V по XV в., сохранившиеся до нашего времени на камнях и на бумаге. Памятники эти только отчасти можно отнести к непосредственной истории того или иного языка (например уйгурского); многие памятники (например тюркских рун), т.е. языки их, трудно представить пока по нашему недостаточному знанию как предка того или иного определённого современного нам тюркского языка..."

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

http://kronk.spb.ru/library/klashtorny-sg-1959.htm

"...возможно предложить следующий перевод надписи: «(1) Убив (стрелой) в Уйгурской земле Яглакар-хана, я (сюда) пришел. (2) Я сын кыргызский. Я — Бойла Кутлуг ярган. (3) Я — приказный (bujuruq) правителя (ögä) Кутлуг бага таркана. (4) Молва обо мне достигла (стран) солнечного восхода и заката (5) Я был богат. У меня было десять аилов, мой скот был неисчислим. (6) Моих младших братьев было семь, моих сыновей было трое, моих дочерей — три. Своим сыновьям я дал дома (хозяйства), (7) своих дочерей выдал (замуж) без выкупа. Моему наставнику (в вере) я дал сто мужей и стоянку. (8) Я видел детей своих сыновей и дочерей. Теперь я умер. (9) Мой сын, будь среди мужей как мой наставник (в вере)! Служи хану! Будь мужествен! (10) Мой старший сын ушёл (в поход?), (11) [его] я не видел (перед смертью)... сын...».

Предложенный перевод позволяет утверждать, что надпись принадлежит одному из участников кыргызского завоевания Монголии и отражает события, связанные с созданием монголо-сибирского Кыргызского государства..."

ПЕРЕВОД МАЛОВА:

http://kronk.spb.ru/library/malov-se-1951-1-5.htm

"(1) Я, Яглакар-хан-ата, пришёл из уйгурской земли (или... из уйгурской земли, называемой Яглакар-хан; или... из уйгурской земли от Яглакар-хана; по Г. Рамстедту: я пришелец в земле уйгурской).

(2) Я сын киргизский. Я — бойла, высокий судия.

(3) Я — огя-буюрук (приказчик, приказный) счастливого бага-тархана.

(4) Слухи и распросы обо мне достигли до восхода и захода солнца.

(5) Я был богат. Моих загонов для скота было десять. Скота у меня было без числа.

(6) Моих младших братьев было семь, моих сыновей — трое, моих дочерей — три. Я сыновей своих наделил домохозяйствами (т.е. женил). Своих дочерей

(7) девиц я выдал (замуж) без выкупа (?). Моему наставнику я да(л) сто мужей и местожительство (стоянку).

(8) Я выдал моих племянников и внуков. Теперь я умер.

(9) Мой сын! По доблести (?) будь как мой учитель! Служи хану! Мужайся!

(10) Мой старший сын ушёл (в поход?).

(11) Я не видел. Сын..."

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Для публикации сообщений создайте учётную запись или авторизуйтесь

Вы должны быть пользователем, чтобы оставить комментарий

Создать аккаунт

Зарегистрируйте новый аккаунт в нашем сообществе. Это очень просто!

Регистрация нового пользователя

Войти

Уже есть аккаунт? Войти в систему.

Войти


×
×
  • Создать...