Перейти к содержанию
nik1

Кыргызы-2

Рекомендуемые сообщения

такими  остались в памяти казахов ханы Герей и Джанибек. Тогда казахов называли киргизами. В те времена кыргызы доминировали в степи. Калмыцкое нашествие положило конец влиянию кыргызов в этом регионе. А кыргызские владения сузились до пределов Могулистана.

Li4vLi4vLi4vaW1hZ2VzL3N0b3JpZXMvbmV0cy9L            Li4vLi4vLi4vaW1hZ2VzL3N0b3JpZXMvbmV0cy9L

Казахов "киргизами",  "киргиз-кайсаками" русские называют лишь с 18 века.

  • Одобряю 1
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

G%C3%BCy%C3%BCk_%C3%A0_la_f%C3%AAte.jpeg

 

Гуюк на празднике. «Тарих-и-джехангуша» Джувейни.

Гуюк хан - сын Угедея, внук Чингиз хана - третий великий хан , после Чингиз хана и Угедея.

 

 

Петров К.И. в своей работе "АРХЕОЛОГИЯ, ЭТНОГРАФИЯ, ЭТНИЧЕСКИЕ ВОПРОСЫ" 

пишет : "...кыргызские племена, будучи государственными, находились в непосредственном подчинении великого хана (Угедея ). Он и его сыновья имели тесные связи с предводителями кыргызских племен, поддержавших угэдэевичей во время их мятежа против Мункэ, узурпировавшего в 1251 г. великоханский престол."

PS. Все покоренные народы Чингис хан отдал в собственность своим сыновьям. Кыргызов оставил в собственности государства. Кыргызы сами выбирали себе правителей из своих сородичей, за которыми присматривали наместники хана. Такой порядок сохранился и при сыновьях.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Qutulun_daughter_of_Qaidu.jpeg

 

Борьба с Хутулун. Миниатюра из Книги Марко Поло. XV век, Франция  (из Википедии)

 

 

Хутулун - дочь Хайду хана. Хайду, Кайду (ок. 1236 [1]— 1301) — внук монгольского хана Угэдэя, правнук Чингис-хана, фактический правитель Чагатайского улуса (с 1271 года). Таким увидел Марко Поло двор Хайду хана. :qyrgyz_new: Обратите внимание на калпаки у мужчин.

 

 

 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Битва с монголо-татарами при Лигнице в 1241г. Миниатюра 14 в.( из википедии)

Слева можно без труда разглядеть воинов в калпаках. В середине картины павшие воины тоже в калпаках.Они шли впереди войска.

 

 

                                                                                                                                                                                                   

lignitsa.jpg

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

    Mongol.Bela4.jpg            250px-%D0%91%D0%BE%D0%B3%D0%B0%D1%82%D1%

 

Монгольские всадники преследуют отступающего венгерского короля            Верещагин : Богатый киргизский охотник 1871 г.

Белу IV (1235-1270) в 1241.                                                                                     об этой картинеhttps://ru.wikipedia.org/wiki/Богатый_киргизский_охотник_с_соколом

Венгерская миниатюра из хроники (Chronicon Pictum лат.), 1358 г.

         Обратите внимание на штаны характерного желтого цвета из замши-чалбары. Ничего не изменилось за 6-7 в.    :qyrgyz_new:

 

                                         

       Нет, ничего не изменилось
       В природе бедной и простой...

                                   Н. Гумилев.             

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Так,
>по санжыра от Абулхазы бахадур хан Араб Мухамадина, примерно в 9 веке среди кыргызов Енисея жил сильный и мужественный джигит по имени Малик-баатыр. Однажды во время соревнований он покалечил своего соперника. Устыдившись, что причинил непоправимый вред своему соплеменнику, он ушел из народа, и обрел пристанище среди монгулов (монголы) в народности Кыят. В то время ушел в мир иной 30-летний монгольский хан Дайын Баян и народом правила его вдова Алангу.
  По преданиям, Маалик и Алангу полюбят друг друга. Но их союз на людях не будет возможен, ибо Маалик был представителем иного племени. Однако вскоре у них появится 3 детей. И только с рождением 3-го ребенка они открыто предстанут перед народом, хотя весть об их совместной жизни была известна уже всем. К тому времени Маалик уже завоевал уважение монгулов, и они его называли Маалик-кыргыз. А впоследствии его младший сын Будаанчаар по наследству от своей матери даже получил ханство.
  Потомки Маалик-кыргыза впоследствии стали ханами и батырами, и смогли преклонить к своим ногам более половины мира. Вот их имена: от Малик-кыргыза появился на свет Буданчаар, от него Токо. сын Токо Доотаман, от Доотамана Хайдухан. От него родился Байшумкар, сын Байшумкара Тумонкан, у которого родилось 9 сыновей. Известный Кабылхан был 6 сыном Тумонхана и от него родился Бартан-батыр. Сын Бартан-батыра Эсегей (Эсугей), от него и родился великий полководец Чынгыcхан.
  Также отметим и шестого потомка Малик-кыргыза - Тумонхана Кажулу, который был близнецом Кабылхана. От Кажулу родился Барлас, от него Эрмеш, от Эрмеша Тарагат-баатыр. От него и родился Амир-Темир. Сын его Имраншах, от Имраншаха происходит Омаршейх, от него родился Бабур. То есть Захредин-Бабур, один из правителей Индии, также был из кыргызов…
 Первый сын Тумонхана Нотакан. От него родился Мангыт. От него Кутту-Кабаба, после Узун сакал Шык. От Шыка – Чачтуу Азиз, от которого родился мудрый Едиге, отобравший у Токтомуша ханство и позже стал властвовать в Голубой Орде (Кок Ордо). Главный персонаж эпоса "Едиге" современных башкир являлся кыргызом.
  http://forum-eurasica.ru/index.php?/topic/363-kyrgyzy/?p=119459

 

 

Правда ли что Чингис хан происходит из рода кият-гергес?:

  "От легендарного Боданчара, одного из 3 сыновей, родившихся от призрака, приходящего ночью сверху юрты, сформировался этнос родоначальника Бодончара. Одним из правнуков его был Хайду, родоначальник и вождь родов ноянкин, тайджут, аралуд, куят (кыят) – гергес (род Чингисхана), ха-бурход, сунид, хонгхотан и оронар. Последним ханом монголов был Елхан, который потерпел крупное поражение от татар. Живыми остались его сын Кыян и сын младшего брата Нэкуз. Позже потомков Кыяна стали называть кыятами, а потомков Нэкуза – дарлекинами. Кстати, в Хорезме имеются города Кият и Нукус, похоже, есть какая-та связь с именами Кыян и Нэкуз. Боданчар (10-ый предок Чингисхана) был рыжеволосый и синеглазый («борджигин»)" см :http://inovainvest.ru/mongoly-296.html.

 

А также см:http://www.podgourski.net/content/8821.html

"(Борджигины- «синеокие»)- род князей-объединителей и организаторов Монгольского государства. Родоначальником его считается Буданцар (Бодончар, род не ранее 970 г), согласно легенде, сын вдовы Алан-Гоа и небесного духа Тенгри («желтого пса»). Правнук Бодончара- Хайду, отец основателей самых видных родов (ноянкин, тайджиут, аралуд, куят-гергес, хабурход, сунид, хонгхотан, оронар). Братья обобрали его и выгнали. Потомок его в 8 колене был отцом Темучина, принявшего имя Чингис-хана. Хабул-Хан-(Кабул) (род ок 1100 г) потомок в 6 колене- прадед Темуджина, вождь монголов в 1129-1135 г (Гумилев, с 263), объявил войну чжурчженям, чем остановил их войска и вынудил вернуться в Китай. «Древние монголы были, согласно свидетельствам летописцев и находкам фресок в Манчжурии, народом высокорослым, бородатым, светловолосым и голубоглазым. Современный облик их потомки обрели путем смешанных браков с окружавшими их многочисленными низкорослыми, черноволосыми и черноглазыми племенами, которых соседи собирательно называли татарами» (с 264). Ильханы Персии были чингисидами, потомками улуса Хулагу."

 Уж не кыят-кыргыз ли?

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Кстати, в Хорезме имеются города Кият и Нукус, похоже, есть какая-та связь с именами Кыян и Нэкуз.

 

Город Кият нынче переименован в г. Беруний в честь ученого Абу-Райхан Аль-Беруний, который родился и жил в этом городе на рубеже 10-11 вв. Также Кияты крупное племя в составе Арыс Конрат, имеют свою тамгу и боевой клич.

Нукус нынче столица Каракалпакстана. Насчет происхождения Нукусов много версии - самое древнее из легенд то, что нукусами назвали людей, рожденных от 9 женщин в стародавние времена сосланных в пустыню за неверность своему падишаху. Эти женщины выжили в районе нынешнего г. Ходжейли, родили детей от мужчин из проходящих караванов. Дети выросли богатырями, завоевали много земель. Также есть версии, что это название дано от реки Окс (старое название Амударьи) или Новый Окс (известно, что Амударья меняла свое русло несколько раз). Есть и другие версии.   

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

 

Кстати, в Хорезме имеются города Кият и Нукус, похоже, есть какая-та связь с именами Кыян и Нэкуз.

 

Город Кият нынче переименован в г. Беруний в честь ученого Абу-Райхан Аль-Беруний, который родился и жил в этом городе на рубеже 10-11 вв. Также Кияты крупное племя в составе Арыс Конрат, имеют свою тамгу и боевой клич.

Нукус нынче столица Каракалпакстана. Насчет происхождения Нукусов много версии - самое древнее из легенд то, что нукусами назвали людей, рожденных от 9 женщин в стародавние времена сосланных в пустыню за неверность своему падишаху. Эти женщины выжили в районе нынешнего г. Ходжейли, родили детей от мужчин из проходящих караванов. Дети выросли богатырями, завоевали много земель. Также есть версии, что это название дано от реки Окс (старое название Амударьи) или Новый Окс (известно, что Амударья меняла свое русло несколько раз). Есть и другие версии.   

 

Вообще-то это не я сказал. Это сказала некая Лидия Ветрова http://inovainvest.ru/mongoly-296.html.

 Вопрос остается: есть ли среди борджигинов кият-гергесы? И можно ли их считать  кият-кыргызами?

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

 

Bektemir, по моему, правильнее называть "войлочный калпак кочевых тюрков", потому что он распространен и у кыргызов, и у казахов, и у ногаев. Думаю, что его история уходит вглубь веков. Даже в Европе появлялись в одно время его "внебрачные" дети - треухи, треуголки, двууголки и т.п.

 

В большинстве своем у степного варианта ниже цилиндр чем у горного (кыргызского) и намного шире поля, у которых есть два выреза ("айыр") с двух сторон, отчего его края порой лихо свисали.

 

У современных монголоязычных народов такого головного убора нет.

 

А на до 15 века у знати пост монгольских государств калпаки подобно монгольским и китайским.

 

 

Ваши слова и есть ответ на заблуждения (про китайские у вас перебор :blink: ).

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Европейские треуголки появились во время развития огнестрела. Широкополые мушкетерские головные уборы приняли вид треуголок из-за помехи, а точнее из-за мушкета, который носили на плече. 

Эдак вы, товарищи, и ковбойский стетсон с загнутыми полями припишете модельерам-тюркам, шляпных дел мастерам)))

 

:lol:

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

 

Capture.PNG

 

Монгольский войлочный калпак.

 

АКБ для вашего сведения -Все монгольские головные уборы  делается из войлока.

 

:lol:

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

первые святые Руси братья Борис и Глеб в клобуках (так  на Руси называли эти головные уборы)

 

95a317e99504d3a143edd77a9a6e77ed.jpg

 

Клобук и есть Калпак. Ну-ка, как по-монгольски?  ;)

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Если судить по этой карте, то кияты и  киргиси находятся рядом( справа сверху). Значит были ( и есть ,наверное) все-таки кият-киргизы?!

Кроме того киргис и борджигин находятся рядом с озером хиргис-нур (слева сверху)

 

 

 

15d5mhg.jpg
 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

в городе сейчас не носят ... ,  в аулах ещё остались старики  , хотя и там многие одевают уже фетр , бейсболки , тюбетейки ...

 

Скорее всего все тюркские этносы Туркестана носили те или иные виды колпаков, и тока под влиянием ислама головной убор сменялся на т.н. мусульманские - такия, тюбетейки, чалмы и прочее, а так как первыми наиболее исламизированными были жители Мавераннахра с них и начался этот процесс, видимо уже ко времени Бабура знать Мавераннахра носила чалмы, по крайней мере в Бабур-наме это описывается, как носить чалму. Уйгуры перешли к этому позже, до 18 века в разных источниках головные уборы уйгуров как и на рисунках они были в колпаках различных. Далее с усилением влияния ходжей и соответственно мусульманской культуры головной убор сменялся, у Валиханова этот процесс хорошо описан, когда ходжи заставляли носить чалмы как исконно мусульманские головные уборы. Это середина 19 в. Чалма так и не прижилась у нас за исключением духовенства, но тюбетейки хорошо прижились, что их стали воспринимать как исконно родное, хотя с учетом как они видоизменились у уйгуров возможно и так их обозначить.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

 

 

0899e759e92a.jpg

1a50aa94cbf4.jpg

класс!есть оказывается и другие миниатюры!лично я вижу только кыргызские калпаки, а не короны в кавычках.  Это уже не случайность, а тенденция! А есть еще такие миниатюры, выложите пожалуйста.

.

 

 

Поэтому определять по колпакам в средневековых источниках только кыргызов или казахов, неверно. Скорее всего большая часть людей в колпаках в этих мусульманских источниках это чагатайцы - средневековый тюркский народ Мавераннахра (хотя бы по тому что они более всего контактировали с ними), одни из предков современных узбеков.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Это описание Верещагина своих злоключениях в Илийском крае, где его ранили. В сети есть работа эта можете почитать. В частности в вики на странице обсуждения Илийского султаната.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

 

 

 

0899e759e92a.jpg

1a50aa94cbf4.jpg

класс!есть оказывается и другие миниатюры!лично я вижу только кыргызские калпаки, а не короны в кавычках.  Это уже не случайность, а тенденция! А есть еще такие миниатюры, выложите пожалуйста.

.

 

 

Поэтому определять по колпакам в средневековых источниках только кыргызов или казахов, неверно. Скорее всего большая часть людей в колпаках в этих мусульманских источниках это чагатайцы - средневековый тюркский народ Мавераннахра (хотя бы по тому что они более всего контактировали с ними), одни из предков современных узбеков.

 

 

На верхней миниатюре изображен Мухаммед-Шейбани "с красавицей и музыкантами". Это из "Фатх-намэ" Шади.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Ну вы поняли что я имел ввиду. Если быть корректным в мусульманских рисунках также часто изображались монголы хулагиды и узбеки шейбаниды, но более всего на мой взгляд чагатайцы.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Это описание Верещагина своих злоключениях в Илийском крае, где его ранили. В сети есть работа эта можете почитать. В частности в вики на странице обсуждения Илийского султаната.

"В 1867 году К. П. Кауфман, генерал-губернатор Туркестана и командующий русскими войсками в Средней Азии, пригласил художника к себе на службу — тот должен состоять при генерале в чине прапорщика. В августе 1867 года Верещагин отправился в Ташкент и Самарканд. Он участвовал в обороне осаждённого Самарканда, был ранен и получил Орден Святого Георгия 4-го класса «В воздаяние за отличие, оказанное во время обороны цитадели г. Самарканда, с 2 по 8 Июня 1868 года». В конце 1868 года художник приехал в Петербург, оттуда в Париж, а затем снова в Петербург. В 1869 году он при содействии Кауфмана организовал в столице «туркестанскую выставку». После окончания выставки Верещагин снова отправился в Туркестан, на этот раз через Сибирь." см. Туркестанская серия https://ru.wikipedia.org/wiki/Туркестанская_серия

 Картины "Киргиз", "Высматривают"(1873),  "Нападают врасплох"(1871) скорее всего описывают поход русских против алайских кыргызов, которые оказали самое упорное сопротивление русским при покорении Кокандского ханства.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Затрудняюсь сказать, сколько времени продолжалось мое неловкое положение, – мне-то казалось, долго, но, в сущности, вероятно, не более одной минуты, – как вдруг все отхлынуло и понеслось прочь так же быстро, как и принеслось: это подбежали к нам на выручку солдаты. Лошадь Эмана промчалась мимо них, унтер крикнул: «Выручай, братцы, ротного убили!» – и они все бросились сломя голову вперед. Затем прискакало орудие, лихо снялось с передков, и после первого выстрела не осталось никого около нас, а после второго и около баранов, отогнанных было, но снова теперь нами захваченных. Надобно сказать, что все это случилось очень быстро, быстрее, чем я рассказываю, и сопровождалось сильнейшим шумом: с бранью налетали киргизы, с бранью я отстреливался, с бранью стреляли солдаты, с бранью же, наконец, взмахнул шашкою и Эман, когда, очнувшись и вскочив на ноги, успел еще рубнуть одного из всадников, конечно, ускакавшего умирать.

Очевидно, шум и крики входили в систему устрашения у нашего неприятеля, да отчасти и у нас самих. Впрочем, и в наиболее дисциплинированных войсках во время действия потребность пугать неприятеля и подбодрять себя шумом сказывается еще в наше время.

С удовольствием вспоминаю я, как Эман бросился мне на шею благодарить и как славно мы с ним расцеловались. В немногих словах он рассказал, как, будто в кошмаре, слышал, что его топчут, но подняться не мог. Он понял, что подвергался опасности получить несколько дырочек на свой новый полушубок и что я отвел эту опасность.

Не теряя времени, мы бросились отбирать наши трофеи, т.е. баранов, к счастью, не успевших далеко уйти. Таранчи и киргизы, несмотря на уменье обращаться с ними, так заторопились, что запугали животных, и те, вместо того чтобы идти вперед, повернули мертвым кругом, т.е. так, как обыкновенно гоняют баранов по степи, когда не хотят, чтобы они разбродились и шибко переходили с места на место. В такую-то мертвую и заходил отхваченный у нас косяк, и, несмотря на все усилия огромной толпы, его погонявшей, он передвинулся всего на несколько сажен. Два снаряда, пущенные через головы неприятелей, окончательно отняли у них охоту препираться за добычу, и они ускакали без оглядки.

Надобно сказать здесь, что именно эта атака послужила мне образцом при исполнении потом картин «Нападают врасплох» и «Окружили – преследуют». Офицер, с саблею наголо, ожидающий нападения, в первой из этих картин, передает в некоторой степени мое положение, когда, поняв серьезность минуты, я решился, коли можно, отстреляться, а коли нельзя, так хоть не даться легко в руки налетевшей на нас орды. Конечно, многое в этих картинах и изменено, кое-что, например, взято из свежего в то время рассказа о нечаянном нападении известного Садыка на небольшой русский отряд, посланный на розыск его, – нападении, случившемся перед самым приездом моим в Туркестан, на местах, по которым я проезжал. Так как и этот факт я взял не в целом составе, а заимствовал из него только нужное, наиболее характерное, то немало пришлось потом слышать нареканий за то, что картины мои – небывальщина, ложь, клевета на храброе туркестанское воинство и т.п. Даже разумный, добрый и хорошо ко мне расположенный генерал К.П. Кауфман публично укорял меня в том, «что я слишком дал волю своему воображению, слишком насочинял».

 

 

http://www.booksite.ru/vereschagin/6_12.html

 

Здесь под киргизами имеются в виду казахи, т.к. указана их родовая принадлежность кызай. Таранчи - уйгуры.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Для публикации сообщений создайте учётную запись или авторизуйтесь

Вы должны быть пользователем, чтобы оставить комментарий

Создать аккаунт

Зарегистрируйте новый аккаунт в нашем сообществе. Это очень просто!

Регистрация нового пользователя

Войти

Уже есть аккаунт? Войти в систему.

Войти


×
×
  • Создать...